Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ'

О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ»

ные части города через многочисленных торговцев молоком, которые живут в Задвинье и употребляют воду из колодцев для мытья посуды и разбавления молока. Врачи и население не привыкли к систематическим извещениям об инфекционных больных, а главное — не считают эту меру важной в борьбе с инфекциями». Fehrmann подчеркнул также значение жилищного кризиса как фактора, поддерживающего заболеваемость.

В 1925 г. была опубликована работа Vernike «Квартиры и предохранение от болезней». В ней автор приводил убедительные данные о большом количестве плохих и переполненных квартир в городе и отмечал, что это служит причиной непрекращающихся болезней и высокой смертности населения. «Огромные массы населения,— писал Vernike,—живут в условиях, исключающих само понятие о гигиене. В крупных городах преобладают дома, сдающиеся в наем, похожие на казармы, тесно построенные один около другого».

Подробные сведения об антисанитарном состоянии жилищ в большей части районов города приведены в книге Pàrhs «Квартиры Риги». В рабочих районах число переполненных квартир колебалось от 43,1% (8-й участок) до 53,6% (9-й участок). В городе в целом было 37,5% переполненных квартир, в которых проживало 46,4% всего населения его. Число жителей, обитавших в подвальных этажах, достигало 3,8%, а в чердачных — 2,4%; это были главным образом беднейшие слои населения.

В 1927 г. прогрессивный врач Kirchenstein в газете «Латвийский вестник» опубликовал статью о санитарном состоянии Риги. Автор подверг резкой критике санитарный отдел: «До сих пор,— указывал он,— не изданы санитарные правила торговли молоком, молоко продается непастеризованным и контроль за его качеством отсутствует, поэтому мы не можем прекратить эпидемии кишечных болезней».

Таким образом, в буржуазной Латвии санитарное состояние ее столицы было явно неудовлетворительным. Специальной санитарной и противоэпидемической службы не существовало, так же как и единой системы здравоохранения. Непрекращавшиеся инфекционные заболевания объяснялись тяжелым материальным положением широких народных масс, системой платной медицинской помощи, санитарной неблагоустроенностью города, в особенности его окраин, и большим количеством переполненных квартир, которые служили основным очагом распространения инфекционных болезней.

ЛИТЕРАТУРА

Cazeneuve H., L'organisation des services d'higiene publique en Lettonie. Société des Nations. Généve, 1925. — Kirchenstein A., Latvijas vestnesis., 1927, Nr. 47. 101. — V e r n i k e E., Nakotnes spëks., 1925, Nr. 8, c. 387.

Поступила 30/VI 1969 r.

УДК 613.2(07):378.661.3./4

О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ

Т. Ф. Стародубова Кафедра гигиены питания Днепропетровского медицинского института

Кафедры гигиены питания медицинских институтов должны обеспечить соответствующую подготовку молодых специалистов, воспитав у студентов навыки врачебного мышления и обеспечив получение знаний, необходимых для практической работы.

В многообразной деятельности санитарного врача в области гигиены питания важнейшее значение имеет решение двух задач: способствовать рационализации питания населения и предотвратить возникновение пищевых токсикоинфекций, а также предупредить возможность распространения инфекций за счет пищевых объектов.

Этот вид практической работы осуществляется молодыми специалистами на основе изучения принципов рационального питания на кафедрах медицинского института. Программа обучения по гигиене питания предусматривает достаточное по содержанию изложение основ рационального питания и довольно полную характеристику биологической и питательной ценности продуктов как в лекционном курсе, так и в ходе практических занятий. В примерном плане лекций отводится необходимое время для изложения основных принципов правильного питания и рекомендаций по организации питания отдельных групп населения. Прекрасное изложение основ рационального питания в учебниках К. С. Петровского, А. И. Штембер-га и соавт. помогает студенту получить надлежащие знания по этому разделу курса.

