Научная статья на тему 'Реализация традиционных дидактических принципов в условиях информатизации образования'

Реализация традиционных дидактических принципов в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2337
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / DIDACTIC PRINCIPLES / MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются проблемы реализации традиционных дидактических принципов в условиях информатизации образования. Показано, что использование средств информационных и коммуникационных технологий не только не противоречит общепринятым принципам дидактики, но и способствует более полной реализации принципов соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения, наглядности, сознательности, активности, доступности, научности и других. Отмечено, что комплексное применение электронных средств учебного назначения позволяет повысить эффективность учебного процесса за счет активизации познавательной деятельности обучаемых, стимулирования и мотивации положительного отношения обучающихся к учению и индивидуализации обучения. Определено, что обучение с использованием электронных средств способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF TRADITIONAL DIDACTIC PRINCIPLES IN THE CONTEXT OF E-LEARNING

In the article the problems of implementing the fundamental principles of didactics in the context of e-learning are considered. It is shown that using the means of information and communication technologies does not contradict the general didactic principles but contributes to a more complete implementation of the principles of conformity of didactic process and didactic system with the consistent patterns of learning; visualization; conscience and activi-ty; accessibility; scientific character, and others. It is noticed that complex usage of electronic means of teaching makes it possible to raise the efficiency of the learning process by means of enhancing cognitive activity of students, stimulation and motivation of a positive attitude to learning and individual approach to each student. It is specified that e-learning contributes to the development of mental, communicative and creative abilities of a person.

Текст научной работы на тему «Реализация традиционных дидактических принципов в условиях информатизации образования»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-33 УДК 378.147

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Алексеева Т.Е.

В статье рассматриваются проблемы реализации традиционных дидактических принципов в условиях информатизации образования. Показано, что использование средств информационных и коммуникационных технологий не только не противоречит общепринятым принципам дидактики, но и способствует более полной реализации принципов соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения, наглядности, сознательности, активности, доступности, научности и других. Отмечено, что комплексное применение электронных средств учебного назначения позволяет повысить эффективность учебного процесса за счет активизации познавательной деятельности обучаемых, стимулирования и мотивации положительного отношения обучающихся к учению и индивидуализации обучения. Определено, что обучение с использованием электронных средств способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей личности.

Ключевые слова: обучение; учебный процесс; дидактические принципы; средства информационных и коммуникационных технологий; информатизация образования.

IMPLEMENTATION OF TRADITIONAL DIDACTIC PRINCIPLES IN THE CONTEXT OF E-LEARNING

Alexeeva T.E.

In the article the problems of implementing the fundamental principles of didactics in the context of e-learning are considered. It is shown that using the means of information and communication technologies does not contradict the general didactic principles but contributes to a more complete implementation of the principles of conformity of didactic process and didactic system with the consistent patterns of learning; visualization; conscience and activi-

ty; accessibility; scientific character, and others. It is noticed that complex usage of electronic means of teaching makes it possible to raise the efficiency of the learning process by means of enhancing cognitive activity of students, stimulation and motivation of a positive attitude to learning and individual approach to each student. It is specified that e-learning contributes to the development of mental, communicative and creative abilities of a person.

Keywords: education; educational process; didactic principles; means of information and communications technologies; e-learning.

Введение

Среди задач, стоящих перед информатизацией образования, решение педагогических (в том числе дидактических и методических) проблем представляется наиболее важным и осуществляется методистами-исследователями, разрабатывающими теоретические аспекты проблемы, и преподавателями, осуществляющими практическое внедрение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Анализ возможностей и опыта использования средств ИКТ в образовательных целях [9, 16, 24, 29, 30, 31 и др.] показывает, что сама по себе оснащенность учебного процесса современными средствами обучения - мультимедийными классами, персональными компьютерами, электронными средствами учебного назначения (ЭСУН), Интернет-ресурсами - не обеспечивает повышения эффективности обучения, если содержание и использование этих средств не соответствует основным дидактическим принципам применения средств ИКТ в обучении.

Цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать функционирование традиционных дидактических принципов в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе в вузе.

