86
требований. Именно в подобном направлении «работает» такая разновидность правовых льгот, как иммунитет.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время механизм льготирования еще не оформился в самостоятельный процесс. С определенными оговорками можно говорить об успешности его формирования в сфере налогового и таможенного законодательства. В праве же социального обеспечения льготирование, по нашему мнению, будет все же в дальнейшем коренным образом реформировано из-за неудачной практики «монетизации» льгот.
А. В. Миронов*
О ПРАВАХ МЕСТНЫХ ОТДЕЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИИ
-Ф-
Реализация прав местных отделений политических партий является важной предпосылкой дальнейшего развития институтов гражданского общества в Российской Федерации, формирования режима конкурентной политической среды, которая становится более значимой в условиях проведения в Российской Федерации муниципальной реформы. Как известно, одна из декларируемых целей последней заключается в реальном приближении местной власти к населению,1 представлении интересов граждан в органах местного самоуправления.
Активная гражданская позиция различных участников государственно-правового строительства при этом выступает основой для такой консолидации и объединения, способствует формированию и выражению политической воли граждан в их участии в политической жизни общества. Таким образом, права местных отделений политических партий, обусловленные основополагающим правом местных отделений политических партий участвовать в муниципальных выборах (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 93-Ф3) «О политических партиях» (далее — Федеральный закон о партиях), представляют собой определенные гарантии реального достижения обозначенной цели муниципальной реформы.
К числу основных участников избирательной гонки — субъектов избирательного процесса — относятся избирательные объединения. Под последними Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N° 67-ФЗ (в посл. ред.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе-
* Кандидат юридических наук, заместитель директора по научной работе Иркутского областного государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и правовой информации».
1 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 280514-3 II СПС КонсультантПлюс. М., 2005.
А. В. Миронов
дерации» (далее — Федеральный закон об основных гарантиях) понимает политическую партию, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии (пункт 25 статьи 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона о партиях под иными структурными подразделениями политических партий понимаются их местные и первичные отделения, которые создаются в случаях и порядке, предусмотренных их уставами.
Известно, что Федеральный закон о партиях (в ред. от 28.12.2004 № 183-Ф3) не упоминал о праве местных отделений политических партий участвовать в муниципальных выборах и референдумах. В статье 36 этого закона, касавшейся вопросов участия политических партий в выборах и референдумах, реализация такого права предусматривалась относительно самой политической партии и ее региональных отделений (пункт 2).
Однако означала ли процитированная норма закона невозможность участия иных структурных подразделений политических партий, прежде всего местных отделений, в муниципальных выборах?
Именно такой вопрос остро встал перед разработчиками Закона Иркутской области от 31 марта 2005 г. № 10-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области „О муниципальных выборах в Иркутской области'1»1 (далее — Закон о внесении изменений). Достоверному ответу на поставленный вопрос предшествовала длительная дискуссия, заочно развернувшаяся между государственными властными органами федерального уровня — Министерством юстиции Российской Федерации, с одной стороны, и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, — с другой.
В своем ответе от 16 марта 2004 г. № 98/2786-ЕС2 на запросы о порядке составления списков общественных объединений, имеющих право на участие в выборах, Министерство юстиции Российской Федерации указало, что к числу субъектов, обладающих таким правом, следует относить, кроме прочих, только региональные отделения (выделено мной. — А. М.) политических партий, которые могут наделяться правом избирательного объединения на выборах в органы государственной власти субъекта и органы местного самоуправления политическими партиями. В обоснование своей позиции авторы письма опирались на пункт 2 статьи 36 Федерального закона о партиях, буквально толкуя изложенную в нем норму.
В этом же письме указывалось на ряд условий, соблюдение которых позволяло структурным подразделениям общественных объединений обладать правом на участие в выборах в органы местного самоуправления.3 К числу таких усло-
1 Восточно-Сибирская Правда. 2005. 5 апреля. № 67.
2 По материалам текущего архива Избирательной комиссии Иркутской области.
