Научная статья на тему 'О подходе к созданию системы непрерывного профессионального образования Республики Узбекистан'

О подходе к созданию системы непрерывного профессионального образования Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадыров Бахром Гафурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подходе к созданию системы непрерывного профессионального образования Республики Узбекистан»

ких, социальных и экономических тенденций своевременно выявлять и разрешать возникающие противоречия между рынками труда и образовательных услуг.

Процесс формирования регионального заказа на подготовку рабочих кадров будет эффективным, если в основу его формирования будут положены реальные потребности рынка труда и осуществлен их прогноз, определен перечень профессий, востребованных рынком труда, создана нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие социальных партнеров в вопросах формирования регионального заказа.

О ПОДХОДЕ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Б. Г. Кадыров

Как известно, Республика Узбекистан живет более 12 лет в условиях независимости. Этот срок перед историей небольшой, но в содержательном плане для узбекского народа, его духовного, экономического и политического развития, образно говоря, равняется нескольким десятилетиям. В Узбекистане во всех отраслях хозяйствования идут масштабные преобразования, и они на сегодняшний день уже дают свои результаты, особенно в области образования.

Формируя основные принципы продвижения страны к демократическому, правовому обществу с открытой рыночной экономикой, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов определил в качестве одного из приоритетных направлений государства - развитие системы непрерывного образования. И. А. Каримов подчеркивает: «Основной целью всех наших реформ в области экономики и политики является человек. Именно поэтому дело образования, дело воспитания нового поколе-

128

ния, способного осуществить идею национального возрождения, будет оставаться делом государства, одной из самых приоритетных его задач».

Исходя из этой грандиозной задачи, по инициативе Президента в Республике Узбекистан приняты новые документы по реформе образования. Так, в 1997 г. на IX сессии Олий Мажлиса (Верховного Совета) заложен фундамент реформирования образовательной системы - принят новый «Закон об образовании» и утверждена «Национальная программа по подготовке кадров», которые реализуются в жизнь и контролируются кабинетом министров и лично Президентом Республики Узбекистан.

К истории образования в Центральной Азии, в частности Узбекистана:

В печати и литературе, изданной в советский период, бытует мнение о том, что в истории среднеазиатских республик не была сформирована система образования, преобладала сплошная безграмотность, не существовали школы и т. п. Несомненно, что такая трактовка вопроса искажает действительность. Встает вопрос: если не существовала образовательная система в данном регионе, как появились такие великие ученые, как Ион Сино, Ал-Фараби, М. Кошгари, Ал-Хоразми, Абу Райхон Бе-руни, Абу Мансур Мотуруди, Улугбек и др.? Значит, советская наука, печать, ее коммунистическая идеология отрицали систему, которая воспитала таких великих ученых, признанных прогрессивной интеллигенцией всего мира. Эта школа до начала XX в. давала свои плоды, перечисление ее заслуг и достижений не является предметом настоящей работы, но тем не менее среднеазиатская система образования была очень близка к существующей в мировой практике. В IX-XIX веках на нынешней территории Узбекистана функционировала система образования, включающая следующие ступени: начальное образование, общее образование, высшее образование.

Начальное образование получали в школах, которые назывались «начальная школа». Туда принимали детей в возрасте 4-5 лет. В группе насчитывалось 10-20 учеников. Для препо-

129

давания в этих школах приглашались специально (психологически и педагогически) подготовленные специалисты, отвечающие требованиям педагога, способные преподавать, духовно воспитанные, знающие законы обучения и воспитания.

К учителю предъявлялись требования следующего характера: (а) при обучении обязательно обращать внимание на способность и степень понимания ученика; (б) не обеспечив полного освоения изучаемого материала, не переходить к следующей теме; (в) подбадривать ученика при изучении определенной проблемы; (г) проводить учет знаний ученика; (д) уметь связывать теорию с прак такой изучаемого материала; (е) знать поэтику, этику; (ж) воспитывать в ученике любовь к книге, ценить ее; (з) формировать этику обращения ученика к своему учителю, и.т. д.

Общее образование осуществлялось в медресах, где наряду с религиозными знаниями преподавались и светские дисциплины, такие как математика, химия, биология, право, история и др. Выпускники этих учреждений общего образования имели право работать в качестве учителя начальной школы, сотрудника козихона (юстиции), имама мечети. Особо отличившиеся выпускники рекомендовались на получение высшего образования.

Высшее образование давалось в высших учреждениях «Мадрасаи олия» («высшее медресе»). В высших образовательных учреждениях преобладало совершенствование знаний по исламу, а также готовились такие специалисты, как инженеры, астрономы, математики, физики, медики, теологи, историки, филологи и т. д. Они имели право работать во всех отраслях народного хозяйства по полученным специальностям.

