ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
М.В. Сорокин, О.Е. Сорокина
Сорокин Михаил Владимирович — старший преподаватель кафедры организации режима и надзора Владимирского юридического института ФСИН России
Сорокина Ольга Евгеньевна — ассистент кафедры теории, истории государства и права Юридического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Профилактика административных правонарушений в исправительных учреждениях: стратегия, тактика, техника развития законодательства
Одним из приоритетных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы России на современном этапе развития является перекрытие каналов поступления к подозреваемым, обвиняемым и осужденным запрещенных предметов.
В настоящее время основными каналами доставки на территорию исправительных учреждений и следственных изоляторов запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания являются:
— контрольно-пропускные пункты по пропуску людей на режимную территорию;
— контрольно-пропускные пункты по пропуску транспорта;
— комнаты для проведения длительных свиданий;
— комнаты для проведения краткосрочных свиданий;
— перебросы через основное ограждение.
Самой серьезной проблемой, по мнению руководства Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН России), остается пресечение поступления на территорию исправительных учреждений средств мобильной связи. Наличие большого количества средств мобильной связи нивелирует усилия администрации учреждений по обеспечению изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Существование указанной проблемы подтверждается проведенным анализом статистической информации ФСИН России.
Количество изъятых средств мобильной связи в исправительных учреждениях1
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
всего изъято 25643 36060 45181 40090 48252 57482 71143
при попытке доставки 14886 22513 27482 27258 32404 40205 48922
у защитников (адвокатов) 103 77 54 110 81 102 154
у иныхлиц 14524 22157 27234 26890 32038 39762 48478
Кроме того, необходимо отметить, что сотовые телефоны очень часто становятся орудием совершения новых преступлений.
Так, в ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области осужденный, используя свободный выход в социальные сети, путем обмана похитил у гражданки С. денежные средства на сумму 212 тыс. рублей.
В ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области осужденным посредством сотовой связи были совершены мошеннические действия в отношении жительницы г. Тюмени, выразившиеся в получении от нее обманным путем 50 тыс. рублей.
Двое осужденных, отбывающих наказание в ИК-9 УФСИН России по Новгородской области, используя мобильную связь, пытались организовать транспортировку и переброс на территорию исправительного учреждения наркотических веществ.
Двое осужденных, содержащихся в ИК-5 УФСИН России по Белгородской области, посредством сотовой связи три раза делали ложное сообщение в диспетчерскую службу МЧС России о заминировании аэропорта, железнодорожного и автобусного вокзалов в г. Белгороде.
1 О состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: отчеты по форме 2-УИС / ФКУ НИИИиПТ ФСИН России, Тверь, 2007—2013.
Сорокин М.В., Сорокина О.Е. Профилактика административных правонарушений...
729
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
В результате в 2013 году возросло количество обращений из следственных и судебных органов с требованиями принять меры по пресечению подобных преступлений1.
Одним из факторов, способствующих поступлению на территорию исправительных учреждений запрещенных предметов, является малоэффективная работа по предупреждению попыток передачи их гражданскими лицами. Упущения в данном направлении деятельности порождают у правонарушителей чувство безнаказанности и вседозволенности, создают благоприятные условия к тому, чтобы они пытались вновь реализовать свои противоправные замыслы.
В результате безграмотного документирования административных правонарушений и отсутствия дальнейшего взаимодействия с судами различной юрисдикции к гражданским лицам, задержанным за доставку или попытку доставки осужденным запрещенных предметов, применяются минимальные санкции, предусмотренные статьей 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или вообще производство дела об административном правонарушении прекращается2.
В 2013 году судами по причине малозначительности дел, истечения сроков давности их рассмотрения, отсутствия состава административного правонарушения либо их безграмотного документирования в 169 случаях было отказано в возбуждении производства3.
В части 1 статьи 23.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) определено, что органы и учреждения УИС рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.3, — в связи с исполнением сотрудниками УИС обязанностей по обеспечению безопасности и охране учреждений, поддержанию в них установленного режима. В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ сотрудники органов и учреждений УИС уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 и 19.12, — за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС).
Территориальный орган УИС по согласованию с органом местного самоуправления муниципального района либо органом местного самоуправления городского округа определяет границу территории, на которой устанавливаются режимные требования, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу. Граница режимной территории ограждается и обозначается предупредительными знаками. Информация о действующих режимных требованиях помещается в доступных для граждан местах4.
Граждане, находящиеся на прилегающих к исправительному учреждению территориях, на которых установлены режимные требования, в случае выявления фактов передачи либо попытки передачи ими любым способом лицам, содержащимся в учреждениях УИС, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение и использование которых запрещено законом, задерживаются и доставляются в служебное помещение. Данная мера применяется в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя и оформления материалов в порядке, предусмотренном законодательством. Решение о проведении досмотра конкретного лица на территории учреждения и на прилегающей территории, где установлены режимные требования, принимает начальник учреждения, его заместитель, курирующий вопросы режима и оперативной работы, или заместитель начальника учреждения по охране — начальник отдела охраны, а в их отсутствие — дежурный помощник начальника колонии (СИЗО, тюрьмы).