Результаты исследования

Были определены наиболее важные, с нашей точки зрения, педагогические (дидактические) принципы, соблюдение которых необходимо для повышения эффективности обучения при комплексном использовании средств ИКТ. Под комплексным использованием средств ИКТ в обучении мы понимаем:

а) наличие комплекса средств ИКТ, ориентированного на данную предметную область, включающего в себя различные электронные средства, и предназначенного для обеспечения образовательного процесса по конкретной дисциплине в вузе;

б) одновременное и взаимосвязанное, педагогически целесообразное и методически обоснованное применение электронных средств учебного назначения на различных этапах учебного процесса, в различных организационных формах и видах учебной деятельности [12].

В настоящее время в научной литературе, освещающей решение задач информатизации высшего образования, можно встретить различные трактовки дидактических принципов использования средств ИКТ в образовательном процессе вузов. Некоторые исследователи [2, 23] данной проблемы идут по пути создания особой системы принципов, отражающих специфику компьютерного обучения, или разработки частных принципов применения в учебном процессе отдельных информационных средств. Как показывает проведенный анализ, предлагаемые принципы, по существу, не являются совершенно новыми, а лишь в определенной степени дополняют, конкретизируют или развивают принципы традиционной дидактики, из чего можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития педагогики высшей школы речь должна идти не о замене традиционных дидактических принципов на новые, а о пересмотре и наполнении общедидактических принципов новым содержанием [1].

Рассмотрим систему дидактических принципов, позволяющих реализовать обучение в условиях комплексного использования средств ИКТ. В качестве первоосновы для этого будут приняты общедидактические принципы, изложенные в [5, 11, 13, 19, 20, 21]: научности, единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, сознательности, прочности усвоения, доступности и посильности, активности, учета индивидуальных особенностей, развивающего обучения, стимулирования и мотивации положительного отношения к учению, творческого обучения.

Принцип соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения является ведущим по отношению ко всем другим принципам. Он указывает на необходимость организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с ее объективными закономерностями - устойчивыми зависимостями между преподаванием, учением и содержанием образования. Несоблюдение преподавателем данного принципа лишает его главного ориентира в собственной конструктивной деятельности, которая состоит в том, чтобы применение средств ИКТ обеспечивало протекание дидактического процесса в соответствии с закономерностями учения и позволяло таким путем достигать гарантированных целей обучения.

Важнейшим традиционным дидактическим принципом является принцип научности обучения, опирающийся на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета.

Прежде всего, принцип научности проявляется в достоверности учебной информации, заложенной в электронном средстве, корректности предъявления учебного материала с использованием технологий мультимедиа и гипермедиа, а также посредством встроенной технологии обучения, разработанной опытными методистами и преподавателями-предметниками в соответствии с современными направлениями методики обучения.

Принцип научности также проявляется в оптимизации процесса отбора учебного материала, в улучшении способов презентации учебной информации с учетом закономерностей интеллектуальной деятельности человека, в повышении эффективности управления процессом усвоения знаний за счет использования возможностей компьютера по регистрации параметров обучения [6].

Принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, варианты которого мы видим в таких формулировках, как «принцип воспитания и всестороннего развития» [22], «принцип воспитывающего обучения» (В.А. Сластенин), отражает реально существующие закономерные связи между всеми указанными в его названии функциями обучения. Согласно данному принципу необходимо применять средства ИКТ таким образом, чтобы обучение как дидактический процесс выполняло не только образовательную, но и воспитательную, а также развивающую функции. Возможность реализации этого принципа закладывается непосредственно при разработке и создании электронных средств учебного назначения, а также при выборе методов обучения с применением средств ИКТ.

Некоторые специалисты компьютерного обучения отрицают наличие воспитательных возможностей у различных обучающих систем на базе ПЭВМ. На наш взгляд, такое утверждение неправомерно. Действительно, личность может воспитывать только человек, а не машина. Но обучающая программа опосредованно представляет личный опыт преподавателей-разработчиков и оказывает воздействие на чувства и эмоции обучаемых.

Мы видим развивающий и воспитывающий характер обучения с использованием средств ИКТ в создании предпосылок для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества. Коммуникативная направленность обучения, общение, осуществляемое через глобальную сеть Интернет, содействует развитию коммуникативных способностей личности, а, следовательно, облегчает ее дальнейшую социализацию. Кроме того, использование ИКТ в образовательных целях способствует формированию информационной культуры личности, которая является обязательной составляющей общей культуры, а также неотъемлемой частью культуры учебного труда и профессиональной деятельности специалиста.

