Административное право
УДК 342.92 D.A. GRISHIN*
ББК 67.401.031.2 Г85
SOME QUESTIONS OF LEGAL REGULATION AND THE MECHANISM OF REALIZATION OF MEASURES OF PRODUCTION PROVISION ON AFFAIRS OF ADMINISTRATIVE OFFENCES
COMMITTED BY THE PENAL OFFICIALS
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием и практическим осуществлениемотдельных мер административного принуждения должностными лицами уголовно-исполнительной системы (УИС) России в современных условиях.
Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение уголовно-исполнительная система, меры административного принуждения.
ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГРИШИН *
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ УИС
Abstract: In the article the questions connected with legal regulation and practical realization of separate measures of administrative compulsion by officials of the Penal system (УИС) of Russia in modern conditions are considered.
Keywords: administrative responsibility,
administrative offence, penal system, measures of administrative compulsion.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерациии до 2020 года в качестве одной из основных целей выделяет «повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития»1. В связи с этим возрастает значимость научных разработок, посвященных проблемам деятельности учреждений и органов ФСИН России, направленных на оптимизацию процесса исполнения уголовных наказаний и организацию взаимодействия различных структурных подразделений уголовно-исполнительной системы в процессе исполнения уголовных наказаний с общественными организациями и гражданами. Рассмотрим отдельные проблемные аспекты в практической реализации закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должностными лицами уголовно-исполнительной системы.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой разновидность мер административ -ного принуждения, реализуемых компетентными государственными органами в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонару-
* Кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного и финансового права (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
шения, обеспечения своевременного и правиль -ного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
В соответствии с КоАП РФ должностные лица УИС вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
1. Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ), то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. При этом сотрудники УИС правомочны применять данную меру обеспечения административноюрисдикционного производства при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3, 19.12 КоАП РФ. Доставление производится в служебное помещение учреждения УИС или органа внутренних дел (полиции) и должно быть осуществлено в возможно короткий срок. В случае применения данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении должностное лицо учреждения УИС должно составить протокол либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. По просьбе доставленного лица ему вручается копия протокола о доставлении. Проведенный нами опрос сотрудников служб режима и надзора территориальных органов уголовно-испо л-нительной системы выявил определенные организационно-правовые проблемы в практическом применении данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а именно:
- при осуществлении доставления в служебное помещение учреждения, исполняющего наказания, отдельных протоколов о применении данной меры обеспечения административноюрисдикционного производства, как правило, не составляется, что объясняется прежде всего отсутствием у исправительных учреждений бланков протоколов о доставлении;
- в протоколе об административном правонарушении также не делается отдельной записи о применении доставления.
2. Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это
необходимодля обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ в ст. 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотомнар-котических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы» и 19.12. «Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания», а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону. Об административном задержании составляется протокод в которомука-зываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Копия протоколаоб административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.
Срок административного задержания, осуществляемого должностным лицом УИС, не должен превышать трех часов. В случае необходимости для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения должностное лицо учреждения (органа) ФСИН России наделено правом продления срока административного задержания до 48 часов.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Как показывает статистика, применение административного задержания граждан нельзя назвать редким явлением. В 2009 г. сотрудниками УИС было задержано 8 085 граждан, из которых к административной ответственности привлечено 5 705, в 2010 г. - 8 150 (7 304 - в
Административное право
Административное право
пределах режимной территории учреждения УИС), к административной ответственности привлечено 5781 гражданин.
Существуютопределенные сложности в применении учреждениями УИС административного задержания граждан, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Практическая реализация данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении нуждается в дополнительном административно-правовом обеспечении, так как в соответствии с ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, правомочных осуществлять административное задержание, должен быть установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти, то есть Федеральной службой исполнения наказаний, однако в настоящее время ведомственного нормативно-правового акта, закрепляющего категории сотрудников правомочных осуществлять административное задержание в уголовно-исполнительной системе, нет. Кроме того, КоАП РФ предъявляет специальные требования к помещениям, в которых содержатся задержанные лица: они должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. При этом условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»2 закреплена норма, в соответствии с которой специальные помещения для задержанных должны оборудоваться с соблюдением требований, установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, но нормативно-правового акта, устанавливающего правила оборудования специально отведенных помещений УИС для содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, Федеральной службой исполнения наказаний пока не разработано.
Проведенное исследование также выявило проблемы в надлежащем оформлении должностными лицами уголовно-исполнительной системы документов (протоколові о применении данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Административное задержание, осуществляемое со-
трудниками ФСИН России, как правило, специально не протоколируется.
3. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
4. Досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ), то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
5. Изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и транспортного средства, производится должностными лицами УИС, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание, а также составлять протокол об административном правонарушении в присутствии двух понятых. О применении данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол либо сделана запись в протоколе об административном правонарушении. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В связи с этим возникает необходимость в издании еще одного ведомственного нормативно-правового документа, утверждающего инструкцию либо положение о порядке хранения изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении в учреждениях, исполняющих наказания.
6. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения
или предметами административного правонарушения, заключается в составлении их описи с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и другие вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении также осуществляется должностными лицами УИС, наделенными правом осуществлять административное задержание.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает применения сотрудниками УИС некоторых мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении: отстранение от управления транспортным средством
соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; привод.
Таким образом, среди всего многообразия составов административных правонарушений, по которым должностные лица уголовно-исполнительной системы правомочны составлять протоколы об административном правонарушении, только по ч. 2 ст. 19.3 и ст. 19.12 КоАП РФ сотрудники ФСИН России имеют право применять меры обеспечения административно-юрисдикционного производства. В целях повышения эффективности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы по применению КоАП РФ требуется издание ведомственных нормативных документов, регламентирующих:
- полномочия должностных лиц УИС по применению административного задержания;
- оборудование специально отведенных помещений УИС для содержания лиц, задержанных за административное правонарушение;
- порядок хранения изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении.
1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. URL: http:// www .fsin. su/document/
2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 42. Ст. 4077.
Административное право