Научная статья на тему 'О ПОТЕНЦИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О ПОТЕНЦИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PRESCHOOL EDUCATION / NON-GOVERNMENTAL SECTOR OF PRESCHOOL EDUCATION / VARIABLE FORMS OF PRESCHOOL EDUCATION / QUALITY / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Айыына Юрьевна, Яковлева Саргылана Степановна

В данной статье рассматривается потенциал негосударственных дошкольных образовательных организаций в системе дошкольного образования. Авторы проводят анализ действующих государственных программ, статистических данных, касающихся негосударственного сектора дошкольного образования, определяя основные достоинства и зоны роста данной сферы. В статье рассматривается опыт реализации программы государственного субсидирования в частных дошкольных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Айыына Юрьевна, Яковлева Саргылана Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POTENTIAL OF NON-STATE KINDERGARTENS IN IMPROVING THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION

This article examines the potential of non-state preschool educational organizations in the system of preschool education. The authors analyze existing state programs and statistical data related to the non-state sector of preschool education, identifying the main advantages and growth areas of this sphere. The article considers the experience of implementing the state subsidy program in private preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «О ПОТЕНЦИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Таблица 2

(Май 2019 г.)

Название игр низкий средний высокий

Символы Якутии 17 % 50 % 33 %

«Растительный мир Якутии» 17 % 50 % 33 %

«Животный мир Якутии» 8% 67 % 25 %

«Герои якутских сказок» 16 % 67 % 17 %

Якутские настольные игры 17 % 50 % 33 %

Выводы. Подводя итог можно отметить, что настольные игры необходимы для детей дошкольного возраста с позиции расширения кругозора, развития мелкой и крупной моторики, развития познавательной сферы, коммуникативных навыков, умения сотрудничать и формирования личности, которая знает свои корни и культуру, ведь к общемировой культуре личность приходит через познание культуры своего народа.

Литература:

1. Андросова, М.И., Афанасьева, Л.И. Этнокультурные традиции семейного воспитания народов Северо-востока России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - выпуск 55, часть 6 С. 10-17.

2. Бондаренко, А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983 - 192 с.

3. Касаткина, Е.И., Иваненко, С.С, Реуцкая, Н.А, Смирнова, Н.А., Смирнова, А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры. - Вологда: Издательство Вологодского института развития образования, 2001. - 46 с.

4. Федоров А.С. Саха тeрYт оонньуулара. Народные игры и забавы Саха Якутск: Бичик, 2013. - 79 с. (на якутском языке).

5. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 228 с.

6. http://municipal.garant.rU/#/document/162017287

7. http://ivo.garant.rU/#/document/77677348/paragraph/1:0

Педагогика

УДК 373.1

магистрант 2 курса кафедры дошкольного образования Антонова Айыына Юрьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Яковлева Саргылана Степановна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

О ПОТЕНЦИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается потенциал негосударственных дошкольных образовательных организаций в системе дошкольного образования. Авторы проводят анализ действующих государственных программ, статистических данных, касающихся негосударственного сектора дошкольного образования, определяя основные достоинства и зоны роста данной сферы. В статье рассматривается опыт реализации программы государственного субсидирования в частных дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, дошкольное образование, негосударственный сектор дошкольного образования, вариативные формы дошкольного образования, качество, образовательные услуги.

Annоtation. This article examines the potential of non-state preschool educational organizations in the system of preschool education. The authors analyze existing state programs and statistical data related to the non-state sector of preschool education, identifying the main advantages and growth areas of this sphere. The article considers the experience of implementing the state subsidy program in private preschool educational organizations.

Keywords: preschool educational organization, preschool education, non-governmental sector of preschool education, variable forms of preschool education, quality, educational services.

Введение. Задачи доступности и качества дошкольного образования является важным направлением развития науки и общества. В современных условиях увеличения потребности семей в услугах в сфере дошкольного образования, встает вопрос о качестве и разнообразии его вариативных форм. В настоящей статье поставлена задача - освещение потенциала негосударственных детских садов. Опыт показывает успешность данной формы организации реализации дошкольного образования.

Изложение основного материала статьи. Актуальность вопроса развития негосударственного сектора дошкольного образования обусловлена проблемой сохраняющегося дефицита мест в бюджетные детские сады, общим увеличением числа детей, потребностью отдельных семей в вариативном образовании. Все дети дошкольного возраста должны быть обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях - это определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Указом президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В действительности многие дети до 7 лет могут попасть в детский сад лишь незадолго до поступления в первый класс школы. Поэтому есть необходимость изучения проблемы развития и совершенствования вариативных форм организации дошкольного образования.

Негосударственную область дошкольного образования представляют частные организации (индивидуальные предприниматели, семейные детские сады, группы по присмотру и уходу за детьми, центры развития и др.). Данные организации приравнены к государственным детским садам в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», т.е. требования стали общими [1].

