Научная статья на тему 'Туристский кластер в экономике Приморского края: проблемы реализации стратегии развития и перспектива для региона'

Туристский кластер в экономике Приморского края: проблемы реализации стратегии развития и перспектива для региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / SERVICES / ТУРИЗМ / TOURISM / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / REGIONAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриванов Р.И., Шматова Д.Д.

Предмет. Туристский кластер Приморского края. Его особенности, современное состояние и потенциал развития. Цели. Изучить структуру туристского кластера, выделить общероссийские тенденции развития сферы туризма, особенности ее инфраструктуры с учетом региональной специфики; рассмотреть конкурентные преимущества региона, его потенциал и возможности. Методы. В процессе исследования состояние туристского кластера оценивалось по экономическим и статистическим показателям. Рассматривались экономико-географические, инфраструктурные и культурные особенности региона. Проведен анализ публикаций в СМИ по данной тематике за последние годы. Результаты. Проведено исследование эффективности функционирования туристского кластера как на уровне страны, так и на уровне Приморского края. Выявлены проблемы в исследуемой области, предложены возможные способы их решения. Определены сфера интересов зарубежных компаний в туристском секторе края и возможность ее расширения в свете перспектив развития региональной экономики. Выводы. Необходимо создание механизмов оперативного взаимодействия органов власти, коммерческих структур и научно-экспертного сообщества, способствующих объективной оценке ситуации в динамике, привлечению российских и зарубежных инвесторов и внедрению современных технологий с тем, чтобы Приморье заняло достойное место на международном рынке туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриванов Р.И., Шматова Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist cluster in the economy of the Primorsky Krai: Problems of development strategy implementation and the region outlook

Subject This article discusses the particularities, state-of-the-art and development potential of the tourist cluster of the Primorsky Krai and Vladivostok. Objectives The article aims to identify the national trends in the development of the tourism industry and its infrastructure taking into account various regional features, consider the region's competitive advantages, and discuss the current challenges and ways of solution. Methods For the study, we used economic and statistical data from the open media sources over recent several years. Results The article shows the effectiveness of the tourist cluster functioning both at the country and the Primorsky Krai levels. It identifies certain problems in this field and offers possible ways to solve them. Relevance The conclusions and recommendations proposed can help and contribute to government and business activity planning in the field of tourism development.

Текст научной работы на тему «Туристский кластер в экономике Приморского края: проблемы реализации стратегии развития и перспектива для региона»

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Рекреация и туризм

ТУРИСТСКИИ КЛАСТЕР В ЭКОНОМИКЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ РЕГИОНА

Роман Игоревич ГРИБАНОВ3', Дарья Дмитриевна ШМАТОВАь

а кандидат политических наук, доцент кафедры экономики,

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

Владивосток, Российская Федерация,

grivanov@inbox.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 8410-1091

ь студент-бакалавр, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

Владивосток, Российская Федерация,

dasha180@mail.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: отсутствует

' Ответственный автор

История статьи:

Получена 30.11.2017 Получена в доработанном виде 11.12.2017 Одобрена 11.01.2018 Доступна онлайн 15.03.2018

УДК 332.14 + 339.97 F63, R58

Ключевые слова:

сфера услуг, туризм, экономическое и социальное развитие, региональная инфраструктура

Аннотация

Предмет. Туристский кластер Приморского края. Его особенности, современное состояние и потенциал развития.

Цели. Изучить структуру туристского кластера, выделить общероссийские тенденции развития сферы туризма, особенности ее инфраструктуры с учетом региональной специфики; рассмотреть конкурентные преимущества региона, его потенциал и возможности.

Методы. В процессе исследования состояние туристского кластера оценивалось по экономическим и статистическим показателям. Рассматривались экономико-географические, инфраструктурные и культурные особенности региона. Проведен анализ публикаций в СМИ по данной тематике за последние годы. Результаты. Проведено исследование эффективности функционирования туристского кластера как на уровне страны, так и на уровне Приморского края. Выявлены проблемы в исследуемой области, предложены возможные способы их решения. Определены сфера интересов зарубежных компаний в туристском секторе края и возможность ее расширения в свете перспектив развития региональной экономики.

Выводы. Необходимо создание механизмов оперативного взаимодействия органов власти, коммерческих структур и научно-экспертного сообщества, способствующих объективной оценке ситуации в динамике, привлечению российских и зарубежных инвесторов и внедрению современных технологий с тем, чтобы Приморье заняло достойное место на международном рынке туризма.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Гриванов Р.И., Шматова Д.Д. Туристский кластер в экономике Приморского края: проблемы реализации стратегии развития и перспектива для региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. -Т. 16, № 3. - С. 579 - 592. https://doi.Org/10.24891/re.16.3.579

Туристической индустрии России в настоящее время уделяется большое внимание как со стороны властей, так и со стороны инвесторов. Въездной турпоток растет с каждым годом во многом из-за падения курса рубля, вследствие которого цены на

российском рынке туристских услуг стали достаточно привлекательными для

зарубежных гостей. Но несомненно, что развитие данного сегмента рынка отстает от общемировых тенденций, и требуется его изучение для формирования концепций

развития и создания инструментария, способного повысить уровень

конкурентоспособности и обеспечить устойчивый рост.

