ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
Усманов А.С.
д.э.н., проф.
Абдуллаева Ш.Р.
к.э.н.
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Провозглашенный курс на строительство гражданского общества, основанный на выдвинутой Президентом страны И. Каримовым Концепции построения гражданского общества и демократизации всех сторон общественной жизниг, невозможно реализовать без главной ее составляющей: обеспечения высококвалифицированными кадрами. Осуществляемые в Республике Узбекистан многоплановые реформы охватывают практически все аспекты общественной жизни, включая вопросы образования и подготовки квалифицированных кадров.
Сложившаяся система образования и подготовки кадров до провозглашения независимости в Узбекистане, уже не отвечала требованиям демократических и экономических преобразований, которые начали осуществляться в республике.
Еще в канун независимости руководством страны была подчеркнута необходимость кардинально новых подходов ко всей сфере народного образования. Еще в те трудные годы первых лет независимости руководство страны привлекало внимание общественности на самые насущные проблемы связанные с вопросами образования и подготовки кадров. «В тяжелейшем положении находятся отрасли социальной инфраструктуры: здравоохранение, народное образование, детские дошкольные учреждения. Достаточно сказать, что 60% школ и больниц - это приспособленные помеще-
1 Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. 12.11.2010. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
ния2». «Разве можно считать нормальным такое положение в республике, когда сегодня 1700 школ находятся в аварийном состоянии. Количество построенных школ еле-еле хватает только на прирост населения»3. «Мы занимаем одно из последних мест по изданию книг для детей и юношества»4.
Президент нашей страны Ислам Абдуга-ниевич Каримов с первых дней провозглашения независимости подчеркивал, что молодежь - это будущее страны, ее опора и надежда. От того, какой мы ее воспитаем, зависит успех достижения поставленных высоких целей. Именно поэтому в нашей стране придается такое огромное значение повышению социально-политической активности молодежи страны, усилению ее материальной и моральной поддержки.
Главой государства была предложена программа, кардинально реформирующая всю систему образования. В соответствии с Национальной программой по под-
2 И. Каримов «Узбекистан на пороге достижения независимости», Ташкент - Узбекистан - 2011, стр. 136
3 Там же, стр. 108.
4 Там же, стр. 188.
ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
готовке кадров образование в стране реализуется на принципе непрерывности: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование. Каждый человек имеет возможность получения знаний, совершенствования профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Программа создала комплексную образовательную систему, которая отвечала особенностям демографии и проводимым структурным преобразованиям в экономике, она охватывала необходимые меры по формированию свободно мыслящего человека, его нравственного, духовного и физического развития, способствовала укреплению уважение к личности, раскрытию творческого потенциала и способностей.
В основу программы было заложено прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни. Образование было провозглашено важным приоритетом в сфере общественного развития Республики Узбекистан.
Реализация программы была обеспечена всеми возможными источниками финансирования, прежде всего государственным бюджетом, а также путем привлечения долгосрочных льготных займов зарубежных и международных финансовых организаций. При этом уделяется внимание специфике социального развития страны. «Если принять во внимание демографические особенности республики - население растет у нас в три с лишним раза быстрее. Чем в среднем по стране, нам хотя бы для сохранения того, что мы имеем по объектам социально-бытового назначения, нужно в три с лишним раза больше капиталовложений»1.
На нужды образования в Узбекистане направляется около 8%-9% ВВП, что значительно превышает соответствующие расходы стран с сопоставимым уровнем развития2. В дополнение к бюджетному финан-
1 И. Каримов «Узбекистан на пороге достижения независимости», Ташкент - Узбекистан - 2011, стр. 309
2 Цели тысячелетия в преломлении кризиса. // «Экономическое обозрение» №7-8(141) 2011, стр. 39.
сированию развитие системы образования также стало важным приоритетным направлением сотрудничества с международными финансовыми институтами. В отличие от других стран, использующих кредиты международных организаций на поддержание финансовой стабильности государственных финансов, в нашей стране наряду с финансированием структурных реформ в экономике, одним из основных и долгосрочных приоритетов является финансирование проектов в сфере образования.
