Научная статья на тему 'Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и признаки'

Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6417
1125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ADMINISTRATIVE COMPULSION / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / CONSIDERATION OF CASE IN ADMINISTRATIVE CASES / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / PROVISION PROCEDURE MEASURES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES CASES / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / CODE OF RUSSIAN FEDERATION OF ADMINISTRATIVE OFFENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич, Попов Василий Валерьевич

В статье анализируются различные существующие в науке административного права дефиниции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. На основе выявления различных признаков рассматриваемых мер, предложено авторское определение исследуемого правового явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision Procedure Measure of Administrative Offences Cases: Concept and Signs

The article analyses different existing definitions of provision procedure measures of administrative offences cases. On the basis of exposure of different characteristics of the examined measures, the author offers own definition of the investigated legal phenomenon.

Текст научной работы на тему «Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и признаки»

3 См.: Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» / под ред. С.Ю. Морозова. Подготовлен для справ.-правовой системы «ГАРАНТ», 2009.

4 См.: Тонкое Е.Е. Трансформация юридических форм осуществления государственных функций в условиях кризисной ситуации // История государства и права. 2009. № 11. С. 18.

5 См.: Бевзюк Е.А. Указ. соч.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 8, ст. 897.

А.Ю. Соколов, В.В. Попов

МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

В статье анализируются различные существующие в науке административного права дефиниции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. На основе выявления различных признаков рассматриваемых мер предложено авторское определение исследуемого правового явления.

Ключевые слова: административное принуждение, производство по делам об административных правонарушениях, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

A.Yu. Sokolov, V.V. Popov

PROVISION PROCEDURE MEASURE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES CASES: CONCEPT AND SIGNS

The article analyses different existing definitions of provision procedure measures of administrative offences cases. On the basis of exposure of different characteristics of the examined measures, the author offers own definition of the investigated legal phenomenon.

Keywords: administrative compulsion, consideration of case in administrative cases, provision procedure measures of administrative offences cases, Code of Russian Federation of administrative offences.

Действующее административно-деликтное законодательство предусматривает отдельную кодифицированную главу с детальной регламентацией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ). Основным назначением названных мер административного принуждения является обеспечение оптимальных условий для доказывания по делам об административных правонарушениях и исполнения назначенного наказания.

Отсутствие легального определения меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, закрепленного в КоАП РФ, порождает неоднородное понимание рассматриваемого правового явления в юридической литературе. Общим для большинства исследователей является их определение в качестве процессуальных действий компетентных органов и их должностных

© Соколов Александр Юрьевич, 2012

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Попов Василий Валерьевич, 2012

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права 72 (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

лиц1. Однако Б.В. Россинский отмечает в предлагаемом определении, что такие действия осуществляются уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях2.

По мнению А.И. Дворяка, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами процессуальные действия компетентных органов, пресекающие саму возможность совершения определенных деяний физическим или юридическим лицом, иной организацией, для производства последующих процессуальных действий, ориентированных на восстановление нарушенных интересов личности и государства и создание условий, обеспечивающих реализацию норм материального права3.

Отмечая в качестве недостатка отсутствие в имеющихся определениях отражения взаимосвязи специфических оснований применения и их пресекательно-обеспечительной природы, Ю.В. Помогалова рассматривает в качестве мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях «урегулированные административно-процессуальными нормами действия компетентных органов и их должностных лиц, осуществляемые в определенном порядке при наступлении обстоятельств, указанных в законе, направленные на пресечение правонарушений, обнаружение и фиксацию доказательств, создание иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дела об административном правонарушении»4.

