Научная статья на тему 'САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ РИГИ В БУРЖУАЗНОЙ ЛАТВИИ'

САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ РИГИ В БУРЖУАЗНОЙ ЛАТВИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ РИГИ В БУРЖУАЗНОЙ ЛАТВИИ»

УДК 614.78(474.3-21 Рига)(091)

САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ РИГИ В БУРЖУАЗНОЙ ЛАТВИИ

Канд. мед. наук Р. П. Богачева

Рижский медицинский институт

К началу 1920 г. латышская буржуазия, опираясь на поддержку англо-американских интервентов и местных меньшевиков, установила свою власть на всей территории республики. Наступил период господства буржуазии, продолжавшийся почти 20 лет. С этого момента экономика Латвии стала постепенно деградировать, страна превратилась в отсталое аграрное государство, в сельском хозяйстве которого, по данным за 1928 г., было занято 68,3 % населения, в промышленности же работало лишь 11,1% жителей.

До 1931 г. сохранялось разделение столицы Латвии Риги на 4 основные части и 12 полицейских участков, входящих в них, а в 1931 г. город в связи с расширением границ был разделен на 40 статистических районов, площадь его составила 202,4 км2, на 1 м2 в среднем приходилось 1702 человека. Территориально население Риги во многом сохраняло свои характерные особенности: центральная часть ее была заселена буржуазией, Московская — преимущественно фабричными и заводскими рабочими, Митавская — мелкими хозяевами, основными поставщиками городу молочных продуктов.

В буржуазной Латвии не существовало единой системы здравоохранения. Медико-санитарное дело было распределено между различными ведомствами и во многом зависело от благотворительных организаций. Санитарных врачей и эпидемиологов не было, и проведением санитарно-профилакти-ческих мероприятий занимались врачи санитарного отдела Рижской управы (4 — по числу основных частей города). Интересные данные о санитарном состоянии Латвии в 1924 г. приведены в работе Сагепеиуе «Организация здравоохранения в Латвии», опубликованной в сборнике ВОЗ. По поручению этой организации автор в 1924 г. подробно ознакомился с санитарным состоянием Риги и Латвии в целом. В своем отчете он указывал на отсутствие санитарной инспекции или санитарных врачей в Латвии. Инфекционной больницы не было, и заболевших инфекционными болезнями помещали в городские больницы, где с этой целью были выделены 564 койки. «В настоящее время,— писал автор,— для диагностики инфекционных заболеваний в Риге имеются лишь две лаборатории: бактериологическая на медицинском факультете университета и микробиологическая при сельскохозяйственном институте, небольшие же лаборатории при городских больницах крайне бедны и недостаточно оснащены для производства сложных анализов». Сагепеиуе отмечал, что Рига является эндемическим очагом брюшного тифа, так как окраины ее почти не имеют водопровода и канализации. Так, с 1922 по 1935 г. длина водопроводной сети увеличилась лишь с 294 до 366 км, а к канализации к 1933 г. присоединено лишь 32,5% всех квартир.

Вот сведения о развитии водопроводной и канализационной сети по участкам города. Максимальное число квартир, подключенных к водопроводу и канализации, было только на центральных участках Риги; квартиры же окраинных районов, заселенных рабочими, были присоединены к водопроводной сети в незначительной части, а к канализационной сети от 0,9 до 2%.

Неблагоприятное санитарное состояние Риги обличал ряд прогрессивных авторов. В 1925 г. РеЬгшапЬ опубликовал работу «Латвия», материалы которой вошли в сборник ВОЗ. Автор сетовал на высокую заболеваемость населения кишечными инфекциями; в 1924 г., например, в Риге заболели брюшным тифом 608 человек. В качестве причин заболеваемости в Риге и в Латвии вообще автор называл отсутствие водопроводной сети на городских окраинах. «Большинство колодцев на окраинах — писал он,— крайне примитивно устроены и открыты заражению, инфекция переносится в осталь-

ные части города через многочисленных торговцев молоком, которые живут в Задвинье и употребляют воду из колодцев для мытья посуды и разбавления молока. Врачи и население не привыкли к систематическим извещениям об инфекционных больных, а главное — не считают эту меру важной в борьбе с инфекциями». Fehrmann подчеркнул также значение жилищного кризиса как фактора, поддерживающего заболеваемость.

В 1925 г. была опубликована работа Vernike «Квартиры и предохранение от болезней». В ней автор приводил убедительные данные о большом количестве плохих и переполненных квартир в городе и отмечал, что это служит причиной непрекращающихся болезней и высокой смертности населения. «Огромные массы населения,— писал Vernike,—живут в условиях, исключающих само понятие о гигиене. В крупных городах преобладают дома, сдающиеся в наем, похожие на казармы, тесно построенные один около другого».

Подробные сведения об антисанитарном состоянии жилищ в большей части районов города приведены в книге Pàrhs «Квартиры Риги». В рабочих районах число переполненных квартир колебалось от 43,1% (8-й участок) до 53,6% (9-й участок). В городе в целом было 37,5% переполненных квартир, в которых проживало 46,4% всего населения его. Число жителей, обитавших в подвальных этажах, достигало 3,8%, а в чердачных — 2,4%; это были главным образом беднейшие слои населения.

В 1927 г. прогрессивный врач Kirchenstein в газете «Латвийский вестник» опубликовал статью о санитарном состоянии Риги. Автор подверг резкой критике санитарный отдел: «До сих пор,— указывал он,— не изданы санитарные правила торговли молоком, молоко продается непастеризованным и контроль за его качеством отсутствует, поэтому мы не можем прекратить эпидемии кишечных болезней».

Таким образом, в буржуазной Латвии санитарное состояние ее столицы было явно неудовлетворительным. Специальной санитарной и противоэпидемической службы не существовало, так же как и единой системы здравоохранения. Непрекращавшиеся инфекционные заболевания объяснялись тяжелым материальным положением широких народных масс, системой платной медицинской помощи, санитарной неблагоустроенностью города, в особенности его окраин, и большим количеством переполненных квартир, которые служили основным очагом распространения инфекционных болезней.

ЛИТЕРАТУРА

Cazeneuve H., L'organisation des services d'higiene publique en Lettonie. Société des Nations. Généve, 1925. — Kirchenstein A., Latvijas vestnesis., 1927, Nr. 47. 101. — V e r n i k e E., Nakotnes spëks., 1925, Nr. 8, c. 387.

Поступила 30/VI 1969 r.

УДК 613.2(07):378.661.3./4

О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ

Т. Ф. Стародубова Кафедра гигиены питания Днепропетровского медицинского института

Кафедры гигиены питания медицинских институтов должны обеспечить соответствующую подготовку молодых специалистов, воспитав у студентов навыки врачебного мышления и обеспечив получение знаний, необходимых для практической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.