Научная статья на тему 'Система непрерывного образования Узбекистана'

Система непрерывного образования Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4162
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / качество образования / виды образо-вания / непрерывное образование / принципы непрерывного образования / националь-ная модель / education system / education quality / types of education / continuous ed-ucation / principles of continuous education / national model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тайлаков Норбек Исакулович

В докладе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а также политика по реформированию сферы образования как ключево-го звена, проводимого курса реформ и обновления общества как необходимое и обя-зательное условие демократических преобразований в стране, устойчивого развития экономики, интеграции республики в мировое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the existing system of continuous education of Uzbekistan, as well as the policy on reforms in the field of education, as the core of conducted course of re-forms and renovations of the society, as necessary and obligatory condition of democratic transformations in the country, sustainable development of economy, and integration of the republic in world community.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного образования Узбекистана»

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА

Н. И. Тайлаков

В докладе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а также политика по реформированию сферы образования как ключевого звена, проводимого курса реформ и обновления общества как необходимое и обязательное условие демократических преобразований в стране, устойчивого развития экономики, интеграции республики в мировое сообщество.

The paper analyzes the existing system of continuous education of Uzbekistan, as well as the policy on reforms in the field of education, as the core of conducted course of reforms and renovations of the society, as necessary and obligatory condition of democratic transformations in the country, sustainable development of economy, and integration of the republic in world community.

Ключевые слова: система образования, качество образования, виды образования, непрерывное образование, принципы непрерывного образования, национальная модель.

Key words: education system, education quality, types of education, continuous education, principles of continuous education, national model.

После обретения независимости Узбекистан выбрал свой собственный путь развития - путь масштабных реформ, направленных на строительство демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества. Не осталось в стороне и одно из основных направлений государственной политики Узбекистана -образование.

На 9-й сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан (29 августа 1997 г.) в докладе «Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана» Президент Узбекистана И. Каримов поднял вопросы реформирования образования и подготовки кадров: «Забота о подрастающем поколении, стремление воспитать здорового, гармонично развитого человека - это наш национальный характер. Каждый человек, живущий на этой священной земле, на протяжении всей жизни борется, трудится, не жалеет сил, чтобы вырастить своих детей образованными и добродетельными, увидеть их счастье и благополучие». А этого, как известно, можно достичь лишь в образованном и воспитанном обществе. Образование провозглашено приоритетным направлением в политике государства. Ярким тому доказательством явилось принятие в 1997 г. двух основных документов: Закона «Об образовании» Республики Узбекистан и «Национальной программы по подготовке кадров» и тем самым создание «узбекской модели образования».

Реформы в сфере образования и воспитания направлены, во-первых, на позитивное воздействие на социально-политический климат; во-вторых, на нахождение человеком своего места в жизни; в-третьих, на формирование свободной, самостоятельно мыслящей личности; в-четвертых, на полную реализацию потенциала человека; в-пятых, на воспитание гармонично развитых людей, обладающих общими и специальными знаниями, современным мировоззрением, людей с высоким сознанием, чистыми помыслами, верных наци-

140

ональным и общечеловеческим ценностям, готовых создать сильное гражданское общество. Национальная модель и программа - это стратегически продуманная, научно обоснованная модель (концепция), которая очень чутко воспринимает тенденции и нюансы социально-экономического развития страны.

Принципами непрерывного образования являются приоритетность, демократизация, гуманизация, гуманитаризация, национальная направленность, неразрывность обучения и воспитания, выявление одаренной и талантливой молодежи.

В соответствии с Национальной программой по подготовке кадров, образование в стране реализуется в следующих видах: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование. Как видим, главная особенность этой модели - непрерывность образования, т. е. человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Данная программа создает эффективный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют уважение к личности, раскрытие способностей и творческого потенциала; формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, физическое и духовное развитие; прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

Будет уместно привести мнения зарубежных специалистов об этой программе, высказанных в рамках международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», проходившей в Ташкенте 17 февраля 2012 г., в которой приняли участие представители многих крупнейших международных организаций и финансовых институтов. В частности, профессор Сеульского политехнического колледжа Пан Хван сказал, что «Национальная программа по подготовке кадров Узбекистана получила признание в мировом сообществе и становится объектом всестороннего изучения. По своему содержанию она охватывает все этапы непрерывного образования, реализуя принцип передовых систем - образование через всю жизнь. Но глобальной идеей программы является, на наш взгляд, то, что она будет основным фактором качественного рывка в социально-экономическом развитии республики в новом веке». Президент Международной академии наук высшей школы В. Шукунов (Россия) отметил, что «разработка Национальной программы по подготовке кадров - глубоко научный, новаторский подход к решению проблемы. Опыт Узбекистана в реализации государственной политики в реформировании системы образования, безусловно, станет своеобразным «ноу-хау» Президента Ислама Каримова. Это «экспортная технология», которая может быть использована в странах со схожими социально-экономическими, демографическими условиями, культурноисторическими традициями и обычаями».

Отличительной особенностью Национальной программы по подготовке кадров является введение в систему непрерывного образования как самостоятельных и обязательных ступеней девятилетнего общего среднего и трех-

141

летнего среднего специального, профессионального образования, которые обеспечивают преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным программам. Молодые люди имеют возможность добровольно выбирать направления двух типов трехлетнего специального образования исходя из своих способностей и желаний: академический лицей или профессиональный колледж. Академический лицей дает среднее специальное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное, профильное, дифференцированное, профессионально ориентированное обучение с учетом возможностей и интересов учащихся. В академических лицеях обучающиеся имеют возможность учиться по избранному ими направлению обучения (гуманитарные, точные, естественные науки, филология и искусство). Профессиональный колледж дает среднее специальное, профессиональное образование в рамках соответствующего государственного образовательного стандарта, обеспечивает углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, обретение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.

Таким образом, создаются условия для совершенствования получения знаний молодежью, приобретения ими определенной профессии или специальности. Получение учащимися 12-летнего общего и среднего специального, профессионального образования гарантируется государством. Это обеспечивает их социальную защиту в условиях рыночной экономики.

В высшем образовании осуществлен полный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру. Бакалавриат - одно из направлений получения базового высшего образования. Магистратура - высшее специальное образование по конкретной специальности, которое продолжается в течение двух лет на основе степени бакалавра.

Прием студентов в высшие образовательные учреждения осуществляется путем определения уровня знаний абитуриентов по результатам тестовых испытаний и других дополнительных творческих экзаменов, определяемых в установленном порядке. Обучение в высших образовательных учреждениях производится за счет государственных грантов и на платноконтрактной основе.

Список литературы

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» // Гармонично развитое поколение -основа прогресса Узбекистана. - Ташкент: Шарк, 1997.

2. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров». -Ташкент: Шарк, 1997.

3. Каримов И. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана - Ташкент, 1997.

4. Бегимкулов У. Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан. - Ташкент, 2010.

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.