ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДОШКОЛЬНОМУ
ВОСПИТАНИЮ
Мухамедиева Сайёра Ренатовна, к.пед.н.,
доцент кафедры «Дошкольного образования»
Кокандский государственный педагогический институт, Узбекистан
В данной статье раскрываются содержание и основные направления в профессиональной вузовской здоровьесберегающей подготовки специалистов по дошкольному воспитанию, являющиеся важным условием формирования высококвалифицированных специалистов.
С момента приобретения суверенитета Республикой Узбекистан Президент И.А. Каримов отмечал, что «несмотря на все трудности переходного периода, мы сегодня должны думать о тех, кто придет вместо нас - о молодежи, о детях. Мы должны думать об их духовном развитии и физическом здоровье, здоровье людей, здоровье нации».
В профессиональной подготовке студентов факультета педагогики и психологии в условиях социально-экономического развития суверенной Республики Узбекистан важное значение приобретает знание программ «За здоровое поколение», «Здоровое поколение» и «Год здоровья», «Год семьи» и «Год здорового ребёнка» в основе которых лежит охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, а также не меньшее значение имеют изучение содержания всех учебных предметов, связанных с решением этой проблемы.
Выступая на заседании Республиканской комиссии по координации и контролю за выполнением государственной программы «Год здорового ребёнка»(2014 год), Президент Республики Узбекистан подчеркнул необходимость укрепления здоровья ребенка в период от года до 5-6 лет, так как этот период имеет самое важное значение в его умственном и физическом развитии. Во время формирования сознания детей в центре внимания должен стоять вопрос их правильного воспитания, создания условий для получения ими необходимых в жизни знаний.
Принятая в республике Национальная программа по подготовке кадров в разделе «Направления реформирования непрерывного образования» декларирует «совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания обучающихся на всех уровнях образования».
В этой связи гигиеническое воспитание, формирование гигиенической воспитанности и подготовленности в реализации профессиональной деятельности студентов факультета педагогики и психологии является важным условием формирования высококвалифицированного специалиста, наделенного лучшими личностными качествами, осуществляющего воспитание всесторонне развитой личности ребенка. Воспитатель, прежде всего, должен быть воспитанным.
Следовательно, осуществлять гигиеническое воспитание детей - это значит уметь анализировать и оценивать уровень гигиенической воспитанности и физического развития детей, формулировать задачи гигиенического воспитания, определять первостепенные из них с учётом уровня развития детей, выбирать целесообразные в данной педагогической ситуации формы, методы и средства приобретения знаний, умений и навыков по охране и укреплению здоровья, найти место их применения в воспитательном процессе, сравнить достигнутые результаты с исходными данными и поставленными целями, обеспечивать последовательное формирование личности своих воспитанников.
Для того, чтобы будущий выпускник мог осознавать стоящие перед ним задачи гигиенического обучения и воспитания детей, место и значимость его в общей системе воспитания и формировании своей личности и личности ребенка, необходимо определить следующие основные направления в профессиональной вузовской здоровьесберегающей подготовке специалистов по дошкольному воспитанию, а именно:
- вооружение студентов глубокими знаниями по основам теории и методики гигиенического воспитания, формирование их мотивационной сферы, связывающей гигиеническую воспитанность с профессиональной подготовкой;
- формирование личностных качеств - целеустремленность, активность, ответственность, дисциплинированность;
- знание гигиенических умений и навыков, включенных в программу «Болажон»( «Ребёнок» 2010й.);
- усиление внимания к вопросам, связанным с формированием ответственного отношения к укреплению здоровья, пропагандой здорового образа жизни, к систематическим занятиям физическими упражнениями, играми, спортом;
- развитие организаторских способностей в проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Таким образом, гигиеническое воспитание студентов следует рассматривать как последовательное, систематическое приобретение здоровьесбе-регающих знаний, их трансформацию в повседневную практическую жизнь через сознательные поступки и активное поведение, направленное на охрану собственного здоровья и здоровье окружающих.
Эффективная деятельность личности по реализации норм гигиены в различных ситуациях осуществляется в результате формирования соответствующих научных знаний, приобретаемых в процессе образования, которые следует рассматривать как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования - обучение в системе различных учебных заведений.
