ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 1
И.А. Старостина, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ*
ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В статье на основе обновленного законодательства автор рассматривает институт представителей в избирательном праве — уполномоченных представителей избирательного объединения, инициативной группы избирателей, кандидата, средств массовой информации. Автор подчеркивает общность статусов уполномоченных представителей и основных участников избирательного процесса и их предопределенность авторитетом политических партий.
Ключевые слова: представительство; избирательное право; избирательный процесс; политические партии.
The article on the basis of the updated legislation considers institute of representatives in the election law: the authorized representatives of election association, initiative group of voters, the candidate, mass media. The author underlines a generality of statuses of the authorized representatives and the basic participants of selective process and their predeterminess by authority of political parties.
Keywords: representation; election law; election process; political parties.
Представительство в праве — это совершение юридически значимых действий одним лицом (представителем) от имени и в интересах другого лица в соответствии с доверенностью, официальными полномочиями или в силу закона, административных актов. Представитель от имени представляемого приобретает полномочия по созданию, изменению или прекращению прав и обязанностей представляемого. Право на представительство в правоотношениях может быть реализовано, если иное (т.е. прямой запрет) не предусмотрено законом. Проблема представительства выступает, с одной стороны, как юридическая фикция (Кельзен), а с другой — как демократическая фикция (Руссо).
Народное представительство предполагает осуществление основных функций публичной власти выборными представителями народа, уполномоченными выражать его интересы и волю. Представительные органы формируются на основе волеизъявления избирателей, самостоятельно принимают решения по важным вопросам государственного и местного значения.
Народное представительство имеет организационный механизм — представительную систему, которая включает в себя: избирательную
систему, представительные органы, систему связи избирателей с выборными представителями народа. Современные демократические системы предполагают наличие представительных процедур1. Институт выборов сочетает в себе избирательное право (материальное право) и избирательный процесс (процессуальное право), которые находятся в соотношении «содержание и форма». Избирательный процесс как форма обеспечивает реализацию избирательных прав (содержание).
Современные демократические государства — это преимущественно партийные государства, в которых политические партии являются неотъемлемым элементом представительной демократии. В русле современных тенденций находится и действующее российское избирательное законодательство.
Представительство, с которым тесно связаны выборы, выступает основанием законной власти. Правомерным следует считать положение, когда представитель облечен распорядительными правами и связан обязательствами, выводимыми из формального доверия либо из закона, при этом доверитель условно оставляет свои права за собой.
Доверие образует условие права, включая право на власть. Причем не обязательно доверять непременно субъекту-носителю власти: можно верить и закону как бессубъектной силе, под началом которой состоят участники властеотношений. И если эта вера крепка, то и права законной власти получат признание2.
Важной стороной всей представительной системы является не простое участие в акте избрания, а достижение через посредство избранного лица влияния на ход государственных дел. Публичный (общественный, политический) интерес является не только фактическим, но и правовым. Выборная власть, действующая в пределах своих полномочий, самостоятельно определяет существо и содержание таких интересов. Выборы выступают основанием представительной власти, обеспечивая народное (публичное) представительство.
Представительство требует участия двух сторон, из которых одна (представитель) обязана действовать по поручению или в интересе другой — доверителя.
Представителями в избирательном праве являются уполномоченные (лица): 1) избирательного объединения (политическая партия и ее региональные отделения); 2) инициативной группы избирателей (граж-
1 О проблемах публично-правового представительства подробно см.: Князев С.Д., Арановский К.В. Политическое представительство и выборы: публично-правовая природа // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16; Фадеев В.И., Варлен М. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 2008; Манен Б. Принципы представительного правления / Пер. с англ. СПб., 2008; Филиппова Н.А. Представительство публичных интересов в федеративном государстве: особенности российской национальной модели. Екатеринбург, 2009; Валадес Д. Конституционные проблемы правового государства. М., 2009.
2 См.: Кокотов А.Н.Доверие. Недоверие. Право. М., 2004. С. 17, 51.
данин РФ); 3) кандидата в депутаты или на выборную должность, в том числе по финансовым вопросам (граждане РФ, наделенные соответствующими полномочиями кандидатом); 4) средства массовой информации. Все эти представители обладают избирательными правами и обязанностями на всех стадиях избирательного процесса.
