Научная статья на тему 'Модернизация системы подготовки специалистов-востоковедов: вызовы, Проблемы и пути развития'

Модернизация системы подготовки специалистов-востоковедов: вызовы, Проблемы и пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / ORIENTAL STUDIES / ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT / INNOVATIONS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MODERNISATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насирова Саодат Абдуллаевна

Статья посвящена актуальным проблемам совершенствования системы подготовки специалистов-востоковедов как мультипликатора модернизации, технического и технологического обновления ключевых отраслей национальной экономики Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernisation of training system of orientalists: challenges, problems and ways of development

The article is devoted to topical problems of improvement of training system of orientalists as one of the multipliers of modernisation, technical and technological updating of key branches of national economics of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы подготовки специалистов-востоковедов: вызовы, Проблемы и пути развития»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 14 (343). Политические науки. Востоковедение. Вып. 15. С. 62-70.

С. А. Насирова

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ-ВОСТОКОВЕДОВ: ВЫЗОВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена актуальным проблемам совершенствования системы подготовки специалистов-востоковедов как мультипликатора модернизации, технического и технологического обновления ключевых отраслей национальной экономики Республики Узбекистан.

Ключевые слова: высшее образование; востоковедение; экономическое и социальное развитие; инновации; информационно-коммуникационные технологии; модернизация.

Осуществление продолжительного и устойчивого развития экономики и построение современного, демократического и всесторонне развитого общества - таковы стратегические задачи Республики Узбекистан на долгосроч-нюю перспективу.

Хорошо известно, что одним их основных генераторов построения развитого общества является система высшего образования. Материальная продукция - это не только и не столько экономика, но и высшее образование, наука и культура.

Под термином 'высшее образование' понимается подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры и т. д., обладающих систематизированными знаниями и практическими навыками, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры.

В условиях глобализации обновление знаний, подготовка специалистов с высшим образованием и переподготовка кадров становятся ключевыми факторами повышения конкурентоспособности, организации, компании, экономики и в целом нации1. По данным исследований, проведенных Гарвардским университе-

том, каждый доллар, направленный на обучение, не только повышает производительность труда работника и его оплату, но и приводит к снижению бедности, криминала, безработицы, алкоголизма, наркомании и соответствующих расходов государства2. Однако образовательные услуги - есть вид особых динамичных, гибких и дорогих услуг. Так, подсчитано, что ежегодно обновляется 4-5 % теоретических и 18-20 % профессиональных знаний. В высокотехнологичных областях период «полураспада» компетентности составляет 5-6 лет. В этой связи в развитых странах получил большое распространение девиз 'обучение в течение всей жизни'. В настоящее время почти половина населения стран Запада вовлечено в различные дополнительные образовательные программы3.

Говоря о модернизации системы высшего образования, нельзя не согласиться с мнением о том, что модернизация образования есть создание инновационной обучающей среды, сочетание учебно-познавательного, научно-исследовательского, идейно-воспитательного, практико-созидательного взаимодействия4.

В настоящей статье хотелось бы затронуть вопросы, касающиеся дальнейшего развития системы подготовки дипломированных специалистов-востоковедов в Узбекистане, прин-

ципов взаимодействия с системами высшего образования других стран, а также, каким мы бы хотели бы видеть будущих специалистов в области востоковедения.

Система высшего образования Республики Узбекистан

Система высшего образования состоит из:

• высших образовательных учреждений, реализующих образовательные и профессиональные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;

• научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для развития высшего образования;

• органов государственного управления образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций5.

Нормативную и правовую базу системы высшего образования составляют Конституция, закон Республик Узбекистан «Об образовании», указы и постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства, Национальная программа по подготовке кадров и другие документы6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов» от 20 мая 2011 г. и Постановление Правительства «О внедрении системы рейтинговой оценки высших образовательных учреждений республики» от 29 декабря 2012 г. № 371 являются еще одним проявлением постоянного внимания, уделяемого главой нашего государства совершенствованию системы высшего образования.

