Научная статья на тему 'Эффективное развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании: нормативное регулирование, опыт регионов и зарубежных стран'

Эффективное развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании: нормативное регулирование, опыт регионов и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / негосударственный сектор / дошкольная образовательная организация / правовая база / регионы / зарубежные страны / early childhood education / non-public sector / early childhood educational organization / legal framework / regions / foreign countries

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладнушкина Нина Михайловна, Лазарева Мария Васильевна, Тарасенко Татьяна Викторовна, Москалев Артем Вадимович

Актуальность статьи обусловлена необходимостью актуализации в современных условиях развития негосударственного сектора дошкольного образования, который позволит частично решить проблемы дефицита мест в ДОО , расширит возможности реализации гражданами права на доступное и качественное образование. Для достижения цели были использованы такие методы: контент-анализ документов, метод сбора и структурирования информации, структурный метод изложения материала. В статье проанализирована правовая база, регулирующая образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора. В статье отражены результаты исследования практики правового регулирования отношений, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного образования и оказания услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста частными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями. Также представлены лучшие российские и зарубежные практики реализации программ дошкольного образования, которые набрали наибольшее количество баллов, согласно использованным критериям и показателям анализа: нормативно-правовая основа обеспечения практики; содержательное обоснование доступности и качества дошкольного образования; методологические подходы к обеспечению доступности и повышению качества дошкольного образования; описание и анализ существующих практик по поддержке негосударственного сектора в дошкольном образовании, организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, ИП и сертифицированных нянь. Установлено, что развитие правовой базы, регулирующей образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора, и использование лучших практик Российской Федерации и зарубежных стран позволят сделать негосударственный сектор дошкольного образования мощным инструментом, как в удовлетворении спроса родителей на дошкольное образование, так и в ликвидации очереди в дошкольные образовательные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective Development of the Non-Public Sector in Early Childhood Education: Regulatory Regime, Best Regional and Foreign Practice

The relevance of the study has been determined by necessity of actualization in modern conditions of development of non-public sector of early childhood education which will allow partially to solve problems of shortage of places in early childhood educational institution, will expand possibilities of realization by citizens of the right to accessible and qualitative education. In order to achieve the goal, the following methods have been used: content analysis of documents, the method of collecting and structuring information, the structural method of presentation of the material. The article analyzes the legal framework governing educational activities in early childhood educational institutions of the non-public sector. In this article, results of legal regulation of the relations connected with realization of educational programs of early childhood education and rendering of services on supervision and care of children of early childhood age by private educational organizations and individual businessmen are reflected. The best Russian and international practices in the implementation of early childhood education programs, which scored the highest number of points according to the used criteria and indicators of analysis, are also presented: the legal framework for the provision of practice, the substantive justification of the availability and quality of early childhood education, methodological approaches to ensure accessibility and quality of early childhood education, description and analysis of existing practices to support the nonpublic sector in early childhood education, organizations. It has been established that the development of a legal framework regulating the educational activities in a non-public sector of early childhood education institution and the usage of best Russian and international practices will make the non-public sector of early childhood education a powerful tool both in meeting parental demands for early childhood education and in eliminating the queue for enrollment into the early childhood education organizations.

Текст научной работы на тему «Эффективное развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании: нормативное регулирование, опыт регионов и зарубежных стран»

УДК 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10068

Ладнушкина Н.М., Лазарева М.В., Тарасенко Т.В., Москалев А.В.

