Научная статья на тему 'Основные направления здоровьесберегающей подготовки специалистов по дошкольному воспитанию'

Основные направления здоровьесберегающей подготовки специалистов по дошкольному воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедиева Сайёра Ренатовна

В данной статье раскрываются содержание и основные направления в профессиональной вузовской здоровьесберегающей подготовки специалистов по дошкольному воспитанию, являющиеся важным условием формирования высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамедиева Сайёра Ренатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления здоровьесберегающей подготовки специалистов по дошкольному воспитанию»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДОШКОЛЬНОМУ

ВОСПИТАНИЮ

Мухамедиева Сайёра Ренатовна, к.пед.н.,

доцент кафедры «Дошкольного образования»

Кокандский государственный педагогический институт, Узбекистан

В данной статье раскрываются содержание и основные направления в профессиональной вузовской здоровьесберегающей подготовки специалистов по дошкольному воспитанию, являющиеся важным условием формирования высококвалифицированных специалистов.

С момента приобретения суверенитета Республикой Узбекистан Президент И.А. Каримов отмечал, что «несмотря на все трудности переходного периода, мы сегодня должны думать о тех, кто придет вместо нас - о молодежи, о детях. Мы должны думать об их духовном развитии и физическом здоровье, здоровье людей, здоровье нации».

В профессиональной подготовке студентов факультета педагогики и психологии в условиях социально-экономического развития суверенной Республики Узбекистан важное значение приобретает знание программ «За здоровое поколение», «Здоровое поколение» и «Год здоровья», «Год семьи» и «Год здорового ребёнка» в основе которых лежит охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, а также не меньшее значение имеют изучение содержания всех учебных предметов, связанных с решением этой проблемы.

Выступая на заседании Республиканской комиссии по координации и контролю за выполнением государственной программы «Год здорового ребёнка»(2014 год), Президент Республики Узбекистан подчеркнул необходимость укрепления здоровья ребенка в период от года до 5-6 лет, так как этот период имеет самое важное значение в его умственном и физическом развитии. Во время формирования сознания детей в центре внимания должен стоять вопрос их правильного воспитания, создания условий для получения ими необходимых в жизни знаний.

Принятая в республике Национальная программа по подготовке кадров в разделе «Направления реформирования непрерывного образования» декларирует «совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания обучающихся на всех уровнях образования».

В этой связи гигиеническое воспитание, формирование гигиенической воспитанности и подготовленности в реализации профессиональной деятельности студентов факультета педагогики и психологии является важным условием формирования высококвалифицированного специалиста, наделенного лучшими личностными качествами, осуществляющего воспитание всесторонне развитой личности ребенка. Воспитатель, прежде всего, должен быть воспитанным.

Следовательно, осуществлять гигиеническое воспитание детей - это значит уметь анализировать и оценивать уровень гигиенической воспитанности и физического развития детей, формулировать задачи гигиенического воспитания, определять первостепенные из них с учётом уровня развития детей, выбирать целесообразные в данной педагогической ситуации формы, методы и средства приобретения знаний, умений и навыков по охране и укреплению здоровья, найти место их применения в воспитательном процессе, сравнить достигнутые результаты с исходными данными и поставленными целями, обеспечивать последовательное формирование личности своих воспитанников.

Для того, чтобы будущий выпускник мог осознавать стоящие перед ним задачи гигиенического обучения и воспитания детей, место и значимость его в общей системе воспитания и формировании своей личности и личности ребенка, необходимо определить следующие основные направления в профессиональной вузовской здоровьесберегающей подготовке специалистов по дошкольному воспитанию, а именно:

- вооружение студентов глубокими знаниями по основам теории и методики гигиенического воспитания, формирование их мотивационной сферы, связывающей гигиеническую воспитанность с профессиональной подготовкой;

- формирование личностных качеств - целеустремленность, активность, ответственность, дисциплинированность;

- знание гигиенических умений и навыков, включенных в программу «Болажон»( «Ребёнок» 2010й.);

- усиление внимания к вопросам, связанным с формированием ответственного отношения к укреплению здоровья, пропагандой здорового образа жизни, к систематическим занятиям физическими упражнениями, играми, спортом;

- развитие организаторских способностей в проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Таким образом, гигиеническое воспитание студентов следует рассматривать как последовательное, систематическое приобретение здоровьесбе-регающих знаний, их трансформацию в повседневную практическую жизнь через сознательные поступки и активное поведение, направленное на охрану собственного здоровья и здоровье окружающих.

Эффективная деятельность личности по реализации норм гигиены в различных ситуациях осуществляется в результате формирования соответствующих научных знаний, приобретаемых в процессе образования, которые следует рассматривать как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования - обучение в системе различных учебных заведений.

