Snegireva Liudmila Valentinovna E-LEARNING DIDACTIC PRINCIPLES ..
pedagogical sciences
УДК.378.02.147:004
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
© 2017
Снегирева Людмила Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Физики, информатики и математики» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Автором проведен анализ проработки на современном этапе дидактических принципов электронного обучения, нашедшего широкое распространение в учебном процессе высших учебных заведений, разнообразие форм которого позволяет решать обширный круг вопросов в системе высшего профессионального образования. В статье рассмотрены предмет и задачи дидактики электронного обучения, проанализированы термины, используемые в системе дидактического обеспечения электронного обучения в высшей школе. Автор провел изучение определений дидактики электронного обучения, вводимых современными исследователями, а также различные параметры отличия традиционной дидактики от дидактики электронного обучения. На основе анализа научных источников автор выделил и проработал подходы, которые предлагаются в качестве основы современной дидактики электронного обучения. В статье анализируется дидактические принципы, предполагаемые к использованию в качестве базиса дидактики электронного обучения, рассмотрен процесс дополнения традиционных и разработки новых дидактических принципов на этапе информационного общества, в котором информационно-компьютерные технологии выступают в роли источника семантической информации, инструмента опосредованного взаимодействия, дополняющего и расширяющего возможности непосредственного педагогического взаимодействия. Рассмотрены перспективные направления электронного обучения и развития дидактических принципов.
Ключевые слова: электронное обучение, дидактические принципы, определения дидактики, задачи дидактики, учебный процесс, высшее профессиональное образование, традиционная дидактика, параметры отличия, дидактика электронного обучения.
E-LEARNING DIDACTIC PRINCIPLES ELABORATION PROBLEM IN MODERN HIGHER EDUCATION
© 2017
Snegireva Liudmila Valentinovna, candidate of biological sciences, associate professor, head of the department of «Physics, computer sciences and mathematics»
Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marks st., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The author analyzes the contemporary stage of e-learning didactic principles elaboration, because of wide e-learning usage in university educational process, and the fact that e-learning great abilities in solving a wide range of issues of higher professional education system is confessed. The article describes the subject and tasks of higher education e-learning didactics, considers the e-learning didactics terms. The author analyzes e-learning didactics definitions, imposed by modern researchers, as well as the difference between e-learning didactic principles and classical didactics. The author has identified and developed the approaches, proposed as e-learning didactics foundation, based on the scientific sources analysis. The didactic principles, assumed to be used as e-learning didactics base, are analyzed in the article. The process of classical didactic principles supplementation and new didactic principles development is considered with regard to modern information society requirements, computer technologies abilities in semantic information presentation. The author analyzes e-learning didactic principles promising area, and the e-learning process perspective use in university educational system.
Keywords: e-learning, didactic principles, definitions of didactics, tasks of didactics, educational process, professional education, traditional didactics, differences, e-learning didactics.
Электронное обучение на современном этапе нашло широкое распространение в учебном процессе высших учебных заведений. Разнообразие форм электронного обучения позволяет решать обширный круг вопросов в системе высшего профессионального образования [15]. Однако, исследователи отмечают, что методология электронного обучения не проработана, а дидактика электронного обучения скорее относится к искусству, чем к науке. Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений интуитивно ищет пути внедрения электронного обучения в практику, исходя из возможностей современных компьютерных технологий [6-14]. Хотя, по единодушному мнению современных исследователей, главным в электронном обучении является не аппаратура, а мысль педагога.
В современных условиях назрела необходимость: -эффективного объединения внешней предметно-активной части процесса обучения (которая ассоциируется с информационно-материальными ресурсами, реализующими педагогические воздействия) с внутренней частью (определяемой индивидуально-психологическими и личностными качествами ученика, отражающей субъ-ектно-активную часть обучающей среды) [15].
- создания единой интегрированной информационной образовательной среды, использования государственных информационных систем (ГИС) для эффективного управления системой образования [16].