Вместе с тем в науке имеются представления о мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в т. ч. как о «способах реализации процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей С граждан и иных лиц»5, «основной части мер административного принужде- к

6 о 7 о О

ния», «средствах принудительного воздействия»7, «самостоятельной группе мер р

а

т

административно-процессуального принуждения»8. о

Предложенные определения мер обеспечения производства по делам об | административных правонарушениях не всегда в полном объеме учитывают у

их сущностные характеристики. В этой связи определение дефиниции меры С

т

обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, н представляющей собой сложное административно-правовое явление, возможно | лишь на основе выделения присущих ей неотъемлемых признаков. С одной сто- и роны, мера обеспечения производства по делам об административных правона- е

о

рушениях обладает всеми чертами, характерными для мер административного | принуждения. С другой — ей присущ ряд особенностей. Д

Во-первых, применение мер обеспечения производства по делам об админи- | стративных правонарушениях обусловлено специфическими целями, которые • закреплены в ст. 27.1 КоАП РФ. К их числу относится пресечение администра- ( тивного правонарушения, установление личности нарушителя, составление ~ протокола об административном правонарушении при невозможности его со- 2 ставления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Во-вторых, рассматриваемые меры применяются при наличии фактического основания в связи с обнаружением признаков правонарушения либо «при достаточных основаниях для предположения о наличии таких признаков»9. 73

По отношению к отдельным мерам данные положения напрямую закреплены в соответствующих статьях КоАП РФ. Так, в соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 27.12 отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения подлежит лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.

При этом применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не связано исключительно с совершением административных правонарушений. Они могут применяться и в связи с совершением деяний, содержащих признаки преступлений10. В ряде случаев необходимость их применения обусловлена совершением правонарушений, отраслевая принадлежность которых не очевидна и может быть определена только в результате реализации этих мер.

Однако наряду с правонарушением, инициирующим начало производства по делу, для применения конкретной меры необходимо наличие дополнительных оснований: невозможность составить протокол на месте правонарушения; неповиновение законным требованиям компетентных должностных лиц о прекращении нарушений общественного порядка или угрожающих общественной безопасности действий; попытка лица, совершившего правонарушение, скрыться с места его совершения; агрессивное поведение нарушителя по отношению к должностным лицам; невозможность установления личности лица, в чьих действиях усматривается состав административного правонарушения; ходатайство определенных законом лиц о применении залога за арестованное судно в отношении иностранных судов, явившихся орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и т. д.

Кроме того, возможность применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях увязана законодателем с наличием процессуального основания, в качестве которого выступает соответствующий правоприменительный акт. Так, например, процессуальным основанием проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения выступает протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ).

В-третьих, рассматриваемые меры осуществляются исключительно в рамках производства по делу об административном правонарушении (с момента начала производства по делу и до его прекращения), в ходе которого решается вопрос о возможности применения к виновному мер административного наказания. В этой связи размер правового урона от применения данных мер должен быть меньшим, чем от мер административной ответственности, реализацию и исполнение которых они призваны обеспечивать.

Данный признак препятствует необоснованному расширению перечня мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и не позволяет отнести к ним иные меры административного принуждения, хотя и имеющие процессуальный характер, но применяемые в соответствии с другими, чем КоАП РФ, нормативно-правовыми актами. С другой стороны, исследуемое положение исключает также возможность их отождествления с мерами процессуального обеспечения, поскольку при наличии нескольких видов производств в структуре административного процесса понятие «мера процессуального

обеспечения» должно охватывать все меры административного принуждения, направленные на его обеспечение, независимо от вида. Таким образом, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой лишь часть мер процессуального обеспечения.

В-четвертых, данные меры применяются в определенном процессуальном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Регламентированный законодательством порядок применения рассматриваемых мер, как и других мер административного принуждения, включает в себя «совокупность логически сменяющих друг друга отдельных операций»11, именуемых стадиями.

Традиционно в правовой литературе среди стадий правоприменения выделяют следующие: 1) установление фактических обстоятельств; 2) выбор и анализ норм права; 3) решение дела, выраженное в акте применения права12.

Систематизация процесса правоприменения была произведена и относительно мер пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако по вопросу количественного содержания стадий среди исследователей отсутствует единогласие. Не вступая в дискуссию, следует признать справедливость утверждения В.А. Тюрина касательно зависимости их числа от многих обстоятельств, влияющих на их содержание и характеристику, включая правовые основания, условия и правовые последствия реализации13.