3 Как известно, Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает, что избирательным объединением при проведении выборов в органы местного самоуправления является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответст-
88
вий были отнесены, во-первых, обязательность регистрации данных подразделений в установленном законом порядке на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне; во-вторых, имеющиеся в уставе общественного объединения нормы, предусматривающие право на участие в выборах соответствующего (местного. — А. М.) уровня для этих структурных подразделений от имени объединения: в-третьих, в случае, если структурное подразделение приобрело право на участие в выборах в результате изменений, внесенных в устав общероссийского (межрегионального) объединения, то такие изменения должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.1
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее — ЦИК России), в свою очередь, также рассматривала вопрос об участии местных отделений политических партий в выборах и дала разъяснения по нему, основываясь на системном толковании норм федеральных законов. В письме секретаря ЦИК России от 27 апреля 2004 г. № 05-15/41392 указывалось, что в статье 25 Федерального закона о партиях содержатся положения, регулирующие порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов политической партией, региональным отделением политической партии, при этом в данном Федеральном законе отсутствуют положения, запрещающие выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными структурными подразделениями политической партии.
Далее отмечалось, что согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями (кроме политических партий) осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых к выдвижению кандидатов для политических партий.
Недостаточно аргументированный, но, по сути, верный вывод, который подвел итог вышеизложенному, был указан в письме секретаря ЦИК России и состоял в следующем: исходя из принципа равенства прав участников избирательного процесса (статьи 5 и 39 Федерального закона об основных гарантиях) местные отделения и иные структурные подразделения политических партий вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов на выборах соответствующего уровня,
вии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне (пункт 25 статьи 2).
1 Согласно закону и само общественное объединение для участия в выборах в органы местного самоуправления должно быть зарегистрировано в эти же сроки (пункт 25 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях).
2 По материалам текущего архива Избирательной комиссии Иркутской области.
А. В. Миронов
если право на такое выдвижение предусмотрено уставом соответствующей политической партии.
Аналогично вышеизложенному сложилось понимание вопроса о правомочиях местных отделений политических партий по участию в муниципальных выборах в связи с принятием Закона Иркутской области от 31 марта 2005 г. № 10-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области „О муниципальных выборах в Иркутской области'1»1 (далее — Закон о внесении изменений). Данный закон Иркутской области был призван дополнительно оптимизировать подготовку и проведение муниципальных выборов в Иркутской области и обеспечить четкое законодательное закрепление права на участие в муниципальных выборах иных структурных подразделений политических партий в связи с проводимой муниципальной реформой.
Достижению последней цели призван был служить подпункт 1 пункта 11 статьи 1 Закона о внесении изменений, в котором понятие избирательного объединения излагалось в новой редакции. Во втором предложении подпункта 1 пункта 11 данной статьи прописывалась новая норма в законе об участии иного структурного подразделения политической партии в муниципальных выборах соответствующего уровня. Такое участие путем выдвижения кандидатов оговаривалось допустимым в случаях, предусмотренных уставом этой политической партии.
Указанная формулировка нормы, несмотря на свой конкретизирующий и уточняющий характер, не получила должного понимания у некоторых участников законодательного процесса в Иркутской области при принятии Закона о внесении изменений. Основной лейтмотив возражений относительно подпункта 1 пункта 11 статьи 1 Закона о внесении изменений состоял в том, что новая редакция статьи, в которую вносились изменения, не содержала новых норм, отсутствующих в Законе области, ввиду этого изложение пункта 1 статьи 47 Закона области в новой редакции представлялось авторам этой позиции необоснованным, а подпункт 1 пункта 11 статьи 1 Закона о внесении изменений предлагалось исключить.2
Выявившееся недопонимание относительно права иных структурных подразделений политических партий участвовать в муниципальных выборах требовало приведения дополнительной аргументации в этом вопросе. В обоснование своей позиции разработчики закона опирались на нормы Федерального закона о партиях, в различной мере свидетельствовавших на тот момент о возможности участия иных структурных подразделений в муниципальных выборах.
1 Восточно-Сибирская Правда. 2005. 5 апреля. № 67.
2 Забегая вперед, стоит отметить, что данную поправку комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении отклонил и в последующем на сессии Законодательного собрания Иркутской области проект закона был принят в редакции, предложенной разработчиками закона. (По материалам текущего архива Законодательного собрания Иркутской области.)
