ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ЭО1: 10.21045/1811-0185-2024-8-74-82 УДК 614.2
О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РОССИИ
А.А. Загоруйченко аЛ.Н. Блинкова b, В.С. Нечаев c
ь с ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Россия.
а https://orcid.org/0000-0002-4040-2800; b https://orcid.org/0000-0003-1429-1278; c https://orcid.org/0000-0001-8411-9575.
И Автор для корреспонденции: Загоруйченко А.А.
АННОТАЦИЯ
Высокий уровень распространенности хронических неинфекционных заболеваний требует совершенствования подходов по повышению эффективности работы первичного звена здравоохранения в части проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров (ПМО).
Цель настоящего исследования: анализ современного отечественного законодательства в вопросах проведения профилактических мероприятий (профилактических осмотров, диспансеризации населения и др.) по профилактике неинфекционных заболеваний.
Материалы и методы. Использовались научные публикации и нормативно-правовые документы Федерального и регионального уровней. Применялись методы: библиографический, сравнительного анализа, изучения и обобщения опыта. Результаты. Проведенный анализ определил некоторые проблемы в коммуникационном взаимодействии медицинских организаций при оказании первичной медико-санитарной помощи и других вневедомственных учреждений, а также в развитии нормативного правового регулирования параллельно с внедрением новых технологий в профилактику ХНИЗ. Выводы. Таким образом, в перспективе представляется объективно оправданной совершенствование организационно-управленческой модели и интеграции свода нормативных правовых документов в единую систему регулирования профилактики ХНИЗ; также необходимо изменение менталитета общества в отношении к здоровью как к высшей ценности человека, а принятые и принимаемые документы следует сопоставлять для исключения возможного дублирования.
Ключевые слова: хронические неинфекционные заболевания, нормативно-правовая база, факторы риска, взрослое население, профилактика
Для цитирования: Загоруйченко А.А., Блинкова Л.Н., Нечаев В.С. О правовом обеспечении долгосрочной стратегии профилактики хронических неинфекционных заболеваний в России. Менеджер здравоохранения. 2024; 8:74—82. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-8-74-82
Введение
редные привычки (пищевые и употребление алкоголя), отсутствие физической активности, табакокурение и многие другие способствуют развитию хронических состояний, пять из которых (болезни системы кровообращения (БСК), сахарный диабет 2 типа, хронические заболевания верхних дыхательных путей, онкопатология и психические нарушения) обусловливают более 77% бремени хронических неинфекционных болезней (ХНИЗ) и 86% случаев преждевременной смерти. Факторы риска (далее - ФР) ХНИЗ имеют негативные отдаленные и долгосрочные последствия для здоровья человека. Осведомленность о риске
© Загоруйченко А.А., Блинкова Л.Н., Нечаев В.С., 2024 г.
для здоровья формирует у человека позитивную поведенческую модель и санитарно-гигиеническую грамотность в вопросах здорового образа жизни (далее - ЗОЖ). Изменение стереотипов поведения с исключением ФР доказано полезны для здоровья в любом возрасте. Если человек отказывается от курения даже в 60-75 лет, частота обострения хронических заболеваний органов дыхания и риск преждевременной смерти снижается на 50% [1-5].
Комплексный подход к выполнению национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» (2024 г.) предполагает на постоянной основе стратегию заботы о здоровье граждан
Менеджер
здравоохранения /
Manager № В
ZdrevoochreneniB 2024
и поддержки их семей, проведения системных профилактических мероприятий по раннему (своевременному) диспансерному наблюдению лиц из групп высокого риска и углубленное профилактическое консультирование данного контингента.
