Научная статья на тему 'Классификация принципов избирательного права Российской Федерации'

Классификация принципов избирательного права Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6362
777
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / PRINCIPLES OF ELECTION LAW / CLASSIFICATION OF PRINCIPLES OF ELECTION LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худолей Д. М.

Анализируется система принципов избирательного права Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Principles of Election Law of the Russian Federation

The system of principles of election law of the Russian Federation is analyzed.

Текст научной работы на тему «Классификация принципов избирательного права Российской Федерации»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2008 Юридические науки Выпуск 1 (1)

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.М.Худолей

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и финансового права Пермского государственного университета, 614990, Пермь, ул.Букирева, 15

Анализируется система принципов избирательного права Российской Федерации.

Ключевые слова: принципы избирательного права; классификация принципов избирательного права

Многими отечественными учеными признается, что правовые принципы образуют целостную систему [19. С. 164; 17. С. 242; 38. С. 215]. Согласно основополагающим положениям теории систем, составные части системы также являются относительно самостоятельными системами (мини-системами). Придерживаясь вышеизложенных общетеоретических философских предпосылок, можно прийти к выводу, что принципы избирательного права Российской Федерации в рамках системы принципов российского права также образуют целостную систему. При этом, разумеется, нельзя забывать о том, что принципы избирательного права находятся в неразрывной связи с иными принципами российского права (в первую очередь, с общеотраслевыми принципами).

Несмотря на то что принципы избирательного права образуют целостную систему, не исключено, что отдельные принципы отличаются по видовым признакам и образуют определенные группы. К сожалению, следует констатировать, что в современной науке избирательного права отсутствует единое мнение о классификации принципов.

Так, ученые не пришли к единому мнению о наименовании различных групп в системе принципов избирательного права Российской Федерации. К примеру, А.П.Сунцов предлагает делить принципы избирательного права на политические и организационные [36. С. 58]; Ю.А.Дмитри-ев, В.Б.Исраелян - на принципы участия граждан в выборах и принципы организации и проведения выборов [11. С. 99];

© Худолей Д.М., 2008

А.П.Астафичев - на принципы субъективного избирательного права и принципы объективного избирательного права [2. С. 32]; С.В.Юсов - на материальные и процессуальные принципы избирательного права [40. С. 5]. Отдельные авторы принципы избирательного законодательства подразделяют на принципы избирательного права и принципы избирательного процесса [5. С. 22]. Более того, даже те авторы, которые солидарны друг с другом в вопросе о наименовании групп, часто имеют разногласия относительно видовой принадлежности того или иного принципа. Так, М.С.Матейкович считает, что принцип обязательности выборов является политическим [18. С. 11], а С.Д.Князев - организационным [15. С. 35].

Несмотря на некоторые различия, можно обобщить мнения указанных ученых. Так, в первую группу принципов входят принципы, определяющие основы участия граждан в голосовании на выборах как основных участников избирательных правоотношений (принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права и др.). Это принципы материального избирательного права, они имеют материально-правовые гарантии (те или иные положения закона, наделяющие граждан субъективными избирательными правами).

Во вторую группу входят принципы периодичности, гласности выборов, независимости избирательных комиссий. Это принципы избирательного процесса, они имеют процессуально-правовые гарантии (специальные меры, определяющие порядок совершения избирательных действий).

Указанная классификация неоднократно критиковалась, так как деление принципов весьма условно. Как утверждает

А.В.Зиновьев, любой принцип по желанию можно отнести как к политическим (материальным), так и к процессуальным (организационным) [13. С. 62]. Это обусловлено тем, что материальные и процессуальные избирательные правоотношения неразрывно связаны. В силу этого нормы материального и процессуального избирательного права также неразрывно слиты, а не обособлены в отличие, например, от гражданского материального и процессуального права.

Последнее утверждение требует своей аргументации. В самом деле, долгие годы считалось, что в избирательном законодательстве можно выделить две относительно обособленные части: материальное избирательное право и процессуальное избирательное право (избирательное право и избирательный процесс). Материальное избирательное право содержит нормы, регулирующие материальные избирательные отношения (отношения по поводу участия граждан в выборах). Так, материальные нормы - нормы, которые определяют цензы избирательного права, виды выборов (прямые и непрямые) и др. Процессуальное избирательное право, наоборот, содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок совершения избирательных действий в рамках избирательного процесса (назначение выборов, формирование избирательных комиссий, выдвижение кандидатов и др.).