Существовало и послевузовское образование, но оно официально не регистрировалось, так как являлось традиционным и передавалось из поколения в поколение.

Сроки обучения нигде не регламентировались, так как, независимо от ступени образования, лица, не выполнившие программные требования, не оканчивали образовательное учреж-

130

дение и продолжали обучение или исключались из школы. Такая же система действовала при получении общего и высшего образования.

В дореволюционный период в Туркестанском крае существовало три вида образования. Первое - традиционное мусульманско-светское, второе - русско-туземное, и третье - джадидс-кое образование.

Мусульманско-светское образование велось, как обычно, в начальных школах и медресах. Эти учебные заведения были обеспечены достаточной учебной литературой местных авторов, отпечатанной метографией (тош босма) арабской графикой. В каждом городе имелись типографии и осуществлялась книжная торговля.

Русско-туземное образование велось в специальных школах. Основной задачей этих школ была подготовка переводчиков, но одновременно изучались такие дисциплины, как арифметика, география, природоведение. Следовательно, ученикам из числа местного населения преподавалась грамота и основы ислама.

Школа нового типа. Джадидская школа. Основателем джа-дидской школы являлся Махмудходже Бехбуди (1874- 1919). Он основал 8-летнюю школу, т. е. школу I и II ступени. Каждая ступень состояла из 4 лет обучения. В первой ступени обучения преобладало преподавание основ ислама, а во второй - светское образование.

В годы становления советской власти в Узбекистане (1918 год) функционировала и трудовая школа. Целью ее обучения являлась ориентация детей на профессиональный труд, т. е. на столярное дело, сельскохозяйственные работы, а также на культурно-просветительскую деятельность. В 1900-1917 годы открылись медицинские техникумы, профессиональные училища для женщин по кройке и шитью. В 1918 году в Туркестане функционировали народные университеты кружкового типа. В 1928 году открылся Восточный институт, а в 1920 году был основан Среднеазиатский государственный университет. В годы тота-

131

янтарного режима система образования была идентичной системе всех бывших республик Союза.

Реформы образовательной системы Республики Узбекистан

После провозглашения независимого Узбекистана в 1992 г. был принят первый Закон «Об образовании», но этот документ не был реализован в жизнь полностью, так как имел определенные недостатки, к числу7 которых можно отнести недостаточный учет специфических особенностей узбекского народа и национальной структуры Республики Узбекистан. Он не полностью соотносился с трудовым законодательством, т. е. в нем было объявлено обязательное общее 9-летнее среднее образование, а набор в 10-й класс должен был осуществляться на конкурсной основе. В результате, основная масса юношей и девушек была вынуждена прервать обучение, из них только мизерная часть попадала в десятый класс. Не попавшие в десятый класс 15-16 летние подростки не могли трудоустроиться.

Анализируя создавшееся положение, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов смело взял на себя ответственность за реформирование образовательной системы. Самое главное: он объявил образование приоритетным направлением. Так, в 1997 г. в своем докладе о выполнении полугодового народнохозяйственного плана он остановился на создавшемся положении в области образовательной системы Республики Узбекистан и однозначно предложил реформировать образовательную систему, а также создать «Национальную программу по подготовке кадров». Была организована комиссия по созданию этой программы, и Президент лично контролировал ее работу. Надо признать, что комиссия работала очень продуктивно, но тем не менее эту работу И. А. Каримов одобрил не полностью и сам стал ее дорабатывать, обогащая теорию и практику развития образования в Узбекистане. В результате первичные материалы комиссии утратили свою значимость, и появилась оригинальная «Национальная программа по подготовке кадров», которая в истории мировой практики образования отмечалась как новшество конца XX в.

132

Президентский вариант «Национальной программы по подготовке кадров» предусматривал принятие нового закона «Об образовании». Так, теоретические основы реформирования образования были заложены в двух документах: «Законе об образовании» и «Национальной программе по подготовке кадров», которые были приняты на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан 29 августа 1997 г.

И. А. Каримов на сессии, посвященной принятию нового «Закона об образовании» и «Национальной программы по подготовке кадров», выступил с теоретическим докладом под названием: «Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана». В этом докладе он остановился на следующих вопросах.