Анализ методического сопровождения мероприятий по профилактике ХНИЗ показал, что с 2010 г. по 2024 г. в организацию диспансеризации, диспансерного наблюдения и ПМО взрослого населения России в установленном порядке на законодательном уровне были утверждены новые редакции основных положений (приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.04.2021 г. № 404н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп населения взрослого населения» и приказы от 15.03.2022 г. № 168н, от 28.02.2024 г. № 91н (далее - Порядок)). Преимуществом Порядка стала возможность проведения ПМО одновременно с очередным диспансерным обследованием и осмотром в рамках диспансерного наблюдения граждан в возрасте от 18 до 39 лет раз в три года, а для лиц старше сорока лет - ежегодно. В 2024 г. было запланировано провести диспансеризацию и ПМО рекордному количеству населения страны - более 102 миллионов граждан. Программа диагностических исследований при диспансеризации в новом Порядке отличается в зависимости от возраста и пола пациентов, постоянно расширяется, исключаются дублирование лабораторно-инструментального обследования и осмотров врачами-специалистами. Приказы последних лет в динамике предусмотрели возможности медицинского осмотра по месту работы (учебы), как экономию личного времени работающих граждан и медицинского персонала, использования выездных форм работы, мобильных выездных бригад, дистанционных методов контроля, передачу информации о состоянии здоровья прикрепленного населения между медицинскими организациями, определили критерии распределения граждан с выявленными факторами риска и симптомами по результатам диспансеризации и ПМО по группам здоровья. Пересмотр данных положений представляется одним из системных методов по улучшению оказания первичной медицинской помощи в части выявления заболеваний на ранних стадиях в рамках диспансеризации, сохранению здоровья граждан и достижению ими активного долголетия [6-10].
В методологическом сопровождении органи зационно-управленческой модели по охране здоровья граждан определены цели и приоритеты, необходимые действия, надлежащие ресурсы, регулярное системное выявление в организации профилактических мероприятий возможностей и недостатков, преимуществ и угроз по предупреждению ХНИЗ для принятия адекватных управленческих решений [11, 12].
Стратегия профилактики ХНИЗ включена составной частью в «Стратегию развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период до 2030 гг.», в которой подтверждены приоритетные направления государственной политики сохранения и укрепления здоровья граждан. В неё заложены императивы соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение соответствующих государственных гарантий; приоритетность профилактики, охрана здоровья матери и ребёнка; улучшение доступности и качества оказания медицинской помощи; инновационное развитие медицины в целом [13].
В Российской Федерации стратегия долгосрочного развития здравоохранения опирается на законодательно утвержденные правовые принципы охраны здоровья как приоритет человекоцентрич-ности, здоровьесбережения и социальной защищённости в случае утраты здоровья, ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и недопустимость отказа в предоставлении медицинской помощи [14].
Организационно-управленческая модель применяется на основе правового регулирования развития системы здравоохранения России с учетом следующих параметров:
- социально-экономическое развитие региона;
- медико-демографическая ситуация;
- кадровая обеспеченность;
- основные показатели состояния общественного здоровья и здравоохранения;
- материально-техническое оснащение медицинских организаций;
- возможности дополнительного привлечения финансирования;
- соотношение медицинских организаций различного уровня подчинения;
- состояние системы здравоохранения в целом.
Пандемия коронавирусной инфекции 2020 года
потребовала внедрения новых подходов в реализации профилактических мероприятий, включенных
с
•КС
№8 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
в Федеральные и региональные программы здравоохранения. Одними из таких подходов являются удалённый мониторинг и телемедицинские консультации, которые позволяют вести систематическое наблюдение за состоянием здоровья взрослого и пожилого населения, проживающих в отдаленных районах.
В рамках Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 21.04.2021 г. на первый план были поставлены вопросы более детального изучения программ профилактических осмотров граждан, особенно лиц, которые перенесли COVID-19. На региональном уровне увеличилось количество выездных мобильных бригад и медицинских комплексов при проведении диспансеризации и профилактических осмотров сельского населения [15].
Материалы и методы исследования
Рассмотрены некоторые вопросы нормативного правового обеспечения в области организации профилактики ХНИЗ в Российской Федерации. К анализу были привлечены научные и литературные источники, нормативные правовые документы Федерального и иных уровней. Применялись такие методы как библиографический, изучение и обобщение опыта, сравнительный анализ.
