Б01: 10.15838^0/2017.1.49.11 УДК 334.71, ББК 65.29
© Балдина Ю.В., Петрук Г.В., Лебединская Ю.С.
Государственно-частное предпринимательство как инструмент динамичного функционирования туристского кластера в условиях территорий опережающего развития (на примере Приморского края РФ)
Юлия Васильевна БАЛДИНА
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41 [email protected]
Галина Владимировна ПЕТРУК
кандидат педагогических наук
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41 [email protected]
Юлия Сергеевна ЛЕБЕДИНСКАЯ
кандидат экономических наук
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41 [email protected]
Для цитирования: Балдина, Ю.В. Государственно-частное предпринимательство как инструмент динамичного функционирования туристского кластера в условиях территорий опережающего развития (на примере Приморского края РФ) / Ю.В. Балдина, Г.В. Петрук, Ю.С. Лебединская // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - Т. 10. - № 1. - С. 200-217. DOI: 10.15838/esc/2017.1.49.11
For citation: Baldina Yu.V., Petruk G.V., Lebedinskaya Yu.S. Public and private sector entrepreneurship as a tool of dynamic functioning of tourism cluster at the territories of outstripping development (case study of Primorsky Krai). Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 200-217. DOI: 10.15838/esc/2017.1.49.11
Аннотация. Территории опережающего развития могут выступать площадкой для развития предпринимательства в сфере туризма, создавая более конкурентоспособную среду для осуществления предпринимательской деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ключевыми принципами данных территорий являются кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. В процессе создания территорий опережающего развития важную роль играет координация всех участников альянса, который включает федеральные правительственные и предпринимательские структуры. Цель работы состоит в разработке механизма функционирования туристского кластера на территориях опережающего развития посредством государственно-частного предпринимательства. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: анализ законодательства территорий опережающего развития, оценка состояния туристской отрасли и инфраструктуры, разработка механизма функционирования туристского кластера на территориях опережающего развития посредством такой формы государственно-частного предпринимательства, как государственный франчайзинг. В процессе исследования использованы методы экономико-статистический, сравнительного анализа, графического описания. В отличие от других исследователей, авторами применен комплексный подход к реализации механизма взаимодействия государственных и предпринимательских структур. В основу данного исследования положены законодательная база по функционированию территорий опережающего развития, кластерный подход на примере туристской отрасли Приморского края. В результате проведенного исследования выявлены особенности кластерного подхода для эффективного функционирования туристской отрасли, проанализирован туристский потенциал Приморского края, определены особенности использования государственно-частного предпринимательства для развития территорий опережающего развития. Выявлены отличия государственно-частного предпринимательства от государственного франчайзинга и аутсорсинга государственных услуг, что, несомненно представляет научный интерес для исследователей данной проблемы. Предложенный механизм взаимодействия государственных и предпринимательских структур с элементами туристского кластера в форме государственного франчайзинга на территориях опережающего развития позволит вывести на международный уровень внутренний туристский продукт Приморского края. В основу данного механизма положено партнерство между государственным (Франчайзер) и предпринимательским (Франчайзи) сектором внутри туристского кластера, что в условиях территорий опережающего развития обеспечит приток инвестиций в развитие как туристских объектов, так и инфраструктуры, а также позволит поддержать малый и средний бизнес. В конечном итоге это приведет к реализации стратегических целей по развитию дальневосточных территорий в рамках государственной программы.
Ключевые слова: территории опережающего развития, туристский кластер, государственно -частное предпринимательство, государственный франчайзинг.
Введение
В настоящее время Правительство Российской Федерации сконцентрировало свое внимание на проблемах развития Дальнего Востока, территории стратегически важной как в военно-политическом, так и в экономическом аспекте. На 36%
площади территории России, занимаемой Дальним Востоком, сосредоточено огромное и разнообразное количество запасов полезных ископаемых, однако это сочетается с нарастающей депопуляцией населения, ресурсно-сырьевой ориентацией хозяйства, неразвитой инфраструктурой
(как транспортной, так и социальной) [17]. Экономика Дальнего Востока находится в прямой зависимости от общей ситуации в стране, а также от ситуации на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
Одним из стратегических приоритетов государственной политики относительно поддержки развития Дальневосточного региона выбран механизм внедрения современных разработок бизнес-моделей в виде территорий опережающего развития (ТОР) и целевых инвестиционных проектов. В соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития» [13] в Российской Федерации, по поручению Президента РФ, на Дальнем Востоке создаются ТОР, где ключевыми принципами являются кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. Статус резидента ТОР дает целый ряд преимуществ, среди которых освобождение его от налога на прибыль, на имущество, на землю, на протяжении первых пяти лет освобождение от ввозных и вывозных таможенных пошлин и НДС. Вместо 30% страховых взносов инвестор оплачивает всего 7,6% первые 10 лет и имеет право на бесплатное получение земли и готовой инфраструктуры для своего бизнеса, ускоренный порядок возврата НДС экспортера. Без согласия Минвостокразвития невозможно провести проверку резидента ТОР, созданы «одно окно» для инвестора, свободная таможенная зона, упрощенный государственный контроль, ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождения таможни.
Таким образом, сокращается время резидента на административные процедуры, все согласования проходят в упрощенной форме, снизилось налоговое бремя и, как следствие, бизнес становится эффектив-
нее. Кроме налоговых льгот, государство берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру. Предусматривается введение большого числа механизмов дерегулирования, начиная от ограничений по организации проверок резидентов ТОР и заканчивая передачей всех вопросов административного и хозяйственного характера одному органу — управляющей компании. Предполагается, что данная мера позволит предложить более выгодные условия иностранным партнёрам, создаст более конкурентоспособную среду для ведения предпринимательской деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В настоящее время на Дальнем Востоке определено 14 площадок для ТОР и 18 приоритетных инвестпроектов. Предполагается, что специализация территорий опережающего развития может иметь разнородный характер, причем в ряде случаев отдельные из них могут стать многофункциональными. Тем не менее наиболее перспективные проекты связаны с промышленностью и инфраструктурой, что неудивительно и отражает реальные направления развития Дальнего Востока. Отчетливо видно и намерение инициаторов ТОР использовать эти площадки для привлечения туристов.