Принцип сознательности предполагает осознание необходимости знаний и выражается в том, что обучаемые осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к знаниям [13]. В условиях использования средств ИКТ реализация принципа сознательности обеспечивается возможностью осмысленного выбора обучаемым собственной стратегии достижения учебной цели и предоставлением обучаемому широкого спектра средств поддержки обучения. Компьютер предоставляет новую информацию по запросу обучаемого в тот момент, когда он осознает ее необходимость [6], что способствует повышению осознанности действий обучаемых и улучшению качества усвоения материала. Наличие различных уровней трудности при изложении учебного материала с предоставлением обучаемому возможности выбора варианта содержания, режима работы и изменения скорости взаимодействия с электронным средством также способствуют развитию самостоятельности и реализации принципа сознательности в обучении.

С принципом сознательности связан принцип прочности усвоения: хорошо запоминается то, что понято и осмыслено обучаемым. Прочность усвоения материала достигается за счет его доступности, умелого изложения, практики в применении. По мнению некоторых ученых [6], прочность усвоения знаний, умений и навыков в условиях учебного процесса с использованием средств ИКТ приобретает практически гарантированный характер благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширению возможностей самостоятельной работы по ликвидации пробелов в знаниях. Благодаря компьютерной визуализации и структурированию сложного для понимания учебного материала, организации контроля и корректировочных действий на основе обратной связи средства ИКТ расширяют возможности преподавателя по обеспечению прочности знаний.

Принцип доступности и посильности предполагает ориентацию процесса взаимодействия человека и компьютера на возрастные особенности пользователей, на их уровень владения изучаемым предметом и навыки работы с компьютером. Данный принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей и чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Предъявляемый в учебном процессе с использованием программных средств материал должен соответствовать возрастным и интеллектуальным возможностям обучаемых, что обеспечивается содержанием самого материала и методикой работы с ним, соблюдением требований к объему вводимого материала, темпу продвижения по учебной программе. Уровень доступности может существенно повышаться благодаря широким возможностям обучающих программ по предоставлению вспомогательной справочной

информации и индивидуальной информационной поддержки [6]. Мы полагаем, что использование средств ИКТ позволяет повысить доступность обучения за счет умелого применения различных форм представления информации, вариативности содержания, обеспечивающей различный уровень сложности учебного материала для различных категорий обучаемых с учетом их подготовки, интеллектуальных и психологических особенностей, мотивации и интереса к изучению предмета.

Реализация дидактического принципа активности, который предполагает ориентированность обучения на активность обучаемого, начинается с проектирования средств ИКТ, которые должны быть направлены не только на накопление знаний, развитие умений и навыков, но и на формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развитие его познавательных способностей.

Исследователи [8, 12, 15] отмечают влияние средств ИКТ на рост познавательной активности обучаемых, чему способствует активное вовлечение их в учебный процесс, организация эффективной самостоятельной работы, наглядное представление учебного материала, наличие оперативной обратной связи, автоматизация некоторых рутинных компонентов учебной деятельности, индивидуализация обучения. Нам представляется, что принцип активности заложен непосредственно в процесс обучения с использованием компьютера, поскольку, во-первых, инициатором работы за компьютером является обучаемый, и, во-вторых, в основе большинства обучающих программ лежит принцип интерактивности, то есть активного взаимодействия с программным средством.

Однако, рассматривая реализацию принципа активности, необходимо обращать внимание на то, какого рода активность характерна для обучения с использованием конкретного программного продукта, насколько та учебная деятельность, которой занят обучаемый, ведет к достижению конечной цели обучения. Некоторые обучающие программы требуют от обучающихся преимущественно работы мышью, так называемое «щелканье и перетаскивание» (click-and-drag), что не способствует активизации их учебной деятельности и развитию речевых, а тем более коммуникативных навыков и умений. С другой стороны, существует опасность предоставления обучаемым чрезмерной активности; например, отмечается [3], что программы на базе технологий гипермедиа создают слишком большой простор для активных самостоятельных действий обучаемых. Предоставление обучаемому неконтролируемой свободы выбора в организации своего обучения может перегрузить и запутать его, снижая тем самым эффективность обучения. Для того чтобы этого не произошло, необходимо предусмотреть порционную подачу учебной информации на занятии, ставить задачи, направляющие учебную

деятельность в определенное русло, обеспечивать обучаемых дидактическими материалами, помогающими выбрать оптимальное продвижение по изучаемому материалу.