Результаты исследования
Анализ выявил некоторые проблемы в:
- коммуникационном взаимодействии медицинских организаций (далее - МО) при оказании первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) и других вневедомственных учреждений;
- развитии нормативного правового регулирования параллельно с внедрением новых технологий в профилактику ХНИЗ;
- игнорировании в отечественных нормативных правовых документах наработок международного нормативного творчества.
В Российском здравоохранении разработка организационно-управленческой модели в рамках реализации профилактического направления и формирования ЗОЖ заложила основу для подготовки следующих нормативных документов:
1) Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 г. № 1873-р) [16].
2) Федеральная Целевая Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30) [17].
3) Федеральный закон № 15-ФЗ от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака» [18].
4) Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и массового спорта» (Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661) [19].
5) Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р) [20].
6) Федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья»), утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 26 июля 2017 г. [21].
7) Приказ Минздрава Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» от 30 сентября 2015 г. № 683н (в ред. Приказов Минздрава РФ от 21.02.2020 г. № 114н, от 28.07.2020 г. № 748н, от 29.10.2020 г. № 1177н) [22].
Согласно Федеральному Проекту «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» были запланированы разработка и внедрение модели организации и функционирования центров общественного здоровья, подготовка дополнительных мероприятий и внедрение программы управления общественным здоровьем.
Приказ Минздрава РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» от 30 сентября 2015 г. № 683н определил Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 8
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
В ежегодном послании Президента РФ В. В. Путина от 29.02.2024 г. выделены проблемы по развитию современных технологий здоровьес-бережения в рамках новых национальных проектов: меры поддержки рождаемости и многодетных семей, повышения продолжительности жизни населения, продолжение федеральных проектов по борьбе с ССЗ, онкологическими заболеваниями и с сахарным диабетом. Самое пристальное внимание уделено сельским территориям, в т. ч. предполагается внедрение комплексной программы по охране материнства, сбережению здоровья детей и подростков, развитие ответственного отношения к собственному здоровья у населения [23].
За последние годы в России, с учетом стратегических инициатив и приоритетов системы общественного здравоохранения, разработаны и утверждены на региональном уровне программы развития здравоохранения в субъектах РФ. Они выступают важным инструментом стратегического планирования и анализа для достижения заложенных в них целевых показателей и задач. Среди них, например, Государственная программа «Развитие здравоохранения Республики Алтай на 2019-2024 гг.» [24]; Государственная программа «Развитие здравоохранения Иркутской области на 2019-2024 гг.» [25]; Государственная программа «Развитие здравоохранения Кузбасса на 2014-2021 гг.» [26]; Государственная программа «Развитие здравоохранения Омской области на 2014-2022 гг.» [27] и ряд других.
На основе Государственных Программ были сформированы подпрограммы по таким направлениям как профилактика ХНИЗ; формирование ЗОЖ; совершенствование сети медицинских учреждений амбулаторного звена; увеличение доступности медицинских организаций, которые оказывают ПМСП; обеспечение полного охвата профилактическими осмотрами и диспансеризации прикрепленного населения; увеличение доли граждан, которые относятся к первой группе здоровья.
Федеральный уровень реализации Государственных Программ предусматривает многочисленные положения и цели, часть которых не всегда в полной мере соотносится с региональным законодательством. Поэтому на более низком уровне подчинения в содержании законодательных актов возникают определенные несоответствия, заявленным Федеральным целям и задачам.
Обсуждение
Согласно Указам Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», [28] и от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» одним из основных принципов государственной политики на региональном уровне является «обеспечение равных возможностей для реализации прав и свобод граждан РФ на всей территории страны» и укрепление общественного здоровья. Эти положения обязательны для выполнения в системе отечественного здравоохранения. Обзор соответствующих научных публикаций показал высокий уровень дифференциации в развитии здравоохранения субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации Национального проекта «Здравоохранение» предусмотрены мероприятия по повышению доступности и качества медицинской помощи для всех граждан и по модернизации первичного звена здравоохранения [29].
