Научная статья на тему 'Условия реализации избирательных прав на выборах президента Российской Федерации: конституционно-правовой аспект'

Условия реализации избирательных прав на выборах президента Российской Федерации: конституционно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1268
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мышева Татьяна Геннадьевна

Рассмотрены проблемы, связанные с порядком реализации избирательных прав на выборах Президента Российской Федерации. Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема правового регулирования порядка избрания Президента Российской Федерации недостаточно исследована и имеет множество спорных вопросов. Предметом исследования данной работы являются требования, предъявляемые российским законодательством при реализации активного и пассивного избирательного права на выборах Президента российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мышева Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ways of Electoral Rights Realization at the Presidential Election in the Russian Federation: Constitutional-Legal Aspect

The author of the article deals with the problems connected with the order of electoral rights realization at the presidential election in the Russian Federation. The issue of legal regulation of election in Russia observed by the author is rather debatable and not studied enough. The author also considers the requirements of the Russian legislature for realization of active and passive electoral rights at the presidential election in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Условия реализации избирательных прав на выборах президента Российской Федерации: конституционно-правовой аспект»

тельно, количество депутатов-одномандатников может быть менее 50%. Кроме того, кандидаты от партий и независимые кандидаты ставятся в крайне неравное положение. Последние имеют возможность зарегистрироваться только по одномандатному округу, а «партийцы» - как по одномандатному, так и в составе списка кандидатов, что увеличивает их возможность пройти в региональный парламент.

С точки зрения конституционного права очень важно сохранение оптимального баланса между широтой избирательных прав граждан и наличием разумных и обоснованных правовых барьеров, блокирующих доступ на выборные должности для определенных категорий лиц. При этом недопустимо устанавливать юридические запреты или условия избираемости, допускающие произвольное толкование.

Библиографический список

1. Европейский Суд по правам человека: избранные решения [Текст]. - М., 1987. - Т. 1.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 30 января 2007 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253; 2007. - № 6. - Ст. 681.

3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации [Текст] / под ред. А. А. Вешнякова. - М., 2003.

4. СЗ РФ. - 2006. - № 50. - Ст. 5303.

5. СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447; 2007. - № 7. - Ст. 829.

6. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 366; СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472; Российская газета. - 2007. - 6 марта.

7. СЗ РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950; 2007. - № 1 (ч. 1). - Ст. 37.

8. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. (в ред. от 30 декабря 2006 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. -2005. - № 21. - Ст. 1919; 2007. - № 1 (ч. 1). - Ст. 37.

Т. Г. Мышева,

преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

дним из высших непосредственных выражений принадлежащей народу власти служат демократические, свободные и периодические выборы. Такая форма прямого волеизъявления граждан обеспечивается тем, что проведение выборов строго упорядочивается законодательством, которое в свою очередь базируется на Конституции РФ. Только «в рамках демократической

политической системы выборы обеспечивают конкурентный политический процесс, через который собственно и проявляет себя народный суверенитет, действительное народовластие и гражданское представительство интересов» [1, с. 47]. Право на участие в управлении делами государства граждане могут реализовать как непосредственно, так и через своих представителей. Оно является юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Всеобщее избирательное право означает признание без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определенного возраста, права избирать (активное избирательное право) и права быть избранными (пассивное избирательное право). Конституция РФ и федеральное законодательство гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, предусматривая, что актами субъектов Федерации эти права и гарантии не могут быть изменены, ограничены, а могут быть только дополнены новыми гарантиями.

Традиционно в юридической науке принято различать избирательное право в объективном и субъективном смысле слова. Избирательное право в объективном смысле слова есть совокупность юридических норм, регулирующих фактические отношения по выборам представительных органов и должностных лиц. Данные нормы содержатся в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации, в различных избирательных законах. Субъективное избирательное право - это конституционное право граждан Российской Федерации избирать (активное право) Президента РФ, депутатов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и право (возможность) быть избранным (пассивное право) на соответствующий пост или в органы государственной власти и местного самоуправления.

