Научная статья на тему 'ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ - НАУКА К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ - НАУКА К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / SYSTEMATIC FORMATION OF THE DISCIPLINE AND LOGICAL SEQUENCE OF ITS PRESENTATION / PRACTICAL ORIENTATION OF THE LEARNING MATERIAL / DIDACTIC UNITS / ACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Светлана Брониславовна

Статья посвящена анализу возможности повышения уровня научности преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в военном вузе. Описываются принципы построения учебных программ, диалектика процесса познания психологических и педагогических явлений, требования к отбору дидактических единиц, раскрываются возможности применения активных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Светлана Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AS BASIS OF TRAINING IMPROVING METHODS OF TEACHING PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY IN MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article analyses the possibility to increase the scientific level of teaching psychological and pedagogical disciplines in military higher educational institutions, describes the principles of forming curricula, dialectics of the process of cognition of psychological and pedagogical phenomena, requirements to select didactic units, as well as the possibilities of using active teaching methods.

Текст научной работы на тему «ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ - НАУКА К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

СБ. КАЛИНИНА

S.B. KALI HIN А

ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ - НАУКА

SCIENCE AS BASIS OF TRAINING К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ IMPROVING METHODS OF TEACHING PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY IN MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Сведения об авторе. Калинина Светлана Брониславовна - доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических наук Московского высшего общевойскового командного училища, кандидат психологических наук (г. Москва).

Аннотация. Статья посвящена анализу возможности повышения уровня научности преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в военном вузе. Описываются принципы построения учебных программ, диалектика процесса познания психологических и педагогических явлений, требования к отбору дидактических единиц, раскрываются возможности применения активных методов обучения.

Ключевые слова: систематичность построения дисциплины и логическая последовательность изложения, практикоориентированность учебного материала, дидактические единицы, активные методы обучения,

informât i on about the author. Svetlana Kalinlna - Associate Professor of the Subdepartment of Humanitarian and Socio-Economic Sciences of the Moscow Combined-Arms Command School, Cand. Sc. (Psychol.).

Summary. The article analyses the possibility to Increase the scientific levelof teaching psychological and pedagogical disciplines in military higher educational institutions, describes the principles of forming curricula, dialectics of the process of cognition of psychological and pedagogical phenomena, requirements to select didactic units, as well as the possibilities of using active teaching methods.

Keywords: systematic formation of the discipline and logical sequence of its presentation, practical orientation of the learning material, didactic units, active teaching methods.

Наука сама по себе немыслима без определенной системы построения. Отражая объективную реальность в различных свойственных ей формах, она опирается на богатый фактический материал, получаемый в результате наблюдений и изучения практической деятельности людей. Hei основе анализа этого материала делаются научные выводы, открываются законы, создаются правила, строятся научные гипотезы и теории.

Поэтому наука не может быть введена в учебный процесс без строгого предварительного отбора и науч-

но-методической обработки накопленного материала. Отсюда следует один из важных методов обеспечения высокой научности преподавания дисциплины «Психология и педагогика. Психология управления» - разработка систематизированного, научно обоснованного теоретического курса, охватывавшего основное содержание и главнейшие проблемы современной психологии и педагогики. При выполнении этой работы преподаватель не должен допускать ни излишней сложности, ни упрощенчества, памятуя о том, что все, даже самые

сложные, проблемы психологии и педагогики можно изложить просто, если научный материал методически обработан грамотно и создана логически стройная система его изложения. Систематичность построения дисциплины и логическая последовательность изложения учебного материала оказывают решающее влияние на усвоение курсантами учебной программы по дисциплине, способствуют выработке у них научной системы знаний.

По своей специфике науки психолого-педагогического цикла представляют собой

SU

■2018 № S

обзор мнений многочисленных ученых о процессах и особенностях функционирования психики и методах воспитания, накопленных на протяжении всей истории науки вообще. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы правдиво передать, воспроизвести исторический опыт в психологических исследованиях, т.е. соблюсти принцип объективности.

С другой стороны известно, что в психологии, педагогике, психологии управления существуют различные точки зрения по одним и тем же вопросам. Возникают они нередко от разного методологического подхода к освещению таких важных проблем, как соотношение объективного и субъективного, исторического и логического, оценка психологического явления, его объяснения и т.п.

