Научная статья на тему 'Институциональные основы системы государственного регулирования малого предпринимательства: опыт США и возможности для Узбекистана'

Институциональные основы системы государственного регулирования малого предпринимательства: опыт США и возможности для Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кичик бизнес / институционал шартлар / давлат кўмаги / ривожланиш институтлари / АҚШнинг кичик бизнес Маъмурияти / Бош инспекцияси / Адвокатураси / экспортга йўналган корхоналар / small business / institutional environment / development institutions / the U.S. Small Business Administration / General Inspection / Small Business Advocacy / export-oriented enterprises / government support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди К. И.

Ушбу мақолада АҚШдаги тадбиркорликда давлат бошқаруви тизимининг ўзига хос хусусиятлари таҳлил этилган ҳамда унинг институционал таркиби, замонавий институтлар ва кичик бизнесни рағбатлантириш давлат сиёсатини самарали амалга оширишнинг воситалари кўриб чиқилган. Экспортга йўналган кичик корхоналарни рағбатлантиришнинг бир қанча чора-тадбирлари ўрганиб чиқилди. АҚШ кичик бизнес Маъмурияти, Бош инспекцияси ва Адвокатурасининг стратегик мақсадлари ва ўрнига алоҳида эътибор қаратилган. АҚШ тажрибаси асосида Ўзбекистонда кичик бизнесни ривожлантиришни йўлга қўйиш борасида бир қанча тадбирлар таклиф этилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курпаяниди К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESS: THE EXPERIENCE OF U.S. AND OPPORTUNITIES FOR UZBEKISTAN

There is made attempt in the article to analysis of system business public regulation’s specifics of in the USA. There are considered institutional components, modern institutes and instruments of state policy effective realization on the basis of small business stimulation. The package of measures on stimulation of the small export-oriented enterprises is studied. The separate attention is paid to monitoring of activity of Administration of small business of the USA, a role and strategic objectives of General inspection and Legal profession of small business. On the basis of studied experience of the USA, actions for small business in Uzbekistan development acceleration are offered.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы системы государственного регулирования малого предпринимательства: опыт США и возможности для Узбекистана»

( 2 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / \

к. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА /

Курпаяниди К.И.

к.э.н, доцент Ферганского политехнического

института

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОПЫТ США И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА

КУРПАЯНИДИ К.И. КИЧИК ТАДБИРКОРЛИК ДАВЛАТ БОШЦАРУВИ ТИЗИМИНИНГ ИНСТИТУЦИОНАЛ АСОСЛАРИ: АЦШ ТАЖРИБАСИ ВА УЗБЕКИСТОН УЧУН ИМКОНИЯТЛАР

Ушбу мак,олада АКШдаги тадбиркорликда давлат бошк,аруви тизимининг узига хос хусу-сиятлари тах,лил этилган х,амда унинг институционал таркиби, замонавий институтлар ва ки-чик бизнесни раFбатлантириш давлат сиёсатини самарали амалга оширишнинг воситалари куриб чикилган. Экспортга йуналган кичик корхоналарни раFбатлантиришнинг бир канча чора-тадбирлари урганиб чикилди. АКШ кичик бизнес Маъмурияти, Бош инспекцияси ва Ад-вокатурасининг стратегик максадлари ва урнига алох,ида эътибор каратилган. АКШ тажри-баси асосида Узбекистонда кичик бизнесни ривожлантиришни йулга куйиш борасида бир канча тадбирлар таклиф этилган.

Таянч иборалар: кичик бизнес, институционал шартлар, давлат кумаги, ривожланиш ин-ститутлари, АКШнинг кичик бизнес Маъмурияти, Бош инспекцияси, Адвокатураси, экспорт-га йуналган корхоналар.

КУРПАЯНИДИ К.И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОПЫТ США И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА

В работе сделана попытка анализа специфики системы государственного регулирования предпринимательства в США, рассмотрены институциональная составляющая, современные институты и инструменты эффективной реализации государственной политики стимулирования малого бизнеса. Изучен комплекс мер по стимулированию малых экспортно-ориентированных предприятий. Отдельное внимание уделено мониторингу деятельности Администрации малого бизнеса США, роли и стратегическим целям Генеральной инспекции и Адвокатуры малого бизнеса. На основе опыта США предлагаются мероприятия по активизации развития малого бизнеса в Узбекистане.

