Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСАЛТИНГА И МАРКЕТИНГА КАК ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСАЛТИНГА И МАРКЕТИНГА КАК ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНСАЛТИНГ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабалина Л.В., Биденко Т.В., Тимко М.В.

Выполнен анализ правовой базы, обеспечивающей становление консалтинга и маркетинга как факторов инновационной деятельности применительно к условиям Донецкой Народной Республики, выявлены возможности развития этой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON LEGAL SUPPORT OF CONSULTING AND MARKETING AS FACTORS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article analyzed the legal framework that ensures the formation of consulting and marketing as factors of innovation activity in relation to the conditions in the Donetsk People's Republic and identified the possibilities for the development of this basis.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСАЛТИНГА И МАРКЕТИНГА КАК ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Экономико-правовые проблемы обеспечения хозяйственной

деятельности

УДК 346.5(477.62):001.895:658.8

Л.В. ШАБАЛИНА, канд. экон. наук, старший научный сотрудник, е-mail: luda_2270@mail.ru, Т.В. БИДЕНКО, ведущий экономист, е-mail: bidenko.tatyana@gmail.com, М.В. ТИМКО, ведущий экономист, е-mail: mark26328@gmail.com, отдел планирования социально-экономического развития территориальных систем

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСАЛТИНГА И МАРКЕТИНГА КАК ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Выполнен анализ правовой базы, обеспечивающей становление консалтинга и маркетинга как факторов инновационной деятельности применительно к условиям Донецкой Народной Республики, выявлены возможности развития этой базы.

Ключевые слова: инновационная деятельность, факторы инновационной деятельности, консалтинг, маркетинг.

Shabalina L.V., Bidenko T.V., Tim-ko M.V. On legal support of consulting and marketing as factors of innovative activity in the Donetsk People's Republic.

The article analyzed the legal framework that ensures the formation of consulting and marketing as factors of innovation activity in relation to the conditions in the Donetsk People's Republic and identified the possibilities for the development of this basis.

Keywords: innovative activity, factors of innovative activity, consulting activity, marketing activity.

Важнейшая задача, стоящая перед руководством Донецкой Народной Республики, заключается в том, чтобы «изменить существующую сырьевую модель и сформировать модель, позволяющую осуществить инновационный прорыв в экономике» [1]. Для её решения Республике необходимо перейти на инновационный путь развития посредством реализации инновационной деятельности, имеющей соответствующее правовое обеспечение. Это актуализирует проблему исследования факторов, обусловливающих инновационную деятельность, и существующего законодательного обеспечения их влияния.

Понятие «инновационная деятельность» в научной литературе является дискуссионным. Существуют различные

© Л.В. Шабалина, Т.В. Биденко, М.В. Тимко, 2020

его трактовки, представленные в работах В.П. Баранчеева [2], Г.Я. Белякова [3], А.А. Большаковой [4], М.В. Волынкиной [5], Е.В. Красновой [6], Г.Д. Отнюковой [7], М.М. Трапезникова [8], А.А. Трифи-лова [9], В.П. Соловьева [10] и др. авторов.

В публикациях также представлены разные подходы к определению факторов инновационной деятельности. Так, Л.П. Гончаренко к числу факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности, относит экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные факторы

[11]. В публикации Я.И. Никонова выделены экономические, организационные, финансовые и нормативно-правовые факторы инновационной деятельности

[12]. В работе Г.Я. Беляковой и Ю.А. Чайран приводятся 10 групп факторов, обусловливающих инновационную деятельность: научно-технологический и образовательный, нормативно-правовой, организационный, институциональный, производственный, кадровый и социальный, информационный, экономический и финансовый, маркетинговый, кооперации и сотрудничества [3]. Некоторым факторам инновационной деятельности, таким как консалтинг и пр., посвящены отдельные публикации, например, К.В. Рзаева

[13], Х. Амаэгбери [14] и др. авторов.

Анализ и обобщение материалов

публикаций позволяют сделать следующие выводы относительно понятия «инновационная деятельность» и факторов ее обусловливающих. Под инновационной деятельностью в литературе понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, а также включающий в себя комплекс технологических,

управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. К числу важнейших факторов, обусловливающих инновационную деятельность, авторы публикаций относят: институциональные, социальные, организационные, финансовые, информационные, консалтинговые, маркетинговые, кадровые и др. Однако до настоящего времени правовое обеспечение влияния этих факторов на инновационную деятельность в условиях ДНР не изучено.