Одним из опорных регионов Дальнего Востока является Приморский край, отличающийся выгодным геополитическим положением и уникальными рекреационными ресурсами. Именно в этой части планеты генерируются туристские потоки Азиатско-Тихоокеанского региона. В часовой доступности от г. Владивостока находится 400 миллионов потенциальных туристов, что создает перспективные возможности для туризма. Однако слабая инфраструктура края — недостаточное коли-
чество современных гостиниц, разбитые дороги, отсутствие удобных таможенных условий, очень малое количество подготовленных причалов для речного круизно-го туризма, судов, на которых можно возить пассажиров и туристов, — препятствует развитию туристского бизнеса [8, 14, 16, 19]. Преодолеть данные проблемы, эффективно и быстро наладить развитие туристского бизнеса на территориях опережающего развития, на наш взгляд, позволяет кластерный подход к развитию туризма, в основе которого лежит взаимодействие предпринимательских и государственных структур.
Таким образом, актуальность данной темы исследования продиктована противоречием между высокой социально-экономической значимостью территорий опережающего развития для успешного функционирования туристского кластера и недостаточно проработанным механизмом взаимодействия государственного и предпринимательского секторов экономики.
Поляризованное развитие территорий посредством формирования кластеров обусловлено тем, что регионы, как правило, обладают набором отраслей и предприятий, имеющих конкурентоспособный потенциал роста [11]. Тем самым образуются «полюса и точки роста», стимулирующие рост других предприятий и отраслей. За счет лидирующих отраслей порождается эффект агломерации, основанный на объединении в рамках определенной территории дополняющих друг друга видов деятельности («зоны влияния»). Формируемые кластеры имеют наилучшие условия для формирования и развития «полюсов роста». Территории опережающего развития в данном случае могут выступать комфортной площадкой для развития предпринимательства в сфере туризма.
Необходимо отметить, что в процессе создания ТОР важную роль играет координация всех участников альянса, включающего федеральные правительственные структуры и финансово-промышленные группы. Это подтверждает необходимость развития теоретической и методологической базы, а также разработки научно обоснованного механизма функционирования туристского кластера на территориях опережающего развития посредством государственно-частного предпринимательства, что и является целью данной работы.
Теоретическая и методологическая база исследования. Территории опережающего развития относятся к объектам с особым режимом функционирования предпринимательства, специфические особенности которых рассмотрены Н.В. Смородинской, А.Ф. Авдокушиным, С.А. Шараповым и др. Теоретические и методологические вопросы функционирования туристского кластера исследовались в работах О.Д. Коль, Е.Г. Кропинова, А.Е. Бойко, А.А. Кизим, А.В. Митрофанова, О.В. Лы-сикова и др.
Преимущества кластера как симбиоза кооперации и конкуренции показаны в кратком обзоре работ: А.Г. Гусейнова, Е.В. Маркушиной, Ю.Б. Миндлина, С.А. Помитова, Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкина.
В научной литературе исследованиям форм государственно-частного предпринимательства посвящено достаточно большое количество публикаций как зарубежных, так и российских исследователей, таких как В.Г. Варнавский, М.В. Вилисов, М.А. Дерябин, Дж. Бэйли, Л. Шарингер, С. Линдер и др.
Однако, в силу того что проблема взаимодействия государственного и предпринимательского секторов экономики является комплексной и многомерной, до сих
пор существует множество вопросов, требующих дальнейшей разработки. Так недостаточно раскрыты вопросы государственно-частного предпринимательства для успешного функционирования и развития туристского кластера, проблемы организационно-экономического взаимодействия государственных и предпринимательских структур в форме государственного франчайзинга. Всё это и актуализирует значимость исследований в данном направлении. Кроме того, не проработан на практике механизм функционирования ТОР, несмотря на принятие закона о них [13].
Исходя из вышеизложенного, довольно актуальную задачу в современных условиях представляет разработка механизма организационно-экономического взаимодействия государственных и предпринимательских хозяйствующих субъектов для эффективного функционирования туристского кластера на территориях опережающего развития.
Методология и инструментарий исследования базируются на анализе туристской отрасли Приморского края. К основным методам исследования можно отнести экономико-статистический, сравнительного анализа, графического описания. Выделение преимуществ кластерного подхода, их особенностей, свойств явлений, анализ и систематизация научного знания, форм взаимодействия государственного и предпринимательского секторов экономики основывается на применении теоретического анализа.
Преимущества применения кластерного подхода к развитию секторов экономики региона
Контент-анализ ряда научных теоретико-методологических исследований М. Портера, П. Сраффа, А. Томпсона, Й. Шумпетера, Г.Д. Боуш и др. позволяет
выделить следующие преимущества кластерного подхода:
1. Концентрация производства, наличие на ограниченной территории предприятий, выпускающих однотипную продукцию и конкурирующих между собой.
2. Концентрация инфраструктуры. Совместное использование производственной, инновационной и социальной инфраструктуры региона. Предприятия совместно развивают рынок труда, используют специализированные услуги (образование, здравоохранение, информационные, консалтинговые, транспор-тно-логистические и др.), получая совместные преимущества от близости и развитости инфраструктуры.
3. Экспортная ориентация. Кластер всегда ориентирован на выпуск конечного продукта, рассчитанного на вывоз, а не на удовлетворение потребностей самого региона. Нередко предприятия кластера действуют на внешних рынках совместно, что также усиливает их возможности и конкурентоспособность.
4. Конкуренция внутри кластера, которая является не просто обязательным признаком, а движущей силой его развития. М. Портер выводит простую зависимость: чем выше конкуренция в кластере, тем выше производительность труда, а следовательно, и конкурентоспособность кластера в целом [18].