Во-первых, о национальном характере воспитания подрастающего поколения. Говоря о семейном воспитании, И. А. Каримов приводит слова известного писателя Абдулла Кадыри: «Никто не уходил из этого дома недовольным». Действительно, эти слова не возникли на пустом месте. У родителей перед ребенком есть свои обязанности и долг, и их исполнение зачтется на высшем суде. В чем заключаются эти обязанности и долг? В том, чтобы дать достойное имя, передать ребенка в руки хорошего учителя, дать образование, знание, профессию, женить, построить ему жилище. Надо полностью согласиться с И.

А. Каримовым, что узбекская семья в годы тоталитарного режима смогла отстоять свой исторически сформировавшийся облик и народ остался одной из образованнейших частей человечества.

Во-вторых, реформы в образовательной системе - это веление современности. По этому поводу И. А. Каримов говорит: «Не секрет, что каждое государство, каждая нация сильны не только своими подземными и надземными природными богатствами, военной мощью и производственным потенциалом, но в первую очередь - своей высокой культурой и духовностью. Действительно, только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять

133

национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе». Поэтому в нашей стране с первых шагов по пути независимости придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию нашей великой духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени.

В-третьих, следу ет отметить успехи Республики Узбекистан за годы независимости, в частности: введение новой графики на основе латинского алфавита; создание новых учебников и учебных пособий по видам образования; создание более 300 учебных заведений нового типа; обучение за рубежом около 800 учащихся; создание бизнес-школ и банковских колледжей; осуществление приема в вузы через тестирование; преобразование областных педагогических институтов в университеты; привлечение иностранных специалистов для работы в вузах Республики Узбекистан; осуществление переподготовки и повышения квалификации специачистов в развитых странах; организацию Академии общественного и государственного строительства, Банковской и финансовой академии; осуществление большой поддержки общественных фондов «Махалля», «Прогресс», «За здоровое поколение», «Ветеран», «Улугбек», «Надежна» в сфере образования.

Наряду с этими успехами, И. А. Каримов раскрывает существующие недостатки, которые тормозят рост образовательного комплекса и его выход на мировой уровень. Они следующие: (а) страна не полностью освободилась от идеологической засоренности; (б) не разрешена проблема организации системы непрерывного образования; (в) существующая система образования не отвечает требованиям современных развитых демократических государств; (г) плохая материальная база школ, особенно сельских; (д) повышение квалификации и переподготов-

134

ка учителей тоже не отвечают требованиям современности; (е) плохо осуществляется стимулирование труда учителя; (ж) с на-учно-мстодической точки зрения не были обоснованы и регламентированы сроки школьного и профессионального образования, в результате чего сроки школьного обучения несколько раз менялись; (з) к начальному образованию относились как к второстепенному. Действительно, в практике происходили факты недооценки начального образования. По этому поводу И. А. Каримов отмечает: «Из чего должно складываться современное начальное образование? Какими знаниями должен овладеть ребенок в 1-4-м классах? Каким должно быть их воспитание? Мы должны найти ответы на эти вопросы. Тогда как сама логика требует подбирать лля работы в начальных классах, там, где формируются мировоззрение, ум, интеллект ребенка, самых лучших, опытных преподавателей»; (и) не до конца разработан вопрос о количестве и характере дисциплин в общеобразовательных школах. «К примеру, - говорит президент, - число дисциплин, изучаемых в общеобразовательных школах, достигает 20. Однако, к сожалению, в учебных планах не отводится достаточного места наукам, обучающим основам нравственности и морали, дающим общественные, экономические, правовые знания. Существующие же дисциплины структурно сохраняются в прежнем виде. Это чинит препятствия на пути удовлетворения государственных и национальных потребностей»; (к) учебники не избавлены от старой идеологии; (л) нет методики по ускоренному изучению в стране иностранных языков, основанной на национальных особенностях. Важность и необходимость изучения иностранного и родного языков тоже не остались вне поля зрения президента. Он говорит: «В настоящее время у нас в стране придается большое значение изучению и преподаванию иностранных языков. И это, конечно, неспроста. Сегодня для нашей страны, стремящейся занять достойное место в мировом сообществе, трудно переоценить значение совершенного знания иностранных языков нашими людьми, ведь народ наш видит свое великое будущее в согласии,

135

сотрудничестве с иностранными партнерами. Однако необходимо постоянно помнить о том, что изучение иностранных языков не должно проводиться за счет забвения родного языка. Трудно и понять, и оправдать специалиста, тем более сидящего в кресле руководителя, не умеющего выразить свою мысль самостоятельно, выразительно, красиво и кратко на родном языке».

В-четвертых, раскрывается портрет учителя, которого президент хочет видеть в XXI веке, и определяется развитие у учеников навыков самостоятельного мышления.

