Научная статья на тему 'Структурно-содержательные характеристики методического моделирования процесса формирования иноязычной научно-исследовательской компетентности специалистов'

Структурно-содержательные характеристики методического моделирования процесса формирования иноязычной научно-исследовательской компетентности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Юлия Александровна

Методическое моделирование нацелено на выявление внутренних факторов, условий, компонентов образовательного процесса, его закономерностей, логики организации и проведения обучающих процедур. Названная деятельность необходима, т.к. позволяет познать этот процесс, прогнозировать его развитие и управлять им в условиях образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные характеристики методического моделирования процесса формирования иноязычной научно-исследовательской компетентности специалистов»

Ю.А. КОМАРОВА ( Санкт-Петербург)

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Методическое моделирование нацелено на выявление внутренних факторов, условий, компонентов образовательного процесса, его закономерностей, логики организации и проведения обучающих процедур. Названная деятельность необходима, т.к. позволяет познать этот процесс, прогнозировать его развитие и управлять им в условиях образовательной системы.

Методическое моделирование в настоящее время используется для решения разнообразных задач, и в первую очередь -задач инновационных преобразований, для обеспечения которых недостаточно лишь опоры на положительный опыт. Моделирование предполагает разрешение ряда исследовательских проблем, связанных с определением совокупности методических факторов и условий, которые способствуют построению оптимизированного процесса обучения.

Известно, что методическая модель как некий конструкт должна демонстрировать структуру и функциональные возможности оригинала и отвечать на вопрос, как выстроить обучение в соответствии с конкретным наполнением ее компонентов, заданных определённой образовательной ситуацией. Следовательно, любая методическая модель может быть охарактеризована как сложная целенаправленная динамическая система теоретико-методологических и методико-технологических знаний об учебном процессе с определёнными параметрами и целями.

В условиях образовательного процесса, направленного на формирование научно -исследовательской компетентности специалистов в условиях последипломного образования, следует констатировать, что сложность заявленной системы определяется: а) диалектическим синтезом ключевых положений, составляющих базисные позиции теории образователь-

ной интеграции и дифференциации; б) многообразием подсистем содержания, методов и приёмов, средств и источников обучения, а также связей между ними; в) иерархической структурой системы, определяющей логику развертывания процесса формирования научно-исследовательской компетентности. Целенаправленность означает определение, достижение и проверку поставленной цели, предполагающей формирование научно-исследовательских навыков, умений и способностей средствами иностранного языка, а динамичность предполагает регулярное наращивание результативности образовательного процесса и расширение его интенсифицирующего потенциала в целях эффективного формирования научно-исследовательской компетентности специалистов.

Здесь же отметим, что моделирование любой системы, включая методическую, должно выполняться исходя из следующих условий - отражения, репрезентации, экстраполяции. Эти три взаимосвязанные условия являются необходимыми и достаточными признаками модели.

Перечисленные условия должны соблюдаться и при моделировании образовательного процесса, направленного на формирование научно-исследовательской компетентности. В частности, условие отражения предполагает соблюдение отношений сходства взаимосвязей в научно-исследовательской и образовательной деятельности специалистов на структурно-содержательном уровне моделируемого учебного процесса. Условие репрезентации предполагает способность замещать образовательные процедуры деятельности по формированию заявленной компетентности в её основных координатив-ных и субординативных динамических связях. Условие экстраполяции означает в нашем случае, что предлагаемый модельный образ системных образовательных действий может быть воспроизведён в условиях вариативных образовательных форматов последипломного образования.

В силу того, что обучение в условиях системы последипломного образования может быть описано при помощи таких характеристик, как цикличность, преем-

© Комарова Ю.А., 2008

ственность, регулярность, профессиональная актуальность и т.д., то и создание образовательной модели формирования научно -исследовательской компетентности должно осуществляться при соблюдении ряда условий, учитывающих названную специфику. К их числу можно отнести следующие:

1. Выбор объектов моделирования, которые должны носить универсальный характер для условий профессионально ориентированного образования, т.е. быть наиболее общими, во-первых, а во-вторых, достаточно легко воспроизводимыми в процессе краткосрочного обучения.

2. Выделение цикличных и регулярных составляющих образовательный процесс действий, которые характеризуются повторяемостью через определённый временной интервал, однако на более сложном уровне.

3. Обеспечение доступности для наблюдения и при необходимости - коррекции:

а) со стороны администрации - в отношении временных и технических параметров;

б) со стороны преподавателя - в отношении программных и методических компонентов и параметров; в) со стороны обучаемых - в отношении тех содержательных элементов моделируемой деятельности, которые представляют собой профессиональные компоненты.

Выбор объектов моделирования описываемой образовательной деятельности позволил в рамках выстраиваемой методической модели выделить три аспекта её рассмотрения: 1) структурный; 2) соотносительный и 3) функциональный.