Сбалансированное воздействие на развитие этих аспектов приводит к развитию не только самого кластера, но и региона в целом.
Кластеры обладают также большой способностью к нововведениям в силу следующих причин:
— благодаря концентрации в одном регионе участники кластера способны более адекватно и быстро реагировать на потребности покупателей;
— в рамках кластера облегчен доступ к новым технологиям;
— в инновационный процесс вовлечены и поставщики, и производители, и потребители, то есть все звенья технологической цепочки;
— снижаются издержки на НИР в результате межфирменной кооперации;
— восприятие инноваций ускоряется конкурентным давлением внутри самого кластера.
Не случайно в странах, лидирующих в инновационном развитии, политика в отношении инновационных кластеров служит предметом отдельного рассмотрения в процессе формирования экономической политики региона или страны. Успешное развитие инноваций в кластерах обусловлено тем, что соответствие специфическим отраслевым требованиям (усиление инновационной составляющей кластера) достигается за счет гибкой настройки самой кластерной инфраструктуры, способностью ее гибко реагировать на потребности рынка конечного продукта [3].
Ключевое преимущество кластера, основанное на территориальной концентрации как конечных производителей, так и необходимой инфраструктуры, позволяет гибко реагировать на потребности рынка и тем самым обеспечивать высокую конкурентоспособность конечного продукта. Активизация коммуникаций в кластере приведет к максимально быстрой адаптации инфраструктуры и всех его элементов к его потребностям.
Кластер, как сложная сетевая организация, способен к более быстрой и точной адаптации к условиям конкретных рынков и конкретной территории, на которой он осуществляет свою деятельность.
В силу указанных выше причин одним из наиболее востребованных в современной экономике методов, позволяющих
рассматривать регион в комплексе и взаимосвязях, становится кластерный подход, который дает следующие возможности:
— кластер позволяет рассматривать производство во всем комплексе его взаимосвязей (инфраструктура производства, потребления, сбыт);
— кластер позволяет сравнивать регионы между собой в глобальном масштабе и определять их конкурентоспособность, а также оценивать эффективность кластеров и регионов.
Анализ состояния ресурсного потенциала туристской отрасли Приморья
Приморский регион является одним из перспективных для развития внутреннего и въездного туризма (табл. 1). Геополитическое положение края определяет его ориентацию на страны АТР, которые уверенно увеличивают свою долю в туристских потоках мира.
Приморье ежегодно принимает туристов более чем из 50 стран мира, например из КНР, Республики Корея, США, Японии, КНДР и других. Причем в среднем свыше 80% въезжающих приходится на граждан КНР.
Туристский сектор экономики Приморья отличается мощным ресурсным потенциалом. Здесь имеется более двух тысяч археологических и исторических памятников. Их них 875 относятся к эпохе первобытнообщинного строя и Средневековья. По сосредоточению культурно-исторических объектов Приморский край занимает лидирующую позицию в Дальневосточном федеральном округе [12].
Территория Приморья уникальна, что, несомненно, привлекает любителей путешествий. Так, в крае располагаются 10 горных вершин и объектов альпинизма и скалолазания; 160 известных карстовых полостей (подземные лазы, ниши, гроты, пещеры), из которых порядка 40 являются
Таблица 1. Туристский поток Приморского края за 2008-2015 гг. , человек
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Прогноз 2015 г.
Иностранные туристы 67179 52952 67771 82414 95440 138900 191000 211152
Абсолютные изменения, +/- -14227 14819 14643 13026 43460 52100 20152
Темпы роста, % 78,82 127,99 121,61 115,81 145,54 137,51 110,55
Внутренние туристы 529900 614900 786040 882200 755531 1390000 1639000 1950410
Абсолютные изменения, +/- 85000 171140 96160 -126669 634469 249000 311410
Темпы роста, % 116,04 127,83 112,23 85,64 183,98 117,91 119,00
Итого турпоток 597079 667852 853811 964614 850971 1528900 1830000 2161562
Абсолютные изменения, +/- 70773 185959 110803 -113643 677929 301100 331562
Темпы роста, % 111,85 127,84 112,98 88,22 179,67 119,69 118,12
Составлено по: Лебединская Ю.С. О политике Приморского края в сфере развития туристского кластера // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. - 2013. - № 3 (67). - С. 43-47.
объектами спелеотуризма. Объекты водного сплава — это 15 рек бассейна Японского моря с суммарной «сплавной» длиной около 500 км и 7 рек бассейна реки Уссури с суммарной «сплавной» длиной около 400 км [4, с. 7]. Краеведам и туристам известно более 30 водопадов и более 3000 озер. Кроме того, на территории региона учреждены национальные парки «Зов тигра» (Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2007 г. № 708-р) и «Удэгейская легенда» (Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2007 г. № 745-р); тринадцать государственных природных заповедников; шесть государственных природных заповедников, включая акваторию моря и озера Ханка, в которых сочетание тургайской и полтавской флоры создают неповторимость природы. Представляют несомненный интерес для отдыхающих ботанический сад ДВО РАН и Дендрарий горнотаежной станции им. академика В.Л. Комарова; санатории: «Садгород», «Амурский залив», «Приморье», «Океанский», «Лазурный», «Сокол», «Экспресс»; детский центр отдыха «Океан» и многие другие санаторно-курортные организации и турбазы региона.
В нем насчитывается 184 единицы государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств; свыше 2000 единиц памятников истории и культуры (градостроительства, архитектуры, монументально-изобразительного искусства, археологии); 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, 1 океанариум; более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры; более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных центров [4, с. 5]. В рамках общей концепции развития Приморского края расширяются возможности досуго-во-развлекательного сектора. Создание на территории острова Русский туристско-рекреационной особой экономической зоны (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 201) и на территории Артемовского городского округа игорной зоны «Приморье» (Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 г. № 1213-р) дает новый импульс развитию развлекательной инфраструктуры.