Действующий Основной Закон не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. По Конституции РФ 1993 г. выборы - универсальный институт народовластия, атрибутивно связанный с демократией, субъективное избирательное право (ст. 32) - универсальное правомочие, не связанное только с формированием какой-либо конкретной системы органов государственной власти или местного самоуправления. Таким образом, субъективное избирательное право является конкретным воплощением установленного Конституцией РФ права граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей [2, с. 6].

В Конституции РФ закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти (в том числе на должность Президента РФ) и местного самоуправления, участвовать в референдуме, но в то же время в ст. 32, посвященной этому праву, не содержится указания на принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Данные принципы закреплены применительно к выборам Президента РФ в ст. 81 Конституции РФ.

В соответствии с действующей Конституцией РФ Президент РФ избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, может избирать, а с возраста 35 лет - быть избранным Президентом России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Участие граждан в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению.

В ч. 3 ст. 32 Конституции РФ 1993 г. определены две категории граждан, которые не могут участвовать в выборах: лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Недееспособным, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими. Признание недееспособным осуществляется лишь судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Лица же, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, сами лишили себя права участвовать в выборах и референдумах, преступив закон. Ограничение их избирательных прав не имеет ничего общего с существовавшим в СССР до 1959 г. лишением по суду права избирать и быть избранным как меры наказания.

Предусмотренное в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ ограничение не распространяется на лиц, хотя и содержащихся под стражей в следственных изоляторах или аналогичных местах (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых), но в отношении которых суд еще не применил уголовное наказание в виде лишения свободы.

После отбытия судебного наказания гражданин вновь вправе осуществлять свои избирательные права. То же относится к лицу, ранее признававшемуся недееспособным, если основания к тому отпали и суд признал его дееспособным.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с действующим законодательством принимать участие в выборах Президента РФ на равных основаниях. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» [3], политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов на выборные должности в органы государственной власти. Согласно ст. 36 Закона политические партии, их региональные отделения вправе принимать участие в выборах, если официальное опубликование решения об их назначении состоялось после представления партиями в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию их региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Каждая политическая партия

вправе выдвинуть только одного кандидата. При этом особо подчеркивается, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатами граждан, являющихся членами других партий.

Указанное положение Федерального закона ничего не говорит о запрете выдвигать кандидатами граждан, не являющихся членами каких-либо партий, следовательно, это возможно. Однако в данном случае возникает вопрос о целесообразности таких действий, поскольку, выдвигая своего кандидата на должность Президента РФ, каждая партия преследует цель иметь своего представителя в лице высшего должностного лица государства, а лицо, не имеющее принадлежности к какой-либо партии такими обязательствами связано не будет.

Реализовать пассивное избирательное право на выборах Президента РФ при соответствии требованиям, указанным в действующем законодательстве, граждане Российской Федерации могут посредством самовыдвижения. Для этого требуется создать группу избирателей в количестве не менее пятисот граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом [4, ст. 34].

В Конституции РФ 1993 г. установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права: Президентом РФ может быть избран лишь гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. В действующей Конституции РФ не содержится указание на верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья, энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт.

В Конституции России не выдвигаются требования того, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению. Понятие «постоянно проживающий» означает, что, во-первых, кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, то есть отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства [5, с. 423].

В.В. Лазарев указывает на юридическую проблему: неясно, какой момент считать окончанием минимально установленного срока проживания - день выдвижения гражданина кандидатом в президенты, регистрации кандидата, выборов президента (первого тура), вступления в должность вновь избранного президента или имеется в виду любой десятилетний отрезок жизни? Эта проблема пока не была актуальной, но вполне может стать таковой в будущем. Например, перед избирательной президентской кампанией 1996 г. в средствах массовой информации среди претендентов назывался А.И. Солженицын. Но писатель долгое время жил в изгнании и к моменту выборов десятилетний срок постоянного проживания был еще далек от окончания, хотя в СССР, куда входила и Россия, в общей сложности Солженицын прожил гораздо более 10 лет. По нашему мнению, исходя из смысла рассматриваемой конституционной нормы, из ее лексического анализа (здесь не случайны слова «постоянное проживание» и «избран»), а также основываясь на аналогии права, окончанием десятилетнего срока необходимо считать день проведения вы-

боров президента, назначенный в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» [6].

