УДК 340
Калачникова Сатеник Артушевна
аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ sargsyan.sati@gmail.com
Satenik A. Kalachnikova
Post-graduate student of
the Department of
State Legal Disciplines
The Russian Presidential Academy of
the National Economy and
Public Administration
sargsyan.sati@gmail.com
Общее и особенное
в правовом регулировании процедуры выдвижения кандидатов
и политических партий в странах снг
General and specific points
in the legal regulation of the procedure of nomination of candidates and political parties in the cis countries
Аннотация. В статье отмечается, что в основе правовой системы государства лежит избирательная система. В данной статье рассматривается один из основных элементов избирательной системы любой страны, а именно: выдвижение кандидатов и политических партий на выборах. Проводиться анализ особенностей процесса выдвижения в странах СНГ. Выделяются недостатки в данном процессе, которые противоречат нормам демократии и ущемляют пассивные избирательные права граждан в данных государствах. Так же рассматривается законодательство стран, входящих в состав СНГ, на предмет соответствия Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках. Указываются несоответствия норм избирательного законодательства государств, входящих в СНГ, нормам Конвенции. Помимо этого, отмечаются положительные особенности в законодательстве стран СНГ, которые могли бы быть учтены при реформировании законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: Избирательная система, выдвижение кандидата, Содружество Независимых Государств, политические права, демократическое государство.
Annotation. Electoral system is the keystone of the legal system of any country. This article is devoted to the problem of nomination of candidates and political parties for elective places, one of the key elements of any electoral system. The peculiarities of the nomination process in the Commonwealth of Independent States is analysed, electoral flaws uncovered. Those flaws contradict any democratic rules and infringe passive electoral rights of citizens of those countries. Legislations of countries -members of the Commonwealth of Independent States is also examined for their conformity to the Convention on Standards for Democratic Elections and Electoral Rights and Freedoms in CIS Member States. Infringing rules are discussed by the author. The author also draws attention to all positive features of CIS legislations which can be taken into consideration when reforming the legislation of the Russian Federation.
Keywords: The electoral system, Nomination of a candidate, the Commonwealth of Independent States, political rights, democratic state.
Избирательная система занимает одно из основополагающих мест в правовой системе любого государства, так как является важнейшим инструментом демократии. Ведь анализируя как опыт Российской Федерации, так и опыт зарубежных стран, можно говорить о том, что любые изменения избирательной системы
всегда оказывают влияние на конечный резуль-
.
В статье будет рассмотрен такой элемент изби-,
и политический партий.
Для начала необходимо отметить, что государствами, входящими в состав СНГ, была подписана Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ 7 октября 2002 г. (Кишинев) [1], которая вступила в силу 11 ноября 2003 года [2]. Из стран СНГ Конвенция не была подписана лишь Узбекистаном.
Подписание данного акта имеет важнейшее значение, так как отражает стремление государств, , -
вать свою избирательную систему. Нельзя не
отметить уникальность данного акта, поскольку ранее не было принято ни одного похожего документа, который регулировал бы вопросы избирательной системы не только внутри определенной станы, но и на международном уровне.
Отметив значимость данного документа, является целесообразным проанализировать вопросы выдвижения кандидатов и политических партий в странах СНГ на соответствие данной Конвенции.
Посредством выдвижения и регистрации кандидатов, в первую очередь, реализуется пассивное . -
стью участия граждан в выборах в качестве кан-
,
связан вопрос демократизма избирательной системы той или иной страны. Как нам известно, именно через участие политических партий в выборах происходит воздействие граждан на осуществление государственной власти.
В юридической науке, как правило, выделяют такие способы выдвижения кандидатов как:
- самовыдвижение;
- выдвижение политическими партиями (иными общественными объединениями);
- .
Иногда предусматривается и такой способ, как самовыдвижение с поддержкой избирателей.
В Российской Федерации вопрос выдвижения и регистрации кандидатов регулируется федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Предусматривается возможность самовыдвижения и выдвижение избирательными объединениями. Так же предусмотрена возможность определения особого порядка выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ законом субъекта РФ.
В законодательстве имеется указание на то, что от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта должны поддер-, -
выдвижения или от политической партии. Данная
норма противоречит Конвенции о стандартах де-
,
свобод в государствах-частниках СНГ, в которой имеется указание на то, что граждане должны иметь возможность осуществлять самовыдвижение как с поддержкой избирателей, так и без этой поддержки. Однако в отечественном законодательстве не предусмотрена возможность самовыдвижения кандидата без поддержки депутатами представительных органов субъектов.
В Армении вопрос выдвижения кандидатов регулируется Избирательным кодексом. Согласно ст.81 Избирательного кодекса Республики Армении от 28 мая 2016 г. № ЗР-54 [3, С. 456] к субъектам выдвижения кандидатов в депутаты Наци-
онального Собрания относятся партии и блоки партий. Законодательством предусмотрено выдвижение политическими партиями и самовыдвижение в главы муниципалитетов и в члены .
Аналогичные способы выдвижения предусмотрены и избирательном законодательстве Азер-.
лишь в возможности выдвижения кандидатов помимо политических партий и их блоков, самовыдвижения еще и группами избирателей.
Существенные отличия в выдвижении кандидатов имеются в Белоруссии. Правом выдвижения кандидатов обладают политические партии и .
иным общественным объединениям. Нельзя не констатировать тот факт, что выдвижение кандидатов трудовыми коллективами является пережитком советского прошлого.
Надо отметить серьезный недостаток, имеющийся в избирательной системе Белоруссии. Связан он с тем, что законодательством предусмотрена возможность проведения безальтерна-.