Ключевые слова: малый бизнес, институциональные условия, государственная поддержка, институты развития, Администрация малого бизнеса США, Генеральная инспекция, Адвокатура малого бизнеса, экспортно-ориентированные предприятия.

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / 3 \

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА J

KURPAYANIDI K.I. INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESS: THE EXPERIENCE OF U.S. AND OPPORTUNITIES FOR UZBEKISTAN

There is made attempt in the article to analysis of system business public regulation's specifics of in the USA. There are considered institutional components, modern institutes and instruments of state policy effective realization on the basis of small business stimulation. The package of measures on stimulation of the small export-oriented enterprises is studied. The separate attention is paid to monitoring of activity of Administration of small business of the USA, a role and strategic objectives of General inspection and Legal profession of small business. On the basis of studied experience of the USA, actions for small business in Uzbekistan development acceleration are offered.

Keywords: small business, institutional environment, development institutions, the U.S. Small Business Administration, General Inspection, Small Business Advocacy, export-oriented enterprises, government support.

Модернизация национальной экономики Узбекистана невозможна без усиления роли и активизации малого предпринимательства, особенно производственного, инновационного и экспортно-ориентированного. Именно малые и частные предприятия, как наиболее адаптивный к измене -ниям внутренней и внешней среды сегмент предпринимательства, создают основу для устойчивого развития национальных экономик.

Реализация мер в рамках Государственных программ «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» и «Год благополучия и процветания» стимулировала создание в январе-сентябре 2013 года 21,2 тысячи новых субъектов малого бизнеса (без учета дехканских и фермерских хозяйств), увеличение объемов производства промышленной продукции субъектами малого бизнеса на 15,2 %. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса в течение отчетного периода создано в сфере торговли и общепита (29,1 % от общего количества), промышленности (28,7 %) и строительства (10,4 %)1.

Принятые меры обеспечили увеличение доли малого бизнеса в ВВП - до 51,2 % (51,0 % за 9 месяцев 2012 года), в промышленности -до 23,3 % (22,3%), в сфере занятости - до 75,6 % (75,1 %), в экспорте - до 19,1 % (13,5 %).2 В рамках реализации Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в течение 9 месяцев 2013 года создано

Юб итогах социально-экономического развития Республики Узбекистан за 9 месяцев 2013 года. 1лир:/^а. uz/ru/business/25842/.

2 Там же.

833,4 тысячи рабочих мест, в том числе более 488 тысяч новых рабочих мест - в сельских районах. Из общего количества рабочих мест за счет ввода новых предприятий, расширения и реконструкции действующих производственных мощностей создано 44,8 тысячи, за счет новых малых предприятий и микрофирм - 282,8 тысячи, развития индивидуального предпринимательства - 90,6 тысячи, восстановления деятельности малых бездействующих предприятий - 11,5 тысячи, развития всех форм надомного труда - 181,8 тысячи, на объектах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры - 57,3 тысячи, в фермерских и дехканских хозяйствах - 107,4 тысячи3.

Однако показатели уровня развития малого предпринимательства в Узбекистане в настоящее время значительно уступают аналогичным показателям в развитых странах.

В целях кардинального улучшения деловой среды, создания наиболее благоприятных условий для осуществления предприни-

3 Об итогах социально-экономического развития Республики Узбекистан за 9 месяцев 2013 года. 1лир:/^а. uz/ru/business/25842/.

f 4 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / \

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

мательской деятельности, сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрения общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата в Узбекистане - 18 июля 2012 года был издан Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству». Согласно принятому документу министерствами экономики и финансов, Центральным банком совместно с заинтересованными ведомствами и структурами в соответствии с принятой Всемирным банком и его подразделением -Международной финансовой корпорацией методикой формирования отчета «Ведение бизнеса» проведена большая работа по факторному анализу состояния деловой среды и введению оценочных критериев и показателей, определяющих страновой рейтинг. Поставлена стратегическая задача повышения рейтинга страны по критериям отчета «Ведение бизнеса»1.