Частные детские сады изначально встречают проблему медленной окупаемости вложений. Прежде чем предприятие в сфере образовательных услуг начнет приносить должную прибыль, должно пройти большее время для формирования репутации среди родителей, наращивания клиентской базы, чем в других сферах бизнеса. Открытие негосударственного детского сада всегда связано со значительными вложениями в здание, оборудование, мебель, инвентарь, персонал, рекламу. По этой причине возникает высокая себестоимость образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за детьми в частном секторе, что может влиять на то, что многие индивидуальные предприниматели вскоре после открытия детского сада вынуждены приостанавливать бизнес.

Зарубежные практики стран с рыночной экономикой показывают, что негосударственный сектор является необходимым элементом дошкольного образования. В западных странах этот сегмент составляет -15%. В России он занимает 1,8% от общего рынка дошкольных образовательных услуг [2].

По установленным данным Института социального анализа и прогнозирования в 2017 году дошкольное образование в нашей стране доступно лишь для одной третьей части количества всех детей, нуждающихся в детском саду, а уровень образовательных услуг имеет тенденцию снижению.

По данным государственной статистики данные регионы лучше всех обеспечены местами в детский сад: Чукотский автономный округ, Новгородская область, Республика Коми, Мурманская, Магаданская, Владимирская, Вологодская области. Обеспеченность местами в дошкольные организации меньше чем на половину обнаружена в Ингушетии, Дагестане, Чеченской республике.

Сдерживание развития частного сектора дошкольного образования исследователи (Е.С. Комарова, А.А. Кузнецов, А.Н. Мухитдинов и др.) связывают со следующими причинами:

- сложность получения лицензии,

- высокая себестоимость услуг,

- трудности, связанные с повышением качества услуг.

Изучение проблемы развития частных дошкольных образовательных организаций требует системного подхода, так как затрагиваются интересы различных социальных институтов, в том числе и государства. Это объясняет наличие неоднозначных источников по данной теме. Российские ученые и практики исследовали данную сферу с различных аспектов. С одной стороны, демонстрируются позитивные изменения, которые предпринимают государственные субъекты (В.В. Садырин [3], О.А. Скорлупова [4]). Наряду с этим имеется ряд материалов, где отражаются проблемные стороны негосударственного сектора дошкольного образования (Е.С. Комарова [5], А.А. Кузнецов [6] и др.).

Для преодоления различных проблем, сдерживающих развитие частного сектора дошкольного образования государственная власть предлагает ввести различные инструменты поддержки:

- организация инфраструктуры поддержки бизнес-инкубаторов,

- проведение конкурсов на гранты начинающим предпринимателям,

- развитие гарантийных фондов,

- финансирование мест в негосударственных организациях дошкольного образования средствами бюджетов субъектов страны,

- субсидии на оснащение необходимым дидактическими материалами, инвентарем и др.,

- развитие кадрового потенциала,

- налоговые льготы.

В соответствии с государственной программой РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг., направлением (подпрограммой) «Содействие развитию дошкольного и общего образования» в нашей стране предусмотрена организация ведомственных целевых программ и отдельных мероприятий, которые должны обеспечить:

- сохранение доступности дошкольного образования для всех детей дошкольного возраста;

- оптимизацию численности воспитанников на одного педагога (12 человек);

- увеличение заработной платы педагогов;

- поддержку педагогических кадров - обеспечение овладения педагогами дошкольных образовательных организаций современными образовательными технологиями и методиками обучения;

- актуализацию требований санитарных и строительных норм, пожарной безопасности и иных требований к инфраструктуре образовательных организаций.

Частные детские сады относятся к группе социально-ориентированных некоммерческих организаций, поэтому на них распространяется действие Федерального закона «О некоммерческих организациях», и им должна оказываться государственная поддержка (финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области развитие профессиональной компетентности педагогов и др.) [7].

В республике Саха (Якутия) доля частных лицензированных дошкольных образовательных организаций составляет 4,5 % от общего количества детских садов, что является одним из высоких показателей по стране, наряду с г. Москва, Свердловской областью, Ямало-Ненецким автономным округом и др.

В республике реализуется предоставление бюджетных субсидий частных дошкольных образовательных организаций на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

За последние годы, рождаемость в городе Якутске, столице республики, неуклонно растет, что подтверждают статистические данные, представленные на рисунке 1.

■ЛОтЧГ^тгГьЛ^Г^ООачОтЧГ^тгГьЛкЗГ^ОО ООООООООООООгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧ о-, ооооооооооооооооооо

■ 0-4

Рисунок 1. Население города Якутска в возрасте от 0 до 4 лет (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия)), тыс. чел.

