Научная статья на тему 'Инвестиционные проекты как индикаторы направлений модернизации экономики Сибири'

Инвестиционные проекты как индикаторы направлений модернизации экономики Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные проекты как индикаторы направлений модернизации экономики Сибири»

Еще один важный аспект стратегирования развития Северного Кавказа - внешнеполитический.

Как показывает опыт последнего десятилетия, пограничные регионы России - Калининградский анклав и Дальневосточный федеральный округ развиваются в значительной степени благодаря, в первом случае - западным инвесторам и экономическому взаимодействию с европейским бизнесом, во втором - ресурсам и капиталам Китая, поступающим по каналам пограничного торгово-экономического сотрудничества с Китаем, а также миграционным потоком рабочей силы на дефицитные рынки труда Дальневосточного федерального округа. В отличие от них, третий пограничный регион - СКФО - до сих пор не имеет устойчивого вектора внешнеэкономического развития, испытывает дефицит иностранных инвестиций, а геополитическое давление ключевых игроков (США, Англия, Франция, Иран, Турция) на кавказском направлении, включая «трубные войны», фактически лишает макрорегион подпитки со стороны ресурсов глобальной экономики. И здесь, по-видимому, нужна новая геополитическая стратегия и дипломатия на Северо-Кавказском направлении российских интересов.

Поэтому, одной из ключевых составляющих «Стратегии» для СКФО, по-видимому, должна быть долгосрочная целенаправленная внешнеэкономическая политика по привлечению ресурсов стран Черноморско-Каспийского региона, стратегия изменения инвестиционного климата в геоэкономическом пространстве Северного Кавказа.

Однако, в действующих «Стратегиях» по Югу России и Северному Кавказу эти задачи в явной и прямой форме не ставятся и не идентифицируются.

Между тем, изменение геоэкономического и геополитического климата вокруг Северного Кавказа, во многом связанное с развитием межгосударственного сотрудничества в реализации совместных крупных проектов на южном фланге России (типа «Южный поток», развития морских портов, мегапроект «Сочи-2014» и др.) существенно бы снизило пограничную конфликтогенность Северного Кавказа.

Таким образом, запущенная сегодня первая «Стратегия» развития Северного Кавказа, направленная прежде всего на включение региона в общую макроэкономическую динамику как конкурентного субъекта модернизационно-го процесса, в дальнейшем, по мере накопления опыта и отработки новых механизмов по тонкой перенастройке хозяйственно-экономических и социальных практик на Северном Кавказе, может трансформироваться в эффективный инструмент снижения конфликтогенности региона, инструмент противодействия экстремизму и терроризму.

Кравченко Н.А.

д.э.н., профессор, в.н.с. ИЭОПП СО РАН; НГУ

nkrav@ieie.nsc.ru

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНДИКАТОРЫ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СИБИРИ

Инновационные процессы в реальном секторе экономики Сибири (инновационная активность предприятий, выпуск новой продукции и число использованных передовых производственных технологий, технологический обмен) развиваются медленнее, чем в целом по РФ.

По основным показателям, характеризующим инновационную деятельность, Сибирский Федеральный округ не входит в число российских лидеров. Однако средние показатели скрывают значительную дифференциацию сибирских регионов. Можно выделить регионы-лидеры, которые фактически специализируются на отдельных этапах инновационного процесса (см. табл.1) .

Таблица 1

Показатели инновационной деятельности промышленности, Сибирский Федеральный округ, 2007 г.

