Научная статья на тему 'О повышении роли контроля в предупреждении рецидива преступлений'

О повышении роли контроля в предупреждении рецидива преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / CONTROL / РЕЦИДИВ / RELAPSE / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / ОСУЖДЁННЫЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INTERNATIONAL LEGISLATION / CONVICTED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумов Евгений Владимирович

В статье анализируются точки зрения по вопросу контроля в сфере предупреждения рецидива преступлений. Автор излагает свою позицию по данному вопросу с учётом современных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наумов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the issue of control in preventing recidivism

This article analyzes the standpoint on the issue of control in preventing recidivism. The author sets out its position on the issue, taking into account today's realities.

Текст научной работы на тему «О повышении роли контроля в предупреждении рецидива преступлений»

исправительные учреждения, его исполняющие, следует назвать «поселения», т. е. исправительные учреждения открытого типа.

Литература

1. Аблизин Н. Ф., Подымов П. Е. Исправительно-трудовая колония-поселение. -М., 1967.

2. Горобцов В. Н., Силков В. Е. Юридическая природа наказания, отбываемого в колониях-поселениях // Вопросы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. - Свердловск, 1983.

3. Дурдыназаров Т. Исправительно-трудовая колония-поселение как вид ИТУ. -Ашхабад, 1969.

4. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право : учеб. пособие / под ред. А. В. Маслихина. - Рязань, 1993.

5. Михлин А. С. Проблемы совершенствования системы наказания в советском уголовном праве // Актуальные проблемы уголовного права. - М., 1988.

6. Наташев А. Е. О каре и воспитании // К новой жизни. - 1964. - № 3.

7. Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основные теории исправительно-трудового права. - М., 1967.

8. Ной И. С. Теоретические вопросы лишения свободы. - Саратов, 1965.

9. Панков Д. А. Совершенствование правовых институтов досрочного освобождения осуждённых - важный стимул их исправления и перевоспитания // Сов. гос-во и право. - 1965. - № 3.

10. Свод законов уголовных. Книга первая. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. - СПб., 1866.

11. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980.

12. Титаренко А. П. Правовые и организационные аспекты исполнения наказания в колониях-поселениях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснояск, 2004.

УДК 343.85

Е. В. Наумов

О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ КОНТРОЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

E. V. Naumov

ABOUT THE ISSUE OF CONTROL IN PREVENTING RECIDIVISM

В статье анализируются точки зрения по вопросу контроля в сфере предупреждения рецидива преступлений. Автор излагает свою позицию по данному вопросу с учётом современных реалий.

This article analyzes the standpoint on the issue of control in preventing recidivism. The author sets out its position on the issue, taking into account today's realities.

Ключевые слова: контроль, рецидив, преступление, осуждённый, международное законодательство.

Key words: control, relapse, crime, convicted, international legislation.

В системе мер предупреждения рецидива преступления особое место занимает создание действенной системы социального сопровождения лиц, отбывших уголовные наказания, в делах обеспечения их

постпенитенциарной адаптации. Данная система предполагает: совершенствование правовой базы в сфере создания самостоятельных независимых государственных органов, ответственных за оказание помощи освобождённым из мест лишения свободы и осуществляющим постоянный контроль за их поведением.

В последние годы данные вопросы были предметом исследования ряда авторов, проходили на различных, в том числе и законодательном, уровнях.

На наш взгляд, заслуживают внимания такие меры, направленные на повышение постпенитенциарного контроля, как:

- проведение предварительной работы перед освобождением. Учитывая то, что имеют место случаи, когда повторное преступление совершается на почве неприязненных отношения осуждённого с родственниками или иными лицами, последние должны заблаговременно устанавливаться при изучении личного дела осуждённого, его переписки, беседы с самим осуждённым или его близкими. При этом беседы с освобождённым осуждённым может проводить администрация исправительного учреждения, а с его родственниками и иными близкими сотрудниками органа, который будет осуществлять постпенитенциарный контроль за его поведением;

- осуществление общей координации деятельности субъектов постпенитенциарного контроля, наделение органа, контролирующего поведение лиц, освобождённых из мест лишения свободы, функцией координации деятельности социальных учреждений, в которые будут устраиваться указанные лица;

- осуществление контроля за поведением лиц, освобождённых из мест лишения свободы и помещённых в специальные дома-интернаты не только их администрацией, но и сотрудниками специализированного органа, осуществляющего постпенитенциарный контроль;

- осуществление постпенитенциарного контроля с помощью электронного мониторинга;

- уточнение роли уголовно-исполнительных инспекций как органа, который должен осуществлять контроль за этими лицами, усиление и чёткое определение их основных полномочий в этой сфере1.