В-пятых, конечно, упоминается и судьба выпускников 9-х классов. По данным статистики 1997 г., из 450 тысяч выпускников 9-х классов всего 55 процентов продолжили учебу в 10-х классах. Около 100 тысяч выпускников поступили в профессионально-технические или специальные учебные заведения. Более 100 тысяч детей остались на улице. Также из 20-25 тысяч выпускников 11 -х классов всего 10 процентов поступили в вузы. В общей сложности 90 процентов не овладели никакими специальностями, профессиями. Это, конечно, не могло оставить президента безразличным. Основным толчком к осуществлению реформирования среднего специального и профессионального образования явилось возникновение этой проблемы.

В-шестых, об особенностях развития высшей школы. Когда был подготовлен доклад И. А. Каримова, высшая школа Республики Узбекистан по многим статьям не отвечала требованиям современности. Не были разработаны государственные стандарты, в вузах существовала морально устаревшая учебная база, вузы не были оборудованы компьютерной техникой и т. д. По этому поводу президент сказал: «Становится очевидным, что полученная специальность и подготовленность выпускников наших учебных заведений во многом не отвечают современным требованиям, потребностям рыночной экономики. Мы не разработали государственные стандарты в области образования на основе международных норм и моделей, и в соответствии с этим не обеспечили учебные заведения современным оборудованием, не создали надлежащую материальную базу, и

136

это прежде всею потому, что учебные программы до сих пор остаются старыми, оказывают отрицательное влияние на качество подготавливаемых сегодня специалистов». Но, забегая вперед, можем утверждать, что эти проблемы на сегодняшний день преодолены. Современная высшая школа Республики Узбекистан благодаря поддержке Президента и Правительства достигла мирового уровня. Определен государственный заказ и контрактная форма подготовки специалистов, организована маркетинговая слу жба. Самое главное, созданы государственные стандарты, которые с успехом внедрены в жизнь. Изучается передовой мировой опыт подготовки педагогических кадров. Словом, все проблемы, поставленные И. А. Каримовым перед современным высшим образованием, в основном решены.

В-седьмых, о внешней связи высших образовательных учреждений. Президент хотел поднять наши вузы на уровень вузов развитых стран, организовать учебу наших студентов в зарубежных вузах, повышать уровень подготовленности профессорско-преподавательского состава в известных вузах мира: «Одной из важнейших задач является создание условий для повышения уровня знаний преподавателей. Если преподаватели, профессора, заведующие кафедрами не будут работать над собой, не будут ездить в зарубежные страны для изучения новшеств по своим специальностям, не будут обмениваться опытом с иностранными коллегами, то это, безусловно, окажет отрицательное влияние на учебный процесс и его эффективность»,

- говорит И. А. Каримов. Мечта Президента на данном этапе общественного развития полностью осуществлена. Созданы фонды поддержки получения образования за рубежом: «Умид» (Надежда), «Устоз» (Наставник). Более 3 тысяч студентов с их помощью смогли продолжить учебу в США, Англии и других развитых странах. Преобразована система повышения квалификации и переподготовки кадров.

В-восьмых, об этапах осуществления «Национальной программы по подготовке кадров». И в президентской речи на IX сессии Олий Мажлиса, и в «Национальной программе по под-

137

готовке кадров» определены 3 этапа реформирования: I этап -1997-2001 гг.; II этап - 2001-2005 гг.; III этап с 2005 года и в последующие годы.

Суммируя все сказанное, И. А. Каримов отметил: «Она («Национальная программа по подготовке кадров») призвана содействовать обеспечению правовых критериев, организационных, духовно-педагогических условий для сознательного выбора и освоения ими профессиональных и образовательных программ. Она станет базой для воспитания наших юношей и девушек личностями, глубоко осознающими свою ответственность перед обществом, государством, семьей».

Основные принципы формирования и осуществления деятельности системы подготовки кадров в обобщенном виде вбирают в себя следующие задачи:

- эффективное использование потенциала непрерывного образования, науки и производства для подготовки высококвалифицированных специалистов в учебных учреждениях разных видов и типов;

- применение государственных учебных стандартов и выработка механизма их деятельности;

- уточнение перспектив общегосударственных, региональных потребностей в специалистах, исходя из специализации и профессионального уровня;

- переподготовка преподавателей и воспитателей для реформирования системы образования;

- совершенствование деятельности по профессиональной ориентации государственных и общественных учреждений. При выборе профессии необходимо брать во внимание запросы рынка и возможности для того, чтобы каждый человек смог освоить подходящую для себя профессию;