Высшее образование является неотъемлемой частью национального развития. Задача Правительства и общества состоит в том, чтобы высшее образование служило народным массам, полнее удовлетворяло растущие потребности государства и общества в новых высокообразованных кадрах. Дальнейшее развитие сферы высшего образования, таким образом, является одним из важных стратегических выборов нашей страны.

В 1991-2013 гг. число вузов увеличилось с 36 до 65. В Узбекистане действуют 21 университет, 42 института, 2 академии7. В Ташкенте функционируют филиалы МГУ им. М. Ломоносова, Вестминстерского университета, Сингапурского института менеджмента, Туринско-

го политехнического института, Российского государственного университета нефти и газа им. И. Губкина, Российской экономической Академии им. Г. Плеханова.

В системе высшего образования страны обучается в среднем около 350 тыс. человек8. Ежегодно дипломы вузов получают более 74 тыс. специалистов. Государственные образовательные стандарты разработаны по более чем 800 специальностям магистратуры и бакалавриата. В 2012 г. по сравнению с 2000 г. численность единовременно обучающихся в высших учебных заведениях стран увеличилась почти в два раза9. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2013-2014 учебном году» от 11 июня 2013 г. ряды студенческой молодежи пополнились на 56607 человек, в том числе на платно-контрактной основе 37487 человек и по государственным грантам - 19120 человек. Количество желающих получить высшее образование растет. По данным социологического опроса, проведенного в 2013 г. Центром «Ижтимоий фикр», каждый второй молодой респондент хотел бы получить высшее образование. 61,5 % опрошенных хотят повысить свой уровень образования. По данным Государственного центра тестирования при Кабинете Министров, в 2013 г. для поступления в высшие учебные заведения страны были поданы 480400 заявлений против 413500 в 2012 г. Конкурс на одно место в 2013 г. составил по республике 8,4 человека против 7,6 человек в 2012 г.10

Базовой предпосылкой усиления ориентации молодежи к получению высшего образования является растущий жизненный уровень населения, а также новые условия, созданные для образования. Так, в настоящее время в стране действуют 1539 новых академических лицеев и колледжей на 1,1 млн ученических мест, 9787 школ на 4,3 млн ученических мест11. «Характерной особенностью Государственного бюджета, - отметил Президент Республики Узбекистан И. Каримов, - продолжает оставаться его социальная направленность. Около 60 % государственных расходов направляется на финансирование сферы социального развития, в том числе свыше 34 % - на образование»12.

Повышение интереса молодежи к получению высшего образования также продиктовано растущим спросом на профессионально подготовленные кадры со стороны динамично

развивающейся экономики, прежде всего, промышленности, финансов и банковского сектора, торговли, ИКТ, медицины, науки и образования, строительства, транспорта и связи, сервиса, малого бизнеса и пр.

Модернизация ключевых отраслей промышленности

Несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, экономика Узбекистана в числе немногих стран в мире достигает устойчиво высоких темпов роста. За последние шесть лет годовые темпы роста ВВП страны составили более 8 %. Обеспечиваются стабильный профицит Государственного бюджета, достаточные золото-валютные резервы, внешний долг не превышает 12 % к ВВП.

Программа модернизации, технического и технологического обновления ключевых отраслей промышленности Узбекистана, ориентированная на период до 2016 г., выдвигает новые требования к квалификации кадров. Это касается, в первую очередь, автомобилестроительной, машиностроительной, электронной и электротехнической, медицинской и фармацевтической, химической, нефтехимической, горнометаллургической, легкой и текстильной промышленности, ИКТ, транспорта и комму-никаций13.

