Научная статья на тему 'О ПРИМЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА'

О ПРИМЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактические / принцип / техническая дисциплина / курсант / научность / доступность / наглядность / сознательность / педагогический такт / didactic principles / technical discipline / cadet / scientific / accessibility / visibility / consciousness / pedagogical tact

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко, М.Л. Небреева

В статье затрагивается актуальная в настоящее время тема поиска способов повышения эффективности подготовки военных кадров, на примере изучения дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика». Для улучшения обучаемости курсантов рассмотрены различные дидактические принципы обучения. Выделены основные дидактические принципыпринцип научности, доступности, сознательности, наглядности, педагогический такт, реализация которых необходима в образовательном процессе при изучении технических дисциплин курсантами. В работе исследуются некоторые применяемые дидактические принципы, с развернутым описанием и приведением реальных примеров их использования в учебном процессе – пособия с иллюстративно-дискретной подачей учебного материала, комплексные презентации, рационализаторские предложения. Представленные в статье результаты проведенного исследования подтверждают эффективность применения рассмотренных дидактических принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко, М.Л. Небреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE APPLICATION OF SOME DIDACTIC PRINCIPLES IN THE STUDY OF TECHNICAL DISCIPLINES BY CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY

The article touches upon the currently relevant topic of finding ways to improve the effectiveness of military personnel training, using the example of studying the disciplines “Descriptive Geometry” and “Engineering Graphics”. To improve the learning ability of cadets, various didactic principles of teaching are considered. The main didactic principles are highlighted, such as the principle of scientific, accessibility, consciousness, clarity, pedagogical tact, the implementation of which is necessary in the educational process when studying technical disciplines by cadets. The paper examines some of the applied didactic principles, with a detailed description and real examples of their use in the educational process – manuals with illustrative and discrete presentation of educational material, complex presentations, rationalization proposals. The results of the research presented in the article confirm the effectiveness of the application of the considered didactic principles.

Текст научной работы на тему «О ПРИМЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА»

9. Zamorschikova L.S., Petrova V.A. Yazykovaya situaciya v Respublike Saha (Yakutiya): osobennosti smesheniya i pereklyucheniya kodov. Kazanskaya nauka. 2018; № 12: 141 - 143.

10. Koryakina A.A. O polikul'turnojyazykovojlichnosti. Available at: //mir-nauki.com/PDF/25PDMN616.pdf

11. Vasil'eva R.I. Yazykovaya situaciya v usloviyah mnogoyazychnogo obschestva v Respublike Saha (Yakutiya): na materiale vzaimodejstviya yakutskogo i russkogo yazykov v Prilen'e. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Yakutsk, 2007.

12. Parnikova G.M. Formirovanie uchebnoj samostoyatel'nosti buduschih 'ekonomistov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.03.22

УДК 378

Trubnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, professor of AVN, Professor, Chelyabinsk Branch of VUNC VVS 'WA" (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: eugen291@yandex.ru

Zaporoshchenko E.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Chelyabinsk Branch of VUNC VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: pelvi@rambler.ru

Nebreeva M.L., teaching assistant, Chelyabinsk Branch of VUNC VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: marina.nebreeva@gmail.com

ON THE APPLICATION OF SOME DIDACTIC PRINCIPLES IN THE STUDY OF TECHNICAL DISCIPLINES BY CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY. The

article touches upon the currently relevant topic of finding ways to improve the effectiveness of military personnel training, using the example of studying the disciplines "Descriptive Geometry" and "Engineering Graphics". To improve the learning ability of cadets, various didactic principles of teaching are considered. The main didactic principles are highlighted, such as the principle of scientific, accessibility, consciousness, clarity, pedagogical tact, the implementation of which is necessary in the educational process when studying technical disciplines by cadets. The paper examines some of the applied didactic principles, with a detailed description and real examples of their use in the educational process - manuals with illustrative and discrete presentation of educational material, complex presentations, rationalization proposals. The results of the research presented in the article confirm the effectiveness of the application of the considered didactic principles.

