Научная статья на тему 'Основные этапы осуществления глобальных преобразований в области образования в Узбекистане'

Основные этапы осуществления глобальных преобразований в области образования в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1579
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимова Мохигул Рустамовна, Шарафиддинова Дилноза Фахриддин Кизи

В данной статье авторы раскрывают преобразования, которые происходят в системе образования, дали сравнения старой и вновь вводимой в республике Узбекистан системы непрерывного образования, указали главную цель, компоненты Национальной модели подготовки кадров на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халимова Мохигул Рустамовна, Шарафиддинова Дилноза Фахриддин Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы осуществления глобальных преобразований в области образования в Узбекистане»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В

УЗБЕКИСТАНЕ Халимова Мохигул Рустамовна, преподаватель Шарафиддинова Дилноза Фахриддин кизи, студентка

Кокандский государственный педагогический институт, Узбекистан

В данной статье авторы раскрывают преобразования, которые происходят в системе образования, дали сравнения старой и вновь вводимой в республике Узбекистан системы непрерывного образования, указали главную цель, компоненты Национальной модели подготовки кадров на современном этапе.

С обретением Республикой Узбекистан независимости все сферы нашей жизни стали претерпевать глубокие изменения. Эти изменения потребовали адекватной перестройки всей системы образования, изменения целей, задач, содержания деятельности образовательных учреждений и органов управления ими. У истоков национального и духовного развития личности стоит школа. В своей книге «Узбекистан свой путь обновления и прогресса» Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов пишет, что «... конечной целью должно стать построение сильного демократического правового государства и гражданского общества, с устойчивой рыночной экономикой, открытой внешней политикой. Только такое общество может гарантировать достойную жизнь народа Узбекистана, его права и свободу, обеспечить возрождение национальных традиций и культуры, духовно-нравственное развитие человека как личности». Эти задачи невозможно выполнить без учителя, без новой национальной школы. За годы независимости в вопросах народного образования произошли большие изменения. Принят ряд документов по образованию. Среди них первая Конституция (8 декабря 1992 г.), Закон «Об образовании» (1997 г.), Национальная программа по подготовке кадров (1997 г.). Эти документы поставили задачи: изменить содержание работы средней школы, создать национальную школу, которая будет строить учебно-воспитательную работу на основе общечеловеческих ценностей и национально-культурных традиций исторического опыта узбекского народа. Закон «Об образовании» (1997 г.) определил целью образования развитие интеллектуального и научного потенциала республики, формирование всесторонне развитой свободной личности, осознающей ответственность перед обществом, семьей, государством. В ст. 3 «Об образовании» названы «Основные принципы государственной политики в области образования»: гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; научной, светский характер системы образования, общедоступность образования в пределах государственных стандартом; поощрение образованности и таланта и др. Первой и основной задачей, стоящей перед современной школой, является общее среднее образование

(ст. 12, Закон «Об образовании»). Согласно ст. 7 в республике устанавливаются государственные стандарты образования, учебные заведения могут выбрать свой вариант учебного плана, свою программу, но стандарт в них должен быть единым. Иными словами, цель образования одна, но пути достижения могут быть разные. Гуманистический и демократический характер обучения и воспитания (ст. 3) предполагает гуманитаризацию содержания образования, которая должна обеспечить развитие устной и письменной речи, понимание людей, историческое мышление, разумное отношение к природе. Демократизация образования - обеспечить всем и каждому доступ к достижениям культуры, в раскрытии способностей детей, учета национальной и культурной специфики. Принцип одаренности и таланта (ст. 3). Для реализации этого принципа сложилась целостная система работы с талантливыми, способными детьми и молодежью. Для работы с одаренными детьми принята программа «Обеспечение поиска, воспитание и обучение одаренных детей»; ежегодные слеты одаренных детей; телевизионный конкурс «Уйла, изла, топ»; одаренным стипендии: президентские, фондов М.Улугбека, «СоFлом авлод учун», «Фонд Форум» и др. С 1992 г. победители республиканской олимпиады зачисляются в вузы без тестовых испытаний.

Национальная программа по подготовке кадров (1997 г.) является стратегической основой в осуществлении государством кадровой политики, будет служить делу развития целостной системы подготовки на всех уровнях высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, формирования общественно-активной личности.

Схема 1

Сравнение старой и вновь вводимой в Республике Узбекистан системы непрерывного образования

а) старая система образования

Дошкольное Базовое Общее Начальное и Высшее Послевузовское Повышение

образование образование среднее среднее образование образование квалификации,

(до 7 лет) (1-9 классы) образование профессиональное переподготовка

(10-11 классы) образование кадров

б) вновь вводимая система непрерывного образования (1997)

Дошкольное Общее Трехгодичное Высшее Послевузовское Повышение

образование среднее среднее образование образование квалификации,

(до 6-7 лет) образование специальное, переподготовка

(1-9 классы) профессиональное образование кадров

Преемственность и непрерывность программ обучения

- Общеобразовательные программы

- Профессиональные образовательные программы

В старой системе образования нарушено единство общеобразовательных программ и преемственности профессиональных образовательных программ, поэтому появились эти «разрывы».