Целью работы является изучение существующей правовой базы, обеспечивающей влияние таких факторов как консалтинг и маркетинг на инновационную деятельность в условиях ДНР и выявление возможностей развития этой базы.

Консалтинговая деятельность реализуется посредством оказания различных видов консультационных услуг на всех этапах инновационного процесса. Это связано с выявлением проблем, их анализом и предоставлением рекомендаций по выбору наиболее эффективного решения. Цель консультирования, как правило, сводится к даче рекомендаций, заключений, в представлении и защите интересов заказчиков в судах и иных органах. Основы правового регулирования консалтинговых услуг изложены в Гражданском кодексе ДНР (ГК ДНР) [15] - в гл. 40 «Возмездное оказание услуг» и гл. 51 «Поручение», на основании которых юридическая консультация осуществляется путем заключения договора между субъектами инновационной деятельности по оказанию услуг. Консалтинговые услуги регулируются также Законом Украины «Об аудиторской деятельности» [16], согласно которому аудиторы (аудиторские фирмы) могут предоставлять другие аудиторские услуги, связанные с их профессиональной деятельностью, в частности, в форме консультаций по вопросам бухгалтерского учета и фи-

нансовой отчетности, экспертизы и оценки состояния финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. В Законе ДНР «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» [17] указано, что адвокат предоставляет консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме. Согласно закону ДНР «О таможенном регулировании» [18], таможенные органы оказывают консультационные услуги заинтересованным лицам по вопросам, касающимся таможенного законодательства и таможенного дела.

Защита прав потребителей осуществляется в Республике на основании закона ДНР «О защите прав потребителей» [19], согласно которому органы местного самоуправления имеют право создавать при их исполнительных органах структурные подразделения по вопросам защиты прав потребителей и для их консультирования. Регламентирование консалтинговых услуг при осуществлении внешнеэкономической деятельности осуществляется в ДНР на основании Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» [20].

Опираясь на опыт зарубежных стран, целесообразно рассмотреть вопрос о создании в Республике классификатора консалтинговых услуг. Так, в Европейском справочнике - указателе консультантов по менеджменту [21] выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 групп. В их числе: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационные технологии, специализированные услуги. Данный классификатор может быть положен в основу формирования «портфеля» консалтинговых организаций, создаваемых на территории ДНР.

Предоставление консалтинговых услуг в сфере науки ДНР может осуществляться в специально создаваемых научных (инновационных) парках, организация и деятельность которых регламентируется Законом Украины «О научных парках» [22]. Согласно закону, сотрудники научного парка осуществляют информационно-методическое, правовое и консалтинговое обеспечение учредителей и партнеров научного парка, предоставление патентно-лицензионной помощи. Следует отметить, что в ДНР функционирует единственный научный парк - технопарк ДонНТУ «УНИТЕХ» [23], который в настоящее время практически не ведет инновационную деятельность.

Одним из инструментов консалтинга в сфере инновационной деятельности является трансферт технологий, представляющий собой передачу научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции. Для обеспечения инновационного развития экономики Республики необходимо создание центров трансфера технологий при посредничестве Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ), который, согласно Положению «О ГКНТ» [24], разрабатывает мероприятия по стимулированию и поддержке развития предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений. Механизм правового регулирования данной деятельности в ДНР осуществляется на базе Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» [25]. Он определяет правовые, экономические, организационные и финансовые основы государственного регулирования деятельности в сфере трансфера технологий, а также цель, полномочия государственных органов в

этой сфере, механизм их передачи. Стратегическая эффективность центров трансфера технологий состоит в том, что они не только обеспечивают разработку и прикладное использование технологий в рамках определенных проектов, но и позволяют компаниям формировать базу научно-технических знаний для будущего технологического лидерства на рынке.

Для осуществления эффективной инновационной деятельности государству необходимо наличие технологической платформы, на которой помимо информации об отдельных инновационных разработках, а также мировых тенденциях развития инновационной деятельности, субъекты инновационной деятельности смогут осуществлять полноценное взаимодействие друг с другом. В Республике аналогом данной платформы является Инвестиционный портал Министерства экономического развития (МЭР) ДНР [26]. Для активизации усилий по созданию перспективных технологий, новых продуктов (услуг), привлечения дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на портале, с участием всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), целесообразно совместно с ГКНТ провести работы, направленные на расширение функциональных возможностей по поиску, объединению, информационному сопровождению и обеспечению заинтересованных сторон в реализации инновационных и инвестиционных проектов.