Эффективное развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании: нормативное регулирование, опыт регионов и зарубежных стран*

Ладнушкина Нина Михайловнаа**, Лазарева Мария Васильевна®, Тарасенко Татьяна Викторовна6, Москалев Артем Вадимович",

а Московский городской педагогический университет; б Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского; в ООО «Альмира»

Актуальность статьи обусловлена необходимостью актуализации в современных условиях развития негосударственного сектора дошкольного образования, который позволит частично решить проблемы дефицита мест в ДОО, расширит возможности реализации гражданами права на доступное и качественное образование. Для достижения цели были использованы такие методы: контент-анализ документов, метод сбора и структурирования информации, структурный метод изложения материала. В статье проанализирована правовая база, регулирующая образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора. В статье отражены результаты исследования практики правового регулирования отношений, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного образования и оказания услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста частными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями. Также представлены лучшие российские и зарубежные практики реализации программ дошкольного образования, которые набрали наибольшее количество баллов, согласно использованным критериям и показателям анализа: нормативно-правовая основа обеспечения практики; содержательное обоснование доступности и качества дошкольного образования; методологические подходы к обеспечению доступности и повышению качества дошкольного образования; описание и анализ существующих практик по поддержке негосударственного сектора в дошкольном образовании, организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, ИП и сертифицированных нянь. Установлено, что развитие правовой базы, регулирующей образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора, и использование лучших практик Российской Федерации и зарубежных стран позволят сделать негосударственный сектор дошкольного образования мощным инструментом, как в удовлетворении спроса родителей на дошкольное образование, так и в ликвидации очереди в дошкольные образовательные организации. Ключевые слова: дошкольное образование, негосударственный сектор, дошкольная образовательная организация, правовая база, регионы, зарубежные страны.

Для цитирования: Ладнушкина Н.М., Лазарева М.В., Тарасенко Т.В., Москалев А.В. Эффективное развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании: нормативное регулирование, опыт регионов и зарубежных стран // Современное дошкольное образование. - 2020. - №2(98). - С. 51-59. DOI: 1 0.24411/1 997-9657-2020-1 0068 Материалы статьи получены 11.01.2020.

* Статья подготовлена по результатам работ по ГК от 14 октября 2019 года №03^15.1 1.0021 на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по проекту «Разработка и внедрение модели поддержки и развития негосударственного сектора в дошкольном образовании».

** Контакты: [email protected]

UDC 373.2

DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10068

Effective Development of the Non-Public Sector in Early Childhood Education: Regulatory Regime, Best Regional and Foreign Practice

Nina M. Ladnushkina3, Maria V. Lazarevab, Tatiana V. Tarasenkob, Artem V. Moskalevc

a Moscow City Pedagogical University, b Semenov-Tyan-Shansky State Pedagogical University of Lipetsk, c Almira Ltd.

The relevance of the study has been determined by necessity of actualization in modern conditions of development of non-public sector of early childhood education which will allow partially to solve problems of shortage of places in early childhood educational institution, will expand possibilities of realization by citizens of the right to accessible and qualitative education. In order to achieve the goal, the following methods have been used: content analysis of documents, the method of collecting and structuring information, the structural method of presentation of the material. The article analyzes the legal framework governing educational activities in early childhood educational institutions of the non-public sector. In this article, results of legal regulation of the relations connected with realization of educational programs of early childhood education and rendering of services on supervision and care of children of early childhood age by private educational organizations and individual businessmen are reflected. The best Russian and international practices in the implementation of early childhood education programs, which scored the highest number of points according to the used criteria and indicators of analysis, are also presented: the legal framework for the provision of practice, the substantive justification of the availability and quality of early childhood education, methodological approaches to ensure accessibility and quality of early childhood education, description and analysis of existing practices to support the nonpublic sector in early childhood education, organizations.

It has been established that the development of a legal framework regulating the educational activities in a non-public sector of early childhood education institution and the usage of best Russian and international practices will make the non-public sector of early childhood education a powerful tool both in meeting parental demands for early childhood education and in eliminating the queue for enrollment into the early childhood education organizations.

Keywords: early childhood education, non-public sector, early childhood educational organization, legal framework, regions, foreign countries.