Важным требованием к обучению и воспитанию является их высокая практическая направленность. Основным методом их обеспечения - соблюдение принципа: учить курсантов тому, что необходимо им в их повседневной служебной деятельности. При этом следует исходить из того, что всего курсант знать не может. Преподнося курсанту широкие общенаучные знания, необходимо специализировать эти знания применительно к практической деятельности военнослужащих.

Поэтому преподаватель обязал в соответствии с учебной программой очертить определенный круг дидактических единиц, которые условно можно назвать минимумом современных научных знаний, отвечающих намеченному профилю специальности «Управление персоналом* и современному развитию науки. Однако этот минимум» должен служить лишь * теоретически м* ориентиром и не

должен связывать ни кафедру, ни курсантов в непрерывном расширении научной подготовки и в развитии научных исследований.

Конечная цель преподавания - познание истины. Сложный диалектический путь познания ее В.И. Ленин выразил следующими словами: «От нового созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.. >. Отсюда следует, что началом всякого познания является «живое созерцание*, т.е. ощущение и восприятие. Наряду с живым словом преподавателя важное место в процессе познания истины принадлежит средствам наглядности, которые позволяют сформировать у курсантов объективные и конкретные представления о войне и бое, раскрыть их закономерности, принципы действия оружия и военной техники, их боевые возможности, пути достижения высокой боевой готовности и победы в бою.

Применение средств наглядности активизирует познавательную деятельность курсантов, развивает у них способность связывать теорию с практикой, воспитывать внимательность, аккуратность и техническую культуру, повышает интерес к учебе, делает его более доступным и прочным. Среди средств изобразительной наглядности ведущее место занимают экранные средства - кино, диафильмы, диапозитивы, учебное телевидение, которые являются важным средством обеспечения высокой научности, идейности и практической направленности преподавания всех дисциплин, в том числе и дисциплины «Психология и педагогика. Психология управления

Одной из актуальных задач в методике преподавания психологии является переход на инновационный путь раз-

вития. Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие методами, средствами и формами управления инновационными процессами. Переход государства на инновационный путь развития нельзя осуществить без нововведений в области образования и воспитания.

Говоря об активных методах обучения, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д.

Управление обучением происходит посредством организации всей учебной ситуации, в которой находятся участники педагогического взаимодействия. В.Я. Ляу-дис выделяет четыре наиболее значимых фактора учебной ситуации:

1. Объективное содержание учебного предмета, структурированное и операционализиро-ванное в цепях его усвоения,

2. Система учебных взаимодействий обучаемых с преподавателем и взаимодействий между самими обучаемыми.

3. Процедуры, организующие процесс усвоения содержания учебных предметов, а также усвоение обобщенных способов учебной деятельности.

4. Динамика взаимосвязи указанных переменных на протяжении всего процесса усвоения.

Под учебно-воспитательной ситуацией следует понимать тот или иной тип взаимосвязи, соотнесения всех указанных выше переменных в динамике их развития в учебном процессе. Данная ситуация и

выступает единицей управляющих воздействий педагога, реализуемых с помощью того или иного метода обучения.

При разработке методов обучения следует учитывать тот факт, что курсант, который служит объектом воздействия преподавателя, является одновременно и субъектом, т.е. личностью, от интересов и воли которой зависит ее деятельность в соответствии с воздействием преподавателя. Если преподаватель не вызовет у обучающихся цели, адекватной собственной цели обучающегося, то акт обучения состояться не сможет, и метод воздействия не достигнет искомого результата. При этом цель обучающегося не должна совпадать с целью педагога, она должна только соответствовать ей.

Преподавание психологии и педагогики опирается, прежде всего, на известные в мировой педагогической практике методы обучения. Рассмотрим их более подробно.

Методы словесного обучения относятся к числу наиболее распространенных во всех системах обучения. Преподаватель не только передает знания, но и формирует интерес к предмету, обучает анализу и обобщению психологических

и педагогических данных, умению ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного обучения, применяемые в преподавании психологии: рассказ, беседа, объяснение.

Рассказ используется для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть, в свою очередь, проведено другими методами, а также для резюмирования по определенной теме. Ценность рассказа и его главные характеристики заключаются в том, что изложение ведется по четкому логическому плану, последовательно, с вычленением существенного, с применением иллюстраций, кратко, занимательно, эмоционально.