По прогнозам Министерства экономики, в ближайшие годы ожидается дальнейший стабильный рост промышленного производства, укрепление интеграционных процессов и рост иностранных инвестиций. Так, в 2012 г. объем ПИИ и кредитов, привлеченных в экономику Узбекистана, составил ^ $ 3270 млн против Ш $ 684 млн в 2006 г. или увеличился в 4,78 раза, а число предприятий с иностранным капиталом достигло 4500. Общий объем внешней торговли Узбекистан в 2012 г. составил ^ $ 26,2 млрд, что в 4,2 раза больше, чем в 2002 г. В 2013 г. в стране будет выпущено 254540 ед. автотранспортной техники, против 220000 в 2010 г., а объем продаж в эквиваленте составит Ш $ 4 млрд. Экономика Узбекистана ориентирована на дальнейшее увеличение производства товаров с высокой добавленной стоимостью14. В 2012 г. произведено свыше 1,4 млн единиц электронной и электротехнической продукции. К 2020 г. этот объем увеличиться до 4,8 млн единиц. В целом в 2011-2015 гг. в приоритетных отраслях экономики, прежде всего, производящих готовые товары с высокой добавленной стоимостью, будут реализованы проекты на общую сумму ^ $ 47,3 млрд.

По пути укрепления и углубления экономических связей

Ведущими инвесторами и торговыми партнерами Республики Узбекистан являются Китай, Республика Корея, Япония, Бангладеш, другие страны Юго-Восточной Азии. Так, объем узбекско-китайской торговли в 2012 г. составил Ш $ 3,5 млрд против ^ $ 276 млн в 1997 г. К 2017 г. узбекско-китайский товарооборот составит около Ш $ 5 млрд. Совокупные инвестиции Китая и Республики Корея в экономику Узбекистана составили около Ш $ 10 млрд. Китайские, корейские и японские компании играют активную роль в развитии новых форм экономического сотрудничества на базе Навоийской, Ангренской, Джизакской специальных индустриально-экономических зон, Навоийского международного центра логистики. Компании указанных стран участвуют в модернизации крупных объектов энергетики, промышленности строительных материалов, предприятий химической и нефтехимической промышленности. Корейские и китайские компании участвуют в сооружении и реконструкции Узбекской национальной автомагистрали, железных дорог и других крупных объектов.

Новые требования

Указанные тенденции предъявляют повышенные требования и стандарты к подготовке специалистов-востоковедов: экономистов, финансистов, юристов-международников, маркетологов, менеджеров, филологов, синхронистов-переводчиков и др. В целом дальнейшее расширение и укрепление экономических, политических, торговых, научных, культурных и иных связей Республики Узбекистан с государствами Востока и переход на индустриально-инновационную экономику требует определенного переосмысления эффективности и качества системы подготовки специалистов-востоковедов.

Очевидно, что этот подход должен быть основан на продолжении лучших традиций узбекской школы востоковедения, широком изучении передового опыта, использовании инновационных технологий. Необходимо следовать веянию времени. Ключевым фактором, определяющим актуальность этого подхода, является усиливающаяся конкуренция на мировом рынке образовательных услуг, а также между отечественными вузами.

В настоящее время внутриреспубликанская конкуренция, например, в сфере подготовки специалистов по китайской, корейской и япон-

ской филологии существует между Национальным университетом, Университетом мировых языков, Университетом мировой экономики и дипломатии, Ташкентским государственным институтом востоковедения, Самаркандским и Ферганскими университетами. Китайский язык также преподается и в других институтах и университетах. Серьезную конкуренцию национальной системе подготовки специалистов-китаеведов составляют университеты Пекина, Шанхая, Ланьчжоу, Сианя и др. Соответствующая конкуренция развивается и в сфере подготовки специалистов по арабской, вьетнамской, индийской, индонезийской, корейской, малайской, персидской, турецкой, японской экономики, истории, филологии15.

По пути повышения конкурентоспособности

Новые условия требуют разработки и реализации стратегии повышения международной конкурентоспособности вуза. Эта стратегия могла бы охватить меры по дальнейшему совершенствованию учебно-методических программ и комплексов, организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов.

В Ташкентском государственном институте востоковедения (далее ТашГИВ), например, в этих целях задействованы интегрированные образовательные программы. Создан современный контент учебно-методической работы. Активно внедряется преподавание общеэкономических дисциплин на английском языке. Регулярно проводятся мастер-классы с приглашением профессоров ведущих университетов Великобритании, Японии, Индии, Китая, Республики Корея, руководителей дипломатических учреждений, аккредитованных в Узбекистане.

