roC'
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В СТРАНАХ СНГ
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2016.6.3
Калачникова Сатеник Артушевна, аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: [email protected].
Вне зависимости от исторического периода, институту выборов всегда придавалось важное политическое значение, как в Советском Союзе, так и в современное время. Для советского периода была характерна детальная регламентация основных принципов избирательного права, подробно прописывалась процедура выборов. В данной статье, автором рассмотрено закрепление основ избирательного права в конституциях странах, входящих в Содружество Независимых Государств.
избирательная система, конституция, Содружество Независимых Государств, политические права, демократическое государство.
Четверть века назад произошёл распад Союза Советских Социалистических Республик. Распалось мощное государство, которое имело свою особенную специфику государственного управления, политическую систему, не похожую ни на одну другую страну. В состав Союза Советских Социалистических Республик входило 15 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР Туркменская ССР, Эстонская ССР, Азербайджанская ССР. Естественно, что в какой-то мере они сохраняли свою национальную специфику, отличающую их друг от друга, однако все республики шли по единому пути развития, практически, столетие.
Аннотация.
Ключевые слова:
После распада СССР Литва, Латвия, Эстония, можно сказать, пошли по европейскому пути. Это весьма логично, учитывая близость этих стран к Европе и активную поддержку со стороны Европейского союза. Данными государствами была воспроизведена демократическая политическая система.
А что же касается остальных двенадцати государств, то они объединились в международную организацию - Содружество Независимых Государств. Эти страны строили свою государственность, опираясь на единый путь развития, по которому они шли сначала в составе Российской Империи, а затем - в составе СССР, естественно, имея свои национальные особенности. Но можно говорить, как о схожести политической системы, в целом, так и о системе государственного управления, в частности. В данный момент в Содружество Независимых Государств входит Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. В 2009 г. Грузия официально вышла из состава СНГ.
Ещё в последние годы существования СССР проводилась реформация политической системы: был введён институт президента, изменена структура высших органов власти, система выборов, начали активизироваться различные силы в политической жизни страны, в частности, это связанно со стремительным ростом числа общественных организаций, движений, фронтов.
После распада СССР во всех республиках был взят курс на демократизацию политической системы. Начался период крупномасштабных реформ в политической системе. А т.к. основой демократии в любой стране является принцип равенства и свободы всех людей, защита основных прав и свобод, активное участие народа в политической жизни общества, плюрализм и выборность основных органов власти, то основной, составной частью реформ являлась реформа избирательной системы.
В связи с вышесказанным, большое значение имеет исследование конституционного закрепления избирательных систем в странах Содружества Независимых Государств.
Надо отметить, что распад Советского Союза и приобретение республиками независимости и государственного суверенитета не могли не сказаться на конституционном законодательстве стран. Во всех странах СНГ начался период реформации, в первую очередь, связанный с принятием новых конституций. В процессе разработки и принятия новых конституций каждое государство использовало как свой собственный конституционный опыт, так и опыт конституционных преобразований в России.
Конституции принимались в основном двумя способами. Либо путём проведения референдума, как это было в России, Белоруссии, Армении, Казахстане, так и парламентским путём, как в Узбекистане, Украине.
Вне зависимости от исторического периода, институту выборов всегда придавалось важное политическое значение, как в Советском Союзе,
Калачникова С.А.
«Конституционное закрепление основ...»
6/2016
29
так и в современное время. Для советского периода была характерна детальная регламентация основных принципов избирательного права, подробно прописывалась процедура выборов. Хотя избирательная кампания проходила, можно сказать, формально и итоги были заранее предрешены, в то же время эффективность выборов была достаточно высока.
Что же говорить о современном времени?! В некоторых конституциях даже не прописано основных избирательных принципов, таких как всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Отсутствует и специальная глава, посвящённая избирательному праву. Это свойственно для конституции Российской Федерации, конституции Республики Казахстан. Данный факт является достаточно удивительным, т.к. проследив конституционный опыт России, мы видим, что во всех конституциях РСФСР, так или иначе, были прописаны нормы, касающиеся избирательного права:
- в Конституции РСФСР 1918 г. - раздел «об активном и пассивном избирательном праве»;
- в Конституции РСФСР 1925 г. - глава «о выборах в Советы»;
- в Конституциях РСФСР 1937 г. и 1978 г. - глава «избирательная система».
