УДК 323 / 324
ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО СУБПРОЦЕССА
© А. Ю. Никифоров
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +(347) 276 69 57.
Данная статья посвящена анализу основных принципов избирательного политического субпроцесса. По итогам изучения правовых основ российского законодательства делается вывод об отсутствии в избирательном законодательстве полноценных развернутых статей, характеризующих систему принципов. Критерии реализации некоторых принципов достаточно неопределенны, расплывчаты. Разработка демократических принципов учёными, их обсуждение в среде политологов, будет способствовать более широкому применению демократических принципов, норм и процедур в реальном избирательном процессе.
Ключевые слова: избирательный процесс, избирательный политический субпроцесс, избирательная кампания, демократические принципы, международные избирательные стандарты.
В современном цивилизованном мире выборы в органы политической власти являются естественным процессом политической жизни. Они чрезвычайно многообразны, стали массовым явлением. Этим обстоятельством обусловлена необходимость их классификации. При этом основания для классификации могут быть различными. Отсюда и разнообразие типологических систем моделей, субъектов избирательного политического субпроцесса.
Выборы как форма индивидуального или коллективного доступа к власти практикуются в политической жизни человечества с незапамятных времен, а атрибуты голосования имелись уже, по крайней мере, в древнегреческих государствах [1, с. 145]. Технологическая инфраструктура избирательного процесса в настоящее время достаточно совершенна, и она по сути однотипна, однако имеет определенные особенности в разных странах.
Политический характер избирательного процесса определяется следующими обстоятельствами:
• он является закономерным результатом длительного, сложного исторического поиска человечеством лучшей модели формирования и функционирования политической системы общества, легитимным способом периодической смены, обновления властных структур.
• эта многообразная деятельность политических институтов, направленная на достижение ими своих целей посредством применения предписанных законом принципов, процедур, методов;
• участниками избирательного процесса являются социальные (электорат) и политические (властные структуры, партии) силы, стремящиеся в результате выборов создать более благоприятные политические условия для реализации своих интересов;
• избирательный процесс призван воспроизвести, сохранить политические структуры и институты, а также средства политического властвования, политического участия и внести возможные изменения в составе субъектов политики в соответствии с новым соотношение политических сил сложившихся в обществе;
• главное его назначение - обеспечить дальнейшее функционирование существующей политической системы в режиме развития, сохранить властные позиции господствующего политического класса;
Избирательный процесс - важнейшая составная часть структуры политического процесса, представленная в совокупности политических процессов как избирательная кампания. Избирательный процесс как один из главных необходимых элементов функционирующей политической системы обеспечивает согласие в обществе.
Т. Парсонс пишет: «Консенсусная основа, обеспечивающая адекватно применение механизма влияния, необходима для эволюционных сдвигов в системе политической власти» [2, с. 45].
Генератором избирательного процесса является борьба личностей, социальных групп, общественных организаций, партий, государственных структур, политических элит за свои интересы. За внешне спокойным, бесстрастным, а в день голосования и праздничным течением событий кроется ожесточенная, бескомпромиссная борьба разнообразных политических сил, выставивших своих кандидатов с претензией на власть.
Избирательный процесс характеризуется тем, что его субъекты сориентированы на нормы соперничества и могут протекать как в открытой так и в скрытой форме. Открытость избирательного процесса проявляется в том, что интересы социальных групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к политической власти. Органы государственной власти делают доступной для общественного контроля все базовые стадии процесса - подготовку, организацию и проведение выборов. Наконец открытость избирательного процесса обеспечивается разнообразием форм конвенционального политического участия, т. е. легальных, соответствующих законодательству формах - организации предвыборных кампаний, участие в выборах в представительные органы власти, в агиткампаниях, избирательных штабах партий и т. д.
Избирательный процесс - это способ делегирования власти, властных полномочий от народа, избранным им представителям и реализации отношений политического представительства; осуществления демократической процедуры - выборы в органы политической власти; это сердцевина политического процесса, позволяющая формировать и воспроизводить демократическую политическую систему, её политические институты, фактор кор-регирования политической системы, модернизации её структур, формировать и обновлять властную политическую элиту.
Социально-политическая природа выборов определяется характером и типом политической системы, политического режима. Поэтому наиболее основательная классификация избирательного политического субпроцесса должна строиться на таком критерии как политический режим. Разные типы политического процесса формируются при различных политических режимах.