90
Среди таких норм отмечалась, во-первых, норма, содержащаяся в подпункте «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона о партиях, согласно которой устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Следуя логике федерального законодателя, политическая партия не могла быть зарегистрирована в Федеральном уполномоченном органе — Министерстве юстиции Российской Федерации в случае, если положения ее устава противоречили Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону о партиях и иным федеральным законам (подпункт «а» пункта 1 статьи 20 Федерального закона о партиях). Таким образом, уставы политических партий, зарегистрированные в установленном законом порядке и не оспоренные в суде, позволяли говорить о презумпции законности этих уставов в части наделения местных отделений правом выдвижения кандидатов (списков кандидатов) на муниципальных выборах. При этом многие крупные политические партии в Российской Федерации такие права местных отделений в своих уставах предусмотрели.1
Здесь следует отметить точку зрения, высказываемую в научной литературе, о том, что независимо от субъекта выдвижения кандидата, будь то федеральная, региональная либо иная (местная) структура партии, он считается кандидатом от политической партии в целом, а не от регионального или местного ее отделения. В противном случае, перечисленные партийные структуры, являясь самостоятельными субъектами выдвижения, на одних и тех же выборах могут выдвинуть разных кандидатов от разных структур одной и той же партии, тогда как все они действуют по единому уставу и представляют одну партию.2 Иными словами, указанный в подпункте «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона о партиях порядок выдвижения кандидатов от политической партии подразумевает также порядок выдвижения кандидатов иными структурными подразделениями политических партий.
Во-вторых, в числе обязанностей политических партий и их региональных отделений указывалось на обязанность ежегодно представлять в уполномоченные органы сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов
1 Так, в частности, проанализировав уставы одиннадцати политических партий Российской Федерации, как-то: «РОДИНА», «Аграрная партия России», «Народно-патриотическая партия России», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия Российской Федерации», «Социалистическая единая партия России», «Народная партия Российской Федерации», «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ», «Российская демократическая партия „ЯБЛОКО'», «Единая Россия», «Российская партия Пенсионеров», было отмечено, что в восьми из них устанавливалось право местных отделений (безусловное, либо оговоренное определенными условиями) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления.
2Дубровина Е. П. Вправе ли местные отделения политических партий выдвигать кандидатов? II Вестник Центральной избирательной комиссии. 2004. № 10. С. 55.
А. В. Миронов
в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления самой политической партией, ее региональными отделениями, а также и иными структурными подразделениями (пункт 2 статьи 27 Федерального закона о партиях).
Приводимая аргументация подкреплялась также нормой, содержащейся в статье 38 Федерального закона о партиях, согласно которой уполномоченные органы вправе направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях по выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт «б» пункта 1).
Как видим, приведенные нормы Федерального закона о партиях весьма недвусмысленно свидетельствовали о возможности выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления иными структурными подразделениями политических партий. Таким образом, содержавшаяся в пункте 2 статьи 36 Федерального закона о партиях (в ред. от 28.12.2004 № 183-ФЗ) норма свидетельствовала, скорее, о недостаточной согласованности ее с другими нормами этого закона и никоим образом не ограничивала право иных структурных подразделений политических партий выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на муниципальных выборах.
Полагаем, что изложенная выше аргументация и была положена в обоснование поправок, которыми местные отделения политических партий четко и определенно наделялись правомочиями по участию в выборах, в Федеральный закон о партиях, в частности, его статью 36 при внесении изменений в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ.
Несмотря на внесенные изменения, Федеральный закон о партиях все же оставил ряд не разрешенных вопросов, касающихся прав местных отделений политических партий. Прежде всего, в этом законе не содержится однозначного ответа на вопрос о том, должно ли обладать иное структурное подразделение политической партии статусом юридического лица для участия в муниципальных выборах. Неопределенность в этом вопросе проистекает из нормы, содержащейся в пункте 8 статьи 15 Федерального закона о партиях, согласно которой наделение иного структурного подразделения политической партии правом юридического лица возможно, если это предусмотрено уставом политической партии.
С позиции законодателя, таким образом, допускается функционирование иного структурного подразделения политической партии без обретения им такого статуса и государственной регистрации данного структурного подразделения (пункт «д» статьи 26, подпункт «б» пункта 1 статьи 27, пункт 1 статьи 34, пункт 4 статьи 39, пункт 6 статьи 42 Федерального закона о партиях).
На первый взгляд представляется, что структурные подразделения политической партии, не прошедшие государственной регистрации, могут наделяться
-Ф-
92
правами избирательного объединения по выдвижению кандидатов, поскольку такую возможность Федеральный закон о партиях не исключает, а сами уставы политических партий об этом, как правило, умалчивают. Этой же точки зрения придерживается Е. П. Дубровина, утверждающая, что «местные отделения политических партий независимо от того, зарегистрированы они или нет в органах юстиции, имеют право выдвигать кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в порядке, установленном уставом партии».1
В то же время ответ на данный вопрос не представляется столь однозначным с позиции правоприменительной практики и общих принципов избирательного процесса Российской Федерации. Причиной тому служит не только практика проведения избирательных кампаний с участием избирательных объединений, но и общие принципы избирательного права России.