Принцип учета индивидуальных особенностей (принцип индивидуализации), то есть осуществление индивидуального подхода к обучаемым, следует отнести к наиболее важным преимуществам компьютера как средства обучения [4, 18]. Этот дидактический принцип наиболее полно реализуется при обучении с использованием средств ИКТ поскольку:

■ становится возможным осуществлять управление учебной деятельностью, применяя различные по сложности версии обучающих программ на базе тестирования входного уровня знаний обучаемых;

■ предоставляется возможность выбора индивидуального темпа работы путем варьирования скорости предъявления информации на экране дисплея и темпа диалогового взаимодействия обучаемого с компьютером;

■ предоставляется индивидуальный набор средств поддержки обучения в виде справочных материалов, подсказок и ключей [6].

Принцип наглядности является одним из наиболее важных дидактических принципов, успешно реализуемых при использовании средств ИКТ в обучении. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Использование технологии мультимедиа, позволяющей объединить в программном средстве текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию расширяет дидактические функции наглядности: кроме традиционной функции представления учебного материала, наглядность выполняет активизирующую, симулятивно-моделирующую и эмотивную функции [6].

Однако в этой связи нам кажется особенно важным предупреждение исследователей [3, 7, 17] о необходимости соблюдения эстетических и эргономических требований, предъявляемых к наглядному представлению информации на экране. Среди факторов, оказывающих влияние на эффективность педагогического воздействия ЭСУН, отмечаются следующие: яркость, четкость и контрастность изображения на экране, сочетание различных видов наглядности, объем текстовой информации, размер шрифтов, соотношение цветовой гаммы фона, текста, рисунка и т.д.

Актуальность принципа развивающего обучения обусловлена тем фактом, что на современном этапе развития общества, когда научные знания стремительно обновляются, трансля-

ция знаний с акцентом на память во многом утрачивает свой смысл. Знания сегодняшнего дня могут быстро устареть и оказаться малоэффективными, что предопределяет необходимость развития интеллекта студентов с установкой на восприятие новых знаний, в чем и состоит принцип развивающегося обучения. Для данного принципа, разработанного Л.В. Занковым [10], характерно обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрое продвижение в изучении программного материала, осознание обучаемыми самого процесса учения, оптимальное развитие всех обучаемых как слабых, так и сильных. Реализация данного дидактического принципа за счет использования средств ИКТ находит свое выражение в предоставляемой ими возможности обеспечить оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, абстрактно-теоретического), создать условия для проблемного обучения, осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, способствовать формированию как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности [14].

Принцип стимулирования и мотивации положительного отношения обучающихся к учению отражает закономерную связь между успешностью их учебно-познавательной деятельности и возбуждением интереса к ней и указывает на необходимость непрерывного побуждения к овладению содержанием обучения. Соблюдение этого принципа является одним из важнейших условий эффективного применения средств ИКТ. Согласно данному принципу необходимо рассматривать учение как процесс проявления активности субъекта, отвечающий мотиву. Мотивы учения (социальные, профессиональные, познавательные) рекомендуется учитывать при проектировании программных средств еще на стадии постановки дидактической задачи, а также непосредственно в ходе дидактического процесса [1]. Ставя дидактическую задачу, преподаватель должен сформулировать цель учебной дисциплины или ее смысловой части, провести отбор и структурирование научного содержания курса, установить внутрипредметные и межпредметные связи, указать роль и место изучаемого материала для овладения деятельностью, предписанной государственным образовательным стандартом специальности. Такая процедура позволит определить, какой материал и с какой целью будет изучаться в рамках информационных и коммуникационных технологий, а, значит, предопределить стимулы для социальной, профессиональной и познавательной мотивации учения. При этом первостепенное значение придается психолого-педагогической обработке содержания обучения с целью его представления средствами ИКТ, что позволит вызвать у обучаемого познавательный интерес за счет стимулов социальной и личной значимости, новизны, занимательности, эмоциональности, проблемной подачи и организации самостоятельного поиска при решении задач.

Принцип творческого обучения предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучаемых, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Реализация данного принципа предполагает развитие способностей к обучению, развитие навыка самостоятельного размышления над фактами, явлениями и событиями, их сопоставления, сравнения, с одной стороны, и формирование у обучаемых способности самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия, с другой.

