МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
*
4. Введение в системный анализ / А. М. Новиков [и др.]. — М. : Высшая школа, 1989. — 367 с.
5. Бурков, В. Н. Как управлять организациями / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. — М. : Синтег, 2004. — 400 с.
6. Большой энциклопедический словарь / Энциклопедии и словари [Электронный ресурс]. — Режим доступа: М1р://епс-dic.com/enc_big/Cel-66436.html (дата обращения: 29.08.2013).
7. Аристов, С. А. О комплексе мер по совершенствованию подготовки специалистов для транспортного комплекса в условиях реформирования экономики Российской Федерации / С. А. Аристов / Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. mmtrans.ru/documents/mdex.php?FOLDER_ГО=153 (дата обращения: 06.11.2013).
8. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе : метод. пособие / М. М. Поташник. — М. : Центр пед. образования, 2009. — 448 с.
9. Мирошник, С. В. Теория правового стимулирования : дис. ... д-ра юрид. наук / С. В. Мирошник. — Ростов-н/Д., 2003. - 380 с.
10. Смирнов, И. П. Теория профессионального образования / И. П. Смирнов. - М. : НИИПРО, 2006. - 319 с.
11. Третьяков, П. И. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков, Е. Г. Мартынов ; под ред. П. И. Третьякова. — М. : Новая школа, 2001. - 368 с.
12. Ходаб, Е. Г. Методическая служба как субъект управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук / Е. Г. Ходаб. - СПб., 2008. - 197 с.
13. Пищулин, Н. П. Образование и управление / Н. П. Пи-щулин, В. М. Ананишнев. - М. : Жизнь и мысль, 1999. - 296 с.
ЗАСЛАВСКАЯ Елена Алексеевна, начальник УМО, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.02.2013 г.
© Е. А. Заславская
УДК 378.б35.5 А. В. СУШКО
И. Б. НАГАЕВ Н. В. ЛИДЕР А. Ф. ИОАНИДИ
Омский государственный технический университет
Омский филиал Военной академии тыла и транспорта
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ
ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ РОССИИ»_________________________
Статья посвящена актуальной для современного образования проблеме повышения качества преподавания гуманитарных дисциплин для граждан иностранных государств, обучающихся в военно-учебных заведениях Российской Федерации. Авторами обоснованы особенности реализации дидактических принципов при обучении иностранных военных специалистов учебной дисциплине «История России». Эти особенности применимы не только в военном, но и в гражданском образовании. Ключевые слова: восприятие учебного материала, дисциплина «История России», обучение иностранных граждан, дидактические принципы.
Интересы России в области обеспечения нацио- бежья. В Омском филиале Военной академии тыла нальной безопасности требуют интенсивных внеш- и транспорта обучаются военнослужащие из Ар-неполитических отношений государства. Россий- мении, Анголы, Казахстана, с Кубы, из Никарагуа, ская Федерация сотрудничает в военной области с Алжира, Йемена, Монголии и других государств. десятками стран, в российских военных вузах про- В соответствии с Государственными образователь-ходят подготовку иностранные военные специали- ными стандартами они получают высшее професси-сты из многих государств ближнего и дальнего зару- ональное образование. В программу их обучения в
качестве обязательной входит учебная дисциплина «История России».
Практика преподавания «Истории России» иностранным гражданам показывает, что у них возникают проблемы в восприятии учебного материала, связанные в первую очередь с языковым и культурным барьерами, успешностью процесса социально-психологической адаптации к новым условиям проживания и обучения. Причем данные проблемы могут быть обострены либо их негативное влияние на учебный процесс может быть снижено за счет использования соответствующей методики обучения по конкретной учебной дисциплине и наличия адаптированного для иностранцев учебника, использование которого должно быть предусмотрено такой методикой [1, с. 142-143].
В связи с этим становится актуален научный поиск путей повышения качества преподавания учебной дисциплины история России иностранным военным специалистам. Частью этой проблемы является определение особенностей реализации дидактических принципов при обучении иностранных военных специалистов учебной дисциплине «История России». В научной литературе отсутствуют рекомендации по данному вопросу, нет опубликованных, разработанных и апробированных методик преподавания истории России не только для иностранных военных специалистов, но и для иностранных студентов в целом. Отчасти практикующему преподавателю могут помочь публикации по обучению иностранных студентов русскому языку [2]. Также могут быть полезны работы, посвященные общим вопросам методики преподавания истории [3, 4], и учебные пособия по истории, подготовленные специально для иностранных студентов [5]. Вместе с тем вопрос методики преподавания дисциплины «История России» для иностранных граждан требует самостоятельной разработки как в научнотеоретическом, так и в практическом (методическом) аспектах. В этой связи цель данной работы -обосновать особенности реализации дидактических принципов при обучении иностранных военных специалистов учебной дисциплине «История России».