Установлены и развиваются взаимовыгодные научные и образовательные контакты с Кембриджским, Пекинским, Шанхайским, Юньнаньским, Ланьчжоуским университетами, университетом Цукуба (Япония), Сеульским университетом (Корея), Делийским университетом (Индия) и др. С использованием спутниковых систем передачи цифровых данных осуществляются видеоконференции, «круглые столы», педагогические платформы Adobe Conned; с университетами Великобритании, Японии, Кореи, Китая, Малайзии, Индонезии и других стран.

Систематически проводятся тренинги с участием зарубежных профессоров, кейсы, открытие лекции. Стало традицией проведение

международных и республиканских научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по актуальным проблемам экономики, языка и литературы стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и пр. В указанных конференциях принимают участие известные ученые Германии, Российской Федерации, Казахстана, Китая, Японии, Республики Корея, Индии, Ирана, Турции, арабских стран. Материалы научных конференций, семинаров, научных публикаций ТашГИВ получили высокую оценку Шанхайского международного форума в 2013 г.

В 2010-2013 гг. более чем 30 профессоров, доцентов и другие работники ТашГИВ приняли участие в работе конференций и семинаров за рубежом. Ряд из них является приглашенными профессорами американских, английских, японских, китайских индийских, пакистанских, арабских университетов, членами Всемирной ассоциации переводчиков.

Придается большое значение вовлечению талантливой молодежи к научной работе. В этих целях создан Совет молодых ученых, объединяющий более чем 100 кандидатов и докторов наук, исследователей и др. В 2012-2013 гг. по инициативе Совета состоялись встречи молодых ученых и магистров с известными учеными Республики Узбекистан, в частности академиком А. Каюмовым, профессорами Абдухузу-ровым, Ашуровой и др. Ежегодно проводятся факультативные и общеинститутские научные студенческие конференции на иностранных языках, с приглашением магистров ведущих университетов Российской Федерации, Китая, Республики Корея и др. На базе кафедр китайской, корейской, японской индийской филологии действуют тематические и ресурсные центры. Совместно с Союзом Писателей Республики Узбекистан осуществляются работы по переводу произведений видных узбекских писателей и поэтов на китайский, корейский, японский, индонезийский, персидский, урду, хинди, бенгали, вьетнамский, пушту, турецкий и другие языки.

Усиливать идейно-воспитательную работу, повышать культурно-нравственный уровень молодежи

Современный вуз - это многофункциональное учреждение. Главная задача вуза состоит не только в подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных работодателем и обществом, но и поддержке здоровья будущих кадров, как главного элемента

трудового потенциала страны. В этой связи в вузах развивается комплекс социальных услуг, направленных на поддержание здоровья студентов (спортивная база, профилактика, качественное питание, сопуствующие услуги сервиса). Кроме того, система высшего образования в целом может быть рассмотрена как институт социализации, который передает студенту не только профессиональные знания и умения, но и общепринятые стили поведения и творческое мышление. Институт в то же время является также большой школой культуры и духовной жизни. Здесь регулярно проходят выступления студенческой художественной самодеятельности, организовываются спортивные соревнования, концерты, конкурсы, выставки, ярмарки и другие мероприятия, посвященные национальным праздникам народов Востока. Преподаватели и студенты активно участвуют в республиканских инновационных ярмарках, международных выставках. В 2010-2013 гг. 12 молодых ученых ТашГИВ стали обладателями государственных грантов по разработке новых учебников и учебных пособий. 6 новых учебников на основе ИКТ были отобраны комиссией МВССО и АН Республики Узбекистан для участия в работе ежегодной Республиканской инновационной ярмарки и получили большой пакет заказа.

За последние пять лет по линии межправительственного обмена в сфере высшего образования свыше 1000 студентов и преподавателей прошли подготовку и переподготовку в известных университетах Республики Корея, Китая, Японии, Индии, Малайзии и других стран.