Вместе с тем неизменным остается положение о том, что допустимые по Кон- ш ституции РФ и международным актам ограничения прав и свобод человека н должны быть соразмерны по своему содержанию и объему с охраняемыми инте- С

а

ресами и соответствовать общим целям, задачам и принципам применения мер т

о

обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. к

о

В-пятых, установление мер обеспечения производства по делам об админи- о' стративных правонарушениях отнесено законодателем к предметам исключи- | тельного ведения РФ (п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ). в

Правовое регулирование порядка применения рассматриваемых мер осущест- нн

о

вляется как законодательным образом, так и ведомственными нормативными Ю актами. Так, в роли базового нормативно-правового акта, закрепляющего си- и стему мер обеспечения производства по делам об административных правона- с

к

рушениях и определяющего порядок применения отдельных мер, выступает а

КоАП РФ. Особенности реализации рассматриваемых мер применительно к Л

е

отдельным категориям субъектов отражены в ряде Федеральных законов14. От- | дельные вопросы реализации мер обеспечения производства по делам об адми- • нистративных правонарушениях урегулированы постановлениями и приказами 68 Правительства РФ и соответствующих отраслевых министерств. В частности, ^ ими регламентируются: 2

1) перечни должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание (ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ)15;

2) условия содержания задержанных лиц (ч. 2 ст. 27.6 КоАП РФ)16;

3) порядок сдачи изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в соответствующие организации для реализации или уничтожения (ч. 11 ст. 27.10 КоАП РФ)17; 75

4) порядок направления на переработку или уничтожение изъятых наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов (ч. 11 ст. 27.10 КоАП РФ)18;

5) порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов лица, управляющего транспортным средством соответствующего вида19;

6) порядок задержания транспортного средства, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства (ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ)20;

7) порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа (ч. 2 ст. 27.14.1 КоАП РФ);

8) порядок осуществления привода (ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ)21.

В-шестых, данные меры могут быть применены не только к лицам, совершившим административное правонарушение (физическим и юридическим лицам, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении), но и к иным участникам производства по делу. Например, применение привода, в соответствии с ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, возможно также к законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности и свидетелю. К свидетелям применяются в т. ч. и досмотр транспортного средства, находящегося при физическом лице, и осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Данные положения никоим образом не расходятся с принципом презумпции невиновности, установленным ст. 1.5 КоАП РФ, поскольку меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях носят временный, нерезолютирующий характер, а их применение не означает привлечение лиц к юридической ответственности. Подобное ограничение прав и свобод человека и гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В-седьмых, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях фиксируется, как правило, отдельным процессуальным актом. В частности, обязательно составление протоколов об административном задержании, осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, задержании судна, доставленного в порт Российской Федерации, аресте товаров, транспортных средств и иных вещей, временном запрете деятельности. Отражение факта и порядка реализации таких мер, как доставление, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, задержание

транспортного средства соответствующего вида, запрещение его эксплуатации допускается законодателем, как в самостоятельном протоколе, так и в иных протоколах, включая протокол об административном правонарушении, а также протоколы о применении иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Наряду с протоколом процессуальной формой фиксации порядка применения может служить иной акт. Так, результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или медицинского освидетельствования на состояние опьянения оформляются в форме акта, а результаты осуществления привода отражаются в рапорте.

В ряде случаев законодатель устанавливает ряд обязательных требований к содержанию такого акта. Так, например, в протоколе об административном задержании должны указываться дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ). В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов должны быть отражены дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ).

В-восьмых, применение рассматриваемых мер осуществляется в основном должностными лицами различных органов государственной исполнительной власти, как правило, компетентными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ). Вместе с тем, полномочиями по применению отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, наделены также и судебные органы.

Так, в судебном порядке применяется залог за арестованное судно и может инициироваться привод и помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации.

Однако во всех случаях применение уполномоченными на то органом или должностным лицом мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должно осуществляться в пределах их компетенции в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ).