% организаций, % организаций, Затраты на техно- Объем инноваци- Экспорт иннова-

выполнявших осуществлявших логические инно- онных товаров, % ционных товаров,

исследования и технологические вации, % от обще- от общего объема % от общего

разработки инновации го объема товаров товаров объема экспорта

Российская Федерация 10,8 9,4 1,2 5,5 7,9

Сибирский федеральный округ 8,5 7,5 0,9 2,4 4,2

Республика Алтай 0 0 0 0 0

Республика Бурятия 7 4,9 0,6 6,0 14,8

Республика Тыва 0 0 0 0,1 0

Республика Хакасия 9,6 9,6 0,1 0 0

Алтайский край 10 8,6 1,2 4,5 7,4

Красноярский край 14,4 12,0 0,8 2,1 1,7

Иркутская область 9,7 8,2 1,2 0,7 0,9

Кемеровская область 6,9 6,0 0,5 3,4 21,2

Новосибирская область 5 4,8 1,5 1,5 3,1

Омская область 7,5 6,9 0,9 2,6 0

Томская область 16,6 16,1 1,3 2,7 0,8

Читинская область 4,2 3,7 0,3 0,3 0

Доля предприятий промышленности (добывающие производства, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), которые осуществляют технологические инновации, составляет 7,5% по сравнению с 9,4% по России в целом. Только в двух регионах (Красноярский край и Томская область) уровень инновационной активности предприятий и организаций отраслей промышленности превосходит, причем заметно, среднероссийский уровень.

Осуществление технологических инноваций связано с выполнением исследований и разработок, и по данному показателю складывается похожая ситуация. В СФО доля организаций промышленности, которые выполняли исследования и разработки, ниже, чем в целом по России, но те же два региона значительно превосходят российский уровень.

Результативность вложений в инновационную деятельность, измеренная через долю инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, довольно низка и опять-таки отстает от среднероссийского уровня, причем отстает более чем в два раза. Вполне закономерен и более низкий, чем по России в целом, экспорт инновационных товаров (почти в два раза - 4,2% - доля инновационной продукции в экспорте Сибири, и 7,9% - в экспорте России.

Специфика отраслевой организации сибирской промышленности Сибири выражается в преобладании традиционных отраслей промышленности, для которых характерен низкий уровень наукоемкости продукции, сравнительно низкая роль продуктовых инноваций, низкая доля новой продукции. Доля наукоемких отраслей промышленности (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования), составляет по округу 3,7% в структуре промышленного производства в целом, что меньше среднероссийского уровня в 5,9% в 2007 г.1

«Порядковое» отставание российских (и сибирских) предприятий от зарубежных по показателю инновационной активности можно объяснить тем фактом, что в развитых регионах мира есть развитая, многокомпонентная инновационная система. В Сибири же она только выстраивается.

Переход научно-промышленного потенциала Сибирского федерального комплекса на инновационный путь развития является наиболее перспективным и эффективным фактором долговременного характера.

Крупнейшие инвестиционные проекты Сибири, заявленные к реализации, в основном сосредоточены в сырьевых отраслях, связаны с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры. Возможности инновационного развития традиционных отраслей, безусловно, существуют, но инновационное развитие предполагает опережающий рост отраслей «новой» экономики (информационные технологии, био- и медицинские технологии, электроника и новые материалы), которая испытывает острый недостаток инвестиций.

На ряде крупных промышленных предприятиях Сибири, прежде всего тех, где сохранилась технологическая культура - авиастроение, оптика, энергетическое машиностроение, горное оборудование, силовая электроника, строительная индустрия, активно идут процессы усиления и формирования собственных научно-исследовательских, конст-рукторско-технологических подразделений.

В целом, ресурсы предпринимательского сектора Сибири ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов Сибири и России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

В соответствии с модельными расчетами, выполненными при разработке долгосрочной Стратегии развития Сибири2, сохранение тенденций последних лет, без учета влияния кризиса, может обеспечить темпы прироста экономики региона порядка 3% в год. В случае реализации крупных инвестиционных проектов ресурсной направленности можно ожидать темпов прироста валового продукта региона на уровне 4-5% в год, что в общем случае значительно выше, чем темпы прироста мировой экономики. Этот вариант развития назван «энергосырьевым». При реализации такого сценарного варианта развитие добывающих и инфраструктурных отраслей опережает рост обрабатывающих отраслей и инвестиционного сектора экономики Сибири, что неизбежно приведет к сокращению его доли в структуре экономике (однако это не исключает его роста в абсолютных показателях).

