УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10102
ББК 67 © С.Г. Гусева, Т.Я. Коняхина, А.П. Скворцова, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Светлана Геннадьевна Гусева, старший научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Татьяна Яковлевна Коняхина, научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Анна Петровна Скворцова, заместитель начальника научно-исследовательского отдела — начальник Отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства об организации органов внутренних дел Российской Федерации обосновано несколько суждений: система органов внутренних дел включает несколько элементов — полиция, органы по контролю за миграцией, органы по контролю за оборотом наркотиков, подразделения Следственного департамента МВД РФ (всего четыре); в основе организации органов внутренних дел находится федеративное устройство Российской Федерации и ее административно-территориальное деление.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция Российской Федерации, федеральный закон, Федеральный закон «О полиции» от 28 января 2011 г., федеративное устройство, субъект Российской Федерации, административно-территориальное деление, орган внутренних дел, организация органов внутренних дел, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
ABOUT LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Svetlana G. Guseva, senior researcher of the Division of planning and coordination of scientific activities of the Department of organization of scientific and publishing activities
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Tatyana Ya. Konyahina, senior researcher of the Division of planning and coordination of scientific activity of the Department of organization of scientific and publishing activity
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail — [email protected]
Anna P. Skvortsova, deputy head of research Department — head of the De-partment of planning and coordination of scientific activities of the Department of organization of scientific and publishing activities Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. The article based on the analysis of legal literature and legislation on the organization of internal affairs
bodies of the Russian Federation justifies several judgments: the system of internal affairs bodies includes several elements: the police, migration control bodies, drug control bodies, and divisions of the Investigative Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (four in total); the organization of internal affairs bodies is based on the Federal structure of the Russian Federation and its administrative-territorial division.
Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal law, Federal law «On police» of January 28, 2011, Federal structure, subject of the Russian Federation, administrative-territorial division, internal affairs body, organization of internal affairs bodies, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Гусева С.Г., Коняхина Т.Я., Скворцова А.П. О правовом регулировании организации органов внутренних дел Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):224-7.
Предметом данной статьи является организация органов внутренних дел в Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории.
Так, О.А. Овчинников высказал следующее суждение: «Общеизвестно, что на формирование проблематики, направлений научных исследований, задающих своим адресатам систему МВД России, влияют потребности практики, а также внутренние закономерности развития науки. В течение последних десятилетий мы наблюдали следующее. С одной стороны, выработку положений и рекомендаций, не соответствующих уровню организационно-правового и материально-технического обеспечения органов внутренних дел, а потому имеющих перспективы применения в будущем. С другой, — в силу известных причин определенную неподготовленность науки к осмыслению новых явлений и процессов в обществе. Отказ от идейно-политического догматизма создал предпосылки к развитию различных научных направлений. Однако органы внутренних дел не получили должного научного обеспечения в решении многих актуальных правовых, организационных и тактических вопросов. Среди них: концептуальное понимание функций Министерства внутренних дел Российской Федерации, а отсюда постановка целей и задач; правовое обеспечение и организационное построение подразделений органов внутренних дел на уровне федеральных округов; обеспечение правопорядка в общественных местах во взаимодействии с негосударственными субъектами правоохранительной направленности и их участие в охране общественного порядка в чрезвычайных ситуациях и т.д.»1.
В.В. Митрохин исследовал «формирование со-
временной и эффективной государственной службы, объектом статьи являются общественные отношения, которые возникают при прохождении службы в органах внутренних дел» («Таковы основополагающие принципы организации и прохождения службы в органах внутренних дел, которые определяют качество соответствующего вида деятельности, а также наполняют его необходимым гуманистическим содержанием, кроме того, рассмотренные нами принципы предопределяют перспективы развития органов и организаций системы МВД России»)2.
М.Ю. Рудь утверждает следующее: «Государственное управление — одна из областей государственной политики, базирующаяся на выработанных в обществе и законодательно закрепленных общесистемных императивных установках (Конституция, законы, указы и т.д.) с учетом теоретико-информационных, кибернетических, экономических, правовых, социологических и других разработок и разнообразных практических факторов, влияющих на содержание и направление государственной политики»3.
В работах авторов-единомышленников (В.В. Корнеев и М.В. Корнеева) «раскрывается понятие контрольной деятельности, рассматриваются виды контроля, определены основные направления деятельности руководителей» («В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время организационно-инспекторский департамент МВД России разработал проект приказа о зональном контроле в системе МВД России и утверждении методики
1 Овчинников О.А. Научные исследования в организации деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. 2009. № 5.