Учитывая важность деятельности врача в области организации правильного питания населения, кафедра гигиены питания Днепропетровского медицинского института в процессе производственного обучения на VI курсе каждому студенту выдает индивидуальное задание по гигиенической характеристике питания какой-либо группы населения. Студент изучает питание, используя расчетный метод, дополняет эти сведения лабораторными данными, дает заключение о качестве питания и предлагает рекомендации по его рационализации для данной группы людей.

Однако не менее важным разделом деятельности санитарного врача является предупреждение возникновения токсикоинфекций и интоксикаций и возможности распространения инфекций за счет пищевых объектов, который занимает большую часть времени в работе санитарного врача.

Подготовка студента к этой деятельности должна основываться на хорошем знании клиники и эпидемиологии токсикоинфекций и интоксикаций, эпидемиологии кишечных инфекций и некоторых других заболеваний, передающихся через пищевые продукты.

Однако существующие учебные планы не обеспечивают оптимальных условий для необходимой подготовки студентов в этих вопросах. Преподавание гигиены питания по учебному плану осуществляется раньше всех других профильных дисциплин. Курс гигиены питания читается в VII и VIII семестрах, а преподавание инфекционных заболеваний начинается лишь в VI11 семестре, общая эпидемиология читается на V курсе, а частная— еще позже. Поэтому студенты санитарно-гигиенического факультета слушают лекции по профилактике токсикоинфекций и интоксикаций, не зная их клиники и эпидемиологии, что затрудняет изложение этих вопросов в курсе гигиены питания и ухудшает их усвоение студентами.

В примерном плане лекций, предусмотренном программой по гигиене питания, выделяется 2 академических часа на изложение вопросов профилактики пищевых отравлений. Ввиду неподготовленности студентов по этому разделу указанного времени недостаточно для изложения материала, оно не соответствует объему и удельному весу этого вида деятельности в практике санитарного врача.

Преподавание гигиены питания раньше других гигиенических дисциплин затрудняет изложение целого ряда вопросов. Так, например, сначала студенты слушают курс лекций по организации лечебно-профилактического питания промышленных рабочих-химиков, а затем — по гигиене труда в химической промышленности и т. д.

В деятельности санитарного врача по профилактике инфекций, токсикоинфекций и интоксикаций большое значение имеет хорошее знание санитарного законодательства, санитарных правил и инструкций в области гигиены питания и умение применить их в работе. На лекциях в этом отно-

шении могут быть освещены лишь общие принципиальные положения. В ходе практических занятий, проводимых кафедрой на пищевых объектах, где уделяется внимание и технологии производства, студенты, конечно, знакомятся с санитарными правилами, но ассистенты, лишенные прав государственного санитарного надзора, не могут надлежащим образом продемонстрировать соответствующие навыки.

Таким образом, осуществлять санитарный надзор студент может научиться лишь в процессе практической работы на санитарной станции. Однако в новом учебном плане этот раздел обучения чрезвычайно сокращен. На производственную практику по гигиене питания отведено всего 5 дней после V курса, через год после сдачи экзамена по гигиене питания. За столь короткий срок при наличии разрыва между прохождением курса на кафедре и практикой студент не может в достаточной мере овладеть методикой работы санитарного врача в области санитарного надзора.

Срок производственного обучения по гигиене питания на VI курсе по новому учебному плану значительно сокращен. В то время как кафедра коммунальной гигиены осуществляет производственное обучение на VI курсе в течение 96 часов, кафедра гигиены труда отводит на это 112 часов, кафедра эпидемиологии — 112 часов, производственное обучение на кафедре гигиены питания осуществляется на протяжении лишь 64 часов. В условиях чрезвычайного разнообразия объектов, различных по специфике технологического процесса, определяющей особенности санитарного надзора в разных областях пищевой промышленности и общественного питания, такое сокращение часов производственного обучения по гигиене питания на VI курсе совершенно необоснованно. Кроме того, практическая работа на санитарных станциях является самым важным условием подготовки врача в области санитарной экспертизы продуктов, представляющей собой труднейший и ответственнейший раздел деятельности врача по гигиене питания.

Санитарный врач осуществляет самую сложную и ответственную часть экспертизы продуктов — решает вопрос о возможности использования нестандартного, сомнительного продукта, не имея в этом отношении определенных, строго регламентированных нормативов.

