Научная статья на тему 'Статус участников дорожного движения: административно - правовой аспект'

Статус участников дорожного движения: административно - правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITIES / ROAD SAFETY / STATE AUTOMOBILE INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цалюк А. М.

В статье дается анализ проблемы применения законодательства об административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF ROAD USERS: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT

The article gives an analysis of the problem of applying legislation on administrative responsibility in the field of road safety.

Текст научной работы на тему «Статус участников дорожного движения: административно - правовой аспект»

Юридические науки

УДК 342.92

СТАТУС УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

А.М. Цалюк, Донецкая академия внутренних дел (Донецк), e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дается анализ проблемы применения законодательства об административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: административная ответственность, безопасность дорожного движения, государственная автомобильная инспекция.

STATUS OF ROAD USERS: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT

Abstract. The article gives an analysis of the problem of applying legislation on administrative responsibility in the field of road safety.

Keywords: administrative responsibilities; road safety; State Automobile Inspection.

На современном этапе развития нашего общества автомобильный транспорт является наиболее опасным по сравнению с другими видами транспорта, которым пользуется человечество. Требования, предъявляемые к условиям дорожного движения и ко всем его участникам, с каждым годом становятся все жестче, при этом одной из основных фигур в процессе дорожного движения остается водитель, от знаний, умений и мастерства которого в большой степени зависит безопасность дорожного движения.

В период формирования законодательства Донецкой Народной Республики (далее -ДНР) в целях регулирования общественных отношений в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, а также гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, обеспечения принципа неотвратимости наказания на территории Донецкой Народной Республики было принято Постановление № 2-22 от 27.02.2015 года «О временном порядке применения Кодекса Украины об административных правонарушениях» [1].

Сотрудникам Госавтоинспекции МВД ДНР при составлении протокола об административном правонарушении в отношении водителя, совершившего нарушение Правил дорожного движения, дано право временно изымать удостоверение на право управления транспортным средством до исполнения постановления в деле об административном правонарушении, но не более чем на три месяца с момента такового изъятия, при этом, сотрудник Госавтоинспекции МВД ДНР выдает временное разрешение на право управления транспортными средствами. О временном изъятии удостоверения водителя делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Вместе с тем не редки случаи, когда работники Госавтоинспекции не в полной мере знают и правильно применяют требования, в соответствии с нормативными документами, используемыми в сфере безопасности дорожного движения не мало. Например, возникновение такой ситуации возможно в случае, если к лицам, управляющим велосипедом или гу-

жевой повозкой в состоянии алкогольного опьянения принять меры административного воздействия в соответствии со ст. 127 ч 3 КоАП [2]. Проблема состоит в том, что указанным лицам не запрещается управлять транспортным средством находясь в состоянии алкогольного опьянения ни правилами дорожного движения [3], ни Законом ДНР «О дорожном движении» от 17 апреля 2015 года [4]. При отсутствии нарушений, указанных в Правилах дорожного движения и Законе ДНР «О дорожном движении», к водителям нельзя предъявлять какие-либо требования и тем более составлять административные протоколы и принимать меры административного воздействия. В отдельных случаях на дорогах возникают конфликтные ситуации в выяснении правомерных действий между сотрудниками ГАИ и некоторыми участниками дорожного движения. В таких ситуациях действия сотрудников ГАИ будут не правомерны.

Вместе с тем водителя, как участника дорожного движения, закреплен в ряде имеет одинаковое определение как в Законе ДНР «О дорожном движении» от 17 апреля 2015 года, так и в Правилах дорожного движения, а именно: «Водитель - лицо, управляющее транспортным средством, всадник, лицо, управляющее гужевым транспортом, погонщик животных, который ведет их за повод, а так же лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в (на) транспортном средстве» [3,4].

В тоже время Закон ДНР «Об автомобильном транспорте» от 21 августа 2015 года статус водителя имеет следующее значение «водитель - лицо, управляющее транспортным средством и имеющее удостоверение установленного образца; водителем является так же лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в транспортном средстве [5].

Для того чтобы это не происходило необходимо устранять имеющиеся недостатки, в законодательстве ДНР.

Литература:

1. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 г. № 2-22 «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях». URL: http://dnr-online.ru.

2. КоАП Украины от 17.07.2015 года. URL: http://rada.gov.ua/.

3. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.03.2015 г. № 3-12 «Об утверждении Правил дорожного движения Донецкой Народной Республики». URL: http://gai-info.ru/pdd/pdd-dnr/.

4. Закон Донецкой Народной Республики «О дорожном движении» от 17 апреля 2015 года. URL: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-dorozhnom-dvizhenii/.

5. Закон ДНР «Об автомобильном транспорте» от 21 августа 2015 года. URL: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-avtomobilnom-transporte/

References:

1. Postanovlenie Soveta Ministrov Donetskoi Narodnoi Respubliki ot 27.02.2015 g. № 2-22 «0 vremennom poryadke primeneniya na territorii Donetskoi Narodnoi Respubliki Kodeksa Ukrainy ob administrativnykh pravonarusheniyakh». URL: http://dnr-online.ru.

2. KoAP Ukrainy ot 17.07.2015 goda. URL: http://rada.gov.ua/.

3. Postanovlenie Soveta Ministrov Donetskoi Narodnoi Respubliki ot 12.03.2015 g. № 3-12 «Ob utverzhdenii Pravil dorozhnogo dvizheniya Donetskoi Narodnoi Respubliki». URL: http://gai-info.ru/pdd/pdd-dnr/.

4. Zakon Donetskoi Narodnoi Respubliki «O dorozhnom dvizhenii» ot 17 aprelya 2015 goda. URL: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-dorozhnom-dvizhenii/.

5. Zakon DNR «Ob avtomobil'nom transporte» ot 21 avgusta 2015 goda. URL: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-avtomobilnom-transporte/

— • — Сведения об авторе

Алексей Михайлович Цалюк, кандидат юридических наук, начальник кафедры административного права, Донецкая академия внутренних дел (Донецк)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.