Физическая инфраструктура края представлена сетью автомобильных и железных дорог, морских и речных путей. Регион является крупнейшим на Дальнем Востоке транспортным узлом с уникальным сочетанием практически всех видов транспорта.
Инфраструктура гостеприимства Приморья характеризуется активным развитием: приём туристов осуществляют около 450 предприятий.
Гостиничное хозяйство Приморского края в 2014 году насчитывало 242 предприятия [4]. Место региона в ДВФО по данному показателю и его динамика представлены в таблице 2 [5].
Как видно из таблицы, по числу гостиниц он занимает в округе лидирующую позицию. В 2014 году оно увеличилось в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2009 года. Общее число работников в сфере обслуживания коллективных средств размещения (КСР) края составляет около 6 тыс. чел. Инфраструктура оказываемых туристам услуг представлена сетью учреждений, среди которых более 200 баз отдыха, 151 гостиница, 23 санаторно-курортных учреждения, около 1100 предприятий питания, более 100 транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки [6].
Однако необходимо отметить, что в районных центрах уровень предоставляемого гостиничного продукта не соответствует международным стандартам качества.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что туристско-рекреацион-ные ресурсы и гостиничное хозяйство Приморья способствуют реализации его туристского потенциала, несмотря на существование ряда барьеров, препятствующих развитию туриндустрии.
Так, транспортная инфраструктура слабо связана с туристской отраслью и предусматривает главным образом грузоперевозки. В большинстве федеральных документов, регулирующих развитие транспорта в Приморском крае, отсутствуют цели, отражающие содействие транспортных отраслей развитию региональной туристской сферы. В «Концепции развития транспорта РФ» предусмотрены международные транспортные коридоры (МТК), проходящие через территорию Приморского края (табл. 3) и ориентированные на грузопотоки, а не на пассажиропотоки, что значительно затрудняет въезд иностранных граждан морскими маршрутами. Большие трудности возникают с эксплуатацией портовых сооружений, особенно
Таблица 2. Число гостиниц и аналогичных средств размещения в ДВФО, ед.
Регин/область 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Республика Саха (Якутия) 104 98 109 121 129 137
Камчатский край 36 34 36 38 50 47
Приморский край 94 110 142 151 150 242
Хабаровский край 92 90 98 95 107 180
Амурская область 70 76 87 92 97 126
Магаданская область 15 14 12 17 18 22
Сахалинская область 59 56 56 58 54 55
Еврейская автономная область 9 9 8 7 8 9
Чукотский автономный округ 9 11 14 12 11 9
Составлено по: Индустрия гостеприимства в Приморском крае. 2013: стат. сб. / подг.: В.А. Агафонова, Н.Г. Баукова, М.И. Карпова, Л.Н. Кривобород, Е.А. Филонова. - М.: Приморскстат, 2014. - 40 с.
Таблица 3. Международные транспортные коридоры, проходящие через территорию Приморского края
Наименование Маршрут Специализация
Транссиб Берлин - Варшава - Минск - Москва -Екатеринбург - Владивосток(Находка) Международный транзит на направления Япония, Корея, Китай (Шанхай), Тайвань, страны Западной Европы, Ближний Восток, Афганистан
СМП (Северный морской путь) Владивосток - Арктика - порты Европы Сквозное движение судов для международного транзита
Приморье-1 Харбин - Суйфэньхэ - Пограничный -Владивосток (Находка/Восточный) - порты АТР Обеспечение роста международной торговли с провинцией Хэйлунцзян, со странами АТР и морскими портами Южного Китая
Суйфэньхэ - Пограничный - Уссурийск -Владивосток (Восточный/Находка)
Приморье-2 Хуньчунь - Камышовая - Посьет (Зарубино) - порты АТР Обеспечение внешнеторговых отношений с провинцией Цзилинь, со странами АТР и морскими портами Южного Китая
Хуньчунь - Краскино - Посьет(Зарубино)
Восток-Запад Харбин - Пограничный - порт Восточный -порты западного побережья США Обеспечение торговли северо-восточный провинций КНР и США
Транскорейская магистраль Транссиб Пусан - Раджин - Хасан - Барановский -Транссиб Обеспечение внешней торговли между Республикой Корея, КНДР и странами Западной и Восточной Европы
Составлено по: Паспорт Приморского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vladivostok.mid.ru/primorye.html.
причалов. Преимущественно это изношенные железобетонные конструкции, не соответствующие современным техническим требованиям и зачастую небезопасные для пассажиров. Причалы в основном стоят на государственном балансе и не вовлечены в хозяйственный оборот, поэтому на их ремонт и реконструкцию не хватает финансирования из бюджетов. Данный факт тормозит развитие пассажирских и туристских перевозок. Визовый режим, действующий на территории края, также затрудняет приток иностранных туристов, поэтому для некоторых стан необходимо вести безвизовый режим или упростить визовый режим.
Немаловажное значение для развития туризма играет состояние транспортной системы региона.
Анализ показал, что состояние автомобильных дороги и иных транспортных артерий, предназначенных для туризма
внутри Приморского края, непригодно для комфортной перевозки пассажиров. Кроме того, отсутствует должное сервисное обслуживание туристов при перемещении вдоль туристского маршрута.
В целом наблюдается тяжелая ситуация с большей частью туристской инфраструктуры, имеющей тенденцию к сокращению. Так, за последние 10 лет количество куль-турно-досуговых учреждений снизилось на 125 единиц, а количество коллективов фольклорной, музыкальной, театральной и другой направленности — на 840 [7]. Устаревшая материально-техническая инфраструктура большинства санаторно-курортных учреждений, баз отдыха также характеризуется неудовлетворительным состоянием туристской инфраструктуры. Такое негативное положение, во-первых, связано с резким сокращением государственного финансирования на капиталь-
ный ремонт, приобретение медицинского и бытового оборудования, во-вторых, с разрозненностью санаторно-курортной системы, не имеющей единой структуры и рассредоточенной между министерствами, ведомствами, общественными организациями и акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учетом интересов и возможностей собственника.