Key words: didactic principles, technical discipline, cadet, scientific, accessibility, visibility, consciousness, pedagogical tact.

Л.И. Трубникова, канд. пед. наук, доц., проф. ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: eugen291@yandex.ru

Е.В. Запорощенко, канд. техн. наук, доц., ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: pelvi@rambler.ru

МЛ Небреееа, преп. ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: marina.nebreeva@gmail.com

О ПРИМЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье затрагивается актуальная в настоящее время тема поиска способов повышения эффективности подготовки военных кадров, на примере изучения дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика». Для улучшения обучаемости курсантов рассмотрены различные дидактические принципы обучения. Выделены основные дидактические принципы - принцип научности, доступности, сознательности, наглядности, педагогический такт, реализация которых необходима в образовательном процессе при изучении технических дисциплин курсантами. В работе исследуются некоторые применяемые дидактические принципы, с развернутым описанием и приведением реальных примеров их использования в учебном процессе - пособия с иллюстративно-дискретной подачей учебного материала, комплексные презентации, рационализаторские предложения. Представленные в статье результаты проведенного исследования подтверждают эффективность применения рассмотренных дидактических принципов.

Ключевые слова: дидактические, принцип, техническая дисциплина, курсант, научность, доступность, наглядность, сознательность, педагогический такт.

При осуществлении процесса обучения курсантов, касающегося технических дисциплин, важен технический кругозор, инженерное мышление и графическая культура. Поэтому для активизации учебно-познавательной деятельности при их изучении необходимо следовать основополагающим общепризнанным дидактическим принципам. «Дидактика - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования» [1, с. 176].

Научная новизна заключается в разработке педагогических условий для систематического формирования умений при выполнении графических работ.

Целью исследования является определение педагогических условий формирования графической грамотности при изучении графических дисциплин.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан курс пособий с иллюстративной подачей учебного материала, созданы педагогические условия для выполнения графических работ, привлечены курсанты к выполнению рационализаторских предложений.

Для осуществления достижения цели нами были поставлены задачи: изучить и обобщить педагогическую литературу для определения и раскрытия понятия «дидактика»; анализ педагогической литературы и выявление показателей успешности курсантов военного вуза в решении графических задач; рассмотреть существующие дидактические принципы и выявить основные, которые целесообразно применять при обучении курсантов графическим дисциплинам.

Первые дидактические идеи были высказаны ещё в античную эпоху в Древней Греции и Риме, и уже в то время существовали развитые системы образования. Основная задача дидактического принципа - научить понимать, что всё подчиняется законам, знать которые необходимо каждому. Ушинский К.Д. в своих педагогических сочинениях акцентировал внимание на том, что ученье есть труд, но труд, полный мысли.

Дидактические принципы обучения несут в себе организующее начало совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе получения знаний в высшей школе. В них отражается связь между закономерностями учебного процесса и целями образования. Это опыт поколений педагогов, обобщающий

требования к содержанию процесса, его методам и инструментам. Поэтому основной круг задач концентрируется вокруг содержания образования: чему учить, зачем учить, как учить, кого учить, где учить.

Для активизации учебно-познавательной деятельности при обучении курсантов военного вуза необходимо следовать основополагающим общепризнанным дидактическим принципам. Особенность обучения как процесса состоит в том, чтобы в результате совместной деятельности преподавателя и курсантов развить у последних знания, умения и навыки и подготовить их к профессиональной деятельности.

Обучая курсантов техническим дисциплинам, следует обратить внимание на формирование у них графической культуры и инженерного мышления. Созданию педагогических условий с целью реализации некоторых принципов в условиях военного вуза посвящена данная статья.

Для эффективной передачи информации конкретно технических дисциплин, помимо базовых дидактических принципов, таких как педагогический такт, на первый план выступают следующие дидактические принципы: доступность, научность, осознанность, наглядность.

