ДМИНИСТРАТИВНОЕ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
О ПОВЫШЕНИИ ПРЕСТИЖА СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ
THE CHALLENGE IS TO INCREASE PRESTIGE POLICE
PRECINCT SERVICES
УДК 342.95
В.Л. ШАПОШНИКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
VITALY L. SHAPOSHNIKOV,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Э.А. БЕЗУГЛЫИ,
кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород)
EDUARD A. BEZUGLY,
Candidate of Economic Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: одним из важнейших индикаторов статуса профессии участкового уполномоченного полиции является ее престиж, то есть оценка привлекательности данной профессии как в глазах общественного мнения, так и в глазах самих сотрудников полиции. В условиях современности повышение престижа службы участковых уполномоченных полиции становится задачей государственного масштаба, решение которой касается прежде всего как территориальных органов МВД России, так и общества, государства в целом. Особая роль в этом принадлежит государственным структурам федерального и регионального уровней, органам местного самоуправления, общественным институтам.
В этой связи на основе анализа ряда источников, опыта деятельности отдельных регионов Российской Федерации в этом направлении предпринимается попытка обобщить причины, отрицательно сказывающиеся на престиже службы участковых уполномоченных полиции, и, наоборот, предложить ряд мер правового и организационного характера, направленных на повышение престижа службы участковых уполномоченных полиции.
В основе вносимых предложений - обеспечение моральной и материальной составляющих системы оценок, существенно влияющих на престиж службы участковых уполномоченных полиции. Особое внимание уделено работе кадровых подразделений органов внутренних дел при подборе кандидатов на замещение вакантных должностей участковых уполномоченных полиции.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, общественный порядок, престиж службы.
Для цитирования: Шапошников В.Л., Безуглый Э.А. О повышении престижа службы участковых уполномоченных полиции // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 4. С. 54-58.
Abstract: one of the most important indicators of the status of the profession of the district authorized police is its prestige, that is, an assessment of the attractiveness of this profession, both in the eyes of public
opinion and in the eyes of the police themselves. In modern conditions, increasing the prestige of the service of district police officers is becoming a state-wide task, the solution of which concerns, first of all, both the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and society, the state as a whole. A special role in this belongs to state structures of the federal and regional levels, local governments, public institutions.
In this regard, based on an analysis of a number of sources, the experience of certain regions of the Russian Federation in this direction, an attempt is made to summarize the reasons that adversely affect the prestige of the service of district police officers and, conversely, to propose a number of legal and organizational measures aimed at increasing the prestige of the district police service authorized by the police.
The proposals are based on the provision of moral and material components of the rating system, which significantly affect the prestige of the local police authorized service. Particular attention is paid to the work of the personnel departments of the internal affairs bodies in the selection of candidates for filling vacant posts of local police officers.
Keywords: district police officer, public order, prestige of service.
For citation: Shaposhnikov V.L., Bezugly E.A. The challenge is to increase prestige police precinct services // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 4. P. 54-58.
Как бы ни оптимизировали и ни модернизировали структуру, административное построение, штатную численность МВД России, есть подразделения, которые при любых переменах остаются стержнем деятельности по профилактике преступлений и защите прав и свобод граждан. Речь в данном случае идет о службе участковых уполномоченных полиции [6, с. 203].
В сознании человека, обращающегося к участковому уполномоченному полиции и нуждающемуся в помощи, присутствует мысль о том, что его защитят, разберутся в возникших проблемах квалифицированно, справедливо и в максимально короткие сроки. Если этого не наступает, тогда приходит разрушение авторитета отдельно взятого сотрудника полиции, авторитета полиции и, как следствие, авторитета государственной власти. Участковый уполномоченный полиции - тот сотрудник, который зачастую первым реагирует на заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, происшествиях. Именно по результатам деятельности этой службы у значительной части населения формируется представление о полиции. И чем качественнее будет результат этой деятельности, тем выше престиж службы, тем выше доверие населения к полиции. Именно доверие является фоновым условием существования многих феноменов социального взаимодействия [9, с. 119].
Понятие общественного доверия следует рассматривать как социально-политическое явление, т.е. как отношение всего общества к его отдельной социальной группе - полиции, обусловлено необходимостью определения наиболее оптимальной формы взаимодействия для достижения общественно значимых целей [7, с. 167].
Таким образом, одним из важнейших индикаторов статуса профессии участкового уполномо-
ченного полиции является ее престиж, то есть оценка привлекательности данной профессии как в глазах общественного мнения, так и в глазах самих сотрудников полиции.
