Научная статья на тему 'Восприятие учебного материала дисциплины «История России» гражданами иностранных государств, обучающимися в военно-учебных заведениях российской Федерации: проблема и пути ее решения'

Восприятие учебного материала дисциплины «История России» гражданами иностранных государств, обучающимися в военно-учебных заведениях российской Федерации: проблема и пути ее решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / УЧЕБНИК / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / STUDY MATERIAL PERCEPTION / TEXTBOOK / FOREIGN CITIZENS TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сушко Алексей Владимирович, Нагаев Игорь Борисович, Иоаниди Анатолий Фёдорович, Лидер Н. В.

Статья посвящена актуальной для современного военного образования проблеме повышения качества преподавания гуманитарных дисциплин для граждан иностранных государств, обучающихся в военно-учебных заведениях Российской Федерации. Авторами осуществлено исследование проблемы восприятия учебного материала иностранными слушателями на примере дисциплины «История России», обоснована необходимость разработки и внедрения в учебный процесс нового учебника по дисциплине «История России» для иностранных военнослужащих — курсантов военных вузов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сушко Алексей Владимирович, Нагаев Игорь Борисович, Иоаниди Анатолий Фёдорович, Лидер Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the discipline "History of Russia” by the citizens of foreign countries, students of military educational institutions of the Russian Federation: the problem and ways of its solving

The article under discussion is devoted to the problem which is of present interest for modern military education and deals with increasing the quality of teaching humanitarian disciplines for the citizens of foreign countries who study at the military educational institutions of the Russian Federation. The authors of the article have carried out the investigation of the problem of perception of study material by foreign cadets studying the discipline "History of Russia". The necessity of development and using a new textbook on the discipline "History of Russia" course for foreign military students of Russian military academies is proved.

Текст научной работы на тему «Восприятие учебного материала дисциплины «История России» гражданами иностранных государств, обучающимися в военно-учебных заведениях российской Федерации: проблема и пути ее решения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

УДК 378.б35.5 А. В. СУШКО

И. Б. НАГАЕВ А. Ф. ИОАНИДИ Н. В. ЛИДЕР

Омский государственный технический университет

Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал, г. Омск)

ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ» ГРАЖДАНАМИ

ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена актуальной для современного военного образования проблеме повышения качества преподавания гуманитарных дисциплин для граждан иностранных государств, обучающихся в военно-учебных заведениях Российской Федерации. Авторами осуществлено исследование проблемы восприятия учебного материала иностранными слушателями на примере дисциплины «История России», обоснована необходимость разработки и внедрения в учебный процесс нового учебника по дисциплине «История России» для иностранных военнослужащих — курсантов военных вузов России.

Ключевые слова: восприятие учебного материала, учебник, обучение иностранных граждан.

Состояние национальной безопасности и экономики России, ее интересы в этих областях требуют интенсивных внешнеполитических отношений государства. Российская Федерация сотрудничает в военной области с десятками стран, в том числе в области подготовки военных специалистов. Так, в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» (филиал, г. Омск) обучаются военнослужащие из Алжира, Анголы, Йемена, с Кубы, из Лаоса, Монголии, Никарагуа и других стран. В основную образовательную программу их подготовки в качестве обязательных входят гуманитарные и социально-экономические дисциплины, в том числе история России.

Несмотря на иностранное гражданство обучающихся, преподавание истории России играет важную роль в их подготовке как специалистов. Изучение истории способствует усилению языковой подготовки иностранных курсантов, их успешной инкультурации и социализации. Для обучающихся это важно потому, что они живут на территории Российской Федерации в течение шести лет и от этого зависит качество их жизни, делового общения. Без высокого уровня знания русского языка и понимания особенностей истории и культуры России качественное освоение специальных военных дисциплин практически невозможно. Следует также подчеркнуть, что преподавание истории России

иностранным курсантам соответствует интересам нашего государства. Оно заинтересовано подготовить для вооруженных сил иностранных государств людей, позитивно настроенных по отношению к Российской Федерации, которые будут гордиться своим российским образованием. Этого сложно добиться без их соответствующей гуманитарной подготовки, важным элементом которой является преподавание истории России.

