Научная статья на тему 'Понятие и сущность пассивного избирательного права в Российской Федерации'

Понятие и сущность пассивного избирательного права в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3116
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Ольга Вячеславовна

Представленная статья посвящена исследованию сущности одного из субъективных политических прав российских граждан пассивного избирательного права. Особое внимание уделено анализу правовых требований, предъявляемых к кандидатам на выборную должность. Дана оценка введенных в 2006 году ограничений пассивного избирательного права в зависимости от наличия гражданства или вида на жительство иностранного государства, а также судимости за определенные виды преступлений. Автор не оставил без внимания и проблему реализации пассивного избирательного права в зависимости от вида применяемой избирательной системы. Показаны преимущества, которые получают кандидаты, выдвигаемые избирательными объединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and Essence of the Passive Electoral Right in the Russian Federation

This article is devoted to the essence investigation of the passive electoral right one of the subjective political rights that Russian citizens have. The article pays great attention to the analysis of legal demands placed on the candidates for the elective post. The author considers the restrictions on the passive electoral right introduced in 2006 depending on a foreign state citizenship or residence permit as well as convictions for certain types of crime. The author also deals with the problem of realizing the passive electoral right according to the implemented electoral system and reveals the advantages given to the candidates nominated for election by electoral institutions.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность пассивного избирательного права в Российской Федерации»

не. Будучи одним из способов привлечения человеческих ресурсов в социальную сферу, она призвана выполнять двойную функцию: с одной стороны - это помощь тем, кто не может обслуживать себя сам (больные, дети, инвалиды, пожилые), и с другой стороны - это моральная поддержка самих альтернативнослужащих.

К сожалению, пока еще сложно говорить о том, что данные функции обеспечиваются современным российским законодательством. Однако сам факт принятия Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» спустя десять лет после закрепления данного права в Конституции России уже свидетельствует об определенной победе общественности и самих призывников, отстаивающих свое право не нести службу с оружием в руках, если это противоречит их убеждениям.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. -2002. - № 30. - Ст. 3030.

2. Шавлохова, М. Альтернативный гражданский срок [Текст] / М. Шавлохова // Газета. -2006. - 13 дек.

3. Федеральный закон от 6 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // СЗ РФ. - 2006. - № 29. - Ст. 3122.

4. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» // СЗ РФ. - 2004. - № 23. - Ст. 2309.

О.В. Кузнецова,

ст. преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПАССИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I ермин «избирательное право» используется как название одного из субъективных прав российских граждан, являясь разновидностью политических прав. Такие права закрепляются за каждым гражданином и реализуются в соответствии с его индивидуальными политическими симпатиями и антипатиями на добровольной основе. Данное право - одна из основных составляющих более общего политического права граждан участвовать в управлении делами государства.

В теории субъективное право рассматривается как право участника правоотношений на определенное поведение или как вид и мера возможного пове-

дения. Разумеется, субъективное право не может осуществляться независимо от юридических норм. Реализуя свое субъективное право, участник правоотношений действует на основе и в рамках существующих правовых норм. Юридические нормы воплощаются в жизни через конкретные права (обязанности), обогащаются их качественно различным социальным содержанием. В то же время развитие фактических отношений влечет изменение потребностей, интересов, притязаний, что обусловливает формирование новых прав и обязанностей, требующих своего закрепления в объективном праве. Этим, например, обусловлено изменение избирательного законодательства перед новым циклом избирательных кампаний. При этом принимается во внимание практика прошедших выборов и изменившаяся политическая конъюнктура.

Одной из особенностей субъективного права является обеспеченность корреспондирующими юридическими обязанностями соблюдения этого права всеми гражданами, учреждениями, должностными лицами и государственными органами, а также обязанность выполнения соответствующих требований управомоченного, благодаря чему он может обратиться за защитой своего права к соответствующему государственному органу, осуществляющему юрисдикционную деятельность. Это вытекает из положений Конституции РФ, согласно которым в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17); права и свободы являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); гарантируется государственная защита прав и свобод (ст. 45).

Субъективное избирательное право определяется как гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные государственные и местные органы. Такая возможность гарантируется, во-первых, возведением указанных прав в степень конституционных, во-вторых, признанием Россией частью своей правовой системы международных избирательных стандартов. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола № 1) устанавливает «позитивную обязанность» государств-участников проводить демократические выборы. Это означает, что «первостепенной обязанностью в указанной сфере является не воздержание от совершения действий, или невмешательство, как в случае с большинством гражданских и политических прав, а принятие государством позитивных мер, направленных на проведение демократических выборов» [1, с. 534], то есть гарантированная государством возможность. И хотя в тексте ст. 3 Протокола № 1 прямо не закреплены субъективные избирательные права, Европейский Суд по правам человека стал трактовать ее более широко: «Что же касается природы прав, закрепленных таким образом в статье 3, то подход Комиссии несколько изменился, и от понятия «институциональное» право на проведение свободных выборов... Комиссия перешла к понятию всеобщего избирательного права. а далее, постепенно - к понятию субъективных прав участия: «право голоса» и «право выдвигать свою кандидатуру при выборах органа законодательной власти». Суд согласен с этой последней концепцией»

[1, с. 534]. Возможность реализации данного права гарантируется также предоставлением различных средств правовой защиты: от права обжалования в административном порядке через систему избирательных комиссий до судебной защиты нарушенных избирательных прав.