По сравнению с предыдущей переписью населения в городе Якутске, рост населения внушительный, т.к. произошло увеличение на более чем 20%. В первую очередь, это явилось следствием естественного прироста и миграции. Миграционные процессы в Республике Саха (Якутия) имеют внутриреспубликанский и внешний характер. Позитивное изменение демографической ситуации и миграционное движение за последние годы показали неготовность столичной системы дошкольного образования обеспечить всех детей местами в детских садах и услугами дошкольного образования. Показатели сети дошкольного образования в г. Якутск представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели сети дошкольного образования в г. Якутск

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Очередность в детские сады от 0 до 7 лет (на конец года) 15362 18786 19229 14772 15216 14735 15748

Очередность в детские сады от 3 до 7 лет (на конец года) 6069 7234 6611 0 0 1756 4186

Количество мест в муниципальных ДОО (мощность ДОО) 7710 8060 8590 9975 10796 10896 10896

Численность детей в муниципальных ДОО (фактически) 12229 13053 13673 16087 16836 17289 17250

Численность детей в частных ДОО 146 669 810 1750 2200 3459 3577

Количество муниципальных детских садов 56 56 57 59 59 60 59

Количество частных детских садов, имеющих лицензию на образовательную деятельность 2 2 4 8 28 28 34

Как показывает статистика, численность детей, стоящих в очереди на место в детском саду, а также переполненность детских садов с каждым годом неуклонно растет, в то время как количество детских садов за последние 5 лет почти не изменилось. На 1 января 2019 года охвачены дошкольным образованием 21 652 ребенка в возрасте от 2 до 7 лет.

Программа Российской Федерации «Развитие образования», предусматривает выделение субсидий на создание дополнительных мест в частных детских садах. В республике в 2019 году начала действовать обновленная программа субсидирования частных детских садов.

Недостатки существующей системы субсидирования по мнению руководителей частных дошкольных организаций заключаются в том, что назначенные деньги поступают с большой временной задержкой. Кроме того, они указывают, что размер субсидии в сумме 3 917 рублей за одного ребенка не индексировался с декабря 2015 года.

Если говорить о суммах, направляемым из бюджета на субсидии частным дошкольным образовательным организациям, то в 2018 году предусмотрено, в общей сложности (из бюджета республики и города), порядка 110 млн рублей. 86% указанной суммы обеспечивается республикой, 14% — городом. По данным на сентябрь 2019 г. в частных ДОО насчитывается 1849 детей в возрасте от 3 до 7 лет и 1506 - до 3 лет. Однако, по словам предпринимателей, число детей, как правило, растет до конца года и стабилизируется только в декабре. При этом, расчет общего объема финансирования на субсидии на 2019 г. определяется, исходя из норматива 2280 воспитанников.

Одним из инициаторов данной программы в Якутске, было отмечено, что со стороны частных детских садов бывают случаи нарушений в части предоставления отчетности. Например, субсидии считают на детей без прописки, не стоящих в городской очереди, или не того возраста.

Можно сделать вывод о том, что необходимо разработать согласованный проект изменений в существующее положение о субсидиях, которые будут затрагивать вопросы интересов родителей и детей, не подпадающих под критерии для получения субсидий в Якутске.

Отметим основные достоинства и недостатки негосударственного сектора дошкольного образования.

К достоинствам можно отнести:

- возможность выбора семьей образовательной организации, в соответствии со своими потребностями;

- малая комплектация групп. Благодаря этому, обеспечивается индивидуальный подход к обучению и развитию детей;

- широкий ассортимент предлагаемых блюд и возможность подбора подходящего рациона питания для каждого воспитанника;

- родители имеют право влиять на учебно-воспитательный процесс - например, через попечительский совет. В частности, они могут инспектировать кухню, присутствовать на занятиях и т.п.;

- многие частные сады работают по системе «детский сад - школа».

Наряду с плюсами в деятельности негосударственных детских садов отмечаются и существенные недостатки:

- высокая стоимость,

- не предусмотрена законом компенсация части родительской платы да содержание ребёнка в ДОО (за исключением отдельных регионов),

- не всегда частный детский сад расположен рядом с домом,

- иногда желание угодить родителям за их собственные деньги вредит учебно-воспитательному процессу.

Выводы. Можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации сформирована нормативно-правовая основа для поддержки функционирования негосударственных форм дошкольного образования.

Решение государственной задачи обеспечения детей местами в детских садах в первую очередь видится в развитии негосударственного дошкольного образования. Стабильный спрос на места в частных детских садах, и существующая очередь в государственные сады требует совершенствования системы вариативных форм организации дошкольного образования.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации». - М.: Проспект, 2013. - 160 с.

2. Савинская О.Б. Родительская оценка услуг детского сада: ценность воспитания и обучения / О.Б. Савинская // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2015. - Т. 18. - № 2. - С. 115-129.

3. Садырин В.В. Поддержка и развитие дошкольного образования / В.В. Садырин // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 16-17.

4. Скоролупова О.А. Об основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования / О.А. Скоролупова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №. 9. - С. 5.

5. Комарова Е.С. Проблемы развития частного сектора в отечественной системе примере Челябинской области / Е.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 15-21.

6. Кузнецов А.А. Дошкольное образование на рубеже веков: развитие муниципального и негосударственного секторов / А.А. Кузнецов // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 26.

7. Леонидова Г.В. Негосударственное дошкольное образование: текущая практика территориального развития / Г.В. Леонидова, И.И. Свирелкина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2016. — 1 (43). - С. 148-156.

Педагогика

УДК 37.013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доцент кафедры общей и клинической психологии Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна

ЧОУ ВО «Московская международная академия» (г. Москва);

доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Пашина Светлана Алексеевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные образовательные технологии, которые применяют преподаватели в вузе. Среди которых представлены, следующие: технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс - технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.