Таким образом, для функционирования туристского кластера на территориях опережающего развития необходим комплекс мер, реализация которого позволит создать развитую транспортную и культурно-досу-говую инфраструктуру на основе партнерства государства и бизнеса.
Мы предлагаем использовать механизм взаимодействия государственного и предпринимательского секторов через государственный франчайзинг как форму государственно-частного предпринимательства.
Анализ форм взаимодействия государственного и предпринимательского секторов экономики
Требования рыночной среды заставляют сближать интересы государственного и предпринимательского секторов экономики. Это выражается в появлении различных форм взаимодействия (рис. 1).
Согласно данной схеме формы взаимодействия делятся на две группы: государственно-частное партнерство, к которому относятся концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и другие, и государственно-частное предпринимательство, которое включает государственный франчайзинг и аутсорсинг определенных управленческих функций государственных учреждений.
В таблице 4 представлены основные отличия государственно-частного партнерства от форм государственно-частного предпринимательства.
Рисунок 1. Формы взаимодействия государственного и предпринимательского секторов экономики
Источник: Балдина Ю.В., Масюк Н.Н. Стратегическое партнерство государства и бизнеса: глобальный аутсорсинг и государственный франчайзинг // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3. -С. 453-456.
Таблица 4. Отличия проекта ГЧП от аутсорсинга государственных услуг и от государственного франчайзинга[9]
ГЧП (концессия) Государственный франчайзинг Аутсорсинг государственных услуг
Партнеры государства Крупный бизнес Малые и средние частные компании Малые и средние частные компании
Срок контракта От 10 до 40-50 лет 3-10 лет (с правом продления) 1-3 года
Передача права госсобственности На период действия контракта На период действия контракта Нет
Степень участия частных компаний Управление готовыми проектами, а также строительство или капитальное преобразование Управление готовыми инфраструктурными проектами Управление готовыми инфраструктурными проектами
Управление рисками Совместно государство и частные компании Совместно государство и частные компании Государство; частная компания управляет только рисками, потери прибыли
Из данной таблицы видно, что государственно-частное партнерство является формой партнерства с крупным бизнесом. Такие механизмы стратегического партнерства, как государственный франчайзинг и аутсорсинг государственных услуг, направлены на взаимодействие государственных структур с малым и средним предпринимательством [9].
Для привлечения малого и среднего предпринимательства в особо значимые в социально-экономическом смысле отрасли экономики и использования его потенциала в системе стратегического партнерства государства и бизнеса, в частности на территориях опережающего развития, целесообразно, на наш взгляд, применять государственно-частное предпринимательство как форму взаимодействия государственного и предпринимательского секторов экономики.
Данная форма основана: на инициативности и взаимовыгодности взаимодействия государственного и предпринимательского секторов экономики; направленности деятельности на значимые в социальном и экономическом смысле сектора экономики; патерналистском подхо-
де со стороны государства к предприятиям; снижении предпринимательских и инвестиционных рисков; ориентации деятельности предприятия на общественный спрос.
Таким образом, государственно-частное предпринимательство позволит предпринимательскому сектору (малым и средним предприятиям) снизить риски, получить поддержку государства, развить бизнес, а государственному сектору — увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП региона, решить вопрос занятости населения, повысить эффективность государственной политики в части поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, обеспечить мотивацию предпринимательской активности в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики.
К государственно-частного предпринимательству относится государственный франчайзинг, являющийся одной из форм взаимодействия государственных и предпринимательских структур для обеспечения динамичного функционирования туристского кластера на вновь созданной территории опережающего развития (см. рис. 1).
В число особенностей государственного франчайзинга входят: исключительное право на продукт у государственной структуры; особые характеристики продукта; установление льготных цен на продукцию и услуги предприятия-франчайзи; использование принципов и методов предпринимательского хозяйствования; поддержка и гарантии государственного сектора; привлечение малого и среднего предпринимательства в значимые в социальном и экономическом смысле отрасли.
Государственный франчайзинг как форма взаимодействия государственных и предпринимательских структур позволит им решить следующие задачи: государственному сектору и местной власти — обеспечить реализацию программы поддержки развития Дальневосточного региона через механизм создания территорий опережающего развития; создать условия роста в социально и экономически значимых отраслях за счет привлечения в качестве движущей силы малого и среднего предпринимательства с их ресурсами, в частности, для развития туристской отрасли Приморского края и Дальневосточного региона; создать новые рабочие места, что в условиях кризиса имеет огромное значение для региона; обеспечить поддержку малого и среднего предпринимательства; реализовать исполнительский ресурс в решении задач по импортозамещению; ускорить рост предпринимательской активности в туристской отрасли; малому и среднему предпринимательству — снизить риски и получить государственные гарантии при открытии нового бизнеса (покупка государственной франшизы); участвовать в социально и экономически значимых проектах; получить прибыль при минимальных затратах; использовать возможности свободного ведения бизнеса.
Нарисунке 2 представлен механизм организационно-экономического взаимодействия в сфере туризма государственных и предпринимательских структур на условиях государственного франчайзинга, что дает возможность туристскому кластеру эффективно функционировать на территориях опережающего развития в Приморском крае и в Дальневосточном регионе.
В основу данного механизма заложены взаимоотношения субъектов государственного сектора (франчайзер), которые обеспечивают субъектов предпринимательского сектора (франчайзи) торговой маркой, продуктом, маркетинговой поддержкой и т.п. профильных туроператоров Приморского края. Предпринимательский сектор, в свою очередь, сможет открыть новый или развивать имеющийся бизнес без риска и лишних вложений. Созданные в рамках ТОРов выгодные для инвесторов условия активизируют приток инвестиций в туристическую отрасль. Властные структуры (региональный, федеральный бюджет) выступают в качестве соинвестора и гарантирующего органа.
