Научная статья на тему 'Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на выборную должность'

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на выборную должность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16289
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТА / РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТА / ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА / НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ / NOMINATION OF A CANDIDATE / REGISTRATION OF A CANDIDATE / REFUSAL TO REGISTER A CANDIDATE / BREACH OF REQUIREMENTS TO PREPARATION OF DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вантеева Татьяна Владимировна

В статье рассматривается порядок выдвижения и регистрации кандидата на выборную должность. Исходя из проведенного анализа, автор считает, что представление в избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, носит уведомительный характер. При этом избирательные комиссии должны соблюдать требования пункта 11 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и заранее предупреждать кандидатов обо всех выявленных недостатках в представленных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вантеева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на выборную должность»

УДК 342.8

ПОРЯДОК ВЫДВИЖЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ

Вантеева Татьяна Владимировна,

Байкальский государственный университет,

аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин

В статье рассматривается порядок выдвижения и регистрации кандидата на выборную должность. Исходя из проведенного анализа, автор считает, что представление в избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, носит уведомительный характер. При этом избирательные комиссии должны соблюдать требования пункта 11 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и заранее предупреждать кандидатов обо всех выявленных недостатках в представленных документах.

Ключевые слова: выдвижение кандидата; регистрация кандидата; отказ в регистрации кандидата, нарушение требований к оформлению документов.

THE PROCEDURE OF NOMINATION AND REGISTRATION OF CANDIDATES

FOR AN ELECTIVE POSITION

Tatyana Vladimirovna Vanteeva

Baikal State University,

Ph.D. Student of the Department of State and Legal Disciplines

The article deals with the procedure of nomination and registration of candidates for an elective position. Based on the analysis, the author believes that submission to the election commission of the documents necessary for notification of the nomination and registration of a candidate is of notification nature. At the same time, election commissions must comply with the requirements of paragraph 11 of Article 38 of the Federal Law «On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right of Citizens of the Russian Federation to Participate in the Referendum» and warn candidates about all the identified shortcomings in the submitted documents in advance.

Keywords: nomination of a candidate; registration of a candidate; refusal to register a candidate; breach of requirements to preparation of documents.

42

Одними из политических прав граждан Российской Федерации, установленных Конституцией Российской Федерации, являются избирательные права, т. е. право избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32 Конституции Российской Федерации) [5].

Ведущим субъектом избирательного процесса является кандидат на выборную должность. В качестве такого кандидата могут быть выдвинуты в установленном порядке граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право быть избранными в органы местного самоуправления на основании международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) устанавливает две формы выдвижения граждан кандидатами: непосредственное выдвижение кандидата либо выдвижение кандидата в составе списка кандидатов [10].

Непосредственное выдвижение кандидата может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.

Основным условием процесса самовыдвижения кандидата является уведомление соответствующей избирательной комиссии о выдвижении своей кандидатуры. Так, на выборах Президента Российской Федерации уведомление о выдвижении кандидата подается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации [8]. На выборах депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

и представительных органов муниципальных образований - в соответствующую окружную избирательную комиссию, при выдвижении кандидата на выборах глав муниципальных образований - в избирательную комиссию муниципального образования.

Избирательные объединения также наделены правом выдвижения кандидатов, при этом их количество может быть равно количеству мандатов в соответствующем округе: в одномандатном округе может быть выдвинут один кандидат, в многомандатном округе избирательное объединение может выдвинуть столько кандидатов, сколько подлежит избрать депутатов в конкретном избирательном округе.

Общественные объединения, созданные в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, являются политическими партиями. Требования к политическим партиям устанавливаются Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон о политических партиях) [11].

Порядок выдвижения кандидата политической партией регулируется Федеральным законом о политических партиях и ее уставом. При этом политическая партия не вправе выдвигать кандидатом гражданина Российской Федерации, являющегося членом иной политической партии. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с ее уставом.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Данная технология выдвижения кандидатов применяется на выборах по пропорциональной и смешанной избирательным системам и явля-

ется способом формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительных органов местного самоуправления.

Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав предусмотрены ограничения на выдвижение кандидата [11]. Так, кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

Период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней (пункт 9 статьи 34 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).

Таким образом, конкретный срок, в течение которого кандидатам (избирательным объединениям) необходимо выдвинуть свою кандидатуру (кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам или в составе списка кандидатов) и представить необходимый пакет документов в избирательную комиссию, должен быть установлен законом, регулирующим соответствующий вид выборов.