В частности, доклад «Ведение бизнеса -2014» - одиннадцатый из серии ежегодных докладов, в которых исследуются нормы регулирования предпринимательской деятельности, как способствующие, так и препятствующие развитию бизнеса. В докладе представлены количественные показатели, характеризующие нормы регулирования предпринимательской деятельности и степень защищенности прав собственности по состоянию на 1 июня 2013 года. Эти показатели могут использоваться для сопоставления условий ведения бизнеса по 189 странам. В документе приводятся оценки норм регулирования, касающиеся 10 аспектов жизненного цикла предприятия, а именно: создание предприятия; получение разрешений на строитель-

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 г., № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2012. - № 29, ст. 328; - 2013. - № 36, ст. 477.

ство; подключение к системам электроснабжения; регистрация собственности; получение кредитов; защита прав инвесторов; налогообложение; ведение внешнеторговой деятельности; обеспечение исполнения контрактов; решение проблем неплатежеспособности предприятий2.

Приведенные показатели используются для анализа экономических результатов и позволяют судить о том, какие реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности оказались эффективными, в каких областях и странах, и почему. 114 стран мира провели 238 реформ системы регулирования, тем самым упростив условия для ведения предпринимательской деятельности, измеряемые докладом «Ведение бизнеса». Этот результат на 18% превышает количество реформ в прошлом году.

Китай, Индия и Узбекистан находятся среди 15 стран, которые со временем добились ощутимых результатов.

В рейтинге Узбекистан занимает 146 место. В течение исследуемого периода страна осуществила 6 крупных реформ системы регулирования, направленных на улучшение условий для предпринимательской деятельности по 4 направлениям, оцениваемым в исследовании «Ведение бизнеса». Согласно докладу, Узбекистан улучшил свои позиции в рейтинге по таким критериям как регистрация бизнеса (21 место, +66 позиций), получение разрешений на строительство (59 место, +1), регистрация собственности (136 место, +6), кредитование (130 место, +24) и международная торговля (189 место, без изменений). При этом ухудшение позиций зафиксировано в сферах подключения к системе электроснабжения (173 место, -4), налогообложения (168, -3) и защиты инвесторов (138, -1). Как отмечается в докладе, Узбекистан облегчил процедуру открытия бизнеса, отменив требование по минимальному оплаченному капиталу и исключив необходимость предоставления нотариально заверенной копии подписи для открытия банковского счета. По данным доклада, для регистрации предприятия в Узбекистане необ-

2 Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises.-Washington,2014.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 2

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / 5 \

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА J

ходимо совершить 4 процедуры, что меньше, чем в среднем в регионе Европы и Центральной Азии1 и странах Организации экономического сотрудничества и развития (5). Срок регистрации предприятия в Узбекистане составляет 8,5 дня (ЕЦА — 12,8, ОЭСР — 11,1)2.

Как видно из рейтинга стран по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности, 10 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса - это Сингапур; САР Гонконг КНР; Новая Зеландия; США; Дания; Малайзия; Республика Корея; Грузия; Норвегия; Великобритания; Австралия. Сингапур удерживает самый высокий рейтинг в мире восьмой год подряд.

Мы провели исследование эволюции системы государственного стимулирования МП в США, институциональных условий и инструментов повышения качества бизнес-среды и возможностей их адаптации к национальной экономике Узбекистана. Об эффективности сектора МСП в американской экономике говорят следующие цифры: доля малых предприятий в ВВП составляет 53 % (около 6 триллионов долларов), в общем количестве действующих предприятий - 97,6 %, в общей численности экономически активного населения - 50,6 %, экспортно-ориентированных - более 30 %, инновационно-активных 55-60 %3.

Администрация малого бизнеса США (United States Small Business Administration (USSBA) довольно широко классифицирует малый и средний бизнес, относя к данной категории любое предприятие, численность персонала которого не превышает 499 человек. На долю подобных предприятий приходится 99,6% от общего числа фирм США. Микропредприятия (численностью до 9 человек включительно) составляют 75,8%.