Говоря о публикациях по данной тематике, нельзя не отметить работу К.Б. Костина «Методология развития инструментария маркетинга и оценки эффективности предпринимательства в сфере туризма»1. Из публикаций, где рассматриваются проблемы туристского кластера в ДВФО, можно выделить работу В.К. Заусаева «Мультипликативный характер воздействия туризма на экономику Дальневосточного региона»2 и доклад Н.А. Хальзовой «Туризм как инструментарий территориального маркетинга»3, а из относящихся к Приморскому краю - статью

Г.А. Гомилевской «Морской туризм как составляющая туристского бренда «Восточное кольцо России» [1].

Тем не менее, нам представляется недостаточным тот уровень внимания к данному сегменту на Дальнем Востоке России и в особенности к туристскому кластеру Приморского края и города Владивостока. В нашей работе предпринята попытка проанализировать и систематизировать особенности среды туристского кластера в Приморье и выделить основные проблемы на сегодняшний день.

Значимость исследования обусловлена растущим вниманием жителей стран СевероВосточной Азии (СВА) к Приморскому краю как туристскому направлению. В пределах 2-4 часов полета от Владивостока проживают более 500 млн чел., и уровень благосостояния

1 Костин К.Б. Методология развития инструментария маркетинга и оценки эффективности предпринимательства в сфере туризма. СПб, 2016. 337 с.

2 Заусаев В.К., Марков Д.Н. Мультипликативный характер воздействия туризма на экономику Дальневосточного региона // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 1.

С. 88-95.

3Хальзова Н.А., Гуменюк Т.А., Потапенко Б.И. Туризм как инструментарий территориального маркетинга. В кн.: Интеллектуальная собственность в инновационном развитии региона: материалы региональной научно-практической конференции. Хабаровск, 2016. С. 207-212.

населения в СВА за последние десятилетия значительно возрос, как и популярность выездного туризма

Потенциал развития в данном направлении весьма велик, и такие проекты, как игорная зона «Приморье», достаточно успешно развиваются, однако в сфере туризма на уровне страны имеется и ряд проблем, связанных с недостатком средств размещения, отвечающих международным стандартам. Слабо развита транспортная инфраструктура, число квалифицированных специалистов невелико, маркетинговая составляющая также требует усиления.

Одной из инфраструктурных основ въездного туризма на данный момент становятся вебсайты по бронированию гостиниц, отелей и хостелов онлайн. Однако в России подобная система представлена, в основном, иностранными сайтами, используемыми только в крупных городах с популярными туристскими маршрутами. В остальных городах подобные системы бронирования могут отсутствовать [2].

Существенно препятствует развитию внутреннего туризма дороговизна авиа- и железнодорожных перевозок, а также отсутствие важных условий для путешествий автотранспортом. Отметим такие проблемы, как низкое качество дорог, недостаточное количество придорожных кафе, стоянок, гостиниц, информационных указателей, низкий уровень сервиса и высокие цены за услуги, предоставляемые автотуристам. Как следствие, Дальний Восток практически отсечен от других территорий России в плане внутреннего туризма.

Согласно Решению Коллегии Ростуризма по проблемам въездного туризма от 06.12.2015 № 2, объем инвестиций в транспортную инфраструктуру на 2018-2020 гг. увеличится в связи с тем, что государство выделит больше денежных средств на строительство и ремонт дорог. Для этого государство привлекает иностранные инвестиции для вложения в специализированную современную технику. Россия, в свою очередь, может предоставлять специальные льготы и гарантии иностранным

компаниям, чтобы такое сотрудничество приносило обоюдную выгоду, и в будущем для России строительство новых качественных дорог станет приоритетным направлением.

Решению данных проблем может способствовать привлечение отечественных и иностранных инвесторов, а также сотрудничество с крупными зарубежными компаниями, накопившими успешный опыт в области туризма, отдыха и развлечений. В качестве примера можно привести американскую компанию Six Flags, являющуюся одним из самых крупных в мире операторов парков развлечений: в 2015 г. ее выручка составила 1 025 млн долл. США и 141,9 млн долл. США операционной прибыли, в то время как годовой оборот рынка данной отрасли в России не превысил и 120 млн долл. США4.

Создание развлекательных объектов, связанных с раскрытием уникальных особенностей исторических событий в городах России, является еще одним способом привлечения туристов. Несомненно, для воплощения предложенных вариантов развития российской развлекательной инфраструктуры необходимы инвестиции со стороны иностранных партнеров, а со стороны государства должна оказываться

дополнительная финансовая поддержка из бюджета. Также важно отметить, что туризм в целом становится межрегиональным, что требует консолидации усилий нескольких регионов. В России уже существует целый ряд туристических колец и межрегиональных трансграничных маршрутов: «Золотое кольцо России», «Саянское кольцо», «Золотой путь России», «Великий чайный путь», «Путь из варяг в греки», «Восточное кольцо России».5

Несмотря на отсутствие в российском законодательстве четкой дефиниции для экономического понятия «кластер»6, очевидно, что для создания действующей экономической

4Анисимова Н.В., Ралык Д.В. Проблемы развития российского туризма и способы их решения // Nauka-rastudent.ru: Электронный научно-практический журнал. 2016. № 9. URL: http://nauka-rastudent.ru/33/3625/

5 Солдатенко Д.Г. Трансграничные территории в туризме:

теория и практика // Наука и туризм: стратегии

взаимодействия. 2012. № 4. С. 60-65.