2 Митрохин В.В. Принципы организации и прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 691 — 699.
3 Рудь М.Ю. Организационные основы и принципы государственной и муниципальной службы и проблемы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел // Общество и право. 2008. № 3.
организации и осуществления оперативно-зонального контроля в системе»)1.
Представляются убедительными суждения В.Н. Галузо, фактически являющимся разработчиком нового направления в юридической науке — теории правоохраны2. Названным ученым представлены результаты исследования: «1) следует разграничивать содержание понятия «система органов внутренних дел» в узком и широком смыслах слова; 2) под правоохранительным органом следует понимать систему органов внутренних дел в узком смысле слова; 3) в систему органов внутренних дел в узком смысле слова включаются несколько элементов — полиция, органы по контролю за миграцией, органы по контролю за оборотом наркотиков, подразделения Следственного департамента МВД РФ, которые могут рассматриваться в качестве самостоятельных подсистем; 4) мы отождествляем понятия «система органов внутренних дел» в узком смысле слова и «система органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации»3.
Не столь совершенные результаты научных исследований относительно регулирования организации органов внутренних дел предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации4.
Первоначально обращаемся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации5: это Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.6, в которой,
1 См.: Корнеев В.В., Корнеева М.В. Совершенствование управления органов внутренних дел для повышения эффективности влияния аппаратов МВД, ГУВД, УВД на организацию и конечные результаты работы // Общество и право. 2010. № 1. С. 247 — 250.
2 Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15-16; он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113.
3 Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 203-204.
4 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25 декабря 1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
5 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законода-тельства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
6 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности
опубликования Конституции РФ в офи-циальных источниках
опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение
единообразного исполнения законодательства при отсутствии его
систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
правда, термин «орган внутренних дел» не использован, однако закреплено федеративное устройство Российской Федерации7.
Положения Конституции РФ, как правило, детализируются в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.
Относительно организации органов внутренних дел таковым является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.8. Правда, нельзя не обратить внимание на фактическое отождествление терминов «орган внутренних дел» и «полиция», регламентированное в ином федеральном законе РФ9.
Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 248 от 1 марта 2011 г.10 составляет правовую основу системы органов Министерства внутренних дел РФ. В центральный аппарат МВД РФ ныне входят: Министр внутренних дел Российской Федерации; Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации; Статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации; Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации; Следственный департамент; Главное управление по вопросам миграции; Главное управление по контролю за оборотом наркотиков; Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения; Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Главное управление по противодействию экстремизму; Главное управление собственной безопасности; Главное управление на транспорте; Главное управление уголовного розыска; Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции; Департамент государственной службы и кадров; Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций; Департамент информационных технологий, связи и защиты информации; Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению; Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению
7 Об этом подробнее см.: Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
8 См.: СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; ...; РГ. 2019. 31 декабря.
9 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г., введенном в действие с 1 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1; ...;. РГ. 2019. 31 декабря (ст. 23.3 «Органы внутренних дел (полиция)»).
10 См.: СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334; ...; 2018. № 44. Ст. 6707.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
социальных гарантий; Договорно-правовой департамент; Организационно-аналитический департамент; Национальное центральное бюро Интерпола; Контрольно-ревизионное управление; Оперативное управление; Организационно-штатное управление; Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации; Управление международного сотрудничества; Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий; Управление оперативно-разыскной информации; Управление по организации дознания. Промежуточным звеном между непосредственно Министерством внутренних дел РФ и отделами внутренних дел районов, городов, районов в городах и приравненных к ним, занимают министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Низовым звеном системы органов Министерства внутренних дел РФ являются отделы
внутренних дел районов, городов, районов в городах и приравненные к ним.
В равном по юридической силе нормативном правовом акте также речь идет об организации, но уже полиции: это — Указ Президента РФ «Вопросы организации полиции» № 250 от 1 марта 2011 г.1.
Таким образом, деятельность всех звеньев органов внутренних дел в Российской Федерации урегулирована множеством нормативных правовых актов с разной юридической силой.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, система органов внутренних дел включает несколько элементов: полиция, органы по контролю за миграцией, органы по контролю за оборотом наркотиков, подразделения Следственного департамента МВД РФ (всего четыре).
Во-вторых, в основе организации органов внутренних дел находится федеративное устройство Российской Федерации и ее административно-территориальное деление.
См.: СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1336; ...; 2016. № 50. Ст. 7078.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Административная деятельность полиции
Учебник
Второе издание
Административная деятельность полиции. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Зиборов О.В. и др. 688 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.
Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и администра-тивно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.