For citation: Ladnushkina N.M., Lazareva M.V., Tarasenko T.V., Moskalev A.V. (2020). Effective Development of the Non-Public Sector in Early Childhood Education: Regulatory Regime, Best Regional and Foreign Practice. Preschool Education Today. 2:14, 51-59 (in Russian). DOI: 10.2441 1/1 997-9657-2020-1 0068

Original manuscript received 11.01.2020. * Contacts: [email protected]

Введение

Система дошкольного образования представляет собой сеть разнообразных дошкольных образовательных организаций (далее -ДОО), в том числе и негосударственных, ориентированных на потребности современного общества и учитывающих запросы семей, а также возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Сегодня является актуальным вопрос развития и обеспечения эффективного функционирования негосударственного сектора дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об об-

разовании в Российской Федерации», негосударственный сектор дошкольного образования приравнен в правах и обязанностях к государственным и муниципальным ДОО (Об образовании в РФ, 2012). Однако родители отдают предпочтение государственным ДОО, что, в первую очередь, связано с высокой оплатой услуг в частном секторе, неприспособленностью помещений к освоению стандартов образовательной услуги и др. (Леонидова, 2015). В свою очередь, государство стремится оказывать поддержку негосударственному сектору в дошкольном образовании, так как негосударственный сектор позволяет решать проблемы дефицита мест

в ДОО, прежде всего для детей до 3-х лет и детей с ограниченными возможностями здоровья; способствует развитию конкуренции на рынке социальных услуг и дошкольного образования; расширяет возможности реализации гражданами права на доступное и качественное образование.

Цель статьи - представить результаты анализа правовой базы, регулирующей образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора и организаций, а также опыт регионов Российской Федерации и зарубежных стран по вопросу расширения участия негосударственного сектора ДОО в оказании образовательных услуг и (или) услуг по присмотру и уходу за детьми.

Современные исследования в области него-суда рственного се кто ра дош кольного образования акцентируют внимание на содержательных аспектах данного направления. Расширение охвата детей качественным дошкольным образованием, безусловно, является приоритетом как образовательной, так и в целом социальной политики Российской Федерации, поскольку способствует выравниванию стартовых условий для детей независимо от места проживания, социального статуса, состояния здоровья и национальной принадлежности (Селиверстова, 2020). Несомненно, развитие этого сектора позволит создать рынок в данном сегменте дошкольного образования (Петрунина, 2015) и обеспечит решение ряда проблем, в том числе доступности дошкольного образования.

Эффективность функционирования негосударственного сектора обусловливается следующими мерами: четкая координация процессов развития негосударственного сектора дошкольного образования со стороны руководства каждого региона; развитие различных форм предоставления негосударственных услуг дошкольного образования; усиление кадрового потенциала (Дапкунайте, Лукьянов, 2015). Кроме того, развитию частного образования способствует реализация таких принципов, как сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования и недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования (Павлова, Багаутдинова, 2016).

Значительное влияние на развитие негосударственного сектора дошкольного образования оказывает практика правового регулирования данных отношений. Ее анализ показал следующее.

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки, 2012) и от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (О Национальной стратегии действий в интересах детей..., 2012) было закреплено достижение к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, а также обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений и развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Об образовании в РФ, 2012), частным дошкольным образовательным организациям оказывается финансовая поддержка в форме возмещения затрат на реализацию образовательной программы дошкольного образования. Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных средств и предоставляется в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения государственных и муниципальных образовательных дошкольных организаций.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывающие услуги по дошкольному образованию, обязаны разрабатывать образовательные программы, руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155 (Приказ Минобрнауки России №1155, 2013).

Проблемы

В качестве экономических барьеров входа на рынок негосударственных организаций дошкольного образования следует рассматривать, прежде всего, затраты на создание, приобретение, аренду объекта размещения. Препятствием для активного развития предпринимательства в данной сфере является ограниченный платежеспособный спрос населения и существенные конкурентные преимущества таких участников рынка, как го-

сударственные бюджетные учреждения. Это привело к внесению в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконные акты ряда норм, направленных на стимулирование спроса и выравнивание условий деятельности на рынке образовательных услуг государственных и частных поставщиков услуг. Так, в соответствии со статьей 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматриваются субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, которые, однако, ограничиваются только возмещением расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек и не включают расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, в том числе и в отношении дошкольного образования, установлены статьей 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Об образовании в РФ, 2012).