Дидактические принципы — основополагающие требования к практической организации учебного процесса [6, с. 137]. Они универсальны для всех категорий обучаемых. Однако их значимость и особенности применения могут варьироваться в зависимости от особенностей контингента учащихся. Без сомнения, обучение иностранных студентов и курсантов налагает свои особенности в реализации дидактических принципов.
В дидактике выделяется достаточно обширный ряд принципов, основными из которых признаются принципы научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности. Рассмотрим особенности их реализации при обучении иностранных военных специалистов.
Следование принципу научности требует давать обучаемым подлинные, прочно установленные наукой знания. В этой связи специалисты рекомендуют «в программы отбирать лишь основы данной науки, избегать включения спорных и не устоявшихся еще вопросов» [6, с. 137]. При преподавании истории России следовать этому принципу достаточно трудно. Во-первых, специфика исторического знания такова, что проблематично определить «подлинные, прочно установленные наукой знания». Большин-
ство современных историков сходится во мнении, что «истории, вещающей «объективную истину», способной одновременно избегать общественных предрассудков и научать общество, в природе не существует» [7, с. 26]. Во-вторых, существуют сюжеты, на которые не стоит делать упор при преподавании истории России для иностранных студентов. Например, это репрессии 20-30-х гг. ХХ века. Преподаватель при работе с иностранцами должен представлять российскую историю так, чтобы вызвать у обучаемых уважение к нашей истории и культуре, а через это формировать позитивное отношение к России у будущих представителей военных элит иностранных государств. Несмотря на объективные сложности, принцип научности реализуется путем отбора преподавателем установившихся в исторической науке фактов, интерпретацией исторических событий с точки зрения наиболее признанных в настоящее время теорий.
Важным принципом преподавания дисциплины «История России» считается принцип наглядности. Для иностранных военных специалистов значение данного принципа многократно возрастает по сравнению с преподаванием дисциплины российским курсантам. Поскольку русский язык для них не родной, для прочного усвоения учебного материала у иностранных студентов возрастает роль органов чувств. Особенно важным является зрительное восприятие.
Применительно к истории средства наглядности можно подразделить на изобразительные (картины, портреты (их репродукции), фотографии исторических событий, мест); графические (схемы, таблицы, графики, карты и т.п.); предметные (реконструированные предметы культуры, быта, производства); подлинные предметы материальной культуры (орудия труда, оружие, кости, украшения и т.д.); естественные монументальные (храмы, сооружения и т.п.); аудиовизуальные (диапозитивы (слайды), пленочные транспаранты, телефильмы, кинофильмы, радио, звукозаписи, компьютерные версии и т.д.).
При реализации принципа наглядности на занятиях по истории России с иностранными военными специалистами полезен методический опыт, наработанный педагогами в школах [3, с. 256-268]. На занятиях с иностранцами наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности: портреты, картины, схемы, карты и т.д. Особенно значимо использование наглядности, когда курсантам предлагаются картины, содержание которых носило для России судьбоносный характер («Княжеский съезд» А. Д. Кившенко; «Петр I» В. А. Серова; «Военный совет в Филях в 1812 г.» А. Д. Кившенко; «Победа» П. Кривоногова и др.) На них изображены события, сыгравшие огромную роль в истории России.
Реализация принципа наглядности требует соблюдения ряда правил. Демонстрируемые на занятии картины должны быть больших размеров и с четкими изображениями. Современные мультимедийные средства позволяют демонстрировать картины (репродукции) на экране. Учитывая проблемы восприятия учебного материала курсантами-ино-странцами, картины (репродукции) целесообразно использовать на всех видах занятий. Выбор определяется тем, насколько широк и глубок охват изображенных на ней исторических событий, насколько изображение соответствует теме и будет способствовать ее раскрытию.