Так, например, при выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации все документы для регистрации представляются кандидатом лично или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в Центральную изби-

рательную комиссию Российской Федерации одновременно - не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования -до 18 часов по московскому времени (пункт 11 статьи 37 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации) [8].

Выдвижение кандидатов на должность Губернатора Иркутской области начинается со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Иркутской области, и завершается в 18 часов по местному времени через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Иркутской области (часть 2 статьи 29 Закона Иркутской области от 25 июня 2012 года № 54-ОЗ «О выборах Губернатора Иркутской области») (далее - Закон о выборах Губернатора Иркутской области) [7].

При выдвижении кандидата на должность Губернатора Иркутской области все документы для регистрации кандидат представляет в Избирательную комиссию Иркутской области не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени (часть 1 статьи 33 Закона о выборах Губернатора Иркутской области) [7].

На муниципальных выборах в Иркутской области выдвижение кандидатов, муниципальных списков кандидатов начинается со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов, и завершается в 18 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования (часть 1 статьи 48 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области») (далее - Закон о муниципальных выборах в Иркутской области) [9].

Вместе с тем представляется важным при установлении в законах субъектов Российской Федерации конкретных сроков выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам учитывать общий порядок выдвижения таких кандидатов и их

дальнейшие действия после заверения такого списка.

В частности, в части 1 статьи 48, части 4 статьи 52 Закона о муниципальных выборах в Иркутской области (в редакции Закона Иркутской области от 11 мая 2012 года № 45-ОЗ) было установлено, что решение избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам должно приниматься в общий срок для выдвижения всех кандидатов - за 45 дней до дня голосования. При этом в этот же срок кандидат, выдвинутый избирательным объединением по округу, после заверения списка кандидатов должен был успеть подать документы в окружную избирательную комиссию.

Исходя из приведенных выше норм, на практике складывалась ситуация, при которой избирательные объединения в последний день указанного срока приносили в организующую выборы избирательную комиссию необходимый пакет документов для заверения списка кандидатов по избирательным округам и данная комиссии, несмотря на установленный в части 8 статьи 52 Закона о муниципальных выборах в Иркутской области трехдневный срок, была вынуждена в день представления документов принимать соответствующее правовое решение, чтобы кандидаты из этого списка смогли успеть подать недостающий пакет документов в окружную избирательную комиссию.

Для решения данной проблемы был принят Закон Иркутской области от 7 ноября 2012 года № 118-ОЗ «О внесении изменений в законы Иркутской области, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов и референдумов на территории Иркутской области», который в части 4 статьи 52 Закона о муниципальных выборах в Иркутской области изменил срок для принятия решения о выдвижении избирательным объединением кандидатов по избирательным округам с 45 до 50 дней до дня голосования.

Необходимо отметить, что с принятием Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 155-ОЗ «О внесении изменений в законы Иркутской области, регулирующие порядок подго-

товки и проведения выборов и референдумов на территории Иркутской области» данные сроки также были разведены и в Законе Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (часть 2 статьи 32).

Одним из условий выдвижения кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, является уведомление соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении.

По общему правилу соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Вместе с тем при проведении избирательных кампаний по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления по смешанной избирательной системе в правоприменительной деятельности избирательных комиссий возникают вопросы о том, с какого момента считается выдвинутым кандидат в составе областного списка и кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Огромное значение это имеет для определения момента начала агитационного периода для каждого из них.

В связи с этим для четкого разграничения того момента, с которого начинается агитация, Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

0 выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» пункт

1 статьи 49 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав был изложен в новой редакции. В частности, агитационный период для избирательного объединения на-

чинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, - со дня представления в окружную избирательную комиссию недостающего пакета документов, предусмотренных пунктом 143 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

В заявлении о согласии баллотироваться указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего

указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Кроме того, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Надлежащая законодательная регламентация содержания заявления позволяет соответствующей избирательной комиссии вынести решение об отказе в регистрации кандидату в случае сокрытия таких сведений.