Такие же упоминания об избирательной системе имелись и в Конституциях остальных республик, входивших в состав СССР.
Надо заметить, что в проекте, внесённом на рассмотрение Конституционной комиссии при принятии новой Конституции Российской Федерации, основополагающие принципы избирательного права были внесены в текст закона. Однако из-за того, что члены комиссии не могли прийти к консенсусу, данная норма была исключена из окончательного варианта Конституции РФ.
Это является существенным упущением и недоработкой текста основного закона, поскольку избирательное право является основой построения демократического общества. А т.к. согласно ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а в преамбуле основного закона провозглашена «незыблемость демократических основ», закрепление основополагающих принципов избирательного права является необходимым условием для построения демократического и правового государства.
Однако нельзя не отметить, что законодатель отчасти заполнил этот пробел принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», тем самым отчасти приблизившись к международным стандартам в области избирательного права.
Что касается остальных стран, входящих в СНГ во многих из них нормы о выборах детально регламентируются и содержатся в отдельных главах и разделах Конституций. К таким странам можно отнести Республику Узбекистан, в Конституции которой содержится целая глава, посвящённая
избирательной системе. В данном государстве, вообще происходит активная реформация избирательной системы, которая направлена на усовершенствование и демократизацию избирательного права. Также нормы о выборах детально регламентированы в Конституции Республики Беларусь, в частности, в ст. 38 говориться о том, что «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании»1. Также имеется раздел III Конституции «Избирательная система. Референдум»2. Что касается остальных государств, участников СНГ, нормы о выборах представлены лишь в общем виде. В Молдове действует, так называемый органический закон, который принимается на основе бланкетной нормы, содержащейся в конституции.
В Казахстане и Таджикистане вопросы выборов регулируются специальными конституционными законами.
Проанализировав законодательство стран СНГ, можно сделать вывод о том, что по содержанию специальные законы, принятые в данных государствах, имеют много общего в части структуры, задач, назначения. Однако нельзя не сказать и о различиях, которые касаются содержания и объёма решаемых в них вопросов.
В некоторых странах, таких как Армения, Азербайджан, Беларусь, Молдова действует специальный кодифицированный акт - Избирательный кодекс. Наличие такого акта позволяет данным государствам систематизировать нормы избирательного права и детально регулировать весь избирательный процесс в рамках одного акта.
Надо отметить, что на формирование внутреннего законодательства стран входящих в Содружество Независимых Государств большое влияние оказывает принятие в 2002 г. Конвенции о Стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств3. Данный документ являлся первым в мировой практике международным договором, в котором рассматривались вопросы, связанные с правовым регулированием международных избирательных стандартов. Страны СНГ с подписанием данного договора приняли на себя международные обязательства по обеспечению избирательных прав в своих странах.
Проанализировав опыт данных государств, можно говорить о том, что: - конституции стран СНГ так или иначе закрепляют значительное число институтов непосредственной демократии, в частности, народная правотворческая инициатива, выборы, референдум;
1 Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. // Звязда. 27.11.1996.
2 Там же.
3 Конвенции о Стандартах Демократических Выборов, Избирательных Прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств от 07.10.2002 г. // Гарант: информационно-правовое обеспечение. URL: http://base.garant.ru/1156220/.
Калачникова С.А.
«Конституционное закрепление основ...»
6/2016
31
- избирательные права сформулированы по-разному, что в основном сводиться к степени детализации того или иного правомочия;
- основные политические права и свободы закрепляются в Конституциях стран СНГ на основе таких документов, как стандарты демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках СНГ; Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта о гражданских и политических правах.
В связи с тем, что во многих странах отсутствует закрепление на уровне конституции глав и разделов, регулирующих вопросы, касающиеся избирательной системы, то в этих государствах недостаточно чётко гарантируется защита демократических принципов, в целом, и норм избирательного права, в частности.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г
2. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/ main.aspx?guid=14551.
3. Конвенции о Стандартах Демократических Выборов, Избирательных Прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств от 07.10.2002 г. // Гарант: информационно-правовое обеспечение. URL: http://base.garant.ru/1156220/.
4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / под ред. А.А. Вешнякова. М.: Норма, 2003.
5. Конституционное совещание: Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 1. М., 1997. С. 314.
6. Ранета Л., Кожабаева А. Казахстан и Украина: политические системы в контексте макроэкономической ситуации // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 3. С. 98 - 99.