и.с. Алёхина
6. Попова А.В., Гриванов Р.И. Транснациональные корпорации как субъект международных экономических отношений. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13161
7. Побирченко В.В., Сазонова Г.В. Транснациональный фактор трансформации экономики Украины в условиях глобализации // Культура народов Причерноморья. 2001. № 26. С. 33-37.
8. Цыганков П.А. Международные отношения: учебное пособие. М., 1996.
9. Шагабиева Е.М. Международные неправительственные организации: их виды, особенности, категории и характеристика // Власть. 2010. № 9. C. 94-96.
10. Наумов А.О. Международные неправительственные организации и проблемы глобального управления // Государственное управление. Электронный Вестник. 2013. Вып. 39, авг. С. 49-76.
11. Минасян Г., Восканян А. Зарубежные НПО: механизм влияния на внутреннюю политику в СНГ // Обозреватель - Observer: научно-аналитический журнал. 2013. № 3. С. 6-19.
12. Стецко Е.В. «Глобальное управление» и роль неправительственных организаций в его становлении // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 4. С.110-115.
13. Фокина В.В. СМИ как акторы мировой политики // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 1 (28).C. 61-65.
I.S. Alekhina
Features of Legal Regulation of the Electoral Law Principles in the Constitutions of the CIS Member States
Features of the legal regulation of the principles of universal, equal and direct suffrage, as well as the principles of obligation and periodicity of elections in the constitutions CIS member states are considered. The electoral legal standards to ensure a uniform interpretation and application of these principles are analyzed.
Key words and word-combinations: principles of electoral law, legal regulation of principles, election standards, electoral standards, constitutions, CIS.
Рассматриваются особенности правового регулирования принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, а также принципов обязательности и периодичности выборов в конституциях стран СНГ Анализируются правовые избирательные стандарты, обеспечивающие единообразное понимание и применение данных принципов.
Ключевые слова и словосочетания: принципы избирательного права, правовые избирательные стандарты, конституции, СНГ.
DOI 10.22394/1682-2358-2017-1-44-50
УДК 342.8 ББК 67.400.8
И.С. Алёхина
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В КОНСТИТУЦИЯХ ГОСУДАРСТВ -УЧАСТНИКОВ СНГ
На
1.а основе фундаментальных прав и свобод человека и гражданина в международных документах были сформулированы важнейшие принципы избирательного права. Их единообразное понимание и применение обеспечивается правовыми избирательными стандартами, которые выступают в качестве нормативной основы и одновре-
44
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1
менно правовым средством процесса реализации норм избирательного законодательства.
В сферу нашего изучения вошли особенности правового регулирования принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, обязательности и периодичности выборов, а также правовые избирательные стандарты, обеспечивающие единообразное понимание и применение указанных принципов, закрепленные в Конституциях государств — участников Содружества Независимых Государств (далее государств — участников СНГ). Несомненно, указанный перечень принципов является неполным. Отметим, что в работе не исследуется избирательное законодательство государств — участников СНГ.
Единообразное понимание и применение принципа всеобщего избирательного права обеспечивается, в частности, правовыми избирательными стандартами: избирательными цензами; дополнительными условиями реализации пассивного избирательного права граждан; ограничениями активного и пассивного избирательного права, связанными с нахождением места жительства гражданина; обеспечением участия в выборах (в голосовании) для граждан, находящихся в день голосования на территории иностранных государств; ограничением статуса депутата и выборного должностного лица; особыми условиями реализации избирательного права военнослужащими [1].
Проанализировав конституции государств — участников СНГ, можно сделать вывод, что основными законами этих государств предусмотрено введение избирательных цензов (стандарт ограничения активного и пассивного избирательного права), который по своему характеру не является дискриминационным и не противоречит международным обязательствам некоторых государств [2, ст. 18] (например, предоставление пассивного избирательного права гражданам по достижении определенного возраста). При указании возраста используются различные формулировки. Так, в отношении глав государств конституции Республик Азербайджана [3], Армении [4], Беларуси [5], Казахстана [6], Кыргызстана [7], России [8] установливают, что Президент «может быть избран»; согласно конституциям Республик Молдова [9], Таджикистана [10] и Украины [11] Президент «избирается».
