Научная статья на тему 'Инновационная направленность современной региональной инвестиционной политики в машиностроении'

Инновационная направленность современной региональной инвестиционной политики в машиностроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / SCIENTIFIC POTENTIAL / INNOVATION / INVESTMENT POLICY / STRATEGY DEVELOPMENT / THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасов Игорь Николаевич, Пивоварова Анастасия Владимировна

В статье рассмотрены показатели инновационной деятельности региона на примере Омской области и их роль в осуществлении инвестиционной политики, определены основные проблемы, сдерживающие инвестиционную активность региона, предложены мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности машиностроительных предприятий области, а также исследованы подходы по формированию единой инновационной стратегии развития машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Квасов Игорь Николаевич, Пивоварова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative trends of contemporary regional investment policy in mechanical engineering

The article describes the indicators of innovation activity in Omsk region and its role in implementing the investment policy setting out the main problems holding back investment activity region, the measures on improving investment attractiveness, and competitiveness of machinebuilding enterprises, as well as explore approaches to the formation of unified innovation strategy engineering.

Текст научной работы на тему «Инновационная направленность современной региональной инвестиционной политики в машиностроении»

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

продукта на рынок. На в-кривой жизненного цикла продукции (рис. 2)—это начальный период, когда привлекательные для потребителей качества развиваются медленно и требуют больших затрат. Помимо этого необходимы дополнительные затраты на продвижение товара, его рекламу, дистрибуцию.

Нам кажется перспективным развитие малого инновационного предпринимательства в тесном сотрудничестве с крупными корпорациями. Пожалуй, главная цель подобной кооперации — это разделение рисков инновационной деятельности и создание «подушки безопасности» для малой компании, выходящей на рынок. В отечественной экономической литературе еще недостаточно хорошо освещены теоретические обоснования и практические решения комплекса вопросов, связанных с формированием механизма управления коммуникационными связями малых предприятий и крупных корпораций, что оставляет значительное поле для дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад / Под ред. В.П. Евтушенкова,

С.В Кириенко., А.Б. Чубайса. - М. : ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ,

2008. - 168 с.

2. Ченцова, М.В. Особенности формирования экономики знаний в современных условиях : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / М.В. Ченцова. — Москва, 2008. — 26 с.

3. Бауман, С.Н. Малые инновационные предприятия России: взгляд изнутри (результаты анкетного исследования малых инновационных предприятий РФ) [Электронный ресурс] — Режим доступа : http : // www.innovhusinRss.nl.

4. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник / Под ред. Л. М. Гохберг— М. : ГУ — ВШЭ,

2009. — 488 с.

ЧЕРНЯВСКИЙ Дмитрий Иванович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент».

Адрес для переписки: е-таіі: [email protected] ВЕРХОГЛЯД Елена Владимировна, магистрант группы УПМ-519 кафедры «Менеджмент».

Адрес для переписки: е-таіі: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.06.2010 г.

© Д. И. Чернявский, Е. В. Верхогляд

УДК 330.322:621 и. Н. КВАСОВ

А. В. ПИВОВАРОВА

Омский государственный технический университет

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МАШИНОСТРОЕНИИ_____________________________________________

В статье рассмотрены показатели инновационной деятельности региона на примере Омской области и их роль в осуществлении инвестиционной политики, определены основные проблемы, сдерживающие инвестиционную активность региона, предложены мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности машиностроительных предприятий области, а также исследованы подходы по формированию единой инновационной стратегии развития машиностроения.

Ключевые слова: научный потенциал, инновации, инвестиционная политика, стратегия развития, регион.

Главной целью отечественной промышленной политики является достижение высокого уровня национальной конкурентоспособности. Активизация инвестиционной деятельности промышленных предприятий — это не только тактическая, но и стратегическая задача, которая решает вопрос повышения конкурентоспособности промышленной продукции за счет освоения новейших промышленных технологий, устойчивого развития промышленности, повышения занятости и жизненного уровня населения, обеспечения экономического роста, социально-экономической стабильности. Сегодня, понимая это, Правительство РФ и региональная исполнительная власть уделяют большое внимание повышению эффективности важнейшей отрасли промышленности маши-

ностроению и перевода ее на инновационный путь развития.