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 27.3 КоАП РФ должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 КоАП РФ, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, уполномочены осуществлять административное задержание. В случае административного задержания, задержанному лицу, в обязательном порядке, должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ. По факту задержания и доставления граждан составляется протокол об административном задержании. Срок административного задержания не должен превышать три часа (ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ), и исчисляется данное время с момента доставления лица в специально отведенное помещение, которое должно отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
1 О недостатках в организации режима и надзора за осужденными в 2013 г.: указание ФСИН России от 24 марта 2014 г. № исх- 08-11588.
2 О профилактике поступления к осужденным запрещенных предметов: указание ФСИН России от 31 октября 2012 г. № 5-20653-07.
3 О привлечении граждан к административной ответственности за передачу осужденным запрещенных предметов в 2013 году: указание ФСИН России от 17 октября 2013 г. № исх-02-36584.
4 Опыт учреждений и органов ФСИН России по предупреждению поступления средств мобильной связи в исправительные учреждения и следственные изоляторы: сборник передового опыта [Текст] / сост. С.Ю. Смирнов [и др.]; НИИ ФСИН России. М., 2010. С. 22.
Юридическая техника. 2015. М 9
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайшие сроки уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке должны уведомляться его родители или законные представители.
Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.
На основании статьи 27.7 КоАП РФ и в целях обнаружения и изъятия запрещенных вещей и документов задержанный подвергается личному досмотру. О проведении личного досмотра граждан, досмотра их вещей, транспортных средств должен составляться протокол досмотра либо делаться соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Досмотру должно предшествовать предложение предъявить вещи или документы, другие предметы, предназначенные для передачи осужденному, а также документы, удостоверяющие личность задержанного. Личный досмотр гражданина производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, транспортных средств осуществляется уполномоченными на то лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при достаточных основаниях полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств может быть осуществлен без понятых. В случае необходимости применяется фото— и киносъемка, видеозапись, иные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в протоколе.
В качестве понятого может привлекаться любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий (обыска, досмотра), их содержание и результаты. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
В статье 29.5 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту дислокации органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Администрации исправительного учреждения, а именно сотруднику, ответственному за данное направление деятельности, необходимо помнить, что протокол об административном правонарушении со всеми материалами направляется судье в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
На практике существует ряд моментов, которые затрудняют работу в данном направлении деятельности.
Во- первых, содержание бланка протокола об административных правонарушениях, закрепленного в приложении № 77 к приказу Минюста России от 3 ноября 2005 года, не соответствует требованиям, закрепленным в КоАП РФ. Кроме того, указанный ведомственный нормативный акт, регламентирует деятельность отделов режима СИЗО и тюрем. В связи с этим мы считаем необходимым на законодательном уровне закрепить новый бланк протокола об административном правонарушении в приказе ФСИН России от 19 декабря 2013 года № 780 «Об утверждения Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечня должностных лиц учреждений и органов уголовноисполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание»1, что позволит соблюсти все права и законные интересы задержанного лица, а также послужит ликвидации практики отказов в принятии судами материалов к рассмотрению.
Во-вторых, в соответствии с приказом ФСИН России от 19 декабря 2013 года № 780 должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в тюрьмах являются: начальник исправительного учреждения; начальник оперативного подразделения, его заместитель, старшие оперуполномоченные, оперуполномоченные; дежурный помощник начальника тюрьмы, его заместитель; начальник караула отдела охраны. В закрепленном перечне отсутствуют должностные лица отделов режима тюрем. В связи с тем, что учетом материалов об административных правонару-
1 Об утверждении Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание: приказ ФСИН России от 19 декабря 2013 года № 780 // СПС «КонсультантПлюс».
Сорокин М.В., Сорокина О.Е. Профилактика административных правонарушений...
731
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
шениях в тюрьмах занимаются сотрудники отдела режима, считаем необходимым пункты 1.10, 3.8 приложения №1 и пункт 12 приложения № 2 изложить в следующей редакции: «начальники подразделений режима воспитательных колоний и следственных изоляторов (тюрем), их заместители, старшие инспекторы, инспекторы».
В-третьих, в действующем уголовно-исполнительном законодательстве юридически не урегулирован вопрос осуществления административного задержания лиц, совершивших административное правонарушение. В нормативных правовых актах отсутствует бланк протокола об административном задержании и проведения досмотра задержанного лица. Указанный пробел в законодательстве требует немедленного устранения, так как действия администрации исправительного учреждения в отношении гражданских лиц в случае их задержания и проведения досмотра с целью изъятия запрещенных предметов должны быть юридически грамотно зафиксированы и оформлены.
Устранение указанных пробелов в законодательстве позволит усовершенствовать работу администрации исправительных учреждений по перекрытию каналов поступления на режимную территорию запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания.
732
Юридическая техника. 2015. № 9