Конституциями закреплены дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста. Так, в Азербайджане, Армении, Беларуси, Кыргызстане, России, Таджикистане Конституции содержат формулировку «не моложе 35 лет», в Казахстане — «не моложе 40 лет», лицо, «достигшее 35 лет» — в Армении и Украине, «достигшее 40-летнего возраста» — в Молдове. Указание на допустимость установления максимального возраста «не старше 70 лет» имеется только в Конституции Кыргызской Республики.
Правовой стандарт дополнительных условий реализации пассивного избирательного права также не позволяет одному и тому же лицу занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд.
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1 4" 5
В конституциях государств — участников СНГ эта норма применима к должности Президента страны. Например, «одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза подряд» (Армения); «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды» (Кыргызстан); «одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд» (Молдова, Россия); «одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд» (Таджикистан, Украина). В Беларуси и Казахстане не установлено подобных ограничений. Срок полномочий Президента составляет четыре года в Молдове, пять лет — в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Украине, шесть лет — в России, семь лет — в Таджикистане.
Следует отметить, что согласно Конституции Азербайджанской Республики в соответствующих главах допускается ограничение пассивного избирательного права как для главы государства, так и для депутатов парламента. «Президентом Азербайджанской Республики может быть избран... в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами. без двойного гражданства» [3, ст. 100]. «Не могут быть избраны депутатами Милли Меджлиса Азербайджанской Республики лица, имеющие двойное гражданство, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти, лица, занимающиеся другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой, религиозные деятели, лица, недееспособность которых подтверждается судом, осужденные за тяжкие преступления, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу» [3, ст. 85].
В конституциях других государств нормы, ограничивающие избирательные права граждан, установлены в общих статьях.
Рассмотрим правовой избирательный стандарт, допускающий ограничения активного и пассивного избирательного права, связанные с местом жительства гражданина. В России ограничение пассивного избирательного права, связанное с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются Конституцией РФ только для Президента Российской Федерации, которым может быть «избран гражданин. постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» [8, ст. 81].
В конституциях государств — участников СНГ также есть подобные ограничения, например, «постоянно проживающий свыше 10 лет» в Азербайджане, «постоянно проживающий последние 10 лет» и «последние 10 лет являющийся гражданином» в Армении, «постоянно проживающий не менее 10 лет непосредственно перед выборами» и гражданин по рождению в Беларуси, «проживающий последние 15 лет» и гражданин по рождению в Казахстане, «проживающий в совокупности не менее 15 лет» в Кыргызстане, «проживавший или проживающий на территории Республики Молдова не менее 10 лет», «постоянно проживающий не менее 10 лет» в
46
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1
России, «постоянно проживающий не менее 10 последних лет» в Таджикистане, «проживающий в течение 10 последних перед днем выборов лет» на Украине.
Согласно Конституции Армении «законом может устанавливаться право на участие в выборах органов местного самоуправления и местных референдумах лиц, не имеющих гражданство Республики Армения» [4, ст. 30].
Знание государственного языка требуется в Казахстане (свободное владение), Кыргызстане, Молдове, Таджикистане, Украине.
Необходимость высшего образования установлена в Конституции Азербайджана.
В некоторых странах конституциями предусмотрено ограничение на право участия в выборах для определенного круга лиц. Согласно Конституции Азербайджана, ограничивается право участия в выборах военнослужащих, судей, государственных служащих, религиозных деятелей, лиц, лишенных свободы по вступившему в законную силу приговору суда, других лиц.