Несмотря на положительные темпы развития машиностроительного комплекса в течение последних пяти лет, его состояние характеризуется как неудовлетворительное. Основные проблемы: низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, связанная со старением и высокой степенью износа производственных фондов; недостаток финансовых ресурсов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, слабой эффективностью взаимодействия финансово-кредитных организаций с предприятиями отрасли; недостаточная структурированность комплекса в научной и технологической сферах, дефицит квалифицированных кадров для предприятий машиностроения.

Самая сложная задача—модернизация оборудования. В масштабах России на это требуются многие десятки миллиардов рублей инвестиций с неопределенными сроками окупаемости. Без поддержки государства это практически невозможно. Здесь поневоле напрашивается китайский опыт — своим производителям правительство дает на приобретение нового оборудования безвозмездные субсидии.

С 2005 года государственная промышленная политика РФ стала переходить на принципиально новые позиции. Началась разработка стратегических и структурных преобразований, как отдельных отраслей машиностроения, так и всего комплекса с прицелом на достижение технического уровня промышленности, аналогичного в развитых государствах. Однако для этого необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 10% в год. А чтобы выйти на такие темпы и перейти на инновационный путь развития, необходимо, прежде всего, решить проблему обновления парка технологического оборудования. Так, по данным Росстата, 65% оборудования в России эксплуатируется 15 — 20 лет, а оборудование, срок эксплуатации которого меньше пяти лет, составляет менее 5%. Сама отрасль без господдержки решить эту проблему не в состоянии. В 2007 году инвестиции в машиностроение и металлообработку составили 76,26 млрд рублей, или 8% от инвестиций в промышленность. По оценкам же экспертов, для обновления за 10 лет станочного парка требуются ежегодно $3 млрд. Почти во всех отраслях существенно уменьшились коэффициенты обновления основных фондов. В результате на многих предприятиях степень износа приближается к 100% [1].

Омская область обладает значительным научным потенциалом, который характеризуется наличием академической, отраслевой и вузовской науки и их тесным взаимодействием. Для обеспечения ускоренного инновационного развития существует мощный научно-образовательный потенциал, включающий 40 научно-исследовательских организаций и 71 малое предприятие в научно-технической сфере. Отраслевая наука представлена научно-исследовательскими институтами и конструкторскими организациями. Вузовская наука представлена 34 государственными и негосударственными высшими учебными заведениями. Всего в научных исследованиях и разработках участвует более 6,7 тыс. человек. С каждым годом растет объем отгруженной инновационной продукции (табл. 1).

Основная часть инновационно-активных предприятий сегодня сосредоточена в следующих отраслях регионального хозяйства: машиностроении и металлообработке, промышленности электрооборудования и средств связи, топливно-энергетическом комплексе, пищевой промышленности (рис. 1).

Имеющийся научный потенциал эффективно используется в решении задач социально-экономического развития Омской области, в том числе в реализации промышленной политики региона и позволяет осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. Особо стоит отметить те, что производятся на омских предприятиях бывшего оборонно-промышленного комплекса, в области приборостроения и средств связи, радиоэлектроники, космической техники. В качестве примера можно отметить:

— малые космические аппараты (спутники) различного назначения, выпускаемые ФГУП «Производственное объединение «Полет» — филиал федерального государственного унитарного предприятия

«Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»;

— топливно-регулирующую аппаратуру авиационных двигателей ОАО «Омское машиностроительное конструкторское бюро»;

— средства связи ФГУП «Омский научно-исследовательский институт приборостроения», ФГУП «Омское производственное объединение «Иртыш», ОАО «Омское производственное объединение «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) и ФГУП «Омский приборостроительный завод им. Н.Г. Козицкого»;

— криогенное оборудование ООО «НТК «Криогенная техника».

Однако отмеченные по результатам диагностики состояния отрасли позитивные сдвиги, тем не менее, не носят устойчивого характера. Главная проблема — высокая степень износа основных фондов - не позволяет делать вывод о долгосрочном характере позитивных изменений в машиностроительном производстве.

Инвестиционная привлекательность рассматриваемой отрасли неразрывно связана с повышением конкурентоспособности продукции машиностроения, что может быть обеспечено только при реструктуризации отрасли, которая предполагает процесс качественного обновления основных фондов на базе современных достижений науки и техники.