Таким образом, на современном этапе образовательной деятельности военного вуза актуален научный поиск путей повышения качества преподавания дисциплин гуманитарного цикла иностранным военным специалистам, преодоления затруднений, связанных с проблемой восприятия ими учебного материала.

Практическая значимость проблемы определила задачи научно-исследовательской работы, которые необходимо решить в рамках образовательного процесса военного вуза:

1. Проведение теоретического анализа исследуемой проблемы.

2. Выявление особенностей восприятия иностранными слушателями дисциплины «История России», влияющих на качество усвоения учебного материала.

3. Обоснование необходимости разработки и использования в учебном процессе нового учебника по дисциплине «История России», адаптированного

для иностранных военнослужащих, обучающихся в учебном заведении ВС РФ.

4. Выработка рекомендации по разработке учебника по дисциплине «История России» для иностранных курсантов.

Проблема восприятия обучающимися учебного материала не является абсолютно новой; она тесно взаимосвязана с проблемой развития познавательного интереса у обучающихся. Такие известные педагоги, как И. Ф. Гербарт, Ф. А. Дистервег, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др., в своих работах затрагивали проблемы восприятия учебного материала, познавательной деятельности, познавательной активности, познавательного интереса в обучении.

Соответствующими контексту нашего исследования мы считаем научные положения Р. С. Немова, в которых заключается идея о том, что восприятие является процессом приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Процесс восприятия завершается формированием образа [1]. В обобщенном смысле восприятие — это психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении предметов в сознании человека при непосредственно воздействующих на его органы чувств физических раздражителей, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении.

На восприятие оказывают влияние отношение человека к воспринимаемому, его стремления, желания, чувства, потребности и интересы, содержание и глубина его знаний. Оно играет большую роль в процессе познания окружающего мира. Являясь всегда осмысленным, восприятие, в свою очередь, служит чувственной опорой для абстрактно-логического мышления, для формирования понятий.

Многие зарубежные ученые исходят из того, что восприятие — активный процесс извлечения информации об окружающем мире, в котором принимают участие все части тела субъекта, по определенному плану, заданному врожденными и приобретенными в опыте схемами (когнитивными картами) (Дж. Гибсон, У. Найссер и др.).

Отличительная особенность исследований отечественных психологов — выявление связи восприятия с деятельностью и действиями субъекта (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко и др.) [2].

Практика преподавания предметов гуманитарного и социально-экономического цикла в вузе для иностранных граждан показывает, что у них возникают определенные проблемы в восприятии учебного материала, связанные в первую очередь с языковым и культурным барьерами, трудностями социальнопсихологической адаптации иностранцев к новым условиям проживания и обучения, недостаточной школьной подготовкой, проблемами организации образовательного процесса, методикой обучения и др. [3]. Успешность обучения иностранных граждан в военных вузах зависит от многих факторов, среди которых важное место занимает мотивация обучения, подкрепляемая его результатами. Другими не менее значимыми факторами выступают методики преподавания и вузовский учебник, две актуальные проблемы обучения в высшей школе.

Процесс усвоения материала во многом зависит от того, как излагается материал учебной дисциплины. Сама логика изложения отражает и включает в себя интеллектуальное регулятивное движение преподавателя в раскрытии содержания изучаемого материала. Текст часто не воспринимается и не по-

нимается просто потому, что его компоненты выступают для иностранных обучающихся в свойствах, не адекватных связям, в которые их включает контекст [4].

