Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
дошкольников
Шарипова Дилара Джуманиязовна, Шахмурова Гульнара Абдуллаевна, Таирова Мапрат
Ташкентский государственный педагогический университет им.Низами, Ташкент
Ключевые слова:
здоровьесберегающие технологии, обучение, дошкольное образование
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательной среде ДОУ является весьма актуальной проблемой и рассматривается как комплексная система воспитательно-образовательных, коррекционных и профилактических мероприятий, реализуемой в процессе взаимодействия воспитанника и воспитателя, ребенка и родителей, дошкольника и медицинского работника. Данная система рассматривается как непрерывное и последовательное взаимодействие родителей, медиков, педагогов, психологов и других, призванных осуществлять здоровьесберегающую деятельность в дошкольных учреждениях, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей [1]. В Узбекистане на протяжении ряда лет ведется целенаправленная и последовательная работа по сохранению здоровья матери и ребенка, начиная с внутриутробного периода, о чем свидетельствует провозглашение: 1999г -Год женщин; 2000г -Год здорового поколения; 2001г -Год матери и ребенка; 2005г- Год здоровья; 2008г - Год молодежи; 2010г- Год гармонично развитого поколения; 2014г-Год здорового ребенка; 2016г-Год здоровой матери и ребенка. В государственных программах принятых соответственно посвященному году, поставлены задачи, направленные на формирование здорового и гармонично развитого поколения, охрану семьи, материнства и детства. В этой связи основной целью наших исследований явилось изучение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, о значимости физического и психического здоровья человека; воспитание умения беречь и укреплять свое здоровье, выработать навыки здоровьесберегающего поведения. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи: - воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; - развивать умения и навыки для сохранения психического и физического здоровья; -проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников; -выработать у дошкольников понимание смысла здорового образа жизни и ценности здоровья, а также ценности жизни других людей. Согласно литературным данным, различают медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, социально-психологические, здоровьесберегающие технологии, которые включают ряд компетенций. В частности медико-профилактические технологии включают: прогулки, витаминизацию, прививки, кварцевание, точечный массаж и закаливание. В свою очередь, физкультурно-оздоровительные технологии составляют: зарядка, физкультминутки, подвижные игры и прогулки. Технология социально-психологического благополучия ребенка обеспечивается диагностикой и консультацией, социальной деятельностью, коррекционной работой. И наконец, технология здоровьесберегающего просвещения родителей включает родительские консультации; спорт и оздоровительные праздники, а также наглядный материал [2]. В ходе наших исследований было показано, что успешная реализация этих задач медико-педагогическим коллективом дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) может быть осуществлена при эффективном внедрении здоровьесберегающих технологий, включающих комплекс оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий. Нами было подтверждено предположение, что личностно-ориентированное обучение детей, предусматривающее повышение здоровьетворческого потенциала детей, способствует осознанному отношению к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, а также диктует необходимость осуществлять деятельность по созданию необходимых здоровьесберегающих условий [3,4]. В процессе реализации разработанной нами программы мы пришли к научно-обоснованным выводам о том, что основными компонентами
здоровьесберегающей технологии являются; аксиологический направленный на осознание детьми необходимости вести здоровый образ жизни; гносеологический, связанный с приобретением здоровьесберегающих знаний и умений; здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, формирующих систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования физиологических систем организма; экологический, существенно влияющий на физическое здоровье и духовное развитие; физкультурно-оздоровительный компонент, направленный на повышение двигательной активности, закаливание и повышение адаптивных возможностей организма, что отмечалось в ранее выполненных исследованиях [5]. В результате проведенных нами опытно-педагогических исследований было установлено, что на повышение качества образования и улучшение здоровья детей ДОУ, влияет использование здоровьесберегающих, оздоровительных технологий, а также технологии обучения и воспитания культуры здоровья. В ходе исследований было принято во внимание, что в контексте здоровьесбережения немаловажную роль призвана сыграть технология создания предметно-развивающей оздоровительной среды в ДОУ. Создание и реализация здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в ДОУ представило возможность воспитывать позитивное осознанное отношение к нововведениям, направленных на расширение кругозора дошкольников в плане понимания влияния факторов среды на здоровье и на формирование здорового образа жизни, повышение познавательной мотивации к сохранению и укреплению здоровья, предупреждение негативного воздействия окружающей среды на развитие и работоспособность, формированные потребности в повышении потенциала здоровья и в поиске резервов сохранения здоровья. Развивая у детей творческую активность в здоровьесбережении, медико-педагогический коллектив ДОУ способствовал успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умения логично реализовывать знание о факторах, влияющих на здоровье, о возникновении и распространении заболеваний и об их предупреждении. При этом немаловажное значение приобретает готовность воспитателей к реализации здоровьесберегающей деятельности и применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, предполагая наличие у воспитателей необходимых медико-гигиенических знаний, профессионально-педагогические практические навыки по здоровьесбережению воспитанников, креативный потенциал субъекта здоровьесбережения, умение формировать здорового образа жизни. Эти критерии служат ориентирами при определении уровней готовности педагогов ДОУ к здоровьесберегающей деятельности и применению здоровьесберегающих технологий. Таким образом, внедрение в повседневную жизнь ДОУ последовательной здоровьесберегательной политики, основанной на применении инновационных здоровьесберегающих технологий, несомненно, будет способствовать воспитанию здорового поколения, осознающего ценность здоровья и важность его сбережения.
Список литературы:
1. Коротаева Е.В. 2006. Педагогические взаимодействия и технологии: монография. - М.: «Академия», 256 с.
2. Сократов Н.В. 2005. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб.пособие. - М.: Сфера. 224 с.
3. Гаврюгина Л.В. 2008. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие /Л.В.Гаврюгина. М.: ТЦ. Сфера. 160 с.
4. Безруких М.М. 2004. Здоровьесберегающая школа /М.М.Безруких. - М.- 240 с.
5. Смирнов Н.К. 2006. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов.- М.: АРКТИ, 308 с.