При проведении лекционных и семинарских занятий с иностранными военнослужащими реко-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
*
мендуется использовать средства наглядности в следующих количествах: слайды презентаций — до 10; видеофрагменты учебных фильмов — суммарное время демонстрации — 10—15 мин; рисунки, схемы и графики, изображаемые на доске — 1—5. Основное требование к содержанию средств наглядности для иностранных обучаемых — оно должно быть предельно кратким, выразительным, лаконичным, не перегруженным лишней информацией.
Особенные сложности в процессе преподавания иностранцам дисциплины «История России» возникают при реализации дидактического принципа доступности. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предполагаемый материал [8, с. 253]. Следование дидактическому принципу доступности определяет уровень сложности учебного материала, который преподаватель дает иностранцам.
Для иностранных военных специалистов уровень трудности изучения российской истории может задаваться от невысокого, относительно российских курсантов, до высокого. Это объясняется, в первую очередь, уровнем языковой подготовки иностранных курсантов. Если формально исходить из требований руководящих документов, то уровень преподавания дисциплины «История России» иностранным военным специалистам должен быть невысоким, поскольку курсанты к этому времени (1-й семестр обучения) освоили только базовый уровень русского языка. Это уровень минимальной коммуникативной достаточности. Он предполагает пользование русским языком как средством коммуникации на минимально допустимом коммуникативном уровне в сфере повседневного общения в пределах определенного программой обучения круга ситуаций. Однако практика показывает, что уровень преподавания иностранным военным специалистам зависит и от их национальногосударственной принадлежности и языковой группы. Так, например, курсанты с Кубы, из Монголии, Алжира, Иордании, стран ближнего зарубежья как правило быстро осваивают русский язык и готовы к тому, чтобы изучать историю практически на таком же уровне трудности, как и российские курсанты, в то время как курсанты из Лаоса, Мьянмы и ряда других государств Юго-Восточной Азии и Африки не могут к первому курсу освоить язык на базовом уровне и преподавание им истории, по объективным основаниям, может осуществляться на невысоком уровне трудности. Эти особенности объясняются языковой семьей, плохо совместимой с европейскими языками.
Поэтому для того, чтобы выполнить требования принципа доступности при обучении иностранных курсантов (слушателей), преподаватель должен по возможности стремиться к тому, чтобы:
— знать особенности восприятия учебного материала различных государств (языковых групп), для чего своевременно получать необходимую информацию от преподавателей кафедры русского языка;
— активно участвовать в формировании лексического минимума по своей дисциплине для обучения курсантов в период их подготовки к обучению по программам вуза (на так называемом «нулевом курсе»);
— активно разрабатывать и применять на занятиях с курсантами иностранных государств адаптированные дидактические материалы;
— изучать историю государств, представители которых проходят обучение в вузе, находить и использовать при изучении истории России сходные примеры, параллели и т.д.;
— рассматривать любой вопрос, соблюдая основное правило: от известного к неизвестному, от простого к сложному, от частного к общему;
— четко соотносить меру трудностей обучения с возможностями курсантов;
— оптимально распределять время курсантов на самоподготовке, для чего конкретизировать задание на самоподготовку с учетом отведенного времени и сложности изучаемого вопроса.
Без применения принципа сознательности и активности обучаемых, преподаватель не может надеяться на успешное овладение ими учебным материалом. Сознательность в обучении — это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний [8, с. 254]. Этого достаточно сложно добиться от иностранцев, которые, как правило, первым делом задают преподавателю вопрос: «А зачем нам нужна история России?». Без сознательности невозможно добиться от курсантов активности, которая понимается как интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения [8, с. 254].
При обучении иностранных военных специалистов возникают трудности при реализации данного принципа. История России не является для обучаемых отечественной, отсюда встает проблема мотивирования ее изучения гражданами иностранных государств. Реализация принципа сознательности и активности при обучении иностранных военных специалистов возможна только при условии профессиональной направленности учебной дисциплины, которая позволяет вызвать интерес обучаемых к данной дисциплине. Учебная программа по дисциплине «История России» в военном вузе должна включать значительную военную составляющую и быть тесно увязана с учебной дисциплиной «Военная история», также в обязательном порядке преподаваемой в высших военных учебных заведениях.
