Научная статья на тему 'О принципах инновационно-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях (на примере Омской области)'

О принципах инновационно-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / ПОДДЕРЖКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ИННВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасов И. Н., Пивоварова А. В.

В статье рассмотрены основные проблемы инновационно-инвестиционных процессов в промышленности, которые необходимо решать согласованно на всех уровнях экономики. Приводятся основные формы и принципы государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов в промышленности. Разработана схема процесса интенсификации инновационо-инвестиционных процессов на различных уровнях экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О принципах инновационно-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях (на примере Омской области)»

О ПРИНЦИПАХ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере Омской области)

И. н. КВАСОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: inkv1@yandex.ru

А. В. ПИВОВАРОВА,

аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства E-mail: prity1986@rambler.ru Омский государственный технический университет

В статье рассмотрены основные проблемы инновационно-инвестиционных процессов в промышленности, которые необходимо решать согласованно на всехуровнях экономики. Приводятся основные формы и принципы государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов в промышленности. Разработана схема процесса интенсификации инновационно-инвестиционных процессов на различных уровнях экономики.

Ключевые слова: государственный, поддержка, регулирование, интенсификация, инновационно-инвестиционный, процесс.

В условиях кризиса способность страны создавать и использовать новые технологии рассматривается как главный фактор, определяющий перспективы процветания нации. Современная экономика, в том числе и отечественная, должна функционировать и развиваться на основе корпоративных технологий управления, а государство призвано определять национальную стратегию развития, устанавливать общие рамки хозяйственно-экономической и финансовой деятельности, отслеживать соблюдение национальных интересов, управлять рисками [1, с. 59]. Отсюда возникает необходимость

разработки четкой государственной инновационной политики на всех уровнях хозяйствования.

Стратегическая цель государственной политики в области интеллектуальной собственности — реализация имеющихся возможностей, создание механизмов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности национальной экономики. Россия имеет достаточный научно-технический потенциал для разработки новых прорывных технологий, которые будут определять основные направления развития государства [2, с. 74—75].

Анализ состояния основных отечественных промышленных комплексов — машиностроительного, военно-промышленного, нефтегазового, металлургического, химического и лесоперерабатывающего — дает основания полагать, что в машиностроительном комплексе сложилась удручающая картина: конкурентоспособный выпуск гражданской продукции отсутствует, а оборонное производство находится в упадке. Явно не отвечает потребностям инновационного развития структура отрасли, в которой менее 13 % приходится на электротехническую промышленность и приборостроение и всего лишь 2 % — на станкостроение.

Инвестиционная политика

11 (35) - 2010

Несмотря на существующие проблемы, в области интеллектуальной собственности намечаются положительные сдвиги. Появились быстро развивающиеся научные комплексы крупных промышленных корпораций, в том числе частных компаний. Разнообразные попытки 1990-х гг. ограничить влияние государства на деятельность хозяйствующих субъектов убедительно показали, что государство должно являться полноправным участником экономических отношений. От него требуется не только и не столько политическая поддержка предприятий, сколько деятельное участие в инновационных проектах.

В 2009 г. принят ряд решений, направленных на стимулирование инноваций, прежде всего — создание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. На реализацию сформулированных комиссией технологических инициатив в бюджете 2010 г. зарезервировано 10 млрд руб. Обеспечение эффективной работы по приоритетным направлениям (технологическим инициативам), выделенным в рамках работы комиссии, — одна из важнейших новых задач в сфере инновационной политики. Необходимо создание механизмов финансовой и организационной поддержки реализации проектов как государственным, так и частным сектором в рамках этих инициатив (с участием Внешэкономбанка, государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере) [4].

Решение проблем, связанных с активизацией инвестиционного процесса и его инновационной направленности, подразумевает комплексный подход, предполагающий согласование действий на всех уровнях — федеральном, региональном, отраслевом и на уровне предприятий. В целях реализации задачи масштабной модернизации существующих производств в настоящее время на федеральном уровне идет реформирование промышленного комплекса страны. Государство не только берет на себя регулирующую роль, но и само включается в бизнес-процессы путем организации госкорпораций, используя все лучшее, что есть в известных макроэкономических системах с жестким администрированием, и тех, что управляются законами свободного рынка.