Принцип научности - один из значимых принципов обучения. Он направлен на формирование у обучаемых диалектико-материалистического мышления. Можно сформулировать некоторые условия соблюдения преподавателем принципа научности при обучении курсантов военного вуза техническим дисциплинам:

- постепенность (идти от простого к сложному);

- отсутствие спорных вопросов;

- на всем протяжении учебного процесса повторение научных постулатов, изученных ранее;

- подкрепление материала практическими данными.

По мнению Подласого И.П., правила реализации принципа научности заключаются в следующем:

«- неослабное внимание уделять ключевым проблемам научности;

- не упускать возможности ознакомления с биографиями выдающихся учёных, их вкладами в развитие науки;

- следовать новейшей терминологии» [2, с. 460].

Реализуя принцип научности в условиях военного вуза, необходимо главное внимание уделять тому, чтобы учебные планы и программы соответствовали уровню научно-технического прогресса, подкреплялись практикой.

Как сложная, так и облегченная программа может привести к негативным последствиям. При использовании упрощенной программы у курсантов происходит постепенное снижение умственного напряжения. Хотя, надо сказать, поначалу такая программа завоевывает большую симпатию у курсантов. Но затем наступает постепенное расслабление, и, как правило, теряется интерес к обучению, что может неоправданно завысить или, наоборот, занизить самооценку. Если программа, наоборот, слишком сложная, учебный материал может быть не до конца понят, могут возникнуть переутомление и раздражение, что также помешает запоминанию материала даже на короткий срок.

Научность обучения обязывает придерживаться при объяснении учебного материала точной терминологии, не допускать упрощения терминов в сторону бытового сленга.

В свете вышеизложенного названный принцип в процессе обучения техническим дисциплинам курсантов нашего вуза преломляется следующими практическими способами:

- поощрением обучаемых, участвующих в обсуждении научно-технических проблем,

- развитием творческого мышления путём самостоятельной работы над сообщаемыми сведениями вместо изложения готовых выводов;

- укреплением материально-технической базы образовательного процесса;

- ознакомлением с биографиями выдающихся учёных;

- выступлениями с докладами на научных конференциях;

- участием в разработке плакатов, моделей и т.д.;

- ведением терминологического словаря дисциплины.

Принцип доступности обучения предполагает соответствие содержания и методов обучения уровню подготовленности обучаемых. Это не говорит о том, что доступность - нечто простое и легкое, и не требующее никаких умственных усилий, она предполагает исключение различных перегрузок (интеллектуальных, моральных и физических), которые могут отразиться на физическом и психическом здоровье обучаемых.

«Под дидактической доступностью понимается один из результирующих признаков обучения, который характеризует быстроту качественного усвоения материала, связан с успешностью обучения» [3].

При отборе учебного материала следует учитывать уровень подготовленности обучающихся - учебный материал должен способствовать быстрому и качественному его усвоению и предполагать успешность обучения. Предполагается, что предмет будет доступен в том случае, если основная масса обучаемых может его усваивать не ниже, чем на «хорошо». Если же у большинства отметка «удовлетворительно» - это значит, что уровень доступности недостаточен. Но под доступностью имеется в виду не обучение без трудностей, а лишь то, что эти трудности должны быть умеренными, преодолимыми, стимулирующими усвоение знаний.

При изучении технических дисциплин курсантами военного вуза необходимо учитывать специфику их обучения. Важную роль при этом играет самоконтроль. Его признаки: осознание, определение, сравнение, выявление, исправление, оценка. Для успешного применения самоконтроля курсантам предложено индивидуальное изучение графического материала с использованием курсантами пособий с иллюстративно-дискретной подачей учебного материала. В нашем учебном заведении изданы такие пособия по всем темам дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика». Сущность их состоит в следующем:

- учебный материал разделяют на небольшие части, доступные для усвоения и понимания;

- иллюстрации и описывающий их словесный компонент соответствуют каждому познавательному циклу;

- всем обучаемым предлагается одинаковое содержание информации, одинаковая последовательность, но разные варианты заданий.

Достоинство этого метода заключается в том, что каждый курсант после краткого объяснения учебного материала может выполнять предложенное задание самостоятельно в своём индивидуальном темпе, реже обращается за помощью к преподавателю. Преподаватель же получает большую возможность помогать более слабым курсантам.