В экономически развитых государствах признано, что высокий авторитет и также престиж государственной службы должен выстраиваться на основе сочетания высокого уровня материального поощрения и активного внешнего контроля (государственного, общественного). Ситуация в нашей стране в этом плане имеет некоторую специфику, характеризуется недостаточно эффективной системой пропаганды государственной службы и развития кадрового потенциала для нее.
Повышение престижа института участковых уполномоченных полиции - непростая задача, имеющая всероссийский характер. Ее решение связано с осознанием того, что она стоит не только перед территориальными органами МВД России, а перед обществом и государством в целом. Особая роль в этом принадлежит государственным структурам федерального и регионального уровней, органам местного самоуправления, общественным институтам.
Сегодня система оценок профессии участкового уполномоченного полиции складывается из двух составляющих - моральной и материальной. Моральная составляющая имеет особый вес и складывается из уровня уважения, «ста-тусности», почтения, признания обществом [10] и самими сотрудниками полиции значимости данного вида деятельности.
Ставшие уже традиционными опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что в глазах общественности государственный служащий должен быть честным, некоррумпированным, добросовестным [1, с. 184; 2, с. 137].
Кроме того, к неотъемлемым чертам его личности отнесены порядочность, благородство,
доброта, близость к народу, забота о людях, а также ум и образованность. Среди остальных требований - ответственность, обязательность, опыт, компетентность, патриотизм, решительность. Как видим, главные требования к личностным характеристикам носят моральный характер, касаются характера человека и его поведения. Это в полной мере касается фигуры участкового уполномоченного полиции.
Выработка конкретных мер, направленных на повышение престижа службы участковых уполномоченных полиции, сопряжена с необходимостью определения обстоятельств, которые существенно влияют на привлекательность профессии участкового уполномоченного полиции и результативность его деятельности. По нашему мнению, к некоторым из них следует отнести:
1. В отличие от деятельности таких подразделений, как, например, подразделения уголовного розыска и следствия, служба участковых уполномоченных полиции характеризуется широким спектром полномочий в сфере охраны общественного порядка, носит разноплановый характер, что требует наличия у сотрудников полиции определенных личностных качеств (в том числе указанных ранее), без которых невозможно выполнять непростой ежедневный кропотливый аналитический труд, зачастую сопряженный с физическими и психическими перегрузками.
2. Служба участкового уполномоченного полиции связана с необходимостью обладания сотрудником глубокими специальными знаниями в области административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и иных отраслей права, а также в области криминалистики и психологии. Именно эти знания сегодня могут быть получены преимущественно в образовательных организациях системы МВД России. В то же время значительная часть участковых уполномоченных полиции - выпускники гражданских образовательных организаций.
3. Участковые уполномоченные полиции ежедневно имеют дело с самыми болезненными и опасными проявлениями человеческого характера - семейными конфликтами, алкоголизмом, наркоманией. Рисковый характер деятельности, общение с преступным миром - это и ряд иных обстоятельств негативно сказываются на решении кандидата быть или не быть участковым уполномоченным полиции.
4. Деятельность сотрудника полиции строго регламентирована, предусмотрена повышенная ответственность (вплоть до уголовной) за отступление от норм и нарушение прав лиц, участвующих в совместных правоотношениях [3, с. 240].
Указанные обстоятельства имеют разный по своей сути характер и разную степень воздействия на сознание и поведение участкового уполномоченного полиции.
В период советского этапа развития нашего общества существенное значение в формировании позитивного образа сотрудника органов внутренних дел играли литература, театр, кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство, что имело положительные результаты, но сегодня это ушло в прошлое. Слабым попыткам поднять авторитет службы противостоит беспрецедентный по объему массив информации (мы имеем в виду прежде всего интернет-ресурсы), содержащий примеры недобросовестного выполнения сотрудниками полиции служебных обязанностей, злоупотребления служебным положением. Несмотря на то, что таких примеров незначительное число, они активно обсуждаются в медиасфере, ретранслируются, привлекают внимание широкой общественности. Так, убийство девятилетней девочки в Саратове в октябре 2019 года вновь привлекло внимание к службе участковых уполномоченных полиции. Заголовки в средствах массовой информации уже сами по себе ставят под сомнение качество работы участкового уполномоченного полиции, обслуживающего административный участок, где проживал подозреваемый в совершении преступления1.