Среди основных документов, которые регламентируют организацию профилактики ХНИЗ, был подготовлен, с учётом новых эпидемических рисков, Приказ Минздрава РФ от 27.04.2021 г. № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», в котором внимание сосредоточено на внесении изменений в перечень медицинских исследований и формы заполнения при проведении профилактических медосмотров для лиц, которые переболели новой коронавирусной инфекцией. Этой категории граждан предоставляется право на прохождение углубленной диспансеризации в рамках территориальных программ государственных гарантий. С учётом подготовки нового Порядка, Приказы Минздрава РФ от 13 марта 2019 г. № 124н, от 2 сентября 2019 г. № 716н, от 2 декабря 2020 г. № 1278н утратили свою законную силу [30].
Углубленная диспансеризация может проводиться не только в плановом порядке, но и по личной инициативе гражданина, который обратился в поликлинику самостоятельно и в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией COVID-19. При этом, в медицинской организации «основным индикатором эффективности профилактических
с
•КС
№ В Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
медицинских осмотров и диспансеризации является степень охвата ими граждан».
Расширение в Приказе перечня лабораторных исследований связано с выявлением осложнений после перенесённой новой коронавирусной инфекции (сердечно-сосудистые заболевания, лёгочные формы патологии и др.), что позволит снизить смертность и повысить ожидаемую продолжительность жизни населения. Одним из нововведений является и бесплатная доставка граждан старше 65 лет с территорий, где отсутствуют необходимые медицинские организации (наиболее часто это условие востребовано и выполняется в сельской местности).
Анализ нормативных правовых документов РФ позволил определить количественные изменения, которые, в рамках решения стратегической задачи профилактики ХНИЗ, имели место в ходе утверждения и принятия соответствующей нормативной правовой базы в 2010-2024 гг. Для поиска путей решения проблем ХНИЗ, связанных с COVID-19, особое внимание было уделено периоду 20202021 гг. (рис. 1).
Анализ выявил необходимость расширения действующей нормативной правовой базы, принятия управленческих решений и четкой регламентации проведения профилактических мероприятий на законодательном уровне в новых
6
условиях распространения COVID-19. Отправной точкой становится формулирование стратегических приоритетов с учётом изменения временных параметров в рамках профилактики ХНИЗ. Поэтому были проанализированы соответствующие возможности, преимущества, проблемы (недостатки) и угрозы в современной системе здравоохранения:
Возможности:
- существующая нормативная правовая база, наличие федеральных и региональных программ;
- порядок проведения профилактических медицинских осмотров;
- критерии распределения по группам здоровья.
Преимущества:
- постоянное государственное финансирование системы здравоохранения;
- наличие сети медицинских организаций, обеспечение принципа преемственности в рамках ведения пациентов;
- применение современных технологий в рамках профилактики ХНИЗ (в том числе скрининг);
- медицинская и социальная эффективность.
Проблемы (недостатки):
- низкий уровень материально-технического обеспечения МО;
5
4 4
3
2 2 2 2
1 1 1 1 — 1
2010 г.
2012
2014 г.
2016
2018 г.
2020 г. 2022-2024 гг.
Рис. 1. Динамика утвержденных нормативно-правовых документов по профилактике ХНИЗ в РФ в период с 2010 по 2024 гг.
5
4
3
2
0
- недостаточный уровень квалификации специалистов;
- кадровый дефицит в сельской местности.
Угрозы:
- сокращение финансирования системы здравоохранения;
- недостаточная укомплектованность кадрами учреждений здравоохранения;
- низкая транспортная доступность;
- отсутствие телемедицинских центров во многих МО.