Гигиеническое воспитание и образование студентов - это процесс накопления научных знаний о здоровой жизни и труде, а также навыков и умений по гигиеническому самовоспитанию и санитарной самодеятельности,

что должно стать важным аспектом профессиональной подготовки учителей (В. А. Сластенин). В свою очередь, это рождает понятие «подготовленность», отражающее уровень усвоения комплекса знаний, навыков и умений для выполнения определенной деятельности, уровень зрелости личности к практическому использованию приобретенного теоретического багажа (К.С. Шодиева, 1986; С.М. Просецкая, 1985; Н. М. Шакирова, 1993; Н. Амбарцумян, 1992).

Современные этнические и этнокультурные процессы, происходящие в республике Узбекистан, диктуют необходимость, во-первых, обучения ребёнка правилам поведения на основе традиционно сложившихся норм, а, во-вторых, формирования убеждений в необходимости охраны своего здоровья и здоровья окружающих, выработке позиции личности, рассматривающей свое здоровье не только как личное, но и общественное достояние (Т. С. Усманходжаев, 1996; Ф. Ходжаев, 1996; М. Таирова, 1992).

Таким образом, каждый студент должен знать, что задача будущих педагогов-воспитателей состоит в том, чтобы помочь семье воспитать достойную смену, уберечь родителей от неудач в воспитании детей. Многогранная работа детского сада с родителями приносит большую пользу: растет авторитет десткого сада и самих родителей, повышается их медико-педагогическая грамотность и чувство ответственности за воспитание здорового, гармонически развитого ребенка (У. Отавалиева, 1994).

В профессиональной подготовке студентов обращается внимание на то, что в процессе формирования здоровья, воспитания и развития детей дошкольного возраста родителям и педагогам необходимо:

- помнить о том, что ребёнок - уникальная личность и следует ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;

- в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;

- педагогам - прививать детям безграничное уважение к родителям, которые дали ему жизнь;

- родителям - внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы;

- педагогам учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;

- родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассмотреть их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и образовательных учреждениях;

- родителям и педагогам - проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок и т.п.), восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;

- родителям и педагогам - проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при гигиеническом воспитании и обучении детей;

- регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;

-создавать в детском саду и семье атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга ( Н. Г. Доронова, 1999; Г. Н. Сердюковская, 1990).

В процессе вузовской подготовки студенты усваивают, что гигиеническое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания подрастающего поколения. Оно тесно связано с другими сторонами воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью товарищей), трудовым и эстетическим (соблюдение гигиенических требований, формирование навыков самообслуживания), а также с умственным (обогащение представлениями и формировании убеждений). (Г. К. Зайцев, 1997; А. Атаев, 1994; А. Г. Зарубина, 1998).

В реализации гигиенического воспитания, независимо от возраста вос-питуемых, важное значение приобретает целенаправленная работа по формированию духовно богатой, нравственно зрелой, интеллектуально развитой личности, с жизненной позицией, основанной на высоких, общечеловеческих ценностях, а также работа по воспитанию у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, умения сохранять свое здоровье, так как в настоящее время наблюдается увеличение числа заболеваний, связанных с пребыванием детей в детских садах, школах, лицеях и колледжах (В. П. Войтенко,1991; Д. Н. Давиденко, 1996).

Анализ результатов опытно-педагогической работы показал высокую эффективность разработанной программы гигиенического воспитания, методических рекомендаций, использованных форм и интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов по дошкольному воспитанию.

Список литературы

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана// Собр.соч.Т.6.стр.305-327.1997.

2. Каримов И.А. Здоровое поколение - будущее нашей страны// Собр.соч.Т.8.стр.87-99.1998.

3. Амбарцумян Н. Педагогические условия формирования воспитательных умений у будущих учителей: Автореферат дис.канд.пед.наук - Ереван, 1992.стр.17.

4. Валеология: Программа для студентов педагогических университетов по дисциплинам медико-биологического цикла. - Новосибирск, 1996. стр.56.

5. Шарипова Д.Д. и др. Гигиеническое воспитание малышей. - Т., 1997.

6. Мухамедиева С.Р. Азбука здоровья// В серии «Семейная библиотека».- Ташкент, 2000. 32 с.

7. Комментарий к федеральному закону ОТ 5 МАРТА 1999 Г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Горохов А.А., (постатейный) / А. А. Горохов, Д. А. Вавулин, А. С. Емельянов. Москва, 2012. Сер. Busines's court

8. Увеличение уставного капитала по закрытой подписке в акционерных обществах, Горохов А.А., Право и экономика. 2010. № 6. С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.