Рассматривая принцип равного избирательного права, можно выделить следующие стандарты: равное число голосов у избирателей; обеспечение участия в голосовании, если гражданин не имеет возможности прибыть на избирательный участок по месту его основной регистрации, а также для граждан, проживающих за пределами избирательного округа; равные условия выдвижения для кандидатов; гарантии деятельности зарегистрированного кандидата; ограничения, связанные с должностным или служебным положением кандидатов; отклонение от правового стандарта территориальной основы выборов для обеспечения представительства коренных и малочисленных народов.
Исследуя конституции государств — участников СНГ, отметим, что выборы здесь проходят на основе равного избирательного права. Например, в Конституции Республики Беларусь установлено, что «выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях»
[5, ст. 66].
Правовыми избирательными стандартами, обеспечивающими единообразное понимание и применение принципа прямого избирательного права, являются: голосование за или против кандидата (списков кандидатов); состязательность выборов; альтернативность выборов; стандарт представительства.
Альтернативность обеспечивается тем, что число зарегистрированных кандидатов на выборах превышает число установленных мандатов. Однако в Конституции Армении предусмотрена возможность избрания Президента на безальтернативных выборах: «...в случае баллотирования одного кандидата он избирается, если за него проголосовало более половины участников голосования» [4, ст. 51].
В Азербайджане [3, ст. 101], Армении [4, ст. 51], Беларуси [5, ст. 82], Казахстане [6, ст. 41], Молдове [9, ст. 78] выборы в органы государственной власти и местного самоуправления проходят по той же системе, что и выборы Президента государства. Конституцией Кыргызской Республики установлена избирательная система для парламента Республики [7, ст. 70].
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1 4" 7
Правовыми избирательными стандартами, обеспечивающими единообразное понимание и применение принципа периодичности и обязательности проведения выборов, являются: сроки проведения голосования; проведение в установленный день; стандарт, устанавливающий субъекты назначения выборов; стандарт совмещения выборов; ограничение проведения выборов в условиях военного и (или) чрезвычайного положения.
Анализа конституций государств — участников СНГ выявляет сроки полномочий главы государства и парламента, в некоторых странах — дни проведения выборов глав государств, выборов в парламент. Так, выборы Президента Республики Армения осуществляются за пятьдесят дней до истечения его полномочий [4, ст. 51]. Выборы Президента Беларуси назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента [5, ст. 81]. Выборы Президента Республики Казахстан назначаются на первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики. Выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий Президента Украины. В случае досрочного прекращения его полномочий выборы должны состояться в период девяноста дней со дня прекращения полномочий. В Республике Азербайджан выборы Президента проводятся «каждые 5 лет в первое воскресенье ноября» [3, ст. 84].
Конституциями государств — участников СНГ установлен день проведения выборов Парламентов.
Срок полномочий Национального собрания Армении начинается с момента созыва первого заседания вновь избранного Национального собрания и завершается в момент созыва первого заседания вновь избранного Национального собрания [4, ст. 63]. Выборы нового состава палат Парламента Республики Беларусь назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее тридцати дней до окончания полномочий палат действующего созыва; внеочередные выборы палат Парламента проходят в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента [5, ст. 91]. Очередные выборы депутатов Мажилиса Республики Казахстан осуществляются не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента, половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы должны состояться не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий [6, ст. 51]. Выборы депутатов Парламента Молдовы проводятся не позднее чем в трехмесячный срок после истечения срока полномочий или роспуска Парламента предыдущего состава [9, ст. 61]. Полномочия парламента Республики Таджикистан прекращаются в день начала деятельности парламента нового созыва [10, ст. 48]. Очередные выборы в Верховную Раду Украины проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады Украины [11, ст. 77].
Срок полномочий парламентов составляет четыре года в Беларуси, Кыргызстане, Молдове, пять лет в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Украине, России; шесть лет в Казахстане.
48
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1
В статье не анализируется правовое регулирование иных принципов избирательного права и организации и проведения выборов. Тем не менее отметим, что в конституциях отдельных государств — участников СНГ предусмотрено: прямое или косвенное избирательное право (Беларусь, Казахстан, Таджикистан); свободное избирательное право (Азербайджан, Беларусь, Россия); свободное голосование (Молдова); тайное голосование (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан); личное голосование (Азербайджан). Конституциями Кыргызстана и Таджикистана установлено количество подписей, которые необходимо собрать в поддержку кандидата.