В данной работе мы сделали попытку изучения специфики системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса США,

1 FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. URL: обращения 11.11.2013).

2 Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises.-Washington,2014.

3 Appendices - FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report.

URL: http://www.sba.gov/about-sba-info/46741(дата обращения 11.11.2013 г.)

институтов и инструментов, позволивших добиться столь впечатляющих результатов.

В 1980-е гг. в развитии системы государственной поддержки малого бизнеса США произошли два ключевых события. В 1980 году начинается создание национальной сети Центров развития малого бизнеса (SBDC) для предоставления оперативной консультационной, информационной и организационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Приоритетными направлениями становятся развитие инновационного потенциала малого предпринимательства. Законодательно эти изменения в государственной стратегии стимулирования МСП были закреплены в Законе «О развитии малого инновационного предпринимательства» (1982 г.). На основании данного Закона разрабатываются программы государственной поддержки малых инновационных предприятий SBIR, STTR, FAST.

Новый этап эволюции системы господдержки МСП наступил в 1996 году, после принятия SBA новой стратегии развития малого бизнеса, ориентированной на дерегулирование этого сегмента предпринимательства, минимизацию административных барьеров. С 1996 года меры поддержки малого бизнеса становятся все более косвенными: наблюдается переход от безвозмездного предоставления финансовых ресурсов к возвратным формам, все больше средств бюджета SBA направляется на развитие инновационного и экспортного потенциалов малых предприятий. В этом же году принимается законодательный акт о справедливом регулировании малого бизнеса и создается Служба национального омбудсмена SBA4.

В 2004 году в рамках электронного правительства был открыт специальный портал в Интернете, через который малый бизнес получил возможность оперативно взаимодействовать с государственными органами и властными структурами в режиме on-line. SBA-Net обеспечивает бесплатное информационное обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

4 Office of National Ombudsman.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 2

( 6 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / \

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

поиск инвесторов для МСП1; информационная система о высоких технологиях и предприятиях, реализующих НИ-ОКР в сфере высоких технологий2;

система для развития экспортных возможностей МСП, поиска партнеров в международной торговле, предоставления консультаций и информации о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций3;

информация о возможностях взаимодействия малых, средних и крупных предприятий4;

проведение маркетинговых исследований для поиска и размещения государственных, региональных и частных заказов на поставки и закупки продукции (услуг) МСП5;

система для размещения информации о генеральных подрядчиках (федеральных, региональных и местных органах власти, крупных предприятиях, международных компаниях и др.), о субконтрактных возможностях для МСП6.

Как уже отмечалось, базовым институтом системы государственного стимулирования МСП в США является Администрация малого бизнеса7. Деятельность SBA направлена на реализацию стратегических целей развития малого и среднего предпринимательства в США:

координацию деятельности федеральных агентств по развитию МСП; улучшение бизнес-среды; упрощение взаимодействия предпринимателей и органов власти с использованием Интернета;

минимизацию административных барьеров;

поддержку развития малого предпринимательства в депрессивных регионах, с наименее защищенными социальными группами;

1 ACE-Net (Angel Capital Electronic Network).

2 TECH-Net.

3 Trade-Net.

4 Business LINC.

5 PRO-Net.

6 SUB-Net.

7 Small Business Administration - SBA.

повышение конкурентоспособности МСП на внутреннем и внешнем рынках через ресурсную поддержку;

восстановление малых предприятий после стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

поддержку создания и роста новых фирм; постоянный мониторинг, контроль и повышение эффективности программ SBA8.

В структуру SBA входят два независимых управления (Адвокатура малого бизнеса и Генеральная инспекция), 20 департаментов и отделов, 115 представительств, расположенных в каждом штате и крупных городах. Развитые финансовая, имущественная и информационная инфраструктуры позволяют эффективно реализовывать программы поддержки МСП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Персонал SBA - это более 3,5 тысячи штатных сотрудников, занятых в территориальных, функциональных и сервисных структурах агентства.

