УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10415
ББК 67 © С.Г. Гусева, Т.Я. Коняхина, А.П. Скворцова, 2019
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Светлана Геннадьевна Гусева, старший научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Татьяна Яковлевна Коняхина, научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Анна Петровна Скворцова, заместитель начальника научно-исследовательского отдела — начальник Отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Утверждается, что исполнительная власть в Российской Федерации представляет взаимосвязанную систему элементов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Обосновано суждение о том, что федеральные министерства могут быть типологизированы на две группы: федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон РФ, Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 14 мая 1997 г., Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 г., исполнительная власть, государственный орган, федеральное министерство, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
FEDERAL MINISTRY IN THE SYSTEM OF BODIES OF EXECUTIVE BRANCH OF POWER OF THE RUSSIAN FEDERATION
Svetlana G. Guseva, senior researcher of the Division of planning and coordination of scientific activities of the Department of organization of scientific and publishing activities
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Tatyana Ya. Konyahina, senior researcher of the Division of planning and coordination of scientific activity of the Department of organization of scientific and publishing activity
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Anna P. Skvortsova, Division head of research Department head of the De-partment of planning and coordination of
scientific activities of the Department of organization of scientific and publishing activities
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul.
AkademikaVolgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Abstract. Established that the executive power in the Russian Federation is an interconnected system of elements: federal ministries, federal services, federal agencies. It is suggested that federal ministries can be typologized into two groups: federal ministries, the management of which is carried out by the President of the Russian Federation; and federal ministries, the management of which is carried out by the Government of the Russian Federation.
Keywords: Russian Federation, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation «On the Government of the Russian Federation» of 14 may 1997, presidential Decree No. 215 of 15 May, 2018 «On the structure of federal executive bodies», executive power, state body, federal ministry, Ministry of internal Affairs of the Russian Federation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Гусева С.Г., Коняхина Т.Я., Скворцова А.П. Федеральное министерство в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):254-6.
Предметом данной статьи является система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации и место в ней федерального министерства.
Первоначально о состоянии теории.
Так, Д.В. Карпухин «в сравнительно-правовом формате проанализирована деятельность ... недавно созданного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ» (1. Таким образом, создание в системе органов исполнительной власти Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, несомненно, позитивный шаг в административной реформе. Анализ опыта функционирования Рос-строя показал, что статус федерального органа исполнительной власти в виде агентства не отвечает объективно сложившемуся широкому спектру отношений в рассматриваемой сфере, подлежащей правовой регламентации. Создан орган, который обладает не только правоприменительной, но и нормотворческой компетенций. 2. Кроме того, в нормотворческую компетенцию Министерства включен широкий сегмент отношений, связанный с финансово-экономической составляющей строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В то же время следует обратить внимание на наделение вновь созданного Министерства специфическими контрольными функциями, связанными с мониторингом использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности. 3. По сути, наметилась тенденция централизации административных функций в рамках одного федерального органа исполнительной власти. Насколько данное обстоятельство будет способствовать эффективному администрированию социально значимой сферы общественных отношений, покажет дальнейший анализ опыта функционирования данной структуры»)1.
Ю.Я. Чайка, будучи Министром юстиции РФ, сообщил о мерах, принимаемых Министерством юстиции РФ по обеспечению соответствия нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований федеральному законодательству о местном самоуправлении»2.
Авторы — единомышленники (К.М. Конджа-кулян и А.В. Быконя) рассмотрели «государственное управление в сфере безопасности на примере Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы войск Национальной гвардии» («Анализ вышеизложенных нормативно-правовых актов свидетельствует, что некоторые правовые нормы в действующем законодательстве носят дублирующий характер, имеют явно схожие черты, что, на наш взгляд, не способствует эффективному государственному управлению. В этой связи представляется необходимым на уровне федерального законодательства усовершенствовать нормативную базу государственного управления в сфере безопасности путем системного мониторинга, выявления и исключения общих полномочий через призму рационального распределения функции»)3.
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно системы государственных органов исполнительной ветви власти предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации4.
1 Карпухин Д.В. Административно-правовые аспекты деятельности федеральных органов исполнительной власти в жилищной сфере (сравнительно-правовой анализ функционирования Росстроя и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ) // Современный юрист. 2015. № 1. С. 68 — 81.
2 Чайка Ю.Я. О мерах, принимаемых Министерством юстиции Российской Федерации, по обеспечению соответствия нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований федеральному законодательству о местном самоуправлении // Адвокат. 2006. № 4.
3 См.: Конджакулян К.М., Быконя А.В. Государственное управление в сфере безопасности: дублирование и избыточность полномочий на примере Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 1. С. 39 — 44.
4 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
Первоначально обращаемся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации1. Речь идет о Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.2, в которой обнаруживаем упоминание Правительства РФ, как высшего звена системы органов исполнительной ветви власти (статьи 11, 78, 83, 92, 103, 104, 110-117, 125, 134).
Организация и деятельность Правительства РФ урегулированы в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному конституционному закону РФ: Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 14 мая 1997 г.3. Термин «федеральное министерство» упоминается в нескольких статьях данного нормативного правового акта (12, 26, 28, 32).
Сама же система государственных органов исполнительной ветви власти закрепляется в подзаконном нормативном правовом акте. Ныне в Российской Федерация система государственных органов исполнительной ветви власти закреплена в Указе Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 г.4. В данном подзаконном нормативном правовом акте федеральные министерства фактически типологизированы на две группы: федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В первой группе обнаруживаем: Министерство внутренних дел РФ; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции РФ (всего пять федеральных министерств).
1 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
2 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
3 См.: СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; ...; 2017. № 1 (часть I). Ст. 3.
4 См.: СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981; 2018. № 38. Ст. 5834; 2019. № 9.
Ст. 824; № 44. Ст. 6186.
Организация и деятельность перечисленных федеральных министерств также урегулированы подзаконными нормативными правовыми актами.
Так, организация и деятельность Министерства внутренних дел РФ урегулирована Указом Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 248 от 1 марта 2011 г.5.
При этом обращаем внимание на то, что Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 248 от 1 марта 2011 г. принят во исполнение Федерального закона РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.6, в котором справедливо термин «министерство внутренних дел» не употреблен7.
Таким образом, исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется государственными органами, в том числе и федеральными министерствами, организация и деятельность которых, как правило, регулируется подзаконными нормативными правовыми актами.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, исполнительная власть в Российской Федерации представляет взаимосвязанную систему элементов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Во-вторых, федеральные министерства могут быть типологизированы на две группы: федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
В-третьих, федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, возглавляются министрами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от таковой исключительно Президентом Российской Федерации.
В-четвертых, федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, возглавляются министрами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от таковой исключительно Председателем Правительства Российской Федерации.
5 См.: СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
6 См.: СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
7 Подробнее об этом см., например: Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.