Научная статья на тему 'О принципах интегративного формирования иноязычной научно-исследовательской компетентности в условиях ФПК'

О принципах интегративного формирования иноязычной научно-исследовательской компетентности в условиях ФПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ю. А.

Рассмотрены основные характеристики деятельности по управлению проектированием и реализацией интегративного образовательного процесса, реализуемого в условиях ФПК. Интегративное обучение представлено как специальным образом организованный учебно-образовательный процесс, который выстроен согласно определенной последовательности взаимозависимых принципов. К основным образовательным принципам отнесены: открытость и дополнительность, эвристичность, интенсификация, оптимизация, перспективность, вариативность, поликультурность и профессиональная направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of integrative formation of foreign language research competence within the system of in-service training

The present article examines some basic characteristics of managing activity, aimed at designing and realization of the integrative educational process, which takes place in the system of in-service training. Integrative teaching is understood as a specially organized educational process developing in accordance with a number of mutually interdependent principles those of openness, complimentarity, creativity, intensification, optimization, variation, as well as the multicultural principle and professional orientation.

Текст научной работы на тему «О принципах интегративного формирования иноязычной научно-исследовательской компетентности в условиях ФПК»

Список литературы

1. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006.

2. Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте: Учеб. пособие. М., 2002.

3. Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. А. Швандара. М., 2002.

Об авторе

Е.С. Минкова — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

УДК 802.0-07

Ю.А. Комарова

О ПРИНЦИПАХ ИНТЕГРАТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФПК

Рассмотрены основные характеристики деятельности по управлению проектированием и реализацией интегративного образовательного процесса, реализуемого в условиях ФПК. Интегративное обучение представлено как специальным образом организованный учебно-образовательный процесс, который выстроен согласно определенной последовательности взаимозависимых принципов. К основным образовательным принципам отнесены: открытость и дополнительность, эвристичность, интенсификация, оптимизация, перспективность, вариативность, поликультурность и профессиональная направленность.

The present article examines some basic characteristics of managing activity, aimed at designing and realization of the integrative educational process, which takes place in the system of in-service training. Integrative teaching is understood as a specially organized educational process developing in accordance with a number of mutually interdependent principles - those of openness, complimentarity, creativity, intensification, optimization, variation, as well as the multicultural principle and professional orientation.

Многообразие существующих в настоящее время подходов к процессу обучения иностранным языкам свидетельствует о вариативности и разнообразии используемых концептуальных образовательных систем. Примечательно, что сегодня в рамках психолого-педагогических наук реализация образовательной деятельности зачастую строится на основе не одного, а нескольких подходов. Подтверждение тому — достаточно интенсивное институциональное формирование и развитие дидактическо-методических теорий интеграции.

78

Теоретические исследования и опыт внедрения интегративных педагогических концепций свидетельствуют об эффективности интегративного построения образовательного процесса, а следовательно, о значительном потенциале технологических возможностей интеграции. Заметим, что названный потенциал достаточно активно используется в деятельности по обучению профессионально-ориентированному иностранному языку в системе последипломного образования.

Процесс управления проектированием и реализацией интегративного образовательного процесса сопровождается выделением компонентов образовательной системы, которые подлежат интегрированию; определением условий интеграции, а также ее способов, уровней и глубины. Важным представляется также моделирование результатов интегративных процессов, реализуемых в рамках обозначенной образовательной системы.

В настоящее время интеграция имеет неограниченное поле действия. То есть интеграция — это своего рода «проникающая процедура, охватывающая все области педагогической деятельности» [3, с. 17]. Вследствие этого в современной дидактике актуальными стали различные способы и формы интегративной деятельности, например создание интегрированных курсов, разработка интегративных дисциплин, отбор интегративного содержания образования, формирование интегративных знаний, навыков, умений и т. д.

Однако наиболее актуальной сегодня является необходимость создания интегративной модели непрерывного образования, что в нашем случае предполагает модель обучения научно-педагогических работников в условиях курсового повышения квалификации с целью формирования такого специалиста, который бы обладал интегративными профессиональными умениями и способностями. Названные умения и способности призваны обеспечить научно-исследовательскую мобильность специалистов, что в свою очередь позволит:

а) оперативно реагировать на возникающие изменения в практической и научной деятельности;

б) адекватно использовать аппарат своей дисциплинарной области на иностранном языке как средство решения проблем и задач в познавательной и научно-исследовательской деятельности;

в) принимать активное участие в международной научно-образовательной деятельности (включая грантовую) и т. д.

Таким образом, следует заключить, что в условиях последипломного образования реализация интегративного подхода способна привести к формированию специалиста, обладающего интегративными профессиональными качествами. Отметим, что особое внимание к личности обучаемого как основной социальной ценности определяет сегодня построение любого процесса обучения, включая последипломное курсовое обучение, с учетом обеспечения индивидуальной траектории личностного развития и совершенствования.