В начале XXI в. эта точка зрения была практически полностью отвергнута современными учеными-специалистами и, более того, воспринята законодателем. Считается, что избирательное право - материальнопроцессуальная подотрасль конституционного права, в ней материальные и процессуальные нормы находятся в неразрывном единстве [8. С. 24]. В избирательном законодательстве нет чисто материальных или процессуальных институтов. Следовательно, нет и сугубо материально- или процессуально-правовых принципов.

Эта точка зрения, как уже было сказано выше, отражена в действующем федеральном и региональном избирательном за-

конодательстве. К такому выводу, в первую очередь, приводит анализ структуры рамочного Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июня 2002 г. (в ред. от 22 июля 2008 г., далее - Закон «Об основных гарантиях...») [31]. Структура иных федеральных избирательных законов - Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» №19-ФЗ от 10 января 2003 г. (в ред. от 24 июля 2007 г., далее - Закон «О выборах Президента.») [33] и Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №51-ФЗ от 18 мая 2005 г. (в ред. от 24 июля 2007 г., далее - Закон «О выборах депутатов.») [34], - копирует структуру Закона «Об основных гарантиях...», что также приводит к вышеизложенному выводу.

В самом деле, в Законе «Об основных гарантиях.» нет раздела, который бы назывался «Избирательное право». Глава I «Общие положения» содержит нормы-дефиниции (ст. 2), нормы-принципы (ст. 39), нормы, определяющие порядок действия других норм избирательного права в пространстве и времени, а также коллизионные нормы (ст. 1, 11-11.1). В этих статьях как раз и содержатся положения, которые ранее авторы относили к материальному избирательному праву. Так, избирательные цензы определены в ст. 4 «Всеобщее избирательное право», другие основы материальных правоотношений определены иными нормами-принципами. Фактически авторы, которые ранее выступали за выделение материального избирательного права, подразумевали под ним набор принципов избирательного права. Как известно, принципы не регулируют общественные отношения самостоятельно. Они определяют содержание обычных регулятивных и охранительных норм, которые, в свою очередь, непосредственно регулируют общественные отношения. Если придерживаться точки зрения, что материальное избирательное право

- набор принципов, то мы приходим к абсурдному выводу: у норм материального избирательного права нет своего предмета!

Поэтому мы считаем, что если в избирательном законодательстве и содержатся нормы материального права, то они должны находиться не в первой, а в других главах рамочного Закона «Об основных гарантиях.».

Если анализировать структуру действующего федерального избирательного законодательства, то мы без труда можем прийти к однозначному выводу о выделении в нем общей и особенной части. Нормы общей части - нормы принципы, нормы-дефиниции, коллизионные нормы. Они нормы содержатся в статьях главы I Закона «Об основных гарантиях.», а также в первых разделах иных избирательных законов, которые обычно именуются «Общие положения» (статьи в первых главах иных избирательных законов либо повторяют положения статей главы первой Закона «Об основных гарантиях.», либо отсылают к ним). Также к общей части избирательного права можно отнести отдельные статусные нормы, находящиеся в иных главах Закона «Об основных гарантиях.», других избирательных законов. Так, по нашему мнению, к числу норм общей части должны быть отнесены отдельные нормы гл. IV «Избирательные комиссии, комиссии референдума» и гл. VI «Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума» Закона «Об основных гарантиях.», гл. 3 «Избирательные комиссии», гл. 4 «Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации», гл. 5 «Политические партии» Закона «О выборах депутатов.» и др.

Эта точка зрения основана на отечественной традиции отнесения к числу норм общей части норм-дефиниций, норм-принципов, статусных норм. Данные нормы невозможно отнести ни к материальным, ни к процессуальным. На наш взгляд, это положение не требует аргументации, так как по своей природе эти нормы не являются обычными регулятивными и охранительными нормами, они воздействуют на общественные отношения опосредованно, в силу этого их деление на материальные и процессуальные немыслимо.

Нормы особенной части избирательного права регулируют порядок совершения

отдельных избирательных действий в рамках процесса подготовки и проведения выборов (эти нормы содержатся в гл. 2, 6-13 Закона «О выборах депутатов.», а также в главах V-XI Закона «О выборах Президента.», развивающих и конкретизирующих рамочные положения гл. III, V-X Закона «Об основных гарантиях.»). Однако и в особенной части можно обнаружить нормы, посвященные реализации гражданами активного и пассивного избирательного права при проведении голосования, т.е. в выборах в узком значении этого слова. Таким образом, в состав особенной части избирательного права входят и материальные нормы.