Конечно, на узбекском рынке образовательных услуг (имеется в виду востоковедение) конкурентны только те продукты высшего образования, которые не противоречат нормативным и правовым актам Республики Узбекистан и которые способны оказывать благоприятное воздействие на думы и сердца широкой публики, полезны для общественного и экономического прогресса. Новые социальные условия выдвигают новые требования к системе высшего образования, формированию образованных, нравственных, эрудированных, творчески мыслящих, предприимчивых специалистов, с развитым чувством личной ответственности за судьбу страны16.

Парадигма модернизации

С точки зрения современной рыночной экономики, выпускники вуза являются товаром, а потребителями являются государственные,

общественные, коммерческие, частные и иные организации, учреждения, институты и пр. Следовательно, вузы должны разработать модель продукта, адаптированного к потребностям рынка (клиенториентированная политика). Нынешний потребитель, будь то министерство, государственная компания, банк, страховое агентство, СП или иностранная компания, коммерческая или частная организация, не хочет товар со средней характеристикой в соответствии, скажем, с государственными образовательными стандартами. Потребитель ориентирован на наем таких специалистов, которые ему нужны. Ведущие компании горнодобывающей промышленности РФ, например, при отборе специалистов исходят из соответствия программы вуза поставленным предприятием задачам, компетентности преподавателя. У последнего, по их мнению, должен быть опыт работы по нужному направлению в крупных организациях, органах исполнительной власти, надзора и контроля. В ведущих вузах развитых стран стратегическое значение сферы высшего образования состоит в абсолютном соответствии содержания, главным образом, преподавателей императивам модернизации экономики.

Под активизацией учебной деятельности следует понимать целевую деятельность профессора или преподавателя, которая направлена на разработку и использование таких приемов и методов, которые повышают интерес, стимулируют творческую активность студентов в усвоении знаний. Очень важно применение методов или форм проведения занятий, имитирующих или воспроизводящих профессиональную деятельность студентов17. В их числе ролевые игры, проектные задания, ситуационные проблемы, «learning by doing».

Практика показывает, что информационные технологии создают связи, порождающие многие нелинейности и вызывающие новых возможности в форме бифуркаций. Это, в частности, происходит под воздействием ИКТ, компьютерных программ мультимедиа, цифрового аудиовизуального оборудования, технологий в области кабельного телевидения, спутниковой связи, международной сети Интернет и внутренней сети Интранет. Таким образом, при сохранении традиционных инструментов преподаватель все больше тяготеет от транслятора знаний и навыков на менеджера учебно-познавательного процесса. Он ныне представляет собой консультанта, исследователя, воспитателя,

руководителя, менеджера. Он больше ориентирован не на то, чтобы передать накопленные знания, а на то, чтобы обучить студента самостоятельному поиску знаний и эффективному их освоению. Таким образом, перед нами стоит проблема обучения самих преподавателей новым современным методам передачи знания на базе современных технологий.

Оценка эффективности системы подготовки кадров

Оценкой эффективности квалиметрической модели системы высшего образования в целом и в рамках конкретного вуза в частности должен стать конкретный результат применения знаний и навыков, приобретенных в стенах вуза, на практике. Это может быть прием выпускников вуза по конкурсу в министерства и ведомства, государственные компании, ведущие СП и иностранные компании, работающие в Узбекистане18. Это включает разработку и внедрение выпускниками вузов или при их участии инновационных проектов по повышению производительности труда, качества продукции и услуг, продвижение товара на международные рынки и пр. В глобальном аспекте -это позитивное влияние специалиста с высшим образованием на модернизацию национальной экономики, всей общественной системы, на повышение качества жизни населения Республики Узбекистан.

Для государственных компаний, министерств и ведомств требуются специалисты-востоковеды с магистерским дипломом, с отличным знанием узбекского, русского, английского языков, обладающих продвинутыми навыками работы средствами ИКТ, с широким кругозором в области внутренней и внешней политики, страноведения, экономики. Эти специалисты должны быть трудолюбивыми, дисциплинированными, физически и нравственно здоровыми. Они должны уметь работать в коллективе, иметь высокую культуру личного поведения на работе и в быту.