С целью оптимизации времени обращения граждан по вопросам в сфере научно-технической деятельности целесообразно использовать в подведомственном ГКНТ подразделении - Государственное учреждение «Институт научно-технической информации» (ИН-ТИ) технологию «единого окна». Суть технологии заключается в оказании услуг в одном месте, от подачи заявления до

выдачи результатов решения исполнительного или иного органа. Это ускорит и одновременно упростит процесс инновационной деятельности в Республике.

Представляется возможным создание в ДНР отраслевых ассоциаций, отдельные аспекты их деятельности предусмотрены ГК ДНР. Основной целью таких организаций является лоббирование интересов отрасли, продвижение продукции на внешнем и внутреннем рынках, работа по улучшению качества и модернизации заводов и предприятий, повышение имиджа отрасли. Ассоциации могут организовывать и проводить различные ознакомительные мероприятия, выставки достижений и новых технологий. Их цель — помочь найти новых деловых партнеров, осуществлять обмен полезными контактами и технологиями. Содействующую функцию относительно деятельности отраслевых ассоциаций должны осуществлять соответствующие отраслевые министерства ДНР. Необходимо начать разработку и последующее принятие в Республике закона «О некоммерческих организациях», который позволит сформировать и усовершенствовать законодательство ДНР в вопросах деятельности некоммерческих организаций, в том числе отраслевых ассоциаций, обеспечить взаимодействие и сотрудничество с органами государственной и местной власти, организациями и гражданами. Целесообразно также разработать закон ДНР «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов государства».

Выполненный анализ позволяет сделать следующие выводы. Разработанные в Республике правовые акты свидетельствуют о том, что правотворческая работа в направлении обеспечения консалтинга как фактора инновационной деятельности осуществляется, однако она недостаточна для становления консал-

тинга в качестве фактора позитивного влияния на инновационную деятельность. До настоящего времени в Республике, применяются нормативные правовые акты Украины и Российской Федерации. Кроме того, не урегулированы отношения между субъектами инновационной деятельности - государством, бизнес-структурами, научными организациями и гражданским обществом, отсутствует законодательное обеспечение трансфера технологий и др.

Значимым фактором развития инновационной деятельности в государстве является маркетинг. Применение современных методов и инструментов маркетинга могут привести к привлечению инвестиционных ресурсов в Республику, увеличению деловой активности, повышению привлекательности территории и развитию инновационной деятельности. Анализируя маркетинговую деятельность как фактор инновационной деятельности со стороны законодательной базы, целесообразно рассматривать её взаимосвязь с основными элементами, такими как: товар, цена, сбыт и продвижение. Особое значение имеет правовое регулирование вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью производителей, касающихся прав потребителей, а также методов государственного контроля и управления качеством товаров.

Основным источником правового регулирования маркетинговой деятельности в инновационной сфере является ГК ДНР, где определены формы ведения предпринимательской деятельности, виды договоров, формы сделок. Отдельные области маркетинговой деятельности регулируются правовыми нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах ДНР. Так, взаимоотношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями регулируются Законом ДНР «О защите прав потребителей» [19].

В случае проведения маркетинговых исследований специализированным агентством зачастую возникает вопрос о возможностях использования и распространения результатов исследования самой фирмой, агентством или третьим лицом. Эти правовые вопросы касаются также использования исключительных и авторских прав, которые предусмотрены ГК ДНР. Проведение маркетинговых исследований в Республике регулируется Законом ДНР «Об информации и информационных технологиях» [27], согласно которому определяется порядок применения правовых норм для получения, использования, распространения и хранения информации. Этот аспект правоотношений становится особо актуальным в случае сбора информации о деятельности конкурентов. При проведении маркетинговых исследований и опросов физических лиц необходимо учитывать требования, изложенные в Законе ДНР «О персональных данных» [28], а также в Законе ДНР «О средствах массовой информации» [29], в которых указано, какую информацию можно собирать, а также способы ее сбора и обнародования.

Маркетинговые отношения, возникающие в сфере товарной политики, регулируются Законом ДНР «О безопасности и качестве пищевых продуктов» [30]. Он осуществляет правовое регулирование отношений в сфере обеспечения качества пищевых продуктов. Согласно Закону ДНР «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» [31], юридические лица, занимающиеся производством и продвижением товаров, обязаны оформлять лицензию на свою деятельность.