Необходимо отметить, что все сведения, указанные в заявлении, кандидат должен подтвердить документально, в связи с чем вместе с заявлением он представляет в соответствующую избирательную комиссию: копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства,

ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

При выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации, а также на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) федеральный законодатель установил необходимость подачи сведений не только об имуществе, принадлежащем кандидату, но и сведений об имуществе, принадлежащем его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера (пункт 3 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, статьи 34, 35 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации) [8, 11].

Необходимо отметить, что законом субъекта Российской Федерации может быть не предусмотрена обязанность вместе с заявлением о согласии баллотироваться представлять сведения о размере и об источниках доходов кандидата при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей.

В Законе о муниципальных выборах в Иркутской области такая обязанность установлена независимо от уровня выборов и числа избирателей в соответствующем избирательном округе (часть 3 статьи 49) [9].

Вышеуказанные документы кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Если кандидат выдвинут в списке кандидатов, сведения представляются уполномоченным представителем соответствующего избирательного объединения.

Документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав установил обязанность избирательной комиссии проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата.

Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений о размере и об источниках доходов кандидата - в течение 20 дней сообщить о результатах проверки. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией (пункт 6 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав) [11].

В дальнейшем избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией. В случае выявления недостоверности сведений, представленных кандидатами, избирательная комиссия сообщает об этом в средствах массовой информации.

В случае если избирательной комиссией будет установлено отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав, иным законом, соответствующая избирательная комиссия принимает решение об отказе в реги- 47 страции кандидату.

Представление документов для выдвижения и регистрации выполняет в избирательном процессе три функции:

1) документальное удостоверение факта выдвижения кандидата и намерения кандидата участвовать в выборах;

2) документальное подтверждение того, что кандидат пользуется среди избирателей достаточной поддержкой, чтобы быть включенным в избирательный бюллетень;

3) сообщение избирателям минимального объема информации о кандидате [3].

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2006 года по делу № 44-Г06-31 отмечено, что по смыслу закона, регулирующего правоотношения в сфере избирательных прав, обязанность сообщения кандидатом в депутаты в орган власти любого уровня сведений о себе обусловлена необходимостью формирования мнения избирателя об этом кандидате [12].

Практика применения подпунктов «в», «в1» и «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав обозначила ряд вопросов, связанных с необходимостью соблюдения в правоприменительной практике избирательных комиссий единообразия в оценке нарушений кандидатов, допускаемых при оформлении документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации [4, с. 234].

Действующим законодательством установлена надлежащая законодательная регламентация права кандидата, в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных им документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов и (или) отсутствия копий документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата:

1) уточнять и дополнять сведения (кандидат, в том числе выдвинутый в составе списка кандидатов, - о себе, избирательное объединение - о выдвинутом им кандидате, выдвинутых им

кандидатах, в том числе в составе списка кандидатов), содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - также документах, представленных в соответствии с пунктом 31 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей) в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации;

2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, иного закона;

3) дополнительно представлять копии документов, указанные в пункте 22 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом [11].

Кандидат вправе также осуществлять указанные действия при необходимости уточнения сведений о кандидате, в том числе в случае фактического изменения ранее представленных сведений (например, места работы, адреса места жительства и т. д.).

Если кандидатом производится уточнение представленных ранее сведений, требующих в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав, иным законом документального подтверждения, кандидат обязан представить документы, подтверждающие указанные сведения (пункт 11 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, пункт 4.12.1

Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6) [6].

В рамках практики применения судами указанной нормы следует привести следующий пример. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила, что И.Э. Слуцкая, выдвинутая избирательным объединением «Московское областное региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирована кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу № 17 [1].

Суд обоснованно указал, что не является основанием для отмены регистрации кандидата довод административного истца о том, что представленная И.Э. Слуцкой в окружную избирательную комиссию копия справки о месте работы не была заверена ею либо уполномоченным представителем избирательного объединения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, кандидатом И.Э. Слуцкой в окружную избирательную комиссию был представлен оригинал справки с места работы, с которого уполномоченным лицом окружной избирательной комиссии была снята копия и с которым произведена ее сверка, что, в свою очередь, позволило полностью исключить какие-либо сомнения в достоверности полученной копии и принять данный документ для осуществления регистрации указанного кандидата.