Учитывая многосторонние требования к офицеру, как к боевому руководителю, учителю и воспитателю воинов, содержание воспитания в процессе преподавания дисциплины «История России» иностранным военным специалистам должно включать в себя воинское (профессиональное) воспитание. На всем протяжении своего исторического развития Россия постоянно вела войны. Изучая их, иностранные военные специалисты узнают для себя исторические примеры индивидуального и массового героизма. Через изучение российской истории иностранцы соприкасаются с ее военной культурой и получают возможность заимствовать богатый исторический опыт России в военной области. Иностранцам нужно приводить героические примеры истории России разных периодов: оборона Козельска от войск Батыя, защита Брестской крепости, подвиг Евгения Родионова (наиболее поражает иностранных военных специалистов) и др. Хорошо рекомендовать им для просмотра соответствующие художественные и документальные фильмы. Этими примерами из истории преподаватель показывает значимость дисциплины «История России» для иностранных военных специалистов, добиваясь от них сознательности и активности в процессе обучения.
Реализация принципа систематичности и последовательности в современных условиях тре-
бует, чтобы через получение знаний, умений и навыков у обучаемых в определенном порядке формировались заданные стандартом компетенции. Каждый элемент логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению нового. Следует отметить, что реализация данного принципа затруднена отсутствием у обучаемых базовой (школьной) подготовки по дисциплине. История России не является для иностранцев отечественной, они не изучали ее в школе и преподаватели вынуждены начинать работу с чистого листа.
Руководствуясь принципом связи теории с практикой, преподаватель делает акцент на элементе профессиональной направленности, заложенном в учебной программе. Это позволяет вызвать интерес к дисциплине «История России» у обучаемых.
В лингвистике существует методика «национально-языковой ориентации преподавания целевого языка». Ее сущность сводится к следующему: учитывается существование в мозгу человека внутренней языковой системы и сознания исходного языка, оказывающих влияние на восприятие и усвоение целевого (русского) языка. С учетом национально-языковой специфики восприятия и усвоения русского языка учащимися отбирается, организуется, излагается и закрепляется языковой учебный материал и строится весь учебный процесс оптимальным образом для данного языкового контингента учащихся [9, с. 12]. На наш взгляд, элементы данного подхода вполне успешно можно применять при преподавании дисциплины «История России» иностранцам, подготовив для них соответствующий учебник с адаптированным для обучаемых текстом, тщательно проработанным понятийным аппаратом и методические материалы со специально подобранными примерами, используя на занятии которые, преподаватель, с активным участием обучаемых, мог бы связывать события и факты российской истории с историей зарубежных стран, устанавливая соответствующие исторические параллели.
Руководствуясь принципом связи теории с практикой, на занятиях приводятся примеры из военной сферы российской истории, преподаватель предлагает обучаемым привести аналогичные примеры из собственной национальной истории. В других случаях преподаватель предлагает курсантам в каких-то ситуациях поставить себя на место военных деятелей с тем, чтобы лучше понять мотивы их решений. Это вызывает интерес к дисциплине в целом, повышает уровень усвоения учебного материала курсантами, и позволяет дать курсантам необходимые исторические знания о военной сфере жизни общества, обеспечив, таким образом, связь теории с практикой.
Принцип прочности, в условиях действующих стандартов задающих компетентностный подход, в результате изучения дисциплины «История России» в идеале требует формирования у обучаемых заданных программой общекультурных компетенций.
Следует отметить, что полноценная проверка сформированности компетенции в условиях образовательного процесса на наш взгляд в полной мере невозможна, поскольку ее проверка осуществляется в ходе деятельности. Специалисты в области ком-петентностного подхода указывают, что «компетенция неотделима от действия, поэтому ее осознание может происходить только в процессе деятельности, т.е. оцениваются ее проявления и те формы, которые она принимает. Проявление, или выражение, компетенции будет зависеть от условий, в кото-
рых она реализуется, и целенаправленности самой деятельности» [10, с. 182]. Поэтому только в сфере профессиональной деятельности можно судить о сформированности у специалиста общекультурных и профессиональных компетенций. В случае с иностранными специалистами отследить сформиро-ванность компетенций в их последующей трудовой деятельности для военно-образовательного учреждения не представляется возможным.
Вместе с тем преподаватели дисциплины «История России» в состоянии проверить прочность получаемых курсантами знаний. Как правило, это делается в двух основных формах. Во-первых, с иностранцами целесообразно на семинарские занятия выносить вопросы изложенные на лекции, с тем чтобы добиться уяснения обучаемыми учебного материала в ходе обсуждения. В этом существенное отличие семинара с иностранцами от семинара с российскими обучаемыми, для которых нужно давать более сложный, не вычитанный на лекции материал для самостоятельной работы. Во-вторых, после завершения темы, необходимо разработать специальные тестовые задания, решив которые иностранные военные специалисты покажут степень прочности полученных ими знаний.