Известно, что любая образовательная деятельность вообще и деятельность, нацеленная на формирование иноязычной научно-исследовательской компетентности, в частности организуется согласно определенным образовательным принципам. Названные принципы системно

соположены, а следовательно, их преемственная реализация обеспечивается их вертикальной и горизонтальной взаимозависимостью. К наиболее важным принципам формирования научно-исследовательской компетенции средствами иностранного языка можно отнести следующие.

Принцип открытости и дополнительности. Процесс формирования иноязычной научно-исследовательской компетентности по своей сути является открытым процессом, предполагающим отсутствие жесткой директивности и мобильное принятие решений. С позиций структурного подхода названный процесс обучения, с одной стороны, состоит из подсистем (модульных курсов, дисциплинарных кластеров, изолированных дисциплин, и т. д.), между которыми происходит постоянный обмен информацией, а с другой стороны, является подсистемой в рамках системы более высокого порядка — системы непрерывного языкового образования.

Открытый характер процесса обучения означает также, что деятельность по формированию иноязычной научно-исследовательской компетентности, являясь открытой системой, предоставляет возможности для расширения, обогащения, обновления и творческого совершенствования всех компонентов образовательной системы. Названные процессы обеспечивают как качественные, так и количественные преобразования, в частности переход от управления к самоуправлению, от развития под влиянием внешних факторов к саморазвитию под влиянием внутренних факторов и т. д.

Принцип эвристичности определяет специфические особенности образовательной деятельности, для которой характерны творчество, оригинальность, новизна. Согласно данному принципу процесс овладения иностранным языком представляет собой творческую деятельность, в которую мотивированно вовлечены обучаемые и которая носит неформальный, креативный, интеллектуальный характер. Названная деятельность в равной степени обращена к когнитивной, эмоциональной и интеллектуальной сферам обучаемых, тем самым предоставляя им обширные возможности для саморазвития и самовыражения.

Эвристический характер процесса обучения иностранным языкам проявляется еще и в том, что преподаватели вуза, обучаясь в системе последипломного образования, имеют возможность переносить усвоенные знания, сформированные навыки и умения в контекст своей регулярной профессиональной деятельности. Данный фактор — непременное условие формирования эвристических умений и способностей, которые в свою очередь трактуются как показатель коммуникативного профессионально-ориентированного владения языком.

В целях реализации принципа эвристичности в учебном процессе создаются такие ситуации общения, в которых употребление обучаемыми неродного языка является естественным, свободным и творческим, т. е. содержание обучения подлежит не механическому усвоению, а интеллектуальной и креативной переработке. В рамках обучающей деятельности широко используются эвристические приемы (мозговой штурм, творческие проекты, дискуссии, деловые игры на иностранном языке и т. д.), которые предполагают присутствие эвристических обучающих опор (портфолио, мнемотехники, эвристики и т. д.)

80

Принцип интенсификации обучения состоит в выявлении и активизации резервов обучающей деятельности, осуществляемой в рамках определенного образовательного формата. Курсовое обучение (в условиях системы последипломного образования) предполагает действенное использование разнообразных форм и методов интенсификации, которые в своей совокупности предопределяют интенсифицированный характер самого процесса обучения.

К названным резервам можно отнести: учет специфики курсовой образовательной среды; опору на индивидуально-психологические особенности обучаемых; оптимальный отбор и организацию содержания обучения; эффективное использование разнообразных средств обучения (аудио- и видеоматериалы, электронные и мультимедийные средства, интернет-ресурсы и т. д.); разработку и использование средств поддержки обучения (мнемокарты, эйдетический словник, электронные обучающие программы и т. д.); рациональное дозирование информационных потоков; чередование периодов активного тренинга и релаксации, использование полифункциональных упражнений; достижение высокой степени активности обучаемых в условиях как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности и т. д.

Принцип оптимизации предполагает сознательный выбор в каждой отдельной ситуации и акте учебной деятельности оптимального варианта работы с учетом результативности и затрат времени и ресурсов. Таким образом, суть оптимизированного обучения состоит в достижении наилучших результатов в образовательной деятельности с точки зрения заданных (объективных и субъективных) условий [1, с. 9].

Оптимальность нацелена на достижение более высокого образовательного качества, следовательно, итогом оптимизированного обучения является достижение запланированного уровня обученности, который характеризуется социально значимым качеством. Оптимизация процесса обучения реализуется за счет корректного и методически грамотного управления данным процессом, осуществляемого с учетом закономерностей, принципов обучения, особенностей современных форм и методов обучения, а также внутренних и внешних характеристик данной системы [2, с. 25].

Одним из важных направлений реализации принципа оптимизации является опора на творческий подход к процессу обучения, который реализуется через деятельность как преподавателя, так и обучаемого. Критериями оптимизированного обучения выступают: успешность овладения обучаемыми иноязычными знаниями, навыками, умениями; степень соответствия результатов обучения требованиям программы, а также максимальным возможностям каждого обучаемого; соответствие расходов времени и усилий каждого преподавателя и обучаемых действующим нормативам.