Уполномоченные представители избирательного объединения (в связи со статусом иных представителей в избирательном праве). Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с учетом поправок 2009 г.)3 определяет избирательное объединение как политическую партию, а также ее региональное отделение или иное структурное подразделение, имеющих на основе закона право участвовать в выборах.
При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также, согласно закону, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения, их структурные подразделения, зарегистрированные в соответствии с законом. При этом общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.
Общественное объединение или его структурное подразделение вправе обратиться к выдвигающим список кандидатов политической партии, ее структурному подразделению, действующему на территории соответствующего муниципального образования, с предложением о включении кандидатур в этот список не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Такие кандидатуры подлежат обязательному рассмотрению на съезде партии, конференции или общем собрании ее структурного подразделения.
Отсутствие обращения общественного объединения с предложением о включении кандидатур в список кандидатов не препятствует выдвижению политической партией списка кандидатов, а также включению в этот список членов общественных объединений, не являющихся политическими партиями.
Политическая партия и зарегистрированное иное общественное объединение, не являющееся политической партией, создавшие объ-
3 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2009. № 45. Ст. 5268 (далее — «Об основных гарантиях...»).
6 ВМУ, право, № 1
единение или союз, целью деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, заключают соглашение в письменной форме.
Системный анализ правовых норм позволяет выделить следующие необходимые условия заключения соглашения между политической партией и общественным объединением при выдвижении списка кандидатов на муниципальных выборах: 1) добровольность; 2) определение порядка, в соответствии с которым общественное объединение или его структурное подразделение предлагают кандидатуры для включения в список кандидатов; 3) обязательность заключения соглашения с политической партией, если есть инициатива со стороны общественного объединения, состоящего в союзе с политической партией; 4) письменная форма соглашения; 5) установление максимального числа кандидатов от общественного объединения (не более 15% от числа всех кандидатов) с оговоркой, что если число предложенных кандидатур будет составлять менее единицы, то в список включается одна кандидатура; 6) определение сроков для реализации общественным объединением права обращения к политической партии с предложением о включении в список кандидатов — не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов; 7) указание срока действия самого соглашения; 8) определение перечня оснований, по которым предложенная кандидатура, обладающая пассивным избирательным правом, не включается в список кандидатов; 9) право политической партии в отсутствие обращения со стороны общественного объединения по своему усмотрению включать в список кандидатов членов общественных объединений, не являющихся политическими партиями; 10) представление в избирательную комиссию нотариально удостоверенной копии соглашения4.
Формализация согласительных процедур в избирательном законодательстве направлена на установление новых форм участия общественных объединений, не являющихся политическими партиями, в выдвижении кандидатов на муниципальных выборах во взаимодействии с политическими партиями, обеспечении представительства таких общественных объединений в органах местного самоуправления, а также повышения качества работы органов местного самоуправления. Соответствующие изменения в избирательное законодательство в апреле 2009 г. стали реализацией законодательных инициатив Президента РФ, сформулированных в ежегодном Послании Федеральному Собранию в ноябре 2008 г.
На выборах в федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ в список включаются политические партии,
4 См.: Старостина И.А. Соглашение в избирательном праве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 14. С. 33.
имеющие право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выборах. На выборах в органы местного самоуправления в список включаются политические партии, их структурные подразделения, имеющие право принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным законом, и их структурные подразделения.
Установленный законом порядок формирования избирательных комиссий имеет свои особенности применительно к статусу представителей в избирательном праве.
Право внесения предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований, территориальных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения таких предложений. При этом указанные предложения подлежат рассмотрению в установленном порядке.
Статус членов избирательных комиссий предполагает, что членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть уполномоченные представители кандидата, избирательных объединений.
В Послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 г. Президент РФ заявил о необходимости гарантировать непарламентским партиям возможность постоянного участия в работе Центральной и региональных избирательных комиссий. В порядке реализации Послания Президента РФ ЦИК РФ внесла изменения в своей регламент, согласно которым политические партии, не имеющие права назначать члена комиссии с правом совещательного голоса, могут делегировать одного своего представителя для участия в работе ЦИК. Этот представитель вправе задавать вопросы другим участникам заседания в соответствии с повесткой дня и по согласованию с председательствующим, знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами. Однако документы и материалы, содержащие конфиденциальную информацию, такие, как списки избирателей, избирательные бюллетени и др., недоступны для представителей непарламентских партий в ЦИК5.