Кроме того, в соответствии со статьей 23.6 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают свои полномочия органам местного самоуправления по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, что отображается в соответствующих нормативных документах. Например, такая практика существует в Оренбургской области, Республике Алтай, Челябинской области.

На институциональном уровне деятельность частных дошкольных образовательных организаций регламентируется уставом образовательной организации и локальными нормативными актами. Анализ уставов показал наличие несоответствий их содержания требованиям законодательства в сфере образования. Наиболее распространенными являются такие нарушения, как отсутствие сведений о коллегиальных органах управления ДОО, сроке их полномочий,

компетенциях педагогического совета как органа управления ДОО, отсутствие порядка разработки и принятия локальных нормативных актов ДОО, закрепление практики ежегодного заключения договора об образовании и др.

Эффективные практики

При всем том, что есть достаточно большое количество проблем в части развития негосударственного сектора дошкольного образования, есть и эффективные практики реализации дошкольного образования в российских частных дошкольных образовательных организациях.

Следует прежде всего остановиться на опыте Центра развития ребенка Монтессори (г. Киров). Данное учреждение является Монтессори-центром, обладающим обширной материальной базой, соответствующей не только международным стандартам Монтессори-педагогики, но и федеральным государственным образовательным стандартам. Педагоги центра обучились методике у специалистов Association Montessori Internationale и получили международную аттестацию. С 2016 г. Центр развития ребенка является экспериментальной площадкой федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования».

Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон, в которых удобно размещены пособия для работы. В группах могут заниматься дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детях, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей. Организация ориентирована на предельно возможную личностную ориентацию в образовательном процессе, разрушение традиционных систем образования и создание своеобразного образовательного процесса для детей от 3 до 12 лет, который построен на признании каждым учеником своего права на значительную самостоятельность и автономию, на свои темпы работы и характерные способы постижения знаний. Девиз школы Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Интересным является опыт дошкольной организации Частного детского сада «Ладушки» (г. Липецк). Детский сад «Ладушки» является первым частным детским садом Липецка, который представил широкий спектр вариа-

тивности в сфере услуг дошкольного образования, инновационный проект, ориентированный на потребности общества и семьи региона. Особенностью учреждения является личностный подход - опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала ребенка, создание для этого соответствующих условий. Уникальностью основной образовательной программы является изучение краеведения, представленного следующими разделами: «Мой город, его достопримечательности и история», «Липецк - город металлургов», «Липецк в годы войны». Доступность дошкольного образования в ДОО обусловлена относительно невысокой стоимостью пребывания ребенка в детском саду. Привлекательными для родителей являются образовательные услуги, которые оказываются в рамках дополнительного образования.

В качестве лучшей практики мы рассматриваем деятельность частного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №230 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Севе-робайкальска (Республика Бурятия). В основу деятельности данного учреждения заложен системно-деятельностный подход, который предполагает соответствие образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям и предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий для всех дошкольников, включая одаренных детей и детей с ОВЗ. В ходе реализации образовательной программы происходит рост творческого потенциала воспитанников, их познавательных мотивов, обогащаются формы сотрудничества участников образовательного процесса, и расширяется зона ближайшего развития дошкольников. С этой целью используются программы дополнительного образования: «Сказки фиолетового леса», «Сказочные лабиринты игры», парциальная программа «От Фребеля до робота». Детский сад является сетевой инновационной площадкой.