Основными задачам электронной дидактики стано-
вятся:
• определение структуры, объема и содержания образования, удовлетворяющего эргономическим, здо-ровьесберегающим требованиям безопасности образования в условиях использования информационных и коммуникационных технологий, научно- техническому уровню развития общества, возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
• развитие новых форм, приемов и методов обучения, создание авторских методик, способствующих интенсификации образовательного процесса;
• создание условий для развития информационной культуры, максимальной активизации самостоятельной продуктивной деятельности, реализации творческих способностей личности и стремления к постоянному самосовершенствованию путем самообразования [16].
Для решения поставленных задач необходимо решение методологических проблем электронного обучения, дидактические принципы которого до сегодняшнего времени не нашли своей должной проработки. Современными исследователями используются различные трактовки определения «электронное обучение», введены термины: «е-дидактика (электронная дидактика)» [17,18,19] и «дидактика электронного обучения (дидактика информационного общества» [20].
На наш взгляд, термин «дидактика электронного обучения» с большей степенью объективности описывает суть анализируемой области знания, поскольку речь
398
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Снегирева Людмила Валентиновна СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ...
не идет о становлении новой науки, а рассматривается процесс дополнения традиционных и разработки новых дидактических принципов на этапе информационного общества, в котором информационно-компьютерные технологии выступают в роли источника семантической информации, инструмента опосредованного взаимодействия, дополняющего и расширяющего возможности непосредственного педагогического взаимодействия.
Терминологические расхождения приводят к разночтениям в определении дидактики электронного обучения.
Первый подход позволяет рассматривать дидактику электронного обучения как комплексную дисциплину, направленную на решение проблем, связанных с особенностями внедрения в науки об образовании информационных технологий, активно используемых в процессе обучения, обеспечивающих автоматизацию поиска, сбора, хранения и обработки данных, визуализацию и виртуализацию информации, позволяющих вести интерактивный диалог на основе реализации обратной связи пользователя и компьютерной системы [16].
Согласно второму подходу дидактика электронного обучения определяется как наука, искусство и инженерия обучения [17]. Вводится понятие дидактической инженерии, которая «концентрируется на детальном конструировании учебных процессов и содержит шаги по анализу, разработке и конструированию обучающих продуктов, и их использованию в образовательном процессе» [17].
По нашему мнению, наиболее сбалансированным является третий подход:, сформировавшийся в последние несколько лет, согласно которому дидактика цифровой эпохи раскрывает возможности электронного обучения в динамично функционирующей информационно-коммуникационной предметной среде, направленной на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого [18].
В зависимости от определения, принятого исследователями, рассматривают различные параметры отличия традиционной дидактики от дидактики электронного обучения. В качестве такого рода характеристик выступают два параметра- уровень применения информационно-коммуникационных технологий и формат обучения [17]. Выделяют три уровня внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Первый, или низкий уровень характеризуется фрагментарным, ситуационно-обусловленным применением отдельных элементов цифровых технологий и мультимедийных средств в образовательном процессе. Информационно-коммуникационным технологиям на данном этапе отводится вспомогательная роль, никак не влияющая на качество учебного процесса. Второй, или средний уровень применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве представлен систематическим, теоретически обоснованным внедрением в учебный процесс технологических и программных средств с целью перевода уровня обучения на качественно новый уровень. Например, осуществление визуализации процессов, невозможных к наблюдению в реальных условиях, внедрение электронных тренажеров для более качественного освоения обучаемым профессионально-значимых умений и навыков. На третьем, или высоком уровне используются все преимущества среднего уровня внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, которые дополняются организацией дистанционное обучение, обеспечивающего возможность обучаемому получить доступ к учебной информации вне зависимости от временных, географических или социальных рамок.
Зоной действия традиционной дидактики являются привычные стены аудитории или другого ограниченного пространства, в котором имеет место низкий уровень использования технологических средств. Электронная дидактика охватывает виртуальное цифровое простран-
ство с использованием интернета, интерактивных мультимедийных средств и систем управления дистанционным обучением [17].
