УДК 342.922
ПУГИЕВ Г.Л.
О ПРИМЕНЕНИИ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Ключевые слова: административные правонарушения, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составление административного протокола, административное задержание
В статье рассмотрен спектр мер, принимаемых в рамках обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Автор показывает значение и целесообразность назначения и применения различных видов административного наказания.
PUGIEV, G.L. THE USE OF MEASURES ENSURING PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES
Keywords: administrative offenses, measures to ensure the proceedings of an administrative offense, drawing up an administrative protocol, administrative detention
The article describes the range of measures taken in the framework of proceedings on administrative offenses. The author shows the value and appropriateness of the destination and use of various types of administrative punishment.
В соответствие с ч.1 ст.27.1 КоАП РФ: «в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего
вида;
5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности;
11) залог за арестованное судно».
Учитывая, что важной задачей данных мер является также предупреждение новых административных правонарушений [1], при строгом соблюдении принципа презумпции невиновности [2], рассмотрим основное содержание названных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с указанием органов, которым предоставлено право применения данных мер.
Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ), представляет собой принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных п.8 и 10.1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется: 1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых, в соответствие со ст. 23.3 КоАП РФ, рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых, в соответствие с п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.
Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, для исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Административное задержание вправе осуществлять: 1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых, в соответствие со ст. 23.3 КоАП РФ, рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых, в соответствие с п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Особенностью применения данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении является учет категории правонарушителей. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). О задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы). Об административном задержании иного лица, указанного в ч. 1ст. 2.5 КоАП РФ (лица, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность), - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу (ч. 4.1 ст. 27.3 КоАП РФ).
В случае задержания члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия (ч. 4.2 ст. 27.3 КоАП РФ).
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются, в случае необходимости, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
В соответствие со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции), лицами, которым предоставлено право составлять протокол об административном правонарушении, в присутствии двух понятых (ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ).
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также документов, имеющих значение
доказательств по делу об административном правонарушении, и обнаруженных при осуществлении осмотра, принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, которым предоставлено право составлять протокол об административном правонарушении, в присутствии двух понятых (ч. 2 ст. 27.10 КоАП РФ).
Анализ текста ст. 27.10 КоАП РФ позволяет выделить два аспекта применения изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, и обнаруженных:
1) на месте совершения административного правонарушения;
2) при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства.
В первом случае применение данной меры вправе осуществлять любое лицо, которому предоставлено право составлять протокол об административном правонарушении в пределах его компетенции. Во втором случае изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, отнесено к полномочиям должностных лиц органов внутренних дел (полиции) [3].
Таким образом, необходимость изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, и обнаруженных (выделено авт.) на месте совершения административного правонарушения, не потребует обращения члена избирательной комиссии за помощью к сотруднику полиции.
Следующие две меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ); задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ) [4].
Предусмотренный ст. 27.14 КоАП РФ «арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест».
Данную меру обеспечения производства по делу об административном
правонарушении вправе осуществлять должностные лица, указанные в ст. 27.3, ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Из числа субъектов, обеспечивающих охрану избирательных прав и права на участие в референдуме, полномочиями по осуществлению ареста товаров, транспортных средств и иных вещей наделены только должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Среди мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении выделяется такая мера, как привод. Ее осуществление возлагается исключительно на органы внутренних дел (полицию). Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел (ч.2 ст.27.15 КоАП РФ). В соответствие с ч.1 ст.27.15 КоАП РФ привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля применяется в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 29.4 КоАП РФ, п.8 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ. А именно в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины указанных лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до вступления в законную силу, постановления по делу об административном правонарушении, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ). Вместе с тем, КоАП РФ не содержит составов административных правонарушений в области избирательного законодательства, в которых присутствовала санкция в виде временного запрета деятельности.
Не применима к сфере производства по делам об административных правонарушениях и такая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как залог за арестованное судно (ст. 27.18 КоАП РФ), поскольку данная мера состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административная ответственность за
которое установлена за:
- несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ);
- нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18 КоАП РФ);
- нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.19 КоАП РФ);
- незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.20 КоАП РФ).
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что, за исключением случаев применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, осуществлять которое вправе любое лицо, наделенное полномочиями составлять протокол об административном правонарушении в пределах его компетенции, из всех субъектов, полномочиями по применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении наделены в полном объеме только органы внутренних дел (полиция), что и обусловливает их важную роль в системе названных субъектов.
Литература и источники
1. См.: Оноколов Ю.П. Предупреждение правонарушений и преступлений -основная цель административных наказаний // Право и практика. 2013. №2.
2. См.: Плотко Е.С. Принципы презумпции невиновности и объективной истины в производстве по делам об административных правонарушениях // Современная научная мысль. 2012. №2.
3. См.: Мельников В.А. Проблемы определения принудительных мер административного пресечения // Право и практика. 2013. №2.
4. См.: Соловьева О.М. О некоторых проблемах при составлении протокола об административном правонарушении и применении норм о возбуждении дела об административном правонарушении // Право и практика. 2012. №2.
Пугиев Г.Л. - ассистент кафедры уголовного права и процесса Ростовского государственного университета путей сообщения ([email protected])
Pugiev, G.L. - Assistant of criminal law and procedure, Rostov State University of Railways
УДК 342.924
КРУГЛОВ В.А., МАГОМЕДОВ Б.М.
МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Ключевые слова: правовое регулирование, административные правонарушения, процессуальные отношения, императивный метод
В статье исследуются методы правового регулирования норм, определяющих административно-деликтные исполнительные отношения. Обоснован вывод о том, что метод правового регулирования не может быть критерием деления права на отрасли. Любые попытки охарактеризовать какие-либо нормы с точки зрения метода правового регулирования, по мнению авторов, не позволят выделить их в самостоятельные отрасли права, даже если обосновать предмет правового регулирования.
KRUGLOV, V.A., MAGOMEDOV, B.M.
METHODS OF LEGAL REGULATION RULES GOVERNING ADMINISTRATIVE TORT RELATIONS EXECUTIVE
Keywords: legal regulation, administrative offenses, procedural relations imperative method
The article examines the methods of legal regulation of rules governing the administrative tort executive relations. The conclusion that the method of legal regulation can not be a criterion for dividing the right branch. Any attempt to describe any rule in terms of the method of legal regulation, according to the authors, will not allow them to identify independent branch of law, even if the subject to justify regulation.
В наших исследованиях ранее уже были обоснованы концептуальные модели административно-деликтного права, административно-деликтного процессуального права и административно-деликтного исполнительного права, как самостоятельных отраслей права и новых научных направлений в юридических науках [1]. При этом мы исходили из того, что самостоятельной отраслью права, - как указывал еще один из патриархов советского административного права профессор В. Д. Сорокин - «может рассматриваться лишь такая система норм, которая одновременно отвечает трем объективным