Правовое обеспечение государственной политики в сфере стандартизации хозяйственной деятельности субъектов ДНР осуществляется на основании Указа Главы ДНР «О применении стандартов на территории Донецкой Народ-

ной Республики» [32]. Согласно указу, в целях обеспечения единой государственной политики в сфере стандартизации, в ДНР применяются стандарты Российской Федерации (РФ), не противоречащие законодательству ДНР и наделенные статусом государственных. При этом, в указе отмечается, что в случае отсутствия соответствующего стандарта и другого нормативного документа по стандартизации Российской Федерации, применяются стандарты Украины, действовавшие на момент вступления в силу Конституции

ДНР.

В сфере стандартизации основным нормативным правовым актом, регулирующим данную область, является Федеральный Закон РФ «О стандартизации в Российской Федерации» [30]. В области технического регулирования применяется Федеральный Закон РФ «О техническом регулировании» [31]. Он регулирует отношения в сфере исполнения обязательных требований к продукции, зданиям и сооружениям, процессам проектирования, а также оценку их соответствия. С целью регламентирования деятельности в сфере обязательного подтверждения соответствия продукции принятым стандартам, в ДНР применяется Постановление Правительства РФ «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» [32]. Согласно постановлению, утверждается единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Следует отметить, что в сфере алкогольной и табачной продукции, в том числе ее сертификации, регулирование осуществляется на основании Закона ДНР «О государ-

ственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» [33]. С целью подтверждения соответствия качества продукции для экспорта в Российскую Федерацию и в страны Евразийского экономического союза, Министерством промышленности и торговли ДНР в 2018 г. был создан орган по сертификации и испытательный центр - ООО «Донстандартметрология» (на базе Государственного предприятия «Донецкстан-дартметрология»» [34]. Документы, выдаваемые данным органом, являются легитимными на территории РФ и стран ЕАЭС.

Техническое регулирование в Республике осуществляется также посредством: Указа Главы ДНР «О государственной системе технического регулирования (стандартизации, сертификации) и обеспечения единства измерений (метрологии)» [35]; приказов Министерства промышленности и торговли ДНР (Приказ «О назначении уполномоченного субъекта хозяйствования» [36], Приказ «О создании Системы добровольной сертификации «Стандарт Донбасса» [37]). Следует отметить, что Министерство промышленности и торговли ДНР разработало Стратегию формирования системы технического регулирования в ДНР, которая находится на согласовании в Научно-технической комиссии по стандартизации.

В ДНР разработан также проект закона «О техническом регулировании» [38], в котором будут регламентированы единые правила установления требований к продукции и процессам ее проектирования (включая научные изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг.

В области ценообразования маркетинговая деятельность регулируется За-

коном ДНР «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» [39]. Применяется также Постановление Совета Министров ДНР «Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики» [40]. Некоторые аспекты ценообразования закреплены в Законе ДНР «О налоговой системе», в котором представлены принципы определения цены товара в целях налогообложения; совокупность налогов, действующих на территории Республики и формирующих окончательную цену товара и др. Сбытовая система регламентируется Законом ДНР «О рынках и рыночной деятельности» [41], в котором прописаны принципы организации и регулирования деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемой на рынках, расположенных на территории Республики. Один из аспектов маркетинга -реклама, как средство продвижения товара, регулируется Законом ДНР «О рекламе» [42].

Контроль маркетинговых услуг при реализации внешнеэкономической деятельности в ДНР осуществляется на основании Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» [20]. Некоторые аспекты правового регулирования маркетинговой деятельности в инновационной сфере на внешних рынках реализуется на основании «Временного положения о порядке аккредитации субъектов внешнеэкономической деятельности и регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов) субъектов внешнеэкономической деятельности Донецкой Народной Республики» [43]. Его цель заключается в контроле за осуществлением всех видов внешнеэкономических сделок посредством проведения инспекционной работы. Однако Временное положение является подзаконным нормативным правовым актом и в полной мере не обеспечивает должного регулирования

внешнеэкономической деятельности на законодательном уровне. Необходимо отметить, что в Республике разработан законопроект «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [44] (находится на рассмотрении в Правительстве). Он будет обеспечивать государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике государства в соответствии с международными договорами и законодательством Республики. Таможенное оформление, порядок подачи и регистрации документов при пересечении товаров через границу регулируется Законом ДНР «О таможенном регулировании» [18].