Особую роль в деятельности Администрации малого бизнеса США играют управления Адвокатуры МБ и Генеральной инспекции. Важнейшими стратегическими функциями Адвокатуры малого бизнеса США являются:

информирование Конгресса о ежегодных результатах деятельности SBA, о спорных правовых вопросах и влиянии государственной политики на развитие МСП;

контроль соответствия регулирующих актов SBA нормам федерального законодательства по упрощению процедур и дерегулированию предпринимательской деятельности;

проведение экономико-статистических исследований и анализ состояния сектора МСП, а также оценка его роли в экономике страны. Изучение возможностей финансовых рынков и институтов в удовлетворении кредитных потребностей МСП, а также разработка рекомендаций по совершенствованию финансовой поддержки МСП;

тесное взаимодействие с Белым домом, Конгрессом, федеральными агентствами, администрациями штатов, а также сотрудниче-

8 Appendices - FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. URL: http:// www.sba.gov/about-sba-info/46741(дата обращения 11.11.2013 г.).

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / 7

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА J

ство с различными институтами, исследовательскими центрами и общественными организациями МСП;

оценка регулирующего и административного влияния федеральных ведомств на деятельность МСП и представление проектов альтернативных предложений;

оказание правовой помощи, юридической защиты и консультирование предпринимателей на местах (в регионах, городах в сельской местности), а также выявление проблем, препятствующих развитию МСП;

разработка стратегических направлений государственной политики в сфере МСП, обеспечивающих улучшение предпринимательской среды и создающих условия для справедливой конкуренции, расширения доступа к финансовым ресурсам, по сокращению административных барьеров и способствующих развитию приоритетных для национальной экономики видов деятельности;

публикация официальных документов по регулированию деятельности МСП, статистических данных, периодических отчетов о деятельности SBA и т. д. Кроме того, Адвокатура МБ поддерживает собственный информационный сайт с множеством тематических страниц.

Другим независимым органом контроля и совершенствования деятельности SBA является Генеральная инспекция. Стратегическими функциями Генеральной инспекции SBA являются:

обеспечение экономного расходования бюджетных средств и содействие эффективному управлению функциями и программами SBA;

проведение аудиторских проверок, а также специальных расследований по реализации программ SBA;

обнаружение и предупреждение случаев мошенничества и злоупотреблений в SBA;

экспертиза существующего законодательства по МСП и регулирующих актов, а также новых законопроектов с целью выработки рекомендаций по их улучшению;

сотрудничество с федеральными, региональными и местными органами управления, с различными неправительственными организациями в рамках функций О^;

информирование Управляющего SBA и Конгресса США о проблемах в секторе МСП и деятельности SBA, рекомендации по преодолению выявленных проблем, о принимаемых мерах по их устранению, а также оценка улучшения работы SBA в результате принятых мер;

обеспечение соблюдения норм аудиторских проверок Главным контрольно- финансовым управлением США (the Comptroller General);

информирование обо всех нарушениях законодательства в сфере МСП Генерального прокурора США.

В соответствии c Законом «О свободе информации» (Freedom of Information Act), OIG ежемесячно, ежеквартально и ежегодно публикует доклады о результатах своей деятельности (количество и результаты финансовых и аудиторских проверок, результаты инспекторских проверок, материалы расследований, количество возбужденных судебных дел, принятые судебные и административные решения). На осуществление деятельности Генеральной инспекции Администрация малого бизнеса США ежегодно расходует около 16-17 миллионов долларов, в штате данной организационной структуры SBA около 100 сотрудников1.

Нельзя не отметить значительную роль частных и общественных организаций, координируемых SBA, в развитии малого предпринимательства. К таким организациям в первую очередь необходимо отнести Ассоциацию добровольных консультантов - бывших директоров предприятий. «Консультационные бюро директоров в отставке» (Service Corps of Retired Executives - SCORE) оказывают консультации и техническую помощь МСП, опираясь на опыт высококвалифицированных специалистов, вышедших на пенсию. В 2011 году более 12000 специалистов SCORE оказали консультационную поддержку 356837 малым предприятиям, при этом общий объем консультаций превысил 1,2 миллиона часов. Активно развивается online-консультирование: в 2011г. более 12000 online- консультантов SCORE предоставляли консалтинговые услуги по 600