Как наиболее общие типы избирательных процессов по этому критерию выделяются демократические и недемократические избирательные процессы. Последние подразделяются на авторитарные и переходные, сочетающие в себе черты и авторитарных, и демократических.
В отличие от системы выборов, являющихся сводом норм и правил, зафиксированных в правовых документах, политических традициях, избирательный политический субпроцесс - это прохождение, продвижение, реальное и практическое осуществление выборов, процесс передачи гражданами своей доли власти избранным представителям в органы государственной власти и местного самоуправления.
Если рассматривать избирательную кампанию не как «систему агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечения себе максимальной поддержки избирателей на предстоящих выборах» [3], а как многоаспектное политическое явление, как регламентируемую законом совокупность действий всех субъектов выборного процесса, когда задействована вся инфраструктура выборов, категории «избирательный процесс» и «избирательная кампания» во многом совпадают. Избирательная кампания в широком смысле предстаёт как избирательный процесс, политический субпроцесс.
В принципе в политологическом плане нет особого смысла разделять эти два понятия. В реальности избирательный процесс - это урегулированная избирательным законом, нормативными правовыми актами, деятельность субъектов избирательной кампании по подготовке и проведению выборов по определенным стадиям. Более того содержание действий и процедур, совершаемых в формате понятий «избирательная кампания» и «избирательный процесс», совпадают.
Характер и содержание любого избирательного процесса зависит от того, какие принципы зало-
жены в его основании, какими политическими ценностями руководствуются организаторы и участники - субъекты политического процесса, каковы избранные властью и закрепленные в законе регуляторы, руководящие принципы - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные общечеловеческой культурой.
Демократичность и легитимность выборов определяется полным соответствием избирательного процесса общепризнанным началам (стандартам), универсальным нормам, основным правилам деятельности, которые называются принципами. Они разрабатываются и закрепляются в избирательном законодательстве, но являются не только правовыми, но и политическими принципами организации и проведения выборов. Их соблюдение обеспечивает непрерывность, сменяемость и преемственность в деятельности выборных политических институтов.
Специалисты отмечают, что «к политико-правовым и административным основаниям избирательного процесса можно отнести весьма ограниченное количество собственно нормативных принципов его организации» [4, с. 280]. В конституциях демократических государств провозглашается основополагающий принцип - принцип выборности представительных органов и неотъемлемое право народа на их формирование.
В отечественной юридической литературе, изданной в начале 2000-х годов, выделяются следующие основные принципы избирательного процесса: принципы всеобщности, обязательности, периодичности, свободный характер выборов, принципы альтернативности, соревновательности, представительности, принципы открытости и гласности, непосредственность выборов, принцип свободы выборов и добровольного участия в них граждан, осуществление общественного контроля над выборами. К процедуре голосования относятся тайное голосование, принцип равенства возможностей в предвыборной борьбе, ограничение срока выборов [4, с. 281-287]. Важнейшим принципом избирательного процесса является неизменность норм избирательного законодательства в ходе конкретной избирательной кампании.
Политико-правовые принципы избирательного процесса направлены на соблюдение и реализацию одного из фундаментальных прав человека - право голосования, проведение демократических выборов, как политического института народовластия, обеспечения легитимности формирования и деятельности выборных органов государственной власти, местного самоуправления.
Принципы избирательного процесса - общепризнанные, основополагающие, универсальные начала (стандарты), отражающие процедуру выборов, как конституционной основы народовластия, определяющие фундаментальные устои политического и правового регулирования избирательных прав и процедур их осуществления при
формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Их соблюдение в избирательном процессе позволяет выразить политическую волю народа и выборных органов власти и управления [5].
Основными источниками международных избирательных стандартов являются различные международно-правовые документы, в которых содержатся принципы и нормы подготовки и проведения свободных и подлинных выборов. Основополагающим документом среди них является Всеобщая декларация прав человека, в которой провозглашено право каждого человека «принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представи-телей...Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и не сфальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» [6, с. 43].
Более полным и развернутым собранием принципов демократических выборов является «Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад» [6, с. 624-651]. Комитет Министров Совета Европы в мае 2004 года признал важность Свода рекомендуемых норм при проведении выборов в европейских государствах. В Своде сформулированы и разъяснены содержание принципов всеобщего, равного, свободного, тайного и прямого избирательного права, лежащих в основе избирательного наследия Европы, а также периодичности выборов.