Для регулирования конкурентных отношений в сфере маркетинговой деятельности в Республике применяется Положение «О создании Республиканской антимонопольной службы» [45]. Кроме того, на рассмотрении в Правительстве находится законопроект «О защите конкуренции» [46], который позволит использовать законодательный инструментарий для оперативного реагирования на факты неконкурентного экономического поведения участников товарных рынков.

Инновационное развитие территории с учетом маркетинговой деятельности, предусматривает определение и формулирование цели или системы целей, которые ставятся перед какой-либо территорией или городом на определенный период времени. Исходя из этого, необходимо принять Стратегию инновационного развития Донецкой Народной Республики, в том числе её городов.

Одним из основных инструментов брэндинга территорий/городов является интернет-маркетинг. Его основные преимущества заключаются в следующем: информативность, высокая результатив-

ность, а также большой охват целевой аудитории. Важнейшее направление инновационного маркетинга - применение интернет-портала, который позволяет донести до инвесторов нужную информацию о территории/городе, а также получить обратную связь. Базовой платформой для этого может стать Инвестиционный портал Министерства экономического развития ДНР, на котором потенциальные инвесторы могут ознакомиться с ключевыми характеристиками экономических, научных, социальных достижений Республики. Данная платформа способна стать эффективным инструментом формирования благоприятного брэнда территории, посредством которого создаются четкие ориентиры, указывающие на ее особенности и конкурентные преимущества.

Следует отметить, что в настоящее время МЭР ДНР осуществляет СМС-оповещение граждан Республики о проведении выставочных ярмарок, на которых представляются инновационные достижения в сфере научно-технического прогресса. Однако для инновационного брэндинга территории это является недостаточным, поскольку потенциальные инвесторы (в том числе иностранные), не могут получить доступ к информации о результатах данных выставок и, как следствие, не смогут принять участие в инновационной деятельности, реализуемой в Республике. МЭР ДНР должно наполнять Инвестиционный портал соответствующей информацией и, тем самым, через данную платформу развивать инновационный брэнд Республики. МЭР ДНР необходимо также организовывать выставочно-конгрессные мероприятия, конференции, форумы, семинары и т.п. на территории Республики (по возможности и в других государствах), для продвижения и популяризации потенциала территории и его конкурентных преимуществ, которые будут способствовать

развитию экономических и торговых отношений в инновационной сфере, формировать и укреплять положительный инновационный имидж территории в других странах при взаимодействии с Министерством иностранных дел ДНР и Министерством промышленности и торговли ДНР.

В Республике в октябре 2019 г. впервые прошел Донецкий международный инвестиционный форум [47]. Его деятельность была направлена на улучшение инвестиционного климата Республики и развитие внешних экономических и деловых связей. Целесообразным является проведение данного мероприятия на постоянной основе, что может стать площадкой для инновационного развития и привлечения инвестиций, а также продвижения инноваций на внутренний и внешний рынки.

Таким образом, анализ показал, что действующее в ДНР законодательство не в состоянии в полном объеме регулировать отношения в области маркетинговой деятельности в целом, а также обеспечивать инновационный маркетинг.

Для изменения ситуации к лучшему в сфере инновационного маркетинга целесообразно развивать Инвестиционный портал Министерства экономического развития ДНР, позволяющий субъектам инновационной деятельности знакомиться с её конкурентными преимуществами государства. Для этого следует наполнять портал информацией об инновационных достижениях в Республике и обеспечивать доступ к информации всем заинтересованным сторонам. Для развития внешнеэкономической и инновационной деятельности предприятий Республики необходимо создать орган, занимающийся продвижением товаров на внешние рынки.

В заключение следует отметить, что для становления консалтинга и маркетинга, как факторов инновационной дея-

тельности, недостаточно имеющегося в ДНР законодательного обеспечения. Правотворческая работа в Республике должна быть направлена на разработку правовой базы, идущей на смену действующих в ней законов Украины и Российской Федерации. Правовые акты должны приниматься поэтапно, в зависимости от их значимости для обеспечения влияния консалтинга и маркетинга на инновационную деятельность. Для развития инновационной деятельности, в том числе инновационного консалтинга и маркетинга, целесообразным является принятие в ДНР следующих законов: «Об инвестиционной деятельности», «О некоммерческих организациях», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др.

