ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342 ББК 67.400
ВЛИЯНИЕ КОНВЕНЦИИ «О СТАНДАРТАХ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД В ГОСУДАРСТВАХ — УЧАСТНИКАХ СНГ» НА ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ
АРАМ СЕРГЕЕВИЧ АБАЗОВ
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается влияние Конвенции «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ» на формирование избирательных систем государств — участников СНГ.
Ключевые слова: стандарты демократических выборов, избирательные права и свободы, государства — участники СНГ, избирательная система государства.
Annotation. Examined the impact of the Convention «On standards of democratic elections, electoral rights and freedoms in the member States of the CIS» on the formation of electoral systems of the States — participants of CIS.
Keywords: the standards of democratic elections, electoral rights and freedoms, states — participants of the CIS, the electoral system of the state.
В 2002 г. в Кишиневе на межпарламентской ассамблее Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) была принята Конвенция «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств»1 (далее — Конвенция).
В Преамбуле Конвенции сказано, что государства — участники данной Конвенции (далее — стороны), исходя из целей и принципов Устава СНГ, подтверждая значение Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, установивших, что полномочия на власть должны основываться на волеизъявлении народа, выраженном в подлинных и периодических выборах, а также на основе документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, других международных организаций о проведении свободных и справедливых выборов, будучи убежденными, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демо-
кратических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и правовых актов является целью и обязанностью правового государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления и защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием, стремясь способствовать утверждению и совершенствованию демократических систем представительного правления, демократических традиций волеизъявления народа при проведении выборов, осуществлении иных форм народовластия на основе верховенства права и закона, максимального учета национальных и исторических традиций, будучи убежденными, что выборы являются одним из политических и правовых инструментов стабильного гражданского общества и устойчивого развития государства, признавая ценность национального опы-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
та правового регулирования выборов, накопленного государствами — участниками Содружества Независимых Государств, гарантий избирательных прав и свобод человека и гражданина, исполненные решимости обеспечить сочетание общепризнанных стандартов выборов и национальных норм регулирования выборов, избирательных прав и свобод человека и гражданина, а также гарантий их осуществления и защиты, обязуются проводить в жизнь положения настоящей Конвенции на основе конституции и национального законодательства и соответствующей государственной политики2.
Этот текст Преамбулы Конвенции отражает стремление государств соответствовать общедемократическому курсу на установление режима правового государства в каждой из стран — участников СНГ.
В качестве основного определения дается определение демократических выборов как главного вопроса, регламентируемого Конвенцией.
Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц3.
В качестве стандартов демократических выборов стороны признают: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса4.
Таким образом, подписав Конвенцию, страны признают мировые общедемократические ценности, присущие правовым государствам.
В качестве главного ограничения на участие в избирательных мероприятиях стороны признают
недопустимость какого-либо прямого или косвенного участия иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц5.
В Конвенции подробно расписаны такие принципы избирательного права, как всеобщее избирательное право (ст. 2), равное избирательное право (ст. 3), прямое избирательное право (ст. 4), тайное голосование (ст. 5), периодичность и обязательность выборов (ст. 6), открытость и гласность выборов (ст. 7), свобода выборов (ст. 8), подлинность выборов (ст. 9), справедливость выборов (ст. 10).
Особое внимание мы уделим такому принципу, как проведение выборов избирательными органами (избирательными комиссиями), который закреплен в ст. 11 Конвенции. Он гласит, что подготовка и проведение выборов, обеспечение и защита избирательных прав и свобод граждан и контроль за их соблюдением возлагаются на избирательные органы (избирательные комиссии), статус, компетенция и полномочия которых установлены конституцией, законодательными актами. Не допускается создание и деятельность иных структур (органов, организаций), которые подменяют избирательные органы либо полностью или частично осуществляют их функции, либо препятствуют их законной деятельности, либо противоправно вмешиваются в их деятельность, либо присваивают их статус и полномочия6.
Таким образом, Конвенция регламентирует формирование специализированных избирательных органов, в том числе закрепляет возможность и право самих кандидатов участвовать в их формировании (ч. 4 ст. 11).
Кроме того, Конвенцией закрепляется порядок финансирования выборов и избирательных кампаний кандидатов и политических партий (коалиций)7. В частности, устанавливается принцип финансирования избирательных мероприятий за счет государственного бюджета.
Помимо этого, в Конвенции закрепляется принцип формирования избирательных фондов кан-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
дидатов, политических партий и коалиций за счет государственных средств, а также собственных денежных средств, добровольных денежных пожертвований физических и (или) национальных юридических лиц8. Конвенция запрещает какие-либо иностранные пожертвования, в том числе от иностранных физических и юридических лиц, кандидатам, политическим партиям (коалициям), участвующим в выборах, либо другим общественным объединениям, общественным организациям, которые прямо или косвенно или иным образом относятся к кандидату, политической партии (коалиции) либо находятся под их непосредственным влиянием или контролем и способствуют либо содействуют реализации целей политической партии (коалиции)9.