Опыт кодификации стандартов демократических выборов в государствах СНГ был обобщен в «Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ», ратифицированной Российской Федерацией 2 июля 2003 года (№89 - ФЗ). По разработке и раскрытию принципов избирательного права и процесса Конвенция видимо является наиболее продвинутым международным документом.
В Конвенции 10 статей из 26-ти посвящены обоснованию и раскрытию принципов - основных начал избирательного права и процесса: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина; международного и общественного наблюдения за выборами; гарантии
реализации избирателями прав и свобод участников избирательного процесса [7].
Принципы избирательного процесса призваны отражать демократическую природу выборов как конституционного института народовластия. Поэтому и в отечественном законодательстве, научной литературе предпринимаются попытки более глубокой фундаментальной разработки, осмысления содержания принципов, их классификации.
К сожалению, в Конституции РФ зафиксированы лишь несколько фундаментальных принципов. В избирательном законодательстве нет полноценных развернутых статей, характеризующих систему принципов. Общедемократические принципы российского избирательного права и процесса должны быть юридически закреплены в законодательных актах, законах государства.
На настоящий момент приходится ссылаться на то, что международные избирательные стандарты ныне являются составной частью российской правовой системы. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., данные нормы обладают приоритетом по сравнению с нормами национального законодательства. Это неоднократно подтверждено в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации [8]. Тем не менее, система основных принципов избирательного права и процесса должна быть закреплена как конституционная норма. Только тогда воля народа, выраженная в ходе свободных и подлинных выборов, станет основой власти и законности любого правительства.
Перечень традиционных принципов российского избирательного процесса в постсоветский период пополнился целым рядом новых демократических принципов, международных избирательных стандартов, таких как: обязательность и периодичность выборов; гласность и открытость избирательного процесса; добровольное участие граждан в выборах и свобода их волеизъявления; независимость избирательных комиссий; альтернативность (конкурентность) выборов; равенство и состязательность кандидатов в предвыборной деятельности; сочетание бюджетного и частного финансирования выборов; свобода предвыборной агитации; нейтральность в предвыборной агитации аппарата власти; общественный контроль над ходом избирательного процесса; юридическая ответственность за нарушение законодательства и прав субъектов избирательного процесса.
Принцип альтернативности тесно связан с принципом подлинных выборов. Это предоставление реального выбора кандидатов, наличие политического плюрализма кандидатов и политических партий. Подлинные выборы начинаются с применения справедливых, одинаковых для всех норм регистрации кандидатов и заканчиваются честными на основе закона действиями по подсчету голосов, подведению итого выборов.
К сожалению, критерии реализации некоторых принципов, таких как принцип подлинности выборов, принцип состязательности, нейтральности в предвыборной агитации аппарата власти, должностных лиц государства, независимость избирательных комиссий достаточно неопределенны, расплывчаты, они не прописаны в подзаконных актах, нет правил, слабы традиции их осуществления. Так, разработка демократических принципов учёными, их обсуждение в среде политологов, социологов, правоведов, пропаганда этих вопросов среди электората постепенно будет способствовать более широкому применению демократических принципов, норм и процедур в реальный избирательный процесс.
В многовековой практике Российского государства многие современные принципы избирательного процесса не могли быть применены. Они стали внедряться лишь с конца Х1Х-начале XX веков с распространением всеобщего избирательного права.
В советское время в отечественной политико-юридической литературе принципы избирательного процесса были слабо отражены, их интерпретация была приспособлена к существующему политическому режиму. Практически выборы сводились к голосованию за кандидатов «блока коммунистов и беспартийных». Однако надо признать, что ряд общедемократических принципов в избирательных процессах реализовывался на практике - это известные традиционные советские принципы избирательного процесса.
Разработка в научной литературе современных принципов избирательного процесса, их провоз-
глашение, своеобразное применение на практике развернулась с середины 80-х годов XX века. Причем толкование их содержания было неоднозначным. Только в 2000-е годы произошло определенное упорядочение, более полное выявление принципов, используя содержание свода норм Совета Европы и Конвенции государств СНГ. Можно констатировать, что именно с этого времени расширилась практика реализации демократических принципов избирательного процесса в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подвинцев О. Б. Псефология как наука о выборах // Политические исследования. 2005. №5. С. 142-146.
2. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. 270 с.
3. Большой юридический словарь. Третье издание / Под ред. А. Я. Сухарева М.: Инфра, 2009. 858 с.
4. Веденеев Ю. А. Лысенко В. И. Избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М: НОРМА, 2003. С. 280.
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1, 2. М.: БЕК, 1996. 584 с.
6. Международные избирательные стандарты: Сб. документов // Под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко. М.: Весь Мир, 2004. 1152 с.
7. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (ратифицирована Российской Федерацией 2 июля 2003 года № 89-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. №27. Ст. 2703.
8. Биктагиров Р. Т. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика. Т. 1. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2007. 387 с.
Поступила в редакцию 10.12.2013 г.
ISSN 1998-4812
Вестннк EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №1
219
PRINCIPLES OF ELECTORAL POLITICAL SUB-PROCESS © A. Yu. Nikiforov
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450074 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 276 69 57.
Ehe analysis of the basic principles of electoral political sub-process is studied. In the modern civilized world the political authorities election becomes a natural process of political life. They are extremely different. The necessity of their typologying is caused by it. At the same time grounds and criteria of this classification may be different. Thus there is a variety of the typological systems of models, the complex of subjects of electoral political sub-process. The notion of electoral political sub-process is covered in the article, it' s passing, promotion, real and practical realization of the election, the process of transition by citizens of their share of power to the elected representatives of the government and local self-governing authorities. The conclusion about the absence of full judicial articles characterizing the system of principles is made on the basis of studying fundamental legal principles of the Russian legislation.Development of the modern principles of election process in the scientific literature, their proclamation, specific practical application began in the middle of 80s of the 20th century. Moreover their interpretation was ambiguous. Only in 2000 definite normalization, more full revelation of principles, using the content of the Council of Europe body of rules and the convention of the CIS (Commonwealth of Independent States) took place. There are only a few fundamental principles recognized in the Constitution of the Russian Federation. The international electoral standards are now elements of the Russian system of law. These norms take precedence over the norms of the national legislation. The system of basic principles of the election law must be recognized as the constitutional norm. The criteria of realization of some principles, like the principle of genuineness of the election, the adversarial principle, the principle of objectivity in the election campaign of the power establishment and the government authorities, sovereignty of the election committees are not registered in the by-laws, traditions of their implementation are weak. The development of democratic principles by scientists and discussion of them in the midst of politologists will encourage more extensive use of democratic principles, norms and procedures in the real election process.
Keywords: election process, electoral political sub-process, election campaign, democratic principles, international electoral standards.
REFERENCES
1. Podvintsev O. B. Politicheskie issledovaniya. 2005. No. 5. Pp. 142-146.
2. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv [System of Modern Societies]. Moscow: Aspekt Press, 1997.
3. Bol'shoi yuridicheskii slovar' [Law Dictionary]. Tret'e izdanie. Ed. A. Ya. Sukharev. Moscow: Infra, 2009.
4. Vedeneev Yu. A. Lysenko V. I. Izbiratel'noe pravo i izbiratel'nyi protsess v Rossiiskoi Federatsii. M: NORMA, 2003. Pp. 280.
5. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran. Obshchaya chast' [Constitutional (State) Law of Foreign Countries. General Part.]. Vol. 1, 2. Moscow: BEK, 1996.
6. Mezhdunarodnye izbiratel'nye standarty: Sb. Dokumentov [International Electoral Standards: Collection of Documents]. Ed. A. A. Veshnyakova, V. I. Lysenko. Moscow: Ves' Mir, 2004.
7. Konventsiya o standartakh demokraticheskikh vyborov, izbiratel'nykh prav i svobod grazhdan v gosudarstvakh-uchastnikakh Sodruz-hestva Nezavisimykh Gosudarstv (ratifitsirovana Rossiiskoi Federatsiei 2 iyulya 2003 goda No. 89-FZ) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2003. No. 27. St. 2703.
8. Biktagirov R. T. Kurs sovremennogo izbiratel'nogo i referendumnogo prava Rossii: teoriya, zakonodatel'stvo, praktika [The Course of Modern Election and Plebiscite Law of Russia: Theory, Law, Practice]. Vol. 1. Ufa: Ufimskii poligrafkombinat, 2007.
Received 10.12.2013.