Указанная точка зрения воспринята и региональным законодателем. Так, в Избирательном кодексе Свердловской области, принятом Областным законом Свердловской области №10-ОЗ от 29 апреля 2003 г. (в ред. от 16 ноября 2007 г.) [25] можно выделить общую и особенную часть. Общая часть содержит нормы-принципы, нормы-дефиниции (данные положения либо дублируют соответствующие положения федерального законодательства, либо отсылают к ним). Особенная часть кодекса именуется «Избирательный процесс». Но, несмотря на название, в данной части содержатся и нормы материального избирательного права.

Здесь уместно небольшое отступление, связанное с определением четких критериев, позволяющих отличать нормы материального права от процессуального, материальные избирательные права и материальные избирательные правоотношения от процессуальных. Действующий Закон «Об основных гарантиях.» содержит определения двух различных понятий - «избирательное право» и «избирательные права». Избирательное право в субъективном смысле, т.е. активное и пассивное избирательное право, - гарантированное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Под избирательными правами понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвы-

борной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов и законами субъектов Российской Федерации (п. 26-28 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях...»). Таким образом, категория «избирательные права граждан» включает в себя категорию «активное и пассивное избирательное право». По сути, избирательные права - конкретные субъективные права гражданина, которые он может реализовать в избирательных правоотношениях, существующих в ходе подготовки и проведения выборов на различных стадиях избирательного процесса.

Проведенный нами анализ избирательных прав граждан привел к следующему выводу. Активное и пассивное избирательное право - основные права, они носят материально-правовой характер. Реализация данных прав непосредственно связана с формированием выборного органа власти или с наделением полномочиями должностного лица. Таким образом, осуществление основных избирательных прав связано с достижением основной цели самих выборов

- избрания депутатов или выборных должностных лиц.

Активное избирательное право - право голосовать, право участвовать в голосовании в качестве избирателя. Такое определение указанной категории содержится в п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М.Траспова» №1-П от 15 января 2002 г. [30]. Пассивное избирательное право

- это юридическая возможность лица быть избранным. Активное и пассивное избирательные права - две «стороны одной меда-

ли». Избиратели, выбирая своего представителя, передают властные полномочия тому или иному депутату, выборному должностному лицу (реализация активного избирательного права). Тот или иной кандидат, со своей стороны, принимает эти полномочия (реализация пассивного избирательного права). Пассивное избирательное право потому именуется пассивным, что на стадии голосования кандидат ведет себя пассивно. Иначе говоря, данное право реализуется посредством бездействия кандидата.

Таким образом, активное и пассивное избирательное право непосредственно реализуются только при проведении голосования и подсчета голосов избирателей. Субъекты основных избирательных прав - избиратели и зарегистрированные кандидаты -основные участники избирательного процесса. Также, на наш взгляд, следует признать политические партии основными субъектами, так как они обладают пассивным избирательным правом. На выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе, избиратели голосуют за ту или иную партию, выдвинувшую список кандидатов. При этом избранных по партийным спискам депутатов в принципе невозможно отозвать, поскольку избиратель голосовал за коллективного субъекта (партию), а не за конкретных личностей [29]. В Российской Федерации устанавливается ответственность депутатов перед партией (предусматривается лишение мандата в случае смены фракции) [39]. Следовательно, в ходе выборов мандат непосредственно передается партии как субъекту пассивного избирательного права.

Субъекты избирательного процесса наделяются также правами совершать отдельные избирательные действия (права участвовать в выдвижении кандидатов, осуществлении предвыборной агитации, финансировании выборов и др.). Права совершать отдельные избирательные действия

- это дополнительные избирательные права, их осуществление не связано с формированием выборного органа власти или с наделением полномочиями выборного должностного лица. Данные дополнительные избирательные права, как правило, реализуются не во время проведения голосования, а на

иных стадиях избирательного процесса. Круг субъектов дополнительных избирательных прав весьма широк - избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, политические партии, наблюдатели, международные наблюдатели и др.

По отношению к основным избирательным правам дополнительные права выполняют «вспомогательную», «обслуживающую» функцию, так как их реализация создает условия для нормальной реализации активного и пассивного избирательного права. Например, реализация права выдвинуть свою кандидатуру создает условия для надлежащего осуществления пассивного избирательного права кандидата. Как правило, дополнительные избирательные права являются процессуальными. Так, право участвовать в наблюдении за проведением выборов, безусловно, является процессуальным. Процессуальные избирательные права реализуются в процессуальных правоотношениях. В этих отношениях обязательно в качестве субъектов участвуют органы публичной власти или избирательные комиссии. Однако среди дополнительных избирательных прав есть и материальные избирательные права - права участвовать в осуществлении предвыборной агитации, делать пожертвования в избирательные фонды, давать согласие на выдвижение кандидата или списка кандидатов при сборе подписей или проведении первичных выборов (прайме-риз) на съездах (конференциях) политических партий.