Как правило, большие учебные нагрузки способствуют развитию у курсантов неверия в свои возможности к обучению, что ведет к поверхностному получению знаний. Необходимо строить обучение, исходя из реальных возможностей обучаемых и избегая отрицательного влияния на здоровье в целом.

Основываясь на вышеизложенное, можно смело говорить о том, что обеспечение доступности при обучении курсантов представляет важный аспект, положительно влияющий на итоговый результат обучения.

Педагогический такт является одним из ключевых качеств преподавателя. Согласно Ушинскому К.Д., педагогический такт - чувство меры. В отличие от общего понятия «такт», педагогический такт характеризует не только свойства

личности преподавателя, но и его умение выбрать правильный подход к обучаемому (в нашем случае - к курсанту военного вуза), адекватно оценить его поведение и деятельность. При этом оценка знаний не должна превращаться в оценку его личности. Тактичное поведение педагога заключается в том, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение к развивающейся личности.

Очень нетактично срываться на окрики, прогнозировать по поводу неудачных или неправильных ответов обучаемых. Педагогический такт проявляется в умении преподавателя установить с обучаемыми деловой и эмоциональный контакты. Обучаемых, безусловно, оскорбляет превращение оценки знаний в оценку личности. Тактичный педагог в случае неудовлетворительной оценки обучаемого должен убедить его, что это - временная неудача, а ни в коем случае не аттестация его личности.

При обучении необходима искренняя доброжелательная обстановка на занятии. Молодёжь легко отличает искреннее чувство от фальши. Не нужно, например, скрывать возмущение при недобросовестном выполнении работы. Но при этом, когда возвращается работа с твёрдым спокойным словом «переделать», результат будет лучше, чем от несдержанного «разноса».

Еще очень важно: если преподаватель при объяснении допустил ошибку, следует это признать и извиниться. Если это случайное, не систематическое явление, авторитет преподавателя не пострадает, а, наоборот, укрепится, потому что обучаемые убеждаются в том, что с ними обращаются как с равными - уважают и считаются.

К неэтичному же поведению преподавателя можно отнести следующее:

- намеренное подчёркивание своей индивидуальности;

- превосходство преподаваемого предмета среди прочих дисциплин;

- заигрывание с обучаемыми (необходима известная дистанция).

Всё это позволяет выделить основу принципа педагогического такта:

- требовательность без придирчивости;

- развитие самостоятельности личности обучаемого без мелочной его опеки;

- простота общения, но при этом без фамильярности и навязчивости;

- ирония и юмор без насмешливости;

- нефальшивая искренность;

- доверие без попустительства, намёка на безразличие.

Принцип сознательности предполагает такой характер обучения, когда обучаемый понимает сущность поставленной перед ним задачи и заинтересован в её решении, при этом сознательно и глубоко (а не путём зубрёжки) осваивает знания и приобретает навыки. Исходя из этого, роль преподавателя состоит в том, чтобы сформировать у обучаемого осмысленное отношение и стойкий интерес к поставленным целям и задачам.

Для реализации этого принципа необходимо:

- побуждать обучаемых думать самостоятельно;

- применять все виды и формы познавательной деятельности;

- сопровождать примером каждое доводимое правило;

- связывать всё новое, неизвестное с уже известным;

- формировать новые мотивы к обучению;

- поощрять активность и инициативу, отмечать успехи;

- ставить обучаемых в ситуации, требующие умения анализировать;

- систематически контролировать качество исполнения работ;

- обеспечивать понимание изучаемого материала;

- использовать проблемное изложение;

- обеспечивать условия для стойкого внимания.

Сознательность обучения проявляется в понимании обучаемыми изученного материала, в умении пользоваться приобретёнными знаниями, логически связывать последующее с предыдущим, выделять главное, а также в формировании контроля и самоконтроля. Как правило, названный принцип реализуется при проведении различных видов занятий. Установлено, что осознанное восприятие учебной информации при проведении лекции без использования технических средств обучения составляет лишь 5%; при самостоятельном изучении - 10%; при проведении коротких дискуссий с аудиовизуальным обучением - 20%, а при тех же условиях, но в ходе проведения лекции - 30%.