системы требуется координация усилий властей федерального и местного уровней при плотном контакте с частным бизнесом как в регионе, принимающем туристов, так и в стране выезда [3].

Одним из стратегически приоритетных направлений социально-экономического

развития Дальнего Востока России является туристско-рекреационная сфера в Приморском крае. В 2016 г. оборот услуг в сфере туризма составил 16,5 млрд руб. (2,2% от общего ВРП региона). ВРП региона составил около 745 млрд руб. В 2017 г. край рассчитывает увеличить долю туризма в ВРП до 2,3%. На 1 сентября 2017 г. турпоток в Приморский край составил 2,7 млн чел., из которых 517 тыс. - иностранные туристы, что на 15% больше показателя девяти месяцев 2016 г. [4].

За девять месяцев 2017 г. из Китая в Приморский край прибыло более 350 тыс. туристов, что на 5% больше, чем в январе -сентябре 2016 г. Наиболее яркую динамику показывает турпоток из Японии - 15,4 тыс. туристов, то есть прирост 124% по сравнению с 2016 г. По итогам третьего квартала 2017 г. из Южной Кореи прибыло свыше 74 тыс. туристов, прирост составил 80% от показателей 2016 г.

С 1 августа 2017 г. вступил в силу федеральный закон, благодаря которому въехать на территорию России иностранные граждане теперь могут по упрощенному визовому режиму. На настоящее время морской пункт пропуска Владивосток и аэропорт Кневичи в Приморье - единственные пропускные точки, через которые в Россию можно попасть по новому режиму. На середину октября по электронным визам в Приморье въехало более 2 тыс. гостей. Всего одобрено 3,5 тыс. электронных виз для иностранцев. В список 18 стран, граждане которых могут воспользоваться данной услугой, входят и такие удаленные государства, как Мексика, Саудовская Аравия, Индия. Но в основном электронные визы

6 Сафонов О.П. Приморский край в 2017 году посетили 2,7 млн туристов.

URL: http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/43588/

пользуются спросом у жителей Китая и Японии7.

Данная тенденция может быть оценена исключительно позитивно. Увеличение числа иностранных туристов прямым образом оказывает положительное влияние на экономику региона, способствуя развитию сфер торговли и досуга, вносящих весомый вклад в пополнение регионального и федерального бюджетов. Один из ярких примеров - потребление алкогольной продукции, представляющей высший ценовой сегмент и востребованной в основном иностранными туристами. Алкоголь является акцизным товаром и обеспечивает государственный бюджет России

дополнительными доходами: доля

алкогольной продукции в доходах федерального бюджета составляет около 2%, а в сумме акцизных сборов - 10-12% [5].

Однако, несмотря на столь стремительное развитие, сфера туризма в Приморье характеризуется наличием ряда проблем. Среди них можно выделить следующие:

- низкий уровень развития социальной инфраструктуры;

- отсутствие надежной, оперативной информационной базы туристских ресурсов, объектов, услуг, отработанных форм и методов туристкой статистики, системы сбора маркетинговой информации, что препятствует полноценному продвижению регионального туристского продукта;

- ограниченный круг масштабных мероприятий регионального и международного уровней;

- неудовлетворительное качество автомобильных дорог;

- недостаток специалистов различных уровней, как работающих непосредственно на объектах размещения и показа, так и ведущих работу в туристических фирмах;

7 Шестаков К.В. Рост турпотока в Приморье связывают с событийным туризмом.

URL: http://vlad.mk.ru/artides/2017/11/02/rost-turpotoka-v-primore-svyazyvayut-s-sobytiynym-turizmom.html

- высокий уровень цен на авиаперевозки и средства размещения туристов, что снижает конкурентоспособность регионального туристского продукта на международных туристских рынках стран АТР8.

Представленные данные в определенной степени характеризуют положение въездного туризма в Приморском крае. Низкий уровень развития инфраструктуры, обусловленный высоким уровнем капиталоемкости и зачастую длительным сроком окупаемости в силу сезонного характера предоставляемых услуг -это проблема, характерная для России в целом, что затрудняет ее решение на региональном уровне. Очевидно, что без государственной поддержки развитие туристской инфраструктуры и приведение ее в соответствие с мировыми стандартами невозможно [6].

Для решения проблемы развития информационных ресурсов в сфере туризма необходимо планирование и осуществление следующих задач:

- укрепление взаимодействия органов власти, туристических компаний, образовательных центров, общественных объединений, учреждений культуры и религиозных организаций с целью консолидации усилий в решении актуальных проблем развития экскурсионной деятельности в Приморском крае;

- создание единой базы данных туристических ресурсов РФ и Приморского края, а также организация работ по ее ведению и регулярному обновлению;

- осуществление подготовки кадров и повышение квалификации работников контактных профессий: гидов-переводчиков, экскурсоводов, инструкторов-проводников;

- внедрение и развитие единой системы туристской навигации на улицах, внутри зданий и сооружений, являющихся объектами туристско-экскурсионного

8 Перспективы и проблемы развития рынка туристских услуг Приморского края. URL:

http://studbooks.net/1569786/turizm/problemy_razvitiya_turizma primorskogo_kraya

показа, на транспортных узлах и автомобильных дорогах;

- содействие реализации Программы развития информационных технологий в национальном туризме9.