Но не все предприятия востребованы в этом процессе, и не всегда включение в государственную корпорацию автоматически решает имеющиеся на предприятии проблемы. Направление государс-

твенных инвестиций зачастую определяется стратегической значимостью предприятия, характером используемых технологий.

Важнейшим условием инновационного развития является существенное увеличение инвестиций. Оно может обеспечиваться переливом капитала из сырьевых отраслей в обрабатывающие, налаживанием государственно-частного партнерства или прямым финансовым участием государства в реализации крупных проектов. Что касается государственно-частного партнерства, то сферой его реализации обозначены отрасли инфраструктуры, то есть сектор хозяйства, где у бизнеса нет стимулов работать самостоятельно. Но в этой сфере возможности государства наращивать расходы ограничены рамками Инвестиционного фонда. Госкорпорации могут стать одним из механизмов продвижения к инновационной экономике.

Государство может различными методами воздействовать на финансирование инновационно-инвестиционного процесса в весьма широком диапазоне — от минимального воздействия до принятия государством на себя решающей роли в обеспечении финансирования этого процесса. Государственная поддержка включает создание благоприятных условий, правовых и экономических, для инновационно-инвестиционного процесса, а также государственное регулирование его и активное участие самого государства в финансировании [3, с. 78-79].

Основными принципами государственной поддержки являются:

- осуществление государственной поддержки на научной основе;

- создание благоприятных экономических условий для финансирования и выполнения инновационно-инвестиционного процесса;

- формирование необходимого нормативно-правового пространства для инновационно-инвестиционного процесса и его финансирования;

- воздействие на инновационно-инвестиционный процесс с позиции обеспечения безопасности страны;

- содействие интернационализации инновационно-инвестиционного процесса и его финансирование по ряду проектов с учетом национально-государственных интересов и обеспечения безопасности;

- отбор для финансирования инновационно-инвестиционных процессов, соответствующих объективным требованиям охраны окружающей природной среды;

- финансирование необходимых и полезных для общества инновационно-инвестиционных проектов, на которые заведомо не выделят средств частные инвесторы;

- государственное финансирование ключевых инновационно-инвестиционных проектов, масштабы которых не подъемны для частных инвесторов;

- соблюдение иерархии приоритетов в финансировании инновационно-инвестиционного процесса, определяемых на основе стратегии социально-экономического развития страны;

- регулирующее воздействие государства на частное финансирование инновационно-инвестиционного процесса;

- государственно-частное партнерство, активное использование института государственно-частного партнерства в финансировании инновационно-инвестиционного процесса;

- финансирование этого процесса с учетом технико-экономической, социально-экономической и финансовой эффективности [3, с. 79—84].

Государственное регулирование экономики является важнейшим условием ускорения интенсификации и осуществляется в двух основных формах. Возможно прямое государственное финансирование или же создание льготных условий для тех предприятий, которые расширяют научно-исследовательскую деятельность, внедряют прогрессивную технику и технологию.

Шире следует использовать и методы ускоренной амортизации оборудования. Формы и методы государственного стимулирования и регулирования процесса интенсификации могут быть следующими: финансирование из бюджетов разных уровней, из специальных финансовых фондов — инновационных, инвестиционных, научных; ускоренная амортизация основных фондов; льготный порядок отнесения затрат, связанных с усилением интенсивного характера производства, на себестоимость продукции; дифференцированное кредитование и налогообложение с учетом источников получаемых доходов и направлений расходования прибыли; дифференцированное ценообразование и целевые дотации на научно-техническую продукцию; таможенные и валютные льготы для экспортно-импортных операций, содействующих дальнейшей интенсификации; предоставление консультационных, информационных и других услуг государственными организациями и т. д. В настоящее время, пожалуй, особое внимание следует уделить эффективности косвенных методов

государственного стимулирования, прежде всего в налоговой и амортизационной политике.

