к неблагоприятным влияниям факторов внешней среды. Однако такая оценка не должна ограничиваться характеристикой роста ребенка, его веса и окружности грудной клетки в возрастном разрезе; следует выявлять положительно и отрицательно действующие факторы для устранения допущенных ошибок и просчетов.
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что город — это сложный механизм, а гигиена его — большая комплексная проблема, изучающая общие закономерности проживания, труда и отдыха населения в условиях различных городов.
Поступила 1 О/УII 1967 г.
УДК 614.3/.4(470.312)
РАЗВИТИЕ САНЭПИДСЛУЖБЫ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
А. И. Дёжина, М. С. Зускович (Тула)
Восемьдесят лет назад, в 1887 г., при городской управе Тулы была образована санитарная комиссия. По описанию санитарного врача Н. П. Белоусова, Тулу в то время населяло 85 624 жителя. Город был застроен в основном маленькими частными домами. Канализация отсутствовала; 22,4% всех усадеб не имели отхожих мест, а помойные ямы имелись в 19% всех усадеб. Город задыхался в собственных нечистотах. К 1891 г. стала совершенно очевидна необходимость устройства ассенизационных полей, и в 1892 г городское управление решило устроить поля запахивания нечистот. Недоставало воды, на 1 человека ежедневно расходовалось 0,62 ведра ее (около 6 л). Лишь в 1893 г. был построен водопровод для водоснабжения центральной части Тулы.
После Великой Октябрьской социалистической революции санитарная организация Тулы вначале находилась при городском общественном управлении и состояла из 2 санитарных врачей, 2 фельдшеров, 2 объездчиков и 2 отрядов по дезинфекции. Работу их направлял городской санитарный совет, возглавляемый В. П. Грушецким. В обязанности санитарной организации входили осмотр торгово-промышленных заведений, школь-но-санитарный надзор за учащимися городских начальных школ, разработка противоэпидемических мероприятий, учет, составление и выпуск бюллетеней в Туле, производство дезинфекции и изоляция заразных больных.
В состав организованного в июне 1918 г. губернского отдела народного здравия вошло санитарное бюро — рабочий орган губернского санитарного совета, первым председателем которого был Е. Г. Лазарев. Связь губернского санитарного совета с уездами устанавливалась через уездные санитарные советы во главе с санитарными врачами. На них возлагалась профилактика и борьба с эпидемиями.
К 1921 г. насчитывалось 12 уездных санитарных врачей, 12 их помощников, 12 жилищно-санитарных инспекторов, 36 оспопрививателей, 2 десятника по дезинфекционному делу и 12 дезинфекторов. По существующему тогда положению уездный санитарный врач обязан был изучить уезд в санитарном отношении: исследовать условия жизни, заболеваемость и смертность населения, обследовать фабрики, заводы, промышленные и ремесленные учреждения, школы, пищевые объекты и источники водоснабжения. О результатах осмотров с выводами и предложениями санитарный врач докладывал местному или губернскому санитарному совету. Уездный санитарный врач участвовал в разработке проектов обязательных санитарных постановлений, следил за их выполнением, составлял протокол о неисполнении санитарных требований и направлял его в административные комиссии. Вместе с тем он занимался популяризацией гигиенических знаний среди населения, давал заключения о планах всех больниц и других объектов, осматривал местности, назначенные для застройки, и давал свои заключения, вел санитарную статистику, представлял губернскому и уездному отделам народного здравия ежегодно полные отчеты о санитарном состоянии города или уезда по роду его деятельности.
В начале 1919 г. в Туле было создано городское санитарное бюро, возглавляемое доктором А. Н. Юргенсоном. В состав бюро входили 4 санитарных врача, санитарный фельдшер, школьный и больничный врачи, санитарный техник, инженер-архитектор, химик-бактериолог, ветеринарный врач. Санитарное бюро, являясь рабочим органом городского санитарного совета, руководило постановкой санитарного дела в городе, занималось разработкой данных о движении населения, изучением жизни и здоровья рабочих, учащихся и пр., вело наблюдение за движением эпидемических заболеваний, изучало ход и причины их развития, принимало меры борьбы с ними, наблюдало за качеством питьевой воды и пищевых продуктов, за их исследованием, следило за правильностью работы полей запахивания и пр. Для исследования была организована санитарная лаборатория с химиком-бактериологом.