Исходя из упомянутых конституционных и международных установлений, различают активное (избирать) и пассивное (быть избранным) избирательное право. Однако, помимо перечисленных правомочий, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 2) в понятие избирательных прав граждан включает также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях [2]. Поэтому субъективное избирательное право представляется как комплексное право, состоящее из множества правомочий - избирательных прав, определяемых как гарантированные государством и принадлежащие гражданам конституционные и производные от них юридические возможности участвовать в управлении делами государства и решении вопросов местного значения посредством участия в выборах. В обобщенном виде - это гарантированное государством право граждан участвовать в выборах [3, с. 25].

Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права оно реализуется прежде всего самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но по более сложной процедуре и может заканчиваться избранием кандидата. Пассивное избирательное право также состоит из множества правомочий, от успеха осуществления которых зависит реализация права быть избранным. К таким правомочиям относят: право выдвижения кандидатуры в порядке самовыдвижения или избирательным объединением; право на предвыборную агитацию, на финансирование своей избирательной кампании; право назначения доверенных лиц и других представителей; право на наблюдение за ходом голосования, подсчетом голосов избирателей; право обжалования решений и действий избирательных комиссий.

Выборы немыслимы без реализации пассивного избирательного права гражданами России. Целью выборов является избрание депутатов или должностных лиц. При этом необходимым условием является соблюдение принципа альтернативности. Данный принцип предусматривает, в соответствии с п. 33 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий [2].

Избирательные действия проводятся как самим кандидатом, так и другими участниками избирательного процесса. Эти действия начинаются с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата и кончаются определением результатов выборов. Кандидат может быть избран только в том случае, если в его пользу будет направлено волеизъявление большинства проголосовавших избирателей и если это волеизъявление окажется подлинно свободным. Иными словами, в самом процессе реализации пассивного избирательного права участвует весьма большое количество людей, и без такого участия быть избранным невозможно. Отсюда следует, что конституционное право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления является коллективным.

В Конституции РФ народ объявляется единственным источником власти, которую он осуществляет, в частности, путем участия в выборах. Это могло бы свидетельствовать о естественном характере избирательных прав. Тем не менее пассивное избирательное право принято относить к позитивным правам, получающим реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы.

Избирательное законодательство - одно из самых нестабильных. Оно следует за развивающейся политической системой и отвечает ее требованиям. Меняется подход к содержанию пассивного избирательного права, вводятся все новые ограничения его осуществления. Такие ограничения касаются как сущности этого права, так и отдельных правомочий. Так, например, происходит с правом кандидатов на предвыборную агитацию, путем манипулирования понятием и правилами проведения агитации. Сначала принятый в 2002 г. в новой редакции Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил для кандидатов запрет на использование эфирного времени и печатной площади для проведения агитации за других кандидатов. При этом в неравное положение поставлены кандидаты, выдвинутые избирательным объединением, и кандидаты-самовыдвиженцы. Первые могут осуществлять агитацию за других кандидатов, выдвинутых этим же избирательным объединением, и, соответственно, пользоваться их поддержкой. Кроме того, избирательное объединение вправе агитировать в СМИ за любого выдвинутого им кандидата. Кандидат-самовыдвиженец лишен такой поддержки со стороны других кандидатов. Затем Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» [4] ввел запрет на агитацию в телевизионном эфире против кандидатов, списков кандидатов (п. 5.2 ст. 56).

Пассивное избирательное право имеет более сложный правовой режим и, в отличие от активного избирательного права, - более ограничительный характер. С одной стороны, желательно, чтобы право быть избранным, подобно праву избирать, было возможно более широким. Теоретически каждый избиратель должен обладать правом быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. С другой стороны, поскольку цель выборов

заключается в том, чтобы избрать на выборную должность самых лучших представителей народа, способных управлять делами страны, региона, местными делами, постольку было бы разумно установить какой-то минимум требований к кандидату, который едва ли необходимо предъявлять обычному избирателю.

Законодательство Российской Федерации и ее субъектов, равно как и законодательство других государств, знает такие требования, или иначе - избирательные цензы. Это конституционные цензы: гражданства, возрастной (для кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти); свободы и дееспособности (ст. 32 Конституции РФ); оседлости для кандидата на должность Президента РФ (ст. 81 Конституции РФ). Остальные ограничения имеют законодательное закрепление: возрастной ценз для кандидатов в депутаты регионального и местного уровня, глав муниципальных образований; судимость за определенные виды преступлений; гражданство иностранного государства; несовместимость и неизбираемость. Следует отметить, что ограничения права на избрание не должны нарушать равноправие граждан в политической сфере; они должны диктоваться соображениями практического порядка, а отнюдь не политическими мотивами.