Принцип наглядности в преподавании технических дисциплин приобретает в настоящее время первостепенное значение. При отсутствии наглядности у обучаемых не могут возникнуть ясные представления о форме, размерах взаимного расположения различных предметов пространства. К примеру, обучение графическим дисциплинам тесным образом связано с процессом наблюдения и последующим его отражением в виде чертежей, эскизов, схем, т.е. принцип наглядности реализуется в виде тактильных и слуховых ощущений. Главным его достоинством является развитие наглядно-образного суждения. Поэтому средства наглядности подбираются тщательно, но без перегрузки ими. Перегрузка наглядными пособиями может оказать обратное действие. Для получения желаемого эффекта обучения изложение учебного материала можно проводить с помощью плакатов, моделей, установок, презентаций и т.д.

При изучении графических дисциплин обязательно оформление учебной аудитории. Как правило, оно должно содержать планшеты с образцами заданий, которые курсанты должны выполнить в процессе изучения дисциплины. Помимо этого, должны быть демонстрационные плакаты, предназначенные для изложе-

x П

1. Как называется изображенная плоскость?

\

— -Ля

0

\

2. Какой фигурой задана данная плоскость?

Ответ 2:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

треугольником ABC.

Плоскость ABC это - фронтальная плоскость уровня -это плоскость, параллельная фронтальной плоскости проекций.

На нее она прое1!ируется в натурачьную величину. На две другие в виде отрезков, параллельным осям Ох и Oz.

Рис.1а.Комплексная презентация:слайд-вопрос

ния нового учебного материала. За последние годы самым распространенным средством наглядности стало использование презентаций. По словам Никитиной О.Г, «презентации стали неотъемлемой частью жизни преподавателя. Они представляют собой не только удобный и наглядный способ подачи информации, но и дают больше возможности для развития креативного мышления и реализации творческих способностей человека» [4].

К целям презентации можно отнести информирование, убеждение, побуждение к позитивному действию. Презентации предполагают живое общение

Рис.1б.Комплексная презентация:слайдсответом

только объяснить новый материал, но и повторить теоретический материал предыдущих лекций. Пример комплексной презентации представлен на рис. 1 (а, б).

Любые средства наглядности повышают интерес к знаниям, облегчают процесс их усвоения. В этом смысле немалую роль можно отвести рационализаторской работе курсантов. Выполнение рационализаторских предложений в процессе обучения графическим дисциплинам заключается в разработке установок, демонстрирующих наглядно какой-либо способ получения изображения (рис. 2) внатуральном виде(рис.З).

гъ

Рис. 2. Способ вращения. Нахождение истинной величины (чертеж)

Рис. 3. Способ вращения. Нахождение истинной величины (установка)

с аудитсриеи в режимсдиалога, заинтересовинностьвполученивовыхзна-ний.Присоздании презентацийнеобходимо избегатьхаотичности структуры, отсутствия логики, непроработки слайдов, перегружения слушателей инфор-мациай. Ни вловам Д.Шзареса, «пуезенталиякак жпаоееысеусление,когда нужно:

1 Добавить эмоции:

- эмоционально окрасить тему;

- эмоционально прояснить личное отношение выступающего по теме;

- амоаионзлььохцхнита выхтуплетие.

2. Научить или прояснить, дать обратную связь, скорректировать понима-нийтчлсаникаи»[5, с. 126].

Слайдовая презентация становится не только языком обучения, но и язы-компроверки знанид. Мч хазвалучакнюпьезентациюконулектноН.Лндтосто-ит из последовательных слайдов, с помощью которых преподаватель может не

Реализованные нами цели и задачи исследования подтвердили эффективность применения перечисленных дидактических принципов, что подтвердилось более успешной сдачей зачетов курсантами по дисциплинам «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» увеличение итогового среднего балла на 14%.

