Научная статья на тему 'О политике Приморского края в сфере развития туристского кластера'

О политике Приморского края в сфере развития туристского кластера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
310
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРА / ОТРАСЛЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лебединская Ю. С.

Предлагаются методы воздействия на туристский кластер региона, доступные органам государственной или муниципальной власти. Полученные результаты могут быть использованы для развития туристского кластера Приморского края, обеспечивая комплексность и взаимосвязанность региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лебединская Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the policy of Primorye in the sphere of tourist cluster development

Methods for influencing the tourist cluster of the region available for federal and municipal authorities are offered. The results obtained can be used for the development of Primorye tourist cluster providing integration and interconnection of the regional policy.

Текст научной работы на тему «О политике Приморского края в сфере развития туристского кластера»

Ю.С. ЛЕБЕДИНСКАЯ

О политике Приморского края в сфере развития туристского кластера

Предлагаются методы воздействия на туристский кластер региона, доступные органам государственной или муниципальной власти. Полученные результаты могут быть использованы для развития туристского кластера Приморского края, обеспечивая комплексность и взаимосвязанность региональной политики.

Ключевые слова: регион, кластер, инфраструктура, отрасль, конкурентные преимущества, кластерная политика, региональная политика.

On the policy of Primorye in the sphere of tourist cluster development.

Y.S. LEBEDINSKAYA.

Methods for influencing the tourist cluster of the region available for federal and municipal authorities are offered. The results obtained can be used for the development of Primorye tourist cluster providing integration and interconnection of the regional policy.

Key terms: region, cluster, infrastructure, branch, competitive advantages, cluster policy, regional policy.

Региональная политика является важнейшим инструментом воздействия на кластер. Как правило, под политикой понимается комплекс взаимосвязанных, целенаправленных и четко спланированных воздействий субъекта управления на объект управления для достижения заранее описанного результата. В этом смысле региональная политика, в отношении развития кластеров вообще и туристского кластера в частности, представляет собой комплекс мероприятий региональной и местной власти, направленных на развитие кластера. Ее содержание определяется исходя из осмысления потребностей кластера и анализа факторов, сдерживающих его развитие.Выбор форм и методов ее реализации основывается на особенностях системы взаимоотношений субъекта (органы власти) и объекта (предприятия кластера) управления.

Таким образом, с одной стороны, очевидна практическая значимость выбора форм и методов реализации региональной политики по развитию туристского кластера, а с другой - наблюдается несовершенство механизмов государственного регулирования развития кластера. Весьма актуальной становится задача разработки мероприятий, обеспечивающих комплексность этой политики.

В данной статье предлагаются методы воздействия муниципальной власти на туристский кластер Приморского края.

Рекреационно-туристская сфера в Приморском крае названа одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития [3].

Популярность Азиатско-Тихоокеанского региона в туристском бизнесе имеет устойчивую тенденцию к росту, и на сегодня это направление составляет около 18 % мирового объема туристской отрасли. Наиболее привлекательная страна - Китай, на который приходится более 50 % потока туристов (около 27 млн чел. в год).

По оценке экспертов, «основные туристские потоки направлены в Восточную Азию (56,9 %). Второй по значимости субрегион - ЮгоВосточная Азия (33,5 %). Австралия и Океания имеют незначительную рыночную долю (9,6 %)» [1]. В основном на рынке туристских услуг востребованы деловой туризм (Япония, Китай), медицинский (Южная Корея, Китай), познавательный (Китай, Вьетнам) и пляжный (Юго-Восточная Азия). Доля России в туристском бизнесе региона крайне низкая. «По данным Федерального агентства по туризму (Рос-туризм), в 2009 г. международный туристский поток Приморского края составил 2,5 % всего въездного потока в Российскую Федерацию (67,9 тыс. чел.) и 49,7 % потока ДФО, после спада 2005-2009 гг. наметился его рост, который в 2010 г. по сравнению с 2008 г. достиг 28 %» [2].

Среди субъектов Федерации ДФО Приморский край занимает устойчивые позиции лидера туристской отрасли, в силу того что здесь имеются возможности развития традиционных видов туризма (пляжный, ознакомительный), а также более совершенная инфраструктура.

Конкурентоспособными направлениями внешнего (въездного) туризма в регионе могут стать познавательный, рекреационный, восстанавливающий, сельскохозяйственный, научный и развлекательный туризм. Основные туристские объекты и объекты инфраструктуры кластера для данных видов туризма принадлежат государственной сфере. В то же время ядро кластера составляют частные компании, в основном относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства. При выборе форм и методов реализации региональной политики по развитию туристского кластера необходимо учитывать эти особенности для каждого из направлений. Не менее важно учитывать и то, что технологии воздействия на кластер, как правило, опосредо-ванны и реализуются в основном с помощью индикативных методов управления. Взаимосвязь методов воздействия и характеристик объекта показана в приведенной ниже таблице.