- воспитание учащейся молодежи преданными Родине, высоконравственными и просвещенными, добросовестно относящимися к труду;

полное обеспечение государством учреждений просвещения, в первую очередь - общеобразовательных школ, повышен-

138

ных финансовых и материально-технических норм и совершенствование их механизма;

~ широкое использование материальных и финансовых возможностей потребителей системы подготовки кадров - предприятий, учреждений, фирм, акционерных обществ, банков и других организаций, в первую очередь - для укрепления материально-финансовой базы специальных профессионально-технических и высших учебных заведений;

- привлечение в систему подготовки кадров и систем образования иностранных инвестиций, средств международных донорских организаций и фондов;

- предоставление учреждениям просвещения, в первую очередь - высшим учебным заведениям, в рамках действующего законодательства самостоятельного права на определение учебных планов, программ и учебных инструкций, образовательных служб и применение методов самоуправления.

Естественно, при осуществлении таких сложных задач возрастает ответственность государства и общества, которые должны стать гарантами непрерывного развития и совершенствования системы подготовки кадров, координировать деятельность учреждений образования по подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.

Получение учащимися 12-летнего общего и среднего специального образования гарантируется государством. Кроме получения молодыми людьми знаний или обретения профессии, это обеспечивает их социальную защиту в условиях рыночной экономики.

Мы рассмотрели первую сторону вопроса при реализации Национальной программы.

Вторая, достаточно сложная, сторона состоит в том, что с учетом своеобразных географических, этнических особенностей каждого региона будет обеспечиваться обучение детей и приобретение ими профессии без отрыва от семьи. Наряду с этим, данные учебные заведения должны стать культурно-просветительскими центрами регионов.

139

Известно, что жители отдаленных кишлаков не хотят отпускать своих детей далеко от родных мест. Учитывая именно это обстоятельство, орг анизуются на местах современные трехлетние специальные профессионально-технические колледжи. В целях оптимального решения данного вопроса Министерство труда, Министерство макроэкономики и статистики, Министерство высшего и среднего специального образования совместно с представителями местной власти должны глубоко изучить демографическую обстановку в областях и районах, размещение школ, средних специальных учебных заведений, профессионально-технических колледжей, их материально-техническую базу, профессиональный уровень, возможности и другие показатели.

Третья, также сложная, сторона выполнения этой программы состоит в подготовке учителей, способных преподавать в специальных учебных заведениях. Очевидно, что учителя школ и училищ, при их нынешней подготовке, не готовы к этой работе. Поэтому необходимо создавать в педагогических институтах и университетах специальные факультеты по подготовке преподавателей для трехлетних учебных заведений. Вместе с тем возникает необходимость открытия в каждой области специальных центров по повышению квалификации и переподготовке школьных учителей, которые смогут работать в трехгодичных учебных заведениях.

В решении проблем по организации новых трехгодичных специальных учебных заведений важное значение приобретает поиск источников их финансового обеспечения. В этом отношении нужно более широко привлекать внешние инвестиции, другие источники, искать пути эффективного использования средств спонсоров, местного бюджета и других, внебюджетных, средств.

Четвертая, тоже непростая, сторона Программы заключается в организации учебного процесса, определении содержания образования, обеспечении его специальными программами, учебниками, учебными пособиями.

140

Президент заканчивает свое выступление такими словами: «Раз мы настоящий народ, настоящая нация, то давайте жить и настоящей жизнью, схожей с течением большой, бурной и стремительной реки. И оставим нашим потомкам свободную и благоустроенную Родину».

ПРИМЕР НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Н. М. Калашникова

Развитие внеинституционального образования содействует становлению непрерывного образовательного процесса -сказано в кратком словаре «Непрерывное образование» (СПб., 2003). Далее даётся разъяснение: подобная деятельность может осуществляться в таких организациях, как библиотеки, музеи, различные центры и т. п. И это действительно так. Свидетельством является образовательный проект «Мода и дизайн», который действует уже более пяти лет в Санкт-Петербурге.

Ежегодно, с 1998 г., в стенах Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна собираются специалисты различных направлений деятельности, объединенные общими интересами в области изучения теории и. практики дизайна костюма, занимающиеся осмыслением исторического прошлого и анализом современных тенденций моды. Особенностью этой, ставшей уже традиционной, научной конференции является теснейшее содружество учебных заведений высшей школы и крупнейших музеев Северной столицы России. Примечателен и тот факт, что из акции городского масштаба она очень скоро стала общероссийским и международным событием, на которое съезжаются молодые специалисты и маститые учёные (предыдущие конференции состоялись в 1998, 2000, 2001, 2002 гг.).

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.