1 FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. URL: обращения 11.11.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 2

' 8 ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ /

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

Таблица 1. Бюджет SBA в 2006-2011 гг. по стратегическим направлениям, миллионов долларов1

Статьи расходов 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Программы кредитования МБ 73,144 74,903 74,903 152 ,694

Помощь МСП, пострадавшим от стихийных бедствий 260,496 345,039 242,071 45, 372

Центры развития МБ (SBDC) 111,451 124,655 114,775 120, 916

Консультационные бюро директоров в отставке (SCORE) 10,586 10,507 11,496 69,86

Центры развития женского бизнеса (WBC) 22,744 23,853 24,505 28

Адвокатура МБ 9,133 10,123 11,165 12

Программы поддержки экспорта МБ 4,154 4,679 5,416 5,9

Программы развития субконтрактации 24,164 25,843 31,876 4 4,73

направлениям современного бизнеса. При этом особое внимание уделяется консультационной поддержке таких субъектов малого предпринимательства, как предприятия национальных меньшинств, женщин и ветеранов-предпринимателей, вновь созданные предприятия2.

Главной статьей расходов по стимулированию МСБ на протяжении многих лет остается ресурсная поддержка развития человеческого капитала через систему Центров развития малого бизнеса (SBDC). В каждом штате есть, по крайней мере, один Центр (всего их 63, филиалов - более 950). В 2011 году через эту систему консультации по развитию бизнеса получили около 600 тыс. предпринимателей3. Ниже представлена динамика расходов бюджета Администрации малого бизнеса за 20062011 гг. (табл.1).

Кроме SBA в США есть еще несколько организаций федерального уровня, занятых поддержкой малого предпринимательства. Например, помощь через механизм государственных закупок обеспечивается специальными бюро (OSDBU), которые организованы во всех министерствах. Бюро заняты привлечением малого бизнеса к реализации федеральных контрактов совместно с крупными предприятиями.

Appendices - FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. URL: http:// www.sba.gov/about-sba-info/46741(дата обращения 11.11.2013 г.)

2 Appendices - FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. URL: http:// www.sba.gov/about-sba-info/46741(дата обращения 11.11.2013 г.). Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий. М., 2008. URL: http://www.nisse.ru (дата обращения: 10.11.2013 г.).

3 Appendices - FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. URL: http:// www.sba.gov/about-sba-info/46741(дата обращения

11.11.2013 г.).

Следует отметить и специальные программы, которые разработаны отраслевыми министерствами для поддержки малых предприятий. Так Департамент сельского хозяйства США реализует Программу грантов для бизнеса, ориентированную на софинансирование проектов частных некоммерческих организаций и местных органов власти по развитию малого бизнеса в небольших городах (менее 50 тыс. чел. населения) и в сельской местности. Служба программ малого бизнеса в составе Департамента труда помимо осуществления государственных заказов малыми фирмами обеспечивает информационную поддержку предпринимателей в области трудового законодательства4.

Как показывает опыт Администрации малого бизнеса США, эффективным инструментом финансовой поддержки МСП является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ. Наиболее востребованной среди субъектов малого бизнеса является программа 7а «Гарантийные кредиты» (Loan Guaranty). В рамках этой программы SBA осуществляет финансовую поддержку МСП, предоставляя гарантии через свои партнерские кредитные институты. По этой программе SBA в основном предоставляет гарантии на суммы до 750 тыс. долларов. Уровень госгарантий дифференцируется в зависимости от объема предоставляемого кредита и составляет 80 % при кредите до 100 тыс. долларов или 75% - для кредитов свыше 100 тыс. долларов. Кроме того, уровень гарантирования может достигать 90 % для кредитов до 100 тыс. долларов по «Программе экспортного оборотного капитала» (EWCP). Для кре-

4 U.S. Small Business Administration: Fiscal Year 2010 Congressional Budget Justification. URL: http://www.sba. gov (дата обращения: 11.11.2013 г.).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 2

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / 9 1

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА J

дитов менее 50 тыс. долларов норма ссудного процента может быть несколько выше. Кредиты предоставляются для увеличения оборотных средств на срок до 10 лет, а для приобретения основных средств - на срок до 25 лет. Особое внимание в системе государственной поддержки МСП в США уделяется экспортно-ориентированным предприятиям. Количество малых предприятий, реализующих продукцию и услуги на внешних рынках, составляет около 231 тысячи. Доля экспорта МСП составляет более 30 % и превышает 343 миллиарда долларов. Государственная стратегия расширения экспорта разрабатывается Координационным комитетом развития торговли США и нацелена на развитие производства высокотехнологичных и наукоемких продуктов и услуг.