Таким образом, обоснованные в статье особенности реализации дидактических принципов при обучении иностранных военных специалистов, обусловливают необходимость корректировки методики преподавания учебной дисциплины «История России». Опора на дидактические принципы с учетом выявленных особенностей позволяет преподавателям успешно преодолеть национально-языковой барьер, препятствующий успешному освоению истории иностранцами. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что описанные рекомендации реализации дидактических принципов при обучении иностранных военных специалистов дисциплине «История России» с учетом особенностей восприятия ими учебного материала, применимы не только в военном, но и в гражданском образовании.
Библиографический список
1. Восприятие учебного материала дисциплины «История России» гражданами иностранных государств, обучающимися в военно-учебных заведениях Российской Федерации: проблема и пути ее решения / А. В. Сушко [и др.] // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2012. — № 3 (109). - С. 140-143.
2. Капитонова, Т. И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т. И. Капитонова, Л. В. Московкин. — СПб. : Златоуст, 2006. — 272 с.
3. Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1 / А. Т. Степанищев. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 304 с.
4. Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2 / А. Т. Степанищев. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 208 с.
5. Кудинова, Н. Т. История России 1Х — ХХ веков : учеб. пособие для студентов — иностранцев техн. вузов / Н.Т. Кудинова — Хабаровск : Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2003. — 104 с.
6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Ракацевич. — Мн. : Современное слово, 2005. — 720 с.
7. Научное сообщество историков России: 20 лет перемен // Российская история. — 2013. — № 1. — С. 3 — 32.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
8. Педагогика : учеб / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 432 с.
9. Вагнер, В. Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа: Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок слов. Части речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. Филология / В. Н. Вагнер — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.
10. Абакумова, Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова. — Томск : Томский государственный университет, 2007. — 368 с.
СУШКО Алексей Владимирович, доктор исторических наук, доцент (Россия), профессор кафедры отечественной истории Омского государственного технического университета.
НАГАЕВ Игорь Борисович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского филиала Военной академии тыла и транспорта.
ЛИДЕР Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского филиала Военной академии тыла и транспорта.
ИОАНИДИ Анатолий Федорович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского филиала Военной академии тыла и транспорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2013 г.
© А. В. Сушко, И. Б. Нагаев, Н. В. Лидер, А. Ф. Иоаниди
Книжная полка
Матвеева, Н. А. Методика преподавания физики. 7-й класс : пособие для учителя / Н. А. Матвеева. - М. : Мнемозина, 2010. - 111 с. - ISBN 978-5-346-01408-9.
Пособие предназначено для учителей, работающих по учебнику «Физика. 7-й класс». Оно содержит подробные разработки уроков, направленные на формирование у учащихся интереса к физике. Большое внимание уделено подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Скакун, В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) : учеб. пособие для СПО / В. А. Скакун. - 5-е изд., стер. - М. : Academia, 2011. - 128 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-7695-7774-1.
В пособии в табличной и схематизированной форме раскрыты основные структурные составляющие функций, логики и содержания процесса преподавания специальных и общетехнических предметов. Подробно рассмотрены организационные формы, методы и средства обучения, вопросы контроля и оценки учебной деятельности учащихся, а также вопросы становления и развития педагогического мастерства преподавателей, участия их в методической работе учебных заведений. Для преподавателей специальных и общетехнических предметов, руководителей и методистов учебных заведений начального, среднего профессионального образования, а также для работников других образовательных учреждений, профессиональная деятельность которых связана с подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов.
Баршай, В. М. Гимнастика : учеб. для вузов / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Феникс, 2011. - 330 с. - Гриф УМО вузов России. - ISBN 978-5-222-17668-9.
В учебнике рассматриваются основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины предметной подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) «Физическая культура», освещены вопросы организации и проведения обучения гимнастическим упражнениям и предупреждения травматизма на уроках физической культуры в школе, раскрыты основные средства гимнастики, внеклассные формы проведения занятий и др. Специальные главы посвящены краткой истории развития гимнастики, организации, содержанию и проведению занятий и соревнований по спортивной гимнастике, биомеханике гимнастических упражнений, и профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры. Учебник может быть полезен студентам средних специальных учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов и учителям физической культуры.