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории России, обладает на выборах равными с иными российскими гражданами правами.

В Конституции РФ устанавливается, что Президентом РФ может быть избран гражданин России, однако ничего не говорится о возможности выдвижения на президентский пост кандидата с двойным гражданством, хотя в соответствии с Федеральным Законом «О выборах Президента Российской Федерации» до недавнего времени было возможно избрание Президентом РФ гражданина России, являющегося одновременно гражданином иностранного государства. По данной проблеме высказывал свое мнение С.Э. Жилинский, который считал указанное положение весьма спорным, поскольку у России и государства, в гражданстве которого состоит потенциальный президент, могут возникать серьезные разногласия, существовать прямо противоположные интересы. При таком стечении обстоятельств Президент РФ оказался бы в весьма сложной, двусмысленной ситуации и не всегда в полной мере мог бы защитить интересы Российской Федерации [7, с. 85]. Итогом споров стало принятие Федерального закона от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ, согласно которому «не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства» [8, ст. 8].

Положение ст. 81 Конституции РФ не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента России неоднократно, но с перерывом - после пребывания на данном посту два срока подряд. О.Е. Кутафин и коллектив соавторов высказали мнение о том, что норма о невозможности занимать должность президента более двух сроков подряд направлена на воспрепятствование формированию несменяемого слоя управляющих, свободный доступ к власти свежих сил, политических лидеров нового поколения [9, с. 240]. В Конституции РФ не исключается возможность выдвинуть кандидатуру бывшего Президента России на эту должность на другой срок, кроме очередного -третьего подряд.

Президент, досрочно прекративший свои полномочия в связи с обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данными обстоятельствами.

М.В. Баглай высказывает мнение, что скупые конституционные требования к кандидатам в Президенты РФ - признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран президент [10, с. 444]. Тем не менее в нормах Основного Закона присутствует недосказанность, имеющая своим последствием неясность и противоречия некоторых положений федерального законодательства о выборах Президента РФ.

1. Веденеев, Ю. А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации [Текст] / Ю. А. Веденеев // Журнал российского права. - 2005. - № 6.

2. Панкратов, В. Основы избирательного права и Основной Закон страны (опыт сдержанной критики Конституции Российской Федерации) [Текст] / В. Панкратов // Российская юстиция. - 2003. - № 12.

3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 12 июля 2006 г.) «О политических партиях» [Текст] // СЗ РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950; 2006. - № 29. - Ст. 3124.

4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (с изм. и доп. от 25 июля 2006 г.) «О выборах Президента Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171; 2006. -№ 31 (ч. 1). - Ст. 3427.

5. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / под общ. ред. В. Д. Карповича. - М., 2002.

6. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / отв. ред. В. В. Лазарев // СПС «Гарант». - 2003.

7. Жилинский, С. Э. Наш Президент. Как он правит и как его избирают [Текст] / С. Э. Жи-линский. - М., 2004.

8. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» [Текст] // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3427.

9. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / под рук. О. Е. Кугафина. - М., 2003.

10. Баглай, М. В. Конституционное право [Текст] : учебник / М. В. Баглай. - М., 2005.

М.В. Кудрина,

аспирант Астраханского государственного университета

МЕСТО ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

настоящее время в Российской Федерации существует множество средств, направленных на защиту прав граждан. Вместе с тем, к сожалению, права граждан нарушаются, а представленные способы их защиты недостаточно эффективны, в силу того что не акцентированы исключительно на защите прав человека и гражданина. Ухудшение состояния прав человека, проблема злоупотребления правом со стороны властных субъектов правоотношений требуют совершенствования старых и создания новых механизмов, направленных на реализацию прогрессивных идей в сфере обеспечения прав граждан, в частности на установление деловых и конструктивных отношений граждан с органами власти и администрацией. Государство обязано создать все необходимые для этого условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.