Вызывает одобрение ограничение пассивного избирательного права для граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, в том числе преступлений экстремистской направленности, и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления (п. 3.2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Справедливо также ограничение данного права для граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (п. 3.1 ст. 4 указанного Федерального закона). В совокупности с нормой, устанавливающей запрет на финансирование избирательной кампании кандидата за счет средств, поступающих от иностранных государств и организаций, а также иностранных граждан и юридических лиц (п. 6 ст. 58 указанного Федерального закона), указанное ограничение направлено на защиту государственного суверенитета России, недопустимость вмешательства во внутренние дела государства, посредством влияния на принятие важнейших государственных решений через законотворческий процесс и правоприменительную практику.

Несовместимость означает запрет на совмещение мандата депутата или выборного должностного лица в течение срока своих полномочий с занятием определенных должностей и выполнением определенных профессиональных обязанностей. Это ограничение исходит из принципа разделения властей и необходимости обеспечения наиболее эффективной деятельности выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Неизбираемость связана со многими факторами, например лишением лица по решению суда права в течение определенного срока занимать государственные и (или) муниципальные должности. Не могут выдвигать свою кандидатуру лица, ушедшие в отставку, которая послужила основанием для назначения данных выбо-

ров. Кроме того, не могут участвовать в избирательной кампании члены избирательных комиссий, судьи Конституционного Суда РФ (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; ч. 3 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. (с послед. изм.) «О Конституционном Суде Российской Федерации») [5]. Анализ положений федеральных законов, регулирующих деятельность прокуратуры РФ и политических партий, позволяет сделать вывод, что прокурорские работники не могут участвовать в выборах в качестве кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Так, в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности [6]. Такой деятельностью, согласно Федеральному закону «О политических партиях» (п. 4 ст. 3) признается выдвижение кандидатов на выборные должности [7]. Следовательно, прокурорские работники не могут участвовать в выдвижении кандидатов избирательным объединением, в том числе быть кандидатами на выборную должность.

Рассмотренные ограничения не являются абсолютными. При несовместимости возможность реализовать право на избрание появляется после освобождения от должности, несовместимой со статусом выборного лица, в случае победы на выборах. Неизбираемость либо носит временный характер (например, до истечения срока отбывания уголовного наказания или срока судимости), либо требует отставки от должности, статус которой не позволяет реализовать свое право гражданина быть избранным.

Реализация пассивного избирательного права в значительной степени зависит от вида избирательной системы. Представляется, что введение на выборах депутатов Государственной Думы пропорциональной избирательной системы ограничило данное право российских граждан [8]. Если для рядового члена внутрипартийная фильтрация является серьезным барьером, то о каких возможностях беспартийных граждан можно говорить?

Для включения в список кандидатов необходимо заручиться поддержкой не менее десяти членов регионального отделения партии, а далее выдержать конкурс на конференции регионального отделения политической партии и съезде партии. Реализация гражданами пассивного избирательного права становится в зависимость от их принадлежности к избирательным объединениям.

Смешанная избирательная система, применяемая на региональных и местных выборах, незначительно увеличивает возможности граждан на получение депутатского мандата. Во-первых, выбор пропорциональной или смешанной избирательной системы осуществляется по усмотрению законодателя субъекта РФ. Пропорциональная система выборов депутатов законодательного (представительного) органа установлена, например, в Санкт-Петербурге, Московской области и Республике Дагестан. Во-вторых, при закреплении смешанной избирательной системы не менее 50% депутатов должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. Следова-

тельно, количество депутатов-одномандатников может быть менее 50%. Кроме того, кандидаты от партий и независимые кандидаты ставятся в крайне неравное положение. Последние имеют возможность зарегистрироваться только по одномандатному округу, а «партийцы» - как по одномандатному, так и в составе списка кандидатов, что увеличивает их возможность пройти в региональный парламент.

С точки зрения конституционного права очень важно сохранение оптимального баланса между широтой избирательных прав граждан и наличием разумных и обоснованных правовых барьеров, блокирующих доступ на выборные должности для определенных категорий лиц. При этом недопустимо устанавливать юридические запреты или условия избираемости, допускающие произвольное толкование.

Библиографический список

1. Европейский Суд по правам человека: избранные решения [Текст]. - М., 1987. - Т. 1.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 30 января 2007 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253; 2007. - № 6. - Ст. 681.

3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации [Текст] / под ред. А. А. Вешнякова. - М., 2003.

4. СЗ РФ. - 2006. - № 50. - Ст. 5303.

5. СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447; 2007. - № 7. - Ст. 829.

6. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 366; СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472; Российская газета. - 2007. - 6 марта.

7. СЗ РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950; 2007. - № 1 (ч. 1). - Ст. 37.

8. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. (в ред. от 30 декабря 2006 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. -2005. - № 21. - Ст. 1919; 2007. - № 1 (ч. 1). - Ст. 37.

Т. Г. Мышева,

преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

дним из высших непосредственных выражений принадлежащей народу власти служат демократические, свободные и периодические выборы. Такая форма прямого волеизъявления граждан обеспечивается тем, что проведение выборов строго упорядочивается законодательством, которое в свою очередь базируется на Конституции РФ. Только «в рамках демократической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.