Анализ отечественной нормативно-правовой базы профилактики ХНИЗ показал, что в период пандемии и пост-пандемии количество нормативных правовых документов возросло. Новые вызовы системе здравоохранения требуют новых подходов при работе в мобилизационном режиме. Соответственно, в нормативном правовом поле возросла
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
и административная нагрузка на работу медицинских организаций, что в условиях кадрового дефицита может снижать их результативность.
Для реализации приоритетного направления программы «Укрепление общественного здоровья» на текущий период и в долгосрочной перспективе необходимо изменение менталитета общества в отношении к здоровью как к высшей ценности человека. В перспективе представляется объективно оправданной совершенствование организационно-управленческой модели и интеграции свода нормативных правовых документов в единую систему регулирования профилактики ХНИЗ. Принятые и принимаемые документы следует сопоставлять для исключения возможного дублирования. В рамках утверждения нормативной правовой документации необходим системный межведомственный подход.
С
1. Данилова Е.С., Попович М.В, Глазунов И.С., Усова Е.В., Маньшина А.В., Зиновьева В.А. Оценка мероприятий по информированию населения и образованию специалистов в рамках реализации региональных программ профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни в РФ. Медицинские науки. 2017: 82-90.
2. Кириллина В.Н., Лялин Г.А. Роль государственно-частного партнерства в реализации национальных программ по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями: сравнительный анализ. Бизнес. Общество. Власть. 2019; 2(32): 85-96.
3. Цапяк Т.А., Кляритская И.Л., Кривой В.В., Иськова И.А. Здоровый образ жизни как определяющий фактор продолжительности жизни. Крымский терапевтический журнал. 2020;2: 69-75.
4. Лукашов М.А., Найденова Н.Е, Несветайло Н.Я., Евдаков В.А. Межсекторальный подход к формированию системы общественного здоровья в рабочей среде. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018; 4: 63-75.
5. Концевая А.В., Шальнова С.А., Драпкина О.М. Исследование ЭССЕ_РФ: эпидемиология и укрепление общественного здоровья. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021; 20(5): 224-231.
6. Кутумова О.Ю, Бабенко А.И., Пухова Э.П, Бабенко Е.А. Оценка медико-социальной грамотности населения Красноярского края. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021; 2:441-452.
7. Бацина Е.А., Попсуйко А.Н., Артамонова Г.В. Применение основ стратегического менеджмента в практике здравоохранения (обзор). Сибирский медицинский журнал. 2019; 34 (4): 62-71.
8. Китаева Э.А. Обзор межведомственных программ по охране здоровья населения. Менеджер здравоохранения. 2019; 10: 43-47.
9. Кобякова О.С., Малых Р.Д., Куликов Е.С., Деев И.А., Старовойтова Е.А. Затрато-эф-фективные программы профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Часть 2: уровень сообщества, семьи и медицинского специалиста. Артериальная гипертензия. 2020; 26(2): 146-154.
10. Хальфин Р.А., Мадьянова В.В., Зеленина А.А., Винокуров В.Г., Алленов А.М. Коммуникации как основа межсекторального взаимодействия при организации профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2017; 9-10: 3-11.
11. Freedman L. Strategy: A History. - London: Oxford University Press, 2013. - 768 p.
•КС
№ В Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
1$
Право
12. Портер E.M. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 454 с.
13. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiyazdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (Дата обращения: 17.07.2024).
14. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/(Дата обращения: 17.07.2024).
15. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400565472/ (Дата обращения: 17.07.2024).
16. Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 г. № 1873-р). Доступно по: http:// government.ru/docs/all/74477/ (Дата обращения: 17.07.2024).
17. Федеральная Целевая Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30). Доступно по: https://base. garant.ru/70852372/. (Дата обращения: 17.07.2024).
18. Федеральный закон № 15-ФЗ от 23.02.2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака». Доступно по: https://scool12-mytyshi.edumsko.ru/ conditions/medicine/doc/1675763. (Дата обращения: 17.07.2024).