Между тем, выпускник вуза - это еще не готовый специалист, способный компетентно и грамотно справляться со своими обязанностями в рамках конкретного учреждения, предприятия или производства. У начинающих специалистов слабо развито умение работать с людьми, они теряются при необходимости решать нестандартные задачи, не умеют планировать свою деятельность. Недавним выпускникам вузов недостает знаний, касающихся вопросов охраны труда и техники безопасности, эконо-

мии ресурсов, психологии, делопроизводства, юриспруденции. Есть существенные пробелы в кроссплатформенных знаниях19. Над этой ситуацией, без сомнения, нужно работать20.

Наверное, необходимо обобщить еще раз опыт становления выпускников-востоковедов ТашГИВ, работающих в МИД, МВЭСИТ, МЭ, МФ, МО, ТПП, других министерствах и ведомствах, в органах власти и управления в центре и на местах, государственных и иностранных компаниях. Нужно, по всей вероятности, разрабатывать пилотные программы производственно-технологического бакалавриата и магистратуры по соответствующим направлениям. Это позволить вести подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития ключевых отраслей промышленности и реформирования научных и исследовательских учреждений.

В создании новых программ должны участвовать технический и административный персонал крупных компаний. В этих целях было бы полезным внести в закон Республики Узбекистан «Об образовании» следующее дополнение:

- «государственные компании, крупные промышленные предприятия и объединения (работодатели) принимают участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». Правительство Республики Узбекистан могло бы рассмотреть вопросы более широкого привлечения представителей компаний к управлению системой высшего образования, например, разрешить им входить в состав ректората или научного Совета при университетах.

В целях дальнейшего укрепления финансового положения вуза можно было бы рассмотреть поэтапное внедрение услуг по бизнес-консалтингу для государственных и частных компаний, работающих с компаниями стран ЮВА, Ближнего Востока. Для студентов, которые работают в таких проектах, они становятся новой формой образования. В образовательном формате проект не может быть неудачен: даже если бизнеса не получилось, он протащил через себя десятки студентов, которые благодаря этому получили гораздо более серьезные компетенции, чем если бы им рассказали про все это на лекциях. Словом, эта система дает обратный поток и прямых, и косвенных денег21.

Современный быстро изменяющийся мир ставит перед узбекской школой востоковедения совершенно новые задачи. Страны Вос-

тока, начиная от Юго-Восточной Азии, где сформирована одна из самых динамично развивающихся центров мирового производства, финансов (Япония, Китай, Гонконг, Сингапур и др.), Южной Азии (Индия, Пакистан и др., представляющие крупные рынки), Западной Азии (Турция, Иран, богатые природными ресурсами государства арабского мира и др.), занимают важное место во внешнеполитических и внешнеэкономических связях Республики Узбекистан. Таким образом, сегодня специалист-востоковед востребован как аналитик, маркетолог, эксперт банко-финансового, торго-во-коммерческого сектора.

Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Перед системой подготовки квалифицированных специалистов-востоковедов стоят важные задачи дальнейшего повышения уровня и эффективности учебно-воспитательной работы, с тем чтобы выпускники полнее отвечали современным требованиям глобализации, информатизации, модернизации ключевых отраслей промышленности страны.

2. Стратегия модернизации высшего образования в целом и системы подготовки специалистов-востоковедов должны быть ориентирована на стандарты YI-го технологического уклада (нано, гено, робо, эко, крио), наступление которого ожидается к 2020 г.

Примечания

1 По оценкам Всемирного Банка, человеческий капитал в развитых странах обеспечивает около 60 % прироста ВВП. Доля вклада человеческого потенциала в национальном богатстве развитых стран доходит до 70-80 %. Образование является одним из фундаментальных показателей развития человеческого капитала и в развитых странах давно превратилось в ведущий фактор экономического роста. Подсчитано, что каждая единица затрат на эту сферу дает отдачу на уровне 1,7-1,9 единиц произведенного ВВП. США, Канада, Франция, Великобритания, Венгрия, Польша и Прибалтийские страны тратят на образование от 5,3 до 6,5 % ВВП. СМ.: Федорова, М. В. Образовательные услуги и их типология // Проблемы соврем. экономики. 2011. № 3. С. 334-336.