Решение данных задач позволит Приморскому краю существенно повысить свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом туристских рынках. Именно грамотная организация взаимодействия всех заинтересованных в развитии отрасли сторон позволит говорить об эффективной кластерной структуре в регионе10.

Скорейшему созданию современной туристской инфраструктуры края будет способствовать федеральное финансирование туристско-рекреационных кластеров Приморского края (автокластера «Изумрудное кольцо» и туристско-рекреационных кластеров «Приморское кольцо» и «Пидан») в размере 750 млн руб. [7]. Предположительно, при выходе на проектную мощность кластеры смогут привлекать 2 млн туристов в год и обеспечивать их средствами размещения. В 2016 г. в Приморском крае действовало более 1 100 средств размещения на 75 тыс. мест, к 2020 г. планируется увеличение их количества до 77 тыс11.

Единственный сетевой отель во Владивостоке

- это четырехзвездочный «Azimut отель Владивосток». В 2016 г. его заполняемость выросла на 3 процентных пункта - до 50%, к концу 2017 г. ожидается рост показателя до 68% - этому способствуют создание СПВ, введение упрощенной системы получения визы для интуристов и появление новых линий перевозок в направлении Владивостока из городов Кореи и Китая. В 2016 г. россияне составили 37% клиентуры

9 Развитие туризма обсудили во Владивостоке.

URL: http://deita.ru/news/5062849-razvitie-turizma-obsudili-vo-vladivostoke

10 Косолапов А.Б. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Приморском крае // Гуманитарные научные исследования: электронный научно-практический журнал. 2012. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2012/12/2063

11 Администрация Приморского края: Три туристских

кластера Приморья впервые включили в ФЦП.

URL: http://primorsky.ru/news/89972/

«Azimut отель Владивостока» против 56% туристов из Кореи, Китая и Японии.

В Приморском крае нет ни одного отеля глобального гостиничного бренда.

Пятизвездочные отели «Хаятт Бурный» и «Хаятт Золотой Рог», которые должны были быть сданы к саммиту АТЭС в 2012 г., до сих пор не достроены. Российский аукционный дом в 2017 г. дважды переносил торги по продаже отеля «Хаятт Бурный» (строительство завершено на 80%) из-за отсутствия заявок12.

Стоит отметить, что единственным пятизвездочным отелем во Владивостоке является отель «Hyundai». Однако в настоящее время Hyundai Heavy Industries собирается продать 100% акций торговой корпорации «Лотте». Хванг Каг Гю, президент компании Lotte Group, отмечает увеличение турпотока из Кореи во Владивосток и оценивает развитие турбизнеса в Приморье как очень перспективное. С приобретением отеля компания планирует далее осуществлять привлечение японских и корейских туристов на Дальний Восток13.

Благодаря своему географическому положению и включенности в систему океанских круизов Владивосток может развиваться как город-хаб, прибыв в который иностранные туристы будут продолжать свое путешествие по Российскому Дальнему Востоку, Транссибирской магистрали и в другие регионы. Развитие бренда «Владивосток - морские ворота России» при партнерстве региональной администрации и частного бизнеса, несомненно, увеличит привлекательность города в глазах иностранных туристов, но это принципиально возможно только при достаточном уровне сервисного обслуживания. В частности, требуется ввод в эксплуатацию уже имеющихся отелей уровня «5 звезд» и

12 Туристы поехали в Приморье. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/09/05/732445-turisti-poehali-v-primore

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Хванг Каг Гю: развитие турбизнеса в Приморье - сейчас очень перспективное направление.

URL: http://primamedia.ru/news/637007/

строительство новых гостиниц по международным стандартам [8].

Немаловажным фактором, привлекающим туристов, является проведение крупных мероприятий, обеспечивающих, по словам экспертов, прирост туристического потока на 30%. В 2018 г. в Приморском крае запланировано более 300 событий, так или иначе связанных с туризмом. Краевой Туристско-информационный центр разработал календарь интересных для туристов событий на будущий год. На этот календарь могут ориентироваться местные туроператоры при подготовке пакетных предложений для гостей Приморья14.

Существуют проблемы, отмеченные непосредственно гостями города и края: неудовлетворительное качество дорог, недостаточное внимание к сохранности старинных зданий, отсутствие ограждений, перил и прочих средств безопасности на туристических объектах, низкий уровень транспортного обслуживания, в частности, раннее время окончания работы дневных маршрутов общественного транспорта15.

Кроме этого, отрицательно на туристический образ столицы Приморского края влияют проблемы с организацией уличного движения и парковки автомобильного транспорта, особенно в центре города. Большая часть автомобильного транспорта, включая автобусный парк (как общественный транспорт, так и значительная доля туристических автобусов), серьезно устарела16, загрязнение воздуха выхлопными газами и небезопасность уличного движения также ухудшают имидж города в глазах туристов из развитых стран.

14 Шестаков К.В. Рост турпотока в Приморье связывают с событийным туризмом. URL:

http://vlad.mk.ru/artides/2017/11/02/rost-turpotoka-v-primore-svyazyvayut-s-sobytiynym-turizmom.html

15 О плюсах и минусах Владивостока устами иностранных туристов. URL: http://vestiprim.ru/news/ptmews/47695-o-plyusah-i-minusah-vladivostoka-iz-ust-inostrannyh-turistov.html

16 Гриванов И.Ю., Гриванова О.В. Автомобилизация

в Приморском крае и ее воздействие на окружающую среду // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. 2016. № 1. С. 82-86.