Обязательным условием успешной реализации инновационно-инвестиционных процессов в промышленности является слаженное взаимодействие федеральных и региональных органов власти. Последние, не зная перспектив развития ключевых проектов, не могут с высокой степенью достоверности разрабатывать стратегии развития своих территорий. Необходимо развивать систему взаимодействия между федеральными, региональными и местными властями. Информационные согласования должны подкрепляться межбюджетными трансфертами инвестиционного назначения.

Основными ориентирами региональной политики являются:

1) повышение качества управления регионами;

2) всемерная поддержка отраслей и предприятий, связанных с развитием наукоемких производств и внедрением высоких технологий;

3) модернизация структуры хозяйства региона с целью создания условий для функционирования его экономики на принципах постиндустриального типа развития;

4) поддержка малого и среднего бизнеса, особенно малых инновационно активных предприятий и организаций, являющихся самым быстрым и во многих случаях экономически выгодным способом преобразования научно-технического потенциала;

5) стимулирование предложения дефицитных факторов производства высшего порядка, необходимых для подъема конкурентоспособности промышленности;

6) проведение информационной политики, направленной на формирование позитивного имиджа региона;

7) совместно с федеральными органами создание условий для подготовки кадров, необходимых для реализации инновационно-инвестиционных проектов на территории региона;

8) развитие социального партнерства, выработка эффективных моделей сотрудничества образовательных учреждений и предприятий в регионах.

Кроме того, особая проблема связана с ситуацией финансовой несостоятельности большого количества предприятий. В этом случае государственная поддержка конкретных предприятий должна концентрироваться в направлении стимулирования их реконструкции или модернизации на основе перспективных методик нового технологического уклада.

Инвестиционная политика

11 (35) - 2010

Схема процесса интенсификации инноваци-оно-инвестиционных процессов на различных уровнях экономики представлена на рисунке.

Говоря о концептуальных идеях плана социально-экономического развития региона до 2020 г. и их воплощении, следует отметить, что в части региональной концепции развития и создания благоприятных правовых и экономических условий для инновационно-инвестиционного процесса в Омской области проведены следующие мероприятия:

1) на расширенном заседании координационного совета по промышленной и научно-технической политике межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» завершена разработка и утверждены подпрограммы «Сибмаш — ТЭК» и «Сибмаш - Транспорт» межрегиональной целевой программы Сибирского федерального округа «Сибирское машиностроение», ориентированные на организацию производства на мощностях промышленных предприятий округа высокотехнологичной и конкурентоспособной инновационной продукции;

2) заключено генеральное соглашение о сотрудничестве между правительством Омской области и государственной корпорацией «Ростехнологии», определяющее основные направления и приоритеты взаимодействия;

3) создано предприятие нового типа — ОАО «Высокие технологии»;

4) завершается создание единого научно-производственного комплекса по выпуску, модернизации и ремонту бронетанковой техники и конкурентоспособной гражданской продукции на базе ОАО «КБТМ»;

5) на базе ОАО «Механический завод «Кала-чинский» создано совместное с компанией «Лида Агромаш» (Республика Беларусь) предприятие по изготовлению современной сельскохозяйственной техники;

6) принят ряд долгосрочных целевых программ Омской области: «Строительство комплекса глубокой переработки

сельскохозяйственной продукции «Биокомплекс» на 2009—2015 годы», «Электронное правительство Омской области (2010—2015 годы)», «Обеспечение безопасности дорожного движения в Омской области (2010—2014 годы)», «Развитие объектов транспортной инфраструктуры Омской области (2010—2016 годы)», «Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш (2010—2014 годы)».

Правительство области считает принципиально важной задачей создание на базе высших учебных заведений региона интегрированного научно-образовательного комплекса.