Список использованной литературы

1. В рамках работы дискуссионной площадки «Траектория роста» состоялось обсуждение новой модели экономического развития [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития ДНР. - URL: http ://mer. govdnr.ru/index. php?opti on=com _content&view=article&id=7868: v-ramka kh-raboty-diskussi onnoj -ploshchadki -traek toriya-rosta-sostoyalos-obsuzhdenie-novoj-modeli-ekonomicheskogo-razvitiya& catid=8&Itemid=141

2. Баранчеев, В.П. Управление инновациями / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин; 2-е изд., пер и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 264 с.

3. Беляковой, Г.Я. В состоянии прорыва: факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности / Г.Я. Беляковой, Ю.А. Чайран // Креативная экономика. - 2014. - № 11 (95). - С. 163-170.

4. Большакова, Е.А. Формирование понятийного аппарата в системе инновационной деятельности предприятия / Е.А. Большакова // Ярославский педагогиче-

ский вестник. Гуманитарные науки. -2012. - № 1. - Т. 1. - С. 100-103.

5. Волынкина, М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 192 с.

6. Краснова, Е.В. Инновационная деятельность в машиностроении / Е.В. Краснова, И.С. Колиев, Ю.А. Моргунов, Б.П. Саушкин // РИТМ машиностроения. - 2019. - № 4. - С. 20-31.

7. Отнюкова, Г.Д. Понятие и признаки инновационной деятельности / Г.Д. Отнюкова // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МПОА). - 2015. - № 1. -С. 42-49.

8. Трапезникова, М.М. К вопросу о понятии инновационной деятельности в законодательстве Российской Федерации / М.М. Трапезникова // Петербургский экономический журнал. - 2014. -№ 4. - С. 62-67.

9. Трифилова, А.А. Управление инновационным развитием предприятия / А.А. Трифилова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.

10. Словьев, В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетиче-ские эффекты инноваций) / В.П. Словь-ев. - К.: Феникс, 2006. - 560 с.

11. Инновационная политика: учеб. для бакалавриата и магистратуры / под ред. Л.П. Гончаренко. - М.: Юрайт, 2016. - 502 с.

12. Никонова, Я.И. Роль государства в формировании инновационной экономики России [Электронный ресурс] / Я.И. Никонова. - URL: https:// cyb erleninka.ru/article/n/rol -gosudarstva-v-formirovanii-innovatsionnoy-ekonomiki-rossii-1/viewer

13. Рзаев, К.В. Организация консалтинговой деятельности как фактора повышения инновационной активности предприятий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / К.В. Рзаев. - М., 2000. -

222 c. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/ organizacij a-konsaltingovoj -dejatelnosti-kak-faktora-povyshenij a-innovacionnoj .html

14. Амаэгбери, Х. Консалтинг и управляющие компании как факторы инновационного развития сельского предпринимательства в Нигерии / Х. Амаэгбери // Наука и инновации. - 2014. - № 4 (134). - С. 40-44.

15. Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от

13.12.2019 г. № 81-QHC (в ред. от

05.10.2020 г.) № 196-ПНС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https:// dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/grazhdanskij-kodeks-done tskoj -narodnoj -respubliki/

16. Про аудиторську дiяльнiсть: Закон Украши вщ 22.04.1993 р. № 3125-XII (у ред. вщ 12.12.2012 р.) [Электронный ресурс]. - URL: https://zakon.rada. gov.ua/l aws/show/3125-12/ed20121212# Text

17. Об адвокатуре и адвокатской деятельности: Законе ДНР от 01.10.2020 г. № 199-ПНС (по состоянию на 06.10.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https://dnrsovet.su/ zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zako ny/zakon-donetskoj -narodnoj -respubliki-ob-advokature-i-advokatskoj-deyatelnosti/

18. О таможенном регулировании: Закон ДНР от 25.03.2016 г. № 116-IHC (по состоянию на 01.09.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https:// dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narod noj-respubliki-o-tamozhennom-regulirova nii-v-donetskoj -narodnoj -respublike/

19. О защите прав потребителей: Закона ДНР то 18.06.2015 г. № 53-ШС (по состоянию на 16.03.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт

Народного Совета ДНР. - URL: https:// dnrsovet.su/zakon-dnr-o-zashhite-prav-potre bitelej/