Китайский сегмент туристического рынка в России с 2013 г. вырос почти в 14 раз (в рублевом эквиваленте). Россия рассматривается как одна из наиболее популярных стран для посещения [1]. Эксперты туристического бизнеса

Приморского края считают необходимым адаптацию сервиса к гостям из Азии, что предполагает перевод вывесок и указателей, увеличение числа занятых в сфере услуг сотрудников со знанием иностранных языков, расширение гостиничного фонда и разработку новых туристических маршрутов. Данные изменения позволят туристическому бизнесу Владивостока остаться конкурентоспособным в сложившихся экономических условиях [9].

Одно из решений данного вопроса - это программа «China Friendly», направленная на адаптацию средств туристического сервиса к требованиям туристов из Китая и создание комфортной среды пребывания для китайских туристов. Программа была введена в действие по инициативе туристической ассоциации «Мир без границ» в 2014 г. На данный момент в состав участников входят 29 средств размещения в 10 регионах. Во Владивостоке к системе «China Friendly» подключены два отеля - «Экватор» и «Azimut».

Отель «Экватор» предоставляет туристам из КНР информацию об экскурсиях на китайском языке и использует национальную платежную систему КНР China Union Pay. Более того, в отеле работает персонал, владеющий китайским и английским языками. Веб-сайт отеля, переведенный на китайский, содержит также навигационные указатели, а сервис отеля предлагает телевизионные каналы на

" 17

китайском языке17.

Говоря об обозначениях и знаках, стоит подчеркнуть, что немаловажными являются опознавательные вывески на иностранных языках рядом с аптеками, медпунктами, магазинами, продуктовыми супермаркетами. Переведенные вывески косметических и ювелирных магазинов, над обычными столовыми и респектабельными ресторанами -

17 Турбизнесу Приморья пора заговорить по-китайски. URL: http://primamedia.ru/news/486884

коммерческая инициатива18. Практика, когда инициатива частного бизнеса далеко опережает оперативность действий государственных структур, является во многом закономерной в сфере торгово-экономических отношений России и КНР [10].

По мнению Кадзуёси Шимада, руководителя отдела планирования японской круизной компании, одним из самых важных аспектов, который должен быть присущ каждому современному городу, является обеспечение инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями, чем Владивосток, к сожалению, в настоящее время не располагает. А средний возраст туристов, пользующихся услугами данной круизной компании, составляет 62 года, и многие из них прибывают в Приморье в специальных креслах. Еще один аспект, на котором акцентирует свое внимание г-н Шимада, - это отсутствие достаточного количества парковочных мест в центре города, в том числе для экскурсионных автобусов19.

Значимой частью туристской инфраструктуры являются бесплатные общественные уборные, расположенные во Владивостоке. Всего муниципальных уборных в городе насчитывается пять: две - в подземных переходах в центре города и еще три в скверах: Адмиральском, Муравьева-Амурского и Почетных горожан. Стоит отметить, что такого рода уборные не оборудованы для людей с ограниченными возможностями, а в скверах доступны только в теплое время года20. В принципе, одной из ключевых проблем в туристском секторе Дальнего Востока России является несоответствие уровня развития туристской инфраструктуры современным мировым стандартам [11].

Как показывают исследования, в туристическом бизнесе возрастает значение

18 Владивосток для иностранцев. URL: http://deita.ru/news/5048110-inostrantsev-nelzya-puskat-v-nekotorye-mesta-vladivostoka

19 Владивосток интересен, но неудобен туристам. URL: http://primpress.ru/article/1271

20 Путеводитель по бесплатным городским уборным.

URL: http://primamedia.ru/news/504364/

технологий, связанных с использованием туристами мобильных устройств [12]. В последнее время удобным средством при составлении туристического маршрута стали характерные мобильные приложения, эффективно используемые во всем мире, в том числе и в России. Среди таких приложений, разработанных для путешествий по Владивостоку и Приморскому краю, можно отметить мобильное приложение

«TOPTRIPTIP», подробно рассказывающее о местах, достойных внимания туриста. На странице размещено много полезной информации, представленной в удобном формате: от краткой исторической справки до указания пути к ближайшим

достопримечательностям.

Мобильное приложение «Izi.travel», по мнению создателей, выступает как своеобразный личный гид. Приложение может использоваться в смартфоне. Кроме карты с достопримечательностями, возможно загрузить программу «Аудиогид» с полезной информацией, доступной на русском и английском языках.

Приложение «Весь Владивосток» - это мобильный справочник товаров и услуг для города с постоянно обновляющейся базой данных организаций и предприятий. Данное приложение позволяет со страницы интересующего предприятия сделать вызов по указанному в ней телефону, просмотреть фотографии, размещенные в галерее, перейти на сайт компании и увидеть расположение организации на карте21. Практика показывает, что эффективность подобных технологий весьма высока [13].

Все большую популярность за рубежом приобретают электронные справочники для туристов, бесплатные и доступные не только в туристических офисах, но и на улицах современных городов. В 2015 г. данные устройства ( так называемые «City Touch») появились и во Владивостоке.