Основными проблемами, сдерживающими инвестиционную активность отрасли машиностроения региона, являются:

1) значительный физический износ основных фондов, который составляет более 50%, а также отсталость технологической базы машиностроения, в том числе потеря некоторых критических технологий;

2) серьезный технологический разрыв с высокоразвитыми странами, отсутствие реальных стимулов для НИОКР и возможностей производства новой конкурентоспособной продукции;

3) несовершенство существующей налоговой политики, замедляющее развитие не только машиностроения, но и экономики в целом;

4) необходимость совершенствования таможеннотарифной политики;

5) в России сегодня еще не развит действенный механизм экономической и политической поддержки высокотехнологичного экспорта.

На сегодняшний день многое требуется сделать на федеральном уровне, но и на уровне региона ведется значительная работа по повышению эффективности и экономической отдачи машиностроительного комплекса, через реализацию механизма государственной поддержки предприятий и внедрение новых методов управления и организации регионального промышленного комплекса. Для решения проблем, сдерживающих инвестиционную активность отрасли машиностроения региона, необходимо:

1) оказание государственной поддержки модернизации отрасли, в том числе принятия нормативноправовых актов, позволяющих значительно расширить применение лизинга отечественного оборудования. Кроме того, необходима разработка федеральных программ развития основных подотраслей машиностроения, в которых сосредоточен наибольший инновационный потенциал;

2) принятие законодательства, позволяющего стимулировать производство и осуществлять внедрение новой техники путем применения налоговых льгот и особых кредитных механизмов, а также предоставление бюджетных субсидий, прежде всего для НИОКР; создание системы самофинансирования НИОКР государством и представителями бизнеса в рамках

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

Таблица 1

Основные показатели инновационной деятельности Омской области

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008

Объем отгруженной инновационной продукции, млн руб. 389,7 1418,1 1688,0 3042,4 3883,7

Валовые затраты на выполнение научных исследований и разработок, млн руб. 2201,2 2468,9 2553,7 2709,7 3017,8

Число созданных передовых производственных технологий, ед. 3 6 19 6 н.д.

Выдано патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, ед. н.д н.д 343 354 н.д.

государственно-частного партнерства; предоставление бюджетных субсидий для НИОКР; организация технопарков, технико-внедренческих и свободных экономических зон, венчурных фондов; разработка программы целевого кредитования создания производства высокотехнологичной продукции;

3) проведение масштабной налоговой реформы; предоставление пакета налоговых стимулов для расширения предприятиями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

4} совершенствование таможенно-тарифной политики;

5) применение льготного кредитования путем компенсации из федерального бюджета части процентных ставок по кредитам, получаемым для осуществления производства и поставок на экспорт продукции машиностроения; предоставление государственных гарантий на оплату поставок экспортной продукции машиностроения; оказание государственной помощи в получении зарубежных сертификатов, международном патентовании, протекционистские меры, нужна эффективная система страхования экспортных контрактов и кредитов, содействие приобретению соответствующих зарубежных активов.

Таким образом, для преодоления проблем отрасли машиностроения Омской области, для повышения конкурентоспособности ее продукции и, следовательно, инвестиционной привлекательности, необходима долгосрочная инновационная стратегия их развития. Целесообразность разработки инновационной стратегии отрасли существует только при условии ориентации региона на инновационный путь развития, Это предполагает первоначальную разработку четкой и реально выполнимой региональной программы. Процесс формирования, научного обоснования и реализации инновационной стратегии отрасли машиностроения и металлообработки основывается на трех принципах:

1} создание и развитие предприятий, учреждений и организаций, непосредственно участвующих в инновационном процессе или обслуживающих этот процесс;

2) определение перспективных предприятий, чей производственный потенциал позволяет осуществить реструктуризацию, а также инновационно-активных предприятий и организаций, которые самостоятельно проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках отраслевой специфики;

3) разработка стратегии перманентного инновационного развития отрасли на ближайшие 5— 10 лет.

Для решения задач реализации инновационной стратегии развития машиностроения на региональном уровне необходимо:

— переход к ресурсосберегающим технологиям;

— освобождение от массы накопленных устаревших основных средств, не отвечающих характеру новых общественных потребностей и уровню рентабельности при новых ценовых соотношениях;

— компьютеризация хозяйства, почти всех сфер общественной и частной жизни общества. Создание мощной информационной инфраструктуры становится важнейшим фактором ресурсосбережения по многим направлениям. Технологическую основу этих процессов составляют так называемые «высокие технологии», стимулирующие дальнейшее развитие горизонтальных хозяйственных связей.