Структурный аспект модели определяет строение и качественное своеобразие системы, при этом моделирование позволяет рассматривать структурные единицы образовательной модели как самостоятельные и взаимосвязанные части системы, имеющие свое внутреннее строение и выступающие основой для разработки обучающих технологий, нацеленных на формирование научно-исследовательской компетентности слушателей ФПК.

Структурный аспект модели может быть охарактеризован следующими особенностями:

1. Целостностью, что предполагает интегративное единство компонентов, при котором свойства целого не сводятся к механической сумме свойств его элементов, но вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и функции.

2. Структурностью, которая обеспечивается тем, что функционирование системы обусловлено свойствами ее структуры, а не только особенностями отдельно взятых элементов.

3. Иерархичностью, согласно которой каждый элемент системы может быть рассмотрен как горизонтально или вертикально расположенная относительно самостоятельная подсистема.

Согласно названным особенностям в рамках моделирования процесса формирования научно-исследовательской компетентности в условиях системы последипломного образования была выявлена структурная организация модели, определяемая содержанием деятельности и морфологически представленная в следующих подструктурах: 1) преподаватель; 2) обучаемый; 3) взаимодействие преподавателя и обучаемого; 4) содержание обучения; 5) средства и источники обучения; 6) приёмы и методы обучения; 7) образовательная среда.

Соотносительный аспект модели процесса обучения, целью которого является формирование способности ведения научно-исследовательской деятельности на иностранном языке, представлен вариативной системой связей. Известно, что эффективность образовательной модели зависит от сбалансированности внешних и внутренних связей, а также от качества информационного её обеспечения. Данное обеспечение реализуется путём хранения, обработки, передачи, представления и использования информации и информационного инструментария, что позволяет установить причинно-следственные, хронологические, пространственные связи и т.д.

Наличие внешних связей предполагает, что модель образовательной системы, нацеленной на формирование научно-ис-следовательской компетентности, представляет собой информационно упорядоченное воздействие моделирующей системы на моделируемую. Она раскрывает сущностные особенности исследуемого фе-

номена, характеризующие его природу. Знание о них позволяет грамотно строить взаимодействие с объектом и предвидеть результаты его функционирования.

Внутренние связи описываемой модели образовательного процесса способствуют реализации методического моделирования путём обеспечения внутренней согласованности и сбалансированности образовательных потребностей обучаемых и их удовлетворения, личностных ценностных ориентаций педагога и слушателей, материальных и интеллектуальных ресурсов и т.п. Внутренние соотношения представляют собой своего рода причинно-следственные связи методического моделирования компонентов образовательного процесса с объективно существующими факторами, оказывающими на него непосредственное влияние и определяющими содержание и результат.

Таким образом, можно сделать вывод, что сбалансированность внешних и внутренних связей образовательной модели, их гармонизация, технологичность, флексибильность и деятельностное опосредование определяют эффективность и продуктивность искомой модели, что в свою очередь способно влиять на оптимизацию процесса формирования научно-исследовательской компетенции специалистов в условиях последипломного образования.

Функциональный аспект описываемой модели представлен совокупностью закономерностей образования в избранных условиях, причём данные закономерности являются производными как от доминантной образовательной концепции, типичной для современного этапа развития методической науки, так и частной концепции обучения, обоснованной в настоящем исследовании. Описываемые закономерности процесса формирования научно-исследовательской компетенции специалистов отражают объективно существующие связи и отношения, конкретизация которых в тех или иных аспектах приводит к выявлению концептуальных направлений, стратегий и тактик для реализации вычлененных образовательных целей и задач.

Основными закономерностями системы формирования научно-исследователь-

ской компетентности специалистов в условиях последипломного образования являются следующие:

• опережающий подход к процессу формирования научно -исследовательской компетентности слушателей ФПК;

• приоритет специальности слушателей ФПК в организации образовательного процесса, нацеленного на формирование их научно-исследовательской компетентности:

• целостность профессиональной подготовки, направленной на формирование научно-исследовательской компетентности слушателей ФПК;

• приоритет личности специалиста в выборе и построении своей образовательной траектории по овладению навыками и умениями научно-исследовательского характера.

В заключение отметим, что ценность предложенного методического моделирования процесса формирования научно-исследовательской компетентности состоит в адекватном отражении характеристик существующей методической системы в специально созданном объекте, который представлен трехаспектной иерархически организованной методической моделью. Предложенная модель, отражая моделируемый оригинал, способна в процессе исследования замещать его в определенных отношениях, обеспечивая возможность получения нового знания об оригинале в результате исследования и деятельностной верификации.

Важность методического моделирования учебного процесса состоит также в том, что названный процесс делает возможной поэтапную корректировку целей, содержания, организационной структуры системы профессиональной подготовки научных работников в системе ФПК на основе использования имеющихся достижений и прогноза желаемых результатов, что, в свою очередь, делает обучение более гибким, предполагающим демократичность, альтернативность подходов, создающим совокупность разнородных образовательных условий и предоставляющим максимум возможных индивидуально-творческих траекторий для формирования профессиональной компетентности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.