Дополнительные материальные избирательные права могут иметь смешанную природу. Так, право на осуществление предвыборной агитации одновременно является и избирательным, и конкретизирующим правом по отношению к конституционной свободе слова. Право делать пожертвования, в свою очередь, связано с конституционной свободой экономической деятельности.

Реализация права избирателя давать согласие на выдвижение кандидата при сборе подписей или проведении праймериз напоминает осуществление активного избирательного права в ходе выборов (избиратель желает избрания того или иного лица, поэтому он поддерживает выдвижение его

кандидатуры). Праймериз - предварительные выборы, в ходе их проведения, как и при проведении обычных выборов, реализуются именно материальные избирательные права.

Таким образом, материальные избирательные права реализуются в правоотношениях, в которых не принимают участие органы публичной власти или избирательные комиссии. Это отражает особый характер материальных прав (материальные избирательные права являются конституционными или конкретизирующими по отношению к ним).

В заключение мы приходим к весьма важному выводу: избирательные права, будучи материальными или процессуальными, все равно реализуются в рамках избирательного процесса. Даже на стадиях назначения выборов, образования избирательных округов, формирования избирательных комиссий, составления списков избирателей реализуются права граждан. Согласно п. Ь ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [4] каждый гражданин имеет право на проведение периодических выборов. Следовательно, граждане вправе требовать назначения очередных выборов. Этому избирательному праву корреспондирует обязанность уполномоченных органов публичной власти и избирательных комиссий совершить определенные избирательные действия (назначить выборы, сформировать избирательные округа и участки и пр.). Как правило, указанное избирательное право реализуется в форме бездействия, однако в случае его нарушения граждане вправе обратиться в суд. Кроме этого, граждане непосредственно участвуют в процедуре назначения членов избирательных комиссий, уточнения списков избирателей, имеют право знакомиться со списком избирателей и избирательных участков.

Стоит отметить, что многие отечественные процессуалисты придерживаются точки зрения, что процесс - это система процессуальных правоотношений (особых отношений, правовое регулирование которых отличается высокой степенью форма-лизованности; юридическое содержание процессуальных правоотношений - это

процессуальные права и корреспондирующие им обязанности участников процесса, фактическое содержание - процессуальные действия) [1. С. 46; 10. С. 6; 22. С. 56; 37. С. 8]. Однако, на наш взгляд, избирательный процесс - это не процесс в полном смысле этого слова, поскольку в нем реализуются материальные права, что абсолютно нехарактерно для гражданского, арбитражного, уголовного процессов.

Далее, для выделения стадий избирательного процесса не характерен хронологический критерий. Так, сразу же после опубликования решения о назначении выборов граждане вправе выдвигать свои кандидатуры. При этом законодатель разрешает еще до регистрации в качестве кандидата выдвинутым кандидатам осуществлять в ограниченном объеме предвыборную агитацию (например, при сборе подписей в свою поддержку может проводиться пикетирование). Также еще до своей регистрации выдвинутые кандидаты вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию своего представителя в качестве члена избирательном комиссии с правом совещательного голоса. При этом финансирование избирательной кампании кандидата также начинается с момента выдвижения (кандидат создает избирательный фонд и вправе принимать пожертвования от физических и юридических лиц). В случае отказа в регистрации гражданин вправе обжаловать решение в вышестоящей избирательной комиссии. Таким образом, в один и тот же момент времени совершаются избирательные действия сразу же из нескольких стадий процесса - стадий формирования избирательных комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов, осуществления предвыборной агитации, финансирования выборов, разрешения избирательных споров.

Иначе говоря, стадии избирательного процесса не обладают свойством стадийности, они не следуют одна за другой, как, скажем, стадии уголовного и гражданского процессов. В силу этого мы считаем, что избирательный процесс - это совокупность материальных и процессуальных правоотношений. Юридическое содержание данных правоотношений - материальные и процессуальные избирательные пра-

ва, фактическое содержание - поведение участников избирательного процесса в форме действия или бездействия.

Такой подход к пониманию категории «избирательный процесс» стал постепенно признаваться судебной практикой. Например, Конституционный суд РФ в Определении «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 Раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации» №134-О от 15 ноября 1998 г. [6] указал, что процесс проведения и организации выборов включает определенные отношения. В Постановлении «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №10-П от 7 июня 2000 г. [7] Конституционный суд РФ пояснил, что избирательные права определяют содержание избирательного процесса.