20. Про зовнiшньоекономiчну дiяльнiсть: Закон Украши вщ 16.04.1991 р. № 959-XII (у ред. вщ 19.04.2014 р.) [Электронный ресурс]. - URL: https ://zakon. rada.gov .ua/l aws/show/959-12/ed20140419#Text

21. Международная классификация консалтинговых услуг [Электронный ресурс] // Некоммерческая организация. Гильдия Маркетологов. - URL: https:// www.marketologi.ru/publikatsii/stati/mezhd unarodnaja-klassifikatsija-konsaltingovykh-uslug/

22. Про науковi парки: Закон Украши вщ 25.06.2009 р. № 1563-VI (у ред. вщ 05.12.2012 р.) [Электронный ресурс]. - URL: https://zakon.rada. gov.ua/laws/show/959-12/ed20140419#Text

23. Технопарк ДонНТУ «УНИТЕХ» [Электронный ресурс] // Сайт Донецкого национального технического университета. - URL: https://donntu.org/techpark

24. Об утверждении новой редакции Положения о государственном комитете по науке и технологиям Донецкой Народной Республики: Постановление Правительства ДНР от 17.04.2020 г. № 20-5 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства ДНР. - URL: https ://pravdnr. ru/npa/postanovlenie-pravi -telstva-doneczkoj -narodnoj -respubliki-ot-17-aprelya-2020-goda-%E2%84%96-20-5-ob -utverzhdenii-novoj -redakczii-polo-zheniya-o-gosudarstvennom-komitete-po-nauke-i-tehnologiyam-don/

25. Про державне регулювання дiяльностi у сферi трансферу технологiй: Закон Украши вщ 14.09.2006 р. № 143-V (у ред. вщ 05.12.2012 р.) [Электронный ресурс]. - URL: https://zakon.rada.gov.ua/ laws/show/143-16/ed20121205#Text

26. Инвестиционный портал Министерства экономического развития ДНР [Электронный ресурс] // Официальный

сайт Министерства экономического развития ДНР. - URL: https://invest.gov dnr.ru/#

27. Об информации и информационных технологиях: Закон ДНР от 07 августа 2015 г. № !-278П-НС (по состоянию на 12.09.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakono datelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/ zakon-donetskoj -narodnoj -respubliki-ob-informatsii-i-informatsionnyh-tehnologiyah/

28. О персональных данных: Закон ДНР от 19.06.2015 г. № 61-IHC (по состоянию на 24.04.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/ zakon-donetskoj -narodnoj -respubliki-o-per sonalnyh-dannyh/

29. О средствах массовой информации: Закон ДНР от 29.06.2015 г. № 59-IHC (по состоянию на 27.12.2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet. su/zakon_doneckoj_ naro dnoj_respubliki_o_sredstvah_massovoj_info rmacii/

30. О безопасности и качестве пищевых продуктов: Закон ДНР от 08.04.2016 г. № 120-IHC (по состоянию на 12.09.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https://dnrsovet.su/ za-konodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zako ny/zakon-donetskoj -narodnoj -respubliki-o-bezopasnosti-i-kachestve-pishhevyh-produ-ktov/

31. О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности: Закон ДНР от 27.02.2015 г. № 18-IHC (по состоянию на 16.08.2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https:// dnrsovet.su/zakon-dnr-o-litsenzirovanii/

29. О применении стандартов на территории Донецкой Народной Республики: Указ Главы ДНР от 22.11.2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 399 в ред. от 09.12.2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Главы ДНР. - URL: https://gisnpa-dnr. ru/npa/0001-399-20161122/

30. О стандартизации в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ № 162-ФЗ от 29.06.2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/39815/page/5

31. О техническом регулировании: Федеральный Закон РФ № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. (в ред. от 28.11.2018 г. № 449-ФЗ) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18977

32. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии: Постановление Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 г. (в ред. от 20.11.2019 г. № 1476). - URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/18977

33. О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий: Закон ДНР от 17.10.2016 г. № 149-IHC (по состоянию на 22.08.2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https://dnrsovet.su/-zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/-zakony/zakon-donetskoj -narodnoj -respub-liki-o-gosudarstvennom-regulirovanii-proi-zvodstva-i-oborota-spirta-etilovogo-alko-golnoj-produktsii-i-tabachnyh-izdelij/