К лучшим практикам мы относим деятельность АНО ДОРР «Ладушки» (г. Томск). Образовательная деятельность в этом учреждении направлена на создание условий для позитивной социализации детей, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Преимуществом

организации условий для реализации образовательной деятельности в АНО ДОРР «Ладушки» является то, что для детей с различными видами пищевых аллергий по медицинским показаниям пища готовится на пищеблоке детского сада по индивидуальной диете. Кроме того, в работе детского сада используются различные технологии здоровьесбережения. Прежде всего, они направлены на формирование у дошкольников основ валеологической культуры, чтобы дети могли самостоятельно заботиться о своем здоровье, а образовательный процесс в детском саду проходил без негативного влияния на их здоровье.

Еще один интересный российской опыт представлен частным детским садом «My Sadik Garden Square» (г. Москва). Этот детский сад был организован не так давно, в 2015 году, но его удобный режим, забота о здоровье и гармоничном развитии, здоровьесберегающий подход, собственная кухня и возможность индивидуального меню, профессиональные воспитатели, 24-часовая охрана, огороженная площадка для прогулок - все это сделали детский сад привлекательным для родителей. Особо обращает на себя процесс формирования детсадовских групп и организация режима дня воспитанников.

Законодательная база в сфере дошкольного образования за рубежом

Рассмотрим, как законодательно осуществляется поддержка дошкольного образования в ряде стран. Так, в Германии основными учредителями центров дошкольного образования считаются частные организаторы (церкви, благотворительные организации, родительские ассоциации и т. д.). Власти на уровне земель (Länder) и муниципалитетов (Kommunen) оказывают частным дошкольным учреждениям необходимую организационную и финансовую поддержку (субсидии, гранты). Кроме того, местные власти обязаны сами создавать муниципальные детские сады, если частные операторы не открывают детские центры необходимых форматов, либо не делают это вовремя. Действующая в Германии программа Kita-расширение, которая вступила в силу в январе 2019 года, направлена на то, чтобы к 2020 году было создано 100 000 дополнительных мест в яслях и по уходу за детьми. Федеральное правительство поддержи-

вает земли в повышении качества ухода за детьми и освобождает родителей от платы. Такая политика направлена на создание равных условий для развития детей во всей Германии и возможностей для работы родителей, воспитывающих детей. На эти цели федеральное правительство к 2022 году инвестирует около 5,5 млрд евро.

В Канаде, согласно конституционному распределению полномочий, государственную ответственность за воспитание и уход за детьми младшего возраста несут провинции (10 провинций) и территории (3 территории). У каждого из этих субъектов свои собственные программы дошкольного воспитания, регулируемые местным законодательством. Единые для всех регионов положения сформулированы на декларативном уровне. Отсутствие в Канаде объединенной национальной программы по уходу за детьми и дошкольному образованию, гарантирующей стандарт качества и широкой доступности, считается большой и давно дискутируемой проблемой, как в самой Канаде, так и по оценкам внешних наблюдателей. К нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность ДОО, относятся: Федеральное / провинциальное / территориальное соглашение по раннему развитию ребенка о целевом финансировании проектов, Федеральное / провинциальное / территориальное многостороннее соглашение о развитии ребенка, о финансовой поддержке проектов, занимающихся развитием качества и доступности регулируемых услуг в сфере заботы о детях и др.

В Польше негосударственные формы дошкольного образования (группы дошкольного образования, дошкольные пункты) действуют в соответствии со ст. 82-84 и 89-90 Закона от 7 сентября 1991 года о системе образования (Законодательный вестник за 2004 год №256, пункт 2572 с поправками). Заявка на регистрацию должна содержать проект организации дошкольного образования, в соответствии с которым должен быть организован образовательный процесс. Занятия в негосударственных детских садах проводит учитель с квалификацией, необходимой для воспитателей государственных детских садов, а школьный руководитель отвечает за педагогический контроль как общественных, так и других негосударственных форм дошкольного образования. Лицо, осуществляющее дошкольное образование в рамках негосударственного дошкольного образования, получает за каждо-

го учащегося субсидию из бюджета коммуны в размере не менее 40% текущих расходов, предусмотренных на одного учащегося в государственном детском саду, которым управляет коммуна.