19. Государственная Программа РФ «Развитие физической культуры и массового спорта» (Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 г. № 1661). Доступно по: https://base.garant.ru/402891691/. (Дата обращения: 17.07.2024).
20. Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р). Доступно по: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ 5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/. (Дата обращения: 17.07.2024).
21. Федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья»), утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 26 июля 2017 г. Доступно на: https://sudact.ru/law/pasport-federalnogo-proekta-formirovanie-sistemy-motivatsii-grazhdan/ Доступно на: https://sudact.ru/law/pasport-federalnogo-proekta-formirovanie-sistemy-motivatsii-grazhdan/ (Дата обращения: 17.07.2024).
22. Приказ Минздрава Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» от 30 сентября 2015 г. № 683н (в ред. Приказов Минздрава РФ от 21.02.2020 г. № 114н, от 28.07.2020 г. № 748н, от 29.10.2020 г. № 1177н). Доступно на: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=369340 (Дата обращения: 17.07.2024).
23. Послание Президента Российской Федерации от 29.02.2024 г. Доступно на: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/50431. (Дата обращения: 17.07.2024).
24. Государственная Программа «Развитие здравоохранения Республики Алтай на 2019-2024 гг.». Доступно по: https://www.garant.ru/hotlaw/altay/1215476/. (Дата обращения: 17.07.2024).
25. Государственная Программа «Развитие здравоохранения Иркутской области на 2019-2024 гг.». Доступно по: https://www.minzdrav-irkutsk.ru/deyatelnost/programma-razvitiya-zdravookhraneniya/. (Дата обращения: 17.07.2024).
26. Государственная Программа «Развитие здравоохранения Кузбасса на 2014-2021 гг.». Доступно по: https://base.garant.ru/47039718/. (Дата обращения: 17.07.2024).
27. Государственная Программа «Развитие здравоохранения Омской области на 2014-2022 гг.». Доступно по: https://mzdr.omskportal.ru/oiv/mzdr/etc/gos-programma/. (Дата обращения: 17.07.2024).
28. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Доступно на: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41641/. (Дата обращения: 17.07.2024).
29. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Доступно по: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027/. (Дата обращения: 17.07.2024).
30. Приказ Минздрава РФ от 27.04.2021 г. № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения». Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106300043/. (Дата обращения: 17.07.2024).
Менеджер / Manager № 8
здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2024
ORIGINAL ARTICLE
ON THE ISSUE OF LEGAL SUPPORT FOR LONG-TERM STRATEGY IN PREVENTION OF CHRONIC NON-COMMUNICABLE DISEASES IN RUSSIA
A.A. Zagoruychenkoa , L.N. Blinkova b, V.S. Nechaev с
a, ь, с The Federal State Budget Scientific Institution "The N.A. Semashko National Research Institute of Public Health" of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Education, Moscow, Russia.
a https://orcid.org/0000-0002-4040-2800; b https://orcid.org/0000-0003-1429-1278; c https://orcid.org/0000-0001-8411 -9575.
И Corresponding author: Zagoruychenko A.A.
ABSTRACT
The high prevalence of chronic non-communicable diseases requires improved approaches to increase the efficiency of primary health care in terms of medical examinations and preventive medical examinations.
The purpose of this study is to analyze modern domestic legislation regarding the implementation of preventive measures (preventive examinations, clinical examination of the population, etc.) for the prevention of non-communicable diseases.
Materials and methods. Scientific publications and regulatory documents of the Federal and regional levels were used. Methods of bibliographic, comparative analysis, study and generalization of experience were used.
Results. The analysis identified some problems in the communication interaction of medical organizations in the provision of primary health care and other non-departmental institutions, as well as in the development of legal regulation in parallel with the introduction of new technologies in the prevention of chronic NCDs.
Conclusions. Thus, in the future, it seems objectively justified to improve the organizational and management model and integrate a set of regulatory legal documents into a unified system for regulating the prevention of chronic non-diseases; it is also necessary to change the mentality of society in relation to health as the highest human value, and accepted and accepted documents should be compared to eliminate possible duplication.