При подготовке в области санитарной экспертизы продуктов студент прежде всего должен получить общую высокую врачебную подготовку и навыки врачебного мышления.

Кроме того, при прохождении курса гигиены питания студент получает специальные знания: изучает гигиеническую характеристику продуктов, методы исследования, при помощи которых выявляются происходящие в продуктах процессы порчи; учится давать заключение о пригодности продукта на основе данных его исследования. Однако в ходе обучения студент знакомится, хотя и довольно глубоко, лишь с ограниченным количеством продуктов.

Глубокая подготовка студентов в области санитарной экспертизы, по-видимому, возможна только в условиях специализации их в области гигиены питания.

В настоящее время при подготовке санитарного врача общего профиля для обеспечения достаточных знаний его в области санитарной экспертизы большое значение имеет выделение достаточного времени для производственного обучения на VI курсе. Сокращение этого раздела занятий крайне нецелесообразно.

Обучение студентов в современных условиях при необходимости освоения все большего объема знаний требует непрерывного совершенствования методики преподавания. Широкая методическая работа ведется на большинстве кафедр гигиены питания, однако обмен опытом в этой области недостаточен. Многие вопросы в преподавании гигиены питания требуют серьезного обсуждения.

Из изложенного следует, что необходимо обсудить все возможности для улучшения условий освоения студентами практических навыков са-

нитарного надзора в области гигиены питания. В этом отношении самому серьезному обсуждению подлежит вопрос о создании базовых санитарных станций, которые могут служить своеобразными клиниками для санитарного врача и обеспечивать возможность преподавания гигиены питания в неразрывной связи с практикой санитарного надзора в этой области.

Поступила 11/1V 1969 г.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 614.72:547.3811-074.543.42.062

СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКРОЛЕИНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ С РЕАГЕНТОМ ТИОСЕМИ КАРБАЗИДОМ

Канд. биологических наук М. Д. Манита, Е. X. Гольдберг

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва, и Московская городская санэпидстанция

Нашей целью было разработать избирательный и чувствительный метод количественного определения акролеина в атмосферном воздухе.

Приступая к исследованию, мы обратили внимание на то, что для характеристики карбонильных соединений могут быть использованы спектры поглощения некоторых производных, например, тиосемикарбазоны. Спектры поглощения этих производных, как а (3-насыщенных, так и а (5-ненасыщенных соединений, в значительной степени отличаются от спектров исходных карбонильных соединений по характеру полос поглощения и интенсивности1. Так как акролеин (СН2=СНСОН) является а [3-не-насыщенным карбонильным соединением, мы решили количественно определять акролеин по светопоглощению тиосемикарбазона — продукта реакции акролеина с тиосемикарбазидом.

Нами были проведены опыты по выявлению оптимальных условий получения растворов тиосемикарбазона акролеина с максимальной интенсивностью светопоглощения. Опыты проводили со свежеприготовленными этанольными растворами чистого акролеина2 (температура кипения 52°, этанол «ректификат» 95% по объему), применяли отечественный реагент тиосемикарбазид. Все измерения оптической плотности проводили с помощью кварцевого спектрофотометра марки СФ-4 в кварцевой кювете с толщиной слоя 1 см.

В результате опытов выявилось, что для данной реакции реагент тиосемикарбазид (ТСК) следует применять в виде 0,2% водного раствора, в соотношении раствора реагента к спиртовому раствору акролеина 1:5. Как установлено (см. рис. 1), оптимальное значение рН реакционной смеси, т. е. раствора акролеина с 0,2% раствором реагента ТСК, при образовании тиосемикарбазона акролеина составляет 1, что соответствует 0,1 н. раствору

1 Ч. Н. Р. Ра о. Электронные спектры в химии. Изд-во «Мир», М., 1964, с. 62.

2 Опыты показали, что спиртовой раствор акролеина нестойкий, так как концентрация такого раствора, равная 0,1 мг/мл, через 19 мин. снижается в 12 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.