Во Франции деятельность негосударственного сектора дошкольного образования, так же как и государственного, регулируется законами об образовании: «Закон Дебре» и Кодекс об образовании. Частное образование во Франции существует в трех основных формах, актуальных и для дошкольного образования: частные школы, работающие по контракту с государством; частное образование по обычному контракту; частное образование без контракта.

Современные зарубежные практики

Законодательная база позволяет реализо-вывать различные образовательные практики. Рассмотрим некоторые из них. В немецко-русском детском саду «Красная Шапочка» (Rotkäppchen eV) в Мюнхене осуществляется воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам развития гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения поликультурного состава общества, включая ориентацию на индивидуальные особенности детей и специфику запросов родителей.

Доступность и качество предоставляемых в Математическом детском саду «Улик» в Варшаве услуг в области дошкольного образования обусловлена тем, что в детском саду реализуется специальное (математическое) направление на фоне гибкой системы оплаты за пребывание ребенка в детском саду. Согласно структуралистской парадигме, модель данного детского сада позволяет решать проблему устранения неравенства граждан в получении дошкольного образования. В саду осуществляется оценка качества дошкольного образования. Проводится анализ зависимости качества от субъективных (например, персонала) и объективных факторов (например, состояния конкурентной среды в системе дошкольного образования, как государственного, так и негосударственного, в Варшаве). Индивидуальный подход осуществляется с учетом возрастных физиологических, психофизических и психологических, а также куль-

турных особенностей каждого ребенка, его потребностей и интересов.

В двуязычном частном светском детском саду «Алые паруса» в Париже (Франция) в соответствии со структуралистской парадигмой проводится анализ и оценка качества дошкольного образования с целью развития организации, расширения перечня образовательных услуг и повышения их качества, обеспечения ее конкурентоспособности с другими негосударственными и государственными ДОО. Поликультурный и индивидуальный подходы построены на синтезе русской, украинской и французской культур, активной интеграции и социализации детей в общественную жизнь Франции путем сотрудничества, партнерства с их семьями и различными социальными институтами Франции, России и других стран на основе учета индивидуально-личностных особенностей детей, а также индивидуальных запросов родителей.

Структуралистская парадигма является методологической основой концепции частного детского сада «Russian daycare | Garderie Privée Russe UMKA | Русский Домашний Детский Сад УМКА» в Монреале. В этом детском саду дошкольное образование получают те дети, которые не смогли посещать муниципальные ДОО в связи с дефицитом мест. Поликультурный подход раскрывается в отборе содержания дошкольного образования, основанного на синтезе культур двух стран - России и Канады, освоении русского и французского языков. Образовательный процесс построен на лич-ностно-ориентированном подходе, учитывающем индивидуальные особенности каждого ребенка.

Заключение

Особенности функционирования негосударственного сектора сферы дошкольного образования показывают, что в Российской Федерации и зарубежных странах накоплен положительный опыт, который может быть полезным для некоммерческих объединений, индивидуальных предпринимателей, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Развивается законодательно-правовая основа негосударственного сектора дошкольного образования. Также разрабатываются и внедряются региональные и муниципаль-

ные модели взаимодействия и комплексной поддержки частного сектора дошкольного образования, предоставляются условия для реализации моделей государственно-частного партнерства по строительству и запуску строительных объектов, предназначенных для образования и присмотра за детьми младшего возраста.

Государство осуществляет содействие в создании новых образовательных организаций с помощью проведения информационных компаний, а также оказания консультационных и юридических услуг, способствующих открытию новых дошкольных образовательных организаций. В субъектах Российской Федерации развиваются новые образовательные практики, разрабатываемые и успешно применяемые в негосударственных дошкольных организациях. Муниципалитеты стараются содействовать снижению стоимости услуг частных детских садов за счет их государственного субсиди-рования.■

Информация об авторах

Ладнушкина Нина Михайловна, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет», доцент, кандидат педагогических наук, Москва, Россия, [email protected], ORCHID: 0000-0002-8744-4522.