Ключевой задачей структурной перестройки экономики является повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий региона за счет обеспечения снижения трансакционных и административно-управленческих издержек, экономии оборотного капитала, интеграции науки и производства и т. д. Представляется, что эти задачи взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку на современном этапе развития научно-технического прогресса инвестиционная и инновационная составляющие экономического роста неотделимы друт от друга [2].

Сегодня Омская область позиционируется как регион, привлекательный с точки зрения ведения бизнеса и вложения инвестиций. Несомненными преимуществами области, определяющими её инвестиционную привлекательность, являются: выгодное географическое положение, развитая транспортная система, наличие современного обрабатывающего производства, наукоемкие технологии и значительный кадровый потенциал. Благодаря стабильному экономическому развитию, растущей покупательной способности населения региона, предоставлению государственной поддержки инвестиционным проектам и адресной стратегии по формированию благоприятного инвестиционного климата Омская область является сегодня надежным объектом для социально значимых и экономически выгодных капиталовложений. Омская область относится к регионам с высоким уровнем развития. Это определяется высокими темпами и достаточно высоким уровнем развития промышленности в регионе с высоким инновационным потенциалом.

С целью создания необходимых условий для инвесторов в регионе разработан пакет нормативно-

□ Производство пищевых продуктов, включая напитки,и табака

□ Химическое производство

□ Производство резиновых и пластмассовых изделий

□ Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

□ Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

□ Производство машин и оборудования

□ Производство транспортных средств и оборудования

Рис. 1. Структура объема отгруженной инновационной промышленной продукции,

произведенной в 2008 г.

правовых актов, позволяющих расширить функции органов исполнительной власти области, связанные с рыночным регулированием. В их числе Закон Омской области от 20 декабря 2004 года № 594-ОЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области».

В 2008 году 26 промышленных предприятий области осуществляли реализацию инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета. Из общей суммы бюджетных средств 28 процентов приходилось на средства федерального бюджета, 49 процентов — на бюджет Омской области, 23 процента — на средства муниципальных бюджетов. В 2007 году инвестиции из бюджета составили 23,6%, в 2008 году — 18,1%.

В этом году государственная поддержка инвестиционных и инновационных проектов в рамках бюджета развития продолжится. На эти цели в областном бюджете предусмотрено 400 млн рублей.

Решение проблем, связанных с активизацией инвестиционного процесса и его инновационной направленности, предполагает комплексный подход, предполагающий согласование действий на всех уровнях — федеральном, региональном, отраслевом и уровне предприятий. В целях реализации поставленной задачи масштабной модернизации существующих производств в настоящее время на федеральном уровне идет процесс реформирования промышленного комплекса страны. В ходе него государство берет на себя не только регулирующую роль, но и само включается в бизнес-процессы путем организации госкорпораций [3].

Г осударственное регулирование экономики является важнейшим условием ускорения. Формы и методы государственного стимулирования и регулирования процесса интенсификации могут быть могут быть следующими: финансирование из бюджета разных уровней, из специальных финансовых фондов — инновационных, инвестиционных, научных; ускоренная амортизация основных фондов; льготный порядок отнесения затрат, связанных с усилением интенсивного характера производства на себестоимость продукции; дифференцированное кредитование и налогообложение с учетом источников получаемых доходов и направлений расходования прибыли; диф-

ференцированное ценообразование и целевые дотации на научно-техническую продукцию; таможенные и валютные льготы для экспортно-импортных операций, содействующих дальнейшей интенсификации; предоставление консультационных, информационных и других услуг государственными организациями и т. д. В настоящее время, пожалуй, особое внимание следует уделить эффективности косвенных методов государственного стимулирования, прежде всего в налоговой и амортизационной политике.