21 Мобильные приложения. URL: http://tour.primorsky.ru/glavnaya/putevoditel/mobilnyie_prilojeniy a

585

Как отмечается в пресс-релизе администрации Приморского края, электронные справочники City Touch созданы с целью помочь жителям и гостям Приморья оперативно получать интересующую информацию: узнать собственное местоположение с помощью функции геолокации, проверить наличие свободных мест в кафе или вызвать такси. Подобных автоматов насчитывалось не менее девяти: они размещались в здании морского вокзала, в торговых центрах «Черемушки», «Центральный», «Малый ГУМ», «Луговая» и «Спортивная», а также в кинотеатрах «Океан», «Уссури» и «Иллюзион». Планировалось также сделать справочники доступными на автовокзалах Приморского края и в аэропорту «Кневичи».

Интерфейс интерактивных справочников был выполнен на русском и китайском языках; в планах - перевод на английский. Однако результаты работы City Touch не удовлетворили ожиданий из-за ряда проблем, среди которых - отсутствие подключения к сети Интернет и неполадки с электронным дисплеем. Данные электронные справочники, при условии отладки их работы и надлежащего функционирования, могли бы стать надежными помощниками для туристов и гостей города22.

Неотъемлемой частью современного города являются знаки туристической навигации. По данным Туристско-информационного центра (ТИЦ) Приморья, в крае планируется установить более 90 знаков туристической навигации в 11 муниципалитетах. Данная работа ведется в рамках реализации государственной программы «Развитие туризма в Приморском крае на 2013-2020 годы».

В первой половине 2017 г. во Владивостоке появилось 11 новых знаков, расположенных в районе Центральной площади, отеля «Хендэ» и поворота на Золотой мост со стороны улицы Суханова. Первые 12 информационных указателей были установлены в центральной части Владивостока еще в 2016 г. Их можно

22 Электронные справочники City Touch для туристов установили во Владивостоке. URL: http://www.newsvl.ru/vlad/2015/08/14/138056/

увидеть вблизи железнодорожного и морского вокзалов, на Алеутской и Светланской, на Корабельной и Спортивной набережных Владивостока, на сопке «Орлиное гнездо», на острове Русский и возле объектов Владивостокской крепости - Ворошиловской батареи и музея «Владивостокская крепость».

ТИЦ Приморского края отмечает, что в ближайшее время во Владивостоке установят еще около 20 знаков с целью помочь гостям города выбрать верный маршрут в направлении музея «Владивостокская крепость», Спортивной набережной, Театра молодежи, Приморской филармонии, фуникулера и Пушкинского театра. Помимо этого, русско-английские указатели появятся и в других популярных у туристов районах Приморья. Не менее 5 знаков будут информировать гостей региона о расположении достопримечательностей в Хасанском районе, еще 5 - в Пограничном23.

Незаменимыми для туристов в 2017 г. продолжают оставаться специальные карты и путеводители. ТИЦ Приморья создал интерактивные материалы, ярким примером которых является путеводитель «Паспорт Приморья», содержащий краткую

информацию о Приморье и Владивостоке -местные достопримечательности, развлечения, кухня, карта и интересные факты.

Удобным маркером для распознания информации являются хештеги, OR-коды и обозначенные на картах selfie-зоны, что особенно интересно туристам из Южной Кореи и Японии. Стоит отметить креативные формы путеводителей, выполненных в виде квестов, а также буклеты, позволяющие туристам исследовать «Восточное кольцо России», используя актуальную и достоверную информацию.

За 3 года ТИЦ Приморья реализовал более 400 тыс. экземпляров информационной полиграфии - карт, буклетов, путеводителей, а также на базе портала ввел в

действие систему «Аудиогид», с помощью

23 ТИЦ Приморского края: Еще шесть знаков туристской навигации появились в Приморье. URL: http://primorsky.ru/news/132199/? type=special

которой можно самостоятельно посетить известные достопримечательности

Владивостока и узнать самую важную информацию об истории города. К сожалению, система «Аудиогид» доступна только на русском языке. Также для туристов разработано 6 аудиотуров по музеям Владивостока. В дальнейшем планируется выпуск полиграфической продукции со шрифтом Брайля, чтобы улучшить для слабовидящих людей возможность ознакомиться с информацией о Приморском крае24. Несомненно, что расширение спектра высокотехнологичных услуг позволит говорить о туристском кластере в регионе как о примере экономики инноваций и развития

[14].

Подводя итоги, следует отметить, что конкурентоспособными направлениями

въездного туризма в рассматриваемом регионе могут стать познавательное, рекреационное, восстанавливающее, сельскохозяйственное, научное и развлекательное. Основные туристские объекты и объекты инфраструктуры кластера, связанные с данными видами туризма, принадлежат государственной сфере. Ядро кластера составляют частные компании, в основном относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства25, однако слаженность работы структур, призванных сделать Владивосток привлекательнее, и

сформулированный план действий самих структур, к сожалению, отсутствуют. Несомненно, уровень кластеризации экономики и организованность работы кластеров требуют пристального внимания и экспертной оценки [15].

Тем не менее, показатели туристско-рекреационной сферы Приморского края имеют позитивную тенденцию. Это подтверждает растущие с каждым годом турпоток и объем данного сектора в ВРП. Следовательно, внимание к данной сфере со стороны органов власти, предпринимателей и научно-экспертного сообщества не должно снижаться.