Использование средств ИКТ в обучении открывает новые широкие возможности для придания учебной деятельности креативного характера, поскольку интерактивные информационные технологии требуют от обучаемых собственных действий и преобразования информации из внешнего мира, а современный Интернет предоставляет возможность продуцировать собственную информацию в Сети, способствуя реализации творческого потенциала обучаемых. В каждом образовательном учреждении, имеющем возможность самопредставления во Всемирной мультимедийной среде, обучаемые получают возможность приобщения к всемирному информационному ресурсу через создание собственных программных продуктов, разработку web-страниц и информационных баз (в том числе путем объединения сведений из различных источников). Создание информационных ресурсов способствует развитию личности обучаемого, его творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Использование средств ИКТ в образовании в значительной мере способствует развитию творческих способностей личности, что приобретает в наши дни общеобразовательное значение.

Выводы

Принципы дидактики тесно связаны друг с другом и образуют некую комплексную систему из взаимно дополняющих и взаимно выводимых положений. Система дидактических принципов не является полной и законченной, список ее положений развивается и дополняется по мере развития методов, способов и систем обучения. Дидактические принципы, рассмотренные выше, относятся к числу классических, устоявшихся в сознании педагогов и исследователей. Анализ реализации данных принципов в условиях информатизации учебного процесса показал, что использование средств ИКТ в обучении не только не противоречит общепринятым принципам дидактики, но и способствует более полной их реализации при условии органичной интеграции применяемых средств в сложившийся образовательный процесс.

Список литературы

1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. - Орел: Изд. ОГУ 2010. 94 с.

2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. 264 с.

3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография. - Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. 364 с.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.

5. Зверева М.В. О дидактических принципах // Практика образования. 2005. №3.

6. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. - СПб.: Издательство «Союз», 2001. 192 с.

7. Кречетников К.Г. Проектирование средств информационных технологий обучения // Образовательные технологии и общество. 2002. Т. 5. № 1. С. 222-243.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Под ред. Е.С. Полат]. - М., 2006. 272 с.

9. Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы // Педагогика. 2003. №5. С. 27-33.

10. Обучение и развитие [Под ред. Л.В. Занкова]. - М., 1975.

11. Околелов О.П., Дьячкин О.Д. Китаева Г.В. Дидактика открытого образования. - Липецк: изд. ЛГТУ, 2009. 136 с.

12. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пос. для студ. вузов. - М.: Изд-во Академия, 2010. 221 с.

13. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений [Под ред. П.И. Пидкасистого]. - М.: Российское педагогическое агентство, 2006. 608 с.

14. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. спец. [Под общ. ред. В.С. Ку-кушина]. - Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2006. 336 с.

15. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. - М., 1989.

16. Роберт И.В. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе // Школьные технологии. 2006. №6. С. 19-27.

17. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: «Школа-пресс», 1994. 205 с.

18. Рязанцева Т.И. Теория и практика работы с гипертекстом: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям. - М.: 2004. 208 с.

19. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1984. 96 с.

20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Под ред. В.А. Сластенина]. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 576 с.

21. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 115 с.

22. Софронова Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами (на примере общеобразовательной области «Информатика»): дис....д-ра пед. наук. - Чебоксары., 1999. 332 с.

23. Федоров А.И., Логинов В.В. Методологические особенности применения электронных образовательных изданий в учебном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2008. №4. С. 72-76.

24. Garrett N. Technology in the service of language learning: trends and issues // Modern Language Journal. №75 (1). 1991.

25. Lee Kuang-wu. English Teachers' Barriers to the Use of Computer-assisted Language Learning // The Internet TESL Journal. Vol. 6. N. 12.

26. Singhal M. The Internet and Foreign Language Education: Benefits and Challenges // The Internet TESL Journal. Vol. III. N.6. 1997.

27. Warschauer M. Computer-Assisted Language Learning: An Introduction // In D. Fotos (Ed), Multimedia language teaching. - Tokyo: Logos International. 1996. Рр. 3-20.

References

1. Vilenskij M.Ja., Obrazcov P.I., Uman A.I. Tehnologija professional'no-orientirovannogo obu-chenija v vysshej shkole. - Orel: Izd. OGU. 2010. 94 р.

2. Gershunskij B.S. Komp'juterizacija v sfere obrazovanija: problemy i perspektivy. - M.: Peda-gogika, 1987. 264 р.

3. Zajnutdinova L.H. Sozdanie iprimenenie jelektronnyh uchebnikov (naprimere obshhetehniches-kih disciplin): monografija. - Astrahan': Izd-vo «CNTJeP», 1999. 364 р.

4. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: ucheb. pos. dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2010. 192 p.

5. Zvereva M.V. O didakticheskih principah // Praktika obrazovanija. 2005. №3.

6. Karamysheva, T.V. Izuchenie inostrannyh jazykov s pomoshh'ju komp'jutera. V voprosah i otve-tah - SPb.: Izdatel'stvo «Sojuz», 2001. 192 p.

7. Krechetnikov K.G. Proektirovanie sredstv informacionnyh tehnologij obuchenija // Obrazova-tel'nye tehnologii i obshhestvo. 2002. Vol. 5. № 1. Pp. 222-243.

8. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: ucheb. posobie dlja studentovped. vuzov [Pod red. E.S. Polat]. - M., 2006. 272 p.

9. Obrazcov P.I. Obespechenie uchebnogo processa v uslovijah informatizacii vysshej shkoly // Pe-dagogika. 2003. №5. Pp. 27-33.

10. Obuchenie i razvitie [Pod red. L.V. Zankova]. - M., 1975.

11. Okolelov O.P., D'jachkin O.D. Kitaeva G.V. Didaktika otkrytogo obrazovanija. - Lipeck: izd. LGTU, 2009. 136 p.

12. Panjukova S.V. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: ucheb. pos. dlja stud. vuzov. - M.: Izd-vo Akademija, 2010. 221 p.

13. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. ped. uch. zavedenij [Pod red. P.I. Pidkasistogo]. - M.: Ros-sijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 2006. 608 p.

14. Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja studentov ped. spec. [Pod obshhej red. V.S. Ku-kushina]. - Rostov n/D: Izd. centr «Mart», 2006. 336 p.

15. Pejpert S. Perevorot v soznanii: deti, komp'jutery i plodotvornye idei. - M., 1989.

16. Robert I.V. Osnovnye napravlenijaprocessa informatizacii obrazovanija v otechestvennoj shkole // Shkol'nye tehnologii. 2006. №6. Pp. 19-27.

17. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskieproblemy, per-spektivy ispol'zovanija. - M.: «Shkola-press», 1994. 205 p.

18. Rjazanceva T.I. Teorija ipraktika raboty s gipertekstom: uchebnoeposobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsjapo gumanitarnym special'nostjam. - M.: 2004. 208 p.

19. Skatkin M.N. Problemy sovremennoj didaktiki. - M., 1984. 96 p.

20. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shijanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pod red. V.A. Slastenina]. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2003. 576 p.

21. Smirnov S.A., Kotova I.B., Shijanov E.N. Pedagogika:pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: Uchebnik dlja studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2004. 115 p.

22. Sofronova N.V. Teoreticheskie i tehnologicheskie osnovy obespechenija uchebnogoprocessapro-grammno-metodicheskimi sredstvami (naprimere obshheobrazovatel'noj oblasti «Informatika»): dis....d-ra ped. nauk. - Cheboksary, 1999. 332 р.

23. Fedorov A.I., Loginov V.V. Metodologicheskie osobennostiprimenenija jelektronnyh obrazova-tel'nyh izdanij v uchebnomprocesse // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. №4. Рр. 72-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Garrett N. Technology in the service of language learning: trends and issues // Modern Language Journal. N 75(1). 1991.

25. Lee Kuang-wu. English Teachers' Barriers to the Use of Computer-assisted Language Learning // The Internet TESL Journal. Vol. 6. N 12.

26. Singhal M. The Internet and Foreign Language Education: Benefits and Challenges // The Internet TESL Journal. Vol. III. N 6. 1997.

27. Warschauer M. Computer-Assisted Language Learning: An Introduction // In D. Fotos (Ed), Multimedia language teaching. - Tokyo: Logos International. 1996. Pp. 3-20.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Алексеева Татьяна Евгеньевна, доцент кафедры иностранных языков, кандидат педагогических наук

Академия права и управления ФСИН России ул.Сенная, 1, г. Рязань, 390036, Россия e-mail: tat-alexeeva@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Alexeeva Tatyana Evgenievna, associate professor of the Department of Foreign Languages, Ph.D. in Pedagogy

Academy of Law and Management of the FPS of Russia 1, Sennaya street, Ryazan, 390036, Russia e-mail: tat-alexeeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.