Как мы установили выше, государственная регистрация иного структурного подразделения политической партии возможна только если уставом политической партии предусмотрено наделение его правом юридического лица (пункт 8 статьи 15 Федерального закона о партиях). Отсутствие такого статуса и соответствующей государственной регистрации2 означает, что сведениями о конкретном структурном подразделении политической партии соответствующий уполномоченный орган не располагает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона о партиях уполномоченные органы по запросам соответствующих избирательных комиссий представляют им в десятидневный срок со дня получения запроса списки отвечающих требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона о партиях политических партий и их региональных отделений по состоянию на день получения соответствующего запроса. Эта норма Федерального закона о партиях корреспондирует иным нормам избирательного законодательства, с помощью которых правоприменители могут установить круг субъектов, обладающих правами избирательных объединений (пункт 9 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях и др.). Аналогичная норма была прописана и в пунктах 2, 3 статьи 47 Закона Иркутской области от 11 декабря 2003 г. № 72-оз (в посл. ред.) «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Таким образом, с позиций правоприменительной практики изложенное выше свидетельствует о невозможности отнесения иного структурного подразделения политической партии к числу избирательных объединений на муниципальных выборах в случае, если оно не прошло государственной регистрации в уполномоченном органе.
1 Дубровина Е. П. Вправе ли местные отделения политических партий... С. 56.
2 В соответствии с действующим законодательством решение о государственной регистрации политических партий принимается Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами. См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации» II Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 4.
А. В. Миронов
93
-Ф-
В качестве дополнительных причин, ставящих под сомнение возможность участия иных структурных подразделений в муниципальных выборах без их государственной регистрации, могут служить следующие.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 1 февраля 2005 г. № 1-П, федеральный законодатель, принимая Федеральный закон о партиях, связывал получение (сохранение) статуса политической партии с теми общественными объединениями, которые выражают интересы значительной части граждан независимо от региона проживания и действуют на всей или большей части территории Российской Федерации. Такое структурирование политического пространства направлено против дробления политических сил, появления множества искусственно создаваемых (особенно в период избирательных кампаний) малочисленных партий, деятельность которых рассчитана на непродолжительное время и которые в силу этого не способны выполнить свое предназначение в качестве общественного объединения в политической системе общества. Вместе с тем, положение Федерального закона о партиях о том, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (пункт 1 статьи 36), не означает отрицания права иных общественных объединений, в том числе региональных и местных, устав которых предусматривает участие в выборах и (или) референдумах, выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления, а также права инициировать проведение референдума соответствующего уровня — регионального или местного.1
Следуя приведенному постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, можно подчеркнуть, что в нем подтверждены права иных общественных объединений по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления наряду с политическими партиями.
Как отмечалось выше, обретение статуса избирательного объединения для структурных подразделений общественных объединений обусловлено рядом условий, на которые в своем письме указывало Министерство юстиции Российской Федерации. При этом в качестве обязательного условия указывалось на необходимость соответствующей государственной регистрации структурного подразделения, а также изменений и дополнений, вносимых в устав общественного объединения.
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона „О политических партиях' в связи с жалобой общественно-политической организации „Балтийская республиканская партия'» II Российская газета. 2005. 8 февр. № 24.
94
Правовая политика
-Ф-
Исходя из провозглашенного принципа равенства участников избирательного процесса (статьи 5, 39 Федерального закона об основных гарантиях), иные структурные подразделения политических партий не могут быть поставлены в привилегированное положение относительно иных структурных подразделений общественных объединений, участвующих в муниципальных выборах. К ним должны применяться одинаковые требования, как к избирательным объединениям, равным им по статусу в рамках избирательного процесса.
Таким образом, для участия в муниципальных выборах иные структурные подразделения политических партий должны соблюдать требование о государственной регистрации, которое является взаимосвязанным с требованием о соответствующей государственной регистрации иных структурных подразделений общественных объединений. С учетом изложенного, а также пункта 8 статьи 15 Федерального закона о партиях, указанные структурные подразделения должны уставом политической партии наделяться правом юридического лица. В противном случае их участие в муниципальных выборах в качестве избирательных объединений представляется сомнительным и не основанным на законе.