Для дальнейшего эффективного развития туристского кластера в Приморском крае как важной составляющей региональной экономики представляется существенным создание механизмов оперативного взаимодействия органов власти, коммерческих структур и научно-экспертного сообщества. Это необходимо для объективной оценки ситуации в динамике, создания благоприятной среды для деятельности всех вовлеченных в данную отрасль компаний, привлечения российских и зарубежных инвесторов и внедрения современных технологий, которые в комплексе помогут занять Приморью достойное место на международном рынке туризма.

24 Как Приморье становится привлекательнее для гостей. URL: http://vlad.mk.ru/artides/2017/08/23/kak-primore-stanovitsya-privlekatelnee-dlya-gostey.html

25 Лебединская Ю.С. О политике Приморского края в сфере развития туристского кластера // Вестник ТГЭУ. 2013. № 3. С.43-46.

Список литературы

1. Гомилевская Г.А., Петрова Г.А. Морской туризм как составляющая туристского бренда «Восточное кольцо России» // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. № 3. С. 71-85.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n^morskoy-turizm-kak-sostavlyayuschaya-turistskogo-brenda-vostochnoe-koltso-rossii

2. Астахова Е.В., Абасова Ю.Н. Влияние электронной коммерции на развитие международного делового сотрудничества предприятий Приморского края // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1. С. 17-21. URL: http://napravo.ru/zhurnal-ani-ekonomika-i-upravlenie-journal-asr-economics-and-management/

3. Осипов В.А. Ключевые факторы развития и современная структура предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3. Ч. 1. С. 541-544.

4. Ворожбит О.Ю., Титова Н.Ю., Полещук Т.А., Зиглина В.Е. Проблемные аспекты определения термина «кластер» в законодательстве Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4. С. 96-99.

URL: http://napravo.ru/zhurnal-ani-ekonomika-i-upravlenie-journal-asr-economics-and-management/

5. Красова Е.В. Потребление на российском алкогольном рынке: ключевые тенденции и совершенствование регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 7. С. 110-118.

6. Левченко Т.А., Тунгусова Е.В. Кластерные структуры: основные характеристики

и генерируемый эффект // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 144-148. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41410

7. Латкин А.П., Веркеенко В.В., Белоглазова В.А. Туристско-рекреационный кластер «Приморское кольцо» - приоритетный проект развития Приморского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. № 1. С. 9-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnyy-klaster-primorskoe-koltso-prioritetnyy-proekt-razvitiya-primorskogo-kraya

8. Гомилевская Г.А., Дмитриенко Ю.В. Формирование туристской идентичности

г. Владивостока в контексте бренда: «Владивосток - морские ворота России» // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 1. С. 142-153. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXformirovanie-turistskoy-identichnosti-g-vladivostoka-v-kontekste-brenda-vladivostok-morskie-vorota-rossii

9. Кулакова Л.И., Латкин А.П. Методические подходы к оценке результативности взаимодействия властных и предпринимательских структур в использовании туристского потенциала региона // Фундаментальные исследования. 2016. № 12. Ч. 3. С. 656-661. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41149

10. Даниловских Т.Е. и др. Этапы развития и формы приграничной торговли между Китаем

и Россией // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 3. С. 16-22.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n7etapy-razvitiya-i-formy-prigranichnoy-torgovli-mezhdu-kitaem-i-rossiey

11. Латкин А.П. Иностранный туризм как перспективный вектор развития рынка туристских услуг регионов Дальнего Востока // Территория новых возможностей. Вестник

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 3. С. 7-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n^.nostrannyy-turizm-kak-perspektivnyy-vektor-razvitiya-rynka-turistskih-uslug-regionov-dalnego-vostoka

12.Ходова С.С., Носова Ю.А., Дмуха Д.В. Маркетинговая стратегия агротуризма: эффективные коммуникации в сети Интернет // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6. С. 150-153. URL: https://applied-research.ru/pdf/2017/6-1/11642.pdf

13. Яроцкий А.Е., Осипов В.А. Методические подходы к определению конкурентоспособности электронных СМИ // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5. С. 325-328.

14. Кузубов А.А., Шашло Н.В. Теоретические аспекты формирования рынка высокотехнологических услуг как ключевого фактора инновационного развития мирового хозяйства // Экономика: теория и практика. 2017. № 1. С. 26-30.

URL: http://econ.kubsu.ru/images/1_2017.pdf

15. Пак Е.В., Титова Н.Ю. Кластеры Приморского края как перспективные точки роста экономики региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. № 1. С. 161-163. URL: http://napravo.ru/zhurnal-ani-ekonomika-i-upravlenie-journal-asr-economics-and-management/

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 Recreation and Tourism

elSSN 2311-8733

TOURIST CLUSTER IN THE ECONOMY OF THE PRIMORSKY KRAI: PROBLEMS OF DEVELOPMENT STRATEGY IMPLEMENTATION AND THE REGION OUTLOOK

Roman I. GRIVANOV3', Dar'ya D. SHMATOVAb

a Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russian Federation

grivanov@inbox.ru

ORCID: not available

b Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russian Federation

dasha180@mail.ru

ORCID: not available

• Corresponding author

Article history:

Received 30 November 2017 Received in revised form 11 December 2017 Accepted 11 January 2018 Available online 15 March 2018

JEL classification: F63, R58

Keywords: services, tourism, economic and social development, regional infrastructure

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Subject This article discusses the particularities, state-of-the-art and development potential of the tourist cluster of the Primorsky Krai and Vladivostok.