Подводя итог, следует сделать вывод, что в приведенных примерах реализации некоторых дидактических принципов в процессе обучения курсантами военного вуза предусматривалось развитие устойчивого интереса к преподаваемой дисциплине, осмысление полученных знаний, а также активизация учебной деятельности не только обучаемых, но и преподавателей.

Вместе с тем данное исследование не исчерпывает реализацию всех аспектов совершенствования процесса обучения курсантов военного вуза. Дальнейшее исследование может быть проведено при применении способов реализации других дидактических принципов.

Библиографический список

1. ПодласыйИ.П. Педагогика:учебник.Москва:Высшееобразование,2006.

2. Подласый И. П. Педагогика: учебник для СПО. Москва: Издательство Юрайт, 2018.

3. Сущность и особенности реализации принципа доступности обучения школьников - современные проблемы науки и образования. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6014&.ru

4. Никитина О.Г Презентация на тему «Презентации и их виды». Available at: https:/ https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/18817.html?fl.xn--p1ai)

5. Лазарев Д.В. Презентация: Лучшеодинразувидеть.Москва:Альпина Паблишер,2011.

References

1. Podlasyj I.P. Pedagogika: uchebnik. Moskva: Vysshee obrazovanie, 2006.

2. Podlasyj I. P. Pedagogika: uchebnik dlya SPO. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2018.

3. Suschnost'i osobennostirealizaciiprincipa dostupnosti obucheniya Shkolnikov - sovremennye problemy naukii obrazovaniya. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=6014&.ru

4. Nikitina O.G. Prezentaciya na temu «Prezentacii i ih vidy». Available at: https:/ https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/18817.html?fl.xn--p1ai)

5. Lazarev D.V. Prezentaciya: Luchshe odin raz uvidet'. Moskva: Al'pina Pablisher, 2011

Статья поступила в редакцию 24.03.22

УДК 37.013.32

Huderiehaolu, postgraduate, Department of Fine Arts of the Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University, senior lecturer, Department of Fine Arts,

Inner Mongolia Honder College of Arts and Science (Novosibirsk, Russia), E-mail: 497373519@qq.com

THE METHODOLOGY OF WORK ON THE EXECUTION OF THE LANDSCAPE IN THE TECHNIQUE OF OIL PAINTING. The article reveals a problem of teaching a technique of oil painting by performing landscape sketches in open-air conditions and academic painting classes. The developed and substantiated methodological developments and recommendations are implemented in a specific educational process in special disciplines. The article discusses a problem of developing creative abilities in the process of learning the technique of oil painting. Landscape is a genre in the visual arts, a reflection of natural or transformed by man nature, the environment, the whole wealth of plant, celestial and aquatic expanses. Oil painting is very durable. The analysis of paintings by masters of the past centuries allows highlighting the characteristic techniques of oil work, ways of creating an expressive image (color saturation, depth of tone, contrast, and others). The techniques used in oil painting are very diverse and their use in modern painting allows to create original and high-quality works. Performing landscape sketches is an important stage of learning the technique of oil painting. A high level of mastering of this technique is possible with the development of students' skills of working on short-term and long-term landscape sketches, color vision, knowledge of the laws of linear and aerial perspective, color science. Only if students have basic knowledge and skills, it is possible to develop creative abilities, and as a result, access to an artistic image.

Key words: landscape painting, typical mistakes, teaching methods, decorative painting, composition.

Худэжичаолу, аспирант, Институт искусств, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, доц.,

Колледж искусств и наук Хондера во Внутренней Монголии, г. Новосибирск, E-mail: 497373519@qq.com