Для обеспечения гласности в деятельности избирательных комиссий законодательно устанавливается, что на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать уполномоченные представители зарегистрированных кандидатов. Для при-
5 См.: Петров В. Немые свидетели. Представители непарламентских партий смогут поучаствовать в работе ЦИК // Российская газета. 2009. 3 дек.
сутствия на заседаниях комиссии и при работе с избирательными документами не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа уполномоченных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. На всех заседаниях комиссии и при работе с документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
На такой стадии избирательного процесса, как регистрация кандидатов, списков кандидатов, при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители, и соответственно они должны предварительно извещаться об этом.
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, его копия передается уполномоченному представителю не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В определенных случаях уполномоченный представитель вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными.
В случае отказа в регистрации избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации и исключении из списка обязана выдать уполномоченному представителю копию решения с изложением оснований отказа и исключения из списка кандидатов.
Закон устанавливает основания отказа в регистрации списка кандидатов применительно к статусу уполномоченных представителей — неоднократное использование уполномоченным представителем преимуществ своего должностного или служебного положения, а также установленный решением суда факт подкупа избирателей.
Правовой статус кандидатов базируется на принципе равенства кандидатов: от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
Статус доверенных лиц определен законом, согласно которому кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц.
Кандидаты вправе (а в случаях, установленных законом, обязаны),
а избирательные объединения обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Доверенные лица и уполномоченные представители подлежат регистрации избирательными комиссиями.
Федеральный закон «Об основных гарантиях.» не ограничивает право кандидата вести свои дела в суде через представителей на основании общих норм ГПК РФ.
Ограничения, связанные с должностным или служебным положением, касаются должностных лиц, журналистов, иных творческих работников организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если они являются уполномоченными представителями по финансовым вопросам: им запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
Закон устанавливает условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий.
По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, уполномоченным представителям для встреч с избирателями. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения таких мероприятий для всех участников.
Особенности предвыборной агитации закон устанавливает для воинских частей, военных организаций и учреждений. Предвыборная агитация в расположении воинских частей запрещается за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части. Такое здание или помещение предоставляется командиром воинской части по запросу избирательной комиссии для встреч с избирателями из числа военнослужащих. Организацию встреч обеспечивает командир воинской части совместно с комиссией, при этом все участники оповещаются о месте и времени встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.
Ограничения при проведении предвыборной агитации состоят в том, что предвыборные программы, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в Интернете), выступления граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к совершению деяний экстремистской направленности либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.
Оплата коммерческой и иной не связанной с выборами рекламы с использованием фамилии или изображения уполномоченного представителя, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения в период избирательной
кампании осуществляется только за счет средств избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств избирательного фонда, не допускается.
Уполномоченные представители, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.
Установленный законом порядок создания избирательных фондов включает: 1) обязанность кандидатов и избирательных объединений создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательными комиссиями; 2) право кандидатов (в случаях, установленных законом, — обязанность) и обязанность избирательных объединений назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрирует уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательная комиссия.
Законодательная характеристика бюллетеня на выборах также включает элементы статуса представителей в избирательном праве.
Изготовленные бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. Лишние бюллетени уничтожаются, о чем составляется акт. Уполномоченный представитель вправе подписать указанные акты.
Представители также вправе присутствовать при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении. Избирательная комиссия обязана предоставить возможность не менее чем одному представителю каждого кандидата и избирательного объединения присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении.
Определяя порядок голосования, закон устанавливает, что избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося уполномоченным представителем. В таком случае избиратель устно извещает комиссию о
своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю.
Уполномоченным представителям запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией включает определенные правовые действия. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные мешки или коробки, на которых вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которым по закону предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола уполномоченным представителям.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления уполномоченным лицам, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке, на котором использовались технические средства подсчета голосов. Ручной подсчет голосов проводится в присутствии уполномоченных лиц.