Это все можно объединить в принцип открытости и прозрачности финансирования выборов и всех денежных пожертвований кандидатам и политическим партиям (коалициям), участвующим в выборах.
В ст. 13 Конвенции закреплен принцип государственной информационной поддержки выборов и агитационной деятельности, который, прежде всего, раскрывается через свободу сбора и распространения информации, а также посредством вовлечения средств массовой информации в данный процесс.
В связи с этим важен также принцип равенства, равного доступа всех кандидатов и других участников выборов к средствам массовой информации и телекоммуникаций для проведения предвыборной агитации10.
Определены также статус и полномочия национальных наблюдателей за избирательными процессами (ст. 14 Конвенции). Это означает, что любой кандидат или политическая партия (коалиция) вправе направить своих наблюдателей непосредственно на избирательные участки для наблюдения в день голосования за процессом голосования. Названный принцип обеспечивает беспрецедентную гласность, однако часто нарушается при проведении выборов.
Ст. 15 Конвенции допускает присутствие международных наблюдателей и определяет, что это способствует открытости и гласности выборов, а также соблюдению международных обязательств государств.
Конвенция провозглашает такое важное право, как право на обжалование и ответственность за
нарушение избирательных прав. Ст. 16 гласит: «В случае нарушения провозглашенных... стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан, а также законов о выборах лицо или лица, чьи права были нарушены, должны иметь право и возможность обжалования и восстановления нарушенных прав в судах, а в случаях и порядке, установленном законами, — также в избирательных органах». Далее указывается, что «лица, виновные в совершении запрещенных законами действий (бездействии), должны нести ответственность в соответствии с законами»11.
Очень важным, обеспечивающим гласность, является принцип публикации избирательной документации на государственном языке, а также на
" 12 языках народностей, проживающих в государстве12.
Как продолжение этого принципа выступает принцип недискриминации при каком-либо ограничении избирательных прав13.
Стороны, подписавшие Конвенцию, помимо прочего возлагают на себя обязательства принимать законодательные и другие меры в целях усиления гарантий избирательных прав и свобод для подготовки и проведения демократических выборов, реализации положений Конвенции. Провозглашенные в Конвенции стандарты демократических выборов, избирательных прав и свобод могут быть обеспечены путем включения их в конституцию, законодательные акты.
Конвенция устанавливает и перечень обязательств подписавших ее сторон, а именно:
а) гарантировать защиту демократических принципов и норм избирательного права, демократический характер выборов, свободное волеизъявление граждан на выборах, обоснованность требований, относящихся к признанию выборов состоявшимися, действительными и легитимными;
б) предпринимать необходимые меры к тому, чтобы полная законодательная база выборов принималась национальным законодательным органом и правовые нормативы, обеспечивающие проведение выборов, не устанавливались актами исполнительной власти;
в) стремиться к тому, чтобы депутатские мандаты другой палаты национального законодательного органа полностью или частично были объектом свободной состязательности кандидатов и (или)
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
списков кандидатов в ходе всенародных прямых выборов в порядке, предусмотренном законами;
г) стремиться к созданию системы правовых, организационных, информационных гарантий обеспечения избирательных прав и свобод граждан при подготовке и проведении выборов любого уровня, предпринимать необходимые законодательные меры к тому, чтобы обеспечивать женщинам справедливые и реальные, наравне с мужчинами, возможности реализации права избирать и быть избранными в выборные органы, на выборные должности как лично, так и в составе политических партий (коалиций), в соответствии с условиями и порядком, предусмотренными конституцией, законами, а также создавать дополнительные гарантии и условия для участия в голосовании лицам с физическими отклонениями (инвалидам и др.);
д) осуществлять регистрацию (учет) избирателей на основе законодательно установленной не дискриминационной и действенной процедуры, предусматривающей такие параметры регистрации (учета), как возраст, гражданство, место жительства, наличие основного документа, удостоверяющего личность гражданина;
е) закреплять в законодательном порядке ответственность лиц, представляющих сведения об избирателях, за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи, обеспечение в соответствии с законодательством конфиденциального характера персональных данных;
ж) содействовать формированию политических партий и их свободной законной деятельности, законодательно регулировать финансирование политических партий и избирательного процесса, обеспечивать, чтобы законы и государственная политика осуществляли разделение партии и государства, проведение избирательных кампаний в атмосфере свободы и честности, способствующей тому, чтобы партии и кандидаты свободно излагали свои взгляды и оценки, положения предвыборных программ (платформ), а избиратели знакомились с ними, обсуждали их и голосовали «за» или «против» свободно, не опасаясь наказания или какого бы то ни было преследования;
з) обеспечивать принятие мер, гарантирующих беспристрастность в освещении избиратель-