наличии всего одного кандидата в бюллетене. Безальтернативность выбора является признаком авторитарного и тоталитарного режимов. Однако можно отметить, что в последние годы наблюдается процесс либерализации избирательной системы Белоруссии. Об этом свидетельствует тот факт, что на выборах в парламент 11 сентября 2016 г. безальтернативные
округа уже отсутствовали [4].
,
выборы возможны и в России. Данная норма предусмотрена в п. 5 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах
» [5, С. 171]
повторное голосование может проводиться по , -
датов останется только один. Одновременно должно быть соблюдено условие о том, что такой кандидат считается избранным в случае,
50 % -
телей, принявших участие в голосовании.
В Казахстане предусмотрены такие способы выдвижение кандидатов как: выдвижение республиканскими общественными объединениями или самовыдвижение на пост Президента; выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями в маслихатах кандидатов депутаты Сената; выдвижение части кандидатов в Мажилис зарегистрированными поли, - -
ей народа Казахстана.
В Киргизии предусмотрено два способа выдвижения кандидата в президенты : (
30 000 );
Выдвижение политической партией (при этом
порядок выдвижение определяется не только , ).
Правом выдвижения кандидата в депутаты Жо-горку Кенеша обладают только зарегистрированные политические партии.
В законодательстве Молдавии предусмотрено, что правом выдвижения кандидатов обладают кроме политических партий, « иные общественно-политические организации». Так же отметим наличие заградительного барьера для независимых кандидатов на выбор в парламент. Ранее он составлял 4 %. Однако из-за невозможности преодоления такого высокого порога барьер был снижен до 2 %. Но даже снижение порога в два раза не позволило кандидатам преодолеть его на последних парламентский выборах в 2014 г. Поэтому можно говорить о том, что данная норма не работает и нарушается на практике.
Далее хотелось обратиться к опыту Республики Таджикистан и отметить тот факт , что при самовыдвижении кандидата на пост Президента, ему необходимо иметь поддержку 5 % избирателей от общего числа граждан. Такой процент является весьма высоким. В республике проводились
2- , -
нако, такие изменения так и не были приняты.
, ,
они выдвигаются Маджилисом Оли. Такой порядок выдвижения кандидатов является весьма .
Осложненный порядок выдвижения кандидата в Президенты предусмотрен и в Узбекистане. После внесенных изменений в законодательство в
2015 г. [6, C. 645] кандидатура выносится поли,
Минюсте, и должна поддерживаться избирателями (необходимо собрать 1 % подписей от общего числа граждан страны).
Литература:
1.
выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ 7 октября 2002 г. (Кишинев) // Бюллетень международных договоров. 2006. 2.
2. -
,
государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002г.) // « ».
3. Избирательный кодекс Республики Армении от 28 мая 2016 г. № ЗР-54 // Официальные ведомости Республики Армения. 30 мая 2016 года. № 42 (1222). Ст. 456.
4.
выборов [Элеетронный ресурс], URL: http:// kraj.by/ belarus/news/vibori-2016-v-belarusi/-tsentrizbirkom-podvel-predvaritelnie-itogi-vi borov-2016-09-13 (дата обращения: 01.02.2017).
5. 10 2003
№ 19-ФЗ «О выборах Президента Российской » // . 2003. № 2. Ст. 171.
Подводя итоги вышеизложенного, можно выделить следующие аспекты:
1. Практически во всех рассмотренных странах используются все известные способы выдвиже-
.
2. В некоторых странах помимо общепринятых
, :
- в Белоруссии предусмотрено выдвижение
трудовыми коллективами;
-
«иными общественными организациями»; -
Ассамблеей народов Казахстана.
3. В Таджикистане отсутствует возможность самовыдвижения на пост Президента страны, а сама процедура выдвижения весьма усложнена. При этом можно говорить о недемократичности данной нормы в целом и ущемлении пассивного избирательного права граждан в част.
4. Необходимо отменить такой недостаток избирательной системы Белоруссии, как наличие
. -рактеризует избирательную систему Белоруссии как крайне недемократическую.
5. В избирательном законодательстве Молдавии имеется положение о наличии весьма высокого заградительного барьера для независимых кандидатов на выбор в парламент. Как нами было рассмотрено выше, данное положение не работает на практике.
Literature:
1. The convention on standards of democratic elections, the electoral rights and freedoms in the State Parties of the CIS on October 7, 2002 (Chisinau) // the Bulletin of international treaties. 2006. № 2.
2. The status of the Convention on standards of democratic elections, the electoral rights and freedoms in the State Parties of the Commonwealth of Independent States (Chisinau, on October 7, 2002) // Union of Right Forces «Guarantor».
3. The electoral code of the Republic of Armenia of May 28, 2016 № ZR-54 // Official sheets of the Republic of Armenia. May 30, 2016. № 42 (1222). Art. 456.
4. The Central Electoral Commission summed up the preliminary results of elections [An electronic resource] URL: http://kraj.by/belarus/news/vibori-2016-v-belarusi/-tsentrizbirkom-podvel-predvaritelnie-itogi-viborov-2016-09-13 (date of the address: 01.02.2017).
5. The federal law of January 10, 2003 № 19-FZ «About an election of the president of the Russian Federation» // the Collection of the legislation of the Russian Federation. 2003. № 2. Art. 171.
6. « изменений и дополнений в некоторые законода-
» 29 -
кабря 2015 года № ЗРУ-396 // СЗ РУ. 2015. № 52. . 645.
6. The law of the Republic of Uzbekistan «About modification and additions in some legal acts of the Republic of Uzbekistan» of December 29, 2015 № ZRU-396 // SZ RU. 2015. № 52. Art. 645.