В выбранном в качестве базового сценарии - инновационном - предполагается совмещение реализации крупных сырьевых проектов с развитием обрабатывающей промышленности и инновационного сектора. В соответствии с данным сценарием, темпы прироста экономики Сибири составят в среднем 5,2% за период 2011-2015 гг., 6,4% - за период 2016-2020 гг., и 6,8 - за период с 2021-2030 гг. Таким образом, к 2030 г. ожидается формирование в Сибири конкурентоспособной экономики на основе одновременного масштабного освоения ресурсного потенциала и создания крупного инновационного сектора, развития наукоемких производств и инфраструктуры «экономики знаний».

Перспективы будущего развития Сибири определяются возможностями реализации поставленных стратегических целей, а основным механизмом реализации можно считать программно-целевой подход, который представлен в целой совокупности документов: межрегиональных, региональных и отраслевых стратегиях, программах и проектах.

Основные направления инвестиционных вложений включают: инвестиции в реконструкцию и модернизацию традиционных производств; инвестиции в освоение крупных ресурсных проектов; развитие высокотехнологичных производств наукоемкой продукции.

Рассмотрим направления инвестирования по наиболее крупным проектам, реализация которых осуществляется на территории СФО.

1 Промышленность России. 2008. Росстат.

2

Экономика Сибири: стратегия и тактика модернизации. - М.: Анкил, 2009. - С. 320.

В состав выбранной для анализа группы проектов мы включили три блока проектов: 1) первоочередные инвестиционные проекты в Сибирском Федеральном округе, к которым были отнесены 27 проектов (перечень утвержден Председателем правительства РФ В.В. Путиным от 5 июля 2010 г. № 3411п-П16);

2) программа «Сибирское машиностроение» и

3) перечень высокотехнологичных проектов, которые отобраны госкорпорацией «Роснанотехнологии» для реализации на территории СФО.

Среди перечисленных групп проектов можно, с определенной долей условности, выделить проекты, направленные на освоение ресурсного потенциала Сибири, в том числе проекты, обеспечивающие развитие инфраструктуры в зонах освоения, прежде всего транспортной; проекты, направленные на модернизацию отраслей перерабатывающей промышленности, прежде всего предприятий ОПК, и выпуск импортозамещающей продукции, и проекты, направленные на создание отраслей новой экономики.

1) Первоочередные инвестиционные проекты в Сибирском федеральном округе.

Список насчитывает 27 таких проектов, при этом реализация большинства из них начата в 2006-2009 годах. Ответственными за реализацию проектов выступают администрации регионов и соответствующие по профилю министерства РФ.

В табл. 2 даны некоторые оценки сметной стоимости этих проектов.

Таблица 2

27 первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе

Субъект Российской Федерации Наименование проекта Сметная стоимость/объем инвестиций, млрд. рублей Сроки реализации

1 2 3 4

Комплексные инвестиционные проекты

Красноярский край Комплексное развитие Нижнего Приангарья 2 этап до 2020 г. -500 млрд. рублей 2006-2015 гг.

Забайкальский край, Республика Бурятия Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края и Республики Бурятия 167,773 млрд. рублей 2007-2015 гг.

Республика Тыва, Красноярский край Строительство железнодорожной линии Кызыл -Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва 125 млрд. рублей 2008-2014 гг.

Алтайский край, Республика Алтай Комплексное развития Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири, в том числе: свыше 590 млрд. рублей 2007-2020 гг.

строительство Всесезонного горнолыжного комплекса «Манжерок» 2,8 млрд. рублей. 2010-2014 гг.

туристско-рекреационной зоны «Бирюзовая Ка-тунь» в Алтайском крае составляет 11,4 млрд. рублей

Инфраструктура зоны «Алтайская долина» 7,5 млрд. рублей

Красноярский край Создание портовой особой экономической зоны в Емельяновском районе 25 млрд. рублей. 2009-2012 гг.

Освоение месторождений полезных ископаемых

Кемеровская область Добыча метана из угольных пластов Кузбасса: опытно-промышленное освоение 80 млрд. рублей, 2009-2011 гг.

Красноярский край Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения «Роснефть» вложила более 200 млрд. рублей. 2006-2009 гг.

Промышленное производство

Томская область Организация производства древесноволокнистых плит средней плотности (плит МОЕ) 6,8 млрд. рублей 2006-2010 гг.