Осознание важности профессии участкового уполномоченного полиции в сфере охраны общественного порядка является причиной появления в регионах инициатив, направленных на повышение привлекательности службы. Так, в Белгородской области издано постановление Правительства Белгородской области от 11 марта 2019 года № 103-пп «Об утверждении положений о конкурсах «Лучший участковый уполномоченный полиции Белгородской области» и «Лучший участковый пункт полиции Белгородской области». Несомненно, это один из шагов на пути к переформатированию общественного мнения, мнения самих сотрудников полиции о службе участковых уполномоченных полиции.
Учитывая мнения специалистов в области обеспечения охраны общественного порядка, следует обратить внимание на иные предложения (правового и организационного характера):
1. Создать особую систему внешних отличий участковых уполномоченных полиции от представителей других служб и подразделений орга-
1 МВД оценит работу участкового, проверявшего подозреваемого в убийстве девочки в Саратове. URL: https://tass.ru/ proisshestviya/6993506 (дата обращения: 14.10.2019).
нов внутренних дел. Например, как это сделано применительно к форменной одежде сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекции).
Дополнительной мерой может стать обеспечение участковых уполномоченных полиции служебным автотранспортом, который бы стоял на обеспечении исключительно службы участковых уполномоченных полиции.
2. При реализации постановления Правительства Белгородской области от 11 марта 2019 года № 103-пп «Об утверждении положений о конкурсах «Лучший участковый уполномоченный полиции Белгородской области» и «Лучший участковый пункт полиции Белгородской области» (аналогичных документов в других регионах страны) награждение победителей конкурсов проводить в торжественной обстановке с привлечением представителей общественности, учащихся образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для органов внутренних дел, с широким освещением церемонии в региональных средствах массовой информации.
3. Органам государственной власти в регионах разработать дизайн и изготовить нагрудный знак «Лучший участковый уполномоченный полиции» того или иного региона, обеспечить его вручение победителям конкурса «Лучший участковый уполномоченный полиции».
4. Организовать встречи представителей региональных средств массовой информации с участковыми уполномоченными полиции в рамках апробированной во многих субъектах Российской Федерации акции «Один день с участковым уполномоченным полиции»; освещение результатов встреч в региональных средствах массовой информации.
5. Обеспечить периодическую публикацию в региональных средствах массовой информации репортажей, проводить радиотрансляции, специально организованные телевизионные передачи, отражающие специфику работы участковых уполномоченных полиции, важность и значимость их вклада в охрану правопорядка и обеспечение безопасности, роль в разрешении конкретных ситуаций по предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений.
6. Повысить профессиональную компетентность участковых уполномоченных полиции и кандидатов на замещение должностей участковых уполномоченных полиции посредством:
- совершенствования качества образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов для
органов внутренних дел, с использованием положительного опыта подготовки специалистов для органов внутренних дел в вузах МВД России; объединения и координации совместных усилий в данном направлении;
- организации стажировок, выездов в служебные командировки участковых уполномоченных полиции в правоохранительные органы стран ближнего зарубежья и (либо) в территориальные органы МВД России иных субъектов Российской Федерации для обмена опытом несения службы по охране общественного порядка и противодействию преступности, изучения, внедрения и распространения положительного опыта служебной деятельности.
Профессиональная компетентность сотрудников полиции сегодня стала предметом самостоятельного исследования некоторых авторов [8, с. 226-232; 4, с. 79-82; 5, с. 64-70].
7. Повысить роль религиозных организаций в вопросах морально-нравственного воспитания участковых уполномоченных полиции посредством тесного взаимодействия с образовательными организациями, территориальными органами МВД России. Через средства массовой информации информировать общественность о формах совместной деятельности.
8. Повысить результативность функционирования правоохранительных структур (территориальных органов МВД России, прокуратуры, суда) по профилактике коррупционных преступлений, совершаемых участковыми уполномоченными полиции, обеспечить неотвратимость наказания за совершение противоправных действий.
9. Кадровым подразделениям территориальных органов МВД России при подборе кандидатов на замещение вакантных должностей участковых уполномоченных полиции выявлять лиц, стремящихся к незаконному обогащению посредством использования статуса государственного служащего. Пресекать случаи назначения таких лиц на должности. Отдавать предпочтение действительно образованным, ориентированным на высокие достижения в профессиональной деятельности сотрудникам, гармонично сочетающим в себе личные интересы и интересы общества, государства.