К 1921 г. в городском санитарном бюро имелось 6 санитарных врачей, 4 санитарных фельдшера и 4 жилищно-санитарных инспектора. Был организован бактериологический институт, в котором было 2 врача, ветеринарный врач, химик, старший лаборант и 2 лаборанта. Кроме того, в Туле работало 3 оспопрививателя, 2 дезинструктора и 6 дезинфекторов. Тем не менее Тула продолжала оставаться одним из самых грязных городов России. Например, в кратком докладе о санитарном состоянии города в 1919 г. говорилось: «Тула, являющаяся фабрично-заводским центром, населенным преимущественно бедным малокультурным рабочим классом и в обычное время всегда страдала многочисленными дефектами в смысле санитарного и жилищного благоустройства. Она расположена в котловине и орошается со стороны пологого края мелководной со слабым течением, сильно загрязненной р. Упой. Обилие и ненормально высокое стояние грунтовых вод делает климат сырым и нездоровым в малярийном отношении».
Отсутствие канализации и дренажных сооружений еще более усугубляло положение. Водоснабжение было неудовлетворительным. Городская водопроводная станция (Чулковская) на неглубокой скважине располагалась в центре населенного поселка; постоянно существовала возможность загрязнения водопровода сточными и атмосферными водами с улиц и дворов. Несмотря на введение в 1918 г. постоянного хлорирования водопроводной воды, не прекращались случаи заболевания населения брюшным тифом. Вода была крайне жесткая. Количество ее не могло удовлетворить нужды населения; жители окраины продолжали пользоваться колодцами с водой, малопригодной или вовсе непригодной для питья.
Почва города оставалась загрязненной отбросами из-за отсутствия канализации и недостаточного ассенизационного обоза, а также в силу возраставшего количества сточных вод фабрик и заводов. Жилищный вопрос из-за увеличения численности городского населения, особенно рабочего, сделался невероятно тяжелым. В результате в течение первых послереволюционных лет не прекращались эпидемии сыпного и возвратного тифов, отмечена вспышка азиатской холеры (более 40 случаев). Питание населения до крайности ухудшилось. Вследствие этого в 1919 г. общая смертность составила 6%, а рождаемость—1,1%. Увеличилась заболеваемость туберкулезом. Борьба с эпидемиями и ужасающим санитарным состоянием Тулы явилась одним из основных вопросов, обсуждавшихся на заседаниях губернского и городского санитарных советов. В годы гражданской войны Тула была прифронтовым городом и создавалась опасность эпидемии среди войск. В условиях высокой заболеваемости сыпным, брюшным и возвратным тифами, холерой, оспой и дизентерией отсутствовал специализированный транспорт для перевозки заразных больных и остро ощущался недостаток мест для их госпитализации. Больница испытывала большие затруднения из-за недостатка самых необходимых продуктов.
Для руководства борьбой с эпидемиями при губисполкоме была организована Чрезвычайная санитарная комиссия во главе с И. П. Белкиным. На первом заседании ее в связи с эпидемией сыпного тифа 9/Х 1919 г. была объявлена «неделя чистоты». В течение недели (12—18/Х1) работали все бани, были установлены минимальные цены за мытье. Неимущие и дети до 15 лет мылись бесплатно; каждому выдавалось мыло; в одной из бань был установлен аппарат «Гелиос» для дезинсекции белья.
На других заседаниях Чрезвычайной санитарной комиссии обсуждался вопрос о работе ассенизационного обоза; несмотря на его малочисленность, этот обоз трудно было содержать из-за недостатка фуража, сбруи, саней и пр. Санитарной очистке города уделялось много внимания. Повсеместно были избраны санитарные тройки из представителей отдела управления коммунального отдела и губернского (или уездного) здравотдела. Работали рабочие комиссии борьбы за чистоту.
После Чулковского водопровода с неустойчивым бактериальным составом воды был построен второй артезианский водопровод — Рогожинский, который позволил несколько улучшить водоснабжение большого района города. В 1921 г. была образована лаборатория для экспертизы пищевых продуктов, а коллегия санитарных врачей выбрала 2 врачей (Юдинский и Лавров) по пищевой санитарии. В 1925 г. удалось организовать первую молочнотоварную ферму в совхозе «Медвенка» для сбора молока и обеспечения им детей и больных. Санитарными и ветеринарными врачами Тулы были разработаны ветеринарно-санитарные правила для фермы.
Развитие школьно-санитарного дела шло не менее активно. В 1919 г. при отделах народного образования были организованы школьно-санитарные подотделы. Из-за отсутствия школьных врачей все школы и детские учреждения пришлось разделить между участковыми врачами. В 1920 г. открылись ясли при патронажном заводе, в Чулкове, Заречье, Центральной части города и на Косой Горе, а в 1921 г. — летние детские площадки для детей 1—8 лет. Тогда же в профилактическом подотделе губернского здравотдела выделены отделения — санитарно-эпидемиологическое, пищевой санитарии, благоустройства населенных мест, статистики, санитарного просвещения и борьбы с социальными болезнями.