Иркутская область Строительство лесопильно-деревообрабатывающе-го комплекса в п. Новая Игирма 3,0 млрд. рублей 2010 г.

Новосибирская область Создание производства современных литий -ионных батарей 13,580 млрд. рублей 2010-2015 гг.

Агропромышленный комплекс

Омская область Строительство комплекса глубокой переработки сельскохозяйственной продукции «Биокомплекс» менее 0,8 млрд. рублей 2008-2014 гг.

Развитие туристско-рекреационной сферы

Республика Бурятия Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» в (2010)запланировано 2,2 млрд. рублей 2007-2020 гг.

Иркутская область Создание центра туризма «Гора Соболиная» в рамках особой экономической зоны туристско-рекреационного типа 7 млрд. рублей 2010-2014 гг.

Инновационная сфера

Новосибирская Создание технологической инфраструктуры технопарка Новосибирского Академгородка 9,8 млрд. рублей 2009-2011

Красноярского края Развитие коллаген-хитозановых нанокомплексов 1 млрд. 50 млн. рублей 2010-2011 гг.

Иркутская область Создание индустриального технопарка высокотехнологичных материалов 20,400 млрд. рублей 2008-2010 гг.

1 2 3 4

Инфраструктура здравоохранения

Красноярский край Создание федерального центра сердечнососудистой хирургии н.д. 2006-2010 гг.

Развитие инфраструктуры спорта

Республика Хакасия Универсальный спортивный зал для занятий спортивной борьбой н.д. 2008-2010 гг.

Жилищное строительство

Кемеровская область Комплексный проект развития массового жилищного строительства «Лесная поляна» 52 млрд. рублей (застройщики) 2007-2017 гг.

Транспортная инфраструктура

Республика Алтай Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» 0,261 млрд. рублей 2010-2015 гг.

Республика Тыва, Красноярский край Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-54 «Енисей» 28 млрд. рублей 2010-2015 гг.

Забайкальский край Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги «Амур» 49,3 млрд. рублей 2008-2010 гг.

Новосибирская область, Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия Реконструкция участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 «Байкал» 21,2 млрд. рублей 2010-2015 гг.

Омская область Строительство международного аэропорта «Омск-Федоровка» н.д. 2010-2012 гг.

Энергетическая инфраструктура

Республика Хакасия Восстановление Саяно-Шушенской ГЭС н.д. 2009-2014 гг.

Красноярский край Строительство схемы выдачи мощности Богучан-ской ГЭС 40,5 2007-2012 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Хакасия Строительство ВЛ 500 кВ Алюминиевая -Абаканская - Итатская н.д. 2010-2012 гг.

2) Программа «Сибирское машиностроение».

В 2007 г. была разработана Межрегиональная инновационная программа освоения выпуска высокотехнологичной гражданской продукции «Сибирское машиностроение». Основанием для ее разработки послужило решение Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» от 5 июня 2007 года. Эта программа направлена на освоение выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, и охватывает период до 2014 года.

Целью программы является повышение эффективности использования производственного, трудового и интеллектуального потенциала промышленного комплекса субъектов Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа. Программа предусматривает импортозамещение и изготовление инновационной продукции, не имеющей аналогов, для российских национальных корпораций и для реализации национальных проектов: ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть», ОАО «Ростелеком», транспортные, нефте-горнодобы-вающие, металлургические, химические, лесопромышленные, строительные, аграрно-промышленные, жилищно-коммунальные, образовательные и медицинские комплексы.

За промышленно-развитыми регионами округа - Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областями, Алтайским и Красноярским краями - на добровольной основе закреплены отдельные отраслевые подпрограммы в рамках «Сибирского машиностроения». Направления подпрограмм выбраны с учетом перспектив социально-экономического развития территорий, накопленных научно-технических заделов и потребностей экономики Сибири и России в целом.

Основным инструментом программы является формирование территориальных научно-технологических кластеров. Центр кластера составляет субъект Российской Федерации, специализирующийся на организации разработки отдельного отраслевого направления промышленной деятельности. Свое пространственное развитие кластер получает в других субъектах Российской Федерации, чьи предприятия подключаются в рамках кооперации к реализации отдельных бизнес-проектов. Программа направлена на развитие внутри- и межрегиональной кооперации по использованию мощностей предприятий, имеющих лучшие технологии, а также на создание принципиально новых, отдельных современных специализированных предприятий со специфическими технологиями, такими как гальваника, производство печатных плат, производство инструментов и оснастки.