Для решения задач обучения по новым образовательным стандартам преподаватели должны быть обеспечены соответствующими учебными материалами, содержание которых позволяло бы целенаправленно планировать определенные учебные действия с учетом особенностей контингента обучающихся и выделенного количества учебных часов. В действительности складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, унифицированы и подкреплены статусом закона цели и задачи образования, а с другой стороны, их достижение затруднено из-за отсутствия необходимых средств обучения, среди которых важное место отведено учебникам и учебным пособиям.

Глобальная цель обучения состоит в обеспечении усвоения социального опыта. Учебник, представляя собой фиксированный объем определенного социального опыта, является одним из основных, определяющих средств обучения, задающих ту или иную технологию всего учебного процесса [5]. Вместе с новым типом обучения появляется и новый тип учебника. Существует ряд требований к содержанию учебного материала в учебном пособии. Многие ученые считают, что оно должно содержать интересную и полезную для иностранных слушателей информацию, соответствовать их жизненному и языковому опыту, быть просто и логично построенным, располагать достаточными элементами информации, состоять в основном из простых предложений и т.д. [6].

Учебник, как средство обучения, будет эффективен в том случае, если его категориально-понятийный аппарат будет доступен пониманию обучающегося. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда рекомендуемый к использованию учебник перегружен специфическими терминами, что только затрудняет восприятие учебного материала обучающимися, особенно иностранными курсантами и слушателями. Понимание обучающимися учебного материала реализуется главным образом через язык, речь. И если он перегружен понятиями, которые не позволяют обучающемуся выделить в предмете его свойство, признак, функцию и т.д., то не будет и понимания изучаемого предмета.

На основании вышеизложенного мы можем выделить среди ряда условий, необходимых для успешного освоения учебной дисциплины иностранными курсантами и слушателями (успешность процесса социально-психологической адаптации иностранных обучающихся к новым условиям проживания и обучения, базовая школьная подготовка по предмету, уровень педагогического мастерства преподавателя, категориально-понятийный аппарат учебной дисциплины и др., состояние учебно-материальной базы), одно из основных — наличие учебника, отвечающего необходимым требованиям, в том числе особенностям восприятия обучающихся.

Курсанты — граждане иностранных государств, обучающиеся в ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», согласно учебному плану, изучают дисциплину «История России» на первом курсе обучения в течение I и II семестров. Для выявления проблем восприятия учебного материала обучающимися был применен метод экспертной оценки, которой был подвергнут учебник А. Ю. Дворниченко «Русская история с древнейших времен до наших дней», используемый в качестве

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

основного при обучении иностранных курсантов по учебной дисциплине «История России», а также методы экспертного опроса преподавателей и анкетирования обучаемых.

Отбор экспертов был обоснован рядом критериев: педагогический стаж, опыт работы с представителями различных лексических групп и др. Для проведения экспертизы привлекались преподаватели кафедры русского языка, имеющие стаж педагогической работы от 7 до 20 лет, ученые степени и звания, опыт работы с носителями различных языков стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

При проведении экспертного опроса нами оценивалась возможность понимания учебного материала дисциплины «История России» иностранными курсантами с помощью использовавшегося в учебном процессе учебника. Опросный лист включал четыре открытых вопроса. Экспертами оценивалась возможность понимания учебного материала учебной дисциплины двумя группами курсантов, говорящих на арабском и испанском языках. Количество курсантов в группах было примерно равным, все курсанты прошли одинаковую языковую подготовку и в течение 9 месяцев обучались русскому языку на кафедре русского языка филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ». Уровни знания русского языка курсантами в обеих группах оценивались преподавателями как сопоставимые.

Обработка и анализ ответов экспертов на вопросы, предложенные в опросном листе, показали следующее: по первому вопросу «Оцените возможность понимания иностранными слушателями представленной Вам для экспертизы всей совокупности исторических терминов» эксперты крайне низко (20 — 25%) оценили возможность освоения иностранными слушателями исторических терминов, используемых в учебнике истории А. Ю. Дворниченко. При этом эксперты обратили внимание на сложность понимания обучающимися исторических терминов, обладающих российской спецификой: архаизмов, историзмов, метафор, включенных в учебный материал.