Так как в рамках избирательного процесса реализуются и материальные, и процессуальные избирательные права, то и нормы материального избирательного права и процессуального избирательного права неразрывно связаны. В избирательном праве мы не найдем ни одного сугубо процессуально- или материально-правового института. Так, материальное активное и пассивное избирательное право реализуется при проведении голосования, однако институт проведения голосования содержит значительное число процессуально-правовых норм (норм, определяющих процедуру проведения голосования граждан на выборах).

Ни в одном субъекте России до сих пор не принят избирательный процессуальный кодекс. Наоборот, приняты избирательные кодексы, которые включают нормы как материального, так и процессуального права. Многие учебные пособия, изданные в последние десять лет, так и называются «Избирательное право и процесс».

Мы считаем, что нормы, регулирующие порядок совершения действий в рамках избирательного процесса, и есть объективное избирательное право, содержащееся в

избирательном законодательстве. В силу этого абсолютно все принципы избирательного законодательства можно называть и принципами избирательного процесса. Эта точка зрения находит свое отражение во внутринациональном законодательстве и на международном уровне. Так, в Избирательном кодексе Свердловской области Раздел I, содержащий принципы избирательного права, называется «Основы организации и проведения выборов». Согласно положениям Раздела I Рекомендаций Парламентской ассамблеи государств-участников СНГ для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами от 5 декабря 2002 г. [21. С. 891] к числу принципов подготовки и проведения выборов (т.е. процессуальных принципов, принципов избирательного процесса) отнесены принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и др.

В самом деле, принцип равного избирательного права - принцип участия граждан в выборах. Но нельзя забывать о том, что категория «выборы» является многогранной. В последнее время в судебных решениях судов общей юрисдикции, конституционного правосудия (Конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ) данная категория используется в широком значении (выборы в широком значении - избирательный процесс) [27].

Принципы всеобщего и равного избирательного права, которые ранее относились к принципам участия граждан в выборах, все равно содержат значительное число процессуальных гарантий (специальных правил совершения избирательных действий). Так, гарантиями принципа равного избирательного права являются требования о включении каждого избирателя лишь в один список избирателей, особые правила «нарезки» избирательных округов и др. [28] Эти требования должны неукоснительно соблюдаться избирательными комиссиями.

Напротив, при внимательном анализе можно обнаружить, что принципы, которые ранее относили к процессуальным, имеют и материально-правовые гарантии (положе-

ния закона, наделяющие граждан избирательными правами). Так, одной из гарантий принципа периодичности (обязательности) выборов является положение о наделении граждан избирательным правом требовать назначения выборов (ч. 9 ст. 10 Закона «Об основных гарантиях.»).

Существуют и иные контраргументы против изложенной выше классификации принципов избирательного права. Так, само название группы принципов - принципы субъективного избирательного права - противоречит основополагающим положениям науки теории государства и права, утверждающей, что принципы права есть некие руководящие положения, пронизывающие систему права или ее составные части (отрасли, подотрасли, институты). Принципы права - всегда принципы объективного права, а не руководящие идеи субъективных прав.

Все вышесказанное в совокупности говорит о том, что провести грань между принципами участия граждан в выборах (политическими, материальными, принципами субъективного избирательного права) и организационными принципами (процессуальными принципами, принципами объективного избирательного права) практически невозможно. Это предопределено спецификой структуры избирательного законодательства.

Отдельные ученые выступают за выделение среди принципов избирательного права так называемых универсальных (общераспространенных, классических, традиционных) принципов избирательного права [9. С. 15; 40. С. 6]. К ним относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Указанные четыре принципа закрепляются в конституциях большинства стран (в том числе и в российской Конституции) [16. С. 145, 178]. На наш взгляд, данная классификация заслуживает права на признание, однако, как мы считаем, она не имеет практической ценности. Среди указанных четырех универсальных принципов нет такого важного принципа, как принцип свободных выборов, отражающего сущность демократии вообще и института выборов в частности.

В науке избирательного права был предложен и иной взгляд на систему принципов. Так, А.Х.Руппель выделяет основные (например, принцип равного избирательного права) и дополнительные принципы (к таким относится принцип равенства кандидатов) [32. С. 10]. М.С.Матейкович утверждает, что существует всего один основной принцип - принцип свободных выборов [18. С. 11]. Все иные принципы являются дополнительными по отношению к нему.

Идея выделения основных и дополнительных принципов избирательного права, на наш взгляд, заслуживает своего внимания. Как было сказано выше, принципы избирательного права образуют систему. Данная система сама является составной частью системы принципов российского права. Как утверждает современная теория систем, часть системы должна нести свойства самой системы (правило фрактальности). Вполне логично утверждать, что система принципов любой отрасли или подотрасли российского права копирует в какой-то степени всю систему принципов.