К компетенции органов государственной или муниципальной власти можно отнести следующие элементы региональной политики.

1. Инвестирование в туристские объекты, находящиеся в публичной собственности, и соответствующие государственные и муниципальные учреждения, эксплуатирующие их.

Основные характеристики объектов туристской инфраструктуры и методы воздействия на них

Вид туризма Основные туристские объекты Обслуживающие организации Методы воздействия

Научный и познавательный туризм Музеи, национальные парки, заповедники. В основном государственные учреждения Нормативное регулирование, региональные и муниципальные программы

Рекреационный и восстанавливающий туризм Санатории, дома отдыха, медицинские центры, природные и ландшафтные комплексы, сельские поселения Медицинские государственные и частные учреждения, сельскохозяйственные предприятия, санаторнокурортные учреждения (в основном частные) Нормативное регулирование, государственные инвестиции в здравоохранение, частногосударственное партнерство, кооперация

Развлекательный туризм Игровая зона, рестораны, развлекательные центры, учреждения культуры (театры, концертные залы и т. д.) Преимущественно частные предприятия малого и среднего бизнеса, а также досуговые государственные и муниципальные учреждения Нормативное регулирование, финасово- кредитные инструменты, частно- государственное партнерство, муниципальные программы

2. Инвестирование в инфраструктуру (здравоохранение, транспорт, связь, культура, образование и др.), уделяя особое внимание объектам, обслуживающим кластер.

3. Содействие развитию консалтинга.

4. Поддержка частно-государственного партнерства и нормативное регулирование условий деятельности кластера.

5. Поощрение коммуникаций, ассоциативных связей внутри кластера.

6. Организация взаимодействия с другими программами, реализуемыми органами государственной власти. Так, развитие транспортной сети автодорог, осуществляемое в рамках другой программы, может быть уточнено с точки зрения приоритетных объектов и сроков. Это не влечет за собой дополнительных расходов, но способствует развитию кластера. Если орган власти в рамках соответствующей про-

граммы заасфальтирует подъезд к туристскому объекту до начала сезона, это создаст дополнительные преимущества для предприятий, осуществляющих туристское обслуживание.

Аналогично, средства на здравоохранение, культуру и другие социальные объекты могут рассчитываться с учетом развития услуг, потребляемых данным сектором экономики региона.

Таким образом, мероприятия региональной политики в сфере туристского кластера могут быть выстроены в следующей последовательности.

1. Определение приоритетных видов туризма и основных задач по их развитию.

2. Выбор форм и методов воздействия исходя из имущественной и ведомственной принадлежности туристских объектов.

3. Формирование перечня объектов и приоритетов финансирования в рамках отраслевых региональных и муниципальных программ.

4. Постановка целей и выбор методов нормативного регулирования и частно-государственного партнерства в области туризма.

5. Организация коммуникации внутри кластера и способов ее поощрения.

Данная последовательность задает комплексность воздействия на туристский кластер, увязывая цели, методы и формы реализации региональной политики.

Особенно важно, что одним из основных инструментов, находящихся в распоряжении органов власти, является социальная сфера, приоритет регулирования которой принадлежит региональной и местной власти. Поэтому успехи и неудачи в области развития туризма в крае практически полностью определяются эффективностью региональной политики по развитию социальной инфраструктуры.

Литература

1. Исследование: Туризм в Азиатско-Тихоокеанском регионе (часть 1). Режим доступа: http://www.proreklamu.com/news/researches/24865-issledovanie-turizm-v-aziatsko-tihookeanskom-regione-chast-1.html (дата обращения 1.10.2013).

2. Перспективы развития туризма в Приморском крае. Режим доступа: http://www.38samuraev.ru/index.php/turizm-v-primorskom-krae/73-perspektivy-razvitija-turizma-v-primorskom-krae.html (дата обращения 1.10.2013).

3. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г. Владивосток, 2008. 2 с.

References

1. Issledovanie: Turizm v Aziatsko-Tihookeanskom regione (chast’ 1) [Study: Tourism in Asia and the Pacific (Part 1)]. Available at: http:// www.proreklamu.com/news/researches/24865-issledovanie-turizm-v-aziatsko-tihookeanskom-regione-chast-1.html (accessed 01/10/2013).

2. Perspektivy razvitia turizma v Primorskom krae [Prospects for the development of tourism in Primorye]. Available at: http://www.38samura-ev.ru/index.php/turizm-v-primorskom-krae/73-perspektivy-razvitija-tu-rizma-v-primorskom-krae.html (accessed 01/10/2013).

3. Strategia socialno-ekonomicheskogo razvitia Primorskogo kraa do 2025g. [The strategy of socio-economic development of Primorsky Krai 2025]. Vladivostok, 2008. 2 pp.

© Лебединская Ю.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.