Ответы экспертов на второй вопрос «Оцените возможность понимания иностранными слушателями представленной Вам для экспертизы всей совокупности общих терминов» показали, что возможность понимания общих терминов в подвергаемом экспертизе учебнике иностранцами оценивается экспертами также не высоко (35 — 50%) из-за слабого лексического запаса у обучающихся, сложностью представленных синтаксических конструкций в текстах и др.

В третьем вопросе экспертам предлагалось оценить возможность успешно осваивать учебный материал дисциплины «История России» по подвергаемому экспертизе учебнику в целом. Согласно результатам опроса, возможность освоения указанной дисциплины оценивается экспертами до 3 баллов по 5-балльной шкале.

В четвертом вопросе от экспертов был получен ряд предложений и рекомендаций для написания учебника по дисциплине «История России», которые были в дальнейшем учтены при его разработке.

Примечательно, что все эксперты отметили, что иностранные военнослужащие с удовольствием изу-чают историю России и дают высокую оценку занятиям по дисциплине, но учебник «Русская история с древнейших времен до наших дней» Дворни-ченко А. Ю., требует от обучающихся определенных культурологических знаний, лексического запаса

с российской спецификой и вызывает у них значительные трудности в восприятии учебного материала.

Эти выводы были подкреплены результатами использования дополнительных методов исследования — опроса преподавателей дисциплины «История России» и анкетирования курсантов, позволившего подтвердить особенности восприятия иностранными военнослужащими дисциплины «История России», выявленные в теоретической части исследования.

Беседы с преподавателями дисциплины «История России» помогли выделить некоторые из проблем в обучении иностранных курсантов и слушателей по данной дисциплине. Всего в беседе приняли участие трое преподавателей учебной дисциплины «История России». Все они отметили, что объем учебного материала в учебнике А. Ю. Дворниченко «Русская история с древнейших времен до наших дней» велик. Его восприятию курсантам-иностран-цам мешает отсутствие базовой подготовки по предмету «История России», который изучают в школе российские курсанты, построение и содержание указанного учебника свидетельствует об опоре авторов на предыдущие знания. Также преподаватели отметили возрастание роли метода наглядности в обучении иностранных обучающихся «Истории России» (использование иллюстраций, фотографий, произведений живописи в оформлении учебника, презентаций лекций и т.п.). Выделенные проблемы позволили в дальнейшем подобрать вопросы для анкеты, предназначенной для выявления проблем с восприятием курсантами-иностранцами учебного материала дисциплины «История России», т.е. эти проблемы «рассматривались» в ракурсе взглядов на них и отношений курсантов.

Анкетированию подверглись курсанты-иностранцы нескольких учебных групп, уже изучавших дисциплину «История России». Анкета, применявшаяся в исследовании, включала в себя три вопроса с несколькими вариантами ответов. Результаты анкетирования в обобщенном виде показали следующее: в первом вопросе курсантам предложили оценить степень сложности понимания учебного материала по дисциплине «История России», при этом им разрешалось выбрать только один из вариантов ответа. 55,6% курсантов оценили для себя учебный материал по дисциплине «История России» как сложный, но доступный для понимания; 44,4% обучающихся оценили учебный материал как очень сложный для понимания.

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, облегчило бы Вам изучение дисциплины «История России» опрашиваемые предложили использовать «больше иллюстраций (рисунков) в учебнике», «словарь исторических терминов в приложении к учебнику», «пояснения к сложным терминам в тексте учебника».

В третьем вопросе обучающиеся оценивали успешность освоения ими учебного материала дисциплины «История России» в целом. Самооценка курсантов успешности в освоении учебного материала дисциплины по предложенной в анкете шкале в целом совпала с результатами промежуточной аттестации по дисциплине «История России» и выразилась в среднем балле 3,5.