Согласно другой точке зрения [22], в основе отличий традиционной дидактики от дидактики электронного обучения лежат парадигмальные изменения в сфере образования, связанные с появлением учебного информационного взаимодействия между обучающимся, обучаемым и интерактивным источником информационного образовательного ресурса. А отличие дидактики электронного обучения от дидактики классической базируется на
• изменение целей, результатов, организационных форм, методов и средств обучения в условиях электронного обучения;
• возникновение новых видов учебной деятельности;
• изменение структуры представления учебного материала (вместо линейного или концентрического представления — нелинейное, гипертекстовое, гипермедийное);
• изменение видов учебно-методического материала (возникновение интерактивных электронных учебников, электронных тестов и др.);
• интеллектуализация информационных систем, обеспечивающих автоматизацию и управление технологическими процессами в сфере образования;
• наличие «виртуального мира»;
• нивелирование авторитета преподавателя [22].
Думаем, как первый, так и второй из предлагаемых
подходов дискутируемы.
Подходы (15), которые предлагаются в качестве основы современной дидактики электронного обучения:
Контекстный подход, который рассматривает образовательную деятельность как модель динамического движения деятельности обучающихся.
Андрагогический подход предполагает учет особенностей обучения взрослых.
Развивающий подход - это прежде всего целостный взгляд на личность обучающегося, где знания рассматриваются как средство, а не как самоцель [23].
Перечисленные подходы не являются специфическими для дидактики электронного обучения и с успехом используются в традиционной дидактике. Столь же универсальный характер имеют и дидактические принципы, предлагаемые к использованию в качестве базиса дидактики электронного обучения [20]:
1.Принцип деятельности;
2.Принцип поддерживающей дружественной среды;
3. Принцип личностно-опосредованного взаимодействия;
4.Принцип открытости коммуникативного пространства;
5.Принцип индивидуального подхода.
Все указанные принципы интерпретируются в рамках электронного обучения студентов. Так, принцип поддерживающей дружественной среды трактуется как возможность использования коммуникаций в интернете как средства борьбы с неуверенностью обучаемого, страхом перед взятой на себя ответственностью и боязнью неудачи). На наш взгляд, приведенное утверждение верно лишь отчасти, поскольку общение в интернете не снимает, а лишь уменьшает количество страхов. Достаточно вспомнить , как любой из нас реагирует на ответственный звонок или сообщение в интернете.
Принцип индивидуального подхода интерпретируется как возможность обучаемого отбирать, конструировать личностно-ориентированного содержание, соответствующее индивидуальным потребностям. Считаем это справедливым для постдипломного пространства. В условиях высшего образования принцип индивидуального подхода должен заключаться не столько в отборе материала, а в выборе его источников с точки зрения доступности для понимания, наглядности, практического применения, профессиональной ориентации. Причем
Snegireva Liudmila Valentinovna pedagogical
E-LEARNING DIDACTIC PRINCIPLES ... sciences
указанные функции необходимо возложить на педагога, а не на обучаемого.
Принцип открытости коммуникативного пространства рассматривается с точки зрения открытости коммуникаций с точки зрения доступности создаваемого обучающимися образовательного продукта. Представленная исследователями [23] точка зрения на трактовку указанного принципа, где главенствующая роль отводится появляющейся в процессе электронного обучения возможности коллективного обсуждения, оценки создаваемого обучающимся образовательного продукта, внесения рекомендация по его развитию и совершенствованию, на наш взгляд не является не вполне обоснованной. Считаем, что не только студенческие результаты важны в плане доступности. Главной основополагающей идеей является доступность образовательных ресурсов для любого человека, вне зависимости от его географического местонахождения, социального и имущественного статуса.
И наконец, трактовка принципа деятельности, когда содержимое учебных материалов должно выстраиваться вокруг основных видов деятельности обучающегося, закономерно вызывает сомнения. Высказанное мнение о превалировании деятельностной стороны образования над информационной, имеет право на существование. Но почему не рассмотрена содержательная сторона? На наш взгляд разумно выстраивать все виды деятельности обучаемого именно вокруг содержания обучения.