При этом внешние кредиты привлекаются в основном для импорта учебного и специализированного оборудования и выступают составной частью проектов в сфере образования. Основополагающий объем финансирования строительства и реконструкции учебных заведений осуществлялся за счет средств государственного бюджета.
Другой важной особенностью финансирования реализации проектов в сфере образования заключалось в создании мультипликативного эффекта на развитие отраслей промышленности по производству строительных материалов и строительной индустрии в целом, и в особенности в частном секторе. Можно сказать, что реализация проектов области образования имела не только глубокое социальное значение, но и стала своеобразным импульсом для поддержки малого бизнеса и частного сектора, моделью развития государственно-частного партнерства.
Среди международных финансовых институтов наиболее активное участие в финансировании проектов в области образования принимает Азиатский Банк Развития, который оказал содействие в реализации Национальной программы по подготовке кадров 1997 года, направленной на развитие профессиональных навыков, необходимых в условиях перехода к рыночной экономике, нацеленной на повышение конкурентоспособности страны на международном уровне.
Азиатский банк развития предоставляет кредиты странам-членам из двух фондов: из фонда для кредитования на коммерческих условиях на срок до 25 лет (примерно 2/3 всех кредитов) и специального фонда азиатского развития для кредитования
ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
по льготной ставке (1-3%) на срок до 40 лет (примерно 1/3 всех кредитов).
Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов. Другими инструментами АБР в оказании помощи своим странам-членам, помимо кредитов, являются техническое содействие, гарантии и покупка акций.
По данным отчета АБР объем кредитования проектов в Узбекистане составил 1,95 миллиард долларов. США1. Узбекистан входит в число 15 крупнейших акционеров среди региональных членов АБР и одним из активных заемщиков банка.
Общая сумма кредитов, направленных на реализацию проектов в сфере образования составила 290,5 миллион долларов. США или 15% от общего объема кредитов, из которых 72,5% поступили из обычных капитальных ресурсов и 27,5% из Азиатского Фонда развития, что по объему содействия сделало АБР ведущим партнером в решении задач развития в этом секторе.
Льготные кредиты Азиатского банка развития со сроком погашения 25 лет и льготным периодом 5 лет были привлечены в сектор образования. В том числе одним из первых проектов в области образования стал проект по обеспечению школьными учебниками на сумму 20 миллионов долларов США. По результатам реализации проекта были выпущены более 6 миллионов учебников и учебных пособий для преподавания с 1 по 9 классы. Чтобы поддержать новые подходы к образованию, школьные библиотеки стали развиваться как центры информационных ресурсов.
Проект по «Совершенствованию системы издания учебников и учебной литературы для общеобразовательных школ» имел дальнейшее продолжение и общим вкладом АБР в бюджет проекта стоимостью более 110 миллионов долларов США стали два займа в сумме 45 миллионов долларов. США.
Реализация проекта способствовала развитию современного издательского и печатного дела для обеспечения доступных и современных учебников для школьни-
1 Отчет АБР «О реализации стратегии сотрудничества с Республикой Узбекистан»
ков. Инновационная схема аренды учебников, внедренная по всей стране в сентябре 2002 года, обеспечила учебниками учащихся 2-9 классов из социально-уязвимых семей, всем первоклассникам учебники предоставляет государство.
К концу проекта было издано 15 миллионов учебников (в т.ч. 700 тысяч на семи языках), 2 миллиона учительских пособий и 49 тысяч наглядных пособий; школьные библиотеки по всей стране получили 560 тысяч экземпляров книг для дополнительного чтения (всего 28 названий).
Проект оказал существенное влияние на развитие услуг издательства и типографии, в особенности в частном секторе, способствовал проведению модернизации их деятельности и создал основу выпуска более качественной учебной литературы на многие годы вперед.