Обобщение полученных в ходе исследования предложений экспертов, анализ результатов бесед с преподавателями и анкетирования курсантов стали основой разработки рекомендаций по созданию адаптированного для иностранных военнослужащих учебника «История России»:

1. Систематизировать учебный материал с учетом отсутствия у обучаемых базовой подготовки по дисциплине.

2. Адаптировать включаемые в учебник исторические термины, обладающие российской спецификой.

3. Усилить военно-профессиональную направленность учебного материала.

4. Использовать разнообразный иллюстративный материал (фотографии, произведения живописи, портреты исторических личностей и др.).

5. К разработке учебника привлечь преподавате-лей-филологов, имеющих опыт педагогической работы с носителями различных языков.

6. Включить в учебник словарь историзмов, метафор и архаизмов, используемых в тексте.

Таким образом, необходимость разработки и внедрения в учебный процесс адаптированного учебника по дисциплине «История России» для обучаемых в военно-учебном заведении иностранных военнослужащих была полностью обоснована результатами диагностического исследования, которые подкрепили результаты теоретического анализа проблемы восприятия учебного материала иностранными курсантами.

Данные рекомендации в настоящее время положены в основу работы группы авторов, разрабатывающих учебник «История России» для иностранных граждан, обучающихся в военно-учебных заведениях ВС РФ.

Библиографический список

1. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.

2. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. — М. : Педагогика, 1986. — 320 с.

3. Севрюкова, Г. А. Критерии адаптации зарубежных студентов к условиям обучения и проживания в России : автореф. дис. канд. биол. наук / Г. А. Севрюкова. — Волгоград, 2000. — 21 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2008. — 713 с.

5. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов по педагогическим специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы дополнительного профессионального образования / Д. В. Чернилевский. — М. : Юнити, 2002 . — 437 с.

6. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т. И. Капитонова [и др.]. — СПБ. : Питер Пресс, 2005. — 272 с.

СУШКО Алексей Владимирович, доктор исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории Омского государственного технического университета.

НАГАЕВ Игорь Борисович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (филиал, г. Омск). ИОАНИДИ Анатолий Фёдорович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (филиал, г. Омск).

ЛИДЕР Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (филиал, г. Омск).

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2012 г.

© А. В. Сушко, И. Б. Нагаев, А. Ф. Иоаниди, Н. В. Лидер

Информация

Конкурс «Зворыкинская премия»-2012

Оргкомитет Зворыкинского проекта объявляет о начале приема заявок на Всероссийский конкурс молодежных инновационных проектов на вручение премии в области инноваций им. Зворыкина («Зворыкинская премия»).

Наиболее перспективные инновационные проекты, участвующие в конкурсе «Зворыкинская премия»-2012, получат поддержку частных инвесторов и компаний, финансирующих инновационные разработки. Лауреаты конкурса получат денежные премии и возможность стать резидентами Инновационного центра «Сколково».

В 2012 году определение лауреатов «Зворыкинской премии» будет проходить по пяти номинациям:

Лучшая инновационная идея; Лучший инновационный проект; Лучший инновационный продукт; Лучший социально значимый инновационный проект; Лучший 1Т проект.

Отбор проектов будет проходить на едином федеральном уровне посредством многоэтапной экспертизы. На первом этапе инновационная разработка будет оцениваться по общим параметрам. На втором — будет проведена технологическая экспертиза проекта. На третьем — инвестиционная, а на четвертом — финальный выбор лучших проектов.

Определение лауреатов премии и награждение пройдут на главном мероприятии Зворыкинского проекта — V Всероссийском молодежном инновационном конвенте.

Участниками конкурса на соискание «Зворыкинской премии» могут стать граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет и молодые ученые в возрасте до 35 лет, являющиеся авторами инновационных проектов. Для этого необходимо подать заявку на сайте Зворыкинского проекта: http://www.innovaterussia.ru

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/284/232084.php (дата обращения: 12.05.2012).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.