34. В ДНР создан единый орган по сертификации экспортируемой продукции и испытательный центр ООО «Дон-стандартметрология» [Электронный ресурс] // DNR LIVE: Деловой портал. -URL: https://dnr-live.ru/v-dnr-sozdan-edinyiy-organ-po-sertifikatsii-eksportirue-moy-produktsii/

35. О государственной системе технического регулирования (стандартизации, сертификации) и обеспечения единства измерений (метрологии): Указ Главы ДНР от 13.06.2018 г. № 179 (в ред. от 10.07.2018 г.) [Электронный ресурс] // ГЛАВ бух ДНР. - URL: https://gb-dnr.com/normativno-pravovye-akty/6401/

36. О назначении уполномоченного субъекта хозяйствования: Приказ Министерства промышленности и торговли ДНР от 01.08.2018 г. № 119 (в ред. от 22 августа 2018 г. № 135) [Электронный ресурс] // ГЛАВ бух ДНР. - URL: https://gb-dnr. com/normativno-pravovye-akty/6571/

37. О создании Системы добровольной сертификации «Стандарт Донбасса»: Приказ Министерства промышленности и торговли ДНР от 16.01.2017 г. № 1 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: https://www.mpt-dnr.ru/-documents/90-prikaz- 1-ot-16-01-2017-o-sozdanii-sistemy-dobrovolnoi-sertifikacii-standart-donbassa.html

38. О техническом регулировании: Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики № 818-КД [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда ДНР. - URL: https://supcourt-dpr.su/zakonodatelnaya-iniciativa/zaklyucheniya/zaklyuchenie-k-proektu-zakona-doneckoy-narodnoy-345

39. О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности: Закон ДНР от 21.08.2015 р. № 76-IHC (по состоянию на 24.04.2020 р.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://-dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/-prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narod-noj-respubliki-o-gosudarstvennom-nadzore-v-sfere-hozyajstvennoj -deyatelnosti/

40. Об утверждении Порядка регулировании и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики: Постановление Совета Министров

ДНР от 03.06.2015 г. № 10-41 [Электронный ресурс] // Официальный сайте Правительства ДНР. - URL: https://-pravdnr.ru/npa/postanovlenie-soveta-mini-strov-doneczkoj-narodnoj-respubliki-ot-03-iyunya-2015 -g-%E2%84%96-10-41 -ob-utverzhdenii-poryadka-regulirovanii-i-kont-rolya-czen-tarifov-na-territorii-doneczkoj-narodn/

41. О рынках и рыночной деятельности: Закон ДНР от 08.04.2016 г. № 121-IHC (по состоянию на 12.09.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet. su/ zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donets-koj -narodnoj -respubliki-o-rynkah-i-rynoch-noj-deyatelnosti/

42. О рекламе: Закон ДНР от 22.12.2017 г. № 198-IHC (по состоянию на 12.09.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета дНр. - URL: https://dnrsovet.su/-zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/-zakony/zakon-donetskoj -narodnoj -respub-liki-o-reklame/

43. Об утверждении временного положения о порядке аккредитации субъектов внешнеэкономической деятельности и регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов) субъектов внешнеэкономической деятельности Донецкой Народной Республики: Приказ Министерства доходов и сборов ДНР от 14.05.2015 г. № 154 (по состоянию на 11.06.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства доходов и сборов ДНР. - URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0013-154-20150514/

44. В Народном Совете обсудили разработку законопроекта «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (11.09.2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/v-narodnom-sovete-ob-sudili-razrabotku-zakonoproekta-ob-osno-

vah-gosudarstvennogo-regulirovaniya-vne-shnetorgovoj -deyatelnosti/

45. О создании Республиканской антимонопольной службы: Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.08.2016 г. № 10-34 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства ДНР. - URL: https://pravdnr.ru/npa/postanovlenie-soveta-ministrov-doneczkoj -narodnoj -respubliki-ot-16-avgusta-2016-g-%E2%84%96- 10-34-o-sozdanii-respublikanskoj -antimonopolnoj -sluzhby/

46. Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О за-

щите конкуренции» № 618-КД (17.04.2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда ДНР. - URL: https://supcourt-dpr.su/-zakonodatelnaya-iniciativa/zaklyucheniya/-zaklyuchenie-k-proektu-zakona-doneckoy-narodnoy-201

47. В Республике стартовал Донецкий международный инвестиционный форум (29 октября 2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/v-respublike-startoval-donetskij-mezhduna-rodnyj -investitsionnyj -forum/

Статья поступила в редакцию 24.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.