Таким образом, анализ современного состояния проблемы дидактического обеспечения электронного обучения в высшей школе показывает, что научному сообществу предстоит серьезная работа по разработке дидактических принципов электронного обучения, адаптации и уточнения уже существующих к процессу электронного обучения. Это обусловлено сегодняшним широким применением электронного обучения в образовательном процессе высших учебных заведений, а также значительными перспективами в будущем университетского образования.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее перспективными направлениями электронного обучения являются использование закономерностей имплицитного обучения и прайм-эффектов, отражающих формы отношений сознательного и бессознательного опыта ученика. По этой причине возникает необходимость разработки дидактических принципов, учитывающие процессы самоорганизации в психике человека и социальной коммуникации в условиях тотальной информационной интеграции сред виртуального и физического миров и сетевых глобальных технологий [15].
В этой связи возникает уверенность в том, что на современном этапе последует тщательная проработка дидактических принципов электронного обучения, поскольку сами принципы востребованы временем и обществом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Емельянова Е.Ю. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов/ Е.Ю. Емельянова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования.- 2006. № 2. - С. 70.
2. Снегирева Л.В. Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике/ Л.В. Снегирева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 143-146.
3. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.
4. Конышева А. В. Дидактический потенциал веб-технологий в обучении студентов с ограниченными воз-400
можностями/ А. В. Конышева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 29. С. 51-55. - URL: http://e-koncept.ru/2014/65282.htm (дата обращения: 05.02.2017).
5. Снегирева Л.В. Модель математической компетентности для оценки эффективности электронного обучения математике студентов медицинского вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-161.
6. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.
7. Загвоздкина М.В., Стымковский В.И. E-learning: новые задачи для преподавателя вуза/ М.В. Загвоздкина, В.И. Стымковский // Высшее образование в России.-2015.- № 7.- С. 150-155.
8. Снегирева Л.В. Электронное обучение в формировании математических способностей студентов медицинского вуза / Л.В. Снегирева // Современные проблемы науки и образования. -2016.- № 3. -С. 219.
9. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.
10. Лапчик М.П. Педагогика в многоуровневой системе подготовки кадров для образования: сближение с E-learning/М.П.Лапчик//Информатика и образование. -2013. -№ 8 (247). -С. 3-8.
11. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
12. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
13. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.
14. Витченко О.В. Дидактические принципы моделирования современного электронного курса обучения в вузе// Преподаватель в среде e-learning: сб. докл. и тезисов Форума. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (Москва, 01 июля 2014 г.). — Москва, 2014. С. 30-33.
15. Сергеев С.Ф. Методологические и дидактические проблемы электронного обучения//Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: сб. труд. XVIII объед. конф. «Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 23-25 июня 2015 г). Санкт-Петербург, 2015. С. 105-120.
16. Чиркова Л.Н., Борщик Л.Н. К вопросу о развитии дидактики в условиях электронного образования/ Л.Н. Чиркова, Л.Н. Борщик //Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014. № 10. С. 221-228.
17. Чошанов М.А. Е-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий/ М.А. Чошанов // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. Т.16. № 3. C. 684-696.
18. Фролов И.Н. E-learning как форма организации учебного процесса в XXI веке / И.Н. Фролов // Информатика и образование. 2009. №2. C.227.
19. Ширшов Е.В., О.В.Чурбанова Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов/ Е. В. Ширшов, О. В. Чурбанова.-Архангельск : Арханг. гос. техн. ун-т, 2005. - 307 с.
20. Ибрагимов Г.И. Электронная дидактика и электронное обучение: анализ сущностных характеристик // Информатизация образования: материалы междунар. науч-практ. конф. ( Казань, 15-16 июня 2015 г.) - Казань, 2015. С. 147-153._
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Снегирева Людмила Валентиновна СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ...
21. G. D'Angelo (ed.). From Didactics to e-Didactics, e-Learning Paradigms, Models and Techniques. - Napoli: Liguori Editore, 2007.- 404 p.
22. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования как транфер-интератив-ной области научного познания (концепция) / И.В. Роберт.-М.: ИИО РАО, 2014 —38с.
23. Щенников С.А. Дидактика электронного обучения/ С.А. Щенников //Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83-90.
Статья поступила в редакцию 25.09.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017