В современных отечественных науках теории государства и права, философии права преобладают взгляды В.С.Нерсесянца о том, что основными принципами российского права следует считать принципы свободы, равенства и справедливости [24. С. 17]. Этой точки зрения придерживаются и некоторые судьи Конституционного суда РФ [3. С. 126]; [26]. Свобода, равенство и справедливость - основополагающие правовые категории, предполагающие друг друга. Невозможно рассматривать свободу отдельно от равенства, а равенство от справедливости. На взаимосвязь указанных категорий указывает, в частности, и то обстоятельство, что во многих иностранных языках слова «равенство», «свобода» и «справедливость» являются однокоренными.

Свобода предполагает равенство. Так, основной принцип международного права -принцип независимости, суверенности государств - гласит: «равный над равным права не имеет». Иногда данный принцип именуется также принципом суверенного равенства [20. С. 39, 68]. Следовательно, независимость и свобода будут иметь место

тогда, когда все субъекты признаются равными, имеющими равные права и обязанности. Только в этом случае между субъектами будет отсутствовать подчинение, порабощение.

Равенство, в свою очередь, предполагает справедливость. Справедливость -пропорциональность, соразмерность (т.е. равенство) между поведением и правовой оценкой (преступлением и наказанием, трудом и его оплатой и др.) [17. С. 243]. Таким образом, равенство между субъектами должно не только декларироваться, но и соблюдаться при распределении материальных благ, привлечении к юридической ответственности - в противном случае равенство превратится в неравенство.

Наконец, справедливость немыслима без свободы. Цитируя И.Канта, правовая справедливость - состояние, при котором желания, произвол каждого будут равномерно ограничены согласно всеобщему принципу свободы («поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой») [14. С. 252].

Таким образом, категории «свобода», «справедливость», «равенство» взаимосвя-занны. Это есть основополагающие категории права, в силу этого их можно определить друг через друга. Например, российский философ В.С.Соловьев следующим образом определил категорию «свобода»: свобода - справедливое равенство [35. С. 178]. И не случайно девизом буржуазных революций является требование установления свободы, равенства и братства. На наш взгляд, юридическим аналогом неправовой категории «братство» выступает именно «справедливость» (общество, в котором люди будут относиться друг к другу как к братьям, безусловно, стоит признать справедливым; в этом обществе материальные блага распределяются соразмерно, т.е. «по-братски»). При этом стоит отметить, что действующая Конституции Франции 1958 г. в ст. 2 закрепила указанный выше лозунг в качестве основополагающей нормы-принципа французского государства [16. С. 45].

В Хартии Европейского союза об основных свободах, принятой 7 декабря 2000 г. [21. С. 657], также отражено единст-

во принципов свободы, справедливости и равенства. Так, гл. 2-4 посвящены установлению свободы, равенства и солидарности в Европейском Союзе. При этом анализ статей гл. 4 «Солидарность» приводит нас к выводу, что в данной статье категория «солидарность» воспринимается как синоним категории «справедливость» (в этой главе закреплены гарантии сохранения социальной справедливости - меры социальной защиты населения и др.).

Таким образом, принципы свободы, равенства и справедливости -главные среди общеотраслевых принципов. Логично считать, что среди принципов каждой отрасли или подотрасли также следует выделять триаду главных принципов, устанавливающих требования о соблюдении свободы, равенства и справедливости. Так, на наш взгляд, основными принципами в избирательном праве следует считать принципы свободных, справедливых выборов, равенства участников избирательных правоотношений (принцип равенства участников избирательного процесса).

Принцип свободы выборов требует, чтобы в ходе выборов, избирательного процесса формировалась и выражалась свободная воля граждан. Недопустимо оказание воздействия на граждан с целью их участия или неучастия в выборах как в качестве избирателей, так и в качестве кандидатов. Практика использования «административного ресурса», «грязных PR-технологий» должна быть запрещена. Кандидаты и партии должны иметь доступ к СМИ для изложения своих предвыборных программ [21. С. 626].

Справедливые выборы - подлинные, легитимные, честные, нефальсифицированные выборы. Официальные результаты выборов, определенные избирательными комиссиями, должны соответствовать действительной (т.е. подлинной) воле избирателей. Недопустимы подкуп и запугивание избирателей, фальсификация итогов голосования, использование нечестных (т.е. неравных) методов предвыборной борьбы (законом должны устанавливаться барьеры, препятствующие использованию «административного ресурса» и т.д.), искажающих

действительную волю избирателей [21. С. 769].