2 Contemporary Capitalism and its Crisis : Social, Structure of accum. theory for 21 Cent. / T. Mc. Donoughu, M. Reich, D. Rots. Cambridge Univ. Press, 2010.

3 Из опыта ряда компаний США следует, что каждые вложенные в образование US $ 35 тыс. приносят прибыл в US $ 1 млн.

4 Поставной, А. Принципы модернизации подготовки инновационно-ориентированных специалистов в сфере сервиса // Проблемы соврем. экономики. 2012. № 4. С. 358-360.

5 Закон Республики Узбекистан «Об образовании» // Ведомости Олий Мажлис Респ. Узбекистан. 1997. № 9. Ст. 225.

6 Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров» в редакции от 9 апр. 2007 г. № ЗРУ-87 и закона Республики Узбекистан от 29 авг. 1997 г. № 463-1; Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 г. № ПП-1533 «О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов».

7 В 2012 г. в РФ насчитывалось 115 вузов, а в США - около 3000. См.: Образование в Узбекистане : баланс спроса и предложения // Национальный доклад о человеческом развитии. Ташкент : ПРООН, 2007-2008. 204 с.

8 Число студентов вузов на каждые 10000 жителей составляет в Японии - 233, Германии -240, Великобритании - 276, США - 445 и в РФ - 495 человек. См.: Федорова, М. В. Образовательные услуги...

9 Образование в Узбекистане.

10 URL : www/gazeta.uz/2012/07/22/ dtm.

11 Saidova, G. Social economic development of the Republic of Uzbekistan. Taskent, 2013.

12 Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Современное жилищное строительство как локомотив комплексного развития и преобразования села, улучшения качества жизни населения» 17.04.2013.

13 В быстрорастущих областях, например, в сфере пассажирских перевозок воздушным транспортом остро чувствуется нехватка пилотов и других специалистов. В настоящее время, пишет журнал «Эксперт», дефицит квалифицированного летного персонала в российских авиакомпаниях составляет 1200 ед., а к 2018 г. этот дефицит возрастет до 2500 человек. В ближайшие годы Россия, где темпы роста пассажирских перевозок стабильно растут на 1415 % ежегодно, будет вынуждена привлекать пилотов, например из Белоруссии, Казахстана, предлагая им ежемесячно 10-15 тыс. долл. США. См.: Эксперт. 2013. № 6 (838).

14 В ведущих странах доля науки, образования, наукоемких технологий в ВВП достигает 95 %. См.: Иванов, С. Инновационный потенциал предпринимательства как фактор развития хозяйственной системы / С. Иванов, В. Галенко // Проблемы соврем. экономики. 2012. № 4. С. 142-145.

15 Образовательные услуги предоставляют вузы 129 государств. 32 % всех иностранных студентов учатся в США. Ежегодные совокупные доходы вузов США от экспорта знаний сопоставимы с объемом внешней торговли Республики Узбекистан. 16 % иностранных студентов учатся в Великобритании, 11 % в Германии, 20 % в других странах ЕС, Канаде, Швеции, Японии. Доля РФ на мировом рынке образовательных услуг составляет 2 %. См.: Федорова, М. В. Образовательные услуги... С. 334-336.

16 В 1997-1998 гг., когда экономика Республики Корея понесла тяжелейшие потери и страна оказалась в критическом положении, корейские граждане, в частности, студенческая молодежь, пожертвовала в трудную для Родины минуту последними материальными ценностями. См.: China's Contemporary Culture : Dream and Pursuit. Beijing, 2003. Р. 249.

17 По мнению И. Ильина, «метод есть живое, ищущее движение к предмету, творческое приспособление к нему, "исследование", "изобретение", вживание, вчувствование в предмет, нередко импровизация, иногда перевоплощение». См.: Проблемы соврем. экономики. 2012. № 4 (44).

18 В этом плане в Республике Узбекистан осуществляется комплекс мероприятий по аттестации профессорско-преподавательского состава вуз, определение рейтинга вуз и пр.