Keywords: chronic non-communicable diseases, regulatory framework, risk factors, adult population, prevention
For citation: Zagoruychenko A.A, Blinkova L.N., Nechaev V.S. On the issue of legal support for long-term strategy in prevention of chronic non-communicable diseases in Russia. Manager Zdravookhranenia. 2024; 8:74-82. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-8-74-82
REFERENCES
1. Danilova E.S., Popovich M.V., Glazunov I.S., Usova E.V., Manshina A.V., Zinovyeva V.A. Evaluation of measures of informing population and education of specialists within the framework of implementation of regional programs of prevention of noninfectious diseases and formation of healthy life-style in the RF. Medicinskie nauki. 2017: 82-90. (in Russ)
2. Kirillina V.N., Lyalin G.A. The role of public-private partnership in implementation of national programs of struggle with cardiovascular diseases: a comparative analysis. Biznes. Obshchestvo. Vlast'. 2019; 2(32): 85-96. (in Russ)
3. Capyak T.A., Klyaritskaya I.L., Krivoj V.V., Iskova I.A. The healthy life-style as factor determining life longevity. Krymskij terapevticheskij zhurnal. 2020; 2: 69-75. (in Russ)
4. Lukashov M.A., Najdenova N.E., Nesvetajlo N.Ya, Evdakov V.A. The intersectoral approach to development of public health system in working environment. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. 2018; 4:63-75. (in Russ)
5. Koncevaya A.V., Shalnova S.A., Drapkina O.M. The ESSE_RF study: epidemiology and public health promotion. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. 2021; 20(5): 224-231. (in Russ)
6. Kutumova O.Yu, Babenko A.I., Puhova E.P., Babenko E.A. The evaluation of medical social literacy of population of the Krasnoyarsk Kray. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. 2021; 2:441-452. (in Russ)
7. Bacina E.A., Popsujko A.N., Artamonova G. V. The application of basics of strategic management in health care practice: a review. Sibirskij medicinskij zhurnal. 2019; 34 (4): 62-71. (in Russ)
8. Kitaeva E.A. The review of intersectoral programs of population health care. Menedzher zdravoohraneniya. 2019; 10: 43-47. (in Russ)
9. Kobyakova O.S., Malyh R.D., Kulikov E.S., Deev I.A., Starovojtova E.A. The cost-effective programs of prevention of chronic noninfectious diseases. Part 2: the level of community, family and medical specialist. Артериальная гипертензия. 2020; 26(2): 146-154. (in Russ)
10. Halfin R.A., Madyanova V.V., Zelenina A.A., Vinokurov V.G., Allenov A.M. The communications as foundation of intersectoral interaction in organization of prevention of chronic noninfectious diseases. Problemy standartizacii v zdravoohranenii. 2017; 9-10: 3-11. (in Russ)
11. Freedman L. Strategy: A History. - London: Oxford University Press, 2013. -768p. (in Russ)
12. Porter M.E. Competitive strategy: methods of analyzing industries and competitors. - Moscow; 2007. 454 p. (in Russ)
13. The strategy of health care development in the Russian Federation for long-term period 2015-2023. URL: https://www. rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiyazdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (Date of access: 17.07.2024).
№ В Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
1$
Право
14. The Federal Law of 21.11.2011 No 323-FZ «On basics of protection of health of citizens in the Russian Federation». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/(Date of access: 17.07.2024).
15. The Letter of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of April 21 2021. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400565472/ (Date of access: 17.07.2024).
16. The basics of state policy of the Russian Federation in area of population healthy nutrition for period up to 2020 (the Order of the Government of the Russian Federation of 25.10.2010 No 1873-p). URL: http://government.ru/docs/ all/74477/ (Date of access: 17.07.2024).