Возможность объединения и концентрации ресурсов на перспективных направлениях промышленного производства является важным фактором повышения конкурентоспособности сибирских предприятий. В рамках программы «Сибирское машиностроение» была достигнута договоренность о территориальной специализации. Регион, имеющий лучшую школу производства продукции, принимает на себя головную роль по формированию программы выпуска соответствующей продукции. Он же становится центром подготовки кадров для этой отрасли. И здесь же формируется центр кооперации окружного масштаба.

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 48,1 млрд. рублей, при этом предполагается использовать многоканальное финансирование мероприятий программы. Государственное финансирование расходов за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа предусматривается в размере 20,6 млрд. рублей (42,8%), финансирование расходов за счет средств

внебюджетных источников - 27,5 млрд. рублей (57,2%), при этом собственные средства предприятий - участников составляют не менее 50%.

Финансирование программы включает следующие направления: расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - до 30% общего объема финансирования, расходы на техническое перевооружение участников под реализацию заданий подпрограмм и капитальные вложения - до 60%; расходы на прочие нужды - до 10%.

Программа обладает сложной структурой и состоит из 10 направлений, объединенных в подпрограммы, которые, в свою очередь, включают инвестиционные проекты.

Структура программы «Сибирское машиностроение»

Подпрограмма Ответственный исполнитель

Пилотная подпрограмма развития производства импортозамещающего оборудования для ТЭК -«СибМаш-ТЭК» Омская область

пилотная подпрограмма развития транспортного машиностроения - «СибМаш-транс» Омская область

подпрограмма развития агромашиностроения «СибМаш-агро» Алтайский край

подпрограмма развития производства оборудования для горнорудной промышленности и металлургии - «СибМаш-ГРМ» Красноярский край

подпрограмма развития производства оборудования для угольной промышленности «СибМаш-уголь» Кемеровская область

подпрограмма развития производства оборудования для строительства и ЖКХ - «СибМаш-ЖКХ Иркутская область

подпрограмма развития медицинского машиностроения - «СибМаш-мед» Томская область

подпрограмма развития электротехнического машиностроения - «СибМаш-ЭТМ» Новосибирская область

подпрограмма развития точного и научного приборостроения с использованием нанотехнологий -« СибМаш-прибор» Томская область

подпрограмма развития производства оборудования для лесотехнического комплекса «СибМаш-лес» Красноярский край

В результате осуществления Программы предполагается достижение следующих целевых показателей:

1. Увеличение в 3-8 раз объема выпуска наукоемкой гражданской продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса Сибири.

2. Увеличение на 35-40% загрузки производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса.

3. Достижение уровня импортозамещения в приоритетных отраслях экономики Сибири: не менее 75% оборудования и технологий отечественного и совместного (с преимущественным преобладанием отечественного производителя) производства (по номенклатуре), в т.ч. не менее 85% - по стратегическим (критическим) направлениям базовых отраслей.

4. Увеличение доли инновационной продукции гражданского назначения, освоенной в серийном производстве, до 35-40% от общего объема производства (по номенклатуре).

5. Диверсификация предприятий ОПК: формирование отдельных производств или групп производств гражданской продукции как самостоятельных экономических субъектов и профильных производственных кластеров на базе межрегиональных и межотраслевых связей.

Как можно видеть из провозглашенных целей Программы, перед участниками стоят весьма амбициозные задачи, возможность решения которых за достаточно короткий период времени весьма проблематична. Представляется, что текущее достаточно тяжелое положение предприятий ОПК (избыточные мощности, низкий уровень новой продукции, низкая инновационная активность) дает основания предполагать, что эффект низкой базы при условии появления государственного заказа или платежеспособного спроса позволит увеличить в несколько раз объемы выпуска продукции, но достижение заявленного уровня импортозамещения (75% оборудования и технологий) представляется, к сожалению, маловероятным.