К 2035 году ставится задача увеличить долю экспорта услуг с нынешних 30 до 50 %. Для этого был разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий. Вопросами развития экспортных возможностей МСП занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, в их числе: Комитет малого бизнеса в Конгрессе США, Комитет малого бизнеса в Сенате США, Администрация малого бизнеса США, Министерство торговли США.

Наиболее широкими возможностями в поддержке и развитии экспортно-ориентированных малых предприятий обладает Администрация малого бизнеса, в которой создан Департамент международной торговли, координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей малых предприятий в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи. Особенно популярна среди предпринимателей программа «Кредиты для международной торговли», направленная на долгосрочное финансирование экспортно-ориентированных малых предприятий. Для таких предприятий SBA может гарантировать кредиты на сумму до 1,25 миллиона долларов, используемые для приобретения основных средств или привлекаемые в качестве оборотного капитала. Однако сумма кредита для пополнения оборотного капитала не должна превышать 750 тыс. долларов

Кредиты МСБ составляют лишь 26,5% от всех коммерческих кредитов в США. Начиная

с 2009 года их объем снижался и составил на конец 2011 года 607,6 миллиарда долларов США. При этом кредиты бизнесу в целом также снижались, начиная с 2009 года. Средняя процентная ставка по кредитам бизнесу существенно снизилась в 2011 году по сравнению с 2007 года - практически в 2 раза. Наиболее высокое значение ставки - 4,43%, установлено по кредитам на сумму, не превышающую 100 тыс. долларов США. Объем кредитов, обеспеченных государственными гарантиями также снижался и составил на конец 2011 года - 18,7 миллиарда долларов США (против 20,6 миллиарда долларов в 2007 году).

Для экспортно-ориентированных предприятий SBA также предлагает программу «Экспортный оборотный капитал» (Export Working Capital - EWCP). Эта программа дает возможность на получение гарантий SBA до 90 % под обеспеченный залогом кредит или на любой кредит менее 750 тыс. долларов. Срок предоставления кредита может достигать 3 лет. Финансовые возможности АМБ по развитию экспорта значительно расширяются благодаря тесному взаимодействию с «Экспортно-импортным банком США (Эксимбанк)» и другими коммерческими банками. Ежегодно около 20 % от общей суммы экспортных кредитов Эксимбанк США предоставляет сектору МСП.

Создание новых производств за рубежом требует крупных инвестиций и для этого Правительство США в 1971 году создало «Корпорацию частных зарубежных инвестиций» (Overseas Private Investment Corporation - OPIC). OPIC предлагает предпринимателям множество услуг и программ по инвестированию проектов, страхованию финансовых и политических рисков, защите инвестиций, проведению прединвестиционных исследований. В программах OPIC для малых предприятий, развивающих свою деятельность за рубежом, предоставляются инвестиционные займы от 500 тыс. до 6 миллионов долларов.

Для организуемых зарубежных кредитных институтов финансовой поддержки МСП предоставляются займы от 2 до 25 миллионов долларов.

Для оперативной информационной, консультационной и методической поддержки малых и средних экспортно-ориентированных предприятий в стране действует большое ко-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 2

г f 10 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / \

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

личество электронных сетей, в числе которых: сайт деловых связей1; сайт по оказанию помощи экспортерам2; центр поддержки экспорта3; информационная сеть правовой поддержки экспортеров4; система оценки и анализа экспортных рисков5; партнерство по технической поддержке экспорта6; сайт торгового посредничества7; федеральный сайт деловых консультаций8. Торговый портал предоставляет широкий спектр торговой информации, указывает лидеров по различным видам продаж продуктов и услуг.