Обработка итогов голосования в избирательных комиссиях в случае выявления ошибок в протоколах и таблицах может включать повторный подсчет голосов избирателей. Копии протокола повторного подсчета также выдаются уполномоченным лицам.
Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов. На этой стадии избирательного процесса комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования в объеме данных, содержащихся в протоколах, уполномоченным представителям, представителям средств массовой информации по их требованию.
Уполномоченный инициативной группы кандидата. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РФ, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет.
Уполномоченный представитель вправе заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы возможна только из средств избирательного фонда. Закон
предусматривает, что кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, собирающих подписи, а также нотариально удостоверить сведения о таких лицах и подписи этих лиц.
Установленный порядок создания избирательных фондов определяет, что все денежные средства перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения комиссии уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения в филиалах Сбербанка РФ, а при их отсутствии — в других кредитных организациях.
Уполномоченные представители вправе обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан РФ.
Уполномоченный кандидата (в том числе по финансовым вопросам). Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией, могут заключаются уполномоченными представителями по финансовым вопросам. Расчеты осуществляются только в безналичном порядке.
Представитель средства массовой информации. Законодательное понятие «представитель средства массовой информации» определяет его как лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации.
Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе: 1) присутствовать на заседаниях комиссий; 2) знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе составляемыми повторно, получать от комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов; 3) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение; 4) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Действия, совершаемые при осуществлении профессиональной деятельности представителями средств массовой информации, признаются предвыборной агитацией в том случае, если они совершены с целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы представителям средств массовой информации при осуществлении ими профессиональной деятельности.
На основе нормативно-правового анализа российского избирательного законодательства можно выделить основные характеристики института представителей в избирательном праве:
— публичный характер представляемых интересов и целей;
— представительство в избирательном праве, основанное на публичном (политическом) доверии;
— регулирование института представителей нормами избирательного (как части конституционного) права, включая нормы законодательства о политических партиях;
— признание законного и добровольного представительства в избирательном праве;
— реализация правомочий представителей в отношении представляемых только в период избирательной кампании — на соответствующих стадиях избирательного процесса и в определенные сроки;
— представители в избирательном праве (как индивидуальные, так и коллективные субъекты публичного права) — это граждане РФ, обладающие избирательными правами; политические партии; иные общественные объединения, наделенные соответствующими правомочиями;
— законодательное признание политической партии основным коллективным субъектом избирательного процесса — единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы публичной власти, предопределяет круг представителей в избирательном праве, которые непосредственно связаны позицией и усмотрением политической партии. Предоставление политическим партиям исключительного права на участие в избирательном процессе конкретизирует и формализует институт представителей;
— участие представителей в избирательном праве в качестве «пассивных» субъектов (участников) избирательного процесса, обеспечивающих реализацию избирательных прав «активных» субъектов (кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий);
— обладание уполномоченными представителями (как «пассивных» участников) теми же правами и в том же объеме правомочиями, за отдельными исключениями, наряду с «активными» участниками избирательного процесса;
— закрепленные законом для кандидатов право (в определенных случаях — обязанность), а для избирательных объединений обязанность назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам;
— законодательное требование о регистрации избирательными комиссиями доверенных лиц и уполномоченных представителей;
— легальная формализованность согласительных процедур в избирательном процессе (законодательное требование о заключении соглашения между политической партией и общественным объединением при выдвижении списка кандидатов на муниципальных выборах на условиях, установленных законом; до-
пустимость иных договорных отношений между участниками избирательного процесса);
— включенность представителей, так же как и представляемых, в систему конституционно-правовой ответственности (например, избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидату, если его доверенные лица использовали преимущества должностного или служебного положения).
В целом роль и место института представителей в избирательном праве предопределяются авторитетом политических партий, который они стремятся повысить за счет увеличения различных социальных групп населения, поддерживающих соответствующие политические идеи, цели и задачи, а избирательное законодательство последовательно закрепляет такое стремление.
Список литературы
1. Избирательное законодательство и выборы в современном мире / В.И. Лысенко, А.Г. Головин. М., 2009.
2. Князев С.Д., Арановский К.В. Политическое представительство и выборы: публично-правовая природа // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16.
3. Фадеев М.В., Варлен М.В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 2008.