В-девятых, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях по своей правовой природе, определяемой их целевой направленностью, не являются санкциями. Это вспомогательные средства принудительного воздействия, с помощью которых обеспечивается нормальный порядок производства. В большинстве случаев они являются предпосылками и предваряют применение отдельных административных наказаний. Содержание мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении нередко предопределяется соответствующей мерой административной ответственности (например, административное задержание применяется для обеспечения административного ареста или административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; изъятие вещей и арест товаров, транспортных средств и иных

вещей — для обеспечения возмездного изъятия или конфискации этих вещей, временный запрет деятельности — административного приостановления деятельности).

В-десятых, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях направлено на ограничение различных прав и свобод правонарушителя. Так, направлением принудительного воздействия таких мер, как доставление; задержание; привод; помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения, выступает право на свободу и личную неприкосновенность. Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно ограничивают имущественные права. Отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида и запрещением его эксплуатации наносится правовой урон субъективным правам управления транспортным средством соответствующего вида. Во всех случаях законодатель закрепляет четко определенный объект ограничений с указанием количественных пределов воздействия на правовой статус принуждаемого лица. 2 Вместе с тем применение мер обеспечения производства по делам об админи-

? стративных правонарушениях не означает полного лишения гражданина от-8 дельных прав. При их осуществлении правонарушитель по-прежнему обладает | своими правами, однако реализуются они с существенными ограничениями.

1 Рассматриваемые признаки присущи всем, без исключения, мерам обеспече-| ния производства по делам об административных правонарушениях.

го

| Суммируя вышеизложенное, меры обеспечения производства по делам об

§ административных правонарушениях представляют собой урегулированные

| федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами

2 меры административного принуждения, применяемые органами исполнительной ° власти (их должностными лицами) и судами в целях пресечения администра-£ тивного правонарушения, установления личности нарушителя, составления | протокола об административном правонарушении при невозможности его составе ления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения 1 своевременного и правильного рассмотрения дела об административном право-

0

° нарушении и исполнения принятого по делу постановления в ходе производства

(Го

¿5 по делу об административном правонарушении к лицам, в отношении которых

1 ведется производство по делу об административном правонарушении, а также к | иным участникам производства, направленные на ограничение права на свободу

и личную неприкосновенность, имущественных прав либо субъективных прав управления транспортным средством соответствующего вида.

Таким образом, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо рассматривать в качестве самостоятельной группы мер административного принуждения, обладающей рядом имманентных 78 признаков и отличающейся сферой и специфическими целями реализации, за-

конодательно определенной формой осуществления и специальными субъектами применения.

1 См., например: Хвастунов К.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 16.

2 См.: Россинский Б.В. Административная ответственность: курс лекций. М., 2004. С. 182.

3 См.: ДворякА.И. Меры административно-процессуального пресечения, применяемые милицией: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 87.

4 Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 7.

5 Корнилов В.Н. Принцип устности и письменная форма процессуальных действий в советском гражданском процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1974. С. 7-15; Макаров Д.В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 7-8.

6 Сафонова Л.С. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 6.

7 Там же. С. 66-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Хвастунов К.В. Отличия мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях от иных мер административно-правового принуждения // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2008. № 5. С. 52.

9 Мильшин Ю.Н. О мерах административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении // Административное право и процесс. 2007. № 5. С. 36.

10 Подобная точка зрения разделяется многими учеными (см., например: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989. С. 41; Помогалова Ю.В. Указ. соч. С. 49; Кокорев А.Н. Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 116).

11 Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. 82.

12 См.: Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972. С. 39; Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 330.

13 См.: Тюрин В.А. Проблемы применения мер пресечения в административном праве России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 187.

14 См., например, ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30, ст. 1792; ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 8, ст. 366; ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 15; ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 15, ст. 1269 и др.

15 См., например: Приказ МВД РФ от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 31.

16 См.: Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 42, ст. 4077.

17 См.: Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 47, ст. 4545.

18 См.: Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 883 «Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 51, ст. 5080.

19 См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 27, ст. 3280.

20 См.: Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 51, ст. 4990.

21 См.: Приказ МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.