10. Рассмотреть вопрос об исключении из сетки вещания региональных телеканалов, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального и (или) регионального бюджетов, кинематографических произведений, телепередач, дискредитирующих службу в органах внутренних дел Российской Федерации в целом и службу участковых уполномоченных полиции в частности.
2019' 4
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
Реализация этих предложений в сочетании с совершенствованием и развитием системы материального стимулирования участковых уполномоченных полиции, социальных гарантий, решением вопросов финансово-хозяйственного характера позволит поднять престиж службы участковых уполномоченных
полиции на новый уровень. Высокий уровень престижа может быть достигнут только за счет согласования культурных и этических правил, ценностей, норм поведения, принятых в российском обществе, с теми, что действуют в среде участковых уполномоченных полиции.
Литература
1. Васильева И.В., Возженикова О.С. Образ полицейского в общественном сознании // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41). С. 183-191.
2. Дадаева Т.М., Костромкина КЛ. Факторы формирования общественного мнения о работе участковых полиции (на примере ГО Саранск) // Регионология. 2016. № 2. C. 137-146.
3. Джемелинский В.А. Актуальные вопросы совершенствования планирования в деятельности участкового уполномоченного полиции // Общество и право. 2015. № 2 (52). С. 238-243.
4. Коблов Ф.Ч. Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. № 4. С. 79-82.
5. Макарова М.Н. Особенности восприятия органов МВД в общественном мнении региона // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 1 (101). С. 64-70.
6. Репьев А.Г. Деятельность службы участковых уполномоченных полиции в период реформирования системы МВД России: историко-правовой и прикладной аспекты // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 203-206.
7. Титаренко А.П. Общественное доверие к полиции как фактор, способствующий индивидуальной профилактической работе с гражданами // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 167-170.
8. Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Рожков A.A., Красноштанова H.H. Профессиографическое исследование: использование современных научных подходов в интересах совершенствования подготовки специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (72). С. 226-232.
9. Юдина Т.Н., Бондалетов В.В., Мазаев Ю.Н., Бормотова Т.М., Яковлев О.В. Сельские участковые уполномоченные полиции: доверие населения // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Филос. 2016. № 4 (34). С. 119-128.
10. Трыченков A.A. Повышение престижа государственной гражданской службы / Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. - Томск, 2015. С. 17-20.
References
1. Vasil'eva I.V., Vozzhenikova O.S. Obraz politseiskogo v obshchestvennom soznanii // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. 2017. № 3 (41). S. 183-191.
2. Dadaeva T.M., Kostromkina K.A. Faktory formirovaniya obshchestvennogo mneniya o rabote uchastkovykh politsii (na primere GO Saransk) // Regionologiya. 2016. № 2. C. 137-146.
3. Dzhemelinskii V.A. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya planirovaniya v deyatel'nosti uchastkovogo upolnomochennogo politsii // Obshchestvo i pravo. 2015. № 2 (52). S. 238-243.
4. KoblovF.Ch. Kommunikativnaya kompetentnost' i kul'tura obshcheniya v sluzhebnoi deyatel'nosti sotrudnika politsii // Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2012. № 4. S. 79-82.
5. Makarova M.N. Osobennosti vospriyatiya organov MVD v obshchestvennom mnenii regiona // Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2011. № 1 (101). S. 64-70.
6. Rep'ev A.G. Deyatel'nost' sluzhby uchastkovykh upolnomochennykh politsii v period reformirovaniya sistemy MVD Rossii: istoriko-pravovoi i prikladnoi aspekty // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2013. № 3. S. 203-206.
7. Titarenko A.P. Obshchestvennoe doverie k politsii kak faktor, sposobstvuyushchii individual'noi profilakticheskoi rabote s grazhdanami // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 393. S. 167-170.
8. Tsvetkov V.L., Khrustaleva T.A., Rozhkov A.A., Krasnoshtanova N.N. Professiograficheskoe issledovanie: ispol'zovanie sovremennykh nauchnykh podkhodov v interesakh sovershenstvovaniya podgotovki spetsialistov dlya organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 4 (72). S. 226-232.
9. Yudina T.N., Bondaletov V.V., Mazaev Yu.N., Bormotova T.M., Yakovlev O.V. Sel'skie uchastkovye upolnomochennye politsii: doverie naseleniya // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7. Filos. 2016. № 4 (34). S. 119-128.
10. Trychenkov A.A. Povyshenie prestizha gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby / Pravovye problemy ukrepleniya rossiiskoi gosudarstvennosti: sbornik statei. - Tomsk, 2015. S. 17-20.
(статья сдана в редакцию 15.10.2019)