социум
УДК 341.215.4
Правовые предпосылки распада СССР
Аннотация. В статье рассматриваются правовые и государственно - политические предпосылки распада Союза Советских Социалистических Республик. Несовершенство политической системы СССР привело к ослаблению руководства Центра в лице Коммунистической партии Советского Союза и усилению республиканских властей, вызвавшему рост сепаратизма в союзных республиках, формированию Народных фронтов, появлению новых политических партий, сыгравших существенную роль в распаде Советского Союза.
Ключевые слова: субъекты федерации и конфедерации; правовая система; национальный суверенитет; Народный фронт; Содружество Независимых Государств; Алма-Атинская декларация.
Abstract. In this article legal and political preconditions of disintegration of the USSR are envisaged. The imperfection of the political system of the USSR leaded to weakening of the Central government represented by the Communist party of the Soviet Union and to strengthening of the republic government which provoked the increase of separatism in the allied republics, the formation of the National fronts, the appearance of new political parties which played an important role in disintegration of the Soviet Union.
Keywords: subjects of federation and confederation; legal system; national sovereignty; National front; the Commonwealth of Independent States; Alma-Ata declaration.
Ш Тюзина Ю. С.,
K| студентка юридического факультета
jb Финансового университета
■fB- Ы [email protected]
П
Предпосылки распада СССР исследованы в трудах В. П. Кирсанова, Д. Г. Красильнико-ва, Н. П. Попова и др. Так, Д. Г. Красильников выделяет стремление рабочих комитетов к ликвидации прежних государственных властных отношений. В. П. Кирсанов отмечает влияние Запада на распад Союза и на мировоззрение людей.
В числе основных факторов, вызвавших распад СССР, деградация системы управления. Государственная власть опиралась на «совместные постановления» партийного комитета, Совета народных депутатов соответствующего уровня, исполнительного комитета, профсоюзного органа и комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. Эти постановления рассматривались органами власти и управления, советскими общественными организациями как руководство к действию, в том числе и в законотворчестве [1, с. 195]. Все важные государственные и региональные вопросы в первую очередь решались в соответствующем комитете партии, а органы госу-
дарства или общественные организации выполняли партийное решение.
С началом перестройки, провозглашенной М. С. Горбачевым как обновление партии и демократизация общества, роль Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) как руководящей и направляющей силы страны стала неуклонно снижаться. Н. Попов отмечает, что старая партийная система деградировала от вполне легитимных органов власти до нелегитимных и преступных [2, с. 2-4]. Экономический кризис показал несостоятельность партийной структуры управления в решении насущных проблем. Эффективней работали органы местного самоуправления. Забастовочные движения в первую очередь подавлялись их силами, а не главным органом управления страной. По данным ВЦИОМа, стачкомам доверяли 80% респондентов, остальные 20% были примерно одинаково разделены между традиционными властными структурами и народными депутатами [3, с. 51].
Смена политических настроений не обошла и выборную сторону дела. С ростом демократических настроений в обществе произошли перемены в отношении к КПСС, граждане стали массово уходит из ее рядов.
В 1990 г. на Первом Съезде народных депутатов России был принят «Декрет о власти» [4, с. 63-64], который запрещал руководство КПСС на государст-
Научный руководитель Галас М. Л., доктор исторических наук, профессор.
венных предприятиях, в учреждениях и организациях, в правоохранительных органах, КГБ, Вооруженных силах и иных военизированных формированиях. Однако ответственность за вмешательство политических партий, партийно-политических органов и иных общественных организаций в деятельность органов государственной власти и управления, хозяйственную и социально-культурную деятельность государственных предприятий, учреждений и организаций декретом не устанавливалась.
Независимость властных решений от партийных предпочтений была закреплена в указе Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» (так называемый указ о департизации) [5]. Указом запрещалась деятельность не только существующих, но и новых партийных структур в государственных органах, учреждениях, организациях, концернах и на предприятиях. Борьба с аналогичной целью была развернута и на региональном уровне. Таким образом, сокращалось влияние КПСС, и устанавливалась многопартийность.
Одной из причин распада Союза ССР была, конечно, нестабильная обстановка внутри страны в целом и в каждой республике в отдельности. В 1986 г. в Алма-Ате произошли выступления студентов-казахов, а в феврале 1988 г. часть армянского населения На-горно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР выступили с требованиями о включении автономии в состав Армянской ССР. Потом последовали трагические события на национальной почве в Сумгаите, Фергане и др.
В большинстве союзных республик стали появляться Народные фронты, выдвигавшие идеи государственного суверенитета, реформирования системы Союза на основе двусторонних и многосторонних договоров. Такие фронты возникли в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии и т. д. Народный фронт Латвии (НФЛ), например, как и другие народные фронты, выступил за создание правового государства, свободу совести, экологическую безопасность, переход от административно - командной системы к рыночной экономике (особо подчеркивая значение частной собственности) [6, с. 3-7].