Принцип перспективности признает важным формирование у взрослого человека потребности в непрерывном учении. Названная потребность является отражением тех проблем, которые взрослый обучаемый решает как субъект общественной и трудовой деятельности. Более того, потребность в непрерывном учении является следствием жизненных планов, стремлением к развитию, расширению кругозора, повышению культурного уровня, совершенствованию профессионального мастерства.

В теории и практике последипломного образования важное место занимает формирование способности и желания обучаться в течение всей жизни. Названная деятельность реализуется через осознание необходимости учения, определение целей и задач овладения новыми знаниями, навыками и умениями, а также через избрание наиболее эффективной стратегии самообучения и соответствующих ей тактик.

В методическом плане поддержание и развитие мотивационной сферы непрерывного учения достигается за счет создания особых условий: предоставление свободы выбора, комбинирование латентных и явных форм контроля, обеспечение чувства удовлетворения от общения на занятиях и результатов самостоятельной работы, ориентация на индивидуальные стандарты достижений каждого обучаемого, наглядность достижений, актуальность полученных знаний, сформированных навыков и умений в своей профессиональной деятельности и т. д.

Принцип вариативности предполагает обеспечение в образовательном процессе условий для вариативной активности преподавателя и слушателей, которая опосредуется вариативным содержанием обучения, вариативной методикой и вариативным использованием средств обучения. Принцип вариативности обеспечивает в процессе обучения, организованном в системе последипломного образования, предоставление возможности выбора образовательных маршрутов, форм, сроков и способов обучения.

В рамках вариативного обучения слушатели овладевают определенным набором знаний, понятий, представлений, а также навыками и умениями, которые осознаются обучаемыми как необходимый и достаточный объем для удовлетворения их профессиональных потребностей и формирования умений в непрерывном самостоятельном учении.

Принцип поликультурности обучения обеспечивает такую организацию образовательного процесса, в рамках которой у обучаемых формируются черты поликультурной языковой личности, позволяющие им эффективным образом участвовать в межкультурном профессиональноориентированном общении.

Межкультурный компонент образовательного процесса отражает наряду с фактологическими и лингвокультурологическими аспектами также и ценностный аспект. Реализация принципа поликультурной направленности обучения предполагает овладение иностранным языком путем сравнительно-сопоставительного изучения своей и иноязычной лингвокультуры, что предусматривает вычленение культурных ценностей, раскрытие сути изучаемых явлений, дальнейшую адекватную их интерпретацию, а также корректное обращение к ним в иноязычной коммуникативной деятельности в соответствии с культурными кодами изучаемого социума. Культурные ценности представляют собой довольно сложные, но сбалансированные системы. Как правило, они не представлены в чистом вице в языке и поведенческих актах, однако проявляются в процессе общения [4, с. 150]. Без знания названных ценностей невозможно адекватное и эффективное общение на иностранном языке.

Принцип профессиональной направленности обучения предполагает соответствие содержания обучения, а также видов и форм работы профессиональным потребностям и интересам обучаемых. Важный меха-

87

82

низм реализации данного принципа — учет совокупности мотивов, лежащих в основе профессиональной деятельности научно-педагогических работников, а также их учебных потребностей (включая потребность в формировании индивидуальных стратегий самостоятельного овладения иностранным языком). Названный принцип обучения реализуется в виде:

а) учебного плана, включающего в себя перечень дисциплин, способных в своей совокупности реализовать задачи профессионально-направленного обучения;

б) комплекса средств обучения, с помощью которых происходит формирование иноязычной научно-исследовательской компетентности специалистов;

в) системы внеаудиторной деятельности, организованной и реализуемой согласно профессиональным потребностям и интересам слушателей ФПК, и т. д. [5, с. 173].

Необходимо отметить, что мотивация учения поддерживается и развивается за счет профессионализации содержания и приемов обучения, а также за счет эффективной организации учебной аудиторной и внеаудиторной деятельности, в ходе которой актуализируются как познавательные, так и учебные интересы и мотивы деятельности обучаемых.

Все вышеперечисленные дидактические принципы тесно взаимосвязаны и отражают сущность интегративного формирования научно-исследовательской компетентности слушателей ФПК через построение соответствующего содержания обучения, различных его форм и методов, взаимодействие преподавателя и слушателя курсов в процессе курсовой подготовки.

Таким образом, дидактическая сущность интегративного формирования научно-исследовательской компетентности специалиста проявляется, прежде всего, в комплексной реализации основных и специфических дидактических принципов. Их реализация в системе повышения квалификации позволяет проектировать не только компоненты учебного процесса и способы их освоения, но и целостную ситуацию, в которой происходит формирование научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы.

Список литературы

1. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М., 1989.

2. Блинов В.М. Эффективность обучения. М., 1976.

3. Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования / / Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов на/ Д., 1995.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводи-дактика и методика. М., 2005.

5. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., 2003.

Об авторе

Ю.А. Комарова — канд. пед. наук, доц., РГПУ им. А. И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.