19 Финансово-экономический кризис, охвативший мир, показал, что уровень компетентности большой части персонала компаний даже ведущих государств остается низким. Проблема связана с общей слабостью интеллектулаьно-квалификационной подготовки специалистов. Оказалось, что во многих странах предпочтение отдавалось специалистам узкого профиля и не поддерживалась политика расширения междисциплинарных знаний. Нельзя не отметить, что пока имеет место расхождения между запросами, предъявляемыми к качеству высшего образования, и реальными уровнем подготовки кадров. В целях сокращения такого разрыва американские вузы, например, предлагают студенту большое количество сравнительно небольших курсов из разных областей

знаний (по выбору). В то же время основной формой занятий является лекция. Кроме лекций, студенты обязаны посещать семинарские и лабораторные занятия. В течение семестра студент выполняет несколько письменных самостоятельных работ. Понятие учебных групп в них не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Индивидуальный подход к обучению реализуется через разнообразные форм самостоятельной работы на основе персональных программ, соответствующим их личным интересам и профессиональным установкам.

20 Постановлением Кабинета Министров от 10 июля 2013 г. внесены изменения в Государственный образовательный стандарт высшего образования, направленные на повышение научного потенциала кадров, подготавливаемых в магистратуре, а также обеспечение приема в магистратуру абитуриентов, способных вести научную деятельность и глубоко владеющих иностранными языками. Перераспределен и общий объем учебного времени. Сокращено теоретическое обучение, а предпочтение отдано научной деятельности - 50 %. В ее рамках научно-исследовательской работе и подготовке диссертации магистрант должен посвящать 70-75 % времени, отведенного для научных изысканий.

21 Уральский государственный университет (РФ), например, планирует повысить в 2016 г. объем прямых денежных поступлений от бизнес-проектов до 500 млн р.

Список литературы

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Современное жилищное строительство как локомотив комплексного развития и преобразования села, улучшения качества жизни населения» 17.04.2013.

2. Глебова, Н. Интегрированный маркетинговый подход в формировании системы коммуникаций вуза / Н. Глебова, А. Барановский, О. Лейнвебер // Проблемы соврем. экономики. 2011. № 4 (20). С. 328-330.

3. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» // Ведомости Олий Мажлис Респ. Узбекистан. 1997. № 9. Ст. 225.

4. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров» в редакции от 9 апр. 2007 г. № ЗРУ-87 и за-

кона Республики Узбекистан от 29 авг. 1997 г. № 463-1.

5. Иванов, С. Инновационный потенциал предпринимательства как фактор развития хозяйственной системы / С. Иванов, В. Галенко // Проблемы соврем. экономики. 2012. № 4. С. 142-145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Минцберг, Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА : пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2008. С. 41.

7. Модернизация образования и безопасность государства // Экономист. 2013. № 1. С.70-75.

8. Образование в Узбекистане : баланс спроса и предложения // Национальный доклад о человеческом развитии. Ташкент : ПРООН, 2007-2008. 204 с.

9. Поставной, А. Принципы модернизации подготовки инновационно-ориентированных специалистов в сфере сервиса // Проблемы соврем. экономики. 2012. № 4. С. 358-360.

10.Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 г. № ПП-1533 «О ме-

рах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов».

11.Стрекалов, П. Профессиональная подготовка современных менеджеров в условиях стандартов третьего поколения:проблемы и пути решения // Проблемы соврем. экономики. 2011. № 4 (20). С. 412-215.

12.Федорова, М. В. Образовательные услуги и их типология // Проблемы соврем. экономики. 2011. № 3. С. 334-336.

13.China's Contemporary Culture : Dream and Pursuit. Beijing, 2003.

14.Contemporary Capitalism and its Crisis : Social, Structure of accum. theory for 21 Cent. / T. Mc. Donoughu, M. Reich, D. Rots. Cambridge Univ. Press, 2010.

15.Saidova, G. Social economic development of the Republic of Uzbekistan. Tashkent, 2013.

16.URL : http://www.flp.com.cn.

17.URL : www/gazeta.uz/2012/07/22/ dtm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.