При разрешении избирательных споров, в которых затрагиваются вопросы структурирования политического пространства, аналогичную (с точки зрения обеспечения реализации принципов избирательного права) позицию занимает и Верховный Суд Российской Федерации. В определении от 14 марта 2005 г. №70-Г05-4 им, в частности, было отмечено, что решение суда, которым закрепляется ситуация, при которой политическая партия, не имеющая региональных отделений на территориях, где назначены выборы в органы государственной власти, по сравнению с политической партией, создавшей такие отделения, получает неосновательные преимущества в решении вопросов выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты, не может быть признано правильным.1
Одним из остро стоящих и неразрешенных вопросов о правомочиях местных отделений политических партий является вопрос о возможности получения этими субъектами пожертвований, предусмотренных Федеральным законом о партиях.
В пункте 1 статьи 30 Федерального закона о партиях предусматривается осуществление пожертвований только для политической партии и ее региональных отделений. Из иных статей указанного федерального закона прямо не вытекает возможность внесения пожертвований зарегистрированным структурным подразделениям политической партии.
Позиция ЦИК России в этом вопросе, в частности, высказанная на видеоконференции 20 декабря 2005 г., также сводится к буквальному толкованию процитированной выше нормы закона. Вследствие этого предполагается, что у правоприменителей и уполномоченных представителей политических партий не должно возникать проблем с ее применением. Однако так ли это на самом деле?
1 Определение Верховного Суда РФ от 14 марта 2005 г. № 70-Г05—4 // СПС КонсультантПлюс. М., 2005.
А. В. Миронов
В пункте 3 статьи 34 Федерального закона о партиях указывается, что иные зарегистрированные структурные подразделения политических партий должны представлять в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. В соответствии с пунктом 5 этой же статьи закона сведения о поступлении и расходовании этих средств должны содержать, в частности, информацию о стоимости имущества, поступившего в качестве пожертвований иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии.
Логически вытекающим из норм приведенной статьи 34 Федерального закона о партиях является положение, сформулированное в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона о партиях, согласно которому избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предоставлена возможность осуществления контроля за источниками и размерами имущества, получаемого <...> иными зарегистрированными структурными подразделениями политических партий в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц.
Достаточно непоследовательная позиция ЦИК России в этом вопросе проявилась в Рекомендациях по составлению сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии, одобренных ЦИК России 28 сентября 2005 г. (далее — Рекомендации).1 Так, в частности в абзаце 2 пункта 2.6 раздела 2 указанных Рекомендаций предусматривается, что «пожертвования в виде денежных средств, поступившие в порядке и размерах, установленных Федеральным законом, отражаются в строках 060—090. При этом сумма пожертвований, внесенных физическими лицами в виде наличных денежных средств в кассу политической партии, регионального отделения и иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии, показывается отдельно в строке 090». Несмотря на рекомендательный характер изложенного, можем утверждать, что пожертвования в виде наличных денежных средств все же являются допустимыми.
Как видно из приведенных выше примеров, в настоящий момент системное толкование норм Федерального закона о партиях свидетельствует о противоречивости в правовом регулировании относительно принятия пожертвований от юридических и физических лиц зарегистрированными структурными подразделениями политических партий. Данное противоречие, на наш взгляд, подобно тому, какое было описано выше относительно прав местных отделений политических партий по участию в муниципальных выборах и имело место в Федеральном законе о партиях до появления изменений в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ.
1 Выписка из протокола заседания ЦИК России от 28 сентября 2005 г. № 153-1-4 // Вестник ЦИК РФ. 2005. № 10.
-Ф-
Правовая политика
Для разрешения указанного противоречия требуется внесение соответствующих изменений в статью 30 Федерального закона о партиях с целью более четкого определения прав иных структурных подразделений политических партий в вопросах принятия ими пожертвований. Представляется, что этот вопрос не может быть разрешен иначе, как путем закрепления в законе права на получения ими пожертвований.
Закрепление права на пожертвования за иными структурными подразделениями политических партий является взаимосвязанным с правом на участие их в выборах, поскольку фактическое и реальное осуществление последнего права напрямую зависит от финансовых ресурсов, которыми обладают структурные подразделения политических партий, прежде всего в виде пожертвований.
-Ф-