Гигиеническое воспитание и образование студентов - это процесс накопления научных знаний о здоровой жизни и труде, а также навыков и умений по гигиеническому самовоспитанию и санитарной самодеятельности,
что должно стать важным аспектом профессиональной подготовки учителей (В. А. Сластенин). В свою очередь, это рождает понятие «подготовленность», отражающее уровень усвоения комплекса знаний, навыков и умений для выполнения определенной деятельности, уровень зрелости личности к практическому использованию приобретенного теоретического багажа (К.С. Шодиева, 1986; С.М. Просецкая, 1985; Н. М. Шакирова, 1993; Н. Амбарцумян, 1992).
Современные этнические и этнокультурные процессы, происходящие в республике Узбекистан, диктуют необходимость, во-первых, обучения ребёнка правилам поведения на основе традиционно сложившихся норм, а, во-вторых, формирования убеждений в необходимости охраны своего здоровья и здоровья окружающих, выработке позиции личности, рассматривающей свое здоровье не только как личное, но и общественное достояние (Т. С. Усманходжаев, 1996; Ф. Ходжаев, 1996; М. Таирова, 1992).
Таким образом, каждый студент должен знать, что задача будущих педагогов-воспитателей состоит в том, чтобы помочь семье воспитать достойную смену, уберечь родителей от неудач в воспитании детей. Многогранная работа детского сада с родителями приносит большую пользу: растет авторитет десткого сада и самих родителей, повышается их медико-педагогическая грамотность и чувство ответственности за воспитание здорового, гармонически развитого ребенка (У. Отавалиева, 1994).
В профессиональной подготовке студентов обращается внимание на то, что в процессе формирования здоровья, воспитания и развития детей дошкольного возраста родителям и педагогам необходимо:
- помнить о том, что ребёнок - уникальная личность и следует ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
- в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
- педагогам - прививать детям безграничное уважение к родителям, которые дали ему жизнь;
- родителям - внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы;
- педагогам учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
- родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассмотреть их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и образовательных учреждениях;
- родителям и педагогам - проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок и т.п.), восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
- родителям и педагогам - проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при гигиеническом воспитании и обучении детей;
- регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
-создавать в детском саду и семье атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга ( Н. Г. Доронова, 1999; Г. Н. Сердюковская, 1990).
В процессе вузовской подготовки студенты усваивают, что гигиеническое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания подрастающего поколения. Оно тесно связано с другими сторонами воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью товарищей), трудовым и эстетическим (соблюдение гигиенических требований, формирование навыков самообслуживания), а также с умственным (обогащение представлениями и формировании убеждений). (Г. К. Зайцев, 1997; А. Атаев, 1994; А. Г. Зарубина, 1998).
В реализации гигиенического воспитания, независимо от возраста вос-питуемых, важное значение приобретает целенаправленная работа по формированию духовно богатой, нравственно зрелой, интеллектуально развитой личности, с жизненной позицией, основанной на высоких, общечеловеческих ценностях, а также работа по воспитанию у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, умения сохранять свое здоровье, так как в настоящее время наблюдается увеличение числа заболеваний, связанных с пребыванием детей в детских садах, школах, лицеях и колледжах (В. П. Войтенко,1991; Д. Н. Давиденко, 1996).
Анализ результатов опытно-педагогической работы показал высокую эффективность разработанной программы гигиенического воспитания, методических рекомендаций, использованных форм и интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов по дошкольному воспитанию.
Список литературы
1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана// Собр.соч.Т.6.стр.305-327.1997.
2. Каримов И.А. Здоровое поколение - будущее нашей страны// Собр.соч.Т.8.стр.87-99.1998.
3. Амбарцумян Н. Педагогические условия формирования воспитательных умений у будущих учителей: Автореферат дис.канд.пед.наук - Ереван, 1992.стр.17.
4. Валеология: Программа для студентов педагогических университетов по дисциплинам медико-биологического цикла. - Новосибирск, 1996. стр.56.
5. Шарипова Д.Д. и др. Гигиеническое воспитание малышей. - Т., 1997.
6. Мухамедиева С.Р. Азбука здоровья// В серии «Семейная библиотека».- Ташкент, 2000. 32 с.
7. Комментарий к федеральному закону ОТ 5 МАРТА 1999 Г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Горохов А.А., (постатейный) / А. А. Горохов, Д. А. Вавулин, А. С. Емельянов. Москва, 2012. Сер. Busines's court
8. Увеличение уставного капитала по закрытой подписке в акционерных обществах, Горохов А.А., Право и экономика. 2010. № 6. С. 21-25.