Возможность внесения изменений и дополнений в документы, представляемые для выдвижения и регистрации, предусмотрена в случае выявления неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов. При этом определена цель вносимых изменений - приведение указанных документов в соответствие с требованиями закона (в том числе к

их оформлению). Законодатель достаточно широко очертил круг документов, о которых идет речь, указав, что это могут быть не только документы, содержащие сведения о выдвинутом кандидате, но и иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные для уведомления о выдвижении кандидата, а также для его регистрации. Кроме того, кандидат вправе заменить ранее представленный документ в случае, если он оформлен с нарушениями требований закона. В связи с этим возникает закономерный вопрос: подразумевают ли указанные положения Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав возможность изменения юридических фактов, которые находят отражение в указанных документах [13, с. 71]?

Правоприменительная практика по-прежнему противоречива. Примером иного толкования анализируемых положений Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав служит решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 5 августа 2015 года № 63/606 об отказе в регистрации кандидату-самовыдвиженцу В. в ходе выборов депутатов Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Указанное решение было принято на основании того, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата В., в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 не были указаны сведения о реквизитах документа об образовании, а также заявление В. о согласии баллотироваться кандидатом было оформлено с нарушением требований закона, в подписных листах не полностью были отражены сведения о его месте жительства.

Между тем 1 августа 2015 года кандидат В. письменно попросил Тайшетскую территориальную избирательную комиссию предоставить ему информацию о выявленных нарушениях в оформлении документов, поданных на регистрацию, однако ответа на свое заявление

не получил, о недостатках в документах избирательная комиссия его не известила.

Однако, оценивая установленные обстоятельства, суд указал, что неисполнение избирательной комиссией положений пункта 11 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав основанием для признания незаконным решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации не является.

Кроме того, проверяя в соответствии с требованиями процессуального закона в полном объеме пакет документов, представленных В. для регистрации в Тайшетской территориальной избирательной комиссии, суд первой инстанции установил, что в заявлении о согласии баллотироваться и подписных листах с подписями избирателей в поддержку кандидата в сведениях о месте жительства кандидата В. отсутствует указание района. Судом в решении высказано правильное суждение о том, что такое нарушение является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 12 августа 2015 года оставила без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения [2].

Таким образом, представление кандидатом документов для выдвижения и регистрации является одной из важнейших стадий избирательного процесса, требующей как от кандидатов, так и от избирательных комиссий большого внимания к соблюдению всех требований избирательного законодательства. Вместе с тем из-за частых изменений в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав очень важно, чтобы избирательные комиссии неукоснительно соблюдали его требования, сформулированные в пункте 11 статьи 38, и заранее предупреждали кандидатов обо всех выявленных недостатках в представленных документах. Это позволит кандидатам своевременно устранить соответствующие замечания и будет выступать необходимой гарантией для реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.

1. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2016 г. № 4-АПГ16-22 // СПС «Консультант-Плюс».

2. Апелляционное определение Иркутского областного суда от 28 августа 2015 г. по делу № 33-8235А/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Горьков, Н.В. Новое в конституционно-правовой ответственности кандидатов и избирательных объединений / Н.В. Горьков // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2007. - № 33 (12).

4. Зоболева, М.В. Ответственность за нарушение оформления документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списков кандидатов / М.В. Зоболева // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - 2011.

- № 1 (14). - С. 234.

5. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1999.

- 25 дек.

6. Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления : утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6 // Вестник ЦИК России. - 2014.

- № 6.

7. О выборах Губернатора Иркутской области : закон Иркутской области от 25 июня 2012 г. № 54-ОЗ // Областная.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2012. - 27 июня.

8. О выборах Президента Российской Федерации : федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Рос. газ.

- 2003. - 16 января.

9. О муниципальных выборах в Иркутской области : закон Иркутской области от 11 ноября 2011 г. № 116-ОЗ // Областная. - 2011. - 14 ноября.

10. О политических партиях : федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Рос. газ. - 2001. - 14 июля.

11. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Рос. газ. -2002. - 15 июня.

12. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2006 г. по делу № 44-Г06-31 // СПС «КонсультантПлюс».

13. Турищев, С.В. Ответственность кандидата, избирательного объединения за нарушение оформления документов, представляемых для регистрации: соотношение принципа вины и оснований отказа в регистрации I C.B. Турищев II Журнал российского права. - 2008. -№ 11. - С. 71.

14. Штурнев, А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации: общеправовая характеристика и юридическая природа мер : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / А.Е. Штурнев. - Владивосток, 2004. - С. 133-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.