Лазарева Мария Васильевна, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», заведующая кафедрой дошкольного и начального образования, профессор, доктор педагогических наук, доцент, Липецк, Россия, [email protected], ORCHID: 0000-0003-0101-6306.

Тарасенко Татьяна Викторовна, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», доцент кафедры дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, Липецк, Россия, [email protected], ORCHID: 0000-0002-3391-6854.

Москалев Артем Вадимович, ООО «Альмира», генеральный директор, info@almira. moscow.

Information about the authors

Nina M. Ladnushkina, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Moscow City Pedagogical

University, State Autonomous Educational Institution of Higher Education, Moscow, Russia, [email protected], ORCHID: 0000-0002-8744-4522

Maria V. Lazareva, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Early Childhood and Primary Education, Semenov-Tyan-Shansky State Pedagogical University of Lipetsk, Lipetsk, Russia, [email protected], ORCHID: 0000-0003-0101-6306

Tatiana V. Tarasenko, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Preschool and Primary Education, Semenov-Tyan-Shansky State Pedagogical University of Lipetsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Lipetsk, Russia, t.b.tarasenko@yandex. ru, ORCHID: 0000-0002-3391-6854

Artem V. Moskalev, General Director of Almira Ltd., Moscow, Russia, [email protected].

Литература

1. AHO ДОРР «Ладушки»: [сайт]. URL: http://ladushki.tomsk.ru/ (дата обращения: 08.02.2020).

2. Дапкунайте Е.И., Лукьянова АА. Механизмы управления негосударственным сектором дошкольного образования // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф., Казань, октябрь 2015 г. - Казань: Бук, 2015. -С. 14-20.

3. Детский сад «Ладушки»: [сайт]. URL: http:// sadladushki.ru/ (дата обращения: 08.02.2020).

4. Детский сад №230 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: [сайт]. URL: http://ds230-ru.1gb.ru/ (дата обращения: 08.02.2020).

5. Леонидова Г.В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность // Проблемы развития территории. - 2015. - №5 (79). - С. 7-15.

6. о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 // [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 08.02.2020).

7. о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 08.02.2020).

8. об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012

№ 273-Ф3: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.02.2020).

9. Павлова ИА., Багаутдинова С.Ф. Государственная поддержка частного сектора дошкольного образования // International Student Research Bulletin. - 2016. - №5. -С. 282.

10. Петрунина ИА. Развитие негосударственного сектора дошкольного образования -эффективный механизм реализации демографической политики в регионах Российской Федерации // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015. - №3. - С. 1-7.

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. Федеральный выпуск №265 (6241).

12. Русская речь: школа в Мюнхене: [сайт]. URL: http://www.russkaja-retsch.de/ (дата обращения: 08.02.2020).

13. Русская школа в Париже: [сайт]. URL: http://alye-parussa.fr/ (дата обращения: 08.02.2020).

14. Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора // [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/961/ 874/1216/12Seliverstova.pdf (дата обращения: 08.02.2020).

15. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы : утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 // [Электронный ресурс]. URL: http://www. apkpro.ru/theme/upload/fcprotext_1 ba6132de0a1 196756d3588d58f09110.pdf (дата обращения: 08.02.2020).

16. Центр развития ребенка Монтессори: [сайт]. URL: https://montessori-kirov.ru/ (дата обращения: 08.02.2020).

17. Частный детский сад «Изумруд»: [сайт]. URL: https://izumrudkids.by/

18. Частный детский сад «My Sadik Garden Square»: [сайт]. URL: https://okddd.ru/garden_ square/ (дата обращения: 08.02.2020).

19. Przedszkole Matematyczne "Ulik": Математический детский сад

«Улик»(Варшава)[сайт]. URL: http://ulik.edu.pl/ (дата обращения: 08.02.2020).