Цель национальной программы - коренное реформирование сферы образования, создание Национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров. Реализация цели предусматривает решение следующих задач: реформирование системы образования; формирование конкурентной среды в области образования и подготовки кадров; увязка системы образования и подготовки кадров с проводимыми в обществе преобразованиями; разработка и внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания; внедрение объективной системы оценки качества образования и подготовки кадров; создание нормативной, материально-технической и информационной базы, обеспечивающей требуемые уровень и качество образования и т.д.

Президент нашей страны Ислам Каримов в ходе работы над Национальной программой по подготовке кадров назвал в качестве примера две страны. Это Япония и США. За последние 50 лет Япония вошла в когорту самых высокоразвитых стран мира. На чем основан такой прогресс? Основным фактором успеха явилась совершенная образовательная система, а также формирование у молодежи ВЕРЫ в отечественную систему образования. Япония за счет интеллектуального потенциала находится в элите мировой экономики. США - одно из сильнейших государств мира. Однако в достижении своих вершин они использовали другие возможности. Америка, в основном, привлекала высококвалифицированные кадры, интеллектуальные силы из других государств. Подытоживая опыт других стран, Президент Узбекистана подчеркнул, что в подготовке кадров мы пойдем своим особым и принципиально новым путем.

Главная цель нашей Национальной модели подготовки кадров - совершенная, гармонично развитая личность и высококвалифицированный специалист.

Основные компоненты Национальной модели подготовки кадров: личность - главный субъект и объект системы подготовки кадров, потребитель и производитель образовательных услуг. Государство и общество -гаранты подготовки и востребованности кадров, осуществляющие регулирование деятельности и контроль за функционированием системы образования и подготовки кадров. Непрерывное образование - основа подготовки квалифицированных конкурентоспособных кадров, включающая в себя все виды образования, государственные образовательные стандарты, структуру и среду функционирования. Наука - производитель и потребитель высококвалифицированных специалистов, разработчик передовых педагогических и информационных технологий. Производство - основной заказчик, определяющий потребность в кадрах, а также требования к каче-

ству и уровню их подготовленности, участник финансирования и материально-технического обеспечения системы подготовки кадров.

Четкая целевая направленность, широкомасштабность, строгая логическая взаимосвязь параметров, прагматичность и реальность механизмов трансформации старой системы в новую, внутренняя целостность Национальной модели, составляющей сердцевину нашей Национальной программы по подготовке кадров, являются ее принципиальной отличительной чертой от других моделей, существующих в мире. В отличие от большинства других государств в нашей стране практически весь груз осуществления задач, поставленных Национальной программой по подготовке кадров, НЕСЕТ ГОСУДАРСТВО. Государство - главный инициатор и гарант осуществления Национальной программы. Международный симпозиум в Австралии (1998 г.) «Проблемы образования в XXI веке в Азиатско-Тихоокеанском регионе», посвященный перспективам развития образования подчеркнул, что специальные государственные программы, нацеленные на развитие образования в XXI веке, существуют только в двух странах - США и Узбекистане.

Особого внимания заслуживает трехлетнее базовое специальное образование, следующее после 9 класса ... новый тип средних специальных профессиональных учебных заведений дает ... возможность для освоения двух-трех современных профессий ... На Западе еще нет подобных учебных заведений (Ф. Фанфанелли, профессор, проректор Болонского университета, Италия).

Список литературы

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Речь Президента на XI сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан 29 августа 1997 года. - Т.: Узбекистан, 1997.

2. Закон Республики Узбекистан «Об образовании»// Гармонично-развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Т.: Шар^, 1997.- С.20-30.

3. 3.Национальная программа по подготовке кадров// Гармонично-развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Т.: Шар^, 1997.- С.31-63.

4. Комментарий к федеральному закону ОТ 5 МАРТА 1999 Г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Горохов А.А., (постатейный) / А. А. Горохов, Д. А. Вавулин, А. С. Емельянов. Москва, 2012. Сер. Busines's court

5. Увеличение уставного капитала по закрытой подписке в акционерных обществах, Горохов А.А., Право и экономика. 2010. № 6. С. 21-25.

6. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, Горохов А.А., Право и экономика. 2009. № 7. С. 36-42.

7. Особенности взыскания заработной платы перед работниками в рамках действующего законодательства, Горохов А.А., Право и экономика. 2009. № 9. С. 41-43.

8. Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, Горохов А. А., Право и экономика. 2009. № 6. С. 58-61.

9. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг, на которые не распространяется требование о раскрытии информации в форме ежеквартальных отчетов, Горохов А.А., Право и экономика. 2009. № 5. С. 42-46.

10. Роль представителя работников при рассмотрении дел о банкротстве, Горохов А. А., Право и экономика. 2008. № 11. С. 52-54.

11.Правовые основы договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг, Вавулин Д. А., Горохов А.А., Право и экономика. 2007. № 3. С. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.