В предложениях указанных авторов и других исследователях особый акцент делается на создание некой специализированной службы по контролю за постпенитенциарным поведением освобождённых из мест лишения свободы.

Группа авторов предлагает создание специального структурного подразделения, выполняющего указанные функции, в составе ФСИН России. Такое подразделение, по их мнению, должно быть аналогичным службе пробации, имеющей место в целом ряде зарубежных стран . Данное

1 См.: Потапов А. М. Правовой статус лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы : дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2006. - С. 110-120.

2 См.: Рахмаев Э. С. Службе пробации быть // Человек: преступление и наказание. - 2009. - № 3. -С. 28-31; Потапов А. М. Указ. соч. - С. 469.

предложение нашло отражение в последующем в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Данную службу, на их взгляд, следует наделить полномочиями в сфере фактического контроля за поведением лиц, освобождённых от наказания (в первую очередь - из мест лишения свободы), взаимодействия с государственными и негосударственными органами при организации контроля и оказании помощи этим лицам, уголовно-процессуальными полномочиями (при решении вопросов, связанных с исполнением приговоров) и т. д. Кроме того, с учётом заблаговременной работы сотрудников этой службы с освобождаемыми лицами и их родственниками (иными близкими лицами) следует перераспределить ряд полномочий от администраций исправительных учреждений в службу пробации. Фактически это будет означать перенос акцента по предупреждению совершения преступлений на службу пробации и разделение ответственности за исправление осуждённых между службой пробации и исправительными учреждениями». Данная точка зрения солидаризируется с точкой зрения других авторов.

Присоединяясь к данной точке зрения, в тоже время не можем согласиться с критикой С. А. Климова относительно предложений авторов о возложении таких функций на органы местного самоуправления, органы социальной защиты.

Представляется, что данная служба неправомочна это делать в силу функций, возложенных на учреждения социальной помощи. Согласно «Примерному положению об учреждении социальной помощи для лиц без определённого места жительства и занятий», утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 670 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 6 июля 1999 г. № 75, от 29 июля 2010 г. № 581), основными задачами таких учреждений является предоставление места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определённого места жительства и занятий; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лицам, утратившим социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождённых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе (п. 2). При этом эти учреждения осуществляют свои функции во взаимодействии с другими учреждениями системы органов социальной защиты населения, органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, службы занятости, миграционной службы и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с лицами, в том числе освобождёнными из мест лишения свободы (п. 11).

Полномочия контроля за ними возложены на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания. Деятельность данных учреждений может быть также подконтрольной Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. В рамках их полномочий по рассмотрению жалоб на решения или действия (бездействия) данных

учреждений и должностных лиц, соответствующих органов государственной власти и управления (п. 1 ст. 16 федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Заслуживает внимания предложение С. А. Климова о более чётком законодательном и организационном закреплении условности досрочного освобождения из мест лишения свободы как необходимой меры повышения контроля за ними: «Неисполнение соответствующих обязанностей, выполняемое путём осуществления контроля за лицами, освобождёнными из исправительных учреждений, должно влечь за собой отмену соответствующего вида досрочного освобождения. Значение постпенитенциарного контроля в этом случае будет заключаться не в формальном наблюдении за поведением лица, а в выявлении, в том числе, фактов (не-) исполнения возложенных на него обязанностей и (не-) совершения им преступления или иного правонарушения».

В организационно-управленческом аспекте эффективности осуществления контроля может способствовать определение компетенции, порядка взаимодействия государственных органов на федеральном и региональном уровнях в целях координации их деятельности по обеспечению контроля за лицами, отбывшими наказание.

Литература

1. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - 03 марта. - № 9. -Ст. 1011.

2. Постановление Правительства РФ от 08.06.1996 № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определённого места жительства и занятий»(ред. от 29.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 17 июня. - № 25. - Ст. 3025.

3. Потапов А. М. Правовой статус лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы : дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2006.

4. Рахмаев Э. С. Службе пробации быть // Человек: преступление и наказание. -2009. - № 3. - С. 28-31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.