В 1925 г. по инициативе губернского здравотдела в Туле началась и к 1928 г. закончилась прокладка канализационных коллекторов в Заречье и Чулкове. В том же году в соответствии с обязательным постановлением губисполкома начали осуществляться мероприятия по санитарной охране водоисточников. Сельское же водоснабжение оставалось еще крайне неудовлетворительным: около 10% селений брали воду непосредственно в реках и прудах, 14% селений имели недостаточное число колодцев.
В 1924 г. был впервые организован профилактический диспансер, который состоял из врача, ординатора, санитарного врача, лаборанта, сестры-обследовательницы и вспомогательного персонала. Диспансер в 1927 г. обследовал 472 работников особо вредных профессий: 166 литейщиков, 223 рабочих, изготовлявших самовары и имевших контакт со свинцом, и 120 печатников. Кроме того, проводились спорадические обследования в связи с недомоганиями и интоксикациями среди рабочих некоторых предприятий (металлургический завод, самоварная фабрика, чугунолитейное производство, угольные копи и др.). Лаборатория диспансера выполняла необходимые клинико-лабораторные исследования.
В 1927 г. санитарные врачи начали систематическое исследование промышленных стоков и разработку мер по борьбе с дымом и угольной пылью в атмосферном воздухе ввиду расположения крупных промышленных предприятий в центре города. В Бактериологическом институте в 1927 г. уже работало 5 бактериологов и 2 санитарных химика. Он состоял из отделений: клинико-диагностического, санитарно-гигиенического, бактериологического, сывороточно-вакцинного, гистологического и судебно-медицинского. В 1926 г. началось создание лабораторий в городах — Плавске, Веневе и Алексине.
В 1933 г. по решению ЦИК и СНК СССР организована Государственная санитарная инспекция. Одновременно образовалась ведомственная санитарная служба. Главной задачей санитарной инспекции в годы войны явилось обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия тыла и фронта. А в послевоенные годы в связи с ростом городов и промышленных предприятий, необходимостью защиты водоемов и атмосферы от загрязнения основной функцией ее стал предупредительный надзор; текущий надзор передан санэпидстанциям. Это было оправдано на определенном этапе развития санитарного дела. Однако в дальнейшем оказалось невозможным отрывать предупредительный надзор от текущего и Министерство здравоохранения СССР передало ГСИ санэпидстанциям.
В 1943 г. санитарная инспекция Тулы и области представляла собой еще слабую организацию, ощущался недостаток санитарных кадров, такая же картина наблюдалась и в дальнейшие годы. В 1947 г., например, в области имелось 54 санитарных врача из 62 штатных. В 24 районах санитарными инспекторами работали врачи, в 9 — фельдшера. Насчитывалось 12 лабораторий, из них 2 в области и 10 в районах. В настоящее время лицо санэпидслужбы области резко изменилось. Функционирует 22 санэпидстанции и 8 санэпидотделений больниц, в которых трудятся 250 врачей и более 1000 средних медицинских работников. Большинство санэпидстанций оснащено современной лабораторной техникой, что позволяет проводить лабораторные исследования объектов внешней среды широкого объема. Тула достигла высокого уровня санитарного благоустройства.
Отмечая 50-летие Советской власти, санитарные органы города и области настойчиво добиваются усиления санитарного надзора за объектами внешней среды и снижения инфекционной заболеваемости.
Поступила 10Л/Н 1967 г.
УДК 614.3/.4.07(091 >(470.311)
ОЗЕРСКАЯ САНЭПИДСТАНЦИЯ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Р. И. Болыиешапова, К. А. Агапова (г. Озеры Московской области)
Город Озеры возник на базе бывших текстильных фабрик Моргуновых и Щербаковых; эти предприятия были основаны еще в 1831 г.
В 1917 г. озерские текстильщики вместе с крестьянами установили в своем населенном пункте Советскую власть. Были созданы партийные и профсоюзные организации, а позже и комсомольские.
В годы гражданской войны и интервенции из-за недостатка топлива и сырья местные фабрики не работали. Часть рабочих ушла на фронт, а многие разбрелись по окрестным селам.
Санитарная обстановка и эпидемиологическая ситуация в Озерах в 1917 г. и в дальнейшем были крайне неблагоприятны. Добиться перелома в этой области был призван организованный в 1918 г. в Озерах медико-санитарный отдел, куда входили санитарный врач, помощник санитарного врача и дезинфектор.
Первым санитарным' врачом в Озерах был Л. К- Хоцянов. Санитарная служба не имела ' никакого оснащения. Транспорт отсутствовал, бактериологические анализы проводились в лаборатории Коломны. Из этого же города шло снабжение лечебной сети продовольствием, медикаментами и дезинфекционными средствами. Сообщение с Коломной осуществлялось по железной дороге (поезда в то время ходили 2 раза в неделю) или на лошадях, представляемых групповым правлением озерских фабрик.