ной кампании средствами массовой информации, в том числе в сети Интернет, невозможность устанавливать юридические или административные барьеры для доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для политических партий и кандидатов, формировать единый информационный банк данных результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, данные которого должны предоставляться участникам избирательного процесса, а также международным наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования, внедрять новые информационные технологии, обеспечивающие открытый характер выборов, повышающие степень доверия избирателей к итогам голосования и результатам выборов;
и) принимать национальные программы гражданского образования и участвовать в разработке и принятии аналогичных межгосударственных программ, обеспечивать условия для ознакомления и обучения граждан и иных участников избирательной кампании избирательным процедурам и правилам, повышения их правовой культуры и профессиональной квалификации организаторов выборов;
к) обеспечивать создание независимых беспристрастных избирательных органов, обеспечивающих проведение демократических свободных справедливых подлинных и периодических выборов в соответствии с законодательством и международными обязательствами государства;
л) обеспечивать кандидатам, получившим определенное законом необходимое число голосов, возможность надлежащим образом вступать в должность и оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, регулируемым законом;
м) принимать меры к законодательному регулированию перечня нарушений избирательных прав и свобод граждан, а также оснований и порядка привлечения к уголовной, административной либо иной ответственности лиц, препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным, реализации иных избирательных прав и свобод, закрепленных в конституции и законах;
н) способствовать созданию в целях обмена информацией и совместного использования меж-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
государственного единого банка данных, содержащего информацию об избирательном законодательстве, участниках избирательного процесса (с учетом того, что персональные данные имеют конфиденциальный характер), о правоприменительной и судебной практике, законодательных предложениях по совершенствованию избирательной системы, а также иную информацию, относящуюся к организации избирательного процесса;
о) содействовать развитию сотрудничества избирательных органов государств — участников Конвенции, включая создание и (или) расширение полномочий действующих межгосударственных ассоциаций избирательных органов14.
Кроме того, Конвенция в ст. 21 устанавливает статус международного избирательного совета и необходимость его создания в целях содействия проведению выборов.
Таким образом, государства — участники СНГ стремятся установить единообразные демократические нормы в соответствии с международными принципами правового государства. Нормы Конвенции и закрепленные в ней принципы государства — участники пытаются претворить в жизнь через изменение национального законодательства, которое, в свою очередь, стремятся правильно реализовать в правоприменительной деятельности в процессе проведения выборов всех уровней.
Государства — участники СНГ идут по пути строительства конституционных правовых государств на своих территориях.
Нельзя не сказать и о том, что Грузия и Украина присоединились к Конвенции с определенными оговорками и именно этих стран уже нет в Содружестве.
1 Вестник Межпарламентской Ассамблеи. СПб., 2002. № 3 (32), С. 343—366. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, подписанная президентами Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины на заседании Совета глав государств — участников Содружества Независимых Государств (7 октября 2002 г., г. Кишинев), первоначально ратифицированная парламентами трех государств СНГ — Киргизии, России и Таджикистана. В дальнейшем, 23 июня 2004 г., Конвенцию ратифицировала Республика Молдова, 28 февраля 2005 г. — Республика Армения. 13 июня 2007 г. к Конвенции присоединилась Республика Казахстан.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2008 г., участниками Конвенции являются шесть государств СНГ: Киргизия, Россия, Таджикистан, Молдавия, Армения, Казахстан.
2 Преамбула Конвенции.
3 Ч. 1 ст.1 Конвенции.
4 Ч. 2 ст.1 Конвенции.
5 Ч. 7 ст. 1 Конвенции.
6 Ч. 1, 2 ст. 11 Конвенции.
7 Ст. 12 Конвенции.
8 Ч. 2 ст. 12 Конвенции.
9 Ч. 3 ст. 12 Конвенции.
10 Ч. 5 ст. 13 Конвенции.
11 Ч. 2 ст. 16 Конвенции.
12 Ст. 17 Конвенции.
13 Ст. 18 Конвенции.
14 Ст. 19 Конвенции.
Муниципальное
право
России
Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [А.С. Прудников и др.]; под ред. А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова, Н.А. Антоновой. — 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 423 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
Изложены основные теории местного самоуправления, рассмотрена история возникновения и развития самоуправления в России. Показаны современные подходы к пониманию местного самоуправления, главные направления государственной политики России в этой области. Представлены предмет, метод, система и источники муниципального права. С учетом комплексного характера определено особое место муниципального права в системе российского права. Рассмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и его участия в нем. Описаны структура органов местного самоуправления и различные модели ее организации.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических образовательных учреждений, органов и должностных лиц местного самоуправления.