20. Russian daycare | Garderie Privée Russe UMKA | Русский Домашний Детский Сад УМКА: [сайт]. URL: https://garderie-privee-russe-umka.business.site/ (дата обращения: 08.02.2020).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ANO DORR «Ladushki». Available at: http:// ladushki.tomsk.ru/ (accessed date 08.02.2020).

2. Dapkunaite E.I., Lukianova A.A. (2015) Mekhanizmy upravleniia negosudarstvennym sektorom doshkolnogo obrazovaniia [Preschool Education Non-State Sector Management Mechanisms]. Innovative pedagogical technologies: proceedings of the III International Scientific Conference. 14-20.

3. Kindergarten «Ladushki». Available at: http:// sadladushki.ru/ (accessed date 08.02.2020).

4. Kindergarten № 230 of Open Joint-Stock Company Russian Railways. Available at: http:// ds230-ru.1gb.ru/ (accessed date 08.02.2020).

5. Leonidova G.V. (2015) Doshkolnoe obrazovanie v Rossii obespechennost i dostupnost [Preschool education in Russia: security and accessibility]. Territory development problems. 5 (79). 7-15.

6. Decree of the President of the Russian Federation from May 7, 2012 No. 599 [«On measures to implement state policy in the field of education and science»]. Available at: https:// rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (accessed date 08.02.2020).

7. Decree of the President of the Russian Federation from June 1, 2012 No. 761 [«About the National Activity Strategy for Children 2012 -2017»]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/35418 (accessed date 08.02.2020).

8. Federal Law from December 29, 2012 No. 273-FZ: adopted by the State Duma on December 21, 2012 [«About education in the Russian Federation»]. Available at: http://www.consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (accessed date 08.02.2020).

9. Pavlova I.A., Bagautdinova S.F. (2016) Gosudarstvennaia podderzhka chastnogo sektora doshkolnogo obrazovaniia [State support for the private sector of pre-school education]. International Student Research Bulletin. 5. 282.

10. Petrunina I.A. (2015) Razvitie negosudarstvennogo sektora doshkolnogo obrazovaniia effektivnyi mekhanizm realizatsii demograficheskoi politiki v regionakh Rossiiskoi

Federatsii [The development of the private sector in preschool education is an effective mechanism to implement demographic policy in the regions of the Russian Federation]. Modern additional professional pedagogical education. 3. 1-7.

11. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from October 17, 2013 № 1155, Moscow [«On the approval of the federal state educational standard for preschool education»]. Russian newspaper. № 265 (6241).

12. Russian Speech: School in Munich. Available at: http://www.russkaja-retsch.de/ (accessed date 08.02.2020).

13. Russian school in Paris. Available at: http:// alye-parussa.fr/ (accessed date 08.02.2020).

14. Seliverstova I. V. Dostupnost doshkolnogo obrazovaniia vliianie territorialnogo faktora [Accessibility of preschool education: the influence of the territorial factor]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/961/874 /1216/12Seliverstova.pdf (accessed date 08.02.2020).

15. Federal Target Program For The Development Of Education For 2016 - 2020: approved by Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015 No. 497. Available at: http://www.apkpro. ru/theme/upload/fcprotext_1 ba61 32de0a 1196756d3588d58f09110.pdf (accessed date 08.02.2020).

16. Montessori Child Development Center. Available at: https://montessori-kirov.ru/ (accessed date 08.02.2020).

17. Private kindergarten «Izumrud». Available at: https://izumrudkids.by/ (accessed date 08.02.2020).

18. Private kindergarten «My Sadik Garden Square». Available at: https://okddd.ru/garden_ square/ (accessed date 08.02.2020).

19. Przedszkole Matematyczne «Ulik». Available at: http://ulik.edu.pl/ (accessed date 08.02.2020)\

20. «Russian daycare | Garderie Pr^e Russe UMKA». Available at: https://garderie-privee-russe-umka.business.site/ (accessed date 08.02.2020).

Самые свежие новости дошкольного образования: https://twitter.com/ sdo_preschool

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.