К осени 2010 г. участниками Программы уже инвестировано 5,3 млрд. рублей. Это собственные средства предприятий, кредитные ресурсы, финансирование из федерального бюджета. Средства направляются на завершение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В настоящее время в рамках программы реализуется 81 комплексный целевой проект, в выполнении которых принимают участие 43 предприятия Сибири. На 21 предприятии завершены опытно-конструкторские работы и начались пробные поставки инновационной продукции. Объем поставок составил около 2 млрд. рублей, на 2010 год участники программы обеспечены заказами на сумму 948 млн. рублей.

3) Проекты, поддержанные государственной корпорацией «РОСНАНОТЕХ» в Сибирском Федеральном округе.

ГК «РОСНАНОТЕХ» в настоящее время является крупнейшим инвестором в высокотехнологичные инновационные проекты, ее поддержка во многом определяет направления технологического развития инновационного бизнеса (см. табл. 3 и рис. 1).

На территории СФО к октябрю 2010 г. ГК Роснано одобрила 6 проектов (2 на территории НСО, 3 - на территории Томской области и 1 - в Усолье-Сибирском Иркутской области. Одобрен еще один проект из НСО, но данных о его величине пока не представлено. То есть по числу проектов СФО не является лидером, из 93 одобренных - наших - 6. А по денежной величине - из 130 млрд. - у нас 9,7 %.

Таблица 3

Проекты РОСНАНО в СФО

Проект Место и участники Стоимость проекта Доля РОСНАНО Результат

Расширение и модернизация производства наночернил для высокотехнологичных видов цифровой струйной печати. Производство принтеров на основе ИУ-ЬЕО-технологии отверждения чернил ГК «Роснанотех», ООО «САН», Банк «Уралсиб» г. Бердск 1,114 млрд. руб. 166 млн. руб. 900 р.м. к 2015 г.

Производство мультимедийных процессоров по технологическим нормам 90-65 нм ГК «Роснанотех», ЗАО «Элекард наноДевайсез» Томск, Зеленоград 0,7208 млрд. руб. 150,8 млн. руб. 480 р.м. к 2015 г.

Отечественные установки для нанесения модифицирующих на-нометровых покрытий ГК «Роснанотех», ЗАО «Лаборатория 23», Томский политехнический университет 0,320 млрд. руб. 120 млн. руб.

Первое в России производство современных литий-ионных батарей ГК «Роснанотех», ООО «ЛИОТЕХ» Сбербанк РФ Новосибирск 13,580 млрд. руб. 7590 млн. руб. 500 р.м.

Наноструктурные неметаллические покрытия ГК «Роснанотех», ЗАО «МАНЭЛ», Томский государственный университет 0,355 млрд. руб. 50 млн. руб. 190 р.м.

Крупномасштабное производство поликремния и моносилана ГК «Роснанотех», ООО «Группа «НИТОЛ» Сбербанк РФ; Альфа-Банк; Россельхозбанк; Евразийский банк развития; Банк Санкт-Петербург Усолье-Сибирское, Иркутская область 20,400 млрд. руб. 4500 млн. руб. (кредит) 1000 р.м. в 2015

Рисунок 1.

Проекты на территории СФО, одобренные ГК «Роснанотехнологии»

Обобщим информацию о поддержанных инвестиционных проектах в табл. 4 и дополним ее оценочными данными о потребностях экономики Сибири в инвестициях, которые представлены в Стратегии развития Сибири до 2030. Как можно видеть из данных таблицы, приоритеты вложений приблизительно повторяются.

Итак, если использовать данные о необходимых объемах инвестиций в проекты разного типа в качестве оценки возможных направлений роста, то в среднесрочной перспективы Сибирь остается регионом, специализирующимся на освоении своего природного потенциала. И по данным представленных трех групп проектов, и по данным, нашедшим

отражение в проекте Стратегии развития Сибири до 2030 г., более половины инвестиций будут направлены в добычу и освоение природных ресурсов (углеводороды, металлы, лес). Второе место по величине инвестиций занимают вложения в инфраструктуру различного типа, что вполне закономерно, т.к. реализация природно-ресурсного потенциала в современных условиях требует создания благоприятных условий для работы и жизни людей, которые будут осваивать этот потенциал, современных коммуникаций и логистических цепей. Заметным становится и рост вложений в «новую» экономику и инновационную сферу.