По сообщению министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александра Горбунова, местные предприятия делают ставку на инновации, техническое перевооружение и внедрение энергосберегающих технологий. По данным ведомства, по итогам девяти месяцев 2009 г. наиболее заметен рост объемов промышленного производства на предприятиях, ориентированных на государственный заказ.

Например, в ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» он составил 265 %, а на ФГУП «ОМО им. П. И. Баранова» — 203 % по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. Также отмечен рост в радиоэлектронной отрасли и перерабатывающей промышленности. После определенного спада в начале года положительная динамика наметилась в нефтехимической отрасли. На большинстве круп-

Государственное инвестирование

Фонды Инвестиционные

Инновационные

Научные

1

Частное инвестирование

Предприятия, которые не могут финансировать частные компании

Предприятия,

которые финансируют частные компании

Предприятия,

расширяющие научно- Несостоятельные Предприятия малого Ключевые

исследовательскую предприятия и среднего бизнеса предприятия

деятельность

Инвестирование

Поддержка

Предоставление

Реорганизация

Схема процесса интенсификации инновационно-инвестиционных процессов на различных уровнях экономики

7х"

59

ных предприятий региона, таких как ПО «Полет» — филиал ФГУП «ГКНКЦ им. М. В. Хруничева», ОАО «АК «Омскагрегат», ФГУП «ОМО им. П. И. Баранова», активно внедряются инновационные технологии, ведется модернизация производства, реализуются мероприятия по энергосбережению.

Правительством области принят ряд мер, целью которых является не только сохранение имеющегося научно-технического потенциала региональной индустрии, но и продвижение инновационной продукции как на российском, так и на международном рынках. В частности, в рамках проекта «Сибмаш» интегрируется научный и промышленный потенциал нескольких омских предприятий для создания пользующейся спросом продукции широкого спектра, востребованной в нескольких отраслях — от железнодорожного транспорта до электронной промышленности. Эта инициатива поддержана на федеральном уровне.

В Омской области начаты разработка и реализация отраслевых подпрограмм в составе межрегиональной инновационной программы освоения гражданской продукции на предприятиях Сибирского федерального округа. Проект направлен на создание условий для ускоренного инновационного развития экономики Сибири, формирование новых моделей управления в промышленности, развитие инфраструктуры коммерциализации изобретений и новых технологий.

В программу включены наиболее перспективные направления: развитие медицинского и электротехнического машиностроения, точного и научного приборостроения с использованием нанотехнологий; производство оборудования для строительства, ЖКХ, угольной промышленности; развитие аграрного машиностроения. Главная цель программы — подготовить промышленность округа, в том числе оборонно-промышленный комплекс, к активной деятельности по внедрению инновационных разработок опережающего уровня и тем

самым достичь высокой конкурентоспособности на национальном и мировых рынках. В свою очередь, повышение конкурентоспособности предприятий достигается путем формирования кооперационных отношений и оптимизации размещения производительных сил. Омская область, в частности, остановилась на двух направлениях — теплоэнергетический комплекс (подпрограмма «Сибирское машиностроение — ТЭК») и транспортное машиностроение.

Таким образом, современная промышленная политика должна функционировать на основе корпоративных технологий управления, а государство призвано определять стратегию развития промышленности, управлять рисками, формировать необходимое нормативно-правовое пространство, осуществлять поддержку налаживанием государственно-частного партнерства или прямым финансовым участием в реализации крупных проектов. Коммуникации, компромиссы, согласованные действия заинтересованных сторон — государства и частного бизнеса — должны определять общие черты современной промышленной политики.

Список литературы

1. Егоров Н. Е., Ковров Г. С., Павлова С. Н. Инновационная деятельность в условиях экономического кризиса // Региональная экономика. 2009. № 35.

2. Клячко Л. М., Степанов А. Е, Саламатина Н. И., Юдин И. Е. Формирование современной промышленной политики, способствующей активизации инвестиционного процесса // Вестник машиностроения. 2007. № 11.

3. Кузнецов И. А. Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 5.

4. О Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям: постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 667.

\

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !

Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

_)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.