Связующим звеном и основным инструментом развития туристского кластера для соинвестора является социальная сфера, через управление которой реализуются мероприятия по управлению кластерным развитием [15].
Важным элементом предлагаемого механизма взаимодействия выступает инфраструктурное обеспечение, которое представляет собой систему управления предпринимательства и его жизнеобеспечения. Главным направлением совершенствования инфраструктурного обеспечения является защита интересов хозяйствующих субъектов в процессе подготовки и принятия решений государственными органами,
Рисунок 2. Механизм организационно-экономического взаимодействия государственных и предпринимательских структур на условиях государственного франчайзинга*
С
0 Ц
и
А Л Ь Н А Я
С ф
Е Р
А
Инфраструктура
Соинвестор (федеральный/ региональный бюджет)
Экспорт услуг
Государственный сектор
(Франчайзер)
> к
/ 1 г
Предпринимательский сектор/
(Франчайзи)
Туристские объекты
Ассоциация туристских компаний
Инновационный центр
Т
У р
и с т с к и й
к л
А С
т
Е Р
: Составлено авторами.
консультационными службами, оздоровление деятельности предпринимательских структур и прогнозирование вероятных последствий от внедрения предложений. Информационно-консультационная деятельность ориентирована на оказание помощи руководителю в различных вопросах, связанных с функционированием предпринимательской структуры.
Ассоциация и инновационный центр служат ключевыми элементами разработанного механизма взаимодействия социальной сферы с туристским кластером,
поскольку обеспечивают поиск наиболее оптимальных форм сотрудничества между государственным сектором (франчайзер) и предпринимательским сектором (фран-чайзи) внутри кластера.
Таким образом, предложенный механизм позволит увеличить вложения средств в развитие туристских объектов и инфраструктуры, что окажет благотворное влияние на туристский продукт Приморского края и даст возможность его внутреннему туризму выйти на международный уровень развития.
Кроме того, благодаря взаимодействию государственных и предпринимательских структур в форме государственного франчайзинга малое и среднее предпринимательство Приморского края будут вовлечены в туристский кластер, формируемый на территориях опережающего развития. В свою очередь, эти территории создадут особые условия для развития МСП, а разработанный нами механизм объединит возможности государственного и предпринимательского секторов в целях успешного развития туристского кластера как наиболее перспективной отрасли экономики края.
Заключение
Территории опережающего развития выступают комфортной площадкой для развития предпринимательства, в том числе и в сфере туризма. Статус резидента ТОР предполагает целый ряд преимуществ как для иностранных, так и для российских предпринимателей, что создает более конкурентоспособную среду для ведения бизнеса в регионе по отношению к аналогичным территориям Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако проблемы, обусловленные инфраструктурной слабостью Приморского края, препятствуют развитию туристского бизнеса. Преодолеть их, эффективно и бы-
стро наладив развитие туристского бизнеса на территориях опережающего развития, позволяет кластерный подход, в основе которого лежит взаимодействие предпринимательских и государственных структур. Поляризованное развитие территорий посредством формирования кластеров обусловлено тем, что регионы, как правило, обладают набором отраслей и предприятий, имеющих конкурентоспособный потенциал роста. Тем самым образуются «полюса и точки роста», стимулирующие рост других предприятий и отраслей. Формируемые кластеры имеют наилучшие условия для формирования и развития «полюсов роста». В процессе создания территорий опережающего развития важную роль играет координация всех участников альянса, который включает в себя государственные и предпринимательские структуры. Предложенный нами механизм взаимодействия государственных и предпринимательских структур с основными элементами туристского кластера на условиях государственного франчайзинга позволит комплексно подойти к реализации современной бизнес-модели территорий опережающего развития, эффективному развитию туристского кластера и поддержке малого и среднего предпринимательства в Дальневосточном регионе.
Литература
1. Балдина, Ю.В. Стратегическое партнерство государства и бизнеса: глобальный аутсорсинг и государственный франчайзинг / Ю.В. Балдина, Н.Н. Масюк // Экономика и предпринимательство. — 2014. - № 12-3. - С. 453-456.
2. Балдина, Ю.В. Формирование научного определения феномена «государственный франчайзинг» (на основе когнитивного метода двухуровневой триадической дешифровки) / Ю.В. Балдина // Научное обозрение. - 2015. - №13. - С. 279-282.
3. Боуш, Г.Д. Кластеры в экономике: научная теория, методология исследования, концепция управления / Г.Д. Боуш // Сер.: Научные труды кафедры международных экономических отношений Омского государственного университета. - Омск, 2013. - Вып. 7.
4. Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае на 2013—2017 годы». — Владивосток, 2012. — С. 7.
5. Индустрия гостеприимства в Приморском крае. 2013: статистический сборник / подг. В.А. Агафонова, Н.Г. Баукова, М.И. Карпова, Л.Н. Кривобород, Е.А. Филонова. — М.: Приморскстат, 2014. — 40 с.
6. Лебединская, Ю.С. Организационные механизмы использования возможностей социальной сферы для развития туристического кластера Приморья / Ю.С. Лебединская // Экономические науки. — 2014. - № 113. - С. 41-46.
7. Лебединская, Ю.С. О политике Приморского края в сфере развития туристского кластера / Ю.С. Лебединская // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. — 2013. — № 3 (67). — С. 43-47.
8. Лебединская, Ю.С. Организационная модель использования социальной сферы для развития туристического кластера Приморья / Ю.С. Лебединская // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 5-2. — С. 141-144.
9. Мильшина, Ю.В. Механизмы управления проектами государственно-частного партнерства в условиях финансово-экономической нестабильности автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Ю.В. Мильшина. — М.: ВШЭ, 2013.
10. Паспорт Приморского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vladivostok.mid.ru/ primorye.html.