Участники избирательных правоотношений должны быть равны перед законом: они обладают равной избирательной правосубъектностью, имеют равные избирательные права и несут равные обязанности и др. В силу этого допустимо установление специальных мер, препятствующих использованию со стороны кандидатов преимуществ должностного или служебного положения (кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, изначально имеют преимущества, следовательно, необходимо ограничить их права) [21. С. 866].

Нетрудно заметить, что положения этих принципов взаимосвязаны. Так, если отдельные кандидаты будут использовать

преимущества, связанные с их должностным статусом, то в этом случае выборы нельзя признать свободными и справедливыми, так как не соблюдается равенство участников избирательного процесса перед законом [21. С. 638].

Мы считаем, что основные принципы свободных и справедливых выборов, равенства участников избирательных правоотношений характеризуют выборы как важнейший институт демократии. Демократия зиждется на свободе, равенстве и справедливости, следовательно, демократические выборы также должны быть свободными, справедливыми, а участники избирательного процесса должны иметь равные права и равные обязанности.

Указанные основные принципы избирательного права должны неукоснительно соблюдаться на каждой стадии избирательного процесса. Они распространяются на всех носителей избирательных прав (на всех граждан и политических партий). Более того, основные принципы являются консолидированными (комплексными): они объединяют положения отдельных принципов избирательного права. В этом заключается их специфика как основных принципов. Так, проведенный нами систематический анализ международно-правовых актов, устанавливающих стандарты избирательного права, позволил сделать вывод, что принцип равенства участников избирательных право-

отношений (равенства участников избирательного процесса) объединяет положения принципов всеобщего и равного избирательного права, равенства кандидатов и политических партий перед законом (эти принципы устанавливают определенные гарантии правового равенства отдельных участников избирательных правоотношений) [21. С. 768].

Принцип свободных выборов, в частности, включает в себя положения принципов альтернативных выборов, тайного голосования (свобода выбора, в первую очередь, заключается в возможности выбора из нескольких кандидатур, списков кандидатов различных партий; соблюдение тайны голосования - важнейшая гарантия свободы волеизъявления избирателей) [9. С. 15]; [23. С. 16].

Принцип справедливых выборов включает в себя положения принципа прямого избирательного права (подлинная воля избирателей может быть выявлена только при предоставлении избирателям возможности напрямую избирать своих представителей; при проведении косвенных выборов победителем может быть признан кандидат, не получивший большинства голосов избирателей - в этом случае отсутствует соразмерность между волей избирателей и подведенными результатами выборов) [12. С. 70].

Все иные принципы избирательного права - дополнительные. Они либо являются частицами основных консолидированных принципов, либо развивают их положения. Дополнительные принципы распространяются не на всех субъектов избирательного процесса, обычно они применяются лишь на отдельных стадиях. Так, принцип тайного голосования является составной частью принципа свободных выборов, он соблюдается лишь на стадии проведения голосования и определяет порядок реализации избирательных прав избирателей.

Принцип личного голосования не является частицей какого-то основного принципа избирательного права. Указанный принцип, на наш взгляд, «порожден» триадой основных принципов избирательного права, он развивает их положения. К примеру, если законодатель разрешит голосовать

по доверенности, то в этом случае неизбежно будет нарушаться тайна голосования (доверитель обязан сообщить свои предпочтения доверенному лицу), что, в конечном счете, означает и несоблюдение принципа свободных выборов. Выдача доверенности приведет и к увеличению числа голосов у гражданина (нарушаются принцип равного избирательного права и принцип равенства участников выборов). При этом невозможно исключить возможность обмана со стороны доверенного лица, который нарушит волю доверителя и проголосует по своему усмотрению. Следовательно, проведение голосования по доверенности приведет и к «краже голосов», нарушению принципа справедливых выборов. Таким образом, принцип личного голосования является дополнительным по отношению ко всем трем основным принципам избирательного права.

Изложенная нами классификация принципов избирательного права подчеркивает наличие между принципами избирательного права Российской Федерации системной связи (в первую очередь, генетической). Кроме научной ценности, она имеет практическое значение. Как уже было сказано выше, принципы свободных, справедливых выборов, равенства участников избирательных правоотношений должны неукоснительно соблюдаться на каждой стадии процесса, а не только на стадии проведения голосования. В силу этого мы считаем, что международное наблюдение за выборами должно проводиться начиная с самой первой стадии избирательного процесса (назначение выборов). В России большинство нарушений избирательного законодательства происходит не при проведении голосовании, а на более ранних стадиях процесса (особенно при выдвижении кандидатов, когда снимаются с предвыборной гонки основные конкуренты кандидатов партии власти; при осуществлении предвыборной агитации, когда используется «административный ресурс»). Обычно эти нарушения остаются «за кадром» для международных наблюдателей. Явное нежелание ЦИК РФ приглашать международных наблюдателей для наблюдения за совершением избирательных действий в рамках проведения предвыборной кампании (выдвижение и ре-

гистрация кандидатов, списков кандидатов, осуществление предвыборной агитации, финансирование выборов) косвенно свидетельствует о том, что проводимые в России выборы не являются демократическими.