Новой формой правления НФЛ видел парламентскую республику времен Латвийской республики 1920-1940 гг. При этом активисты НФЛ акцентировали внимание на том, что в 1940 г. республика была насильственно включена в состав СССР. Стоит отметить важную роль НФЛ в принятии закона о гражданстве. Народный фронт выступал за прекращение иммиграции из других республик [6, с. 20].
Для достижения поставленных целей, развития сотрудничества и обмена опытом Народными фронтами Эстонии, Латвии и литовским движением «Саюдис» в мае 1989 г. была созвана Балтийская Ассамблея. В статье 1 «Соглашения об общих целях и намерениях по сотрудничеству» Ассамблея безоговорочно признала:
а) принцип невмешательства в дела друг друга;
б) право каждой нации на свой собственный исторический выбор;
в) право каждой нации на самостоятельное установление форм правления [7, с. 13].
с началом перестройки, провозглашенной М. с. Горбачевым как обновление партии и демократизация общества, роль коммунистической партии советского союза (кПсс) как руководящей и направляющей силы страны стала неуклонно снижаться
Отличительной чертой Балтийской Ассамблеи было стремление к демилитаризации Прибалтики. В то же время Народные фронты Украины и Белоруссии не выдвигали таких требований.
Народный Рух Украины помимо установления общепризнанных прав и свобод человека требовал от руководства СССР полной компенсации за причиненные убытки людям и народному хозяйству республики в результате чернобыльской аварии. С течением времени Народный Рух Украины отказался от тезисов о социалистической республике, сотрудничестве с Коммунистической партией Украины и СССР. Затем Рух, как и НФЛ, стал выступать за приватизацию государственных предприятий,децентрализацию управления народным хозяйством.
отличительной чертой Балтийской Ассамблеи было стремление к демилитаризации Прибалтики. в то же время народные фронты Украины и Белоруссии не выдвигали таких требований
Изначально Народные фронты позиционировали себя как массовые общественно политические организации. Однако это было не так. Например, НФЛ с самого начала фактически стал политической партией. Он имел программу и устав, в которых были определены организационное устройство с четкой иерархией, условия приема и исключения, финансовое обеспечение, правовое положение и атрибутика.
социум
Как известно, отличительной особенностью партии является стремление к власти через участие в выборах в органы власти. Это было зафиксировано в программе НФЛ. В результате из активистов НФЛ вышли кандидаты в народные депутаты СССР и республик, которые на выборах одержали победу [8, с. 403].
народные фронты стали одной из движущих сил распада ссср, а «языковые революции» и «парад суверенитетов» реализовали желание субъектов советского союза реформировать прежние отношения
Народные фронты стали одной из движущих сил распада СССР, а «языковые революции»1 и «парад суверенитетов»2 реализовали желание субъектов Советского Союза реформировать прежние отношения.
Проблема существовавших государственных органов власти заключалась в том, что противоречивость и непоследовательность их действий подчас приводила к конфликтам внутри субъектов. Ст. 73 Конституции СССР [9] не закрепляла закрытый перечень предметов ведения Союза и заканчивалась указанием,что ведению СССР подлежит «решение других вопросов общесоюзного значения». Данное положение позволяло Центру практически неограниченно вмешиваться в компетенцию руководителей республик, что делало их положение шатким.
Подготовка и переговоры по поводу законодательного акта, закреплявшего новые отношения между союзными республиками (конфедерация или федерация по усмотрению субъекта), его принятие были сорваны политической борьбой Б. н. Ельцина и М. с. Горбачева
Также осложняло формирование суверенной государственной власти субъекта подписание Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» [10]. В соответствии с этим законом мероприятия юридических и физических лиц, основанные на приостановленных актах СССР или актах, не подтвержденных республиканскими властями, объявлялись недействительными. Так, по мнению
1 Языковые революции - принятие актов союзных республик о придании языку коренной национальности статуса государственного на основе Конституции СССР 1977 г.
2 Парад суверенитетов - провозглашение независимости союзными и автономными республиками путем принятия деклараций о суверенитете.
многих историков, было положено начало «войне законов».
Подготовка и переговоры по поводу законодательного акта, закреплявшего новые отношения между союзными республиками (конфедерация или федерация по усмотрению субъекта), его принятие были сорваны политической борьбой Б. Н. Ельцина и М. С. Горбачева и нестабильной «закулисной» обстановкой. Даже те уступки союзным республикам, которые делали оба лидера, были только игрой во благо собственной политики. Если Ельцин выступал за реформирование системы, за новое содружество независимых государств, полную независимость, то Горбачев до конца придерживался политики, позволяющей осуществлять деятельность государства в прежних рамках союзных отношений.
Не последнюю роль в распаде СССР сыграл Государственный комитет по чрезвычайному положению -ГКЧП. Уже сам факт его создания был расценен как попытка государственного переворота и обоснование несостоятельности прежнего политического лидера. Хотя «переворот» и не удался, он показал слабость обороны защитников Союзного государства, предоставив Ельцину возможность продолжения агрессивных действий. Эти действия никак не соответствовали итогам единственного в истории СССР всенародного волеизъявления - референдума 17 марта 1991 г. о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности. В референдуме приняли участие 80% избирателей. Из них 76,4% проголосовали за СССР [11].