Вообще говоря, и освоение ресурсного потенциала Сибири, и модернизация традиционных отраслей может происходить с использованием инновационных технологий и приводить к выпуску новой, инновационной продукции (товаров и услуг). Тем не менее, определяющее значение инновации имеют прежде всего в производствах «новой экономики», в других секторах инновационная активность ниже, инновации имеют инкрементальный характер, распространен импорт технологических инноваций в форме машин и оборудования и т.д.

Наконец, меньше всего инвестиций предполагается использовать для модернизации машиностроительного комплекса Сибири.

Таблица 4

Направления инвестиционных вложений в Сибирском Федеральном округе

Направления инвестиций Общая стоимость поддержанных инвестиционных проектов, млрд. руб. Оценка потребности 1 в инвестициях до 2030 г., млрд. руб. Доля отдельных направлений в общем объеме поддержанных проектов, % Доля отдельных направлений в общей потребности в инвестициях до 2030 г., %

Освоение ресурсного потенциала 1063 29200 54,3 67,3

Развитие инфраструктуры (транспортной) 90,7 1505 4,6 3,5

Развитие инфраструктуры (энергетической) 50 3367,6 2,6 7,8

Развитие инфраструктуры (рекреационной) 600 н.д. 30,6 н.д.

Развитие инфраструктуры (социальной, в т.ч. - жилье) 40 2387 2,0 5,5

Модернизация и импортозамеще-ние 48,1 1700 2,5 3,9

«Новая» экономика и инновационная инфраструктура 66,7 5200 3,4 12,0

Итого 1958,5 43359,6 100 100

Такая ситуация, при которой комплекс инвестиционных отраслей, прежде всего машиностроение, которое на протяжении последних 20 лет испытывало недостаток инвестиций не только для развития, но и для обновления производственного аппарата, остается в стороне от основных инвестиционных потоков, представляет серьезную угрозу для дальнейшего развития и Сибири, и России.

Мы разделяем ту точку зрения, что для развития конкурентоспособных производств, создающих на базе современных технологий продукты (товары и услуги) с высокой добавленной стоимостью, необходимы не только и не столько инновации, сколько воссоздание отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехно-логии, современную фотоэлектронику и альтернативную энергетику невозможно развивать без базы микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за период 1990-2008 гг. практически деградировала, то у этого инновационного направления, а именно, «нанотехнологического», подорвана база для развития. Необходимы заводы по производству такого рода оборудования и элементной базы.

Следующая проблема связана с тем фактом, что в отсутствие современных приборостроительных производств, станкостроения, других подотраслей машиностроительного комплекса, не возникает спроса на продукцию новых, наукоемких предприятий и производств.

Достижение цели обеспечения конкурентоспособности российской и сибирской экономики в рамках технологической модернизации требует решения комплекса взаимосвязанных задач:

1) освоение ресурсных богатств региона на основе комплексного подхода, включающего инновационные технологии добычи, обогащения и переработки минерально -сырьевых запасов; углубление степени переработки сырьевых ресурсов за счет развития спектра перерабатывающих производств; повышение качества среды обитания в регионах освоения; технологии по сохранению и восстановлению уникальной природной среды и биоразнообразия.

2) для роста конкурентоспособности традиционных отраслей необходимо опережающее развитие современной транспортной, энергетической, производственной инфраструктуры, которое позволит значительно сократить издержки производства продукции на территории Сибири и повысит конкурентоспособность сибирского экспорта.

3) облегчение доступа к современным технологиям предприятиям традиционных отраслей, создание условий для развития технологического обмена и заимствований. Стимулирование активности как в области технологических, так и нетехнологических (организационных и маркетинговых) инноваций.

1 По данным «Экономика Сибири: стратегия и тактика модернизации».