Библиографический список

1. Авдеенко Н.И. Механизмы и пределы регулирующего воздействия гражданского процессуального права / Н.И.Ав-деенко. Л., 1969.

2. Астафичев А.П. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития / А.П.Астафичев. Орел, 1999.

3. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав и свобод Конституционным Судом Российской Федерации / Н.С.Бондарь. М., 2003.

4. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

5. Веденеев Ю.А. Избирательное право и процесс / Ю.А.Веденеев. М., 1999.

6. Вестник Конституционного Суда РФ.

1999. №1.

7. Там же. 2000. №5.

8. Вешняков А.А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А.А.Вешняков. М., 2003.

9. Герасименко Т.В. Принципы выборов в органы государственной власти и местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Т.В.Герасименко. Тюмень, 2000.

10. Гражданский процесс / под ред.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.В.Яркова. М., 2004.

11. Дмитриев Ю.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации / Ю.А.Дмитриев, В.Б.Исраелян. М., 2004.

12. Зиновьев А.В. Отличаются ли выборы Президента США демократизмом или легитимностью? / А.В.Зиновьев // Правоведение. 2001. №3.

13. Он же. Избирательная система России /

А.В.Зиновьев, И.С.Полякова. СПб, 2003.

14. Кант И. Метафизика нравов // История политических и правовых учений: хрестоматия / под ред. О.Э.Лейста. М.,

2000.

15. Князев С.Д. Избирательное право и процесс Российской Федерации /

С.Д.Князев. Владивосток, 2001.

16. Конституции зарубежных государств / отв. ред. В.В.Маклаков. М., 1999.

17. Корельский В.М. Теория государства и права / В.М.Корельский. М., 2000.

18. Матейкович М.С. Проблемы правового регулирования выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.С.Матейкович. Тюмень, 1998.

19. Матузов Н.И. Теория государства и права / Н.И.Матузов. М., 2002.

20. Международное публичное право / под ред. К.А.Бекяшева. М., 2001.

21. Международные избирательные стандарты: сб. документов / отв. ред.

А.А.Вешняков. М., 2004.

22. Мозолин В.П. О гражданско-процессуальном правоотношении / В.П.Мозо-лин // Советское государство и право. 1955. №6.

23. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / отв. ред.

A.А.Вешняков. М., 2003.

24. Нерсесянц В.С. Философия права /

B.С.Нерсесянц. М., 2000.

25. Областная (газ.). 2003. 29 апреля.

26. Особое мнение судьи А.Л.Кононова // Росс. газ. 2004. 3 февраля.

27. Постановление Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №26-П от 17 ноября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №59. Ст. 5969.

28. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 3 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с жалобой граждан Г.Борисова, А.Бучнева, В.Лошманова, Л.Маховой» №4-П от 23 марта 2000 г. // СЗ РФ. 2000. №13. Ст. 1429.

29. Постановление ЦИК РФ «О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по проведению Российской Федерации» №143/9814 от 20 апреля 2005 г. // Росс. газ. 2005. 14 мая.

30. Российская газета 2002. 22 января.

31. Там же. 2002. 15 июня.

32. Руппель А.Х. Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем: автореф. дис. . канд. юрид. наук / А.Х.Рупель. М., 1993.

33. СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 171.

34. Там же. 2005. №21. Ст. 1919.

35. Соловьев В.С. Оправдание добра /

В.С.Соловьев. М., 2000.

36. Сунцов А.П. Избирательная система субъекта Российской Федерации /

A.П.Сунцов. Тюмень, 1999.

37. Уголовный процесс / под ред.

B.П.Божьева. М., 2002.

38. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н.Хропанюк. М., 1999.

39. ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3-ФЗ от 8 мая 1994 г. (в ред. от 12 апреля 2007 г.) // СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 74.

40. Юсов С.В. Принципы избирательного права и их реализация в условиях формирования новой российской государственности: автореф. дис. . канд. юрид. наук / С.В.Юсов. Ростов н/Д., 1999.

CLASSIFICA TION OF PRINCIPLES OF ELECTION LA W OF THE RUSSIAN FEDERA TION

D.M.Khudoley

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15

The system of principles of election law of the Russian Federation is analyzed.

Keywords: principles of election law; classification of principles of election law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.