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

В статье раскрывается проблема обучения технике масляной живописи посредством выполнения этюдов пейзажа в условиях пленэра и занятий по академической живописи. Разработанные и обоснованные методические разработки и рекомендации реализованы в конкретном учебном процессе по специальным дисциплинам. Также в статье рассмотрена проблема развития творческих способностей в процессе обучения технике масляной живописи. Пейзаж - это жанр в изобразительном искусстве, отражение естественной или преображённой человеком природы, окружающей среды, всего богатства растительных, небесных и водных просторов. Масляная живопись весьма долговечна. Анализ живописных полотен мастеров прошлых столетий позволяет выделить характерные приемы работы маслом, способы создания выразительного образа (насыщенность цвета, глубина тона, контраст и другие). Приемы, применяемые в масляной живописи, весьма разнообразны и их использование в современной живописи позволяет создать оригинальные и качественные работы. Выполнение этюдов пейзажа является важным этапом обучения технике масляной живописи. Высокий уровень освоения данной техники возможен при развитии у студентов навыков работы над краткосрочными и длительными этюдами пейзажа, колористического видения, знаний законов линейной и воздушной перспективы, цветоведения. Только при наличии у обучающихся базовых знаний и навыков возможно развитие творческих способностей и, как следствие, выход на художественный образ.

Ключевые слова: пейзажная живопись, типичные ошибки, методика обучения, декоративная живопись, композиция.

Актуальность научной работы заключается в том, что в истории педагогики проблема развития творческих способностей студентов всегда была одной из актуальных. Творческие способности - это умение находить принципиально новые способы решения различных задач и проблем. Особое значение для развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности имеет постановка и реализация творческих задач. При выполнении творческих заданий по живописи возникает необходимость комбинировать свои впечатления, искать новые композиционные и колористические решения, основываясь также на прошлом опыте. На основе творчества можно строить занятия и развивать эмоциональную, коммуникативную, познавательную и другие сферы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: установлено, что процесс формирования профессиональных навыков и изобразительных способностей более эффективен в процессе рисования, которое по самой своей природе указывает на метод художественного восприятия действительности и построения системы личного опыта. Пленэр в этом смысле как живописная практика рисования природы с натуры (живописно-пространственное, световоздушное, колористическое богатство природы, изменение действительности с активной ролью света и воздуха в природных условиях) является наиболее эффективной формой развития художественных способностей.

Цель исследования: продемонстрировать уровень практических умений и теоретических знаний в области методической, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности.

Задачи обучения:

1. Составить методические рекомендации по развитию у студентов целостного восприятия и творческих способностей.

2. Разработать пути реализации творческого замысла, используя вариативность композиционных и художественно образных решений, выполнив серию набросков и этюдов.

3. Научить студентов самостоятельно выполнять творческую работу, соблюдая методическую последовательность написания.

4. Проанализировать типичные ошибки, допускаемые при работе над этюдами пейзажа в технике масляной живописи в условиях пленэра.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Пейзажная живопись имеет большую творческую свободу и выступает как способ изображения реальной действительности посредством колорита, пластических приемов (обобщение, стилизация, условность). Использование различных приемов масляной живописи напрямую влияет на визуальный эффект и стиль картины. В настоящее время пейзажной живописи уделяется все больше внимания, ее повышенная выразительность и эмоциональность образа находит широкий отклик от зрителя.

Теоретическими аспектами выполнения этюдов пейзажа в технике масляной живописи являются:

1. Выбор темы и формирование замысла

Как начать работать над пейзажем, когда вокруг так много красивых и интересных мест? Это одна из первых трудностей для начинающих пейзажистов. Прежде чем приступить к работе с пейзажем, необходимо определить формат, характер работы и ее тематику, найти подходящий сюжет для предстоящего этюда: морской, сельский или лесной пейзаж, анималистичный этюд и другие. Нельзя пренебрегать изучением малых форм, то есть нужно прописывать передний план и особое внимание уделять детализации, именно за счет нее пейзаж приобретает завершенный вид и фактуру [1].

Живописец должен всегда вести работу над поиском новых мотивов и средств выражения. Студент обязан стараться найти интересные объекты самостоятельно и отразить в работе собственное восприятие мира, впечатление от натуры, что является важнейшей учебной и творческой задачей. Это обоснованно тем, что каждый художник индивидуален и видит мир по-особенному. Как показывает практика, студенты часто за грамотностью теряют творческое начало, именно индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.