471

4) обеспечение мирового технологического уровня приоритетных отраслей, критических для национальной безопасности. К ним относятся производство вооружений, авиационная и космическая промышленность, ядерно-энергетическое машиностроение, современная энергетика, связь, специальная микроэлектроника. Разработка программ повышения технологического уровня таких отраслей должна опираться на отраслевые Форсайты.

5) поддержка ускоренного развития инновационного бизнеса, основанного на коммерциализации научно-технических разработок.

6) стимулирование интеграционных процессов между корпоративным сектором и секторами науки и образования, поддержка межрегиональных и международных проектов, направленных на объединение ресурсов и компетенций, для создания конкурентоспособных производств и продуктов.

7) стимулирование развития финансовой системы, финансовых рынков и институтов на территории Сибири, рост ее привлекательности для российских и международных инвесторов. Масштабы и структура инвестиционных потребностей значительно превосходят возможности существующих на территории Сибири (и России) частных и государственных источников финансирования.

8) развитие социальной инфраструктуры, стимулирующей и обеспечивающей рост человеческого капитала, который необходим для модернизации экономики Сибири.

У нас есть высокие шансы на успех технологической модернизации: высокий уровень образования; развитый сектор фундаментальной науки, сохранившийся задел инновационных технологий, значительные производственные мощности. Однако без развития гуманитарной и институциональной составляющей модернизации, роста интеллектуального и человеческого капитала, России будет трудно занять достойное место среди развитых стран.

Мировой и отечественный опыт позволяет выделить некоторые общие «уроки» модернизационных процессов:

1. модернизация, к сожалению, не бывает линейным процессом по принципу «от мрака отсталости к светлому будущему», это не прогресс, как его представлял маркиз де Кондорсе. Модернизация порождает мощные противоборствующие явления;

2. нет универсальных рецептов модернизации, она всегда обусловлена ситуацией во внешней и внутренней среде, временем, балансом сил и интересов различных социальных групп;

3. для любого типа модернизации государство является ключевым участником процессов социальных и экономических изменений;

4. технологическая модернизация (на любом уровне) невозможна без изменений в окружающей экономической и социальной среде;

5. большинство примеров успешных «модернизационных проектов» основано на поддержке изменений широкими социальными слоями, которая необходима для того, чтобы обеспечить привлечение человеческого капитала, передовых технологий и значительных финансовых ресурсов - источников инвестиций.

Курило А.Е.

к.э.н., с.н.с. Института экономики Карельского НЦ РАН

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК МЕТОД МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА1

Экономическое развитие любой системы в современных условиях предполагает выстраивание тактических и стратегических приоритетов. И таким приоритетом в настоящее время определена всесторонняя, последовательная и системная модернизация [10].

Республика Карелия является северным ресурсоориентированным приграничным малонаселенным регионом. Схема территориального развития республики предусматривает развитие опорных территорий, имеющих крупные промышленные предприятия или туристско-рекреационный потенциал.

В стремительно изменяющемся мире ощущается необходимость переосмысления пути развития РК как субъекта РФ. Предметом рассмотрения могут быть следующие варианты развития [6]:

1. Республика Карелия будет развиваться как субъект с ресурсно-ориентированной экономикой, что неизбежно приведёт к окончательной ликвидации машиностроения и других наукоёмких секторов экономики, падению уровня образования, уменьшению численности населения, ликвидации ряда населенных пунктов и в конечном итоге к потере статуса полноправного субъекта РФ.

2. Экономика республики будет развиваться по схеме «догоняющего развития». В этом случае одним из направлений экономической политики должно стать стимулирование привлечения в республику прямых как российских, так и иностранных инвестиций и зарубежных технологий. Тогда экономика республики может выйти на хороший по российским и мировым меркам технологический уровень, сохранить систему профессионального технического образования (как среднего, так и высшего).

3. Республика Карелия станет лидером по отдельным видам инноваций и вместе с Россией осуществит переход к постиндустриальному обществу, основу которого составляет инновационная экономика. В этом случае Карелия замкнет на себе ряд внутренних и даже международных информационно-технологических потоков и будет субъектом Российской Федерации, участвующим в межрегиональной кооперации и в процессах глобализации.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №09-02-00428А.

472

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.