В 2000 году АБР принял решение о финансировании проекта оснащения 45 модельных специализированных колледжей, организации 14 региональных учебных центров, оказании содействия в разработке новых учебных стандартов, организации обучения преподавателей, оснащения учебной литературой. Общая сумма кредита составила 57 миллионов долларов США.
Согласно отчету АБР Узбекистан уже достиг Цели Развития Тысячелетия (ЦРТ) о всеобщем начальном образовании и продолжает процесс реформирования, двигаясь за пределы ЦРТ, чтобы сделать высококачественное образование доступным для всех детей школьного возраста.
Следующий проект в сфере образования в рамках займа АБР на сумму 30 миллионов долларов США предусматривал внедрение информационно-коммуникационных технологий в школьное образование отдаленных сельских районов, в рамках которого 540 тысяч учащихся стали прямыми бенефициарами общенациональной сети ведущих кластерных школ.
Также по проекту предусматривалось обучение специальным навыкам, необходимым для внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школьное образование 81 тысяч учителей, технического персонала и работников администрации, а также работников, ответственных за функционирование школьной
ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
сети из 8900 школ, прикрепленных к ведущим кластерным школам.
Проект имеет большое значение для 165 тысяч учащихся 5-9 классов в отдаленных сельских регионах, так как 70% ведущих кластерных школ расположены в сельской местности. Поскольку четверть сельских школ сделают свои ИКТ- ресурсы доступными для местного населения, свыше 1 миллиона сельских семей также получат выгоду от проекта, который позволит сократить «цифровой разрыв» между городом и селом.
Новым этапом сотрудничества с АБР в сфере образования стало подписание Программы развития сектора образования общей стоимостью 70 миллионов долларов. США.
Таким образом, Банк стремится оказать поддержку развитию нового уровня системы старшего среднего образования. Концептуально, реформы образования стремились развивать систему образования, которая могла:
(0 достигнуть полного паритета с международными образовательными стандартами,
(п) способствовать социальному единству и социальному равенству;
(ш) обеспечивать соответствующее сочетание академического и профессионального обучения молодежи.
Иностранные инвесторы, совместные предприятия, малый частный бизнес выдвинули на первый план дефицит соответственно обучаемого технического и организаторского штата. В первые годы реформ и рыночных преобразований страна нуж-
далась в рабочей силе с новым знанием и навыками, чтобы успешно эксплуатировать появляющиеся экономические возможности. Принципы и организация экономики задают однозначную конструкцию образовательной системы и методов управления ею, адекватных задачам, которые ставит перед системой устройства самой экономики. Образование предполагает подготовку к эффективной деятельности в прогнозируемых и выстраиваемых государством условиях. Вне подготовленного массового сознания и компетенций - развитие экономики нереально, о социальной стабильности не может и быть и речи.
В условиях короткоживущих знаний и технологий столь же короток век видов деятельности на всех уровнях и отраслях организации общественного производства услуг и товаров. Значит, способам деятельности нельзя обучить раз и навсегда. Другими словами принцип непрерывности образования в Узбекистане можно определить следующим образом: позиция «образование на всю жизнь» была заменена позицией «образование через всю жизнь».
В нашей стране создана уникальная система образования и, используя ее неограниченные возможности, у молодежи формируется стремление к приобретению знаний и просвещенности, изучению богатейшего опыта общечеловеческих достижений, осознанное понимание того, что интеллектуальный потенциал всесторонне развитого молодого поколения - это национальное богатство страны, основа ее дальнейшего развития.
Список литературы:
1. Закон Республики Узбекистан "Об образовании" №464-1 от 29 августа 1997 г.
2. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров» №463-1 от 29 августа 1997 г.;
3. И. Каримов «Узбекистан на пороге достижения независимости», Ташкент -Узбекистан - 2011;
4. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. 12.11.2010. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
5. Отчет АБР «О реализации стратегии сотрудничества с Республикой Узбекистан».
6. Цели тысячелетия в преломлении кризиса. // «Экономическое обозрение» №7-8(141) 2011