Objectives The article aims to identify the national trends in the development of the tourism industry and its infrastructure taking into account various regional features, consider the region's competitive advantages, and discuss the current challenges and ways of solution.

Methods For the study, we used economic and statistical data from the open media sources over recent several years.

Results The article shows the effectiveness of the tourist cluster functioning both at the country and the Primorsky Krai levels. It identifies certain problems in this field and offers possible ways to solve them.

Relevance The conclusions and recommendations proposed can help and contribute to government and business activity planning in the field of tourism development.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Grivanov R.I., Shmatova D.D. Tourist Cluster in the Economy of the Primorsky Krai: Problems of Development Strategy Implementation and the Region Outlook. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 3, pp. 579-592. https://doi.org/10.24891/re.16.3.579

References

1. Gomilevskaya G.A., Petrova G.A. [Marine tourism as a tourist brand providing the eastern ring of Russia]. Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, no. 3, pp. 71-85.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/morskoy-turizm-kak-sostavlyayuschaya-turistskogo-brenda-vostochnoe-koltso-rossii (In Russ.)

2. Gomilevskaya G.A., Petrova G.A. [Marine tourism as a tourist brand providing the eastern ring of Russia]. Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, no. 3, pp. 71-85.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/morskoy-turizm-kak-sostavlyayuschaya-turistskogo-brenda-vostochnoe-koltso-rossii (In Russ.)

3. Astakhova E.V., Abasova Yu.N. [Influence of e-commerce on the development of international business cooperation of the Primorsky Krai enterprises]. Azimut nauchnykh issledovanii:

ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management, 2017, no. 1, pp. 17-21. URL: http://napravo.ru/zhurnal-ani-ekonomika-i-upravlenie-journal-asr-economics-and-management/ (In Russ.)

4. Osipov V.A. [Key development factors and modern business structure in Russia]. Ekonomika i predprinimatelstvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2017, vol. 3, iss. 1, pp. 541-544. (In Russ.)

5. Vorozhbit O.Yu. et al. [Problematic aspects of the definition of the term "cluster" in the legislation of the Russian Federation]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management, 2017, no. 4, pp. 96-99. URL: http://napravo.ru/zhurnal-ani-ekonomika-i-upravlenie-journal-asr-economics-and-management/ (In Russ.)

6. Krasova E.V. [Consumption in the Russian alcohol market: key trends and improvement of regulation]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2017, no. 7, pp. 110-118. (In Russ.)

7. Levchenko T.A., Tungusova E.V. [Cluster structures: main features and generated effect]. Fundamentalnye issledovaniya = Fundamental Research, 2017, no. 3, pp. 144-148. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41410 (In Russ.)

8. Latkin A.P., Verkeenko V.V., Beloglazova V.A. [Tourist-recreational cluster 'Primorsky ring' -a priority project for the development of the seaside region]. Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, no. 1, pp. 9-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXturistsko-rekreatsionnyy-klaster-primorskoe-koltso-prioritetnyy-proekt-razvitiya-primorskogo-kraya (In Russ.)

9. Kulakova L.I., Latkin A.P. [Methodical approaches to estimation of efficiency of interaction of power and entrepreneurial structures in use of tourist potential of region]. Fundamental nye issledovaniya = Fundamental Research, 2016, no. 12, iss. 3, pp. 656-661.

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41149 (In Russ.)

10. Danilovskikh T.E. et al. [Stages of development and forms of border trade between China and Russia]. Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2016, no. 3, pp. 16-22.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n7etapy-razvitiya-i-formy-prigranichnoy-torgovli-mezhdu-kitaem-i-rossiey (In Russ.)

11. Latkin A.P. [Foreign tourism as a promising vector of development of the market of tourist services of the Far East regions]. Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2016, no. 3, pp. 7-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-turizm-kak-perspektivnyy-vektor-razvitiya-rynka-turistskih-uslug-regionov-dalnego-vostoka (In Russ.)

12. Khodova S.S., Nosova Yu.A., Dmukha D.V. [Marketing strategy of Agrotourism: Effective communication in the Internet]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2017, no. 6, iss. 1, pp. 150-153. URL: https://applied-research.ru/pdf/2017/6-1/11642.pdf (In Russ.)

13. Yarotskii A.E., Osipov V.A. [Methodical approaches to the definition of competitiveness of electronic media]. Ekonomika i predprinimatelstvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2016, no. 5, pp. 325-328. (In Russ.)

14. Kuzubov A.A., Shashlo N.V. [Theoretical aspects of formation of the market of high-tech services as the key factor of development of the world economy]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2017, no. 1, pp. 26-30.

URL: http://econ.kubsu.ru/images/1_2017.pdf (In Russ.)

15. Pak E.V., Titova N.Yu. [Regions of Primorsky Krai as perspective points of economic growth of the region]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management, 2017, no. 1, pp. 161-163. URL: http://napravo.ru/zhurnal-ani-ekonomika-i-upravlenie-journal-asr-economics-and-management/ (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.