Благодаря комплексной государственной поддержке, в США наблюдаются устойчивые темпы роста количества экспортно-ориентированных МСП (на уровне 10-12 % в год), при одновременном возрастании экспортных продаж примерно на 15 %.

Представляется уместным рассмотрение далее, в чем заключаются принципиальные отличия систем государственной поддержки малого бизнеса в США и в Узбекистане. В настоящее время в Узбекистане реализацией государственной политики стимулирования малого предпринимательства занимается ряд структур Министерства экономики и еще пяти министерств и ведомств. То есть отсутствует единый орган, осуществляющий централизованное стратегическое управление государственной поддержкой МП9.

Разработку, реализацию и оценку эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства осуществляют: на республиканском уровне - Министерство экономики, на региональном и местном уровнях - местные органы власти. Таким образом, качество своей работы оценивают сами разработчики (исполнители) программ.

1 Trade Link.

2 TradeNet's Export Assistance.

3 Export Assistance Center.

4 Export Legal Assistance Network.

5 Export Risk Analysis Online - EXR- Online.

6 Export Technical Assistance Partnership.

7 Trade Mission OnLine.

8 U.S. Business Advisor.

9 Курпаяниди К. И. Современные тенденции развития

предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект //Т.: Иктисодиёт. - 2010.

Ключевым направлением государственной политики стимулирования МП в США является дерегулирование. В Узбекистане с начала осуществления Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» в 2011 году функции по ограничению регулирующего воздействия (ОРВ) возложены на Министерство экономики, Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, Министерство юстиции и Прокуратуру. Оценка регулирующего воздействия - процедура, в ходе которой проекты законов, нормативных актов Президента, постановлений Правительства, ведомственных актов анализируются специалистами указанных структур для выявления положений, способствующих избыточным административным барьерам, возникновению необоснованных расходов у субъектов МП10. На наш взгляд, выше обозначенные учреждения, являясь структурным подразделением Правительства (кроме Прокуратуры), не могут объективно оценивать уровень регулирующего воздействия правительственных нормативно-правовых актов, формирующих институциональную среду малого предпринимательства, в полной мере учитывать его экономические интересы. Целесообразно создание независимого специализированного неправительственного органа по ограничению регулирующего воздействия на сектор МП, подотчетного только Президенту Узбекистана.

Таким образом, исследование опыта США свидетельствует о необходимости централизации стратегического управления сектором МП, формирования института оценки программ государственной поддержки МП, дерегулирования сферы малого предпринимательства.

Адаптация этого опыта к национальной экономике Узбекистана будет способствовать не только созданию эффективной системы стимулирования малого бизнеса, улучшению качества бизнес-среды МП, но и реализации масштабных задач стратегии модернизации.

10 Курпаяниди К.И., Кундузова К. Совершенствования системы налогообложения субъектов предпринимательства в условиях институциональной трансформации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М, 2013.-№6. - С. 129-131.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 2

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / 11

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА J

Литература:

1. Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год // Народное слово. - 2012. - 20 янв.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 г., № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2012. - № 29, ст. 328; - 2013. - № 36, ст. 477.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2011 г., № ПП-1474 «О Государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2011. - № 6, ст. 47.

4. Appendices - FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. URL: http://www.sba.gov/about-sba-info/46741(дата обращения 11.11.2013 г.).

5. Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises.-Washington,2014.

6. Об итогах социально-экономического развития Республики Узбекистан за 9 месяцев 2013 года. http://uza.uz/ru/business/25842/

7. Курпаяниди К. И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект // Т.: Иктисодиёт. - 2010.

8. Курпаяниди К.И., Кундузова К. Совершенствования системы налогообложения субъектов предпринимательства в условиях институциональной трансформации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М, 2013.-№6. - С. 129131.

9. Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий. М., 2008. URL: http://www.nisse.ru (дата обращения: 10.11.2013 г.).

10. U.S. Small Business Administration: Fiscal Year 2010 Congressional Budget Justification. URL: http://www.sba.gov (дата обращения: 11.11.2013 г.).

11. FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. URL: обращения 11.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.