Основными ориентирами региональной государственной политики являются: 1) всемерная поддержка отраслей и предприятий, связанных с развитием наукоемких производств и внедрением высоких технологий; 2) модернизация структуры хозяйства региона с целью создания условий для функционирования его экономики на принципах постиндустриального типа развития; 3) поддержка малого и среднего бизнеса, особенно малых инновационно-активных предприятий и организаций, являющихся самым быстрым и во многих случаях экономически выгодным способом преобразования научно-технического потенциала; 4) стимулирование предложения дефицитных факторов производства высшего порядка, необходимых для подъема конкурентоспособности промышленности; 5) кроме того, особая проблема связана с ситуацией финансовой несостоятельности большого количества предприятий. В этом случае государственная поддержка конкретных предприятий должна концентрироваться в направлении стимулирования их реконструкции или модернизации на основе перспективных технологий нового технологического уклада [4].

Таким образом, активизация инвестиционного спроса необходима для реконструкции материальнотехнической базы экономики на основе внедрения и широкого использования передовой современной техники и технологий в целях создания необходимых условий для организации производства и выпуска конкурентоспособной отечественной продукции. Как отмечалось, объема инвестиций в основной капитал промышленности, в том числе машиностроения, недостаточно для полноценной модернизации, реконструкции и развития производственной базы

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

машиностроительных предприятий, а, следовательно, для увеличения их прибыли и финансового результата. В данной ситуации органы власти региона призваны решать две задачи: с одной стороны, они должны уберечь от разрушения перспективные производства и создать условия для их роста при неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре, а с другой — облегчить высвобождение капитала и труда из устаревших и бесперспективных производств, санацию и перепрофилирование соответствующих производственных мощностей на базе современных научно-технических разработок.

Библиографический список

1. Демихова, И.Н. Особенности развития машиностроения России в современных экономических условиях / И.Н. Демихова // Сборник науч. трудов СевКавГТУ. — Ставрополь : СевКавГТУ, 2007.-С. 29-33.

2. Локшина, Ю.Е. Региональный инвестиционный рынок как фактор модернизации экономики региона / Ю. Е. Локшина //

Региональная экономика: теория и практика.-2009.-№ 27 (120).-С. 22-26.

3. Формирование современной промышленной политики, способствующей активизации инвестиционного процесса / Л.М. Клячко [и др.] // Вестник машиностроения. - 2007.-№ 11.- С. 58-63.

4. Кузнецов И.А. Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса / И.А. Кузнецов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009.-№ 5. - С. 78 - 84.

КВАСОВ Игорь Николаевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление».

Адрес для переписки: е-шаД: [email protected] ПИВОВАРОВА Анастасия Владимировна, аспирантка кафедры маркетинга и предпринимательства. Адрес для переписки: е-шаД: рп1у1986@гашЪ1ег.ш

Статья поступила в редакцию 08.06.2010 г.

© И. Н. Квасов, А. В. Пивоварова

УДК 330.59 : 314 в. Ф. ПОТУДАНСКАЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. О. АЛИФЕР

Омский государственный технический университет

УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

КАК ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА

НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ_____________________________________

На фоне сложившегося глубокого демографического кризиса в Российской Федерации становится актуальной задача выявления факторов, влияющих на демографическую ситуацию в стране.

В данной статье с помощью результатов социологических исследований, проведенных на территории Российской Федерации, рассматривается влияние уровня и качества жизни на воспроизводство населения.

Материалы статьи могут быть использованы в практической деятельности при формировании политики социально-демографического развития регионов России, научными работниками, студентами экономических специальностей вузов.

Ключевые слова: уровень жизни, качество жизни, репродуктивное поведение, демографическая политика.

Демографическая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации в современных условиях, характеризуется сложными и неоднозначными процессами в развитии народонаселения. Население России в настоящее время стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее острых проблем депопуляции населения. В этой связи целесообразно изучение факторов, влияющих на демографическую ситуацию в стране.

По результатам ряда исследований в числе факторов, сдерживающих рождение желаемого числа детей, респонденты чаще всего отмечают материальные и жилищные трудности, поэтому необходимо рассмотрение уровня жизни и качества жизни как факторов, влияющих на воспроизводство населения.

Известный экономист Н. А. Волгин, воспроизводство населения определяет как постоянное возобновление поколений людей. Это определение предполагает тесное динамическое взаимодействие воспроизводства населения и социального воспроизводства. Воспроизводство населения испытывает сильное влияние других сторон общественного воспроизводства, таких как воспроизводство социально-экономических отношений, социальных структур, культурных ценностей, норм и т.д., и само заметно воздействует на них, при этом оно напрямую связано с репродуктивным поведением населения.

В. М. Медков под репродуктивным поведением понимает систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.