17. The Federal Target Program «The development of physical culture and sport in the Russian Federation for 20162020» (The Regulation of the Government of the Russian Federation of January 21 2015. No 30). URL: https://base.garant. ru/70852372/. (Date of access: 17.07.2024).
18. The Federal Law No 15-FZ of 23.02.2013 «On protection of health of citizens from exposure to tobacco smoke and from after-effects of tobacco consumption». URL: https://scool12-mytyshi.edumsko.ru/conditions/medicine/doc/1675763. (Date of access: 17.07.2024).
19. The Russian Federation State Program «The development of physical culture and mass sport» (the Decree of the Government of the Russian Federation of 30.09.2021 No 1661). URL: https://base.garant.ru/402891691/. (Date of access: 17.07.2024).
20. The Basics of State youth policy of the Russian Federation for period up to 2025 (The Order of the Government of the Russian Federation of 29.11.2014 No 2403-r). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/-5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/. (Date of access: 17.07.2024).
21. The Federal Project «The development of system of motivation of citizens to lead healthy-style life including healthy nutrition and refusal of harmful habits» («The public health promotion»), accepted by the Presidium of the Council on strategic development and priority projects under the President of the Russian Federation of July 26 2017. URL: https:// sudact.ru/law/pasport-federalnogo-proekta-formirovanie-sistemy-motivatsii-grazhdan/ Available on: https://sudact.ru/ law/pasport-federalnogo-proekta-formirovanie-sistemy-motivatsii-grazhdan/ (Date of access: 17.07.2024).
22. The Order of the Minzdrav of the Russian Federation «On approval of order of organization and implementation of prevention of non-inflectional diseases and realization of measures on formation of healthy life-style in medical organizations» of September 30 2015 No 683h (in version of the Orders of the Minzdrav of the Russian Federation of 21.02.2020 No 114n, 28.07.2020 No 748n, 29.10.2020 No 1177n). URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleI d=1&documentId=369340 (Date of access: 17.07.2024).
23. The Letter of the President of the Russian Federation of 29.02.2024 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50431. (Date of access: 17.07.2024).
24. The State Program «The development of health care of the Republic of Altai for 2019-2024». URL: https://www. garant.ru/hotlaw/altay/1215476/. (Date of access: 17.07.2024).
25. The State Program «The Development of health care 0f the Irkutsk Oblast for 2019-2024». URL: https://www. minzdrav-irkutsk.ru/deyatelnost/programma-razvitiya-zdravookhraneniya/. (Date of access:17.07.2024).
26. The State Program «The Development of health care of Kuznetsk Basin for 2014-2021». URL: https://base.garant. ru/47039718/. (Date of access: 17.07.2024).
27. The State Program «The Development of health care of the Omsk Oblast for 2014-2022». URL: https://mzdr. omskportal.ru/oiv/mzdr/etc/gos-programma/. (Date of access: 17.07.2024).
28. The Decree of the President of the Russian Federation of 16.01.2017 No 13 «On approval of the Basics of State Policy of Regional Development up to 2025». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41641/. (Date of access: 17.07.2024).
29. The Degree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No 204 "On national targets and strategic tasks of development of the Russian Federation up to 2024". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/. (Date of access: 17.07.2024).
30. The Order of the Minzdrav of the Russian Federation of 27.04.2021 No 404n «On approval of the Order of implementation of preventive medical examination and dispensarization of particular groups of adult population». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106300043/. (Date of access: 17.07.2024).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Загоруйченко Анна Анатольевна — старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Anna A. Zagoruychenko — the Senior Researcher, the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4040-2800
Блинкова Любовь Николаевна — к.м.н, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Liubov N. Blinkova — D. in Medicine, Associate prof. of Medicine, the Senior Researcher, the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-l429-l278
Нечаев Василий Сергеевич — д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Vassili S. Nechaev — Sc.D. in Medicine, Prof, the Chief Researcher, the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-000l-84ll-9575
Менеджер
здравоохранения /
Manager № В
ZdrevoochreneniB 2024