Беседа применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся у учащихся представлений и знаний. Предметом беседы являются как наблюдения за феноменами психологической и педагогической культуры, так и вопросы, требующие уточнения или подробного выяснения. В процессе беседы выявляется имеющийся у учащихся объем знаний, проверяются прочность и сознательность усвоения учебного материала,

развивается самостоятельность суждений.

Объяснение - важный метод сообщения новых знаний, суть которого состоит в словесном истолковании отдельных понятий и терминов. Объяснение основывается на формулировке темы, кратком раскрытии плана и цели ее изучения и используется прежде, чем учитель переходит к рассказу по новой теме или в процессе работы с новым учебным материалом.

Ценность применения проблемного метода обучения определяется тем, что здесь обучаемые вместе с педагогом ставят и решают учебную проблему. Основной путь постановки учебной проблемы - создание проблемной ситуации, признаком которой является переживание, а содержанием - противоречие. Благодаря проблемным и информационным вопросам, а также гибкому обсуждению удается раскрывать сложнейшие темы, такие, как «Образ «Я», «Установка«Творчество*.

Организацию проблемного обучения рекомендуется вести не столько путем ознакомления с историей возникновения научной проблемы, анализом и оценкой научных данных, сколько при помощи создания реальных проблемных ситуаций с решением конкретных проблемных задач. Основными приемами в данном случае являются проблемные вопросы и эвристическая беседа.

Применение метода семантического погружения при обучении психологии и педагогики связано с тем, что некоторые психологические и педагогические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически. Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми для ряда психолого-педагогических проблем. Это такие фундаментальные

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ [XV- начале КУН ВВ-).

1. Рост городов с концентрацией в них развития ремесел., искусства., медицины и др.

2. Развитие торговли н мореллаван-ил.

3. Зарождение вчуирн феодализма нового (буржуазного^ тип» общественных отоплений

4. СГНуЛЯрИЧДЦИЯ ■ ППСТП-ПГННП^ ОГП.П'ЫЭН^Г-МИР' п г-ги г-фгр ЖИ1НН яГыцггтпл ОТ ПЛИ ЯНН я ¡религии н церкви.

£. Возрастание интереса к естественнонаучному знанию.

1. Восстановление на нов-зч уровне интереса к античной культуре, в том, числе к идеям античной философии, прежде всего натуралистическим и матсриалистичссннм.

2. Выдвижение и центр философским размышлений проблем □■■тграполатииР онтологии и сациил ыно-пол ишческаЯ философии.

Критика средневековой теологии и схоластики.

Осноеные принципы

1. Антропоцентризм — особое внимание н. человеку, моторый стано-литсн центром мировоззренческого внимания н философским размышипений.

2. Гупиннш - г р илнание самОцеи ности человека НС только на к рода, на и кйк личности.. За Пвнтеиз*! - отождествление Бон. и мира (« Ве¥ - в Боге и Бог - во ве^м^.

да

■2018 № 5

многоуровневые понятия, как * мотивация*, «рефлексия» и др. Эти понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему не дается дефиниция.

Понятие, приобретая контекстное звучание, оказывается встроенным в определенную систему знаний. Потом, когда оно усвоено настолько, что при объяснении феномена обучающийся вынужден им пользоваться и у него уже появилась потребность его сформулировать, понятие можно раскрывать и определять.

Метод проектов заключается в том, что преподаватель выстраивает программу личностного развития учащегося совместно с ним и на основе выявления его личностно значимого интереса. Для его выявления рекомендуется следующий прием. На одном из первых занятий предлагается написать сочинение на тему «Обо мне*. После того как учащиеся сдадут сочинение преподавателю, вступить с ними в личный разговор, служащий как бы продолжением этого сочинения. Таким образом, в большинстве случаев обнаруживается личностно значимый интерес учащегося, актуальный для него на данный момент времени. Сферой исследования может быть любая психологическая или педагогическая проблема (запланированная или незапланированная), а также сфера исследовательских интересов преподавателя.

Метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и психологического исследования, дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации. Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний человека

и психологических свойств личности, развитием психики в онтогенезе - это источник спонтанного формирования психологической культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности психической жизни человека в естественных для него условиях.

Методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности,творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени развитию систематического научного мышления, как экспериментальный метод проверки и доказательства. При изучении психолого-педагогического цикла дисциплин все указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно применять методики по исследованию индивидуальных вариаций чувствительности, особенностей внимания учащихся, типов памяти, личностных качеств и др. Эти методики логично входят в содержание Программы учебного курса.

Методическое обеспечение современного учебного курса «Психологи я и педагогика. Психология управления» опирается на лучшие традиции преподавания психологии и педагогики, заложенные в работах русских психологов дореволюционного и советского периодов.

В итоге в практику преподавания психологии вводятся методы обучения, основанные на практико-ориентирован-ных технологиях личностного роста и работающие непосредственно на задачи развития личности. Некоторые из этой группы методов нами адаптированы к условиям обучения

меняются на практике, К ним относятся:

- активные груп повые методы социального тренинга: дискуссионные методы (обсуждение конфликтов в воинской среде, анализ ситуации морального выбора); дидактические игры (поведенческое научение, интонационно-речевой тренинг): творческие игры (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

- метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и другие виды творчества);

- методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).

При работе с каждым из предлагаемых методов важно понимание педагогом того, что через их совместную деятельность с обучающимися они приобретают и «присваивают» психологическое знание. Учащийся и педагог вместе «ищут» его, вместе участвуют в процессе. Понятно, что преподаватель в данном случае является проводником, ведущим, создает ситуацию, условия, дает символы, информацию. Но при этом и педагог, и обучаемый вместе приходят к какому-то новому пониманию феноменов окружающего мира, изменяют в своем мировоззрении картину мира и, следовательно, изменяют отношение к ней.

Еще одним методом инновационных технологий является мультимедиа. Дословный перевод слова multi media не слишком благозвучен - мно-госредность или множество сред. Под средой здесь понимаются звук, видео, текст и любые другие данные. Таким образом, мультимедиа - комплекс программных средств, позволяющих применять пер-

сональный компьютер для работы не только с текстом, но и со звуком, графиком, анимацией, а так же видео. Использование мультимедиа в процессе преподавания психологии и педагогики дает возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на обучающегося, а, значит, резко повысить возможности восприятия им учебного материала. Современный мультимедийный комплекс сродни мощному оружию: использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить* каждого обучающегося, насытить лекцию разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. Особая роль тут принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам и т.п..

Нам кажется, что необходимо достаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально использовать именно их. Главное преимущество - возможность создавать яркие запоминающиеся образы, а также возможность сравнивать и сопоставлять их.

В настоящее время преобладают три основных способа использования мультимедиа:

1. Иллюстративный (традиционный). Более или менее удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ преподавателя.

2. Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем.

3. Интерактивный. Наиболее сложный метод, сочетающий в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации преподавателя. И документы, и « карт инк и» должны быть яркими, создавать определенный образ, должны отличаться определенной ¿символичностью». Но самое главное в таком подходе -высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в

таком сочетании, чтобы вызвать активность обучаемых, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

Обновление содержания образования, выработка новых технологий обучения позволяют решать такие важнейшие задачи профессионального обучения курсантов военного вуза, как: приобретение глубоких и разносторонних психологических и педагогических знаний; развитие аналитических способностей и критического мышления будущих военных специалистов; формирование способности оперативно и эффективно решать возникающие профессиональные проблемы; развитие чувства ответственности за свои действия; развитие самоанализа и осознание собственных возможностей; пробуждение творческих способностей, инициативы, воображения; развитие коммуникабельности; формирование глобального видения мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 2007.

2. Герасимова В.С. Методика вреподававия психологии: курс лекций / B.C. Герасимова. - М,: Ось-89, 2004.

3. Калинина С.Б. Использование структурно-логических схем в системе межпредметных связей для активизации познавательной деятельности курсантов военного вуза / Вестник военного образования, 2017, 8.

4. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. - СПб.: Питер Пресс, 2008.

5. Комаров Ю.С. Мультимедийный урок. Проблема эффективности// Инвовациовные образовательные технологии, -Мн.: МИУ, 2007, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.