Однако всесоюзный референдум был проведен не во всех республиках. От него отказались Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Молдавия и Армения. Стоит отметить, что в этих республиках референдум все же был проведен только по инициативе отдельных местных советов и трудовых коллективов.
8 декабря 1991 г. на встрече в Беловежской пуще главы трех республик - Белоруссии, России и Украины, как субъекты международного права и государства -учредители Союза ССР, объявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 г.
Стоит вспомнить, что в основании СССР принимала участие также Закавказская Федерация, включавшая в себя в 1922 г. Азербайджан, Грузию и Армению. Закавказская Федерация прекратила существование в 1936 г. Входившие в ее состав республики в 1991 г. были в составе СССР. Однако в Беловежской пуще их не было.
На беловежской встрече руководителей трех уже бывших союзных республик на основании прекращения действия Союзного Договора 1922 г. было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), известное так же как Беловежское [12].
Несмотря на то, что Советский Союз покинули три республики, он формально продолжал существовать, так как о выходе из него не заявляли остальные республики, входившие в состав СССР наравне с Белоруссией, Россией и Украиной. Поэтому важно отметить, что учредительным характером обладают именно положения Алма-Атинской декларации. 21 декабря 1991 г. ее подписали уже бывшие союзные республики за исключением Латвии, Литвы и Эстонии, а Грузия присоединится к СНГ в 1993 г. Бывшие союзные республики в самом общем виде гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
Алма-Атинская декларация обозначила принципы отношений между суверенными государствами, определила условия для решения широкого спектра непростых проблем, связанных с распадом СССР.
В целях координации деятельности стран - участниц СНГ учреждался высший орган - Совет глав государств, а также Совет глав правительств. Так как Содружество Независимых Государств не являлось государством, оно не могло быть правопреемником СССР. Поэтому в соглашении закреплялось, что правопреемство осуществляется республиками. Но существовали конфликтные ситуации в связи с отсутствием возможности разделения некоторых правомочий СССР. Кроме того, не все республики имели необходимые механизмы их осуществления в той или иной области. Ввиду сложившейся обстановки Россия, заключив соглашения с другими республиками бывшего СССР, приняла на себя права и обязанности СССР в тех областях, которые нельзя или нецелесообразно было делить.
литература
1. Красильников Д. Г. Межсистемные политические ситуации в России в ХХ веке: проблемы теории и истории.- Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 251 с.
2. Попов Н. Кризис доверия - кризис власти // Огонек. 1990. № 7. С. 2-4.
3. Кубась Г. В. Рабочие комитеты Кузбасса // Социологические исследования. 1990. № 6. С. 49-53.
4. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (19901993 гг.): в 6 т. Т. 1: 1990 год / под общ. ред. О. Г. Румянцева.- М.: Волтерс Клувер, 2007. 936 с.
5. Указ Президента РСФСР от 20.07.1991 № 14 «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР». Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Программа Народного фронта Латвии. Устав Народного фронта Латвии.- Рига: Авотс, 1989. 22 с.
7. Балтийская ассамблея народных фронтов Эстонии, Латвии, Литвы [13-14 мая 1989 г.].- Таллинн: Б. и., Б. г., 1989. 14 с.
21 декабря 1991 г. было подписано решение о переходе к России от СССР членства в Совете Безопасности ООН. Соглашение «О совместных мерах в отношении ядерного оружия», заключенное между республиками, на территории которых располагалось ядерное оружие (Россия, Беларусь, Украина и Казахстан), предоставляло Президенту России право применения ядерного оружия. Таким образом был установлен правовой переход политических рычагов воздействия СССР на мировую политику, а также правовой переход использования ядерных сил под юрисдикцию России.
на беловежской встрече руководителей трех уже бывших союзных республик на основании прекращения действия союзного договора 1922 г. было подписано соглашение о создании содружества независимых Государств (снГ), известное так же как Беловежское
Распад СССР был обусловлен политической борьбой, нестабильностью социальной жизни, необходимостью изменения экономической системы, преобразования законодательства в соответствии с новой формой правления, государственного устройства, политическим режимом, имплементации норм международного права в национальные правовые системы. Положения Конституции СССР 1977 г. заложили основу создания и развития независимых государств на территории бывшего СССР, закрепили их статус как субъектов международного права.
8. Блейере Д. и др. История Латвии. ХХ век.- Рига, J. Ь V, 2005. 475 с.
9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Закон РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР». Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Сообщение Центральной комиссии референдума СССР об итогах референдума СССР, состоявшегося 17 марта 1991 г. // Правда. 1991. 27 марта.
12. Постановление ВС РФ от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (вместе с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», Протоколом от 21.12.1991, «Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств», «Протоколом совещания глав независимых государств», решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21.12.1991, «Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия», «Алма-Атинской декларацией»). Доступ из справ.- правовой системы «Консуль-тантПлюс».