11. Петрук, Г.В. Развитие понятийного аппарата знаниевого кластера / Г.В. Петрук // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2016. — № 1 (24) — С. 62-70.
12. Туристические ресурсы края ДВГИ ДВО РАН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fegi. ru/PRIMORYE/GEOGR/travel.ht.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Российская газета. — 2014. — № 6571 (299). — 31 дек.
14. Шашло, Н.В. Формирование и оценка эффективности системы корпоративного управления в акционерных обществах Приморского края РФ / Н.В. Шашло // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2016. — № 1 (24). — С. 77-83.
15. Шашло, Н.В. Внешнеэкономическая политика России в условиях формирования многополярного мира / Н.В. Шашло, И.А. Крылова, А.А. Шингарева // Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 10 ноября 2015 г.): в 2 ч. — Ч. 2. — Уфа: АЭТЕРНА, 2015. — С. 221-226.
16. Щур, В.В. Туризм. Перспективы развития на Юге Приморья / В.В. Щур // Материалы V Межрайонной конференции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.38samuraev.ru/index.php/turizm-v-primorskom-krae/73-perspektivy-razvitija-turizma-v-primorskom-krae.html.
17. Petruk G.V., Shestak O.I. and Vlasenko A.A. Contemporary State and Strategic Directions of Developing the Information Environment of the North-Eastern Regions in Russia (With the Kamchatka Region as an Example) // Journal of Internet Banking and Commerce. — 2015. — № S1. — С. 004.
18. Porter M.E. On competition. Boston: Harvard Business School Press, 1998. — 485 p.
19. Terenteva T. V. and Shumik E. G. Problems of Enterprise System Development in the Primorye Territory // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. — Т. 13. — № SPLISSUE. — С. 83-90.
Сведения об авторах
Юлия Васильевна Балдина — старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента,
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) (690014, Россия,
Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, [email protected])
Галина Владимировна Петрук — кандидат педагогических наук, доцент, директор департамента научно-исследовательской деятельности, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) (690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, [email protected])
Юлия Сергеевна Лебединская — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) (690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, juliaolga@ yandex.ru)
Baldina Yu.V., Petruk G.V., Lebedinskaya Yu.S.
Public and Private Sector Entrepreneurship as a Tool of Dynamic Functioning of Tourism Cluster at the Territories of Outstripping Development (Case Study of Primorsky Krai, Russian Federation)
Abstract. Priority development areas (PDA) may serve as a basis for entrepreneurship development in tourism, creating a more competitive environment for entrepreneurial activities in relation to similar territories in the Pacific Rim. The key principles of these territories are radical deregulation and massive tax incentives. The process of creating priority development areas plays depends on the coordination of all members of the alliance which includes Federal government and business units. The purpose for the present study is to develop a mechanism of tourism cluster functioning in priority development areas through public and private sector entrepreneurship. In the framework of the set purpose the following objectives are fulfilled: the authors analyze the legislation of priority development areas; assess the current state of tourism and tourism infrastructure; develop a mechanism of tourism cluster functioning in priority development areas through one of the forms of public and private sector entrepreneurship — public franchising. During research the authors used methods of economic-statistical and comparative analysis, graphical description. Unlike other researchers, the authors applied an integrated approach to the implementation ofthe mechanism ofstate and business structures interaction. The research is based on the legislation on priority development areas functioning, the cluster approach on the example Primorsky Krai tourism. The research results revealed the peculiarities ofthe cluster approach application for efficient tourism functioning. The authors analyzed tourist potential of Primorsky Krai and identify the specifics of using public and private sector entrepreneurship for the development of priority development areas. The study reveals the differences between public and private sector entrepreneurship, public franchising and public service outsourcing, which is undoubtedly interesting for researchers of this issue. The proposed mechanism of interaction of state and business units with elements of the tourism cluster in the form of public franchising in priority development areas will bring the internal tourism product of Primorski Krai to the international level. The mechanism is based on partnership of the state (the Franchisor) and business (the Franchisee) sector in the tourism cluster, which will ensure the inflow of investments in development of tourist attractions and infrastructure in priority development areas and support small and medium business. This will ultimately lead to the implementation of strategic goals for the development of the Far Eastern territories in the framework of the state program.
Key words: priority development areas, tourism cluster, public and private sector entrepreneurship, public franchising.
References
1. Baldina Yu.V., Masyuk N.N. Strategicheskoe partnerstvo gosudarstva i biznesa: global'nyi autsorsing i gosudarstvennyi franchaizing [Strategic partnership of the state and business: global outsourcing and franchising of the state]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2014, no. 12(3), pp. 453-456. (In Russian).
2. Baldina Yu.V. Formirovanie nauchnogo opredeleniya fenomena "gosudarstvennyi franchaizing" (na osnove kognitivnogo metoda dvukhurovnevoi triadicheskoi deshifrovki) [Formation of a scientific definition of the phenomenon of "state franchising" (based on the cognitive method of two-level triadic decrypt)]. Nauchnoe obozrenie [Scientific review], 2015, no. 13, pp. 279-282. (In Russian).
3. Boush G.D. Klastery v ekonomike: nauchnaya teoriya, metodologiya issledovaniya, kontseptsiya upravleniya [Clusters in the economy: scientific theory, research methodology, management concept]. Ser.: Nauchnye trudy kafedry mezhdunarodnykh ekonomicheskikh otnoshenii Omskogo gosudarstvennogo universiteta [Series: Scientific works of the Department of international economic relations, Omsk State University], 2013, no. 7. (In Russian).
4. Gosudarstvennayaprogramma Primorskogo kraya "Razvitie turizma v Primorskom krae na 2013—2017gody" [State Program of Primorsky Krai "Development of tourism in Primorsky Krai" for 2013-2017]. Vladivostok, 2012. P. 7. (In Russian).