Конституциями государств — участников СНГ в главах, посвященных выборам, предусмотрены условия изменения срока полномочий в условиях военного положения.
Так, согласно ст. 101 Конституции Азербайджанской Республики установлено, что в случае, если ведение военных операций в условиях войны не позволяет провести выборы Президента Азербайджанской Республики, то срок его полномочий продлевается до окончания военных операций. Решение об этом принимается Конституционным судом Азербайджанской Республики на основании обращения государственного органа, обеспечивающего проведение выборов (референдума) [3, ст. 101].
Национальное собрание Республики Армения не может быть распущено в период военного или чрезвычайного положения, а также тогда, когда возбужден вопрос об отрешении от должности Президента Республики. В период военного и чрезвычайного положения выборы Национального собрания не проводятся, а срок полномочий Национального собрания продлевается до дня открытия первой сессии Национального собрания, избранного вновь после окончания военного или чрезвычайного положения. В этом случае выборы Национального собрания проводятся в срок не ранее пятидесяти и не позднее шестидесяти дней после окончания военного или чрезвычайного положения [4, ст. 63]. Полномочия парламента Беларуси могут быть продлены на основании закона только в случае войны [5, ст. 93]; а, например, полномочия парламента Республики Молдова — органическим законом в случае войны или катастрофы [9, ст. 63].
В заключение можно сделать вывод, что посредством применения конституций государств — участников СНГ международных избирательных стандартов, равно как и при помощи системы национальных правовых избирательных стандартов, обеспечивается равный объем прав субъектам избирательных правоотношений, предоставляются права, устанавливаются общие юридические режимы и иные составляющие единообразного понимания и применения принципов и норм избирательного законодательства в национальном законодательстве [12]. Тексты конституций государств — участников Содружества Независимых Государств устанавливают основные принципы избирательного права и избирательного процесса, что позволяет выделить взаимосвязь международно-признанных принципов избирательного права и избирательного процесса и национальных правовых избирательных стандартов, обеспечивающих их единообразное понимание и применение, а также отметить значительную вариативность их правового регулирования.
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1 4"9
Библиографический список
1. Алехина И.С. Избирательные стандарты Содружества Независимых Государств // Управленческое консультирование. 2016. № 9 (93). С. 60-68.
2. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 окт. 2002 г.). URL: http://base.garant.ru/1156220/
3. Конституция Республики Азербайджан от 12 нояб. 1995 г. // Собрание законодательства Азербаиджанскои Республики. 1997 г. № 1. URL: http://ru.president.az/azerbaijan/constitution
4. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. (с изм. от 27 нояб. 2005 г.) URL: http://www.parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=rus
5. Конституция Республики Беларусь от 1994 г. (с изм. и доп. от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). URL: http://www.pravo.by/print.aspx?guid=6351
6. Конституция Республики Казахстан от 30 авг. 1995 г. (с изм. и доп. от 2 февр. 2011 г.). URL: http://www.constitution.kz
7. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. URL: http://www.president.kg/ ru/konstitutsija/print
8. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
9. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. (в ред. от 29 июня 2006 г. № 185-XVI). URL: http://www.presedinte.md/rus/constitution
10. Конституция Республики Таджикистан от 6 нояб. 1994 г. (с изм. и доп. от 22 июня 2003 г.). URL: http://www.president.tj/ru/taxonomy/term/5/112
11. Конституция Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. № 30, ст. 141. URL: http://rada.gov.ua/uploads/documents/27396.pdf
12. Алёхина И.С. Правовые избирательные стандарты Российской Федерации и их реализация в субъектах Российской Федерации: На примере Северо-Западного федерального округа: дис. ... канд. юрид. наук. СПБ., 2005.
50
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1