4. Gosudarstvennaya programma Primorskogo kraya "Razvitie turizma v Primorskom krae" na 2013—2014gody [State Program of Primorsky Krai "Development of tourism in Primorsky Krai" for 2013-2014]. Available at: http:// www.pandia.ru/text/78/183/49599.php. (In Russian).
5. Agafonova V.A., Baukova N.G., Karpova M.I., Krivoborod L.N., Filonova E.A. Industriya gostepriimstva v Primorskom krae. 2013: statisticheskii sbornik [The hospitality industry in Primorsky Krai. 2013: statistical collection]. Moscow: Primorskstat, 2014. 40 p. (In Russian).
6. Lebedinskaya Yu.C. Organizatsionnye mekhanizmy ispol'zovaniya vozmozhnostei sotsial'noi sfery dlya razvitiya turisticheskogo klastera Primor'ya [Institutional mechanisms for the use of the social sphere for the development of the tourism cluster in Primorsky Krai]. Ekonomicheskie nauki [Economic sciences], 2014, no. 113, pp. 41-46. (In Russian).
7. Lebedinskaya Yu.S. O politike Primorskogo kraya v sfere razvitiya turistskogo klastera [About the policy of Primorsky Krai in the sphere of development of the tourism cluster]. Vestnik Tikhookeanskogogosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Herald of Pacific State University of Economics], 2013, no. 3 (67), pp. 43-47. (In Russian).
8. Lebedinskaya Yu.S. Organizatsionnaya model' ispol'zovaniya sotsial'noi sfery dlya razvitiya turisticheskogo klastera Primor'ya [Organizational model for the use of the social sphere for the development of the tourism cluster]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Achievements of modern natural science], 2014, no. 5-2, pp. 141-144. (In Russian).
9. Mil'shina Yu.V. Mekhanizmy upravleniyaproektamigosudarstvenno-chastnogopartnerstva v usloviyakhfinansovo-ekonomicheskoi nestabil'nosti avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Mechanisms for managing public-private partnership projects in terms of financial and economic instability: Ph.D. in Economics dissertation abstract]. Moscow: VShE, 2013. (In Russian).
10. PasportPrimorskogo kraya [Passport of Primorsky Krai]. Available at: http://www.vladivostok.mid.ru/primorye. html. (In Russian).
11. Petruk G.V. Razvitie ponyatiinogo apparata znanievogo klastera [Development of knowledge cluster definitions]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management], 2016, no. 1 (24), pp. 62-70. (In Russian).
12. Turisticheskie resursy kraya DVGIDVO RAN [Tourism resources of the krai, Far East Geological Institute, Far-Eastern Branch of RAS]. Available at: http://www.fegi.ru/PRIMORYE/GEOGR/travel.ht. (In Russian).
13. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2014 goda №473-FZ "O territoriyakh operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiiskoi Federatsii" [Federal law dated December 29, 2014 No. 473-FZ "About the territories of advancing socio-economic development in the Russian Federation"]. Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 2014, no. 6571 (299), December 31. (In Russian).
14. Shashlo N.V. Formirovanie i otsenka effektivnosti sistemy korporativnogo upravleniya v aktsionernykh obshchestvakh Primorskogo kraya RF [Forming and assessment of the corporate management system effectiveness in the stock companies of Russian Federation Primorsky Kray]. Vektor nauki Tol'yattinskogo
gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management], 2016, no. 1 (24), pp. 77-83. (In Russian).
15. Shashlo N.V., Krylova I.A., Shingareva A.A. Vneshneekonomicheskaya politika Rossii v usloviyakh formirovaniya mnogopolyarnogo mira [Foreign economic policy of Russia in the conditions of formation of the multipolar world]. Strategii ustoichivogo razvitiya natsional'noi i mirovoi ekonomiki: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. Chelyabinsk, 10noyabrya 2015g.): v 2 ch. — Ch. 2 [Sustainable development strategies for the national and world economy: proceedings of the international scientific-practical conference (Chelyabinsk, November 10, 2015): in two parts. Part 2]. Ufa: AETERNA, 2015. Pp. 221-226. (In Russian).
16. Shchur V.V. Turizm. Perspektivy razvitiya na Yuge Primor'ya [Tourism. Prospects for development in the South of Primorsk Krai]. Materialy VMezhraionnoi konferentsii [Proceedings of the 5th interregional conference]. Available at: http://www.38samuraev.ru/index.php/turizm-v-primorskom-krae/73-perspektivy-razvitija-turizma-v-primorskom-krae.html. (In Russian).
17. Petruk G.V., Shestak O.I. and Vlasenko A.A. Contemporary State and Strategic Directions of Developing the Information Environment of the North-Eastern Regions in Russia (With the Kamchatka Region as an Example). Journal of Internet Banking and Commerce, 2015, no. S1, p. 004. (In Russian).
18. Porter M.E. On competition. Boston: Harvard Business School Press, 1998. 485 p.
19. Terenteva T.V., Shumik E.G. Problems of Enterprise System Development in the Primorye Territory. Middle-East Journal of Scientific Research, 2013, vol. 13, no. SPLISSUE, pp. 83-90.
Information about the Authors
Yuliya Vasil'evna Baldina — Senior Lecturer at the Department for Management and Economics, Vladivostok State University ofEconomics and Service (41, Gogol Street, Vladivostok, 690014, Primorsky Krai, Russian Federation, [email protected])
Galina Vladimirovna Petruk — Ph.D. in Education, Associate Professor, Director at the Department for Research, Vladivostok State University of Economics and Service (41, Gogol Street, Vladivostok, 690014, Primorsky Krai, Russian Federation, [email protected])
Yuliya Sergeevna Lebedinskaya — Ph.D. in Economics, Senior Lecturer at the Department for Management and Economics, Vladivostok State University of Economics and Service (41, Gogol Street, Vladivostok, 690014, Primorsky Krai, Russian Federation, [email protected])
Статья поступила 11.07.2016.